16+

​Из биографии рыбоконсервного

Как рождалось старейшее предприятие Сургута

90 лет назад, в июле 1928 года в Сургуте была пущена в эксплуатацию консервная фабрика Обьрыбтреста. Располагалась она в бывшем купеческом доме на территории старого Сургута. Это было национальное предприятие. На его строительстве трудились в основном коренные жители Севера: ханты, манси, коми.

В первый год работы фабрика выпустила 85 банок консервов из осетра, муксуна, язя и щуки. А в период весенней и осенней распутицы вырабатывала консервы из боровой дичи: тетерев, куропаток и глухарей.

14 июля 1942 года бюро райкома партии и райисполком приняли специальное постановление о строительстве рыбоконсервного завода и приемообрабатывающих пунктов.

В самый разгар войны потребовалось провести сантехнические работы, смонтировать оборудование рыбоконсервного завода, эвакуированное из Одессы. Мастеровых людей, да и мужчин оставалось в коллективе маловато. В основном трудились и на песках, и в цехах женщины.

Уже с середины 1941 года начал съезжаться в Сургут «интернационал». Прибыли молдаване, поляки, евреи, после них - эвакуированные из Ленинграда немцы, сосланные финны и калмыки. Они-то, в основном, и строили рыбоконсервный комбинат.

Мальчишки объединялись во фронтовые бригады. Хрупкие на вид, их детские руки цепко держали молоток и зубило, сети и весла. Ловко управляли станком и порой добивались такой выработки, что даже опытнейшие мастера диву давались.

Саша Ларетус приехал в Сургут из Ленинграда, зажатого кольцом блокады. Отец его погиб на фронте. Двенадцать ему было, когда пришел в консервный цех, и не по укороченному, а напротив, удлиненному графику вкалывал мальчишка – по 10-12 часов.

Те, кто постарше и физически поздоровее, начали сантехмонтаж. Теперь таких фирм немало. А тогда производство деревянных труб для водоснабжения консервного завода по решению бюро райкома КПСС поручили моторно-рыболовной станции.

- Все предусмотрели – вспоминал ветеран предприятия Прокопий Павлович Кузьмин. – А вот труб для канализации не оказалось. И найти нигде не могли. Я предложил выточить их из дерева – березы или сосны. Взялись за это дело токари Геннадий Михайлович Пекканнен и Алексей Иванович Винг. Через каждые 12 часов сменялись. Длина труб по станку два метра 24 сантиметра, а наточили их более полукилометра. Укладывал слесарь-водопроводчик Федор Юльевич Бич. Деревянная канализация прослужила до середины 50-х годов.

Это лишь один эпизод из биографии рыбоконсервного. А их было немало, ведь рыбацкий коллектив, состоящий, в основном, из женщин и подростков, своими руками в стужу и непогоду построил консервную фабрику на новом месте, в районе Черного Мыса, которая в 1942 году выдала первую продукцию.

На снимке Анатолия Федоровича Мясникова запечатлен момент разгрузки рыбы. 1960 год.

Николай Бакшеев пришел в коллектив в те трудные сороковые. Работал на ремонте двигателей судов в моторно-рыболовной станции с характерными для того времени названиями: «Авангард революции», «Красный Октябрь», «Победа», «Волга-Дон».

- Редко они стояли на приколе, - рассказывал как-то при нашей встрече Николай Никифорович. – Да это и понятно, ведь непременно каждую неделю надо было менять плашкоуты. Зафрахтует катер четыре посудины и едет по рыбакам. Долгий это был путь, поэтому и туда, и назад плашкоуты шли груженые. Туда везли в трюмах лед и соль, обратно – улов.

Потом появились суда с более мощными двигателями, которые именовались «Коммунист», их мощность составляла 40-50 лошадиных сил. Потом новые моторы: «Бокау-Вольф» - 80-150 лошадиных сил. В конечном счете, рыбу стали перевозить рыболовно-промысловыми, транспортными судами, мотоневодниками. Да и греби с неводниками ушли в прошлое. На вооружении рыбацких звеньев мотоневодники, где самометные снасти. Не то, что раньше, когда женщины вручную забрасывали невод и вытаскивали тонь с уловом 500-700 килограммов. Вспомнишь, и не верится, что было им под силу готовить дрова, лед, косить сено. Не забыть хороших специалистов, с кем довелось работать мне, тогда подростку: финна Урна Пеканнена, Федора Юльевича Бича.

Калмыки дрова пилили, ящики колотили. Всем работы хватало, и жили-то меж собой дружно, успевали везде…»

В положенное время сосланные финны, калмыки, немцы разъехались. Единицы лишь задержались. Один из них калмык Халга Петрович Умперов еще долгое время работал на комбинате. Правда, остались сыновья, дочери и внуки Опуевых, Бошевых, Нюдильчиевых, Баденовых, Очировых, Вассармана.


Проект "Старый Сургут" реализован при грантовой поддержке департамента общественных связей Югры


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 июля 2018 в 11:14, просмотров: 2524, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Учитывая тренд на сокращение социальной нагрузки государства, послание губернатора Югры выглядит оптимистично для граждан

Учитывая тренд на сокращение социальной нагрузки государства, послание губернатора Югры выглядит оптимистично для граждан

Также хорошо, что в нем нет экивоков на сложность мировой обстановки, конъюнктуры, санкции и прочее
Михаил Мартынов, политолог, доктор политических наук 20 ноября в 12:52
612 1
​Люди вместе сильнее!

​Люди вместе сильнее!

Проблема состоит не только в текущих (и, конечно, будущих) пробках, которые несколько дней сковывают эту часть города, и которые станут главной проблемой для нового объекта на Грибоедовской развязке, но и в том, что градоначальники прошлых времен совсем потеряли из виду большую активную часть города
Евгений Яровой, сургутянин 19 ноября в 13:51
1056 8
Автовокзал раздора

Автовокзал раздора

Из множества предложенных и рассмотренных вариантов считаю, что Грибоедовская развязка пока остается наилучшим расположением автовокзала.
Артём Кириленко, заместитель председателя думы Сургута 18 ноября в 17:46
2252 16
Государство в критическом случае всегда сможет поменять условия добычи нефти и сделать запасы «Сургутнефтегаза» рентабельными

Государство в критическом случае всегда сможет поменять условия добычи нефти и сделать запасы «Сургутнефтегаза» рентабельными

Правда, вряд ли это будет безвозмездно
Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ» 18 ноября в 12:17
1660 1
Ремонт дорог в Сургуте. Хочется задать закономерный вопрос – а вытянем ли мы такие объемы?

Ремонт дорог в Сургуте. Хочется задать закономерный вопрос – а вытянем ли мы такие объемы?

В городе львиную долю работ сегодня выполняют два крупных подрядчика. Каждый из них ведет пул проектов окружного масштаба, на фоне которых сургутские дороги, так или иначе, выходят на второстепенный план
Рустем Юсупов, член ревизионной комиссии регионального штаба ОНФ в Югре 14 ноября в 15:32
1536 5
​Бывший глава Сургута Дмитрий Попов впервые выступил в суде по своему уголовному делу. Что он сказал

​Бывший глава Сургута Дмитрий Попов впервые выступил в суде по своему уголовному делу. Что он сказал

Публикуем выдержки из речи в суде
Редакция СИА-ПРЕСС 13 ноября в 17:34
2610 4
​Автовокзал в Сургуте нужно совместить с речным вокзалом

​Автовокзал в Сургуте нужно совместить с речным вокзалом

Создание автовокзала на супер-загруженных улицах и транзитных коридорах окончательно заведет в тупик транспортную проблему северо-западной части города
Сергей Антонов, сургутянин 13 ноября в 15:25
2136 41
Сайма — это как очень больной человек, которому шьют дорогой костюм

Сайма — это как очень больной человек, которому шьют дорогой костюм

Пусть лучше будет живая река с простыми берегами и естественной растительностью, чем большая влажная помойка с шикарными набережными
Елена Гончарова, руководитель «Русского радио» 13 ноября в 09:56
1580 5
​Наталья Владимировна, почему так больно?

​Наталья Владимировна, почему так больно?

Пиариться за счет нефтеюганских детей-спортсменов, погибших три года назад, стало модно. К тренду присоединились журналисты и губернатор
Анастасия Якупова 13 ноября в 17:45
2055 5
Больше мнений