16+
Больше новостей
Больше опросов

​«Зайцы» есть везде, но не они разоряют транспортные предприятия. Их разоряет глупый менеджмент

Отказ от кондукторов сделает общественный транспорт в Сургуте только лучше

​«Зайцы» есть везде, но не они разоряют транспортные предприятия. Их разоряет глупый менеджмент
Фото siapress.ru

В Сургуте появились первые автобусы без кондукторов. Это привело к обсуждениям о том, что теперь все будут кататься «зайцами», что приведет у ухудшению финансового положения СПОПАТа. Но этого не будет, считают ведущие проекта «О чем говорят» Дмитрий Щеглов и Тарас Самборский, потому как во всем мире эта система работает исправно.

Д.Щ.: Здравствуйте, уважаемые зрители, слушатели, читатели siapress.ru. Меня зовут Дмитрий Щеглов. Я обозреватель этого портала. Тарас Самборский, издатель газеты «Новый Город», на связи. Тарас, привет!

Т.С.: Привет, Дима! Привет всем, друзья!

Д.Щ.: Поговорим сегодня про некоторые темы местные и не очень. Начнем с местной. Реформа общественного транспорта в Сургуте продолжается. Уже начинаются ее первые вещественные проявления в виде того, что 26 автобусов будут переоборудованы, в них больше не будет кондукторов, которые собирают плату за билеты. В них будут стоять терминалы, к которым можно будет приложить, вероятно, транспортную карту для льготников, которую тоже сейчас активно выпускают, можно приложить обычную карту, свою кредитку, и оплатить таким образом проезд. Возможно, в Сургуте даже появится аналог «тройки» московской. Время покажет. И практика. Тем не менее, мы получим автобусы, в которых не будет кондукторов в кои-то веки в истории. Ну не впервые. Раньше тоже такая система была, насколько я помню. Когда подходил, прокручивал аппарат и доставал билетик себе. Но вот это впервые в новейшей истории Сургута случится.

Т.С.: Это была система, основанная на сознательности советских граждан.

Д.Щ.: Да. И сейчас, в принципе, по большому счету, тоже самое. Хотя, контролеры, конечно же, ходить будут. Без этого никак. Появились сейчас уже разговоры о том, что насколько рухнет СПОПАТ, потому что куча зайцев будет проезжать бесплатно, потому что кондуктора-то нет, никто не заставляет, значит, можно не платить. То есть логика такая. И что же будет с теми людьми, которые были трудоустроены на должности кондукторов? Как они потеряют работу? И что с ними случится в жизни? Мы обсудим эти вопросы. Потому что, действительно, для тех, для эта система в новинку и кто впервые видит подобное в своей практике, действительно, может показаться, что происходящее ровно так и выглядит. То, что сейчас народ начнет просто заходить в автобусы, ни за что не платить, радоваться жизни, кататься на халяву и чувствовать себя счастливым человеком.

Т.С.: Ну, СПОПАТ погибнет не от внедрения данной системы, а о того, что вся эта система городского общественного транспорта конкретно в данном случае в нашем Сургуте, вообще-то, нужно брать шире, конечно. В большинстве муниципалитетов эта система глубоко архаична, она старая, изжившая себя советская система. Недаром мы упомянули этот пример с этим автоматиком, когда там надо было крутить что-то. Вот, как оно все 50 лет назад было, так оно и осталось, по большому счету.

Старые, допотопные автобусы. Не надо верить тому, что нынешние автобусы чем-то принципиально отличаются от ЛИАЗов или ЛАЗов, тем более, ПАЗиков всяких. Автобусы, не приспособленные для маломобильных людей. Автобусы, которые не оборудованы кондиционером для летней езды, в которых зимой окна превращаются до сих пор, по-прежнему, в слой инея, потому что не работает вентиляция. Это система с отвратительно продуманной транспортной логистикой. Вся цепочка подобных предприятий от начала до конца — это какая-то сумятица, неразбериха, какие-то глупости, не продуманная маршрутная сеть, не продуманное расписание, отсутствие четкого автоматизированного контроля за движением автобусов по расписанию, оперативное реагирование на какие-то нештатные ситуации. То есть вся эта система, в общем-то, в том виде, в каком была создана еще в советские старые годы, в целом в общем дошла до наших времен.

Я уже молчу о том, что часто подобными системами, подобными предприятиями руководит малокомпетентный в современных логистических транспортных системах менеджмент, который плохо соображает во всех этих вопросах, которые я сейчас перечмслил. И история сургутского СПОПАТа многолетняя, а мы об этом СПОПАТе написали, наверное, уже целую энциклопедию, если взять все статьи, которые выдавал «Новый Город» за многие-многие годы, вот, сколько СИА-ПРЕСС существует, 30 лет, столько мы об этом СПОПАТе мы с определенной периодичностью и пишем. Мы всегда писали только о глубоких системных проблемах этого предприятия, которое разворовывается, которое работает неэффективно, которое по всем опросам общественного мнения считается одним из худших предприятий Сургута. Понятно, что эти кондукторши, о которых сейчас соцсети бурлят, это такой же элемент бессмысленный этой бессмысленной транспортной системы, которую надо поменять, и чем быстрее, тем лучше.

Весь мир давным-давно ушел от подобных форм организации городского общественного транспорта, городских транспортных общественных систем, и использует гораздо более эффективные, более рентабельные, менее затратные системы, в которых есть логистика, есть маршрутная сеть, есть всевозможные принципы, которые власть формулирует перед обновлением своего городского общественного транспорта. Например, пересечь регион или страну с одной или двумя пересадками. И если больше двух пересадок, то в этих двух пересадках местных маршрутных линий должно быть столько-то, региональных столько-то, федеральных, национальных столько-то.

Все это считается. Это делают специалисты. И выясняется, что ты можешь пересечь за один световой день три страны за рабочее время... Мы понимаем, о чем говорим. Если брать Югру, а Югра по своей площадей сопоставима с большинством стран Европы, так Сургут в Югре — это огромная, часть, огромный кусок транспортный логистический, эти все задачи решаются совершенно по-другому. И то, что городская власть приступила к реформе сургутского общественного транспорта, это, безусловно, положительный шаг. Мы не знаем, какой итог будет у этой реформы. И первые действия, которые на сегодня администрация Сургута демонстрирует, они вселяют определенную надежду. Но, давайте, с этими кондукторшами разберемся. Хотя, это, совершенно, не первая, не вторая и даже не третья во важности задача в этом проекте, но закроем тему с кондукторами.

Зайцы появляются в любой транспортной системе. Но зайцы, кстати говоря, не разоряют транспортную систему, они наносят ей определенный ущерб. Транспорту общественному, как и любому предприятию, любому бизнесу наносит ущерб глупый менеджмент. Все убытки идут не от того, что все зайцы ездят и кирпичи со стройки таскают, а от того, что менеджмент не в состоянии организовать рентабельность своего бизнеса. Вот и все. Поэтому к этому процессу надо подходить не с позиции бабушек бедных, которых куда-то надо будет девать, а с позиции того, что бабушек, сколько там в СПОПАТе работает? Не знаю, несколько десятков?

Д.Щ.: Ну да. Давай смотреть. 26 рейсов. Ну, наверное, по 2 человека на рейс нужно иметь.

Т.С.: Несколько десятков. Хорошо. А городской общественный сургутский транспорт призван обслуживать несколько стен тысяч клиентов в день, это несколько миллионов клиентов в неделю, в месяц точно. Да? То есть речь идет о не сопоставимых совершенно по масштабам задачах спасения 50-ти кондукторов и обеспечения, наконец, полноценной, современной транспортной городской общественной системы. Поэтому, вообще, если говорить о контроле, то при налаженном способе электронной покупки поездок, вообще, контроль отпадает в том виде, в каком мы говорим, обсуждая судьбу несчастных...

Д.Щ.: Там остались сейчас контролеров несколько человек, которые рандомным образом будут ходить.

Т.С.: Тогда контролерами и закончим. Во-первых, помимо там какой-то замены транспортной, то есть автобусов, надо создать систему электронной покупки билетов проездных для поездок через мобильные приложения, через терминалы, которые установлены, ну, если не на автобусных павильонах, то там вопрос к нашим климатическим условиям, но рядом с автобусными остановками, с магазинами ты можешь купить там какой-то разовый билетик бумажный, если стоит сегодня об этом до сих пор говорить, у тех же продавцов.

Вот во всем мире есть возможность купить билет в табачных магазинах или в киосках прессы. Пожалуйста, ну ты турист, ты не ездишь общественным транспортом, тебе не надо для этого скачивать приложение никакое, но ты хочешь проехать, то ты покупаешь этот билетик. Вот пункт №2, ты покупаешь его с помощью банковских приложений в телефоне, прямо в самом автобусе на терминале, приложил, купил, у тебя поездка в телефоне есть. Все. И ты свободен.

А вот к вопросу о контроле за зайцами, он должен производиться внешним образом, тут уже контролеры в рандомном порядке контролируют зайцев, контролируют пассажиров на улице. Они не ездят в автобусах. Выходит группа людей, контролеры, как правило, люди опытные. Это, как полиция по борьбе с оборотом наркотиков на транспорте, в аэропорте... Она по взгляду может определить группу риска, какая-то группа там с не тем выражением лица, и начинается проверка, потому что осуществлять сплошной контроль , то, что сегодня делает наш кондуктор, это совершенно экономически не оправдано, и сплошного контроля вообще не бывает.

То есть обеспечить сплошной контроль невозможно. Это гигантские издержки. Я хочу рассказать в этом плане историю личную. Больше 20 лет назад у меня было предприятие по продаже периодической печати через сеть киосков. Там мы развивали розничные продажи «Нового города». Середина — конец 90-х годов. И эти все киоски находились на автобусных остановках. И мы заключили договор со СПОПАТом на продажу билетов через эти наши киоски. Первые месяцы выручка была колоссальная. А потом она резко ушла практически в ноль. Вот перестал народ покупать билеты на автобусы.

Мы сломали себе все головы, что такое, почему, как это возможно? Выяснилось, что там просто орудовала целая мафия. Я допускаю, что что-то подобное или элементы подобного могут до сих пор сохраниться. Киоскеры наших же киосков вступили в сговор с менеджментом СПОПАТа на тот момент, или с какими-то людьми в СПОПАТе, и они брали у них не проведенные билеты, продавали они эти билеты людям, выручку клали себе в карман, выручка не попадала в наше предприятие, соответственно, она не попадала в СПОПАТ. Вот вам убытки. Мы с тем руководством СПОПАТа провели несколько раундов переговоров.

Все переговоры были абсолютно безуспешны, потому что кондовое руководство данного предприятия совершенно ни черта не хотело работать, оно не хотело думать, оно не хотело обеспечивать нормальную современную систему контроля, которую мы им предлагали. Там даже уже с элементами автоматизации какой-то там примитивной. Ну к тому времени это, все равно, был какой-то шаг вперед. Они ничего не хотели делать. Ну не хотите, не продавайте. Все. Когда мы посчитали наши расходы на создание тотальной системы контроля за работой киоскеров, а, естественно, выяснилось, что они воровали не только на билетах, они воровали и на той продукции, которую мы там продавали, мы посчитали, что выгоднее этот бизнес продать, имущество распродать, выйти из него, потому что издержки по осуществлению этого тотального контроля невозможны. Но тут надо понимать, что торговля для нас не профильный бизнес, мы это создали для того, чтобы развивать газету «Новый город». Поэтому мы с ним расстались.

Вот вам маленький пример, что такое, скажем так, иной подход к руководству любым бизнесом, любым предприятием, в том числе таким предприятием, как городское транспортное предприятие, для того, чтобы повышать эффективность его деятельности. Так вот, когда ты держишь не 50 контролеров, а пусть их будет 10, пусть их будет даже 20, но которые работают не внутри автобусов, а перемещаются с остановки на остановку, с маршрута на маршрут, с одного времени на другое время, для пассажиров это хаос, это рондом, они не понимают систему, где они могут попасться, но для СПОПАТа это вполне себе работа по графику. И когда штраф высокий, я не знаю, сейчас сколько сейчас штраф составляет, я, честно говоря, в Сургуте на общественном транспорте последний раз ездил, по-моему, в 1991-м году, простите меня, я хожу или пешком, или передвигаюсь на машине. Но я не знаю, сколько штраф составляет. Штрафы должны быть очень высокими. Это очень важный момент. Бесконтрольная неоплаченная поездка незаконная на транспорте — это в мире до 100 евро. Мы понимаем, о каких суммах идет речь. И тогда со временем порядок наводится. Мы можем наблюдать подобное и с введением достаочно высоких штрафов и у автомобилистов. Поорали, повозмущались, но все понимают, что это правильно. Прошло время и порядок в этом там был относительно наведен. Поэтому, мне кажется, сейчас надо думать не о судьбе контролеров, это небольшая группа людей, они найдут себе какое-то трудоустройство.

Д.Щ.: Их можно переобучить.

Т.С.: Да. Если это люди пенсионного возраста, то, в конце концов, СПОПАТ - это не единственная позиция, которая сегодня предлагает пенсионерам дополнительный заработок, но уж точно городская власть не должна спотыкаться об этот вопрос при проведении своей реформы общественного транспорта, потому что Сургуту,северному городу, в котором автобусы только ездят, никаких других видов транспорта нет, я маршрутки сюда не включаю, а в Сургуте должен работать современный, соответствующий 21-му веку транспорт. Все это совершенно понятные вещи.

Д.Щ.: Что ж, ладно, хорошо. Посмотрим, может быть, мы в ближайшее время сможем вытащить на интервью наших кураторов этой реформы, чтобы они нам рассказали, как это все у них сейчас происходит, на каком этапе и что будет впереди. Мы завершаем этот эпизод. В следующем поговорим про новации в собирании долгов в коммунальной сфере. Это у нас новация, конечно, будет очень интересная. Так что, переходите.



19 сентября в 14:17, просмотров: 1946, комментариев: 1


Комментарии:
Alkonowa1ow
“Зайцы», по определению, не могут разорить автотранспортное пассажирское предприятие. А все остальное могут. И здесь целый комплекс причин убыточности предприятий городских пассажирского автотранспорта. Я вижу одну из них в застывшей в ступоре форме управления пассажирским автотранспортом в городе. Что изменилось в управлении за более, чем 50 лет существования в городе этого вида транспорта? Начинались все как обычно, когда 1964-65 г.г. появилось Сургутского АТХ ( автохозяйство) с парком автобусов ПАЗ. И это было большое достижение для нового города. И крайне необходимое, ибо за год город вырос населением и растянулся вширь на 15 км вдоль берега Оби и ее притоков. Организовали один маршрут, имеющий 17 остановок. И начали работать, несмотря на бездорожье и неприспособленностью техники к работе в сильные морозы. Техника работала в сложных условиях. Так трудяги ПАЗики , нетружно ревя мотором, упорно преодолевали эти 15 км по городу, где по наезженной грунтовке, где по свежей бетонке, а где то и по сплошному песку или занесённой снегом дорогам. Ремонтной базы не было, обогрева ге было, тёплых боксов не было и запуск двигателя автобуса был настоящим подвигом в сильные морозы. Конечно была и текучка кадров водителей, слесарей и кондукторов. Но главное было в отсутсвии инфраструктуры. Это было общее бедствие для всех транспортников того времени: и нефтяников, и города. С тех прошли десятилетия и много воды утекло в Оби. Городской автотранспорт вырос вместе с городом. Открывались новые маршруты, рос автобусный парк, появилась ремонтная база с тёплыми стоянками. То есть количественный рост был налицо. А что же с формами управления? Здесь тоже происходили качественные изменения. Согласно иерархии управлением городским транспортом осуществлялось Министерству автомобильного транспорта РСФСР. А Сургутское ПАТП ( пассажирское автотранспортное предприятие), входило в систему Тюменьавтотранс. Кроме того, в Сургуте ещё организовали грузовое АТП, У Сургута того времени были серьезные «имперские» амбиции и потому от «Тюменьавтотранс», в середине 80-х отделили все северные пассажирские и грузовые АТП под вновь организованным объединением «Северавтотранс» в месторасположением в Сургуте. Даже построили административное здание по улице Маяковского. Чувствуете какая движуха происходила тогда! «Северавтотранс» подчинялся республиканскому министерству, а это и фонды, и финансы и серьезные возможности. Тем более для нефтяного Севера не жалели средств, Далее, внутри «Северавтотранс» было выделены пассажирские перевозки под управлением «СПОПАТ»- Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта». Вот оказывается откуда появилась эта аббревиатура. В него вошли все ПАТП Северных городов: и Сургута, и Нижневартовска, и Нефтеюганска, и Ханты-Мансийск, кстати, тоже и других городов Севера Тюменской области. Это тоже были большие возможности для развития уже в масштабе северных регионов. И ведь именно в то время много было построено транспорта города и парк автобусов пополнялся. И «зайцев» на автобусах было тогда не меньше, а может быть и на порядок больше, чем предполагается сейчас. И никто не разорился. А наоборот, развивался и рос. Вот уже Леонид Рокецкий задумался о строительстве в городе троллейбуса, припас медные провода контактной сети и даже определил депо для стоянки троллейбусов на промзоне. А Генеральный директор строящегося Сургутского НХК Никитин клятвенно заверил городские власти, что в проекте нефтехимиков будет скоростной трамвай (аналог наземного метро). Это были качественные изменения и качественные перспективы развития городского пассажирского автотранспорта в городе . Но спустимся с небес к нашим нынешним временам и к делам нашим бренным. Все сдулось. Вот взяло все и так сдулось, как утренний туман. Что осталось? Остался МУП «СПОПАТ». Все существовавшие надстройки форм управления городским транспортом рухнули. Имеем то, что и 50 лет назад. Одно пассажирское автотранспортное предприятие под названием МУП (муниципальное унитарное предприятие), с подчинением Администрации города в лице его Департамента имущественных отношений. Да ещё остался бренд у этого предприятия «СПОПАТ». Но объединения то нет, так как объединять некого и незачем. То есть совершился такой по кругу оборот: Сургутского АТХ- Сургутского ПАТП- «Северавтотранс» и СПОПАТ и вновь МУП «СПОПАТ», который варится теперь в «собственном соку». Сам себе хозяин, но без денег. Единственный перевозчик в городе, Ни тебе электротранспорта, ни тебе наземного метро в городе. И все. Вот установили валидаторы на 26 автобусах и рады. Подбросит округ несколько автобусов и вновь радость! А чём-то более масштабным заняться нельзя,. Ведь как получается? За все развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в городе отвечают чиновники. Одни покупают автобусы, другие строят остановки, а третьи вообще ничего не делают. Но есть другой пример как можно реорганизовать такого рода предприятия из сферы транспорта и связи. Есть такой монстр и монополист - «Почта Росси». Все у них есть: и самолеты, и почтовые вагоны, и прижелезнодорожные сортировочные автоматизированные узлы и десятки тысяч зданий для отделения связи. А дела не шли, были сплошные убытки инизкое качество работы. Но вот буквально недавно что-то изменили в системе управления «Почтой России»отделения связи приняли современный облик. Причина одна. Пришел новый менеджмент со своим видением работы этого монстра за последние два года произошли колоссальные изменил к лучшему, Возможно такие же изменил требуются в работе и в системе управления городским пассажирским автотранспортом в Сургуте. А может быть и масштабе всего округа требуется реорганизация? Одно ясно что существующие транспортная структура требует масштабных инноваций и реформ (в хорошем смысле этого слова).

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Заместитель Натальи Комаровой покинул пост 881
  2. ​Ханжество наносит куда больший урон психике детей, чем какие-то зубастые куклы 827
  3. ​«Северные» зарплаты — и «северные» цены: какие квартиры покупают сургутяне? 769
  4. ​В Югре музыкальная группа исполнила рэп на ненецком языке 647
  5. Аэропорты ХМАО проверят на готовность работать в условиях снегопадов 635
  6. ​Отчитались и забыли 598
  7. С начала года в Нижневартовске произошло 24 ДТП с детьми, двое погибли 598
  8. В Сургуте вместо H&M откроются магазины российских брендов 427
  9. ​Красиво у нас зимой. Но кто-нибудь понял, что за символ украшает елку напротив администрации? 267
  10. Сургут лидирует в Югре по заболеваемости ковидом за сутки 237
  1. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3328
  2. ​Актировка: 1-4 классы первой смены 3125
  3. «Не знаешь как решить задание? Спроси у соседа справа или слева» 2176
  4. ​В Сургуте школьницу высадили из автобуса в сильный мороз 1885
  5. Депутаты Думы Сургута обсудили планы по строительству полноценного автовокзала на привокзальной площади 1620
  6. ​Актировка: 1-8 классы первой смены 1607
  7. ​Дума здорового человека 1569
  8. Аварийное жилье, добыча нефти и строительные регламенты: какие вопросы задали Наталье Комаровой на пресс-конференции? 1525
  9. В Югре утвердили рост тарифов ЖКХ на 9% 1486
  10. У 81 югорчанина обнаружили ковид за последние сутки 1475
  1. Демобилизованным в ХМАО придется вернуть выплату в 250 тысяч рублей 5643
  2. Югорские ученые объяснили ноябрь с лужами на Крайнем Севере 4495
  3. Вартовчанка впала в кому после похода к косметологу и позже скончалась 4293
  4. Следователи проверяют информацию об избиении школьников в Сургуте 4268
  5. Всё, что нужно знать про уплату имущественных налогов в 2022 году 3859
  6. Как Югра завершила дорожную кампанию — 2022 3747
  7. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3328
  8. В Югре отменили обязательную вакцинацию для находившихся в группе риска 3259
  9. ​Как по мере пути простому гаражу в престижном районе Сургута удалось «подрасти» 3131
  10. ​Актировка: 1-4 классы первой смены 3125