16+

​Люди и книги: Никодим Павлович Кондаков

К Дню славянской письменности и культуры

Когда я впервые прочитала об этом человеке, меня охватила гордость за своего однофамильца и какое-то душевное родство. Захотелось рассказать о нём. А вдруг он был нашим далёким родственником, ведь фамилия-то одна – российская, сибирская, сургутская. Фамилия – духовная. А родословная моей семьи пошла из Подмосковья.

Кондаков Никодим Павлович - выдающийся историк искусства, археолог, писатель родился в 1844 году. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, Преподавал. Состоял профессором Петербургского университета, а также старшим хранителем отделения средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже. В 1901 году был назначен управляющим делами комитета попечительства о русской иконописи.

Н. П. Кондаков был неутомимым тружеником. С научными изысканиями он объездил практически всю Европу, Сирию, Палестину, Египет. В процессе его исследований лежали и археологические раскопки, и изучение письменных источников, и непосредственное знакомство с памятниками культуры и искусства. Среди его трудов широкий охват тем: «Мозаики мечети Кахрие Джамиси в Константинопо­ле», «Византийские церкви и памятники Константинополя», «Русские клады», «Исследования древностей великокняжеского пе­риода», «Памятники христианско­го искусства на Афоне», «Македо­ния. Археологическое путеше­ствие».

Изучение культуры Византии и византийско­го ареала — Закавказья, Балканс­ких стран и особенно Древней Руси выявило и глубинные связи между ними, и их отличительные черты. Открытия ученого, как разно­цветные камешки, складывались в мозаику. Только это была необыч­ная мозаика. «Византология» — так называлась наука, основателем ко­торой стал Н.П.Кондаков. До Кондакова было принято счи­тать влияние византийского искус­ства на русское творчество тормозящим и омер­твляющим. Ученый опроверг это мнение, строя свои доводы исключительно на фактах. Он считал, что капли «визан­тийского дождя» упали не на су­хую почву, своя культура на Руси, конечно же, была. Процессы взаи­мопроникновения породили новое, и это новое начало жить полной жизнью – русская культура впитала в себя черты различных культур Запада и Востока.

Крупнейшим из исследований зрелых лет учёного стал труд «История и памятни­ки византийской эмали» (из кол­лекции Звенигородского), которая, помимо высочайшего ценного на­учного материала, содержащегося в ней, являлась еще и настоящим произведением искусства, на нее буквально боялись дышать... Что­бы посетители Императорской пуб­личной библиотеки могли любо­ваться книгой со всех сторон, не дотрагиваясь до нее, установили зеркальные витрины. А сколько слов восхищения шло в адрес ее со­здателей со всех сторон света.

Уже в преклонном возрасте Никодим Павлович написал свой главный монументальный труд «Русская икона», для которой тридцать лет систематически отбирал письменные источники, ездил и изучал древние иконы и в больших храмах, и в заброшенных деревенских церквушках.

Первоначально книгу планировалось издать в рамках Им­ператорской Академии наук, но революция смешала все планы - какие уж там иконы... А книга, за­думанная еще задолго до револю­ционных бурь, подобно проросше­му зернышку, уже выталкивала мо­лодой росточек навстречу солнцу - в Чехии уже были изготовлены цветные клише (готовая форма для бумажного оттиска) древнерусских икон, отобранных Кондаковым для этого монумен­тального труда. Выполнить заказ чешским мастерам не помешали ни первая мировая война, ни перемена вла­сти в России. Издатели обратились в Академию наук СССР, с просьбой забрать клише и оплатить работу. Советские академи­ки, уполномоченные вести перего­воры с заграницей, ответили им отказом - оплачивать заказы царского времени они не собирались. Чехи были в растерянности...

А что же сам Кондаков, как скла­дывалась его судьба в России после 1917 года? В 1918 – Кондаков, 73-летний старик, был уже в Одессе... Жена Ивана Бунина в их общем с мужем дневнике оставила запись, как они делили с Конда­ковым маленькую каюту на пароходе, увозившем их из Одес­сы в Константинополь. Ученый по­кидал Родину, нагруженный тяже­лыми чемоданами. Но в чемоданах лежали отнюдь не бриллианты. В них лежала бу­дущая книга — «Русская икона».

Сначала была Болгария — там его знали и уважали, но дела найти не удалось; одолевала край­няя нужда. Президент Чехии Томаш Масарик, кандидатуру которо­го Кондаков в 1890 году поддержал во время выдвижения на пост про­фессора славяноведения Санкт-Пе­тербургского университета, взял академика под свое покровитель­ство. Назначил ему персональную пенсию и оказал честь Карлову университету, пригласив туда Кон­дакова читать лекции по истории средневекового искусства и куль­туры. А впереди ученого ожидало избрание почетным президентом II Конгресса русских ученых за границей, награждение более чем 50-ю дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран. И, конечно же, работа над книгой «Русская икона». Мало сказать что, он любил Иконы, он дышал ими! В книге Кондаков дал очень важное понимание русской иконы. Он писал: «Иконы пришли на Русь в X веке из Византии вместе с христиан­ством. Византийские иконы были не только предметом поклонения, но и служили образцами для рус­ских иконописцев. Постепенно стали возникать свои иконописные мастерские, в которых работали русские мастера. Веками на­капливались своеобразные стили­стические черты, складывалась русская икона. Нигде и никогда ико­на не играла такой большой роли, как на Руси. Всю жизнь, весь быт русского человека сопровождали иконы. Они были в каждом доме, в каждом храме, стояли на дорогах, на перекрестках, па городских баш­нях и площадях. С молитвы перед иконой начиналось каждое утро, каждое дело, их брали с собой в дальний путь, в военные походы. Среди них рождались, с ними уми­рали. Икона всегда оставалась жи­вым художественным организмом, в котором отражались изменения исторической жизни народа на протяжении всей истории Русско­го государства»..

Наверное, Никодим Кондаков был все-таки счастливым челове­ком, ведь не каждому было дано в то лихорадочное время занимать­ся любимым делом. А он занимал­ся. Вокруг были друзья, сподвижни­ки и ученики, которые после смер­ти ученого продолжили его дело...

Книга «Русская икона» вышла в Праге в 1928—1933 годах, а до этого на английском языке в Лондоне, в 1927 году. Чешское издание финан­сировал министр иностранных дел Чехии Эдуард Бенеш. Таким обра­зом, труд Кондакова являл собой как бы всеславянское единение. В предисловии к книге читаем: «С глубоким волне­нием приступает Семинарий им. Н.П. Кондакова к на­стоящему изданию «Русской ико­ны». На нашу долю выпало счастье сделать это большое дело, дорогое каждому русскому сердцу. Особен­но теперь, после всех испытаний, посланных нам Богом, радостно присутствовать при этом чуде — когда засияют наши сокровища, духовные и художественные». Вышедшая книга была выполнена на высочайшем полиграфическом и художественном уровне. В ней чудесно сочетались изображения древнерусских икон и замечательное исследование Н.П.Кондакова. Одно дополняло другое, и изданные вместе они явили собою громадное событие: русским — гордость, художникам — удив­ление, ученым — радость...»

Кондаков как ученый сделал многое, но самое главное, что в тот период, когда, казалось, к право­славной живописи утерян всякий интерес и она обречена на умира­ние, забвение, его усилиями все изменилось: икона была по-новому понята и оценена современ­никами как часть России, ее истории, как духовное явление русской жизни.

1928 году Никите Ильи­чу Толстому в Белграде, как пода­рок судьбы, на глаза попалась книга «Русская икона» Кондакова. Того самого! Та самая! «Время еще стояло сложное, через границу провозить такое было непросто... Но.. «безумству храбрых - поем мы песню»... И книга во второй раз пересекла грани­цу. Как когда-то, в 1920-м году с Никодимом Кондаковым. Только теперь — с Запада на Вос­ток... Книга вернулась домой. В 2007 году началось её переиздание в рамках мегапроекта «Книж­ная память России» Культурно-просветительный фонд им. С. Столярова», и может быть, когда-нибудь она поступит в нашу библиотеку, С её страниц Русь будет смотреть на читателя ликами своих святых.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 мая 2016 в 11:07, просмотров: 1390, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Чтобы папа не попал

Чтобы папа не попал

Мы отчетливо видим на детях «женский» отпечаток
Валентин Коленченко, отец троих сыновей, организатор народных семейных игр «Отцы и дети» в Сургуте 24 мая в 15:09
476 0
​В школах Сургута отзвенел последний звонок // ФОТО

​В школах Сургута отзвенел последний звонок // ФОТО

Во взрослую жизнь ребят провожают учителя, родители и администрация города
Анастасия Якупова 24 мая в 16:37
603 0
Елена Ермакова: «Ни каблуками, ни тапками конкуренты не закидывают»

Елена Ермакова: «Ни каблуками, ни тапками конкуренты не закидывают»

В одном городе вполне могут существовать разные конкурсы красоты, как и салоны красоты
Вера Куликова 24 мая в 14:49
455 0
Банкротство «Югры-Консалтинг» затянулось из-за проблемных кредиторов

Банкротство «Югры-Консалтинг» затянулось из-за проблемных кредиторов

Компания уже год не может продать ни одной квартиры из конкурсной массы
Лилия Сулейманова 24 мая в 14:29
589 0
Кардинал Мюллер провел Святую Мессу в Сургуте

Кардинал Мюллер провел Святую Мессу в Сургуте

Его визит — большая честь для нашего прихода и города. Это великая поддержка и укрепление в вере для всех католиков Сургута, а также других городов ХМАО и ЯНАО
о. Марэк Ящковски 24 мая в 14:18
431 0
Сергей Глинских

Как охранник серого кардинала "покусал"

Ответ комментатору Nepavlovу к моему прошлому блогу
Сергей Глинских, сургутянин 24 мая в 09:30
445 0
​К вам едет ревизор // ФОТО

​К вам едет ревизор // ФОТО

Общественный совет Сургутского района вместе с комиссией проверяет детские лагеря
Анастасия Якупова 23 мая в 17:21
513 0
С 1 июля цена на бензин может снизиться на пару рублей

С 1 июля цена на бензин может снизиться на пару рублей

Так она вернется на прежний уровень после недавнего скачка
Константин Шперлинг 23 мая в 12:45
713 8
Сургуту не нужны суперурбанистические проекты

Сургуту не нужны суперурбанистические проекты

Ему нужно навести порядок во дворах и на улицах
Рустем Юсупов, эксперт регионального штаба ОНФ в Югре 23 мая в 12:27
1625 18
​Сургутский художественный музей представит Югру на международном фестивале

​Сургутский художественный музей представит Югру на международном фестивале

Уникальный проект «7 ликов ЯХа» отправится покорять «Интермузей-2018»
Катерина Филимонова 22 мая в 14:13
525 0
Стрит-арт художники преобразят 1000 кв. м. Нижневартовска // ФОТО

Стрит-арт художники преобразят 1000 кв. м. Нижневартовска // ФОТО

Организаторы приглашают волонтеров и художников-ассистентов присоединится к реализации проекта
Константин Шперлинг 22 мая в 12:30
502 0
Сделки с загородной недвижимостью: что может пойти не так?

Сделки с загородной недвижимостью: что может пойти не так?

Зачем пригодится межевание, поэтажный план дома и координаты участка в пространстве
Полина Амирова 22 мая в 11:19
702 0
​Югорские дети научились оказывать первую помощь и подержали «сердце» в руках // ФОТО

​Югорские дети научились оказывать первую помощь и подержали «сердце» в руках // ФОТО

Всероссийский День детского сердца станет традиционным в Сургуте
Анастасия Якупова 21 мая в 15:51
408 0
Больше мнений