С политической точки зрения самый важный сюжет – это борьба за верховенство в только что созданной агломерации. Есть нефтеюганские элиты, за которыми стоит не имеющий формальных постов Владимир Семенов (бывший глава Нефтеюганского района – прим. ред.). Есть сургутские, которые представляет Андрей Филатов. Вопрос в том, кто из них в этой агломерации будет играть главную роль.
При этом еще неизвестно, как вообще она будет управляться, и будет ли управляться вообще, так как там предусмотрено коллективное участие, и формально никто не главный. Но политическая традиция такова, что кто-то должен быть «первой скрипкой». Впрочем, открыт вопрос о том, насколько выгодно тому или иному политику такое неформальное руководство. Потому что никакого бюджета у этой агломерации нет, есть только общие инфраструктурные проекты, транспорт, дороги. Если будут проекты, связанные с инвестициями из бюджета – тогда будет, за что бороться.
Если говорить про логику происходящего с точки зрения округа, то там хотят, чтобы сильные подтягивали слабых. Это похоже на разговоры о том, что богатые Тюменская или Свердловская области то ли по частям, то ли целиком взяли в свой состав бедную Курганскую область. То есть разговор о выравнивании. Предполагается, что богатые Сургут и Нефтеюганск будут вытаскивать муниципальные районы и отдельные населенные пункты, помогать им обустраиваться, финансировать инфраструктуру, промышленность и так далее. Опять же – пока непонятны механизмы, как это будет работать.
Известно, как работают агломерации зарубежом, но там все же крупные многомиллионные образования типа «Большого Токио» или Нью-Йорка. Но у нас не идет речи о том, чтобы быть похожими на них. В России вообще не так много агломераций, и как будет развиваться Сургутская – хороший вопрос. Возможно, это будет югорским ноу-хау.
С точке зрения "борьбы элит" не будет противоречия. Люди взрослые всегда найдут как и с кем договорится. Мы же видим что, никто на чужой каравай рот не разевает..
Но я хотел остановится на личности Дмитрия Коротчаева- железнодорожному строителю. Кортчаеву было уже 56 лет, когда он вместе трестом «Абаканстройпуть» прибыл с «трассы мужества» Абакан-Тайшет в 1965 году в Тюмень и возглавил Управление строительства «Тюменьстройпуть» железной дороги к будущим Агломерациям Югры: Тюмень - район Сургута. Эту трассу железнодорожные строители позже называли меж собой «трассой ужаса». Но Коротчаев уже октябре 1967 года подвёл рельсы к Тобольску и упёрся в Иртыш. И также как и в 1973 году подвёл рельсы к Сургуту и упёрся в Обь. Смотрите всего 7 лет понадобилось ему, чтобы преодолеть 710 кам «трассы ужасов». И начальник мостоотряда № 15 в Тобольске Солохин вспоминал, что Коротчаев всегда наступал на пятки мостостроителям и порой подгонял тепловоз к мостовому переходу и включал непрерывные гудки, мол ждём, поторапливайтесь. Так было и при переходе через Юганскую Обь, и при переходе через двухкилометровую Обь в Сургуте. И вот 5 августа 1975 года первый рабочий поезд прибыл в Сургут. Казалось бы, Коротчаеву можно было бы передохнуть и подумать о пенсии - 65 лет ведь уже. Однако, он из поколения Одержимых и он настоял на строительстве ветки до Нижневартовска, которая была построена за два года. Кажется все. Но не для Коротчаева. Он сказал так, «что если мы сейчас остановимся и не построим дорогу до Уренгоя, то мы не построим ее никогда». И без согласованного проекта начал строить дорогу от Ульт-Ягуна на север. Построил ее до Уренгоя и которую уже без него достроили до Ямбурга. Это был совершенно одержимый идеей человек. А в мыслях его уже была дорога до Салехарад и Норильска. И он вероятно смог бы это сделать. К чему это я все говорю? Поколение одержимых исчезло из нашей жизни сегодня. Ау! Где вы? Нет, конечно, есть сегодня и одержимые. Но одержимые в основном на заколачивании бабла в личный карман. И от их одержимости как бы и общество что-то получает. Вот, к примеру, строят же гетто-муравейники, или автомобильные дороги, или торгово-развлекательные центры. Но вот одержимость их какая-то однобокая получается. Типа что «хорошо Форду-хорошо Америке». Однако люди в этом процессе выглядят как работнике на конвейере Форда. Каждый выполняет строго свою операцию. И никакой одержимости и созидания.
Вот и сегодня в Югре чиновники вспыхнули одержимостью созидания и вознамерились творить большие дела в рамках вновь создаваемых ими Агломераций. Вспыхнула лишь одна спичка, а возгорится ли из неё пламя? Большой вопрос. Есть ли у них под рукой одержимые идеей люди, подобные тем, которые творили мегапроекты ещё недавно. Или эта спичка вспыхнет да так и погаснет не разгоревшись, погрузив просторы Агломерации в привычный полумрак текучки. Есть ли такие одержимые люди под рукой у Комаровой? Кто станет главным мотором в созданных Агломерациях Югры. Где новые Киртбаи, Солохины, Салманова, Коротчаевы, Каролинские, Кукуевицкие и другие, одержимые новыми идеями созидания на просторах Югры? Я их лично сегодня в упор не вижу. Или они где-то в глубине, в окопах прячутся. Сегодня высовываться не принято. Хотя впрочем, были, были и в наши либеральные времена одержимые чиновники. Был в команде Александра Леонидовича Сидорова один одержимый человек- это Вячеслав Фёдорович Новицкий. Почему одержимый? Хотя бы потому, что ещё в 1990 году он был одержим идеей за три года ликвидировать балки в Сургуте. Не дали. Был он одержим идеей построить троллейбус в Сургуте. Зарубили. Была у него попытка начать реконструкцию пятиэтажек первых массовых серий в Сургуте. Не задалось. Удалось реализовать идею лишь на первом экспериментальном доме по Энергетиков, 33. И все. Дальше всех таких одержимых в Сургуте Александр Васильевич Филиппенко собрал у себя в команде и похоже сосредоточил их усилия на суперпроекте окружной столицы. И все. А все остальные будущие Агломерации, прежде всего Сургутская, прозябали и влачили жалкое существование. Потому как их одержимость не выходила за пределы одержимости по сносу балков, аварийного и ветхого жилья, сносу памятников архитектуры и культуры и борьбы с обманутыми дольщиками. И все. В такой ауре возродить мгновенно поколение одержимых для созидания, для реализации новых мегапроектов в рамках анонсированных чиновниками Югры Сургутской Агломерации трудно, практически невозможно. Закон инерции никто не отменял.