Подводя итоги года, нельзя не вспомнить драматическую историю падения, взлета и последующего падения рубля. Российская национальная валюта в глазах многих людей успела пройти путь от «бесполезной бумажки» до (в какой-то степени) предмета гордости, а затем двинуться обратно вниз. Вспомним, как это случилось.
В начале года, которое, кажется, воспринимается почти всеми как сугубо прошлая жизнь, рубль находился в привычном «коридоре» – порядка 73-75 рублей за доллар и 83-85 за евро. Февраль привел к резкому падению российской валюты – в течение первых недель главного события года курс рубля падал 105 за доллар и 115 за евро только по курсу ЦБ, который мало кому в тот момент был доступен, так как брокерские операции были обложены комиссией. В конечном счете, для потребителей валюта стоила и 120, и 150 рублей, и даже за эти деньги не всегда получалось ее купить из-за масштабных ограничений, введенных Центробанком.
А потом началось необычное. Друг на друга наслоились несколько эффектов, которые ранее в экономике, кажется, не встречались под одной крышей. С одной стороны, ограничения ЦБ на вывод как рублей, так и валюты из России, остановили панику на рынке и стабилизировали национальную валюту. Правда, при этом она потеряла в возможностях конвертации. С другой стороны, из страны ушли десятки и сотни крупных западных компаний, были сломаны логистические цепочки, и импорт в один момент упал примерно на 80 процентов. А еще власти обязали экспортеров продавать 80 процентов (затем 50, затем эту планку отменили) своей валютной выручки на внутреннем рынке.
Все это привело к специфической балансировке спроса и предложения валют – рублей в экономике было достаточно много, но из-за просадки импорта какой-то особой потребности в покупке долларов и евро просто не было. А если товар не особо пользуется спросом – цена на него падает. Это привело к тому, что рубль стабилизировался на уровне 60-62 что за доллар, что за евро (на минимуме – вообще 57 рублей за доллар). Это усугубила и политика по «дедолларизации» экономики – банки начали вводить отрицательные ставки на валютные вклады и счета, что еще больше усилило давление на цены евро и доллара в рублях.
Дело дошло до того, что в мае 2022 года рубль занял первое место в мире по уровню укрепления по отношению к доллару. Правда, в декабре ситуация изменилась (об этом ниже), но даже на 23 декабря рубль показал 8,8 процента укрепления к доллару по итогам года – и это седьмое место в мире. Первые три: армянский драм (+22 процента), афганский афгани (+17,8 процента) и грузинский лари (+14,8 процента). Причем в Армении и Грузии основная заслуга в укреплении национальных валют принадлежит россиянам, которые приехали и перевели за собой довольно серьезный объем активов в долларах и евро.
Как ни странно, но целых полгода Россия жила в таком курсе рубля, который не устраивал ни крупных экспортеров, ни правительство – все они теряли рублевые доходы от продаваемой зарубеж продукции. Но сделать с этим ничего не получалось.
Ситуацию, заваренную совпадением специфических обстоятельств, разрулили так же специфические обстоятельства. Они сложились в декабре. Во-первых, в силу вступило решение об эмбарго на российскую нефть в подавляющее большинство западных стран (в первую неделю действия эмбарго экспорт нефти из России упал с 3,5 до 1,6 млн баррелей в сутки). Во-вторых, Евросоюз утвердил «ценовой потолок» на «черное золото» из нашей страны, что дополнительно усложнило продажу сырья (поэтому пошло падение цен на нефть). В-третьих, в России было упразднено бюджетное правило, которое подразумевало откладывание части свердоходов от нефти в Фонд национального благосостояния, то есть, как пишут эксперты, «рубль фактически стал производной от российского внешнеторгового баланса». А ввоз продукции в страну как раз начал расти – бизнес начал осваиваться в новых для себя водах «параллельного импорта».
Итог – рубль за месяц потерял около 15 процентов по отношению к доллару и 20 процентов – к евро. Если в начале декабря доллар стоил 60 рублей, то к концу – примерно 71 рубль, а евро проделало путь от 63 до 75 рублей за единицу. Разные прогнозы дают разные сценарии развития событий. Некоторые считают, что доллар может на какое-то время вернуться к уровню 65 рублей, но в большей степени эксперты ожидают колебаний на уровне 75-80 рублей в течение 2023 года. Впрочем, всегда есть и радикальные прогнозы, в которых доллар будет стоить более 100 рублей, но вероятность подобного, как минимум, сейчас, невысока.
ИСЧЕЗЛИ ИЗ ЭКОНОМИКИ ПОТОМУ, ЧТО ДЕНЬГИ МОЖНО ДЕЛАТЬ БЕЗ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Все это банально. Но как оказалось в РФ финансовая система в этой финансовой игре оказалась приспособленной, а игроки искушёнными. Набили руку и подучились у мошенников и спекулянтов и знают все их трюки. И всякие там SWIFT и прочие страшилки не так и страшны на самом деле, как их малевали нам раньше. Фокус не удался. Поэтому дело дошло до внерыночных механизмов: «потолка цен» на нефть, нефтепродукты и газ. Но право же, не недоумки ли все эти главари из ЕС, начиная от главы ЕК госпожи Урсулы фон дер Ляйен (матери семерых детей и хорошего узкого- специалиста врача по гинекологии). И вот эта Урсула решила управлять экономикой мира. Но как может она, гинеколог, управлять процессами в мировой экономике, занимая пост Председателя Еврокомиссии? Или как та же спортсменка и мастер по прыжкам на батуте госпожа Бербок быть дипломатом высшего ранга и занимать пост Министра иностранных дел ведущей страны ЕС? Как? Они что марксистки и начитались В.И. Ленина и решили, «что кухарки, гинекологи и трюкачки» могут управлять государством? Благо бы только одним государством (то проблема была бы одного государства), а то всем миром. Конечно, они могут создать мировой хаос и прежде всего на европейском континенте под присмотром Джо Байдена. Но при этом «пустить с сумой на плече» Европу и обогатить приэтрм США. Причём в очередной раз. Но сколько же можно наступать Европе на одни и те же грабли? То Гитлера использовала Англия против СССР, то Олуха Шольца и Урсулу фон дер Ляйен и других главарей ЕС сейчас против России. А результат получается, как автомат Калашникова, один. Европа остаётся у разбитого корыта.
Ибо Россия, как и СССР, имеет неограниченные ресурсы и вся эта мышиная возня ЕС может закончится «очередным» третьим взятием Берлина. Хотя он, Берлин, нам и на фиг не нужен. Зачем? Чтоб ещё раз кормить и снабжать его дешевым газом.
Нет уж лучше гнать газ в Азию, Индию, в Китай, на мировую фабрику, а не нищебродам из Прибалтики и ЕС.