Продолжаем публиковать подборки урбанистических фишек, которые придумали в разных частях света, и можно было бы их применить в Сургуте. Предыдущий выпуск можете почитать по ссылке. Поехали.
«Привет!»
Первая фишка связана не столько с городскими пространствами, сколько с людьми – собственно, а для кого еще это все делается? Суть в том, что, несмотря на большие массы народа, обитающие в городах, одной из важных проблем современного социума стало одиночество. Там, где это признается на официальном уровне, местные власти пытаются инициировать проекты по созданию новых социальных связей.
Например, в шведском Лулео проблему констатировали, изучили, и запустили социальную рекламу, призывающую незнакомых людей чаще здороваться друг с другом. Она так и называется: «Säg hej!», или «Поздоровайся!». Вообще установка горизонтальных социальных связей на уровне тех же соседских сообществ – это большое подспорье для того, чтобы решать множество проблем и вопросов.
Любишь кататься? Иди катайся
Как выяснилось, для Амстердама достаточно продолжительные холода, способные хорошенько подморозить местные каналы, бывают не каждый год. Но когда они бывают, и лед оказывается крепким – народ выходит туда кататься на коньках.
Знаком ли вам город, через который протекает река, и даже не одна, и замерзают эти водоемы с завидной регулярностью? Чаще, чем в Амстердаме. Почему это огромное и при этом явно очень надежно замороженное водное пространство не используется городом вообще никак – загадка.
Найти себе место
Следующая фишка – пожалуй, на «вырост», когда в Сургуте уже будет четко и безо всяких сбоев функционировать приложение, отслеживающее путь общественного транспорта. В Дрездене пошли по этому пути несколько дальше – там можно не просто смотреть, когда на твою остановку придет какой-нибудь автобус или трамвай, но и оценить его загрузку. Для этого в каждую единицу общественного транспорта над дверями установили датчики, которые считают входящих и выходящих людей. Эту информацию получают и пользователи приложения.
Но эта опция – далеко не только для удобства пользователей. Еще на основании информации о загрузке общественного транспорта принимаются решения. Например, загруженному трамваю нужно больше времени на посадку-высадку пассажиров, поэтому для него можно дать зеленый цвет светофора чуть позже обычного, и наоборот. Кроме того, если операторы видят, что какой-то маршрут уж очень сильно загружен – туда могут оперативно выпустить дополнительную технику.
Не развалины, а общественное пространство
Очередной пример бережного отношения к историческому наследию показывают наши южные соседи из Тюмени. В там в центре на улице Республики в начале ХХ века была построена самая первая в городе аптека, коей руководил Вильгельм Краузе. К ней примыкал склад, от которого к нынешним временам осталось мало что – стены и подвал. А народ начал расставлять на этой территории машины.
Но городские власти по какой-то загадочной причине не стали ничего сносить, и не отдали территорию под строительство торгово-офисного центра или дома, а создали новое общественное пространство. Получился маленький сквер с амфитеатром, озеленением, историческими стендами, детской зоной и даже лежаками.
А старую чугунную полуколонну, обнаруженную по ходу работ, не спилили и не выбросили, а адаптировали под светильник. Делу активно помогали студенты Тюменского госуниверситета культуры, которых привлекали к обсуждению проекта, и там же они теперь экспонируют свои работы. Вот чему надо поучиться.
Щепотка безумия во благо
Завершим нынешний обзор рассказом о смелом архитектурном эксперименте. В 1995 году власти Магдебурга, в целом похожего на города СССР и ГДР, решили кардинальным образом внести разнообразие в облик одной из центральных улиц. Позвали архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, который выдал эксцентричный проект под названием «Целеная цитадель».
Автор всю жизнь придерживался принципа, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках. И придумал дом, в котором вообще нет прямых углов (выглянув из любого окна, там невозможно увидеть два других окна такой же формы), плюс еще масса разнообразных башенок и зелени – обилие последней дало название этому, с вашего позволения, ЖК. Внутри дома есть два двора и небольшая гостиница, а первые этажи сразу отдали бизнесу.
Впрочем из своего опыта. До приезда в Сургут я занимался детским дворовым хоккеем. В первую зиму 1966 года, по приезду в город, я обнаружил, что местные водоемы в Сургуте для катания на коньках местные жители не используют от СЛОВА СОВСЕМ. И лишь при школе нефтяников №5 соорудили хоккейный корт, где пацаны из посёлка нефтяников гоняли шайбу с утра и до позднего вечера. Это был первый и единственный хоккейный корт в Сургуте зимой 1966 года. Потом появился хоккейный корт при школе №4 что на Чёрном тогда Мысу районе Сургута. Хотя естественный лёд водоемов, к примеру городских прудов (которых в Сургуте нет, хотя есть карьеры заполненные водой) в городе не используется. А заливка льда на хоккейных кортах дело простое. Впрочем есть ещё и искусственный лёд в «Олипийце» и в «Ледовом дворце».
А если взглянуть на эту тему пошире в масштабах города, то покататься на коньках в городе просто негде. К примеру, в том же ЭкоПарке «За Саймой» я не уверен, что там есть каток или хоккейный корт.
А если зима в городе 5 месяцев, то для зимних видов спорта: льда и снега всегда имеется в изобилии. Хотя лёд больше присутствует на дорогах и пешеходных тротуарах, недели на катках и хоккейных площадках.
А Амстердаме проще там послали на хрен муниципалитет встали коньки и стали рассекать по каналам, как у нас по замерзшему Байкалу.
Красота!