16+
Больше новостей
Больше опросов

​Секрет «Чебурашки» в безальтернативности проката и явном пацифистском подтексте

Чем простой фильм «Чебурашка» стремительно завоевал сердца российского зрителя

​Секрет «Чебурашки» в безальтернативности проката и явном пацифистском подтексте
Фото siapress.ru

Феномен фильма «Чебурашка» еще ждет своего внимательного исследователя. Как эта картина в считанные недели установила абсолютный рекорд что по сборам в прокате, что по количеству проданных билетов (их число превысило 20 млн)? Свои предположения высказали ведущие проекта «О чем говорят» Дмитрий Щеглов и Тарас Самборский.

Д.Щ.: Меня зовут Дмитрий Щеглов. Мы продолжаем. В первом эпизоде «О чем говорят» мы обсудили отмену деклараций о доходах и имуществе для депутатов всех уровней и сенаторов, что это, зачем это нужно, о чем это говорит, для кого это. Так что переходите, смотрите первую часть, если интересно.

А сейчас поговорим про «Чебурашку». «Чебурашка» – наш свежий фильм, который собрал невероятное количество, более пяти млрд рублей в прокате и стал абсолютным чемпионом в России, перебив «Аватар» и первый, в второй, и другие кассовые фильмы российские и зарубежные. Каюсь, я сам еще не успел посмотреть, у меня просто ребенок не того возраста, когда можно ходить в кино, а самому как-то не очень интересно было. А так как мы решили поговорить про «Чебурашку» весьма спонтанно, я просто не успел к этому с академическим интересом прильнуть.

Давай обсудим. У меня было такое ощущение, что если закрыть вообще весь западный прокат «белый», и люди просто год не ходят в кино, потому что им не особо до кино и смотреть нечего. Потом им что-то подкинули более-менее доброе и мирное, чтобы люди этим воспользовались и как бы отдушину нашли. Но это такое, мое чисто дилетантское впечатление о том, почему фильм «Чебурашка» собрал такую гигантскую популярность. Расскажи, что ты хотел по этому поводу сказать, что ты видишь в феномене этого фильма?

Т.С.: Смотри, во-первых, я в детстве, как все советские дети, мультик «Чебурашка» не очень любил. Во-первых, он был кукольный, а не рисованный, а по классификации советского телезрителя, рисованные мультики были всегда более интересными, качественными. Поэтому между мультфильмом «Ну, погоди!» и «Чебурашкой» все прогрессивное советское детское человечество выбирало «Ну, погоди!». Вот все, как заставка «Ну, погоди!» начинается, все сбегаются, смотрят «Ну, погоди!».

Плюс ко всему, мало, кто об этом говорит, но «Чебурашка», как «Ежик в тумане», абсолютно наркоманский мультфильм, его надо смотреть только взрослым людям, причем тот советский мультик, который написал Успенский. И я это говорю на абсолютно полном серьезе. Вот найди время и пересмотри пару серий, и ты поймешь, что точно также, как мультфильм «Простоквашино» – это совершенно провокация Эдуарда Успенского против мейнстримной детской литературы, пафосной, пропагандисткой в тот период, назидательно-воспитательной. Что «Чебурашка», что «Простоквашино» работают со своим читателем, со своей аудиторией на своей волне, так вот ровно, спокойно, даже не понять, кто положительный герой, если так серьезно.

Д.Щ.: Может быть, благодаря этому они и получили такую популярность в виду такого противопоставления с основной культурой.

Т.С.: Вот и переходим к нашей «Чебурашке» сегодняшней. Я ее посмотрел совершенно случайно, потому что моему ребенку младшему это было интересно, ну давайте посмотрим, и плюс ко всему все орут, гремят, что 5,5 млрд чуть ли не за неделю сборов, такого никогда не было. Ну, вот мы, значит, изнасиловали себя просмотром этого феномена. Я хочу сказать, что его успех я вижу в двух причинах: первая, как ты отметил, «Чебурашка» демонстрируется в пустых российских кинозалах, в том смысле, что он показывается без альтернативы, без конкурентной среды.

Д.Щ.: В Новый год, когда люди очень массово ходят смотреть кино, ведь делать нечего. И если что-то попадает на Новый год, то оно автоматом собирает кучу денег, даже, может быть, не всегда заслуженно.

Т.С.: Да, Новый год – это, вообще, как бы такой праздник, надо поговорить про него, потому что я наблюдаю у многих людей посттравматический синдром после новогодних праздников. Как после ковида, когда социологи и антропологи отметили неспособность большого количества людей выходить на работу в привычном ритме жизни, так и после новогодних праздников российских наблюдается то же самое. Поэтому, да, людям хотелось каким-то образом скрасить это такое вот странное двухнедельное пребывание в этом его пространственно-временном искажении, которое называется новогодними каникулами, и «Чебурашка» тут стрельнул.

Вторая причина его успеха в пацифичности этого фильма. Это очень важный момент. Да, я долго думал, ну, что же тут хорошего, и я понял. С некоторых пор вечером у нас есть такая семейная культурная традиция – мы садимся и смотрим какое-то кино. Если пятница, суббота, то мы можем себе позволить какой-нибудь триллер, хоррор, что-то повозбуждающе. Но если завтра на работу и надо ложиться спать и выспаться нормально, то надо смотреть что-то расслабляющее. А расслабляющее – это какая-нибудь тупость, чтобы ты не задумывался, посмеялся, повеселился, и хорошо нас в этот раз выручил «Чебурашка». Ну, думаю, давайте посмотрим.

Я обнаружил, что фильм при всей его культурной – слово «бесценность» в данном случае имеет то, второе значение, то есть оно без цены, оно не имеет никакой цены, – в самом буквальном смысле это кино на один раз. Но оно очень доброе, миролюбивое, и оно действительно о мире, если правильно меня поймет наша аудитория.

Что мы видим в сценарии «Чебурашки»? Несмотря на то, что там есть военные действия между Еленой Яковлевой, которая там страшная Шапокляк, которая производитель конфет, и она хочет поглотить маленькую соседнюю лавку по продаже других, более вкусных конфет. Это единственный, если можно так сказать, военный сюжет в фильме присутствует. Кстати говоря, я прямо в эту минуту подумал, что, пожалуй, что нет, мы имеем дело не просто с пацифистским фильмом, а с фильмом-иносказанием. В этом смысле я бы тогда пару баллов «Чебурашке» бы прибавил.

И всю эту ситуацию через какие-то нелепости, какие-то курьезные ситуации этот Чебурашка выруливает. Если в этом фильме убрать Чебурашку и поставить туда какого-нибудь пингвиненка, какого-нибудь котенка, птичку, то сюжет бы абсолютно не пострадал. Но смысл в том, что фильм пацифистский, хотя боюсь, что эта аудитория значение слова «пацифистский» не вполне понимает, я уж прошу прощение за высокомерие определенное, но, к сожалению, да, некоторые исследования это подтверждают. Но если бы это был какой-то очередной военный боевик, которыми сейчас Министерство культуры РФ щедро одаривает грантами на производство, боюсь, что подобного успеха даже в новогодний культурный дефицит не произошло бы. Потому что люди чувствуют какие-то вещи: ну один раз прокатило, хороший фильм, какой-нибудь там спортивный фильм про очередной успех какой-то советской сборной команды…

Д.Щ.: Типа «Движения вверх».

Т.С.: Да, да. Ну, второй раз, ну третий. Но это заезженная пластинка. А если мы перенесемся в лучшие советские годы с точки зрения культурного ренессанса, скажем так, 70-ые и самое начало 80-ых годов, то все эти «Любовь и голуби», все эти Меньшовы, Рязановы, Данелия и так далее по списку… И если мы попытаемся сейчас понять скороговоркой, в чем главный успех того кинематографа, то ответ очень простой: тот кинематограф говорил со зрителем о современном состоянии человека, о его конкретных современных переживаниях здесь и сейчас, и он показывал своего современного героя.

Каждый день смотреть выдуманные, или полувыдуманные, или даже действительно истории о чьих-то чужих победах, то есть о людях, которые давно не среди нас, это не интересно. Это может составлять какую-то часть культурного производства, кинематографического производства, но это не может быть единственным культурным пространством, которое формируется на поле такого гигантского государства, как Россия. Не может такого быть, 140 млн телезрителей не могут все время хотеть смотреть фильмы про танки, про взрывающиеся самолеты, про 9-е роты и так далее и тому подобное.

И вот «Чебурашка» просто заменил собой, условно, «Любовь и голуби». Условно, «Москва слезам не верит». При этом он в тысячи раз примитивней, он прост, как, я не знаю, капроновая нитка, вырванная из чулка. Первое: он пацифисткий, он о добре, он не заставляет аудиторию снова рефлексировать по прошлому. Это мое представление, почему «Чебурашка» вот так сработал. И наконец, когда я читал в одном из наших, кстати, югорских Telegram-канале совершенно дикий, примитивный панегирик патриотический, что вот, «это успех, это прорыв, теперь мы забьем Голливуд нашим отечественным кинематографом».

Но для того, чтобы забить Голливуд отечественным кинематографом, у вас должны быть, еще раз повторю, там Владимир Меньшов, такие режиссеры были, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Кира Муратова и так далее. Понимаете, о чем мы говорим? То есть уровень творцов нынешних несравним с теми художественными деятелями, которые создавали свои лучшие произведения, которые, кстати говоря, аудитория смотрит до сих пор.

И я так глянул топ-10 фильмов нашего российского кинопроката, я просто по названиям, суммы там везде от 2-ух до 5,5 млрд, как у «Чебурашки». Итак, «Чебурашка» – русский фильм, «Аватар», «Холоп» – второй русский фильм, «Человек-паук», «Движение вверх» – русский фильм, «Король лев», «Мстители», «Т 34» – русский фильм, «Последний богатырь» – русский фильм и «Пираты Карибского моря». Если пойти в топ-20, то пропорция будет не 6 голливудов на 4 российских полумультфильма, не в пользу российского кинопроката, потому что там пошли «Зверополис», «Веном», «Тайная жизнь домашних животных», «Джокер» и так далее и тому подобное.

Соответственно, где России брать мощности для того, чтобы перебить Голливуд? Я не вижу такой возможности. Напротив, все лучшие, с точки зрения кинопроката, российские кинофильмы и мультфильмы стали лидерами не потому, что они в отсутствие Голливуда попадают в прокат, а потому что они впрямую конкурируют с голливудскими фильмами, Голливуд их подстегивает. Они же все эти фильмы сняли по калькам голливудских мастерских, ни одного оригинального российского фильма не произведено, нет, все это калька.

«Движение вверх» – это что? Это калька с какого-то боевика голливудского категории B, если не С. И вот там сюжет разворачивается ровно по такой же динамике, структуре, как это делал бы любой голливудский режиссер. Так вот невозможно заменить российскому кинопрокату российским же фильмом Голливуд, потому что без Голливуда российского фильма нет. Вы посмотрите на этот список, и вы поймете, что все эти фильмы снимались в такой вот смешной, примитивной конкуренции с Голливудом. То есть наш режиссер или продюсер смотрит на какой-то голливудский фильм и с него списывает просто всю технологию создания своего кино. И таким образом появляются вот эти все мультики, это не Норнштейн снял там мультфильм про «Ежика», это мультик «Богатырь», который тоже на один раз, посмотрел и поехал дальше, который не оставляет у тебя в душе никакого места. Вот, собственно, и все. Вот, что можно сказать о феноменальном успехе фильма «Чебурашка».

Д.Щ.: Что ж, с этой точки зрения это, может быть, даже внушает какой-то оптимизм, если такую большую кассу делает фильм, где про добро, мир и дружбу.

Т.С.: И, кстати говоря, страшная большая старуха Шапокляк в этом «Чебурашке» в результате изменила свое мнение и полюбила эту маленькую шоколадную лавку и стала с ними дружить.

Д.Щ.: Господи, как это прекрасно! Надо посмотреть. Что ж, все смотрим «Чебурашку» и учимся тому, как надо действовать. Ладно, надо завершать. Подписывайтесь на наш канал на YouTube, в Telegram тоже подписывайтесь, лайки ставьте разнообразные. Через неделю снова увидимся, обсудим интересные вещи. Всем до свидания!

Т.С.: Всем спасибо, друзья! Всем пока!



02 февраля в 14:20, просмотров: 9907, комментариев: 3


Комментарии:
Уважаемый Тарас и Дмитрий!Я посмотрела этот фильм на каникулах,(кассовый сбор временного отрезка выходных).Пригласили ученики -подростки.Оплатили картой Пушкина -отсюда кассовые сборы или я не права?Но я "чебурахнулась",когда дети проходили рамку и содержимое карманов надо было показать.Выйпы и зарядка для них оказались со вкусом карамельки и с названием "Мишки".Я впервые узнала производную этой гадости.Вот где опасность для детей.Сам фильм понравился детям.Природа,гламур,лето,апельсины на деревьях...На мой вопрос,чему учит этот фильм,они ответили,что нужно много зарабатывать и все можно купить.Для этого надо много учиться и трудиться -уже добавила я.Артист "Почта -банк" им не очень понравился.Но фильм не 6+,хотя игрушки раскупают.На продленке в частной школе мы читаем русские народные сказки,дети их проигрывают,смотрим советские мультики-в них есть и добро,и зло.и мягкость ,и труд.и обман,но все для детской аудитории-это главное,чего я не вижу в современном кинематографе для детей.Только обозначение ..цифра +...Моё мнение о фильме.
Alkonowa1ow
«Чебурашка» фильм, как мне кажется, однодневка. Можно искать смысл, заложенные в этом фильме и не найти его, ибо там нет. Сюжет фильма- ремейк известного мультфильма про «Чебурашку и Крокодила Гену». Никакого прорыва из-за 20 млн просмотров, из-за миллиардной кассы, сравнимой с фильмами Голливуда серии В ( а может быть и А) я не вижу. Вероятно это хорошая голливудская поделка этого фильма. Шесть тонн апельсинов или мандаринов, как реквизит, тоже не от большого ума. Так что ничего особенного в «Чебурашке» я не увидел.
По моему, соревноваться с Голливудом на их поляне нашим кинематографистам не стоит: дело бесперспективное и проигрышное. «МУР есть МУР», вернее «Голливуд есть Голливуд».
А вот в оппозиции к Голливуду наш кинематограф мог бы создать ленты, которые могли бы конкурировать с Голливудом.
И такое явление уже было в мировом кинематографе. Я говорю об итальянском неореализме в кинематографе в послевоенные годы и до середины 50- годов прошлого века. Такие фильмы, как «Рим-открытый город» и другие фильмы итальянского неореализма стали заметным явлением в мировом кинематографе. Фишка таких фильмов в том, кинорежиссёры обращались к теме «маленького человека» с жизнью и проблемами в современном мире. Эти фильмы были буквально пропитаны любовью этому «маленькому человечку». Это было воспринято зрителями позитивно, что вызвало невероятную популярность и кинорежиссеров и киноактеров во многих странах мира. Эта новая волна и новое направление в мировом кинематографе было по сути оппозиционно к Голливуду. Понятно, что потом это направление старались придушить .
Однако кинематограф имеет свойство возвращаться к таким направлениям. Если конечно, найдутся такие отечественные или зарубежные кинорежиссеры, которые отбросив лекала Голливуда создадут современный неореализм в кино.
Пока таких кинорежиссеров в российском кинематографе нет. Поэтому и работают они по калькам Голливуда и делают этакие ремесленные поделки, для которых порог коммерческого успеха - это 1 млн просмотров в первую неделю кинопроката. Получается, что это по американским меркам фильм серии даже не В или С, а что-то ближе к середине алфавита, если такое и возможно.
Хотя и наши отечественные мастера, работая именно по Голливудским лекалам смогли создавать фильмы, которые и сегодня смотрятся с большим интересом. Я имею прежде всего фильмы Михаила Калатозова: «Летят журавли», «Неотправленное письмо» и «Красная палатка».
А «Чебурашка» это хорошо выполненная «голливудская» кинематографическая поделка и не более того. Посмотрели фильм и забыли. Зачем забивать голову всякой ерундой. Может бы я ошибаюсь. На фоне современного отечественного гуано-кинопроизводства это конечно не шедевр. Ну хоть что-то.
Alkonowa1ow
На 10 февраля прокатчики наварили на «Чебурашке» 9 млр рублей, что при бюджете фильма в 850 млн рублей говорит о его полном триумфе. Даже дочь Эдуарда Успенского пожаловалась, что мол фильм она сама не смотрела, но прокат за владение авторскими правами на Чебурашку не заплатил ей ни копейки. Впрочем разбор фильма идёт не только коммерческом поле, но и на идеологическим тоже. Вот и Дмитрий Певцов увидел в «Чебурашке» идеологическую диверсию Запада. На что Нина Останкино, коммунистка и глава думского комитета по делам семьи защитила «Чебурашку» (фильм то детский + 6, хотя и недетскими проблемами), обвинив Дмитрия в его политической незрелости. Как будто сама Нина Останина, сидящая в Думе уже два десятилетия обладает «политической зрелостью».
Некоторые кинокритики увидели в «Чебурашке» признаки пацифизма и миролюбия и этим объяснили успех фильма.
А может быть просто проявилась ностальгия по мирным временам, когда и создавался образ Чебурашки. А времена те были действительно мирные. Тогда в США были политики, заряжённую на разрядку: Ричард Никсон, Генрих Форд и Джимми Картер. Да и Генри Киссинджер будучи Госсекретарем США был явным антиподом ястреба Бзежинского. В такой вот международной атмосфере и родились герои многих рисованных и кукольных фильмов на студии «Союзмультфильм».
Сегодня же создать что-то новое типа нового образа Чебурашки невозможно по определению. Сегодня можно только эксплуатировать образ Чебурашки. Сегодня вот получилась версия миролюбивого Чебурашки. Зрители на 2 часа 53 мин экранного времени окунулись в мир добра и беззаботности. И эту ауру беззаботности видимо зрители заждались на экранах нашего кинематографа.
Между тем, это уход от реальной жизни в мир грёз. Голливуд на этом «собаку съел».
В то же время в современном мире не спокойно. Мир сегодня ходит по острию лезвия «горячей войны». Шайка из ЕС во главе Байденом заигралась с мировой войной. Период «холодной войны» в СССР того времени, когда создавался фильм про «Крокодила Гену» может показаться детским лепетом Чебурашки.
Сегодня уже не лепет, а антиамериканская песня Чебурашки -«Ядерный фугас летит качается» может стать сюжетом нового кассового фильма с Чебурашкой.
«Медленно ракеты улетают в вдаль. - Встречи скоро с ними ты не жди. - И хотя Америку немножко жаль. - Будушее Европы впереди» и далее по тексту.
Впрочем, кино всегда отражало то, что творится в мире и что творится в душе простого маленького человека. Будь кино Социалистического реализма, быть то кино итальянский неореализма.
Ну а если фильмы ничего не отражают, то такие фильмы ждёт провал в кинопрокате. Как в нашем российском. Здесь фильмы не отбивают, как правило, не отбивают даже затрат на их производство. Да и кого интересует это, если деньги на производство фильма выдаёт государство. Здесь одна задача: «распилить бюджет фильма». Это наша новая реальность в российском кинематографе.
По моему, «Чебурашка» - это аномальное явление в нашем кино. Полтора месяца проката и 9 млр рублей. Никогда такого не было. Но аномальное явление на то есть аномальное явление. Сможет ли кто-то повторить успех это фильма в ближайшее время? Посмотрим.
Показать все комментарии (3)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. ​Ярмарка недвижимости с застройщиками Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Тюмени в Сургуте 989
  2. Бывшую главу Белого Яра освободят из-под стражи 763
  3. Сургутский кинотеатр «Аврора» станет спортивно-досуговым центром 756
  4. Сургутские «Сандуны» нашли своего владельца 695
  5. Власти Сургута планируют сэкономить 25 миллионов, передав часть парковок бизнесу 638
  6. Бригада скорой помощи спасла сургутянку, упавшую в сугроб с четвертого этажа 626
  7. ​Градостроительный потенциал Тюменской области обсудили на форуме «Стратегия-2030» 620
  8. ​Неужто в Сургуте не нашлось денег, чтобы провести международный конкурс на проектирование нового «Строителя»? 571
  9. В составе Общественной палаты Тюменской области втрое увеличилась доля молодежи 510
  10. ​Инвесторам упростили работу с властями Тюменской области 500
  1. ​Комсомольский проспект выведут к Сайме этой весной 2684
  2. ​Бхай или не бхай? 2397
  3. ​В Сургуте ищут «криминального авторитета», шантажировавшего местного жителя 2131
  4. Рахманинову 150. Как в Сургуте отметят юбилей самого русского композитора 2094
  5. ​Съемки кино в Югре – это рабочие места, культурный обмен, туризм и транспорт 2057
  6. ​Стартовала серия фестивалей «Покупай Тюменское» 1896
  7. Власти Сургута показали, как будет выглядеть обновленный ГКЦ 1887
  8. Куда сходить в Сургуте на выходных 18-19 марта? // АФИША 1821
  9. ​В Сургуте холодает, но это ненадолго 1817
  10. ​На Крылова сгорел мусорный контейнер // ВИДЕО 1794
  1. Тюменец привез из Таиланда настойку со змеей и скорпионом, но не успел опробовать 17484
  2. ​Был ли майдан? 13879
  3. Доверяй и управляй: как получать доход с аренды жилья и не тратить нервы 8875
  4. ​«Скорее всего, Сургут ждет депопуляция и пустые «человейники». Но это будет очень нескоро» 8754
  5. Как поститься без вреда для здоровья и набора лишнего веса? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 6807
  6. Сургутский тиктокер набрал 10 млн подписчиков 5829
  7. ​Бремя стандарта 4622
  8. «Меня вдохновляет сама жизнь. Нет ничего интереснее и полнее во всех проявлениях, чем жизнь» 3796
  9. ​Норма и не норма 3457
  10. «Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников» 3407