16+

​«Мы рады приветствовать вас на борту…»

К 45 летию со дня основания службы бортпроводников в Сургутском авиаотряде

13 ноября 2016 года в одном из сургутских кафе собрались стюардессы города Сургута, чтобы отметить 45-летие со дня образования службы бортпроводников при Сургутском аэропорту. Около двадцати прекрасных дам, которые работали в свое время на бортах сургутских лайнеров, вспоминали, как все начиналось.

Служба бортпроводников в Сургуте была создана 15 ноября 1971 года. Еще раньше при полетах Ан-2 пассажиры обходились без стюардесс, то с начала массовой эксплуатации самолетов Ан-24 возникла необходимость в создании службы бортпроводников. В те далекие годы никаких конкурсов красоты в Советском Союзе и в помине не было, а потому кинуть клич всем красавицам Сургута никому и в голову не приходило. Действовали просто: из разных служб Сургутского объединенного авиаотряда приглашали в стюардессы комсомолок с приятной внешностью.

Справка: Сургутский объединенный отряд - именно так называлось то, что впоследствии трансформировалось в «Тюменьавиатранс», «Аэропорт Сургут», «Колавиа», «ЮТэйр». Авиакомпании, базирующиеся в Сургуте, имели и имеют свои службы бортпроводников. Первым же руководителем службы бортпроводников Сургуткого авиаотряда была Нинель Николаевна Просвирякова-Кузнецова.

Первую пригласили Нину Гриб. Выпускница Сургутской средней школы № 1 с огромными синими глазами, как небо в ясную погоду, в то время работала в отделе снабжения аэропорта. Давние девичьи грезы о небесной дали начинали сбываться.

- Я пришла 1 ноября 1971 года, службы еще как таковой не было. Потом пригласили Надю Овечкину, Таню Буракову, Олю Чернову, - вспоминает Нина Гриб.

- Отбирали тщательно. В комиссии были начальник службы организации перевозок Рада Ивановна Гуменникова, заместитель командира по политической части Владимир Васильевич Баранов, - поддерживает в разговоре подругу Надежда Говоруха, в девичестве Овечкина. – Спрашивали немного истории, географии, были и наводящие вопросы. Обязательное условие – должна быть комсомолкой. Потом начались стажировки – 100 часов. Все было серьезно, мы сдавали зачеты, неоднократно ездили в Тюменский учебно-тренировочный отряд. Служба разрасталась. Я была комсоргом, какое-то время парторгом, профоргом. Таня Буракова была постоянно инструктором. Стажировали вновь пришедших девочек и мы с Ниной Гриб. Очень много летали, по 140 часов, когда было положено летать по 80 часов. Просто не хватало бортпроводниц. Вот приземлился самолет, приходит экипаж и просит: пожалуйста, слетай». Мы глаза протерли, подкрасились – и летишь в ночь. Все было прекрасно.

В основном, рейсы были по Северу: на Такрко-Сале – Тазовское, Новый Уренгой, тогда он назывался Медвежье. Были рейсы Сургут – Тюмень. В Омск летали, в Новосибирск, Томск, Екатеринбург. В дальнейшем началась Москва. Летали через Салехард, Сыктывкар… Потом уже начали южные рейсы появляться – Сочи, Краснодар, Геленджик. И вот на протяжении десяти лет мы так дружно и хорошо летали. Служба была активная, постоянно разные соревнования у нас были между комсомольскими группами. Конечно, были неординарные ситуации, не раз приходилось оказывать пассажирам помощь, в том числе и медицинскую.

Надежда Овечкина - Говоруха отработала 39 лет в аэрофлоте, из них девять лет в небе, остальные – диспетчером.

- Стать бортпроводницей – это мечта детства? – спрашиваю Татьяну Буракову. – Да, я мечтала об этом, когда еще в школе училась. Мы с мамой полетели в отпуск, рейс был Тобольск-Тюмень. И за эти 30 минут полета я размечталась – захотела быть стюардессой. А потом получилось так, что после окончания средней школы получила корочки радиооператора и прилетела в Сургут по приглашению подруги. Тогда молодежь рвалась на передовую. Сразу устроилась в сургутский авиаотряд в службу связи. Это было в июле 1970 года. В то время службы проводников еще не было…

А вот свой самый первый полет Татьяна не припоминает, но в одном из первых, помнит, текст забыла. Микрофонами в то время были оборудованы не все Ан-24, а потому приходилось читать текст на память, без всякой бумажки.

- И вот я сбилась с текста, и кто-то из пассажиров говорит: «Да, Татьяна, не волнуйся, мы это уже все знаем». А я опять все сначала: «Добрый день, уважаемые пассажиры! Мы рады вас приветствовать…». Летали, практически, одни и те же, в основном, нефтяники. На мой взгляд, самыми важными качествами, необходимыми для профессии бортпроводника, являются человечность и душевность – и рассказала случай.

Их экипаж выполнял рейс Сургут – Казань с двумя промежуточными посадками – в Тюмени и Перми. И в Перми была задержка рейса по метеоусловиям. Если задержка на большой промежуток времени, пассажиров бортпроводники должны провожать в аэровокзал. В то время у Татьяны Бураковой была стажерка Алла Яркова. Командир экипажа – Борис Воробьев.

В салоне находился пассажир-инвалид. Его посадили в Сургуте в надежде на то, что долетит без всяких проволочек и невзгод. В Казани его должны были встречать. Всех пассажиров Татьяна проводила в аэровокзал, а с этим пассажиром осталась в салоне. Но вскоре пришел штурман, и попросил выйти из самолета, так как большая задержка рейса. Как же в аэровокзал? Мужчина-то неходячий! А на улице мороз, пурга. Побежала в отдел перевозок просить помощи у грузчиков. Они приехали, на багажную тележку поместили этого товарища, увезли в аэровокзал и с Таниной помощью устроили в гостиницу.

Дело в том, что человек остался благодарен очень. Написали в авиаотряд письмо экипажу, в частности Татьяне Бураковой.

Вот такие они были, первые бортпроводницы Сургутского авиаотряда.

Кстати Коллектив службы бортпроводников долгое время включал в свои ряды легендарную бортпроводницу Надежду Курченко, погибшую от рук бандитов во время захвата и угона самолета Ан-24 в Турцию в 1970 году. Ее заработная плата перечислялась в Фонд мира, за что коллектив службы неоднократно поощрялся обкомом, окружкомом и горкомом комсомола. Также служба награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ и отмечена благодарственным письмом комитета Фонда мира.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 декабря 2016 в 15:54, просмотров: 1587, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Сургутская неделя. Гуманизм и деньги

​Сургутская неделя. Гуманизм и деньги

А также их круговорот в природе
Олег Владимиров Сегодня в 09:58
211 1
​«Мы славим тех, кто готов в любую минуту встать на защиту Отечества…»

​«Мы славим тех, кто готов в любую минуту встать на защиту Отечества…»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Вадим Шувалов, глава города Сургута 23 февраля в 10:05
648 0
​«23 февраля – праздник настоящих мужчин»

​«23 февраля – праздник настоящих мужчин»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Надежда Красноярова, председатель Думы города Сургута 23 февраля в 10:04
611 4
​«Это праздник доблести…»

​«Это праздник доблести…»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Василий Юркин, директор СГМУП «Городские тепловые сети» 23 февраля в 09:59
356 0
​«Этот праздник наполнен глубоким содержанием и смыслом…»

​«Этот праздник наполнен глубоким содержанием и смыслом…»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Рустем Юсупов, генеральный директор ООО «СветоДизайн-Югра» 23 февраля в 09:58
384 0
​Сами себе доктора // ИНФОГРАФИКА

​Сами себе доктора // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru предпочитает лечиться от гриппа самостоятельно — или не болеть вовсе
Юрий Нуреев 22 февраля в 15:07
323 0
​Перезагрузка США-Россия — дело не скорое… // АУДИО, ТЕКСТ

​Перезагрузка США-Россия — дело не скорое… // АУДИО, ТЕКСТ

Почему настроения у инвесторов далеки от предпраздничных, сможет ли рубль укрепиться сильнее, и на какие акции стоит обратить внимание?
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 22 февраля в 13:55
336 0
​Золотой наш капремонт // ИНФОГРАФИКА

​Золотой наш капремонт // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующих читателей siapress.ru уверены, что взносы на капитальный ремонт в округе слишком высоки
Юрий Нуреев 21 февраля в 14:45
587 5
Олег Владимиров

​Лапша по карточкам

Вы в курсе, что с любого магазина оператор вашего банковского «пластика» спишет пару-тройку процентов от ваших убытков – за обслуживание? Как вы думаете, в чем растворяются эти проценты? Правильно, в цене товара.
Олег Владимиров 21 февраля в 09:35
632 0
​До свиданья, Валентин // ИНФОГРАФИКА

​До свиданья, Валентин // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru не считает 14 февраля праздником
Юрий Нуреев 20 февраля в 16:43
458 0
​Захар Прилепин и запрещенный в России ИГИЛ

​Захар Прилепин и запрещенный в России ИГИЛ

Но, господа-товарищи, вы думаете, мессия Прилепин остановится на Донбассе? Даже не надейтесь: «Совершенно очевидно, что Донбасс — это зона ответственности не перед жителями Донбасса или Украины, а перед будущим России».
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 20 февраля в 11:04
1103 33
​Сургутская неделя. Почти как настоящее

​Сургутская неделя. Почти как настоящее

Рэп, пляж и почему не я выиграл 16 миллионов?
Олег Владимиров 18 февраля в 13:13
1243 8
Олег Владимиров

​Зачем бороться с коррупцией?

Я бы, если честно, бюджетникам зарплаты вовсе поотменял бы. Пусть государство на эти деньги Крымский мост достроит, еще один чемпионат мира проведет и космонавта на Марс запустит, не жалко!
Олег Владимиров 17 февраля в 09:18
988 6
​Мы долгое «Эхо» друг друга

​Мы долгое «Эхо» друг друга

Хотите стать «Эхом»? Будьте по отношению к своим читателям, в первую очередь, добрыми! Не требовательными. Не осуждающими. А просто-напросто добрыми.
Татьяна Малинина, журналист, писатель 16 февраля в 20:33
1155 3
Анастасия Семихатских

​Пляж без воды

Чиновники твердят, что в городе ни в коем случае нельзя оборудовать прибрежную зону, так как наша вода не предназначена для купания. Встречный вопрос: а при чем тут купание?
Анастасия Семихатских 16 февраля в 14:45
1107 6
​Валерий Санин: «Глаза боятся – руки делают»

​Валерий Санин: «Глаза боятся – руки делают»

26 февраля в 17:00 в Сургутской филармонии состоится юбилейный вечер «Виват, Маэстро!»
Оксана Малахова 16 февраля в 10:52
611 0
Больше мнений