16+

​Руслан Бозиев: «Государство бросило учителя»

Главный редактор журнала «Педагогика» Российской академии образования — о том, что творится в школах, колледжах и университетах России

Фото: Пресс-центр СурГПУ
Фото: Пресс-центр СурГПУ

В Сургуте на базе СурГПУ проходит большая международная научная конференция «Русский язык в глобальном и локальном измерениях». В качестве эксперта на форум был приглашен главный редактор журнала «Педагогика» Руслан Бозиев. Шеф-редактор портала siapress.ru встретился с ним, чтобы поговорить о том, кто и зачем обесценивает статус российского учителя, и почему на самом деле ни в России, ни в СССР никогда не было достойной системы образования.

Нет педагогов — нет нации

— Вы – доктор педагогических наук, кандидат филологических, учитель русского языка и литературы. Образование — не просто какая-то часть вашей биографии, а вся ваша жизнь. На ваш взгляд, его развитие происходит логично или в определенные моменты вызывает у вас определенные вопросы?

— Практически весь советский период образование развивалось достаточно логично и продуманно. И в научном плане, и в методическом. В 90-е годы государство ушло из образования. Совсем. Его оставили на выживание. Мгновенно появились авторские школы, гимназии, лицеи… И в этом ничего плохого не было бы, если все это было бы продуманно. Любая система образования должна иметь цель — это подготовка выпускника. Для средних специальных учебных заведений — это технический работник. Для вузов — инженер, педагог, врач и так далее. Но в 90-е годы эта система практически разрушилась. И процессы разрушения были настолько сильные, что мы еще не выбрались из этого. Некоторые вузы каким-то образом продолжили существовать, но больше всего пострадал сегмент педагогического образования. А ведь если состояние здоровья нации определяется его отношением к старикам и детям, то состояние интеллекта нации определяется уровнем развития педагога.

— Вы хотите сказать, что все профессиональные сферы — продукт педагогических университетов?

— Именно. Если педагогический вуз слабый, то все остальное тоже будет слабым. У инженеров будут рушаться мосты и дома. Врачи будут калечить и убивать людей. Потому что они такое образование получили. Потому что если база не была заложена с самого начала, то дальше человека обучить уже практически невозможно. Психологи говорят, что самая серьезная часть образования – это начальная школа. Если там в ребенке не развили то, что должно быть развито, то дальнейшее обучение уже не сможет это исправить. Система бакалавриата, система ухода от педагогических институтов, попытка их включения в классические университеты – это постепенное убивание интеллекта нации.

Вузы-монстры

— То есть, объединение классических вузов с педагогическими губительно для последних?

— Я сам оканчивал классический университет, получил диплом учителя. И я вижу разницу между выпускниками педвуза и мною. Насколько они, как педагоги и психологи, выше меня.

— Вы говорит о выпускниках каких лет?

— Я говорю о советском времени. А сейчас в России беда. Министр Ливанов, а до него Фурсенко практически на ноль свели систему образования. Например, вот эта попытка создания вузов-монстров. Недавно был в Казани. Там уничтожили пединститут, — второй по старшинству после Санкт-Петербургского. Его включили в классический университет, — и все!

— В Сургуте о подобных инициативах тоже часто говорят с переменным успехом.

— Да, и я могу привести немало таких примеров. Во многих регионах вижу попытки. Хорошо, что в какой-то момент этот процесс остановили, — после ухода Ливанова. Остановились на Волгоградском социально-педагогическом университете. Тогда была сказана такая фраза: Сталинград еще раз выстоял.

Я вообще не знаю каких-то реальных оснований для подобных объединений. И это не только мое мнение. Мы в Российской академии образования часто говорим на эту тему. Потому что если этот процесс не остановить, мы потеряем педобразование. Последние несколько лет идет откат в сторону нормализации. Но 90-е годы и реформы, которые шли после них одна за одной, нанесли непоправимый урон.

Славим человека труда?

— Если с вузами боле-менее все понятно, то со средне-специальными учебными заведениями вопрос только накаляется. Их мало, и, соответственно, проходной балл для поступления в них очень высокий. То есть, выпускник заканчивает школу, не может поступить в университет, но и в ссуз его тоже не берут. В итоге он оказывается за бортом образования.

— В свое время Сергей Батышев, академик, говорил, что мы уничтожаем систему подготовки рабочих кадров. Он начал говорить об этом в конце 80-х. Сейчас есть какие-то шаги в этом направлении. Тем более, что президент обозначил, что надо среднее специальное образование развивать. И я не буду плохим оракулом, если скажу, что лет через 15 мы будем иметь развитое профобразование. Которое, правда, уже не будет никому нужно.

Слуга на полставки

— Давайте поговорим о средней школе. Наших выпускников часто упрекают в том, что в университеты они приходят со слабыми знаниями. Чье это упущение? Ученическое или все же педагогическое?

— Это очень многослойная причина. Во-первых, изменились родители, изменилась среда. Она стала агрессивной в плане внедрения в мозг, в том числе и в мозг детей. Когда ребенок в два года уже сидит в соцсетях или в пять лет говорит взрослому: «Ты не имеешь право…». На фоне всего этого учитель стал бесправен и беззащитен. Государство бросило учителя. А когда он не уважаем государством, он перестает быть уважаем обществом. Он унижен и загружен работой настолько, что вы себе и представить не можете. Такой объем макулатуры они готовят, плюс еще эти электронные дневники… Я однажды звонил учительнице, которая занимается с моими внучками, а она говорит: «Позвоните после десяти вечера». Я ей говорю, что неприлично это как-то. А она отвечает: «Нам запрещают до 12 ночи отключать телефон». И вот в этих условиях, когда учитель не удовлетворен своим социальным статусом, своим материальным обеспечением, жизнью, которой он живет, происходит профессиональное выгорание.

— Но ведь оно произойдет в любом случае?

— Да, но в норме это происходит для учителя через 18-20 лет. А сейчас выгорание случается через 5-7 лет. Учитель становится истериком.

— Неудивительно. С таким-то давлением.

— Да! Его окружают дети, которые привыкли не слушаться даже родителей. А чужого человека им чего слушать? Они все равно знают, что их доведут до девятого класса и поставят нужную оценку, — никуда не денутся. Потому что сейчас результат профессиональной деятельности учителя стали проверять по оценкам учеников… Настя, а вы когда-нибудь спрашивали у учителя, имеет ли он право читать?

— В каком это смысле?

— А вы спросите. Он вам скажет: «А когда?». И неважно, какую литературу: профессиональную, художественную, методическую. Но учитель, который не читает, – это беда для школы. Потому что он перестает развиваться и становится «урокодавцем». Так что да, качество образования сильно упало. Я вижу тех, кто приходит в вузы. Один из моих племянников учится в престижном московском университете, студент четвертого курса. Я его спросил, что он читал за последний год. Ответил, что ничего. Причем ведь когда-то прилично закончил школу, поступил вуз. Это вина и учителя, и родителя, и общества. А еще телевидения и Интернета со всем их мусором.

Я часто люблю повторять фразу, — и ее не любят, — что у нас самая плохая система образования – была и есть. Спрашивают, почему. Потому что мы выпускаем из школы людей, которые потом становятся во главе государства и начинают школу ненавидеть. Они просто забывают, что у нас есть школа. Хуже всего обстоит дело с финансированием, и эта проблема сохраняется со времен СССР.

Я тут был в Нальчике. В одной из школ говорили о цифровизации образования. Я спрашиваю у директора школы: «Вы хотя бы имеет представление, что такое цифровизация? Потому что даже академики из Российской академии образования пока не знаю, что это такое. А вы уже ее реализуете». А кто реализует? Учителя. Хребет не сломайте учителю.

Фото: И.Швец

Преступление в формате ЕГЭ

— Каково ваше мнение по поводу Единого госэкзамена, который год за годом продолжают усовершенствовать и делать его все сложнее и насыщенней?

— Мое мнение? ЕГЭ —это убожество, которое в ноль свело нашу систему образования. Я говорил это еще когда его внедряли. В США формат ЕГЭ используют в школах гетто и отсталых районов, где просто проверяют детей на грамотность: на умение писать, и читать. И этот формат в России сделали главным критерием оценки знания детей. Они ведь прекращают учиться в десятом классе, потому что с этого момента их натаскивают на ЕГЭ. Это преступление.

— Против образования?

— Против нации! Это преступление против государства. Потому что все эти полуобразованные люди становятся чиновниками. Я их часто вижу в коридорах Минобразования. Этих людей с хваткими глазами. Начинаешь говорить с ними и сразу видишь, что не специалисты они совсем, они даже не полупрофессионалы. Но я не хочу драматизировать. Сейчас каким-то образом идет попытка эту систему тестирования трансформировать, но когда это будет – пока не знаю. Единственное достоинство ЕГЭ в том, что любой ребенок из любой окраины может получить свои баллы и ехать в столичные вузы. Но не более того.

Нужны ли Сургуту свои педагоги?

— Вы несколько дней находились в Сургуте, смотрели наши школы, наш педагогический вуз. Как можете оценить то, что увидели?

— Действительно, я поездил, посмотрел обеспеченность сургутских школ учителями. И думаю вот что: на самом деле, большое благо, что у вас есть педуниверситет.

Я много езжу по стране. И, простите, всегда в первую очередь захожу посмотреть их туалеты. И я могу сказать, что в СурГПУ туалет чище, чем аудитории многих российских вузов. А ведь то, в какой обстановке растет будущий учитель, — это то, с чем он пойдет в школу. Потому что если учитель воспитывается в свинарнике, он и в школе сделает свинарник. А если он привык быть дисциплинированным, чистым, думающим – он и там будет культивировать то, в чем рос.

Но для меня парадокс – почему даже при наличии педвуза в Сургуте такая жуткая нехватка учителей. Я говорил с Надеждой Васильевной [Коноплиной, ректором СурГПУ, — прим. ред.], она отвечает: «Не нужно нам увеличивать контрольные цифры приема (КЦП), потому что мы их не потянем». Поступают плохо на педагогические специальности. При этом в СурГПУ студенты на уровень выше, чем учащиеся некоторых ведущих вузов страны. Особенно магистры, да и бакалавры тоже. Уровень высокий, студенты любят этот вуз. Но учителями быть не хотят. Я вот был в Красноярске, так там дерутся за эти КЦП! А здесь Надежда Васильевна говорит, что, например, не может принимать иногородних, потому что общежитий не хватает.

— Что, по-вашему, с этой тенденцией можно сделать?

— Нужен комплексный подход. Педвуз надо культивировать, поддерживать. Как систему, которая воссоздает педагогические кадры. Значит, нужно строить общежития для иногородних. Если не хотят идти в учителя — значит, нужно вести профориентационную работу. Предприятия тоже должны оказывать будущим педагогам целевую помощь. Мотивировать, давать хорошие стипендии. Мы же государство цивилизованное. Если, конечно, не убегаем назад, за религией.

Лишение вузов аккредитаций

— Сейчас регулирование высшей школы происходит не вполне очевидными методами. То и дело появляется информация о том, что где-то вуз лишают лицензии, где-то отзывают аккредитации по нескольким направлениям обучения. То есть, студент пребывает в постоянном напряжении — получит он свой диплом или нет. Сейчас та же история происходит в СурГПУ и в СурГУ.

— Я слышал об этом. И я вам озвучу вопрос, который буду задавать Кравцову – председателю Рособрнадзора. Его организация работает на оптимизацию образовательной системы или на ее дестабилизацию? Например, в опасности находится направление журналистики в СурГПУ. Я не понимаю — почему? Если есть люди, которые хотят это образование получить, значит, эту специальность надо сохранять. А у нас единственная структура, в которой происходит расширенное воспроизводство — это чиновничий аппарат.

Почему отнимают аккредитацию? Потому что некачественное образование, или потому что какие-то документы не соответствуют? Если второе, то подскажите, как их надо оформить, пусть люди продолжают учиться. Проведите срез профессиональных умений и навыков выпустившихся журналистов. Если не боитесь, что они вас потом съедят в своих СМИ. Качество образования должны проверять специалисты. У журналистов — журналисты, у юристов — юристы. А не какой-то Вася Пупкин, который приехал с большим набором функций кого-то проверить и непременно закрыть.

Документы — это просто бумага. Если что-то не соответствует, это надо исправлять, а не ломать судьбы людей. Потому что ни Кравцову, ни Рособрнадзору — никому не дозволено этого делать.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


25 ноября 2018 в 05:35, просмотров: 2560, комментариев: 4



QR код


Комментарии:
Сергей Б
Короче говоря, все начинается с головы, то есть, с системы образования. Так и есть. Соответственно систему образования можно оценить по тому как мы живем. А о том, как мы живем хорошо сказал Артем Мазнев: «Каждое утро просыпаешься с ожиданием, что сегодня нас ждет еще больше ада».
Сергей Б
Только не государство бросило учителя, а совершенно конкретные лица – госчиновники. Они, госчиновники, вообще занимаются кидаловом россиян в целом и ясен пень образованные россияне им не нужны.
сургутянка
Учителей выживают...
Марина Соболевская
А может быть, ларчик проще открывается? По зомбоящику начали на все лады расхваливать дистанционное обучение и обучение на дому. Готовят почву к исчезновению общеобразовательных школ??? И еще. Есть учителя, которых можно только презирать. Это те, кто является членами избиркомов во время выборов, где они мошенничают, всячески продвигают единоросов во власть. Жульничая и угождая власти, они не думают о будущем своих учеников. Даже о себе не думают, извлекая сиюминутную выгоду. Прогнулись, сделали нужный процент и довольны. Противно даже думать от таких "учителях". Ну а власть своим верным и преданным рабам платит их же монетой. За что таких "учителей" ценить и уважать??? Жаль только, что мошенничают и жульничают единицы, а негатив идет на всех их коллег. А ВЫПУСКНИКИ ПЕДВУЗОВ ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЮТ. ЧТО НЕ ИДУТ В ШКОЛЫ. СЕЙЧАС ТАМ АД, А НЕ РАБОТА.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Еще несколько вопросов о возможной концессии теплосетей

Еще несколько вопросов о возможной концессии теплосетей

Получается, нужно вложить больше 12 млрд.руб. Однако потенциальный концессионер предлагает вложить только 5,6 млрд.руб. Так этим концессионным соглашением мы позволяем городу развиваться или быстро ставим точку?
Артем Кириленко, зампредседателя думы Сургута 20 сентября в 17:25
446 1
Юрий Нуреев

Полнейший непрофессионализм! Только вот чей — строителей? проектировщиков? администрации?

Кусок дороги в 500 метров (!!!) в нефтяной столице региона (если не страны) построить не могут в течение четырех лет даже при достаточном финансировании
Юрий Нуреев 20 сентября в 12:04
864 4
​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

На решение этой проблемы понадобится минимум год
Анастасия Якупова 20 сентября в 08:27
406 0
​Приговор

​Приговор

А с этими-то что делать? С лжесвидетелями-полицейскими, которые «своими глазами видели, как Павел скандировал неприличные лозунги, кем-то руководил и вообще ожесточенно сопротивлялся»? С их командирами? С судьей?
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 19 сентября в 09:25
569 3
​Правосудие – основа государства

​Правосудие – основа государства

Защите Устинова не дали возможности представить всю доказательную базу! Это действительно несправедливо
Ринат Айсин, депутат думы Югры 18 сентября в 21:13
1222 30
Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Некоторые потенциальные новоселы такому решению чиновников не рады
Полина Амирова 18 сентября в 09:23
7878 8
​Справедливая судебная система. Не для всех

​Справедливая судебная система. Не для всех

Все уже привыкли к новостям о том, что люди, своровавшие сотни миллионов, избегают уголовной ответственности, в то время как кого-то сажают за булку хлеба или брошенный в силовика пластиковый стаканчик
Сергей Большов, корреспондент siapress.ru 17 сентября в 16:19
1784 30
Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Рабочая группа думы Сургута провела очередную выездную проверку
Редакция СИА-ПРЕСС 17 сентября в 14:12
930 0
«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

Сургутский вратарь о футболе, детях, таланте и фарте
Илья Низовских 16 сентября в 18:00
985 1
История одной ямы

История одной ямы

О том, как лужа мешает жить целой улице
Алёна Кожевова 16 сентября в 11:09
717 0
​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

Накануне ранним утром по всей России прошла беспрецедентная полицейская операция с привлечением всех силовых структур
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 13 сентября в 09:32
1236 15
Больше мнений