16+

​«Мы рады приветствовать вас на борту…»

К 45 летию со дня основания службы бортпроводников в Сургутском авиаотряде

13 ноября 2016 года в одном из сургутских кафе собрались стюардессы города Сургута, чтобы отметить 45-летие со дня образования службы бортпроводников при Сургутском аэропорту. Около двадцати прекрасных дам, которые работали в свое время на бортах сургутских лайнеров, вспоминали, как все начиналось.

Служба бортпроводников в Сургуте была создана 15 ноября 1971 года. Еще раньше при полетах Ан-2 пассажиры обходились без стюардесс, то с начала массовой эксплуатации самолетов Ан-24 возникла необходимость в создании службы бортпроводников. В те далекие годы никаких конкурсов красоты в Советском Союзе и в помине не было, а потому кинуть клич всем красавицам Сургута никому и в голову не приходило. Действовали просто: из разных служб Сургутского объединенного авиаотряда приглашали в стюардессы комсомолок с приятной внешностью.

Справка: Сургутский объединенный отряд - именно так называлось то, что впоследствии трансформировалось в «Тюменьавиатранс», «Аэропорт Сургут», «Колавиа», «ЮТэйр». Авиакомпании, базирующиеся в Сургуте, имели и имеют свои службы бортпроводников. Первым же руководителем службы бортпроводников Сургуткого авиаотряда была Нинель Николаевна Просвирякова-Кузнецова.

Первую пригласили Нину Гриб. Выпускница Сургутской средней школы № 1 с огромными синими глазами, как небо в ясную погоду, в то время работала в отделе снабжения аэропорта. Давние девичьи грезы о небесной дали начинали сбываться.

- Я пришла 1 ноября 1971 года, службы еще как таковой не было. Потом пригласили Надю Овечкину, Таню Буракову, Олю Чернову, - вспоминает Нина Гриб.

- Отбирали тщательно. В комиссии были начальник службы организации перевозок Рада Ивановна Гуменникова, заместитель командира по политической части Владимир Васильевич Баранов, - поддерживает в разговоре подругу Надежда Говоруха, в девичестве Овечкина. – Спрашивали немного истории, географии, были и наводящие вопросы. Обязательное условие – должна быть комсомолкой. Потом начались стажировки – 100 часов. Все было серьезно, мы сдавали зачеты, неоднократно ездили в Тюменский учебно-тренировочный отряд. Служба разрасталась. Я была комсоргом, какое-то время парторгом, профоргом. Таня Буракова была постоянно инструктором. Стажировали вновь пришедших девочек и мы с Ниной Гриб. Очень много летали, по 140 часов, когда было положено летать по 80 часов. Просто не хватало бортпроводниц. Вот приземлился самолет, приходит экипаж и просит: пожалуйста, слетай». Мы глаза протерли, подкрасились – и летишь в ночь. Все было прекрасно.

В основном, рейсы были по Северу: на Такрко-Сале – Тазовское, Новый Уренгой, тогда он назывался Медвежье. Были рейсы Сургут – Тюмень. В Омск летали, в Новосибирск, Томск, Екатеринбург. В дальнейшем началась Москва. Летали через Салехард, Сыктывкар… Потом уже начали южные рейсы появляться – Сочи, Краснодар, Геленджик. И вот на протяжении десяти лет мы так дружно и хорошо летали. Служба была активная, постоянно разные соревнования у нас были между комсомольскими группами. Конечно, были неординарные ситуации, не раз приходилось оказывать пассажирам помощь, в том числе и медицинскую.

Надежда Овечкина - Говоруха отработала 39 лет в аэрофлоте, из них девять лет в небе, остальные – диспетчером.

- Стать бортпроводницей – это мечта детства? – спрашиваю Татьяну Буракову. – Да, я мечтала об этом, когда еще в школе училась. Мы с мамой полетели в отпуск, рейс был Тобольск-Тюмень. И за эти 30 минут полета я размечталась – захотела быть стюардессой. А потом получилось так, что после окончания средней школы получила корочки радиооператора и прилетела в Сургут по приглашению подруги. Тогда молодежь рвалась на передовую. Сразу устроилась в сургутский авиаотряд в службу связи. Это было в июле 1970 года. В то время службы проводников еще не было…

А вот свой самый первый полет Татьяна не припоминает, но в одном из первых, помнит, текст забыла. Микрофонами в то время были оборудованы не все Ан-24, а потому приходилось читать текст на память, без всякой бумажки.

- И вот я сбилась с текста, и кто-то из пассажиров говорит: «Да, Татьяна, не волнуйся, мы это уже все знаем». А я опять все сначала: «Добрый день, уважаемые пассажиры! Мы рады вас приветствовать…». Летали, практически, одни и те же, в основном, нефтяники. На мой взгляд, самыми важными качествами, необходимыми для профессии бортпроводника, являются человечность и душевность – и рассказала случай.

Их экипаж выполнял рейс Сургут – Казань с двумя промежуточными посадками – в Тюмени и Перми. И в Перми была задержка рейса по метеоусловиям. Если задержка на большой промежуток времени, пассажиров бортпроводники должны провожать в аэровокзал. В то время у Татьяны Бураковой была стажерка Алла Яркова. Командир экипажа – Борис Воробьев.

В салоне находился пассажир-инвалид. Его посадили в Сургуте в надежде на то, что долетит без всяких проволочек и невзгод. В Казани его должны были встречать. Всех пассажиров Татьяна проводила в аэровокзал, а с этим пассажиром осталась в салоне. Но вскоре пришел штурман, и попросил выйти из самолета, так как большая задержка рейса. Как же в аэровокзал? Мужчина-то неходячий! А на улице мороз, пурга. Побежала в отдел перевозок просить помощи у грузчиков. Они приехали, на багажную тележку поместили этого товарища, увезли в аэровокзал и с Таниной помощью устроили в гостиницу.

Дело в том, что человек остался благодарен очень. Написали в авиаотряд письмо экипажу, в частности Татьяне Бураковой.

Вот такие они были, первые бортпроводницы Сургутского авиаотряда.

Кстати Коллектив службы бортпроводников долгое время включал в свои ряды легендарную бортпроводницу Надежду Курченко, погибшую от рук бандитов во время захвата и угона самолета Ан-24 в Турцию в 1970 году. Ее заработная плата перечислялась в Фонд мира, за что коллектив службы неоднократно поощрялся обкомом, окружкомом и горкомом комсомола. Также служба награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ и отмечена благодарственным письмом комитета Фонда мира.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 декабря 2016 в 15:54, просмотров: 2713, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Статья дня. Кадыров: Пусть будет проклят тиран Сталин

Статья дня. Кадыров: Пусть будет проклят тиран Сталин

Могущественные державы постоянно вели захватнические войны, пытаясь сломить волю, навсегда покорить Чечню и чеченский народ.
Рамзан Кадыров, глава Чечни 24 февраля в 16:17
555 2
Впервые вижу. «О чем говорят мужчины. Продолжение»

Впервые вижу. «О чем говорят мужчины. Продолжение»

На всем этом, однако, лежит именно что толстый слой ностальгии, усугубляющейся ощущением некоей усталости героев, и это — главное отличие третьего фильма от первого.
Юрий Нуреев 23 февраля в 21:31
790 0
Подрастают аллеи, высаженные в память о погибших воинах...

Подрастают аллеи, высаженные в память о погибших воинах...

Председатель Думы Сургутского района Анатолий Сименяк 23 февраля в 15:29
521 0
Уверен, что, объединив усилия, мы все вместе сможем сделать нашу жизнь лучше

Уверен, что, объединив усилия, мы все вместе сможем сделать нашу жизнь лучше

Я желаю каждому защитнику Отечества с честью и достоинством идти по жизни
Андрей Трубецкой, глава Сургутского района 23 февраля в 12:50
628 1
Для сильных и целеустремленных мужчин важно развиваться, добиваться успеха и побеждать

Для сильных и целеустремленных мужчин важно развиваться, добиваться успеха и побеждать

От всей души желаю вам удачи и победы во всех делах
Надежда Красноярова, председатель думы г. Сургута 23 февраля в 10:54
603 3
Мы чествуем истинных патриотов, всех, кто преданно служит своей стране

Мы чествуем истинных патриотов, всех, кто преданно служит своей стране

Желаю вам здоровья, крепости духа, достатка и новых свершений под мирным небом
Вадим Шувалов, глава города Сургута 23 февраля в 10:31
849 5
Самое ценное, что есть в нашей жизни – это мир, спокойствие и стабильность

Самое ценное, что есть в нашей жизни – это мир, спокойствие и стабильность

В памяти сегодняшних и будущих потомков навсегда сохранятся подвиги многих поколений воинов-защитников
Василий Юркин, директор СГМУП «Городские тепловые сети» 23 февраля в 10:13
547 0
Слова сердечной благодарности всем, кто защищал мирную жизнь и, кто сегодня несет нелегкую службу

Слова сердечной благодарности всем, кто защищал мирную жизнь и, кто сегодня несет нелегкую службу

Пусть вера в доброе будущее Отечества нашего никогда не покидает вас
Рустем Юсупов, генеральный директор ООО «СветоДизайн-Югра» 23 февраля в 09:49
558 0
​Пальцем в небо без меня

​Пальцем в небо без меня

Какое сильное ощущение абсурда. Ему бы понравилось. Летов был добрым человеком, весь в котах, ему бы понравилось. Может он и поблевал бы, но вряд ли рассердился.
Елена Курилова 23 февраля в 09:32
603 0
Лето не за горами: в каких тренажерных залах можно привести себя в порядок? // БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Лето не за горами: в каких тренажерных залах можно привести себя в порядок? // БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Сравниваем цены на месячные, полугодовые и годовые абонементы, стоимость услуг персональных тренеров и возможность получить дополнительные бонусы
Лилия Сулейманова 22 февраля в 15:22
636 0
А вы в форме? // ТЕСТ про армии разных стран

А вы в форме? // ТЕСТ про армии разных стран

В преддверии 23 февраля проверьте свои знания о вооруженных силах разных государств
Редакция СИА-ПРЕСС 22 февраля в 14:36
659 0
Не согласен с мнением коллеги-депутата Владимира Болотова о новом директоре сургутского рынка

Не согласен с мнением коллеги-депутата Владимира Болотова о новом директоре сургутского рынка

Не скажу, что посвящен во все детали, но история первого в Сургуте автосалона «Форд» на улице Юность проходила на глазах многих горожан и была по своему очень яркой и во многом новаторской
Эдуард Иваницкий, депутат думы Сургута 22 февраля в 11:33
1693 10
​Ох и скользкую же тему решил поднять автор — реабилитировать в сознании обывателя понятие «политика»

​Ох и скользкую же тему решил поднять автор — реабилитировать в сознании обывателя понятие «политика»

Сам по себе этот термин, действительно, не несет в себе никакого негатива, но...
Саша Алексеев, читатель siapress.ru 22 февраля в 11:13
356 0
По погоде. Аудитория siapress.ru рассказала как одевает своих детей

По погоде. Аудитория siapress.ru рассказала как одевает своих детей

Сибиряк — это тот, кто адаптирован к суровым условиям
Редакция СИА-ПРЕСС 21 февраля в 19:42
486 0
Больше мнений