16+

​«Галерею обвинили в мракобесии и пропаганде каннибализма — что-то такое углядел посетитель в одном из экспонатов…»

Интервью с заведующим отделом проектов «Стерха» Сергеем Зятьковым — о самых нашумевших экспозициях галереи и о том, как все-таки понимать современное искусство

Галерея современного искусства «Стерх» в этом году преподносит сургутянам одну удивительную выставку за другой: то детища «Эрарты» в апреле, то экспозиция под кураторством питерского гравера Юрия Штапакова «Скрепленные листы», вызвавшая споры среди горожан.

А недавно в галерее презентовали персональный проект художника Вячеслава Зайчикова из Нижневартовска — яркий, веселый и тоже…весьма смелый. Из тех, что заставляет зрителя смущенно хихикать или стыдливо краснеть, когда приходится отправить товарищам фотографии с интересными экспонатами.

Мы поговорили с заведующим отделом проектов «Стерха» Сергеем Зятьковым о том, как расширить горизонты восприятия и научиться понимать современное искусство, каков вектор развития галереи и за что «Стерх» однажды обвинили в…пропаганде каннибализма (и такое было!).

Неоднозначные мнения сургутян

— У вас в «Стерхе» сейчас проходит выставка «Скрепленные листы». Когда мы разместили у себя в инстаграм-аккаунте фотографии экспонатов, то читатели сказали, что это «не искусство», «совсем чеканулись», «какая современность — такое и искусство», «а вот Шишкин — это искусство»... И так далее. Расскажите, какая вообще реакция у сургутян на эту экспозицию? Вызывает ли она на самом деле такое неприятие у пришедших? И что бы вы ответили нашим возмущенным читателям?

— Выставка художников Санкт-Петербурга с непростым, но впечатляющим искусством, вызывающим вопросы… Для галереи «Стерх» такие выставки важны, чтобы оставаться площадкой современного искусства, не превращаться в просто досуговое учреждение. Для местных художников, творческой молодежи — это поддержка, дающая ощущение, что Сургут все-таки город, в котором можно делать сложные вещи, творчески расти. На открытии выставки было много горящих глаз, утолялся голод по такому искусству — серьезному, дерзкому, уходящему за горизонт нашей тихой жизни.

Конечно, приведенные в вопросе реплики — типичная сетевая перепалка. Тут нет стремления выйти за пределы простых реакций. Да, реплики верные, если их продолжить. «Это не искусство», которое было и которое стало давно приятным, это что-то другое; «совсем чеканулись», если смотрите только ТВ и не ходите на выставки; «а вот Шишкин — искусство»… Только жаль, он не будет иллюстрировать песни Высоцкого, поэму «Москва — Петушки», роман «Бесы», стихи Хармса и Мандельштама (все это сделано на выставке другими художниками, и, кстати, в «реалистичной» технике тоже).

Фрагмент работы Ю. Штапакова из выставки «Скрепленные листы»

Приглашаем авторов этих реплик в инстаграм-аккаунте siapress.ru бесплатно посетить выставку. Я готов к общению, при желании можно связаться со мной в «ВКонтакте».Реакцию на выставку мы стараемся отслеживать. Сотрудники наблюдают ее у выходящих из зала. Говорят, что если зашел человек, то выходит всегда с впечатлениями. Опыта для полноценного восприятия может не хватать даже у художника. Но самое важное —живой контакт с искусством — происходит.

Что объединяет «воспалённое воображение» и искусство?

— Почему то, что вы показываете, — искусство? А не «плоды воспаленного воображения», как выражаются комментаторы.

— Не надо зацикливаться на частностях, что искусство должно… (дальше от сурового виртуального собеседника следует одно-два требования). Искусство не должно — оно может. В десятки раз больше требуемого может — быть красивым, быть наслаждением, быть собеседником, иногда для него главнее быть инструментом познания (тут, извините, художник должен больше думать о себе, чем о нас), диагностировать мир и время, предсказывать (в том числе неприятные вещи), оказывать арт-терапевтические услуги, воспитывать и душу, и глаз, быть финансовым активом и т.д.

Сергей Зятьков с экспонатом выставки «Скрепленные листы»

На нашей выставке художники как раз чаще выступают за «воспаленное воображение» — то есть иллюстрируют не книги, а свое прочтение. Не облегчают чтение другим, а стараются понять, что же они сами прочли. Интересная творческая задача, и если увлечен художник, то и мы можем загореться, развить свою фантазию.

О самой «возмутительной» выставке галереи

— Какая самая резонансная выставка была в «Стерхе» на вашей памяти, вызвавшая наибольшее обсуждение?

— Самая громкая реплика была, как ни странно, в связи не с современным искусством, а с выставкой буддийских танка — «икон» (мы активно привозили восточное искусство). Галерею обвинили в мракобесии и пропаганде каннибализма (!) — что-то такое углядел посетитель в одном из экспонатов.
А так, если сургутяне идут в галерею, то уже это говорит, что у них есть определенные запросы, есть готовность сделать усилия, размышлять. Мы же показываем не провокативные вещи, а мастерское, качественное, прошедшее кураторский экспертный отбор современное искусство России.

Как научиться понимать современное искусство?

— Как научиться понимать современное искусство? Есть ли какие-то универсальные советы?

— Сейчас начинает расти новая волна интереса к современному искусству, растет и творческая активность в столице и городах, появляются образовательные курсы по современному искусству (кстати, довольно дорогие — это тоже показатель спроса), издается масса интересных живых книг в духе «как понять современное искусство», появляются просвещающие интернет-ресурсы («Арзамас» могу порекомендовать). Вообще, сами творцы, искусствоведы, музыковеды говорят, что сегодняшний главный тренд — обращение к широкой публике, говорить просто, но о сложном.
Главные советы поразят свежестью и неожиданностью: читай о старом — смотри новое, не будь агрессивен, ходи на выставки.
И если хочется искусства для интересных впечатлений — это наша выставка «Скрепленные листы», если хочется просто осмотреться и обсудить с друзьями — то вот для вас наша новая выставка «Когда все отдыхают», где можно посмеяться, поспорить, написать гневный отзыв, а потом снова посмеяться.

Что смешного в новой выставке «Стерха»

— Недавно в «Стерхе» открылась экспозиция художника Зайчикова из Нижневартовска. Довольно дерзкая. Кому на нее стоит идти, а кому — может быть, нет? «Стерх» решил стать более смелым, судя по последним выставкам?

— Выставка веселая и яркая. Художнику нравится общаться со зрителями — умело развлекать, бодро высказываться, вызывать яркие эмоции. В зале время от времени смеются. Лично мне нравятся портреты с предметами — семья. Со своими словечками (на раме), увлечениями (фон), с лицами на лопатах и совках (Лопатины?). Или стиральные доски, ставшие морями. Кто стирал когда-то в руки —дожил до поездок в Анталию.
Пусть мы где-то не привлечем школьников (наша самая массовая аудитория), но зато появляются новые зрители разных возрастов. Реакцию угадать трудно — времена меняются.

Иногда активно посещается малозначительная выставка, а то, что круто по разным меркам — мало и не «способствует эстетическому развитию сургутян». Поэтому стараемся сейчас быть разнообразнее, не забывая, что искусство вечно, а наши развлечения преходящи.

Кстати: Выставку «Скрепленные листы» в «Стерхе» можно посетить до 2 декабря, а экспозицию «Когда все отдыхают» — до 16 декабря.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


28 ноября 2018 в 15:36, просмотров: 2601, комментариев: 32



QR код


Комментарии:
Серж
Когда ты с восхищением смотришь на холст, и не можешь долго отойти от картины - это искусство, а если тебе стыдно смотреть на рядом стоящих, когда осматриваешь какую-то несуразицу - это что? Называли бы свои прибамбасы как-то по другому, но не искусством. А хочется так называться, аж чешется, но,что поделать-то, таланта нема.
альберт леонов
для женщины фигура и лицо очень важны. если фигура становится немного лучше и лицо становится немного лучше благодаря дорогому крему, то она очень счастлива, и она готовы потратить все деньги своей семьи на дорогой крем, чтобы сделать лицо более красивым. Если другие люди в семье не едят, – это не страшно, главное, чтобы мое лицо было красивым....
О выставке
Миледи
Тоже никогда не понимала современного искусства. В чем тут дар? Какой посыл? Искусство должно быть прекрасным. А когда из стены торчит, простите, ж**а коровы, я не понимаю, что художник хочет этим сказать.
444 Миледи
А Босх это искусство? Картины его прекрасны? А Брейгель? Их картины вы тоже без подготовки не поймете. И что?
Работать надо над собой, тогда не то что Босха и Брейгеля, но и Черный квадрат Малевича осилите.
Сергей Б
И куда только молодогвардейцы смотрят с депутатами. Это же буржуазное художество. Наше художество, это ходоки у Ленина. С восхищением смотришь на холст и не можешь долго отойти… от шока – какая все-таки картина на все времена, вместо Ленина Путина подрисовать и снова актуально. И от умиленья слезы капают… На ручку нагана.
Серж
Тёзка, ну зачем так передёргивать? Вы же понимаете, что я говорю о другом. А вы тоже, как наш с вами заядлый друг Александр, Путина приклеивайте куда не надо.
444 Серж
Дружок, а кто ж у нас в стране управляет культурой 18 годков? Пупкин, а не Путин? Кому молятся эти МЕГЕРовцы? С кого пример берут? Кого лично вы, гордо называющий себя путинистом, считаете бессменным корольком, без которого Россия перестанет существовать?
Еще раз, Босх и Брейгель это искусство или несуразица? Гоген, Шагал с его "Прогулкой", Мунк с его "Криком", а "Герника" Пабло Пикассо? А Моне, а Климт? Тоже мне, искусствовед в штатском...
Серж
А вы, Александр, искусствовед? Мне ближе свои реалисты: Серов, Саврасов, Васильев, Левитан, Шишкин и т.д. А про Путина не надо уже, поднадоело. Вот я вас просил как-то назвать того, кто бы смог заменить его. Вы же не назвали. А мне это интересно.
Миледи 444
А что с Босхом не так? Техника есть, стиль есть и узнаваемый, кстати. Прекрасны ли его картины? На мой вкус недурны. Так что там с ж***й коровы? Не доросла я до этого, говорите?
444 Серж
Сергей, я же в отличие от вас в искусствоведы не лезу, не заявляю гордо - это искусство, а это несуразица, "прибамбасы", которые нельзя называть искусством. И все-таки. Босх и Брейгель это искусство или несуразица? Гоген, Шагал с его "Прогулкой", Мунк с его "Криком"? А Моне, а Климт?
Что вы все-таки, скажете про гениальную "Гернику" Пикассо? Несуразица? Прибамбасы, к искусству отношения не имеющие?
Вы хоть понимаете, что ваше заявление, будто в 140 миллионной стране некем заменить одного человека - вашего божка - это чистая беспримесная русофобия? Получается, что народ, от имени которого вы тут регулярно распинаетесь, с его гениальной культурой, литературой, поэзией, не в состоянии выдавить из себя 1 (одного) человека, который мог бы стать Президентом страны вместо Путина?
Но если Путин не Президент, а самоназванный (таких обычно самозванцами называли), но царь, то как вы помните из российской истории, при жизни царей заменить никто их не мог. Только воспаление легких или табакерка, и тут же появлялся другой "незаменимый".
444 Миледи
Не знаю, что у вас там с ж... коровы случилось, видимо, это произведение искусства так поразило, такое неизгладимое впечатление на вас произвело, так вас перепахало, что вы только о нем и можете говорить, подтверждая, что это именно произведение искусства и есть.
Босх... Вы заявили: "В чем тут дар? Какой посыл? Искусство должно быть прекрасным." Прекрасны ли картины Босха и Брейгеля? По-моему, очень часто ужасны. И посыл в них неподготовленному зрителю не найти. И что, они перестают из-за этого быть искусством?
Серж
Мы не специалисты. Но я буду с удовольствием смотреть "Грачи прилетели" или "Девочку с персиком", а вы "Чёрный квадрат" или работы Кандинского. Вот и весь разговор. А всё же искусство должно учить прекрасному. Это аксиома.
444 Серж
Зачем же, Сергей, отползать? Лично вы потребовали не называть искусством то, что вам не нравится. Вы так и написали: "Называли бы свои прибамбасы как-то по другому, но не искусством". И дальше что-то про отсутствие таланта. А теперь в кусты решили? Мы, говорите, не специалисты, но со своими аксиомами тут как тут?
Я специально ни разу не упомянул сложнейшие работы Кандинского и Малевича, но прямо спросил про "Гернику" Пикассо. Вы эту картину, этот крик человеческий поняли? Искусство это или нет? Учит оно прекрасному вместе с работами Босха и Брейгеля? Нет? Душу раздирает? Так подите куда подальше со своими совковыми искусственными "аксиомами".
Dochimacho Сергей Б
Ленин и дети умилительней. В Сургуте Барсов этот сюжет реализовал в рекламных конструкциях. Перед выборами вроде как дело было.
Dochimacho Серж
На самом деле искусство, его понимание - это работа, путь. Вам оно может нравиться или не нравиться, но оно остается искусством. Мне, к примеру, ненавистен до скрипа зубов "Крик" Мунка. Но это искусство. Оно бывает и таким. Отвращающим. Не обязательно его какая-то часть должна нравиться.
444 Dochimacho
Вы ему не объясняйте про путь, про работу, про понимание. Человек четко знает, что искусство это то, что ему нравится, а остальное к искусству не имеет отношения. И не боится об этом говорить. Разговорами о том, что такое искусство на самом деле, его не проймешь. Он уже аксиому вывел. Советская школа.
Серж
К чем плоха для вас советская школа? Вы на чём выросли, Иваны, не помнящие родства? Александр, вы стали хамить, значит, вы не правы.
444 Серж
Так вы же сами гордо демонстрируете, что вырастает из советской школы. Человек с кругозором ..., который с легкостью определяет, что искусство, а что нет. Не будучи специалистом (по его же словам), аксиомы какие-то про "учить прекрасному", якобы не требующие никаких доказательств, с не меньшей легкостью выдает. И ничего не стесняется. Ну, и, конечно, человек, которому в школе привили такой интерес к искусству, что он даже к пенсии не сумел продвинуться дальше школьного курса ИЗО с его "Грачи прилетели" и "Девочкой с персиком".
Никакого хамства в моих комментариях нет. Все вежливо, на вы. Без ваших этих всегдашних оскорблений и обвинений. Констатирую факты, цитирую ваши высказывания. Я не виноват, что вы по какому-то недоразумению не понимаете, как дико они звучат. Разве только, если вы посчитали оскорбительным причисление вас к советской школе... Ну, это уж, как вам будет угодно.
Серж
Александр, я же вас куда подальше не посылаю, хотя вы достойны этого.
Серж
Кода Пикассо исполнилось 80 лет, журналисты задали ему вопрос: "Как вы относитесь к своей популярности при жизни?" Художник ответил: "Я не настолько глуп, чтобы считать себя великим художником, как Микаланжело, Рафаэль, Леонардо. Я ловкий комедиант, который сумел воспользоваться глупостью а невежеством людей 20 века". Вот вам честный ответ старого художника о разных измиах.
444 Серж
Вы этот "честный ответ старого художника" на помойке пикабу выудили или другую, более пахучую отыскали? Я вас про конкретную картину Пикассо спросил, про "Гернику". Это искусство или нет? В вас что-то переворачивается, когда вы ее видите?
И где я вас послал "куда подальше"? Какие слова из мною написанных здесь вы восприняли таким извращенным образом?
Серж
Вы что, забываете, что пишите? А про ответ Пикассо - вам надо побольше знать и читать, Александр. А вы всё злобствуйте. А "Герника" - великая вещь!
444 Серж
Выкладывайте источник вашей цитаты. Я кроме чекнутого госхудожника Шилова, который фотографии рисует и обиделся на современное искусство, ничего не нашел. Из его интервью в государственном же АИФ. Источник не лучше пикабу.
А послали вас (я лишь повторил слова, по-моему, Моби) совершенно правильно. Когда вы со своим мертвым сталиным ни с того ни с сего вылезли в обсуждении совершенно другого вопроса и начали его всем в нос тыкать. Как вас еще утихомирить, вечно вчерашних?
444 Серж
А я о чем? Конечно, Пикассо искусство, как и было предсказано, а вы говорите прибамбасы какие-то, неискусство.
Серж
Александр, да я разве про Пикссо так пишу? Вот когда стоят унитазы друг на друге, и говорят, что это искусство, вот что я не понимаю. Или портрет жены, у которой глаза на животе , а нос сидит на щеке. И мне говорят, что я просто ничего не понимаю, что это настоящее искусство.
444 Серж
Не волнуйтесь и про Пикассо так писали советские и нацистские искусствоведы в штатском. В свое время. Это вам сегодня стыдно признаться, а тогда бы...
Вы читали что-нибудь про современное искусство, вы знаете, о чем эти унитазы? Что они символизируют? Ведь, не зная о катастрофе Герники вы бы в картине Пикассо тоже ничего не поняли. Кстати, там тоже глаза не на месте, руки и ноги. И ничего. Вы же поняли, искусством считаете. Так и здесь. Не нравится, не хотите работать, читать, изучать, чтобы понять, ваше право. Но не объявляйте то, что вы отказались осмыслить, не искусством, несуразицей и прибамбасами.
Серж
Ну, я молчу. Я поражён вашими знаниями искусства! Конечно, что я, дилетант, могу увидеть в куче унитазов?
444 Серж
В картине Пикассо, на которой глаза, руки и ноги не там, нашли же смысл, и ничего. Работайте над собой, не объявляйте с порога вами не понятое не искусством и будет вам счастье.
Серж
Многие из нас становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Люди уже не ищут в искусстве утешения и чего-то высокого. Самая утончённая состоятельная часть требует нового, оригинального, экстравагантного и скандального. И я, начиная от кубизма и далее, доставлял удовольствие этим господам и критикам всевозможными экстравагантностями, которые мне приходили в голову, и, чем меньше их понимали, тем больше мною поражались и тем больше я забавлялся всеми этими играми, всеми этими загадками, ребусами и арабесками, тем больше ко мне приходила слава! А слава для художника – значит распродажа, прибыль, богатство. Я – всего лишь развлекатель публики, который понял своё время.
Пикассо


444 Серж
Да, на сайте "Я плакал" приведена эта "цитата". И что? Она взята из книги какого-то чекнутого "патриота" Ю.Власова "Временщики" 2005, где приведена без всяких ссылок вообще. С какой-то попахивающей сумасшествием преамбулой: "На одном из последних своих юбилеев Пабло Пикассо выступил с таким откровением..." На одном из юбилеев! Не то что год выступления неизвестен, а даже десятилетие. А вы... Прямо как маленький. Вечно всякую дрянь из интернет помоек в рот тащите.
Я тут ссылку ссылок нашел. Вам понравится. Самым старым "источником" является .... черносотенный журнал Наш современник. 1988, №5. Это просто песня. Эх, вы...
Серж
Юрий Власов - великий спортсмен и русский патриот! А вы кто? Да никто. "Наш современник", наряду с "Москвой", - одни из лучших толстых журналов в России, которые и сейчас на плаву., и востребованы. Чего не скажешь о ранее финансированными Соросом, "Знамени", "Нового мира" и "Октября". Узнайте их тиражи. А про помойки интернета, это к вам, Александр, к вам. тут вы пролетели.
444 Серж
Неужто тот самый Власов? Что с людьми возраст-то делает... Никого не жалеет. "Их" тиражи одинаково мизерны. Те же самые две - три тысячи экземпляров. В век интернета это все изжившие себя форматы. Нашел тот самый номер 1988 года. Цитату Пикассо выдумал и без всяких ссылок разместил текст еще один чекнутый патриот, свихнувшийся на реализме и народности, некто Выходцев в статье "О моде и вечных ценностях". Никаких упоминаний этого приписываемого Пикассо спича в нерусскоязычном интернете нет. Сами придумали, сами же друг другу в нос тычат, как бесспорное доказательство своей правоты. Катастрофа...

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Сургут за неделю. Очень много трэша

Сургут за неделю. Очень много трэша

Итоги недели от постоянного обозревателя СИА-ПРЕСС
Олег Владимиров 18 августа в 17:31
1232 2
​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

Как это – работать четыре дня в неделю? Да еще без потери заработка, как обещают парламентарии
Олег Владимиров 18 августа в 09:06
987 4
​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

Руководитель Сургутской рыбоохраны Олег Раевский – о югорских браконьерах, вреде от нефтяников и о том, куда делась вся ценная рыба
Илья Низовских 17 августа в 10:13
1656 1
​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

Продуктовый магазин за годы разросся до двухэтажного торгового комплекса
Анастасия Якупова 16 августа в 12:29
2958 17
Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Интервью с известным экономистом об отношениях между Москвой и регионами, закредитованности населения и причинах, почему люди со всей России уезжают в столицу
Артем Мазнев 15 августа в 16:00
2071 2
В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

Спецслужбы продолжают чистить Сайму, а прокуратура начала проверку из-за экологического происшествия
Анастасия Якупова 15 августа в 14:41
879 3
Обращение к депутатам и главе Сургута

Обращение к депутатам и главе Сургута

За последние полтора года я опубликовал более пятнадцати предложений по решению тех или иных вопросов, часть из них адресована главе города. И никакого ответа
Атанас Атанасов, председатель Сургутского Болгарского землячества,. член Союза журналистов России с 1995 года 14 августа в 15:01
1261 8
​Про 2021 год

​Про 2021 год

Что может потребовать от федерального центра победившая оппозиция? Много чего по мелочи, но главное – денег. И если какой-то регион выступит с таким требованием, и ему сойдет это с рук, присоединятся другие. Возможно, в массовом порядке
Сергей Белановский, социолог, директор по исследованиям Центра стратегических разработок 13 августа в 14:29
1046 8
​Бывший куратор имущественного комплекса в Сургуте за месяц успел вернуться в администрацию и снова уволиться

​Бывший куратор имущественного комплекса в Сургуте за месяц успел вернуться в администрацию и снова уволиться

А также переехать в другой город
Анастасия Якупова, Дмитрий Щеглов 13 августа в 12:14
1425 0
Олег Владимиров

​Пакетное соглашение

Во Франции уже довольно давно в магазинах нет пластиковых пакетов – только матерчатые или бумажные. Примерно та же картина в Дании, Великобритании, Ирландии. В Финляндии в магазинах вы найдете аппараты, принимающие старые пакеты на переработку – из них делают новые
Олег Владимиров 13 августа в 08:50
886 9
​Собирайте пожелания горожан до начала дизайна. Если, конечно, они есть

​Собирайте пожелания горожан до начала дизайна. Если, конечно, они есть

Каждый раз горожанам предлагается выбрать только один дизайн из двух-трех уже имеющихся. Мне же хочется не просто выбирать порой из нескольких плохих проектов, наименее плохой, а изначально самому написать свои «хотелки»
Сергей Антонов, сургутянин 12 августа в 12:37
956 3
Что делать, если вы стали очевидцем ДТП

Что делать, если вы стали очевидцем ДТП

До прибытия экстренных служб не стойте без дела, позаботьтесь о пострадавших. Если пострадавших в машине нет, то осмотрите кюветы, ближайший кустарник и траву
Пресс-служба МЧС России по Югре 11 августа в 13:42
769 0
Больше мнений