16+

​«Мы рады приветствовать вас на борту…»

К 45 летию со дня основания службы бортпроводников в Сургутском авиаотряде

13 ноября 2016 года в одном из сургутских кафе собрались стюардессы города Сургута, чтобы отметить 45-летие со дня образования службы бортпроводников при Сургутском аэропорту. Около двадцати прекрасных дам, которые работали в свое время на бортах сургутских лайнеров, вспоминали, как все начиналось.

Служба бортпроводников в Сургуте была создана 15 ноября 1971 года. Еще раньше при полетах Ан-2 пассажиры обходились без стюардесс, то с начала массовой эксплуатации самолетов Ан-24 возникла необходимость в создании службы бортпроводников. В те далекие годы никаких конкурсов красоты в Советском Союзе и в помине не было, а потому кинуть клич всем красавицам Сургута никому и в голову не приходило. Действовали просто: из разных служб Сургутского объединенного авиаотряда приглашали в стюардессы комсомолок с приятной внешностью.

Справка: Сургутский объединенный отряд - именно так называлось то, что впоследствии трансформировалось в «Тюменьавиатранс», «Аэропорт Сургут», «Колавиа», «ЮТэйр». Авиакомпании, базирующиеся в Сургуте, имели и имеют свои службы бортпроводников. Первым же руководителем службы бортпроводников Сургуткого авиаотряда была Нинель Николаевна Просвирякова-Кузнецова.

Первую пригласили Нину Гриб. Выпускница Сургутской средней школы № 1 с огромными синими глазами, как небо в ясную погоду, в то время работала в отделе снабжения аэропорта. Давние девичьи грезы о небесной дали начинали сбываться.

- Я пришла 1 ноября 1971 года, службы еще как таковой не было. Потом пригласили Надю Овечкину, Таню Буракову, Олю Чернову, - вспоминает Нина Гриб.

- Отбирали тщательно. В комиссии были начальник службы организации перевозок Рада Ивановна Гуменникова, заместитель командира по политической части Владимир Васильевич Баранов, - поддерживает в разговоре подругу Надежда Говоруха, в девичестве Овечкина. – Спрашивали немного истории, географии, были и наводящие вопросы. Обязательное условие – должна быть комсомолкой. Потом начались стажировки – 100 часов. Все было серьезно, мы сдавали зачеты, неоднократно ездили в Тюменский учебно-тренировочный отряд. Служба разрасталась. Я была комсоргом, какое-то время парторгом, профоргом. Таня Буракова была постоянно инструктором. Стажировали вновь пришедших девочек и мы с Ниной Гриб. Очень много летали, по 140 часов, когда было положено летать по 80 часов. Просто не хватало бортпроводниц. Вот приземлился самолет, приходит экипаж и просит: пожалуйста, слетай». Мы глаза протерли, подкрасились – и летишь в ночь. Все было прекрасно.

В основном, рейсы были по Северу: на Такрко-Сале – Тазовское, Новый Уренгой, тогда он назывался Медвежье. Были рейсы Сургут – Тюмень. В Омск летали, в Новосибирск, Томск, Екатеринбург. В дальнейшем началась Москва. Летали через Салехард, Сыктывкар… Потом уже начали южные рейсы появляться – Сочи, Краснодар, Геленджик. И вот на протяжении десяти лет мы так дружно и хорошо летали. Служба была активная, постоянно разные соревнования у нас были между комсомольскими группами. Конечно, были неординарные ситуации, не раз приходилось оказывать пассажирам помощь, в том числе и медицинскую.

Надежда Овечкина - Говоруха отработала 39 лет в аэрофлоте, из них девять лет в небе, остальные – диспетчером.

- Стать бортпроводницей – это мечта детства? – спрашиваю Татьяну Буракову. – Да, я мечтала об этом, когда еще в школе училась. Мы с мамой полетели в отпуск, рейс был Тобольск-Тюмень. И за эти 30 минут полета я размечталась – захотела быть стюардессой. А потом получилось так, что после окончания средней школы получила корочки радиооператора и прилетела в Сургут по приглашению подруги. Тогда молодежь рвалась на передовую. Сразу устроилась в сургутский авиаотряд в службу связи. Это было в июле 1970 года. В то время службы проводников еще не было…

А вот свой самый первый полет Татьяна не припоминает, но в одном из первых, помнит, текст забыла. Микрофонами в то время были оборудованы не все Ан-24, а потому приходилось читать текст на память, без всякой бумажки.

- И вот я сбилась с текста, и кто-то из пассажиров говорит: «Да, Татьяна, не волнуйся, мы это уже все знаем». А я опять все сначала: «Добрый день, уважаемые пассажиры! Мы рады вас приветствовать…». Летали, практически, одни и те же, в основном, нефтяники. На мой взгляд, самыми важными качествами, необходимыми для профессии бортпроводника, являются человечность и душевность – и рассказала случай.

Их экипаж выполнял рейс Сургут – Казань с двумя промежуточными посадками – в Тюмени и Перми. И в Перми была задержка рейса по метеоусловиям. Если задержка на большой промежуток времени, пассажиров бортпроводники должны провожать в аэровокзал. В то время у Татьяны Бураковой была стажерка Алла Яркова. Командир экипажа – Борис Воробьев.

В салоне находился пассажир-инвалид. Его посадили в Сургуте в надежде на то, что долетит без всяких проволочек и невзгод. В Казани его должны были встречать. Всех пассажиров Татьяна проводила в аэровокзал, а с этим пассажиром осталась в салоне. Но вскоре пришел штурман, и попросил выйти из самолета, так как большая задержка рейса. Как же в аэровокзал? Мужчина-то неходячий! А на улице мороз, пурга. Побежала в отдел перевозок просить помощи у грузчиков. Они приехали, на багажную тележку поместили этого товарища, увезли в аэровокзал и с Таниной помощью устроили в гостиницу.

Дело в том, что человек остался благодарен очень. Написали в авиаотряд письмо экипажу, в частности Татьяне Бураковой.

Вот такие они были, первые бортпроводницы Сургутского авиаотряда.

Кстати Коллектив службы бортпроводников долгое время включал в свои ряды легендарную бортпроводницу Надежду Курченко, погибшую от рук бандитов во время захвата и угона самолета Ан-24 в Турцию в 1970 году. Ее заработная плата перечислялась в Фонд мира, за что коллектив службы неоднократно поощрялся обкомом, окружкомом и горкомом комсомола. Также служба награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ и отмечена благодарственным письмом комитета Фонда мира.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 декабря 2016 в 15:54, просмотров: 1510, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Трамп российскому рынку по душе // АУДИО, ТЕКСТ

​Трамп российскому рынку по душе // АУДИО, ТЕКСТ

Как Америка продолжает влиять на российскую экономику? Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер Сегодня в 13:20
119 0
​Новоселье против желания

​Новоселье против желания

Сургутской семье инвалидов… насильно дают квартиру. В чем подвох — разбирался «Новый Город»
Лилия Сулейманова 21 января в 11:05
1127 3
​Трамп будет «снижать» доллар

​Трамп будет «снижать» доллар

Что значат слова нового президента США о курсе национальной валюты
Александр Пурышев, политолог 23 января в 09:42
500 3
​Не курю — и вам не дам // ИНФОГРАФИКА

​Не курю — и вам не дам // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru поддержало бы запрет на продажу сигарет
Юрий Нуреев 22 января в 11:48
408 0
​Статья дня. Барак номер один

​Статья дня. Барак номер один

Но остается вопрос: кого теперь россиянам ругать за грязные подъезды? Куда девать тысячи таких популярных у российских автомобилистов-«патриотов» стикеров «Обама — чмо»? Кем пугать в телевизионных ток-шоу и выпусках новостей?
gazeta.ru 21 января в 13:00
687 5
​Газета как в «Гарри Поттере»! «Новый Город» теперь вставляет в свои страницы видео и интерактив

​Газета как в «Гарри Поттере»! «Новый Город» теперь вставляет в свои страницы видео и интерактив

Листайте первый номер прямо здесь
Редакция СИА-ПРЕСС 20 января в 12:41
714 0
​Мера временная, не лучшая // ИНФОГРАФИКА

​Мера временная, не лучшая // ИНФОГРАФИКА

Сургутяне — о назначении Алексея Усова замглавы администрации города
Юрий Нуреев 20 января в 10:35
858 1
​Статья дня. Наследие Обамы: упущенные шансы для России

​Статья дня. Наследие Обамы: упущенные шансы для России

Политолог Александр Габуев о том, что Барак Обама был самым удобным президентом для Москвы
Александр Габуев, руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги 20 января в 09:34
612 6
​Экстремальному купанию — нет? // ИНФОГРАФИКА

​Экстремальному купанию — нет? // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующих читателей siapress.ru окунаться в ледяные купели не стремится
Редакция СИА-ПРЕСС 19 января в 14:50
560 0
​Греки в нокауте

​Греки в нокауте

Матч в Сургуте наша команда выиграла не легко, но уверенно. Получалось практически все – даже те элементы, которые в последнее время вызывали обоснованные опасения. «Газпром-Югра» справился – прежде всего, с самим собой, с собственной психологией.
Олег Владимиров 19 января в 09:00
644 0
​Крепни, рубль! // ИНФОГРАФИКА

​Крепни, рубль! // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru хранит свои сбережения в родной валюте
Редакция СИА-ПРЕСС 18 января в 14:07
421 0
Дмитрий Щеглов

​Дайте людям город!

Одни и те же фонарики и гирляндочки, из года в год появляющиеся на одних и тех же местах (немногочисленных), а в целом город что в октябре, что в ноябре, что в декабре — не отличается.
Дмитрий Щеглов 18 января в 09:58
1173 26
​Купайтесь правильно!

​Купайтесь правильно!

Крещение: советы бывалым и новичкам ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ
Владимир Пидзамкив, руководитель Сургутского филиала Центра медицинской профилактики 18 января в 09:56
663 0
​Праздники прошли. Рынки приходят в себя

​Праздники прошли. Рынки приходят в себя

Упадет ли рубль? Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 17 января в 11:48
455 0
Олег Владимиров

​Греческий интернационал в Сургуте

Очень многое в матче, который состоится в среду, 18 января в зале «Премьер-Арены», будет зависеть от болельщиков – мы призываем сургутян прийти и поддержать свою команду!
Олег Владимиров 16 января в 21:21
643 0
Пять уголовных дел за аварию

Пять уголовных дел за аварию

​Прокуратура подвела предварительные итоги расследования автокатастрофы под Ханты-Мансийском
Ева Рудион 16 января в 17:43
1206 3
Больше мнений