Россияне продолжают жаловаться на «турецкую ветрянку» – вирус Коксаки, который, как говорят врачи, поражает в основном детей. Откуда он взялся, чем опасен и можно ли его спутать с ОРВИ? А также чем вызвана очередная волна пневмонии и как на нее повлияли антибиотики, широко применявшиеся во время пандемии? Об этом расскажет главный внештатный специалист по инфекционным болезням Депздрава Югры, врач-инфекционист БУ «Сургутская окружная клиническая больница» Людмила Катанахова.
− Здравствуйте, это siapress.ru. Меня зовут Юлия Латипова, и я корреспондент этого портала. Россияне продолжают жаловаться на турецкую ветрянку − вирус Коксаки, − который, как говорят врачи, в основном поражает детей. О нем нам расскажет главный внештатный специалист по инфекционным болезням Депздрава Югры, врач-инфекционист Сургутской окружной клинической больницы Людмила Катанахова.
− Необходимо сказать, что вирус Коксаки известен достаточно давно и относится к группе энтеровирусов. Кроме Коксаки, есть другие типы вируса. Да, на самом деле, чаще всего энтеровирусными инфекциями болеют дети по сравнению с взрослым населением.
При энтеровирусной инфекции мы отмечаем сезонность заболевания. Это, как правило, теплое время года, то есть подъем заболеваемости происходит в летние периоды и может захватить сентябрь, начало октября: при формировании детских коллективов, люди приезжают из туристических поездок. Дети идут в детский сад, школьники идут в среднеобразовательные учреждения.
− Как сейчас?
− В зависимости уже от результатов лабораторных исследований, мы непосредственно методом полимеразной цепной реакции проводим типирование какой это вирус. Но вы сказали, как сейчас. Однако сегодня никакого подъема энтеровирусной инфекции у нас нет.
− Я к тому, что на самом деле сейчас очень много заголовков в СМИ, где пишут, что вирус Коксаки смертельно опасен, что как раз-таки вспышка происходит, происходила как минимум недавно. Настолько ли он опасный и страшный?
− У нас никакой вспышечной заболеваемости, во всяком случае, на территории Ханты-Мансийского автономного округа не зарегистрировано. Подъема заболеваемости энтеровирусной инфекции нет, в том числе вызванные Коксаки вирусом. Вероятнее всего это за рубежом, то есть в туристических поездках.
И надо понимать, как происходит инфицирование, какими путями. Это может быть пищевой путь, может быть контактный путь при контакте с инфицированными предметами обихода, и в том числе водный путь при купании в бассейне, при заглатывании воды. Но здесь большую роль играют, конечно, санитарные правила. Во-первых, выезжая куда-то, в туристических поездках, мы должны пить только бутилированную воду, купаясь в бассейне, не заглатывать воду. И в том числе банальное правило, о котором мы всегда говорим, мыть руки.
− Все-таки вирус Коксаки называют «турецкой ветрянкой». Получается, есть определенная сыпь. Есть какие-то специфические симптомы, потому что, как я знаю, вирус Коксаки иногда путают с ОРВИ?
− Вы знаете, здесь тоже для энтеровирусной инфекции, в том числе вирусом Коксаки, характерен, так скажем, ни один какой-то симптом. Это многоликая болезнь, но в том числе и у детей очень часто появляются высыпания на коже. И не только.
А почему называют «турецкой ветрянкой»? Потому что высыпания могут локализоваться на туловище, на конечностях, и в том числе на внутренней поверхности ладоней и стоп. Кроме как поражение кожи, возможно, поражение слизистой оболочки полости рта. И если проявляется заболевание катаральными какими-то симптомами − першение в горле, боль в горле − трудно, конечно, сразу же с первого взгляда провести дифференциальную диагностику между банальной ОРВИ, но опять учитываем и анализ. Сейчас идет подъем респираторной вирусной инфекции, а подъем энтеровирусной инфекции у нас прошел. Я говорила в начале, что это все-таки летний период и может быть сентябрь.
Кроме того, в клинике могут появиться со стороны слизистой полости рта высыпания по типу герпетической ангины. Когда мы видим герпетическую ангину и высыпание на кожу, тогда врачи выставляют предварительный диагноз − «энтеровирусная инфекция». Кроме того, энтеровирусная инфекция может протекать с поражением, в том числе и центральной нервной системы, и у детей очень часто встречается серозный менингит, вызванный энтеровирусами. Может быть, поражение сердца, миокардиты, поражение глаз, кератоконъюнктивит. То есть, сказать, что есть какой-то определенный синдром – нет. Но чаще всего сочетание именно герпетической ангины с кожными высыпаниями нам позволяет предварительно поставить диагноз энтеровирусной инфекции. А какая именно – это после проведения типирования. То есть после проведения лабораторной диагностики, возможно, с отправкой биологического материала даже в референт-центры.
− И вирус Коксаки по-особенному лечится?
− Все энтеровирусные инфекции лечатся одинаково. Назначаются при повышении температуры тела, лихорадке жаропонижающие средства, может быть, антисептики для обработки слизистой полости рта. И назначаются препараты, которые обладают широким спектром противовирусной активностью. Это индукторы интерферонов. Специфической какой-то противовирусной терапии при энтеровирусных инфекциях не существует. Необходимо сказать, что, конечно, не должны люди заниматься самолечением. В любом случае, даже те же препараты, индукторы интерферонов, их достаточно много на рынке фармацевтическом, должны назначаться именно специалистами, медиками, врачами.
− А в целом, какая ситуация сейчас наблюдается по заболеваемости сургутян?
− Сейчас актуально у нас с учетом, опять же, эпидемиологического сезона, это острые респираторно-вирусные инфекции и пневмонии.
− Ну, вот как раз-таки слышно о внебольничной пневмонии. Вспышки фиксируют по всей России. Это какая-то особенная пневмония или это привычная нам, так сказать?
− Подъем заболеваемости внебольничной пневмонии как раз приходится на холодное время года. И в том числе, начиная с октября месяца. Но наибольший, подъем, наверное, будет фиксироваться с ноября-декабря, возможно, будет подъем еще и вирусных пневмоний. Как правило, те пневмонии, обусловленные вирусом гриппа, это с декабря-января-февраля, подъем заболеваемости. В этот сезон, не только у нас на территории ХМАО, Сургута, но и, как вы правильно отметили, это по Российской Федерации мы видим большое количество внебольничных пневмоний, обусловленные микоплазменной инфекцией. Болеют как взрослые, так и дети.
− И она как-то отличается? Есть какие-то симптомы специфические?
− Классическая микоплазменная пневмония может начинаться с признаков остро-респираторной вирусной инфекции, то есть возбудитель имеет тропность не только к легким, но и к верхним дыхательным путям. Может быть заболевание по типу ринита протекать у пациентов, то есть выделения из носа, першение в горле появляется. И постепенно нарастает интоксикационный синдром, повышается температура тела. И в тяжелых случаях могут появиться даже признаки дыхательной недостаточности. Это одышка, например. Но, как правило, при развитии пневмонии, в отличие от ОРЗ, мы видим лихорадку выше 38,5 градусов, выраженную слабость. Могут очень часто наблюдаться семейные случаи, так скажем, очаги, когда взрослые болеют и указывают на то, что дети недавно перенесли острое респираторное заболевание или, ставился диагноз пневмонии. Но опять же, чтобы нам с точкой поставить, что это пневмония, вызванная именно микоплазмом, мы должны провести лабораторную диагностику.
− И почему все-таки вспыхнула пневмония в этот раз? Есть мнение, что на это повлияли антибиотики, которые мы пили во время пандемии. Чаще всего это было совершенно не нужно. Может быть такое, что это снизило наш иммунитет?
− Применение антибактериальных препаратов, необоснованное применение в том числе, конечно, приводит к развитию иммунодефицитных состояний и влияет в том числе на антибиотикорезистентность. Но сказать, что сейчас вспышка микоплазменной инфекции связана с тем, что мы в 2020-2021 году широко применяли антибактериальные препараты для лечения новой коронавирусной инфекции, наверное, это не совсем будет правильно. Почему? Потому что схемы лечения новой коронавирусной инфекции были разные и у взрослых, и у детей. И у детей мы мало применяли антибактериальные препараты для лечения COVID-19. И дети легче переносили новую коронавирусную инфекцию, в отличие от взрослых, которые имели сопутствующую какую-то патологию, коморбидную патологию. Но сейчас, по статистике, у нас находятся на стационарном лечении и взрослые, и дети, которые не принимали антибиотики. И дети в том числе до года. И дети, у которых вообще не было факта приема антибактериальных препаратов. Поэтому вспышечные заболеваемости, в том числе и микоплазменной пневмонии в коллективах, через определенные промежутки, пять-шесть лет, регистрируются.
− И, если подвести итог, мы не занимаемся самолечением и своевременно обращаемся к врачам?
− Конечно, самое главное, что на исход влияет, это и время начала терапии. Терапия должна быть адекватной, потому что сами мы не всегда можем сказать, что у нас − пневмония или ОРЗ. И также важно правильно назначить лечение. А если респираторная инфекция протекает с повышением температуры тела, пациенты должны обратиться за медицинской помощью. И это не означает, что они должны прийти в стационар. Им нужно вызвать участкового врача, в том числе на дом. Ну и элементарное, так скажем, правило профилактики должно быть. Это лица, которые имеют признаки острой респираторной вирусной инфекции. Особенно это касается детей. Они должны лечение получать либо дома, либо по показаниям, не ходить на работу. Конечно, здесь самосознание, наверное, тоже имеет большое значение. То, как будет распространяться инфекция.
− Спасибо, что рассказали нам об этом. И спасибо, что пришли на эфир.
− Всего доброго.
− До свидания.