Закон о запрете курения вейпов, кальянов, электронных сигарет заставит уйти с рынка целый формат заведений общепита — кальянных. Они закрылись в самом начале режима самоизоляции, теперь выясняется, что навсегда.
Как эту новость восприняли бизнесмены Сургута и что с ними будет дальше, мы побеседовали с предпринимателем Алексеем Соловьевым, который в апреле был вынужден закрыть собственное заведение с кальянами и потерял на этом порядка восьми миллионов рублей.
— Каково твое отношение к решению запретить кальяны и вейпы в общественных местах?
— Я не в восторге от происходящего: мы все привыкли к тому, что есть такие заведения, куда люди целенаправленно идут курить кальян. Не говорю, что кальяны должны быть повсеместно: уверен, нужно сделать ограничение — заведения, где кальяны запрещены, и специальные профильные заведения.
Но в целом — мы, конечно, к этому привыкнем. Вспомни 2013 год, когда запретили табакокурение в общественных местах: тогда тоже было много возмущений, но сейчас вообще невозможно представить, что все вернется и курить можно будет везде!
Мне доставляет удовольствие приходить в заведение, в котором не пахнет табачным дымом. А раньше повсеместное курение было нормой.
Так что в целом я понимаю логику запрета кальянов в общественных местах: в этом есть смысл.
Другое дело, что рубить сплеча не стоит — нужно все-таки было разобраться, в том же законе выделить кальянные как отдельный вид заведений, для которых делается исключение… Но решено именно так.
— Запрет же готовился не во время эпидемии: первое чтение закона в Госдуме прошло в декабре 2019 года, когда о коронавирусе никто не знал.
— Да, и достаточно долго этот запрет не могли ввести; теперь же появился повод: кальян способствует прямой передаче вируса через общее устройство. Обрабатывать его в процессе использования сложно — его нужно продувать, а это уже нарушает все рекомендации по защите от распространения вируса.
А вообще давно уже ходили разговоры о запрете кальяна в общественных местах, но специфика русского народа такая, что если скажут: можно курить только в кальянных, тут же весь общепит себя объявит кальянными, при которых, конечно, будет кухня и все остальное.
А так — депутаты решили, что проще вообще все ограничить, чем бодаться с упертыми предпринимателями, которые все равно будут пытаться как-то выживать, работать.
— С запретом из города неизбежно уйдет ряд кальянных — наверняка вы общаетесь с коллегами: каково настроение в этой сфере? Какие планы?
— Думаю, возникнет некоторое количество «серых» предпринимателей, которые станут работать подпольно.
С другой стороны, те обиженные предприниматели, которые закрылись ранее, будут заниматься всем возможным, чтобы закрыть и всех остальных, — в общем, будет тотальный бардак на этом рынке.
Настроение же упадническое: многие просто не знают, что делать. Они говорят: мы сидели и ждали открытия, держали помещения, убеждали арендодателей, что вот-вот скоро откроемся, — и тут нам окончательно перекрыли кислород! Это как сидеть в заключении, знать, что тебя выпустят через месяц, но месяц проходит — и вместо освобождения тебе дают еще десять лет или вообще пожизненное.
Я уже всем этим переболел: у меня на начальных этапах всей этой истории с эпидемией закрытие случилось, уже себя чувствую нормально, но большинству коллег еще предстоит все это пережить.
— Что советуешь владельцам кальянных, которые уже не вернутся из самоизоляции?
— Надо перепрофилироваться, ни в коем случае не пытаться работать «в серую», потому что штрафы очень большие, а уж если в таком заведении будет задокументирован факт нелегальной продажи кальяна или человек заболеет COVID-19 — то наказание там вплоть до реальной уголовной статьи, это того не стоит совершенно точно.
Остается перепрофилироваться, хотя понимаю, что здесь возможности не безграничные — по факту остается кухня и сфера развлечений. Но на то и предприниматель, что в конечном счете он что-то предпримет. Если нет — надо искать себя в каком-то другом направлении.
— Замечаю, что заведения общепита приходят в город волнами: было время пабов, бургерных, кальянных и пр. На твой взгляд, какой формат может прийти на смену кальянным? В больших городах недавно в тренде были фошные, например.
— Тут я боюсь прогнозы давать. Я застал несколько таких волн и успешно на них запрыгнул: например, когда пошла мода на азиатскую кухню, воки — одним из первых открыл сервис по их готовке, далее была волна бургеров, тоже успешное направление.
Что дальше — не знаю. Сейчас много узбекских кухонь, адаптированных под европейский стандарт, возможно, этот тренд будет набирать силу.
Хотя точно могу сказать: нестареющая классика — шаурма, конечно! (смеется) Ей никакие запреты и ограничения не страшны.