Пару лет назад замглавы Сургута Александр Шатунов объявил очередной этап «ларечных войн», по итогам которых муниципальная земля была зачищена от киосков, но те стремительно перебрались на придомовые территории. Вялотекущий процесс борьбы вылился в неожиданный аспект — администрация ополчилась на легальные ларьки, расположенные в остановочных павильонах. Как это происходит — разбирался «Новый Город».
На пр. Набережном у гостиницы «Обь» расположен остановочный комплекс с торговым павильоном. Как рассказала «НГ» владелица киоска Елена Аксенова, в 2014 году она откликнулась на призыв администрации привести в порядок мелкую торговлю: вложила в покупку в Екатеринбурге нового павильона существенную сумму, и власть позволила ей заключить договор аренды земельного участка на пять лет.
В течение некоторого времени жизнь шла своим чередом, но после того, как Елена Аксенова сдала павильон в субаренду микрофинансовой организации, в начале июня 2016 года, она получила уведомление об одностороннем отказе в предоставлении аренды земельного участка. Бумага была подписана заместителем главы города Александром Шатуновым.
«Я думала, что что-то напутали, — рассказала Елена в телефонном разговоре корреспонденту «НГ». — Принесла в администрацию все нужные документы, вложила все разрешения. И уехала в запланированный отпуск, будучи уверенной, что просто произошла ошибка. А когда вернулась, меня вызвали в кадастровую палату, и сказали, что собираются заводить дело об административном правонарушении и взимать штраф в размере более чем 100 тысяч рублей».
Объяснение было следующим: «Цель использования земельного участка — под остановочный комплекс с торговым павильоном. Банковский офис к таковым не относится».
При этом разрешение на передачу земельного участка в субаренду микрофинансовой организации ранее было одобрено в администрации (документы имеются в распоряжении «НГ»). То есть юридических оснований выставлять претензии к предпринимателю у власти не было.
Разбирательство в кадастровой палате выявило правоту Аксеновой. Более того, в ходе рассмотрения вопроса выяснилось, что от самой администрации в управление реестра никаких документов (кроме требования наказать владелицу павильона) не поступало. То есть предпринимателя обвинили просто так, без всяких доказательств.
Сама Аксенова предположила, что «черной меткой», из-за которой администрация попыталась ее выгнать с земельного участка, стал субарендатор: «Городские депутаты решили, что от микрофинансовых компаний нужно избавляться. Но это законодательно подтвержденная деятельность. Могли прислать письмо о том, что не стоит сдавать помещения подобным организациям. Ну а на данный момент все документы зарегистрированы, земля сдана в субаренду: я там никто. Если кого и должны лишать земли по каким-то причинам, то точно не меня».
Микрофинансовая контора, кстати говоря, съехала из помещения сразу, как только начались разбирательства. Как рассказала Елена Аксенова, никто не хочет проблем и штрафа в 700 тысяч рублей. Так что сейчас торговый павильон пустует, и будет пустовать до лучших времен.
Предприниматель надеется, что в городской администрации здраво оценят происходящее, в противном случае она намерена подавать в суд. Получить комментарий по этой ситуации у Александра Шатунова нам пока не удалось. С одной стороны, деятельная реакция администрации на инициативы депутатов — это замечательно, но, с другой стороны, едва ли можно вспомнить случаи, когда чиновники так старательно и быстро хватались за предложенные думой идеи. А если уточнить — то исполнительная власть чаще всего игнорировала пожелания парламентариев, объясняя это «невозможностью это сделать». Забавно, что чиновники так оперативно взялись за порученное уже уходящим созывом думы дело.
По данным «НГ», в городе есть еще восемь павильонов, которые попадают «под пресс» из-за сдачи в аренду «микрокредитам». Но надо понимать: как бы многим ни претил такой вид бизнеса, он все же работает в правовом поле. Если власть хочет побороть эту, по ее мнению, напасть, то нужно, во-первых, запретить подобные предприятия законодательно и, во-вторых, провести грамотную работу с владельцами павильонов — хотя бы разъяснить, какой вид торговли или услуг городское руководство хочет видеть на остановках Сургута. А если начинается реальное выдавливание легально работающих малых предпринимателей с земельных участков (при том, что во дворах до сих пор базируются сотни незаконных ларьков) — это напоминает не ужесточение мер ради высшей цели, а силовой вариант переделки рынка.