
Как было ясно из итогов года по отставкам и назначениям в Сургуте, именно строительную отрасль в городе «трясло» больше всего. Тем не менее, какие-то проекты все же появляются, правда, больше «на перспективу».
Не успел завершится один крупный проект, связанный с Сургутом – большой перинатальный центр открыл свои двери в декабре 2021 года – как стартовали еще два. Оба регионального и даже отчасти федерального уровня – второй мост через Обь и научно-технический центр.
На старт строительства первого приехал весь цвет региональной элиты, плюс тюменцы – полпред президента в УрФО Владимир Якушев и гендиректор компании-генпорядчика «Мостострой-11» Николай Руссу. Мост в длину составит 1 758 метров (а со всеми подъездными дорогами мостовой переход будет в 45 км), по стоимости – более 60 млрд рублей. Работать на объекте будут около десяти тысяч человек, установленные сроки завершения – начало 2026 года, но уже обещают сдвинуть их на конец 2025 года. Пропускная способность сооружения составит 13 тысяч автомобилей в сутки – это благодаря четырехполосной ширине. Старый мост с двумя полосами по проекту рассчитан на 5 тысяч машин в сутки, а на практике их оказывается 16 тысяч, то есть речь идет о перегрузке в три раза. Ее и должен будет снять новый мост.
Если говорить об НТЦ, то пока Сургут на своих плечах (хоть и с софинансированием) ведет большую подготовительную работу. В район будущего научного и образовательного комплекса нужно подвести все коммуникации, а это дело непростое – попробуйте в правильном порядке, четко и по плану уложить тысячи километров труб, провести дороги, и так, чтобы подрядчики друг другу не мешали, и все произошло без переделок и в срок. Именно такие задачи сейчас решают в сургутской администрации. А в 2023 году должна начаться первая стройка, которая будет именно частью НТЦ – центр биомедицинских технологий.
Едва ли можно назвать важной стройкой создание «Школы 21» (бесплатная школа программирования от «Сбера») в Сургуте, потому как это просто адаптация помещения под нужды арендатора, хоть и большого и важного. Тем не менее, проект этот заметен, и его строительная часть должна была завершиться в 2022 году, чтобы в 2023 прошел первый набор будущих IT-специалистов. По аналогичному принципу (адаптация помещения) прошло создание в Сургуте Дома дружбы народов – проекта, который в городе обсуждали долгие годы, если не десятилетия. Стоит отметить, что он, оказывается, был довольно просто реализуем, причем без каких-то особых напряжений со стороны местной власти.
А сургутские журналисты таки оказались правы. Они с точностью в 120% угадали все о чем они писали. Многое о чем они писали сбылось не через 20 лет, а через 3-5 максимум через 10 лет. Das iSt fantastisch! Какие же это они были фантазёры? Они все точно предугадали. И все.
Вернёмся к нашим баранам, вернее в нынешним временам.
Вот сегодня фантазёры процветают не в СМИ, а во властных структурах. Чиновники вместо повседневных дел то и дело занимаются фантазиями под телекамеру. Прогнозами занимаются, а что будет через 5, 10 и даже 25 лет. И такими прогнозами-фантазиями чиновники начали заниматься аж января 1992 года и продолжают заниматься по сей день. Почему с января 1992 года? Таки тогда цены на все стали фантастическими. И что стало фантастикой, то все граждане все вдруг стали миллионерами. И с тех пор фантазии чиновников не покидают их «и во сне, и наяву». .
Ну да ладно. Что можно было бы пофантазировать югорским чиновникам в предновогодние дни 2022 года? Оказывается мост и НТЦ. На большее фантазии не хватило.
Журналисты же в отличие от чиновников хотели бы видеть ближайшие годы многое. Например, новый Генплан, благодаря которому город стал бы будет лучшим на Планете. Хотели бы видеть и Планетарий в «Авроре, и реконструированный исторический железнодорожный вокзал в Сургуте, и реконструированный Дом Пионеров. Хотели бы видеть новый Драматический театр и новый Детский театр и так далее, что хотели бы видеть журналисты и жители города в ближайшие годы. И это были бы реальные дела,. Это были бы самые повседневные сегодняшние дела, которые нужно было совершить еще вчера и даже позавчера.
Фактически нужно было совершить путешествие назад и посмотреть, что должно было быть в городе в предновогодние дни 2002 года. Новый Генплан по которому город развивался бы двадцать лет. Раз. И тогда не было бы такого Сургута, который мы имеем в наличии сегодня. Можно было бы помечтать и новом Жд Вокзале и Аэровокзале. Два. Можно было бы помечтать о нескольких драмтеатрах. Три. Об экологически чистой и обновлённой Сайме с природным парком.Четыре. И так можно продолжать и продолжать.
Ну да ладно. Будем глядеть в будущее через очки югорских чиновников.
Рассмотрим их прогнозы-фантазии на пять-десять лет. Итак нам предложили югорские чиновники две крупные фантазии: автомобильный мост с четырьмя полосами движения (пропуском аж 16 тыс. автомашин в сутки) к 2026 году.
И научно-технический (или технологический) центр к году, этак 2030. .
И все? Небогато. Журналистам 1961 года таких прогнозов и в голову не пришло. Мелковато.
Масштабы «не той системы» в прямом и в переносном смысле.
Так что же анонсировали чиновники начать строить в 2023 году в Сургуте по крупному?
Мост автомобильный через Обь? Таки и старый обладает такой же пропускной фактически способностью. Чего же мост- дублёр выдавать за мегапроект? Выходит, что оба моста будут работать вполсилы? Ну 32 тысячи автомашин в сутки? Откуда такой трафик?
Далее.
Что такое за мегапроект НТЦ? Ну объясните же наконец-то на пальцах! Что он даст Сургуту, кроме девелоперского проекта? Что такое биомедицинский Центр? Чем он будет отличаться от десятков действующих таких биомедицинских центров, того «Вектора» в Новосибирске? Почему биомедицинский Центр будет располагаться в центре жилой застройки? А где же охранная зона в 1 км и прочие атрибуты нового секретного биологического Центра? Непонятно. Все законспирировано. То ли это будет «почтовый ящик» в этом новом научном и технологическом центре. Или сами организаторы ещё ничего не знают.
Однако выделение огромных денег из бюджета требует на берегу дать объяснения налогоплательщикам: зачем для Сургута эти два затратных мегапроекта. По смыслу это больше федеральные проекты и финансировать их должен федеральный проект. Как в Тюмени кампус мирового уровня будет финансировать федеральный бюджет (50%) и частные инвесторы (50%). По факту сегодня оба проекта финансирует бюджет Югры? Почему?