16+

​«Мы рады приветствовать вас на борту…»

К 45 летию со дня основания службы бортпроводников в Сургутском авиаотряде

13 ноября 2016 года в одном из сургутских кафе собрались стюардессы города Сургута, чтобы отметить 45-летие со дня образования службы бортпроводников при Сургутском аэропорту. Около двадцати прекрасных дам, которые работали в свое время на бортах сургутских лайнеров, вспоминали, как все начиналось.

Служба бортпроводников в Сургуте была создана 15 ноября 1971 года. Еще раньше при полетах Ан-2 пассажиры обходились без стюардесс, то с начала массовой эксплуатации самолетов Ан-24 возникла необходимость в создании службы бортпроводников. В те далекие годы никаких конкурсов красоты в Советском Союзе и в помине не было, а потому кинуть клич всем красавицам Сургута никому и в голову не приходило. Действовали просто: из разных служб Сургутского объединенного авиаотряда приглашали в стюардессы комсомолок с приятной внешностью.

Справка: Сургутский объединенный отряд - именно так называлось то, что впоследствии трансформировалось в «Тюменьавиатранс», «Аэропорт Сургут», «Колавиа», «ЮТэйр». Авиакомпании, базирующиеся в Сургуте, имели и имеют свои службы бортпроводников. Первым же руководителем службы бортпроводников Сургуткого авиаотряда была Нинель Николаевна Просвирякова-Кузнецова.

Первую пригласили Нину Гриб. Выпускница Сургутской средней школы № 1 с огромными синими глазами, как небо в ясную погоду, в то время работала в отделе снабжения аэропорта. Давние девичьи грезы о небесной дали начинали сбываться.

- Я пришла 1 ноября 1971 года, службы еще как таковой не было. Потом пригласили Надю Овечкину, Таню Буракову, Олю Чернову, - вспоминает Нина Гриб.

- Отбирали тщательно. В комиссии были начальник службы организации перевозок Рада Ивановна Гуменникова, заместитель командира по политической части Владимир Васильевич Баранов, - поддерживает в разговоре подругу Надежда Говоруха, в девичестве Овечкина. – Спрашивали немного истории, географии, были и наводящие вопросы. Обязательное условие – должна быть комсомолкой. Потом начались стажировки – 100 часов. Все было серьезно, мы сдавали зачеты, неоднократно ездили в Тюменский учебно-тренировочный отряд. Служба разрасталась. Я была комсоргом, какое-то время парторгом, профоргом. Таня Буракова была постоянно инструктором. Стажировали вновь пришедших девочек и мы с Ниной Гриб. Очень много летали, по 140 часов, когда было положено летать по 80 часов. Просто не хватало бортпроводниц. Вот приземлился самолет, приходит экипаж и просит: пожалуйста, слетай». Мы глаза протерли, подкрасились – и летишь в ночь. Все было прекрасно.

В основном, рейсы были по Северу: на Такрко-Сале – Тазовское, Новый Уренгой, тогда он назывался Медвежье. Были рейсы Сургут – Тюмень. В Омск летали, в Новосибирск, Томск, Екатеринбург. В дальнейшем началась Москва. Летали через Салехард, Сыктывкар… Потом уже начали южные рейсы появляться – Сочи, Краснодар, Геленджик. И вот на протяжении десяти лет мы так дружно и хорошо летали. Служба была активная, постоянно разные соревнования у нас были между комсомольскими группами. Конечно, были неординарные ситуации, не раз приходилось оказывать пассажирам помощь, в том числе и медицинскую.

Надежда Овечкина - Говоруха отработала 39 лет в аэрофлоте, из них девять лет в небе, остальные – диспетчером.

- Стать бортпроводницей – это мечта детства? – спрашиваю Татьяну Буракову. – Да, я мечтала об этом, когда еще в школе училась. Мы с мамой полетели в отпуск, рейс был Тобольск-Тюмень. И за эти 30 минут полета я размечталась – захотела быть стюардессой. А потом получилось так, что после окончания средней школы получила корочки радиооператора и прилетела в Сургут по приглашению подруги. Тогда молодежь рвалась на передовую. Сразу устроилась в сургутский авиаотряд в службу связи. Это было в июле 1970 года. В то время службы проводников еще не было…

А вот свой самый первый полет Татьяна не припоминает, но в одном из первых, помнит, текст забыла. Микрофонами в то время были оборудованы не все Ан-24, а потому приходилось читать текст на память, без всякой бумажки.

- И вот я сбилась с текста, и кто-то из пассажиров говорит: «Да, Татьяна, не волнуйся, мы это уже все знаем». А я опять все сначала: «Добрый день, уважаемые пассажиры! Мы рады вас приветствовать…». Летали, практически, одни и те же, в основном, нефтяники. На мой взгляд, самыми важными качествами, необходимыми для профессии бортпроводника, являются человечность и душевность – и рассказала случай.

Их экипаж выполнял рейс Сургут – Казань с двумя промежуточными посадками – в Тюмени и Перми. И в Перми была задержка рейса по метеоусловиям. Если задержка на большой промежуток времени, пассажиров бортпроводники должны провожать в аэровокзал. В то время у Татьяны Бураковой была стажерка Алла Яркова. Командир экипажа – Борис Воробьев.

В салоне находился пассажир-инвалид. Его посадили в Сургуте в надежде на то, что долетит без всяких проволочек и невзгод. В Казани его должны были встречать. Всех пассажиров Татьяна проводила в аэровокзал, а с этим пассажиром осталась в салоне. Но вскоре пришел штурман, и попросил выйти из самолета, так как большая задержка рейса. Как же в аэровокзал? Мужчина-то неходячий! А на улице мороз, пурга. Побежала в отдел перевозок просить помощи у грузчиков. Они приехали, на багажную тележку поместили этого товарища, увезли в аэровокзал и с Таниной помощью устроили в гостиницу.

Дело в том, что человек остался благодарен очень. Написали в авиаотряд письмо экипажу, в частности Татьяне Бураковой.

Вот такие они были, первые бортпроводницы Сургутского авиаотряда.

Кстати Коллектив службы бортпроводников долгое время включал в свои ряды легендарную бортпроводницу Надежду Курченко, погибшую от рук бандитов во время захвата и угона самолета Ан-24 в Турцию в 1970 году. Ее заработная плата перечислялась в Фонд мира, за что коллектив службы неоднократно поощрялся обкомом, окружкомом и горкомом комсомола. Также служба награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ и отмечена благодарственным письмом комитета Фонда мира.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 декабря 2016 в 15:54, просмотров: 2805, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Эльмира Мухтарова: «МТО» - знакомы ли вам эти три буквы? Если вы рождены в 70-х и 80-х годах, то наверняка знаете о молодежных трудовых отрядах не понаслышке».

Эльмира Мухтарова: «МТО» - знакомы ли вам эти три буквы? Если вы рождены в 70-х и 80-х годах, то наверняка знаете о молодежных трудовых отрядах не понаслышке».

Мы продолжаем публиковать серию интервью, посвященных юбилейному году учреждения «Наше время»
Дарья Евдокова, Медиацентр Сегодня в 10:36
253 3
Ежедневно в Югре регистрируется до шести случаев инфаркта миокарда

Ежедневно в Югре регистрируется до шести случаев инфаркта миокарда

В операционно-реанимационный корпус Окружного кардиодиспансера за первый год работы поступило 6 655 пациентов
Анастасия Якупова 20 апреля в 17:15
402 0
​«Тебе должно быть не меньше 15 лет. Ты должен выглядеть не старше 16 лет»

​«Тебе должно быть не меньше 15 лет. Ты должен выглядеть не старше 16 лет»

Сотни подростков со всей страны участвуют в кастинге режиссера Саши Ханта
Сергей Степанов 20 апреля в 16:20
513 0
Где ребёнка научат выговаривать «ррр»? // БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Где ребёнка научат выговаривать «ррр»? // БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Откорректировать речь с логопедом в Сургуте можно по полису ОМС и платно
Лилия Сулейманова 20 апреля в 15:52
380 0
Есть решения суда, по которым администрация не имеет права сносить наши гаражи

Есть решения суда, по которым администрация не имеет права сносить наши гаражи

Уже 15 лет чиновники формируют удобное им общественное мнение
Инициативная группа ПГСК «Нефтяник-1», председатель Н. Музалева 20 апреля в 13:06
822 19
Непреодолимая дистанция

Непреодолимая дистанция

Вопрос с устранением замечаний на объекте олимпийского значения не двигается уже 4 месяца
Александра Соснина 19 апреля в 15:18
949 5
Решение проблемы аптечной наркомании в Сургуте не пошло дальше слов

Решение проблемы аптечной наркомании в Сургуте не пошло дальше слов

До сих пор ни одной аптеке не выписали штрафы или предписания
Эдуард Гиниатуллин, руководитель РОО «Страна без наркотиков. Югра» 19 апреля в 14:04
751 6
Счет в иностранном банке за пределами России: что потребует налоговая? // КОНСУЛЬТАЦИЯ

Счет в иностранном банке за пределами России: что потребует налоговая? // КОНСУЛЬТАЦИЯ

За нарушение закона выпишут штраф
Лилия Сулейманова 19 апреля в 13:04
325 0
​Татьяна Османкина: «Это наша, эксклюзивная символика!»

​Татьяна Османкина: «Это наша, эксклюзивная символика!»

...Здесь и цвет, и красота, и высокий полет, и природные богатства
Редакция СИА-ПРЕСС 19 апреля в 12:06
499 7
​Телеграм – самолетик бумажный

​Телеграм – самолетик бумажный

Знаете, после этого я по-настоящему почувствовал себя в несвободной стране. И вот почему.
Альберт Исмагилов, сургутянин 19 апреля в 12:05
899 37
​Быть беде? // ИНФОГРАФИКА

​Быть беде? // ИНФОГРАФИКА

Подавляющее большинство голосующей аудитории siapress.ru уверены, что в Сургуте возможен инцидент подобный Кемеровскому
Редакция СИА-ПРЕСС 19 апреля в 11:01
263 1
​Анастасия Гонта: «Почему не фигурное катание? В нем нет драйва!»

​Анастасия Гонта: «Почему не фигурное катание? В нем нет драйва!»

Капитан сургусткой женской сборной по хоккею «Югорчанка», рабочие будни проводит за окошком больничной регистратуры. Но вне работы...
Ярослава Абакумова 19 апреля в 09:57
712 0
​Поросята в овечьей шкуре

​Поросята в овечьей шкуре

У меня сейчас новое, доселе неиспытанное отношение к команде мэра. Отношение, которое характеризуется, прежде всего, искренним состраданием...
Сергей Глинских, сургутянин 17 апреля в 10:23
1386 27
Больше мнений