Кому охота нынче быть главой города? Я бы вот тоже не стал подавать заявку, будь у меня хоть мешок амбиций. Сидишь с утра до ночи, заваленный кучей бумаг, в одной из которых – конец твоей карьеры, если не срок тюремный. Задача простая – угадать, в какой именно, и не подписать именно ее. А подписывать надо. Команда твоих единомышленников таскает тебе эти бумаги тоннами, как черти в аду – дрова.
А тут еще вышестоящие инстанции. Будь добр, явись, выслушай, утрись. Почувствуй себя джинном без лампы – желаний много, а потереть нечего. А тут еще дума городская, где за твой счет делают и бизнес, и пиар одновременно. Сиди, улыбайся. Мероприятия все эти – ленточки, грамоты, речи. Каждому что-то надо, хотя бы сфотографироваться как ребенку с Суперменом: вот он я, а это наш городской Супермен, я ему скажу, он тебе уши оборвет.
А еще избиратели, которые тебя не избирают: кран течет, асфальт тоже течет, жизнь течет, деньги утекают… Хочется разом заткнуть этот источник, но законодательство и физическая форма не позволяют. Будешь продолжать улыбаться, скажут, что дурачок. Пообещаешь что-то – нарекут популистом. Попробуешь поручить подчиненным – получишь мину с таймером. Попытаешься разобраться сам – таймер тут как тут.
Денег нет, свободы нет, времени нет, здоровья нет, личной жизни тем более не наблюдается. Зато – глава города. Вот кому это надо, кроме городских сумасшедших?
И действительно, кому?
Карьерный рост профессионального чиновника, мне кажется, упирается по определению в должность заместителя. С должности заместителя главы города лучше всего расти в должность заместителя чего-нибудь на другом, окружном, например, уровне. Просто профессия чиновника по определению предполагает наличие непосредственного начальства. Глава же самостоятелен в своих ошибках и просчетах.
Должность главы города вроде бы должна быть интересна политикам, но тоже нет. Политику удобнее всего занимать стратегическое положение подальше от поля боя, где-нибудь на высоком месте вроде депутатского кресла – оттуда можно без особых для себя издержек торговать своим политическим капиталом.
Кто остается? Производственник с опытом управления, которого одна из градообразующих корпораций отправит в очередной раз спасать городское хозяйство? Добровольцев тут вряд ли сыщешь, но если родина прикажет, конечно, кадры найдутся. Посмотрим. Закавыка в том, что главу города надо согласовывать с системой власти, а в этой системе – свои кланы, течения и амбиции. Только если течения совпадут, что уже бывало. Но не факт, что повторится.
Скорее всего, нам пришлют агента со спецзаданием, внедрят, как Рихарда Зорге в Японию. Или уже внедрили и теперь активизируют. Фигура эта исключительно функциональная, несамостоятельная, такой наноробот с заложенной миссией. То, что нынче в тренде – человек-функция с перспективой ухода через пару-тройку лет на околоземную орбиту.
Или последний вариант, романтический, – кто-то с харизмой и общественной поддержкой из числа местных общественных деятелей (не путать с политиками). Такой Сидоров 2.0, способный не только внушить, вдохновить и договорится со всеми, но и не утонуть во всем вышеописанном. И даже что-то сделать полезное. Другое дело, что подобная фигура не просматривается что-то. А если бы и просматривалась – не ее нынче время.