
Редакция СИА-ПРЕСС продолжает анализировать одно из важных событий в Югре – создании Сургутской агломерации, в которую объединились Сургут с районом, Нефтеюганск с районом, а также Пыть-Ях. Вопросы об экономических перспективах этого решения мы задали финансисту, управляющему партнеру группы компаний «Альфа Эн» Михаилу Кадникову.
– Какие возможности могут открыться перед муниципалитетами, собравшимися в агломерацию?
– Думаю, они смогут создать и осуществить серьезные проекты, в первую очередь, в логистической и транспортной инфраструктуре. Вообще каждый муниципалитет самодостаточен, а вот транспортные проекты было бы как раз интересно развивать в формате межмуниципального сотрудничества. Впрочем, что мешало делать это раньше?
– Когда говорят об агломерациях, обычно подразумевается быстрое перемещение между городами. А это обычно достигается при помощи скоростного или не очень железнодорожного транспорта. В нашем случае такое возможно?
– Насколько я помню, есть электричка между Сургутом и Нижневартовском и Сургутом и Пыть-Яхом. До Нефтеюганска железная дорога не доходит, а аэропорта там нет. Может, оттуда имело бы смысл проложить некий легкий трамвай. А вообще у нас есть автобусное сообщение между городами, которое можно было бы развивать. Если из Сургута в Нефтеюганск можно приехать, хоть и не без проблем, то до Пыть-Яха добраться на автобусе уже сложнее.
– А что еще агломерация может сделать с точки зрения логистических проектов?
– Вообще Сургут довольно долго позиционировался в качестве логистического центра Югры. Но сейчас он смещается в сторону науки и технологий, ввиду развития НТЦ. Да и в принципе в последние пять лет у нас было мало логистических проектов, ни одного подобного объекта класса А в городе нет, хотя транспортная составляющая у города хорошая.
Но раз уж произошло объединение в агломерацию, я бы, скорее, видел логистический центр в Пыть-Яхе. Если все-таки будет построен второй мост через Обь, и резко сократится расстояние между Сургутом и Пыть-Яхом, то именно этот город получит отличный потенциал. Там и железная дорога, и федеральная автотрасса. Нет аэропорта – но тут как раз поможет сокращение расстояния до Сургута, можно и нашим пользоваться, это ему только пойдет на пользу и развитие.
– Что касается других проектов. Например, мусорный полигон, который будет в Нефтеюганском районе, и куда будут свозить отходы, в том числе, из Сургута.
– В Сургуте вообще было два полигона, но у нас отказывались от инвесторов, которые могли бы их развивать. Только ко мне обращались по этому поводу две серьезные компании, но им не удалось попасть на рынок. А в Нефтеюганском районе инвестор появился, и у них дело идет. Хотя лично я не вижу необходимости возить мусор за десятки километров из Сургута в Нефтеюганский район. Лучше бы перерабатывать его на месте, это рабочие места, налоги новое сырье и новые производства.
– Опять же – не все обрадовались бы мусороперерабатывающему заводу в черте города. Наверное, подобное нужно было бы вынести в Сургутский район?
– Если по хорошему – да. Найти землю недалеко от какого-нибудь поселка, чтобы дать людям рабочие места. Совместное развитие территорий никогда никому не мешало.
– Как вам система управления этой агломерацией? По три представителя от каждого муниципалитета.
– Не знаю, кто будет сидеть в этом управляющем совете, но, вероятно, это будут главы с какими-то профильными заместителями. Вряд ли это будут исполнители. Поэтому чисто административно этому органу нужен аппарат, который будет исполнять технические функции – готовить документы и так далее. Возможно, для этого будет создана новая структура. А, где она будет базироваться?
– И из каких источников финансироваться.
– Это как раз понятно – из бюджетов муниципальных образований. Возможно, в будущем у нее появится какой-то свой бюджет.
– Подводя промежуточный итог на основании того, что мы знаем – решение о создании Сургутской агломерации было правильным?
– Возможно, если этот вопрос прорабатывался и осмысливался заранее, то да. Потому что речь о межмуниципальном сотрудничества. Приведу пример: в одной области было два района, между которыми шла дорога. С одной стороны с ней все было в порядке, и с другой тоже, а прямо на стыке находился участок, который каждый считал чужим, и не обслуживал. И там фактически асфальт заканчивался, и от этого страдали обычные люди. В итоге эти два района договорились, и проблему решили.
Возможно, объединение пяти муниципалитетов в Сургутскую агломерацию так же позволит скрасить, а то и полностью устранить те «стыки», которые существуют на данный момент.
вряд ли целесообразно. В результате по транспортной инфраструктуре для Сургутской агломерации тупик. В прямом и в переносном смысле. Даже на Ямале с ее проектом реанимации «мертвой дороги» до Салехарда с мостом через Обь дела идут черепашьим темпами. Коротчаев и его коллектив, если бы не остановился на Уренгое, до дошёл бы и до Салехарда, дошёл бы и до Дудинки и дошли бы до Норильска. А там бы уже пошёл транзит грузов через Югру параллельно Транссибу. И возможно логистический центр и в Сургуте, и в Пытьяхе стал бы реальностью. Ну и так далее можно фантазировать, используя сослагательное наклонение «если бы». Теперь вернёмся с небес на землю. Итак Югра - это «потухающий нефтяной гигант». Это реальность и прятать голову в песок не следует. Вся транспортная инфраструктура тупиковая, предназначена только для удовлетворения потребностей в грузах и пассажиропотока только своих регионов, в том числе и Сургутской Агломераций. Поэтому с точки зрения обывателя создание Агломераций не станет катализатором развития транспортной инфраструктуры Югры. Хотя второй автодорожный мост через Обь анонсирован устроителями, как мегапроект Сургутской Агломерации. Научно-технический центр в Сургуте не станет катализатором развития Сургутской Агломерации. Это чисто внутригородской проект. Остаются межмуниципальные дороги и мусорные проекты. Это да. Здесь есть тема для работы. И все. Все остальные проекты Сургутской Агломерации пока в головах оптимистов и мечтателей. К сожалению.