16+

​«Мы рады приветствовать вас на борту…»

К 45 летию со дня основания службы бортпроводников в Сургутском авиаотряде

13 ноября 2016 года в одном из сургутских кафе собрались стюардессы города Сургута, чтобы отметить 45-летие со дня образования службы бортпроводников при Сургутском аэропорту. Около двадцати прекрасных дам, которые работали в свое время на бортах сургутских лайнеров, вспоминали, как все начиналось.

Служба бортпроводников в Сургуте была создана 15 ноября 1971 года. Еще раньше при полетах Ан-2 пассажиры обходились без стюардесс, то с начала массовой эксплуатации самолетов Ан-24 возникла необходимость в создании службы бортпроводников. В те далекие годы никаких конкурсов красоты в Советском Союзе и в помине не было, а потому кинуть клич всем красавицам Сургута никому и в голову не приходило. Действовали просто: из разных служб Сургутского объединенного авиаотряда приглашали в стюардессы комсомолок с приятной внешностью.

Справка: Сургутский объединенный отряд - именно так называлось то, что впоследствии трансформировалось в «Тюменьавиатранс», «Аэропорт Сургут», «Колавиа», «ЮТэйр». Авиакомпании, базирующиеся в Сургуте, имели и имеют свои службы бортпроводников. Первым же руководителем службы бортпроводников Сургуткого авиаотряда была Нинель Николаевна Просвирякова-Кузнецова.

Первую пригласили Нину Гриб. Выпускница Сургутской средней школы № 1 с огромными синими глазами, как небо в ясную погоду, в то время работала в отделе снабжения аэропорта. Давние девичьи грезы о небесной дали начинали сбываться.

- Я пришла 1 ноября 1971 года, службы еще как таковой не было. Потом пригласили Надю Овечкину, Таню Буракову, Олю Чернову, - вспоминает Нина Гриб.

- Отбирали тщательно. В комиссии были начальник службы организации перевозок Рада Ивановна Гуменникова, заместитель командира по политической части Владимир Васильевич Баранов, - поддерживает в разговоре подругу Надежда Говоруха, в девичестве Овечкина. – Спрашивали немного истории, географии, были и наводящие вопросы. Обязательное условие – должна быть комсомолкой. Потом начались стажировки – 100 часов. Все было серьезно, мы сдавали зачеты, неоднократно ездили в Тюменский учебно-тренировочный отряд. Служба разрасталась. Я была комсоргом, какое-то время парторгом, профоргом. Таня Буракова была постоянно инструктором. Стажировали вновь пришедших девочек и мы с Ниной Гриб. Очень много летали, по 140 часов, когда было положено летать по 80 часов. Просто не хватало бортпроводниц. Вот приземлился самолет, приходит экипаж и просит: пожалуйста, слетай». Мы глаза протерли, подкрасились – и летишь в ночь. Все было прекрасно.

В основном, рейсы были по Северу: на Такрко-Сале – Тазовское, Новый Уренгой, тогда он назывался Медвежье. Были рейсы Сургут – Тюмень. В Омск летали, в Новосибирск, Томск, Екатеринбург. В дальнейшем началась Москва. Летали через Салехард, Сыктывкар… Потом уже начали южные рейсы появляться – Сочи, Краснодар, Геленджик. И вот на протяжении десяти лет мы так дружно и хорошо летали. Служба была активная, постоянно разные соревнования у нас были между комсомольскими группами. Конечно, были неординарные ситуации, не раз приходилось оказывать пассажирам помощь, в том числе и медицинскую.

Надежда Овечкина - Говоруха отработала 39 лет в аэрофлоте, из них девять лет в небе, остальные – диспетчером.

- Стать бортпроводницей – это мечта детства? – спрашиваю Татьяну Буракову. – Да, я мечтала об этом, когда еще в школе училась. Мы с мамой полетели в отпуск, рейс был Тобольск-Тюмень. И за эти 30 минут полета я размечталась – захотела быть стюардессой. А потом получилось так, что после окончания средней школы получила корочки радиооператора и прилетела в Сургут по приглашению подруги. Тогда молодежь рвалась на передовую. Сразу устроилась в сургутский авиаотряд в службу связи. Это было в июле 1970 года. В то время службы проводников еще не было…

А вот свой самый первый полет Татьяна не припоминает, но в одном из первых, помнит, текст забыла. Микрофонами в то время были оборудованы не все Ан-24, а потому приходилось читать текст на память, без всякой бумажки.

- И вот я сбилась с текста, и кто-то из пассажиров говорит: «Да, Татьяна, не волнуйся, мы это уже все знаем». А я опять все сначала: «Добрый день, уважаемые пассажиры! Мы рады вас приветствовать…». Летали, практически, одни и те же, в основном, нефтяники. На мой взгляд, самыми важными качествами, необходимыми для профессии бортпроводника, являются человечность и душевность – и рассказала случай.

Их экипаж выполнял рейс Сургут – Казань с двумя промежуточными посадками – в Тюмени и Перми. И в Перми была задержка рейса по метеоусловиям. Если задержка на большой промежуток времени, пассажиров бортпроводники должны провожать в аэровокзал. В то время у Татьяны Бураковой была стажерка Алла Яркова. Командир экипажа – Борис Воробьев.

В салоне находился пассажир-инвалид. Его посадили в Сургуте в надежде на то, что долетит без всяких проволочек и невзгод. В Казани его должны были встречать. Всех пассажиров Татьяна проводила в аэровокзал, а с этим пассажиром осталась в салоне. Но вскоре пришел штурман, и попросил выйти из самолета, так как большая задержка рейса. Как же в аэровокзал? Мужчина-то неходячий! А на улице мороз, пурга. Побежала в отдел перевозок просить помощи у грузчиков. Они приехали, на багажную тележку поместили этого товарища, увезли в аэровокзал и с Таниной помощью устроили в гостиницу.

Дело в том, что человек остался благодарен очень. Написали в авиаотряд письмо экипажу, в частности Татьяне Бураковой.

Вот такие они были, первые бортпроводницы Сургутского авиаотряда.

Кстати Коллектив службы бортпроводников долгое время включал в свои ряды легендарную бортпроводницу Надежду Курченко, погибшую от рук бандитов во время захвата и угона самолета Ан-24 в Турцию в 1970 году. Ее заработная плата перечислялась в Фонд мира, за что коллектив службы неоднократно поощрялся обкомом, окружкомом и горкомом комсомола. Также служба награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ и отмечена благодарственным письмом комитета Фонда мира.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 декабря 2016 в 15:54, просмотров: 2531, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Сургутские депутаты не смогли получить от чиновников внятных ответов про РКЦ ЖКХ

​Сургутские депутаты не смогли получить от чиновников внятных ответов про РКЦ ЖКХ

Они, собственно, и не очень настойчиво спрашивали
Дмитрий Щеглов Сегодня в 15:51
420 5
​Основные новости с рынка нефти // АУДИО, ТЕКСТ

​Основные новости с рынка нефти // АУДИО, ТЕКСТ

Обзор итогов недели на фондовом рынке, важных событиях на рынке нефти, перспективах рубля до конца года и о том, стоит ли сейчас покупать доллары и евро
Пятина Валерия финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер Сегодня в 12:33
146 0
​Молодежь в России – это будущая рабочая сила с мутным представлением о своем будущем

​Молодежь в России – это будущая рабочая сила с мутным представлением о своем будущем

Что, соответственно, и вызывает протест в любой форме.
Сергей Бражников, читатель siapress.ru Сегодня в 10:16
378 6
​Сургутские депутаты заблокировали попытку городских чиновников взять думу под контроль

​Сургутские депутаты заблокировали попытку городских чиновников взять думу под контроль

А сейчас парламентарии обсуждают тему «РКЦ ЖКХ» на фракции «Единой России»
Дмитрий Щеглов 20 ноября в 15:43
936 3
​Парад народов

​Парад народов

Что читают в Республике Марий Эл, о чём писал Чингиз Айтматов и кто такой Ижик — расскажут на выставке в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина
Надежда Макаренко 19 ноября в 09:49
568 5
«Порт» Шрёдингера

«Порт» Шрёдингера

Ни жив ни мёртв? С чем встречает свой первый юбилей главная молодежная площадка Сургута
Надежда Макаренко 17 ноября в 11:00
800 5
«Не прогибаться ни под какие обстоятельства»

«Не прогибаться ни под какие обстоятельства»

Заведующий КЦ «Порт» Юрий Семенков рассказал, с какими успехами и проблемами культурный центр встречает первый юбилей
Надежда Макаренко 17 ноября в 11:56
738 2
«Канцелярия поработила здравый смысл»

«Канцелярия поработила здравый смысл»

Автор создания и куратор деятельности КЦ «Порт», бывший начальник учреждения Сергей Нестеров — о том, как возник культурный центр и какие у него перспективы
Надежда Макаренко 17 ноября в 11:38
878 3
​Наталья Куксенко: «Если перерасчёт не выгоден для пенсионера, мы его не делаем»

​Наталья Куксенко: «Если перерасчёт не выгоден для пенсионера, мы его не делаем»

По большей части обработанных нами заявлений пенсии увеличились
Лилия Сулейманова 18 ноября в 11:11
763 1
​Сила противодействия

​Сила противодействия

Борьба с экстремизмом стала одной из главных тем форума «Югра многонациональная»
Артем Мазнев 18 ноября в 10:16
451 1
​Сургутская неделя. За всё хорошее

​Сургутская неделя. За всё хорошее

И против газопроводов, пробок и мусора
Василий Мирский 17 ноября в 18:12
795 4
​Владимир Якушев: «Наше большое преимущество – преемственность в управлении регионом»

​Владимир Якушев: «Наше большое преимущество – преемственность в управлении регионом»

О жилищном строительстве, молодежи, межбюджетных отношениях и главной проблеме Тюменской области — в эксклюзивном интервью СИА-ПРЕСС
Дмитрий Щеглов 17 ноября в 14:10
892 1
​Не дайте в детях погубить веру в справедливость

​Не дайте в детях погубить веру в справедливость

Но…Нам дали утешительный приз – чайный сервиз на 12 персон для 17 детей и двоих взрослых!
Эльмира Гатауллина, сургутянка 17 ноября в 10:21
1842 64
Больше мнений