16+

​«Если бы я умел рисовать так, как я умею собирать грибы, то стал бы давно Нобелевским лауреатом»

Интервью с автором выставки «Когда все отдыхают», главным художником Нижневартовского драмтеатра Вячеславом Зайчиковым

Яркие и озорные, а местами даже хулиганские, картины и инсталляции Зайчикова трудно перепутать с чьими-то еще. Увидите один раз — запомните навсегда.

Художник-оформитель с неповторимым стилем трудится в драматическом театре Нижневартовска. А прямо сейчас в сургутской галерее современного искусства «Стерх» располагается его персональная выставка «Когда все отдыхают», полная юмора, непосредственности и оригинальных художественных решений.

В интервью siapress.ru Вячеслав Зайчиков делится мнением о состоянии творческой среды в Югре и рассказывает, что его связывает с…двумя ведрами бычьей крови, а также вспоминает истории из своей оформительской карьеры и объясняет, зачем рисовать чайной заваркой.

Профессия «оформитель»

— Вячеслав Николаевич, расскажите, почему вы выбрали путь оформителя? Вам как-то особенно близка театральная тема или это было сделано больше по каким-то практическим соображениям? Какой первый спектакль вы оформили? Припомните?

— Первый оформленный спектакль — «Мое насмешливое счастье» по письмам А.П. Чехова и его близких. По тем временам я предложил новаторское решение по свету. Он ставился за пределами сценической площадки — комнаты. (Прожекторы находились за дверями и окнами павильона).

— Можно ли сказать, что именно специфика оформителя заставляет мыслить шире багетных рам, заставляет выходить за пределы плоскости, создавать этакие 3D-объекты?

— Когда-то в художественных училищах Министерства культуры РСФСР курс обучения на оформительских отделениях доходил до пяти лет, и группы набирались не более 9-10 человек. На начальных курсах достаточно времени уделялось работе с плоскостью. И далее — от простого к сложному. Сейчас больше возможности самостоятельно образовываться. Открыт доступ к любой профессиональной информации и литературе. Работа в театре постоянно провоцирует на поиск новых знаний и умений. В этом профильное образование художника-оформителя очень помогает. А мыслить шире или уже — это когда как получается. Последнее время по утрам, глядя в зеркало, все чаще обнаруживаю на собственном изображении «отупения печать».

Кстати, спектакль «Черная песня» театра обско-угорских народов «Солнце» со сценографией Вячеслава Зайчикова принял участие в Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Источник фото: «Афиша».

— Оформлением какой постановки вы особенно гордитесь?

Хорошо, если в течение трех театральных сезонов, а это около 10-12 постановок, есть одна или две работы, которые кажутся автору удачными. Поверьте — это большой успех. Главное, чтобы не случалось откровенно слабых спектаклей.

«Может же быть у художника хоть что-то не на показ…»

Ваши работы — насыщенные по цвету. И в одном интервью вы как раз говорите, что не прочь похулиганить с цветом. Скучно, когда все выверено по цветовому кругу и т.д.? Вам, наверное, нравятся фовисты или, например, экспрессионисты, тоже смело использующие палитру? Что вы любите в цвете? Что вас вдохновляет на яркие работы?

— Нравятся разные художники, разные выставки. Если после посещения музея руки чешутся что-то нарисовать, то это хорошая и правильная реакция. Из давних симпатий — Пьер Боннар из группы художников «Наби». В России очень мало его работ. Когда я увидел «Пейзаж с товарным поездом», первая мысль была: «Это же, я написал!»

Работа Пьера Боннара «Пейзаж с товарным поездом»

— Кстати. А что за ряд работ, которые вы показываете только близким? О чем они?

В советские времена это были работы на политические или близкие к этому темы. Сейчас тоже не самые лучшие времена. У меня нет работ, которые я не мог бы показывать незнакомому зрителю. Просто есть работы, сделанные для себя, близких, «в стол». Может же быть у художника хоть что-то не на показ…

О выставке в «Стерхе»

— Выставка в «Стерхе» называется «Когда все отдыхают». Как долго вы ее создавали? Какой посыл она несет? И еще — как вы сами предпочитаете отдыхать и часто ли удается насладиться отдыхом?

Название экспозиции придумал Сергей Зятьков (Заведующий проектами ГСИ «Стерх». — Прим. ред.) и предложение устроить выставку поступило тоже от него. Когда появилось название — отобрал работы подходящие для этого случая. Самое сложное — не сделать работу, а подготовить ее к выставке. Это рамы, техническая подготовка, стекло, упаковка и т. д.

Выставка для художника — дело затратное и хлопотное во всех смыслах.

Самый лучший отдых — сбор грибов. Если бы я умел рисовать так, как я умею собирать грибы, то стал бы давно Нобелевским лауреатом.

Выставка В. Зайчикова «Когда все отдыхают», расположенная в «Стерхе». Автор фото С. Зятьков

«Хулиганить нужно и можно!»

Часто ваши работы сопровождены острым словцом. Как справляетесь с нащупыванием грани? Помогает внутренний цензор или обычно просите кого-то другого оценить градус треша? Заметила, что вы любите шалить (одна лопата с какашкой чего стоит!) Есть ли какая-то все еще не исполненная шалость? Что бы хотелось этакого нахулиганить?

Хулиганить нужно и можно, если это не унижает ничьих и никаких достоинств. Кстати, лопата с какашкой называется «Тщетные усилия» — это прямое изоцитирование фразы: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Работа В. Зайчикова «Тщетные усилия». Автор фото С. Зятьков

Из пока что не исполненного: в течение полутора лет собирал использованные алюминиевые ложки (новые не покупаю). Сейчас их у меня около 500 штук. Хочу сделать не очень веселую инсталляцию о некоем человеческом сообществе.
К девяти морям (стиральные доски) готовлю на контраст доску «Соловецкие острова» (Белое море). Там в советские времена был Соловецкий лагерь особого назначения «Слон». И приспособление для обувания (обувь) «Красная Москва». Периодически возвращаюсь к теме «Hippie» (Хиппи). На нынешней выставке из этого ничего нет.

Лак для ногтей, чайная заварка, кетчуп… и прочие неожиданные материалы для картин

— Где-то читала, что однажды вы чуть ли не кетчупом закончили работу, когда кончилась краска. Это правда? Какие еще были странные материалы, с которыми приходилось работать?

Да, это правда. Писал этюд в городе Кыштыме. Там большое озеро и ржавый металлический гараж или загон для моторной лодки. Его я дописал кетчупом. Работал всем, что оставляет отпечаток на плоскости. Кузбас-лак (чем красят голландские печи), лак для ногтей, чайная заварка, самодельные чернила, медицинские зеленка, йод и марганцовка, типографская краска, нитрокраски баночные, корабельные эмали, самодельная тушь. Еще бодяжил эмали в больших количествах — лак ПФ + пигменты.

По молодости в одной из хулиганских выходок использовал два ведра бычьей крови (принесли с мясокомбината), также делал росписи корундовой фракцией (особая технология напыления), изобрел способ нанесения линий на поверхности густотертой масляной краской, клизмой с пластмассовым наконечником и т.д.

— У вас есть какая-то художественная мечта?

— Избегать простудных заболеваний для начала.

Раньше было лучше?

— Как бы вы оценили современную российскую художественную прослойку? Можно даже не примере Югры. Некоторые жалуются, мол, а вот раньше-то, а вот в старые-то времена, вот были же художники...

— На мой взгляд — все в порядке. Отечественная школа сохранилась. С коллегами из Югры я мало общаюсь. Мы физически удалены друг от друга. Из того, что удается посмотреть живьем и в Сети — много художников хороших и разных.

В силу сложившихся обстоятельств одной ногой я сейчас увяз в Москве. Там, конечно, жизнь многообразнее. Насмотренность для художника — очень важная составляющая в его профессиональной готовности. И география не самое главное.

Что сейчас дает членство в Союзе художников?

Каково сейчас быть художником? Дают ли мастерские? И как вам кажется, заиметь членство где-нибудь — это самоцель? Или молодому художнику можно обойтись без этого? Что бы вы вообще посоветовали молодежи?

— Из всех творческих профессий степень свободы у художника самая высокая. Пойди в магазин, купи карандашик, листочек бумаги и рисуй все что вздумается. Мастерские дают, но нужно иметь, вероятно, перед чем-то и кем-то какие-то заслуги. Часто одного таланта недостаточно. Чтобы иметь заслуги, нужно служить, т.е. ограничивать собственную свободу в той или иной степени.

У меня рабочая мастерская при театре. Когда уволюсь, я буду должен ее освободить и в дальнейшем решать этот вопрос самостоятельно, опираясь исключительно на собственные силы и возможности. Существует множество иных, менее мучительных способов заполучить мастерскую. Например, самый простой — купить. Выбирайте сами.

Членом Союза художников России я стал в 58 лет (шесть лет назад). В советские времена член СХ мог посещать любые выставки бесплатно, приобретать любые художественные материалы в спецмагазинах, участвовать в пленэрах на творческих дачах, где проживали на полном пансионе до трех месяцев. Также существовали творческие командировки. Члены СХ могли трудиться в мастерских художественного фонда по очень хорошим расценкам. И многое другое.

Сейчас, к сожалению, во многих государственных музеях на некоторые экспозиции по членскому билету не попасть. Основоположником такой музейной политики выступил Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Эту инициативу с удовольствием подхватили и областные музеи. Т.е. с материальной точки зрения участие в творческих союзах особых выгод не сулит. В большей степени сегодня ценность подобных объединений исключительно в творческомобщении.

Совет молодым художникам

Из советов молодежи: испанский философ и поэт Антонио Мачадо завещал: «Мой стариковский вам совет таков — не слушайте советы стариков!»

Справка: Вячеслав Николаевич Зайчиков родился в 1954 году в Кургане. В 1988 году окончил Челябинское художественное училище. С 1996 года — главный художник Городского драматического театра Нижневартовска.
Вячеслав Зайчиков — постоянный участник выставок российских театральных художников, а также разных (в том числе международных) проектов.
За свою карьеру формил более 100 спектаклей, поставил как режиссер-постановщик шесть спектаклей. Член Союза художников РФ, член Союза Театральных деятелей РФ, заслуженный деятель культуры Югры.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


04 декабря в 12:47, просмотров: 903, комментариев: 3



QR код


Комментарии:
ieroglif8
Знаем такого художника, в Нижневартовском театре бывали и даже кое-что приобрели из хэнд-мэйла автора.
Спасибо, напомнили про выставку!
Серж
Как автор точно заметила: "современная российская художественная прослойка". Там где-то между... Молодец
Серж
Вот показал бы художник-оформитель замечательный пейзаж или портрет. Нет, на это нужен талант. Проще же на лопату отходы человеческие поместить и показывать публике, и называть себя художником. Честно, не понимаю, что в этом красивого и художественного. Что-то наш Сургут дрейфует в сторону всяких "измов", акционизма и других вывертов.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Пионер не готов

Пионер не готов

Единственное историческое здание Сургута вновь собираются реконструировать. Но денег на это по-прежнему нет
Артем Мазнев Сегодня в 07:02
339 2
Окружные чиновники рассказали, что будет, если Югра лишится единственного хосписа 

Окружные чиновники рассказали, что будет, если Югра лишится единственного хосписа 

Специалисты депздрава о ситуации с частной медорганизацией «Золотое сердце»
Анастасия Якупова 10 декабря в 18:14
572 0
Жительница Белого Яра боится, что чиновники через суд лишат ее квартиры

Жительница Белого Яра боится, что чиновники через суд лишат ее квартиры

Пенсионерка не соглашается на предложенные для расселения варианты из-за своего внука
Лилия Сулейманова 10 декабря в 17:14
644 7
Участки для многодетных семей, новые школы и дороги

Участки для многодетных семей, новые школы и дороги

Сургутские депутаты обсуждают бюджет департамента архитектуры
Редакция СИА-ПРЕСС 10 декабря в 15:54
681 1
Одним выстрелом — трёх зайцев

Одним выстрелом — трёх зайцев

О передаче пустующего здания ООО «Газпром переработка» Сургутскому госуниверситету
Атанас Атанасов, член Союза журналистов России, председатель Сургутского Болгарского землячества 10 декабря в 10:19
1127 30
Профессор Мальков: «Моя ЖИЗНЬ – в спасении»

Профессор Мальков: «Моя ЖИЗНЬ – в спасении»

В нашей стране ежегодно гибнет от внезапной остановки сердца 350 тысяч человек. Профессор, доктор медицинских наук Олег Мальков стремится изменить эту страшную статистику
Елена Курилова, Центр информации и связи с общественностью СурГПУ 09 декабря в 10:16
688 2
Рудион по пятницам: куда уходят деньги

Рудион по пятницам: куда уходят деньги

Ева Рудион 07 декабря в 18:26
890 0
Сильный мужчина, у которого есть семья и дети, не будет сидеть за видеоиграми

Сильный мужчина, у которого есть семья и дети, не будет сидеть за видеоиграми

Интервью с психологом Евгением Садовниковым о зависимости от видеоигр у взрослых людей: откуда берется, как распознать и бороться
Лилия Сулейманова 07 декабря в 15:22
921 3
​Ванда Болотнова: «На планерку я захожу со словами: что вы тут понаделали?»

​Ванда Болотнова: «На планерку я захожу со словами: что вы тут понаделали?»

Интервью с руководителем Городского культурного центра о работе в творческом коллективе, 50-летии учреждения и его планах
Анастасия Якупова 07 декабря в 12:57
997 0
Достойный уход // ФОТОРЕПОРТАЖ

Достойный уход // ФОТОРЕПОРТАЖ

Как коллектив единственного в Югре хосписа «Золотое сердце» оправдывает свое название
Анастасия Якупова 06 декабря в 17:51
1517 2
​Противоречивое очарование Зайчикова // ФОТО

​Противоречивое очарование Зайчикова // ФОТО

Смех, грех и бесконечное умиление — на выставке «Когда все отдыхают» в сургутской галерее «Стерх»
Надежда Макаренко 06 декабря в 11:37
370 0
​Люди голосуют за проекты по «картинке», а мы оцениваем их более детально

​Люди голосуют за проекты по «картинке», а мы оцениваем их более детально

Член «Народного совета» Сургута, председатель Молодежной палаты при городской думе Юрий Стрелец о том, как выбираются к финансированию общественные инициативы по благоустройству города
Лилия Сулейманова 06 декабря в 10:59
527 5
Больше мнений