
В Мурманске прошел VI Международный арктический форум, на котором губернатор Югры Руслан Кухарук выступил с презентациями потенциала региона сразу на нескольких ключевых площадках. Основное внимание глава автономного округа уделил вопросам развития ресурсной базы Арктической зоны и перспективам креативных индустрий.
В ходе сессии «Арктика и СМП: полюс привлечения инвестиций» губернатор подчеркнул значимость Югры для российской экономики. Регион является лидером по нефтедобыче – на его долю приходится порядка 40% российской нефти и около 5% мировой добычи. В текущем году округ преодолел важный рубеж: здесь была добыта 13-миллиардная тонна нефти с начала освоения Западно-Сибирской провинции. Общий ресурсный потенциал Югры на сегодня составляет 23 миллиарда тонн нефти.
Арктическая зона автономного округа включает в себя Белоярский и Березовский районы. По словам Руслана Кухарука, в Белоярском районе уже выдано более 30 лицензий на добычу углеводородного сырья, а Березовский район ежегодно добывает около полумиллиарда кубометров газа. При этом губернатор отдельно отметил, что Березовский район богат не только газовыми ресурсами, но и уникальными запасами твердых полезных ископаемых, дефицитных для России: это марганцевые и хромовые руды, титан-циркониевые россыпи.
Глава Югры подчеркнул необходимость оказания федеральной поддержки в разработке месторождений стратегически важных полезных ископаемых и формирования надежных кооперационных цепочек с оборонно-промышленным комплексом и микроэлектроникой:
«Это направление требует координации усилий государства и корпораций. Без федеральной поддержки и четко выстроенных кооперационных связей эффективно реализовать проекты в этом направлении невозможно», – отметил губернатор.
Говоря о предложениях региона по развитию арктических территорий, Руслан Кухарук выделил необходимость создания дополнительных административных преференций, отмену регулярных платежей за право поиска полезных ископаемых и создание специализированного арктического геологоразведочного фонда. Также губернатор озвучил инициативу увеличить срок действия поисковых лицензий на геологоразведку с 5 до 7 лет.
Особое внимание было уделено вопросам инфраструктуры, в частности, строительству мостового перехода через реку Обь. Этот проект призван существенно улучшить транспортную доступность и экономическую привлекательность территорий. Также на период с 2024 по 2025 годы запланирован капитальный ремонт участка дороги «Югорск – Советский – Верхний Казым – Надым» протяженностью 18 километров и строительство новых участков автомобильной дороги «Куминский – Карабашка – Герасимовка – Тавда».
На форуме также активно обсуждалось развитие креативных индустрий. На площадке «Арктика и СМП «Северный креативный путь: территория возможностей для бизнеса» Руслан Кухарук представил уникальный опыт Югры. Регион стал одним из первых в России, где в 2020 году был принят специальный закон о креативных индустриях.
«В экономике Югры важнейшими заказчиками являются предприятия топливно-энергетического комплекса, которые активно взаимодействуют с креативными предпринимателями по целому спектру направлений: от сувенирной продукции и одежды до сложных цифровых комплексов и архитектурных решений. Сегодня из порядка 20 тысяч вакансий в регионе 665 относятся именно к креативным индустриям», – сообщил губернатор.
Среди успешных примеров работы креативного сектора Руслан Кухарук назвал школу креативных индустрий в Белоярском районе, детский сад «Звездочка», построенный по принципу «умного» здания, и Политехнический колледж в Советском районе, ставший первой площадкой для подготовки кадров по креативным профессиям.
«Мы формируем в регионе единую платформу, объединяющую государственные и муниципальные структуры, бизнес и общественные организации. Уже принято решение о создании отдельной организации по развитию креативных индустрий, которая займется индивидуальным сопровождением проектов и внедрением цифровых решений для нефтегазовой отрасли», – рассказал Руслан Кухарук.
Также глава региона обратил внимание на значимую роль креативных индустрий в сохранении национальной идентичности и повышении туристической и инвестиционной привлекательности округа. В качестве яркого примера он привел международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух Огня», который более двух десятилетий объединяет талантливую молодежь и мировых деятелей культуры.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Денис Кравченко отметил, что Югра задает важные тренды в развитии креативных индустрий, служащие примером для других регионов страны.
Подводя итоги форума, Руслан Кухарук подчеркнул, что обсуждаемые вопросы – от инфраструктуры и транспортной связанности до поддержки креативного сектора – напрямую отвечают на запросы региона и всей России, позволяя реализовывать стратегические планы развития Арктической зоны страны.
Есть более практичный и менее затратный проект для транспортной доступности Арктики - Средний Широтный Ход по территории Югры. Смотрите. От Ивделя до Приобья уже есть железная дорога и даже недавно введён жд вокзал в Нягани. Поэтому необходимо срочно гнать железнодорожное полотно от Нягани до Ханты-Мансийска, всего-то 300 км (можно рядом с существующей автодорогой Ханты-Мансийск-Нягань). Идём дальше. От Ханты-Мансийска надо гнать железнодорожное полотно до Салыма (можно до Пыть-Яза) -200 км и соединится с железной дорогой Тюмень-Сургут- Коротчаево. Все. Не нужно мучится со строительством моста через Обь в районе Салехарда. Ну нужно нарушать экологию тундры на участке Обская- Салехард- Надым- НУР- Коротчаево. А главное не нужно тратить в вечную мерзлоту тундры сотни миллиардов рублей, которых в бюджете на эту затею Артюхова практически нет. А вот от Ивделя-Полуночного- на станцию Обская нужно гнать жд полотно через Березовский район и весь Приполярный Урал, где богатые месторождения полиметаллических руд и редкоземельных металлов. Это почти 1 тысяча км и эту жд магистраль надо строить обязательно. Это позволит соединить Северную железную дорогу и Свердловскую железную дорогу. Это путь в Арктику, это путь к Северному морскому пути. Какой поток грузов пойдёт по жд Сабетта - Коротчаево-Салым- Ханты-Мансийск- Ивдель- Полуночное- Обская- Лабытнанги- Воркута- Сосногорск и далее в незамерзающие порты Баренцевого моря? Прежде всего это сжиженный газ с Сабетты. Это Нефть Югры и Ямала. Это лес, уголь, руда и так далее и тому подобное. Перспективы с вводом Среднего Широтного хода в Югре просто космические. Средний Широтный ход разгрузит Южный Широтный Ход, вернее Транссиб, который задыхается от потока грузов на Восток. Таковы реальные перспективы. А сидеть и «ковыряться в носу», ожидая чего-то от «креативной индустрии», ожидая когда Ямал разродится с их игрушкой в виде Северного Широтного хода, значит упустить время для экономического рывка Югры в будущее на основе строительства новых железных дорог и на основе освоения новых природных месторождений органического и неорганического происхождения в Арктике. Ибо базовой территорией для освоения Арктики, как не крути, есть и будет только Югра. Югра - это ворота в Арктику. Об этом говорить никогда не рано и никогда не поздно.