Президент России перевел почти весь бизнес на нерабочие дни,
сохранив право на работу некоторым сферам производства, в том числе –
продуктовым.
Как платить зарплаты и налоги во времена кризиса, когда ни у кого нет денег? Почему правительство отказалось помогать бизнесу и что ждет нас в недалеком будущем?
На эти вопросы ИА «СИА-ПРЕСС» ответила директор кондитерской сети «Кешка-сладкоежка» в Сургуте Валерия Пахтаева.
– Какие ощущения были в самом начале?
– В начале всей этой истории я была в Москве и успела прочувствовать наступающую катастрофу. Месяц назад я вернулась в Сургут, а тут тишь да гладь, божья благодать – до нас пока не дошло. Но когда дойдет, все поймут, что девяностые были сказкой.
По моим ощущениям, нас ждет катастрофа, равная Второй Мировой. Причем даже начало похожее: тогда тоже говорили, что справимся за месяц и выгоним всех за границу.
– Насколько изоляция губительна для вашего бизнеса?
– Карантина у нас нет, и это проблема. Если бы они объявили карантин,режим ЧС, то мы бы сохранили экономику, ведь тогда государству пришлось бы платить по нашим долгам.
Вместо этого объявили какую-то самоизоляцию – беспрецедентная дурь, что за глупости? «Сидите месяц дома, работодатели вам заплатят». А с каких, извините меня, шишей?
Мы идем на старой инерции. Мне дико повезло, что мы подходим под продукты питания – продолжаем работать, что-то где-то подбираем. Но нужно понимать: у меня пирожные. Не хлеб и молоко, которые покупать нужно постоянно, а торты. Падение выручки уже сейчас под 70 процентов! Когда со своими людьми разговариваю, мне приходится принимать очень жесткие решения.
Предупреждаю людей, что при создавшейся ситуации будет обязательное сокращение зарплат, я уже отменила все премии, все поощрения, доплаты, обязательно будет задержка зарплаты, если даже не заморозка.
Первый вопрос, с которым они ко мне бегут: «А как мы будем платить кредиты?», я отвечаю: «Ребята, я не знаю, все вопросы к Владимиру Владимировичу».
И пускай прокуратура меня посадит хоть сегодня – я не могу ничего сделать, каждый день я завишу от мизерной выручки. Мои клиенты сидят по домам и у них нет денег.
– Что вы предприняли для выживания?
– Что-то новое придумываем каждый день. Но я не знаю наверняка, как нам быть.
Например, мы активизировали доставку: цена доставки 100 рублей, причем стоимость не изменяется ни за один торт, ни за десять. Обычно в таких случаях рекламщиков вообще исключают из бюджета, а мы наоборот тратимся на рекламу, чтобы реализовать хотя бы часть продукции. Но люди к доставке не привыкли, пользуются редко, пока что это приносит только слезы.
– Что с арендой? Удалось ее снизить?
– У меня собственный цех, а вот вся торговля идет на арендуемых площадях. Я уже заморозила два отдела, которые приносили всего тысячу рублей в день. Пришлось разослать письма с просьбой снизить аренду хотя бы на 25 процентов.
У нас много точек в сети «Перекресток». Они оказались лояльны, пойдут навстречу. Остальные ни в какую не хотят.
– А что насчет поставщиков?
– Да, с поставщиками тоже беда. С ними работаем уже по 20 лет. Они прислали мне сырье, которая я успела хапнуть, пока город не закрыли, но за поставки тоже надо рассчитываться.
Вообще, когда я смотрю на траты, налоги, аренду, дикую коммуналку, на кредиты, на фонд невыплаченной заработной платы… у меня просто волосы дыбом встают!– Банки не думают облегчить вашу ношу? Вместе же тонуть будете.
– Банки предлагают сделать отсрочку на полгода, но с условием, что потом придется платить двойной размер. Я не могу на это пойти, потому что это нереально! Почему? Потому что этот кризис продлится года два.
К тому же, если карантин закончится завтра, у людей все равно денег не прибавится. Сколько людей уже потеряли работу, сколько у нас безработных? У меня уже 12 человек попросили хоть какую-нибудь работу за любую зарплату.
Еще банки предлагают кредиты на выплату зарплат. Ребят, а не пошли бы вы на хер? Я чем потом буду отдавать кредиты?
– А если бы у потребителей были деньги, ситуация бы смягчилась?
– Да, если правительство не хочет помогать нам, помогли бы людям. Они бы покупали что-нибудь.Если правительство так и не одумается, не распечатает фонд национального благосостояния, то последствия будут как после войны, только без бомбежек.
Слушайте, вы из меня столько выдрали налогов, иногда было просто невозможно, платили последние копейки. Зачем вам столько? Вы говорили, что складывали кубышку. Вот, сложили, наступил черный день – куда еще чернее?
Государство выделило вам какие-нибудь поблажки? Может, местные власти помогают?
– Нам нужны не налоговые отсрочки, а полная отмена платежей, потому что никто не сможет их оплатить ни сейчас, ни через полгода. То же самое и с кредитами – передвиньте вы все выплаты на полгода, только без увеличения процентов.
У многих людей это в первый раз, они же моложе, девяностые не проходили. Мы понимаем, что те времена были очень легкими, и это при том, что в Сургуте еще ничего не началось.
Шувалов, кстати, пытается что-то сделать. Они снизили аренду, обсуждают субсидии. Наши молодцы, они делают все, что могут, но они могут очень мало. Путин скинул все на губернаторов, а денег-то он почему не дал? Местные власти и рады бы помочь нам сейчас, но не на что.
– Неужели у вас нет денежной подушки за все годы работы на рынке?
– Ни у кого нет запаса денег. И у меня его тоже нет!
Я думала, что я бездарная предприниматель, что-то делаю неправильно – 20 лет в бизнесе, а у меня за душой ни копейки. Но недавно увидела встречу Путина с предпринимателями. И когда они говорят, что бизнесу стыдно идти к правительству за деньгами, я поняла – не я одна такая, все такие!
Последние годы нас так обдирали, что мы жили от выручки к выручке, ни у кого нет денежной подушки. Я смотрю на других предпринимателей, они все продают свои машины, недвижимость, потому что из нас высосали все соки за последние четыре года.
Налоги были просто невозможные, плюс поборы всякие, которые «типа не налоги», начиная с мусорных реформ и заканчивая переходом на новые кассы.Заставили поставить аппараты за 20 тысяч, плюс программное обеспечение по 8 тысяч. У меня 450 тысяч ушло на кассы. Малый бизнес! Полмиллиона как с куста, а налогами это не считается! Это даже не пошло государству, а в карман пацанам на яхты. Левой фирме нужно было заработать, нас обложили данью – кассами. Вот и все.
Они нас ободрали, мы пришли в кризис, ни у кого нет сбережений. Нам говорят словами Собянина: «Месяц продержатся». Откуда вы там знаете, сколько мы продержимся?! У меня каждый день люди просят денег на кредиты, а я никак не могу им помочь.
– На ваш взгляд, что надо сделать правительству для преодоления кризиса?
– Первое. Всем, абсолютно всем без исключения, выплатить по 20 тысяч на взрослого и по 10 на ребенка.
Второе. Отсрочка кредитов, но не такая, как они сделали. Отодвинуть выплаты на полгода и сохранить старые схемы оплаты. То же самое и с налогами – какие в жопу налоги, никто их все равно платить не может!
Третье. Как во всех нормальных странах. Если государство посадило людей на карантин, то пусть платит 80 процентов зарплаты. Подумайте об ипотеках. Сейчас квартиры банки будут отбирать. Что они хотят? У нас выйдут люди на улицы с вилами.
Экономисты собирались, Гуриев, Сонин, тот же Навальный, все предлагают ясные меры, что левые, что правые. Но там, наверху, советы не нужны, они сели жопой на ФНБ и никому не дадут ни копейки, потому что они считают, что это не наши деньги, не наши налоги, это их личные сбережения.
– Перспективы через год?
– Зная управленческие способности нашего правительства, думаю, они доведут людей до последнего. Только когда начнется голод, когда начнут забирать квартиры, только тогда до них дойдет. Они начнут давать деньги, но будет поздно.
Люди не понимают, нельзя закрыть бизнес на месяц. Если ты его закрыл, ты его больше не откроешь.
Через год мы будем в такой заднице, что не будет у нас ни бизнеса, ни нефти по нормальной цене, ни бюджета. Я вообще не знаю, о чем они думают. Они же работать не умеют, разучились, они могут только ответственность друг на друга перекладывать. Никто у них ни за что не отвечает.
Возьмем простую ситуацию. В Москве застряли 400 мигрантов. Их никуда не выпускают, люди сидят во Внуково без воды и еды, улететь нельзя. Самолет из Узбекистана прилетает в Шереметьево, а их из Внуково не выпускают. И они 2 недели сидели.
Если бы я была простым инструктором в МИДе, я бы этот вопрос решила за 15 минут. Были бы полномочия. Какая вообще проблема? Подогнать 10 автобусов и подвести из одного аэропорта в другой.
У нас могут только натравливать на людей полицию, ловить, стращать, выдавать штрафы, искусственно создавать очереди за справками и пропусками. «Ой, мы завтра исправим». Ну да, завтра исправите, а сегодня люди уже заразились. Они вообще ничего не могут сделать по уму.
Читайте также: «Федеральные торговые сети своей политикой убивают любое качественное производство в России. Сургут не исключение» и блог главы сургутской торгово-промышленной палаты «Закрытие очередного хорошего ресторана как итог государственной экономической политики».