16+

Станислав Дятлов: «Поспать под прекрасную музыку – это тоже полезно!»

Интервью с главным дирижером Симфонического оркестра Сургутской филармонии

10 февраля в Сургутской филармонии состоится концерт «Окно в Европу» единственного Симфонического оркестра в Югре. Шесть лет назад оркестр возглавил выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат I премии Первого открытого конкурса дирижёров им. И. Мусина Станислав Дятлов. В интервью siapres.ru он рассказал о том, как музыканты «разговаривают» глазами, отвлекает ли звук мобильника оркестр, ответит не стыдно ли засыпать в кресле и расскажет, почему первую в 2019 году премьеру Симфонического не стоит пропускать.

— Станислав, как подбирались произведения в программу?

— Мы исполним симфоническую поэму Яна Сибелиуса «Финляндия», вариации на оригинальную тему «Энигмы» Эдварда Элгара и Симфонию №9 Франца Шуберта. Нам хотелось познакомить слушателей с европейской музыкой, разной по стилю и эмоциональному наполнению. Впрочем, есть что-то, что их роднит. Так, Сибелиус и Элгар — финский и английский классики — создают образы холодной северной природы. Эта сдержанность, за которой, однако, скрываются сильные эмоции, присутствует и в творчестве Шуберта. Его Симфония №9 погружает человека в совершенно иное измерение, иное течение времени, сравнимое разве что с бесконечностью; музыка абсолютно надмирная… При этом, в музыке всех трех композиторов присутствует сильное лирическое начало — они прекрасные мелодисты. И я уверен, их мелодии доставят удовольствие публике. Подчеркну, что все эти произведения ни разу не звучали в Сургуте, хотя это безусловные вершины романтического симфонизма.

— А насколько важно дирижеру держать зрительный контакт с каждым музыкантом?

— Для каждого дирижера это абсолютно индивидуально. Можно вспомнить Герберта фон Караяна, который весь концерт мог дирижировать, не отводя глаз от партитуры, или Леонарда Бернстайна — он наоборот мог управлять оркестром одними глазами, не поднимая рук. Это зависит от взаимопонимания дирижера и оркестрантов. Бывает, что музыканты, работая с дирижером на протяжении длительного времени, начинают понимать его намерения, даже не глядя на него.


— Многие люди вообще не понимают, зачем оркестру нужен дирижер…

— Чтобы понять это, достаточно прийти на наши открытые репетиции перед концертом. Там можно увидеть процесс работы дирижера с оркестром. Мы всегда открыты для публики. С другой стороны, может это и хорошо, что какие-то цеховые, профессиональные моменты выпадают из поля зрения публики. Ведь когда приоткрывают завесу тайны, и ты узнаешь, как устроен механизм, прежде казавшийся тебе загадкой, становится менее интересно. Но в конечном счете, публике вовсе не обязательно ценить роль дирижера. Если люди приходят на концерт и им нравится то, что они слышат, то уже не так важно, чья конкретно это заслуга и кому конкретно они аплодируют. Для нас же видеть благодарного и довольного зрителя — главная награда.

— А когда поклонники начинают фотографировать концерт или пользоваться телефоном — это отвлекает оркестр?

— Отвлечь может все что угодно. Это живой процесс – здесь и сейчас, все непредсказуемо. Но в этом и прелесть. Поэтому зрители и приходят на концерты оркестра. Ведь имея возможность дома послушать, даже посмотреть записи лучших оркестров и театров мира, зрительные залы все равно наполняются слушателями, ведь возникает ощущение сопричастности, уникальности момента. Для кого-то магию представляет настройка оркестра перед концертом, а для кого-то — посещение буфета в антракте.

— Как изменился оркестр за шесть лет, которые вы вместе?

— Оркестр изменился сильно. Прежде всего, пополнился талантливыми музыкантами, за что я благодарен директору Сургутской филармонии Якову Черняку. Очень рад, что руководство филармонии

и города обращает пристальное внимание на деятельность Симфонического оркестра, помогает решить все возникающие трудности. Без такой поддержки было бы очень тяжело, а то и невозможно существовать. А между тем в Симфоническом оркестре заинтересованы прежде всего жители города.

— Вопрос, касающийся зрительской аудитории. Почему в афишах концертов часто указана категория 12+, даже на классических концертах?

— Вопрос дискуссионный и отчасти юридический. На концертах Симфонического оркестра действительно почти всегда стоит 12+. Но я часто вижу афиши других оркестров, где такого ограничения нет. Почему так происходит? С одной стороны, возрастная маркировка устанавливается по определенным правилам, и это делает не оркестр. С другой стороны, можно это воспринимать как разумную рекомендацию. Все-таки серьезные симфонические программы могут быть действительно непросты для восприятия маленьких детей, а если ребенку скучно, он может начать капризничать и мешать другим зрителям. Хотя все индивидуально, и есть дети, которые прекрасно слушают концерты. Если говорить о моей личной позиции, я бы не хотел лишать человека любого возраста возможности услышать музыку, пусть даже он под нее будет спать.

— Спать?…

— А почему бы и нет? Ведь поспать под прекрасную музыку – это очень полезно! Это благотворно влияет на психику! Я был на одном спектакле в театре «Геликон-опера», и по задумке режиссеров действе происходило в летящем самолете. Кресла зала тогда дополнили подголовниками, как в салоне самолета, раздали карамельки… И когда погас свет, захотелось закрыть глаза и отправиться в такой музыкальный полет… В конце концов, если зритель в зале уснул, значит, ему комфортно. Я не против того, что на ближайшем нашем концерте кто-то уснет. Неважно ребенок это или взрослый человек. Он знает, что он под защитой дирижёра Станислава Дятлова!

Справка: Симфонический оркестр Сургутской филармонии – первый и единственный в ХМАО-Югре. История его началась с камерного оркестра Сургутского музыкального училища, который основал в 1984 году Виктор Гришин. Оркестр успешно заявил о себе в совместных проектах с такими выдающимися музыкантами как: Дмитрий Хворостовский, Екатерина Мечетина, Александр Гиндин, Даниил Крамер, Арсений Тарасевич-Николаев, Марио Стефано Пьетродарки, Алессандро Сафина, Владимир Овчинников, Михаил Почекин, Фёдор Амосов, Алексей Балашов, Нарек Ахназарян, Никита Борисоглебский, Григорий Файн и др. В творческой биографии коллектива – совместные концертные программы с группой «Би-2», музыкальным критиком Артёмом Варгафтиком, народным артистом РФ Валерием Бариновым.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 февраля в 12:21, просмотров: 809, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Свидетели Иеговы опасны для тех, кто внутри секты

Свидетели Иеговы опасны для тех, кто внутри секты

Если у человека нет возможности реализовать себя в социальных рамках, то он выбирает путь асоциальный
Кирилл Акинцев, сургутянин 16 февраля в 16:40
1995 15
Жванецкий: мужество — это стыд // ВИДЕО

Жванецкий: мужество — это стыд // ВИДЕО

​Великий сатирик - о патриотизме, стеснении, воспитании сына и новом способе мыть посуду
Тарас Самборский 16 февраля в 15:57
634 1
Популярные в Сургуте автобусы № 45 и 47 теряют пассажиров

Популярные в Сургуте автобусы № 45 и 47 теряют пассажиров

Сказалось резкое повышение цены за проезд
Лилия Сулейманова 15 февраля в 17:49
1175 3
​Но вы держитесь

​Но вы держитесь

Неделя прошла под знаком депутатско-чиновничьей активности: было много интересного в городской Думе и прочих присутственных местах. Итак, что мы имеем?
Олег Владимиров 15 февраля в 17:05
790 1
Как избежать проблем при перевозке колясочников в самолетах UTair?

Как избежать проблем при перевозке колясочников в самолетах UTair?

Опытом поделились сургутяне
Лилия Сулейманова 14 февраля в 17:10
551 0
Некоторые сургутяне получат право на бесплатный проезд в автобусах. Но фактически за них заплатят все остальные

Некоторые сургутяне получат право на бесплатный проезд в автобусах. Но фактически за них заплатят все остальные

Интервью с начальником дорожно-транспортного управления департамента городского хозяйства Сургута Игорем Газизовым
Лилия Сулейманова 14 февраля в 11:50
831 6
​«Создатели фильма «Т-34» представили Великую Отечественную войну как цирк, а эсэсовцев как туповатых, но добрых малых»

​«Создатели фильма «Т-34» представили Великую Отечественную войну как цирк, а эсэсовцев как туповатых, но добрых малых»

Интервью с автором рецензий на российский блокбастер Алексеем Мохосоевым
Анастасия Якупова 14 февраля в 08:50
1347 39
В Сургуте выпускники одного из колледжей могут остаться без дипломов

В Сургуте выпускники одного из колледжей могут остаться без дипломов

Студенты намерены обратиться в суд
Анастасия Якупова 13 февраля в 20:05
1441 5
​«Я лично знаю Илью Бера и Александра Друзя, и мне тяжело судить, кто из них прав»

​«Я лично знаю Илью Бера и Александра Друзя, и мне тяжело судить, кто из них прав»

Главный редактор siapress.ru Дмитрий Щеглов – о скандале в среде знатоков
Редакция СИА-ПРЕСС 13 февраля в 13:53
1004 2
​Администрация Сургута не может остановить незаконное складирование снега на Заячьем острове

​Администрация Сургута не может остановить незаконное складирование снега на Заячьем острове

Для этого нужно решение суда, а разбирательства могут длиться год и больше
Семен Бондаренко, начальник управления по природопользованию и экологии администрации Сургута 12 февраля в 17:31
865 14
Больше мнений