
Как и ожидалось, реформа маршрутной сети автобусов в Сургуте довольно быстро выявила ту часть жителей, которая происходящим недовольна. Новую схему движения общественного транспорта опубликовали накануне, а уже появилась петиция с призывом оставить все как есть, и подписали ее на момент подготовки этого текста 1,5 тысячи человек. Это много. Я вообще не помню, чтобы в Сургуте был такой инфоповод, способный так быстро родить петицию, которая в считанные часы набрала столько сторонников. Приятно удивлен сознательностью и активностью горожан.
При этом, конечно, не стоит оценивать ситуацию как некий жуткий конфликт, скандал или что-то вроде (уже вижу, как коллеги делают заголовки, типа «Сургутяне взбунтовались против транспортной реформы»).
Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. Последние 20+ лет официальный дискурс внушал нам, что во всем важно «единство». Что «администрация и дума должны работать как единая команда», или что «граждане в едином порыве поддержали…», и так далее. Но это фантом, причем местами довольно вредный. Потому что на его базе многие делают незамысловатый вывод: «Если все едины, а кто-то выступает против – значит, он враг, отщепенец, баламут, бузотер и нехороший человек».
Но это не так. Потому что в жизни, кроме некоторых супер-исключительных случаев, никакого единства нет и быть не может. Есть разные люди и группы людей, у них есть разные интересы, иногда они совпадают, иногда они сталкиваются. Кому-то невыгодно существующее положение вещей, кому-то невыгодны реформы, и единственное, что можно делать, когда происходит столкновение интересов – встречаться, разговаривать, обсуждать, корректировать, искать компромиссы.
Справедливо ли возмущение сургутян, которых лишили привычного автобусного маршрута – будь он сто раз неправильным, невыгодным и неэффективным с точки зрения городской администрации? Конечно. Справедливо ли недовольство сургутян, в чей новый микрорайон ни разу в жизни не приезжал нормальный автобус, поэтому они вынуждены либо ездить на машине и 40 минут искать парковку, либо заказывать такси, либо трястись в жутких маршрутках, держа дверь, чтобы она не отвалилась? Еще как.
И вот мы оказываемся в ситуации, когда есть ограниченный ресурс общественного транспорта, который необходимо распределить на всех нуждающихся в нем сургутянах. Будь у города московский бюджет – можно было бы просто закупить штук 50 лишних автобусов, и зажили бы все счастливо. Но, видимо, пока нет, так что придется выкручиваться.
Повторюсь – ничего катастрофического не произошло. Это обычная рабочая ситуация, которую нужно разруливать, как я писал выше – встречами, переговорами, обсуждениями, поиском компромиссов. Единственное, что, как мне кажется, стоило бы сделать – презентовать новую схему общественного транспорта не за месяц до запуска, а хотя бы за три. Чтобы успеть отработать все недовольства и подумать над возможными корректировками.
Тем сургутянам, кто оказался недовольным предстоящей транспортной реформой, желаю сил и терпения по отстаиванию своих интересов. Это будет непросто, но это важный и нужный опыт – как минимум, объединения и артикуляции своих претензий и требований. Как показывает практика, зачастую россиянам чего-то не хватает, чтобы в нужный момент сказать власти: «Стоп, погодите, что это вы делаете?» А надо бы.
Но если новая схема организации движения общественного транспорта не отвечает запросам и ожиданиям жителей города, то о какой доработке и улучшении может идти вообще речь? Ее не дорабатывать надо, а ее надо выбросить в корзину. .
Ведь что ожидали обыватели, когда ГА анонсировала реформу городского общественного транспорта?
По минимуму, они думали, что к старой схеме городских автобусных маршрутов добавиться новые, в том числе и в строящиеся жилищные комплексы.
Что увеличится число автобусов на маршрутах.
Что город закажет дополнительно, как минимум, 50 новых автобусов ( это вообще вопрос ни о чем и обсуждению не подлежит, тем более сравнения с Москвой, где Собянин на днях заказал только на 2023 год на КАМАЗе 1000 новеньких электробусов).
Что интервалы движения автобусов станут 10-12 минут.
Что на старых и новых городских маршрутах остановки будут не через 700 м, а через 350 м, как минимум.
Что добраться можно будет в любую точку города без пересадок.
Что в городе установят «Умные остановки» с информационными табло. И так далее и так далее.
Здесь нет никаких ожиданий относительно выделенной полосе для общественного транспорта, ибо это парализует автомобильное движение всего города.
Здесь нет альтернативных видов транспорта, рельсового и безрельсового.
Пока все как обычно: на дизельных автобусах.
Но вопреки ожиданиям число маршрутов сократили на 25% и ввели пересадочный тариф. Объяснение нехваткой автобусов? Вероятно,
Однако, что это за «юродствование и демонстрация лохмотьев и вериг» у чиновников городской администрации, когда они, как последние нищеброды, не в состоянии пополнить автобусный парк десяток новеньких городских автобусов?
Что это за показная нищета?
Или это какое-то юродствование перед вышестоящими чиновниками? «Во гляньте», мы даже на городских автобусах экономим. Какие мы молодцы!
Возможно, ГА нельзя обвинять в таких грехах?
Возможно это взгляд человека с улицы?
Однако, при бюджете в 40 млр рублей на 2023 год прикидываться нищим муниципалитетом нашим городским чиновникам неприлично. Как сказал бы по этому поводу К.С. Станиславский: «Не верю!».
Не верю в нищету, когда округ выделяет на кинопроизводство на 2 года 900 млр рублей, но он не выделяет сотню другую млн рублей на приобретение новых автобусов.
Не верю в нищету, когда за оставшиеся два-три года регион выделит несколько сотен млн рублей на строительство «собачьих приютов», но во имя этого сократит на 25% количество маршрутов городского общественного транспорта в Сургуте.
Не верю в нищету, когда на строительство автодорожного моста через Обь регион ежегодно выделяет 6 млр рублей, а жителям города предлагает путешествовать на общественном транспорте с пересадками, введя пересадочный тариф в 42 минуты.
Конечно, можно новую схему протестировать, что-то в ней изменить или дополнить. И записать реформу общественного транспорта в актив команды Андрея Филатова.
Однако многотысячная петиция сургутян нарушила естественный ход событий. И как не вспомнить вновь афоризм незабвенного Виктора Степановича: «Хотели, как лучше- а получилось, как всегда».
Я не говорю о том,что выйдя из подъезда,хочу уехать в любую часть города. Речь о том,что сейчас,выйдя на Каролинского, Университетскую, Югорскую,можно уехать,куда надо. Люблю ходить пешком. Очевидно,что после реформы придётся это делать всегда,ведь пользоваться общественным транспортом в таком формате не представляется возможным
На уровне хотя бы примитивного: было до реформы- будет после реформы.
А для этого надо бы знать нынешнее исходное состояние городского общественного транспорта в Сургуте.
Да, нам «реформаторы» отрапортовали несколько цифр:
- ежедневный перевозится 74,5 тысяч пассажиров,
- после «реформы» увеличится на 15%( если увеличится) до 89,5 тыс человек.
- Сократится число автобусных маршрутов с 45 до 35.
- Анонсируется время ожидания автобусов 6-10 мин.
И все.
Какая-то закрытая и секретная реформа городского общественного транспорта получается.
Ну да ладно.
Посмотрим, что творится с городским общественным транспортом у наших ближайшим соседей и конкурентом (по численности населения в Тюменской области) в городе Тюмени.
Чтобы хоть как-то определиться, где мы сейчас находимся: или в лидерах, или в середняках или в полной «ж..пе».
Итак:
- в Тюмени в летний период действовало 124 маршрута, а в зимний - 109.
- Протяженностью маршрутов городского общественного транспорта - 620 км, прирост за год составил, 10,17 или 3,2%.
- Для стабильной работы рейсовых автобусов действует 22 км выделенных полос.
- Общее количество перевезённых по муниципальным городским маршрутам пассажиров в 2022 году составило 127,9 млн человек, что на 11,01 млн больше, чем в 2021 году (9,4%).
- Средний возраст автобусов, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным маршрутам составляет 5,7 лет.
- Общее количество транспорта, непосредственно задействованного для перевозок на 01.01.2023 года составляет 1307 единиц.
- В том числе 879 особо большого, большого и среднего класса;
- 428 малого класса.
- Для улучшения пешеходной доступности ведётся строительство автобусных остановок,
- общее количество остановочные пунктов ежегодно увеличивается на 40-50 единиц.
- На 01.01.2023 года маршрутная сеть городского общественного транспорта общего пользования включает 1461 остановочный пункт, что на 36 больше, чем годом ранее (01.01.2022 года- 1425), прирост составил 2,5%.
- В целях обеспечения доступности пассажирского транспорта общественного пользования маломобильных групп населения все автобусы оснащены автоматическими информаторами объявления наименования остановочных пунктов.
- 50% оснащены электронными информационными табло.
- 65,7% обеспечены условиями для маломобильных граждан.
- На период 2021-2025 год запланировано выделение 2,2 млр рублей из бюджета города на приобретение новых автобусов.
- В 2021 году приобретено 70 новых автобусов для муниципального ПАТП№1 на сумму 1,2 млр рублей.
- На 2023 год запланировано выделение 1,9 млр рублей из бюджета города на приобретение новых автобусов.
- Справочно: муниципальное ПАТП№1 имеет парк автобусов 480 единиц и численность работников 1481 человек.
Ну так далее и тому подобное. Информация более чем достаточная.
Для того, чтобы понять где мы находимся с общественным транспортом в Сургуте:
- в начале пути,
- середине,
- на финише
все приведённые показатели городского общественного транспорта для Тюмени можно смело делить на 2 и мы получим директивные цифры для «реформаторов» ( Сургут по численности населения в два раза меньше Тюмени: 800 тыс и 400 тыс соответственно).
Проделав такую работу можно посмотреть результат.
И судя по сравнительным цифрам он довольно плачевный для нас.
Мы отстаём по всем показателям в 4 раза.
Итак что по факту, что удалось выудить из доступных источников (уголовное дело в отношении бывшего директора СПОПАТ Алексея Попова, закупавшего бензин с «ослиной мочой», не в счёт) о состоянии городского общественного транспорта,
- Количество автобусов в муниципальном СПОПАТ в районе 100 единиц.
- в год муниципальное СПОПАТ перевозит около 10 млн пассажиров.
- численность работников СПОПАТ 522 человек,
- по году получена прибыль в 18 млн рублей.
- в городе 434 автобусных остановочных пункта.
- муниципальное СПОПАТ до реформы маршрутной сети обслуживало 17 городских маршрутов общественного транспорта.
- ООО «Центр» и ООО «ЗабСибАвто» обслуживали до реформы по восемь городских маршрутов общественного транспорта.
- можно предположить, что все перевозчики Сургута перевозят в год в районе 28-30 млн пассажиров.
- выделенных полос общественного транспорта в городе нет.
- в 2018 году при Вадиме Шувалова СПОПАТ получил 10 новых автобусов марки МАЗ на замену выработавших ресурс автобусов.
И все.
Не густо.
Но хоть что-то.
А теперь можно и пообсуждать чего же ждать от оптимизации муниципальной маршрутной городского транспорта общего пользования широко авансированного командой Андрея Филатова.