16+
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
Больше новостей
Больше опросов

Бюджетная система России выстроена так, что муниципалитеты будут всегда экономить на качестве архитектуры

Городские власти получили больше архитектурных полномочий – чего теперь ждать

Бюджетная система России выстроена так, что муниципалитеты будут всегда экономить на качестве архитектуры
Фото siapress.ru

С 1 марта в России вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс. Они расширяют полномочия муниципальных властей по воздействию на конкретные архитектурные решения новых и реконструируемых зданий. Вроде бы это хорошо – главный архитектор действительно может стать главным архитектором. Но есть проблема – и она заключается в самом строении бюджетной системы в России. Подробно об этом рассуждают ведущие проекта «О чем говорят» Дмитрий Щеглов и Тарас Самборский.

Д.Щ.: Меня зовут Дмитрий Щеглов. Мы продолжаем. Тарас Самборский на связи. В первой части поговорили про несчастный «ЧВК Редан», который получил, скажем так, внимания и ажиотажа гораздо больше, чем заслуживает. Так что, посмотрите, если интересно, какие у этого причины, какие бы вы сами для себя выявили, может быть, вы с нами согласитесь, пишите в комментариях.

Сейчас поговорим про архитектуру, но в несколько новом разрезе. Мы много обсуждали вопросы, связанные с архитектурными властями, как много на них завязано и как много от них зависит. Но только с 1 марта 2023 года вступили в силу поправки в закон «О градостроительном кодексе». Там говорится, что в очень большом количестве случаев муниципальные власти, которые несут архитектурные функции, могут действовать не только на какие-то базовые параметры новых зданий, которые появляются на их территории, но, собственно, на архитектурные решения. Вот это очень интересно.

Воспользоваться этим можно будет не сейчас, скорее всего, спустя полгодика, потому что еще будут вырабатываться различные нормы, различные правила, как все это дело подстроить, но это в принципе то, о чем мы говорили: о том, что главный архитектор должен быть главным архитектором, и он должен влиять на именно архитектурные решения. Как ты думаешь, как это будет применимо в Сургуте, и какие потенциалы это открывает?

Т.С.: Во-первых, ведь все это существует и в действующем законодательстве. Я имею в виду право и возможность муниципалитета регулировать и, собственно, определять архитектурный облик возводимых сооружений в муниципалитете. Поэтому уповать на то, что изменение законодательства теперь каким-то образом развяжет нашим творческим и рвущимся в полет муниципалитетам, мне кажется, преждевременно, честно говоря. Вообще, я боюсь, что, с одной стороны эта законодательная инициатива является пустой декларацией, а с другой стороны — ловушкой для муниципалитетов.

Объясню, почему: что в рамках существующего законодательного пространства РФ, в рамках существующего бюджетного законодательства, бюджетных процессов, может любой муниципалитет в области архитектуры и градостроительства? Например, построить театр, набережную, аэропорт, речной вокзал, планетарий, университет, плавательный олимпийский бассейн, спортивный центр, большой парк? Может ли это муниципалитет сделать на муниципальные деньги? Вот экономически. На какую-то часть муниципальных денег он это сделать может. Мы это понимаем.

Д.Щ.: Да.

Т.С.: А практически? Практически это невозможно. Он пойдет за федеральными деньгами или в субъект Федерации ближайший или в федеральное правительство по какой-нибудь программе. То, что мы наблюдаем, как активно город Сургут использует этот механизм, либо он пойдет и туда и туда. Когда он идет за федеральным финансированием на осуществление федерального проекта? Какие подзадачи он перед собой ставит? Ставит ли он задачу... Вот прям на вскидку, перед нами карта нашей необъятной Родины, мы берем пальцем в любой муниципалитет тыкаем... Ставит перед собой задачу... Ну давай на каком-нибудь понятном всем примере: университетский кампус. Нормально? Или там театр. Ставит задачу привлечь лучшего архитектора для того, чтобы на вверенной территории появилось выдающееся архитектурное здание.

В списке техзаданий, которые формулирует муниципалитет, которые он готовит для презентации, чтобы получить деньги, на каком месте будет эта позиция? Мы понимаем, что не на первом. Потому что на первом месте будет найти миллиард, два, три, десять. А поскольку таких просителей множество, ты должен каким-то образом смету на сметные работы сокращать для того, чтобы у тебя шанс на получение денег увеличился. За счет чего происходит подобная оптимизация? Конечно же, за счет привлечения качественных архитекторов, и работу будут делать доступные архитекторы по сходной цене.

Мы даже не обсуждаем коррупционную составляющую, что проект будут рисовать карманные архитекторы, фирмы, учрежденные женами и прочими родственниками чиновниками. Допустим, даже это не так. Как дальше оптимизируется? А дальше оптимизируется просто все. И большинство подобных проектов, на которые муниципалитеты выпрашивают федеральные деньги у федерации и у субъекта федерации, они обрезаются, обсекаются, как кочан капусты, в итоге там кочерыжка какая-то остается. Все это в 95% случаев по стране.

И в Сургуте мы это тоже наблюдаем. Потому что мы с тобой это как-то уже обсуждали: за 30 лет любое выдающееся архитектурное сооружение в Сургуте. Только, пожалуйста, без «Вершины». Да? Потому что муниципалитет к ней не имеет ни малейшего отношения. И даже имея уже теперь возможность иметь к этому отношение, он не применяет никаких действий. Вот. Ни одного здания, просто ни одного за деньги муниципалитета или за деньги субъекта федерации, ни одного выдающегося архитектурного сооружения. Все. И так вот это происходит.

А теперь посмотрим на другое. Развяжет ли руки новый закон муниципалитетам в изменении своего подхода к архитектурной политике? Я, честно говоря, не вижу никаких оснований. То есть отношение муниципалитета к архитектурному облику будет по-прежнему таким вот прагматично-тщедушным, что ли. То есть, да, у нас будут улицы, бульвары, тротуары, может быть, даже велосипедные дорожки, может быть, даже мы научимся делать безбарьерную среду, мы будем делать скверики, парки. Это, в общем-то, любимое занятие любого муниципалитета, потому что сквер и парк – это, в общем-то, легкая работа: ты берешь кусок земли или, еще лучше, готовый природный лес, проводишь там определенную реновацию и вот у тебя готовый парк, и себе в зачет поставишь.

А именно когда мы рассуждаем об архитектуре – тут уже трудная работа, тут трудная интеллектуальная профессиональная работа. Я не вижу предпосылок в сегодняшнем бюджетном и законодательном устройстве России, чтобы чиновники вдруг начали творить. Вот если бы этот закон обязывал муниципалитеты на 10 любых строек, которые они вносят в свой Генплан, закладывают в бюджеты своих территорий, например, 3 минимум строились только как выдающиеся архитектурные сооружения, тогда бы я к этому закону поприсматриввался.

А теперь посмотрим, что могут, безусловно, и очень легко, и без всякого спроса у субъекта федерации, у федерального правительства делать муниципальные архитектурные власти? Они могут успешно делать одну вещь — банковать землей. Я использую глагол «банковать», он, конечно, не понравится чиновникам, но по сути это банкование землей. Давайте будем употреблять более политкорректный глагол, например, распоряжаться земельными ресурсами муниципалитета.

Как распоряжается большинство местных строительных властей этими ресурсами? Ровно два направления. Первое: массовая жилищная застройка — пресловутые человейники. Второе — это бесконечные «шанхаи», и в лучшем случае где-то возникают более-менее прилично выглядящие ТЦ. Как правило, «шанхаи», я имею в виду, вот эти вот черкизовские рынки, черкизоны, купцы. Собственно, все. Еще ларьки — это святое, это понятно. Вот, собственно, весь функционал любой архитектурной власти на сегодня.

И закон, который мы с тобой обсуждаем, что он сегодня позволит чиновникам с 1 марта? А ничего. Они начнут сюда Ле Корбюзье сюда звать для строительства планетария? Ничего подобного. По-моему, этого просто не произойдет. Мы наблюдаем некоторое улучшение средовой архитектурной политики в некоторых регионах. Мы это обсуждали. Та же Москва, Краснодарский край, Казань, Белгород, немножко Питер, Тюмень, немножко Екатеринбург, немножко что-то там по Золотому кольцу, но это в рамках организации туристического потока. Это на всю страну. Нет, понятно, есть еще там в некоторых миллионниках определенные улучшения. Именно потому, что это миллионники – раз, и это областные центры – два, и очень часто это какая-то зависимость региона от своего выдающегося выходца, он как бы позволяет организовать процесс таким образом, в том числе финансово, обращать внимание правительства на свою территории. Как, например, Саратов. Из Саратова же у нас Володин?

Д.Щ.: Да.

Т.С.: Тюмень – Собянин. Это понятные вещи. Вот и все. Вот там пытаются использовать другой подход к архитектурной политике. Города попроще, а Сургут – это город попроще, не смотря на то, что он, все-таки, для страны имеет стратегическое значение, но во всех остальных смыслах это город попроще, и архитектурная политика будет, по-прежнему, проводиться попроще. Вот мы о чем говорим.

Д.Щ.: Да.

Т.С.: Возведение новых школ – это будет попроще. Строительство новых садиков — это попроще. А когда в этих проектах будет предусмотрен аж плавательный бассейн, какой-нибудь фасад из отделочных материалов аж четырех цветов – это чиновники будут называть достижением, мол, мы же изменили. Как во времена Дмитрия Попова, не знаю уж, это он так придумал или так случилось, но эти все 30-этажные жилые дома в Сургуте стали облицовываться не одноцветной бледно розовой керамической плиткой, а добавили туда синенького немножко, где-то красненького. И у нас администрация города тогда бегали, они радовались, они ликовали, они изменили архитектурный облик города.

Кстати вот, как мы с тобой в предыдущем проекте говорили в отношении молодежных организаций, которые, в общем-то, не вызывают никакой общественной угрозы, но некоторые чиновники будут борьбу с этими молодежными организациями специально капитализировать и выдавать как какое-то большое личное, профессиональное достижение. Вот в архитектурной области мы наблюдаем ровно то же самое: минимальный отход от совершенно заурядного с 60-х годов строительно-архитектурного подхода будет выдаваться как прорыв, как изменение политики. А сущностно, если брать конкретно Сургут, местная архитектурная власть не сможет пробить несколько чисто архитектурных проектов, которые бы сделали город другим, которые бы работали на брендирование города, на привлечение в город туристов из соседних населенных пунктов, из нашего и из соседних регионов.

Собственно, вот так видится эта ситуация. Может быть, я в чем-то ошибаюсь. Может быть, сейчас там нам департамент архитектуры скажет, что нет, вот новый закон нам конкретно позволяет, например, переселить, не знаю, сургутский краеведческий музей или картинную галерею в такие и такие вот здания, и эти здания нам построит, не знаю, архитектурное бюро из топ-100 аланеты. ОК. Может быть. Но я боюсь, что подход остается местечковым.

Возможно, только лишь... Еще раз говорю, вот этот закон свалит на муниципалитеты ответственность за какие-то процессы, например, вы не обеспечили, не знаю, там парковочные места, норму мест, или норму по озеленению, или норму доступной безбарьерной среды. Вот в этом плане у вас же теперь развязаны руки, скажет Москва, условно, а вы вот этого не обеспечили. А субъект федерации тоже будет отмазываться, что закон впрямую дал вам полномочия, а вы их не используете. А использовать полномочия, еще раз, заканчивая, они не смогут, потому что на нормальные проекты деньги нужно просить в других местах, денег на всех не хватает, и, соответственно, все эти, так называемые потенциальные проекты будут упрощаться.

Все, что может местная власть сделать, это распоряжаться местной землей. Насколько она может ей распоряжаться, мы итак, без всяких новых законов прекрасно видим. Мы это видим, где осуществляется важный социальный проект: школа, мост, набережная, парк, там власть более-менее действует, отрабатывает деньги и отчитывается по всем цепочкам о проделанной работе, а где надо подойти к какому-то проекту с нуля, у власти не хватает ресурсов профессиональных, интеллектуальных, финансовых, организационных. И никакой закон не даст ей эти ресурсы, потому что бюджет у страны остается прежним.

Д.Щ.: Да. Ну что ж, ладно, посмотрим, как будут архитекторы из разных регионов, городов пользоваться этим законом. Может быть, у кого-то что-то хорошее получится, а, может быть, и нет. Так или иначе, подписывайтесь на наши YouTube-канал и Telegram-канал, читайте нас непосредственно на siapress.ru. Мы с вами прощаемся до новой недели. Тогда снова встретимся и снова поговорим о том, что было интересного. До свидания!

Т.С.: Спасибо всем, друзья! Всем пока!



11 марта 2023 в 16:44, просмотров: 3437, комментариев: 1


Комментарии:
Alkonowa1ow
Вообще-то архитектор в переводе с греческого- это Главный Строитель. Могут сразу мне возразить, мол Главный Строитель в Сургуте- это Николай Каллиникович Сторожук. И в Нефтеюганске он Главный Строитель. И в Ханты-Мансийске тоже. И даже в Белгороде и немножко в Подмосковном Зеленограде- Андреевке.
Почему так затерли Главного архитектора города? Основная причина - деньги. У «Сибпромстроя» есть ДСК-1, есть свой проектный институт, есть свои десяток строительно-монтажных «Сибпромстроев» и есть очень и очень большие деньги. «Сибпромстрой»- это системообразующая строительная компания и вот скоро получит в очередной раз господдержку.
Короче, «Сибпромстрой» и есть Главный Строитель города Сургута и его окрестностей.
Почему же так получилось? Почему условный «Сибпромстрой» стал Главным строителем города? А Главный Архитектор города стал лишь заместителем Департамента градостроительства и архитектуры?
Так получилось.
Новые полномочия муниципальных архитекторов , которые вступят с 1 марта 2023 года, вряд ли что-то изменят значительно в распределении весовых категорий между архитекторами и их оппонентами Главными строителями города. Новые полномочия муниципальных архитекторов должны быть подкреплены или финансовыми ресурсами или дополнением статей Уголовного Кодекса (в жестком варианте) или Административного Кодекса (в мягком варианте). Короче, новые полномочия муниципальной архитектурной власти в виде поправок Градостроительного Кодекса должны дополняться и «пряниками», и «дубиной». Тогда с архитектурной, как и с любой властью будут считаться. Без наличия этих Приложений в виде «дубины и мятных пряничков» через районного и городского Главного архитектора пройдут мимо, как мимо телеграфного столба, не заметив его присутствия.
Нет, конечно все мы люди, все мы человеки и Главный архитектор тоже может шелестеть своими бумажками. Но не более того.
Но под шелест бумажек Главного архитектора в городе за всю его историю не родилась ни одного стоящего архитектурного здания, которое бы украсило город, которое было бы не стыдно показать гостям города.
И поправки в Градостроительный Кодекс вряд что-то изменят в архитектурном облике города. Бюджет города расписан до копейки. И даже реставрация зданий, которые определяют лицо города в бюджете города не предусмотрена. Опять же возьмём в качестве примера Тюмень. Там выделили 600 млн рублей на превращение ул. Дзержинского в исторической части города в пешеходную улицу. «Качельки» там поставят всякие оригинальные и прочие атрибуты пешеходной улицы. Фасад здания «сталинки» по ул. Володарского, 47 оброс лесами, а это значит фасад этого здания отреставрируют. Ну и тд и тп.
Работа по реставрации и сохранению исторического, культурного и архитектурного наследия - это тоже одно из главных направлений работы Главного архитектора города. В Сургуте в этом направлении «тишь и гладь, да божья благодать». Нечего как бы в городе и сохранять и реставрировать. «А на нет и суда нет», вернее денег под это направление архитектурной деятельности. Вот так и получилось, что городу скоро 430 лет, а Главный архитектор отошёл от направления реставрации и сохранения исторического наследия многовекового города.
Отошёл Главный архитектор города и от концепции реставрации Сургутского железнодорожного вокзала. Дал добро на снос его.
Все лакомые пятна городской земли распределены. Но в них не нашлось места ни новому театру, ни планетарию, ни картиной галерее, ни даже городскому автовокзалу. Почему?
Так получилось.
Набережная города строится в пойме реки по протоке Кривуля, как берегоукрепление. А почему не по естественному высокому берегу вдоль улиц Гагарина и проспект Набережный?
Так получилось.
Почему город, стоящий на реке не имеет городского пляжа, лодочной станции и стоянки для маломерных судов?
Так получилось.
И наконец. Почему в черте города нет ни одного автомобильного моста через Обь, который мог бы дать толчок для освоению Левобережья Оби?
По-моему архитектурной власти у Главного архитектора города Сургута всегда во все времена было более, чем достаточно.
Просто в советские временна Главных архитекторов прогибали во имя великих строек, бушевавших в городе. Иначе партбилет на стол и конец карьере Главного архитектора.
В нынешние времена Главные архитекторы города сами прогибаются перед могущественными застройщиками города. Сами прогибаются перед региональными чиновниками, которые решают задних как, где и что строить в Сургуте.
А нагибают они Главных архитекторов города под Главного застройщика Сургута и Югры - «Сибпромстрой» и иже с ними.
Это они нагибают Главных архитекторов города: «Что вам ничего не нужно» или «А зачем вам то-то и то-то?».
Это они, чиновники из Правительства Югры, решают все за Главного архитектора города, не давая ему денег на проектирование и строительство театров, планетариев, музеев, спортивных арен и так далее от ведущих архитекторов России и мира. «Вершина» исключение потому как, ее строил частный инвестор и региональных денег там нет ни гроша. Как «Дворец тенниса» построил Александр Рязанов на деньги Сургутского ГПЗ. Как и «Дворец искусств» построил Владимир Богданов на деньги ПАО «СНГ».
Поэтому новые полномочия, данные поправками Градостроительным Кодексом РФ Главным архитекторам городов Югры при старых подходах региональных чиновников: нагибать и определять архитектурную политику городов в Югры ничего нового для развития архитектурного облика городов Югры не дадут.
Будет попрежнему господствовать серость и архитектурная безликость.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт

	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL
	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL

	array(0) {
}
	array(0) {
}
	NULL

Топ 10

  1. ​В отставку ушел ветеран госслужбы Югры Александр Скурихин. Куда он переходит, и что будет с департаментом внутренней политики 764
  2. ​В Тюменской области реализуют импортозамещающий проект по производству чековой термоленты 598
  3. ​В Тюменской области стартовали ремонтные дорожные работы 566
  4. ​Уютная среда убежала от дикарей 556
  5. ​Из Тюмени отправился второй добровольческий отряд для проведения работ в зоне паводка 546
  6. ​Соревнования по триатлону IRONSTAR впервые пройдут в Тюмени 540
  7. ​Крыльцо мэрии Сургута отремонтируют за 20 млн рублей 509
  8. ​Мотоциклист наехал на 12-летнюю девочку в Югре 382
  9. ​Тренер из ХМАО получила условный срок за ЧП с ребенком в бассейне 378
  10. ​Строительство новой подстанции стартовало в Белом Яру 362
  1. Депутат Госдумы предложил ввести в школах уроки целомудрия 4763
  2. ​Чистый источник 2231
  3. ​Купаться в ХМАО можно лишь в пяти водоемах 2150
  4. ​Костры рыбацкие горели… 2141
  5. Время, вперёд! 1988
  6. ​СберСтрахование объединила защиту от кибератак и экорисков в одном полисе 1986
  7. ​Рейсов из Сургута в Сочи станет больше 1789
  8. Имя нового мэра Сургута станет известно 1 июля 1698
  9. Сургутян приглашают на «Ночь музеев» в исторический парк 1644
  10. ​Сургутянин погиб во время пожара на дачном участке 1627
  1. ​Как отпразднуют День Победы в Сургуте 13984
  2. Короткая рабочая неделя начнется в ХМАО с небольшого плюса и северного ветра 5926
  3. ​17-летний вартовчанин подозревается в убийстве мужчины 5883
  4. ​Рыбаки, сворачивайте сети — в Югре начинается весенний нерест 5470
  5. ​Экс-мэр Сургута стал советником Комаровой 5400
  6. ​Чье имя всуе 5397
  7. ​В Пыть-Ях приехали участники «Битвы экстрасенсов» 5300
  8. Депутат Госдумы предложил ввести в школах уроки целомудрия 4763
  9. Однако начиналось всё с маслобойки… 4615
  10. ​В Сургуте «Яндекс Карты» начали показывать движение автобусов 4202