16+

​Идеальный человек профессора Шаймарданова

Фото: П. Кун
Фото: П. Кун

Рафис Шаймарданов – необыкновенная личность и человек удивительной судьбы. Мальчик из татарского села в одну улицу, ходивший в школу за семь километров, стал видным ученым, опубликовал более 300 научных трудов, большая часть которых посвящается этнопедагогике. Профессор Шаймарданов собирает и возвращает народам России их наследие. По его учебникам учится весь Татарстан, его книги находятся во всех библиотеках и национальных школах Югры. Знакомьтесь, Рафис Хасанович – доктор педагогических наук, профессор, главный сотрудник лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики СурГПУ и основатель собственной научной школы.

- Рафис Хасанович, что значит научная школа?

- Коллектив ученых, которые работают по одной проблематике. В нашем случае – это «Разработка педагогических технологий в педагогике». За 20 лет я подготовил 33 кандидата наук и одного доктора наук, и глубже всего мы разрабатывали тему «Педагогические технологии». Само направление мы начали создавать только в 1980-х годах, раньше даже учебного предмета такого не было. В начале 1990-х я разработал учебную программу и начал читать студентам спецкурс «Педагогические технологии». Сегодня это нормативный учебный предмет для будущих учителей. Мы учим их самостоятельно проектировать технологии, которые лягут в основу их профессиональной деятельности. По существу, это новые знания в этой области.

- В чем их отличие от классической школы?

- По педтехнологиям классической школы не было. Теория педагогических технологий берет свое начало в промышленных технологиях. Мы посмотрели, как организовано производство любого продукта, поэтапно, от сырья до получения ГОСТа (знака качества), и позаимствовали логику технологического процесса. Там все расписано, начиная от требований к сырью до качества товара на выходе.

- У нас «сырье» - студенты, а товар на выходе – педагог?

- Так и есть, но это техническая сторона процесса. А наша цель – развить личность будущего учителя. Мало вооружить его знаниями, умениями и навыками – нет, нам нужна личность! Только учитель-личность может развивать личности детей. В Сургутском педагогическом университете мы более 10 лет разрабатываем теорию личностно-ориентированной технологии педагогического процесса. В 2003 году вышел учебник «Технология личностно ориентированного педагогического процесса», через год «Концепция личностно ориентированного педагогического процесса», процесс продолжается.

Зададимся вопросом - для чего педагог приходит в аудиторию? Чтобы разбудить душу ребенка! Настоящий учитель это не только компетенции, настоящий педагог себя не щадит, он полностью отдает себя детям. Это самое главное. Если есть это качество – остальное приложится. У нас фактически разработана модель «идеального учителя», ведь в истории отечественной педагогики есть замечательные примеры. Чаще всего я привожу в пример Константина Дмитриевича Ушинского. В начале жизненного пути он составил себе программу саморазвития и самовоспитания, но решил, что для полной реализации ему не хватит и трех жизней, поэтому порядком ее сократил. Установка должна быть такая: у нас нет трех жизней для реализации! Ни одна минута не должна проходить впустую! Время – ценность!

- Можно сказать, что вы создаете идеального человека?

- Идеальный учитель это и есть идеальный человек. Да, это наша цель. Наша технология отличается от производственной одним принципиальным моментом - развитием души. Душа – это центр, ядро. Если мы разбудим душу в студенте, он наш, и будет безраздельно служить профессии.

- Я слышала, что библиотека Стенфордского университета (США) хочет получить книгу «Этнопедагогика народа ханты» авторства профессоров СурГПУ В.И. Прокопенко и Р.Х. Шаймарданова. Что это за издание?

- В лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики СурГПУ (зав. Н. И. Синявский) этнопедагогикой занимаемся мы с профессором Виктором Ивановичем Прокопенко. Несколько лет назад мы издали Педагогическую карту муниципальных образовательных учреждений с национальным компонентом ХМАО-Югры. Сейчас реализуем проект «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». В его рамках выиграли в окружном конкурсе 198 тысяч рублей на издание монографии «Этнопедагогика народа манси». Книга уже издается в издательстве «Наука» г. Новосибирска. Надеемся, что 15 декабря тираж поступит в окружной департамент внешних и общественных связей, далее монографию направят в библиотеки вузов, а также национальных школ, которых в Югре чуть больше 30-ти. А первая часть дилогии уже вышла, она называется «Этнопедагогика народа ханты» - а вот дарить ли ее американским коллегам, мы еще не решили.

- Рафис Хасанович, а чем педагогика ханты и манси отличается от классической?

- Это хороший вопрос. Народы занимаются воспитанием своих детей тысячи лет и эту функцию никогда никому не делегируют. Детей надо воспитать и подготовить к реальной жизни именно этого народа. Письменности у северных народов не было, она появилась только в 30-е годы прошлого столетия, но был фольклор. Все поговорки, пословицы и сказки имеют воспитательное содержание. Там действует герой - идеальный человек своего народа. Ханты и манси – малочисленные народы. Они живут в суровых климатических условиях. Сама природа их заставляет быть гуманными, потому что по-другому здесь не выжить. Если ты истребишь всю живность, как ты будешь жить? Они все берут у природы, но очень экономно и бережно. Народная педагогика - это не только опыт воспитания, но и, прежде всего, язык. На основе языка формируется народное самосознание. Далее менталитет – философия жизни народа. У хантов это бережное отношение к природе и трепетное друг к другу. Большая составляющая энтопедагогики – гордость за духовно-материальные достижения своего народа. Например, русские придумали водку.

- Профессор, это не мы, это Менделеев!

- Дмитрий Иванович Менделеев только определил соотношение, написал диссертацию на 73 страницах и получил докторскую степень. А изобретение это народное, совершенно необходимое в медицинских целях. Еще величайшее достижение русских - литературно-исторические памятники «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Весь мир узнает нас по этим произведениям.

- Кстати, вот вы защищаете северян,а когда русскими займетесь?

- Последняя книга по русской народной педагогике была издана в 1926 году. После этого всерьез этим вопросам никто не занимался. К сожалению, в России русская народная школа отсутствует. Хуже, если и в государственной школе сократят русский язык, отдав больше часов английскому. Знаете, ханты не говорят «сумасшедший», они показывают жестом – у него лица нет. У нас «лица не будет», если мы откажемся от своих языков в пользу иностранного.

- Профессор, а почему вы решили стать педагогом?

- Благодаря моим первым учителям в деревенской школе – учителю татарского языка и литературы Муназдахе Гумеровой, которую я вспоминаю с огромной благодарностью. И моему второму Учителю - педагогу начальных классов Марии Григорьевне. Благодаря ей я полюбил математику. Очень рад, кстати, что мы в СурГПУ снова готовим для Сургута учителей математики и информатики.

Но я не сразу выбрал учительскую стезю, в детстве мечтал стать либо фотографом, либо электриком. Единственный вуз поблизости – Елабужский педагогический, в 60 километрах от деревни. Подумал: электриком можно стать и там! Поступил на физмат. Ведь учитель физики – это и есть настоящий электрик. Потом еще 26 лет проработал в родном институте.

- А как попали в СурГПУ?

- Надежда Васильевна пригласила. В 1998 году защитил докторскую диссертацию, мне было 43 года: молодой, интересный, перспективный! И шестого февраля 2001 года я впервые увидел Сургут. Город понравился, коллектив тоже, теперь СурГПУ смысл моей жизни. Я уже пенсионер, вроде, должен отдыхать. Но никакого желания отдыхать у меня нет!

- Я слышала, что вы были активным комсомольцем.

- Да, это верно. Моя молодость прошла в СССР. В 7 классе я вступил в комсомол, заняв свое место в армии из более чем 20 миллионов человек. Еще на первом курсе я очень захотел стать бойцом стройотряда. К концу первого года обучения записался в отряд. Участвовал в строительстве комплексов для крупного рогатого скота. Они огромные были – на 800 голов. А осенью меня рекомендовали возглавить трудовой сектор, я стал сводным командиром всех студотрядов вуза. Всего мы создали шесть отрядов: один – убирать помидоры в Астрахани, второй – для сбора винограда в Молдавии, еще четыре – строительные. Моей задачей было укомплектовать отряды, обучить ребят технике безопасности, снабдить формой, подготовить командиров и комиссаров. А летом они разъезжались по объектам. После 3 курса мы создали новый вид отрядов – механизированные – первые в Татарстане! Членами их были комбайнеры и их помощники. Это были ребята из деревни, профессии они были обучены, работали в Елабужском совхозе. В 1978 году из 17 вузов республики мы заняли 3 место в соревнованиях студотрядов Татарстана. Получили переходной вымпел. А меня наградили именными часами, юбилейной медалью и путевкой в Германию. Конечно, 28 октября, День комсомола для меня как собственный День рождения.

- А как получилось, что у вас два комсомольских билета?

- Когда комсомолу исполнилось 60 лет, за заслуги перед Родиной организацию наградили шестым орденом. А в моем билете было только пять. ЦК комсомола решил изъять старые комсомольские билеты, где еще не было шестого ордена, и заменить документом нового образца. Так у меня осталось два билета – первый разрешили не возвращать. Я ими дорожу, и горжусь тем, что я был в комсомоле.

- У вас в семье были учителя?

- Нет, мама трудилась телятницей в колхозе, отец, ему 92 года, всю жизнь проработал ветеринаром. Сам я был третьим ребенком, всего нас было семеро у родителей. Как человек деревенский я все могу - корову подоить, хлеб испечь, подшить валенки и провести электричество (судьба физика в деревне). Супругу мою зовут Анастасия Никифоровна, она учительница. У нас двое сыновей: старший Рунар – военврач, и младший Расим - нефтяник.

- О чем вы мечтаете?

- О работе.Всегда о работе. Моя цель на ближайшие годы – перевести наши монографии по этнопедагогике на шесть диалектов ханты и два диалекта манси. Надо успеть!

Справка: Рафис Шаймарданов родился в 1955 году в д. Ахметьево Заинского района Татарстана. В 1974 году поступил на физико-математический факультет Елабужского государственного педагогического института, который окончил в 1979 году по специальности «Учитель математики и физики, черчения и астрономии средней школы». С 1982 года работал ассистентом кафедры педагогики и психологии в ЕГПИ. С 1998 году был избран членом-корреспондентом Международной академии наук – ассоциированного члена Организации Объединенных Наций. За 20 неполных лет работы в ЕГПИ прошел путь от ассистента до профессора кафедры педагогики. С 2001 года работает в Сургутском государственном педагогическом институте (ныне СурГПУ). С 2002 года является экспертом по оценке инновационной деятельности образовательных учреждений при Департаменте образования г. Сургута и Сургутского района.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


09 октября 2018 в 10:09, просмотров: 1382, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Сердечное благополучие мужчины зависит от заинтересованности его близких

Сердечное благополучие мужчины зависит от заинтересованности его близких

Ирина Урванцева​, депутат думы ХМАО-Югры Сегодня в 10:34
175 0
Защита своего дома, своей Родины – ваш первейший долг

Защита своего дома, своей Родины – ваш первейший долг

Надежда Красноярова, председатель думы Сургута Сегодня в 10:00
136 0
Благодарю всех тех, кто с честью выполнил свой воинский долг перед Родиной

Благодарю всех тех, кто с честью выполнил свой воинский долг перед Родиной

Анатолий Сименяк, председатель думы Сургутского района Сегодня в 09:18
160 0
Главные новости Сургута за неделю

Главные новости Сургута за неделю

Торговые центры эвакуировали, свидетелей Иеговы арестовали, нефтяников оставили без парковки, у города юбилей
Олег Владимиров 22 февраля в 10:35
882 5
Подработка в Сургуте — реальность или лохотрон? // ВИДЕО

Подработка в Сургуте — реальность или лохотрон? // ВИДЕО

Корреспондент СИА-ПРЕСС обзвонил объявления о найме c городских остановочных комплексов
Лилия Сулейманова 22 февраля в 16:01
766 4
В Сургуте выбирают территории под благоустройство

В Сургуте выбирают территории под благоустройство

На голосование вынесены главная площадь города, исторический парк, парк «Кедровый Лог» и мост в сквере у СОКБ
Лилия Сулейманова 21 февраля в 13:37
790 13
Сургут не получит федеральные деньги, потому что власти не считают его моногородом

Сургут не получит федеральные деньги, потому что власти не считают его моногородом

Все из-за нефтяников и газовиков
Олег Владимиров 20 февраля в 16:20
1388 0

Ставка по ипотеке вырастет в ближайшие месяцы

Активно инвестировать в недвижимость стали сотрудники самих строительных компаний
Анна Калугина 20 февраля в 15:55
849 0
Неоценённый пророк. Почему стоит посмотреть «Ван Гог. На пороге вечности»

Неоценённый пророк. Почему стоит посмотреть «Ван Гог. На пороге вечности»

Знаковым является разговор с пастором почти в самом конце, где Ван Гог упоминает и невольно сравнивает самого себя с Иисусом Христом. Думаете, слишком высокомерно? Мне так не кажется
Ирина Бойко, сургутянка 20 февраля в 12:29
595 1
Сколько стоит жить в городах Югры? // ОБЗОР СИА-ПРЕСС

Сколько стоит жить в городах Югры? // ОБЗОР СИА-ПРЕСС

Считаем, какую сумму нужно заработать семье из трех человек, чтобы жить в Сургуте, Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Когалыме и Нефтеюганске
Лилия Сулейманова 19 февраля в 17:47
1063 24
​Анна Черепанова: «В последние часы жизни ребенку очень больно. Облегчить эту боль — главная задача паллиативной помощи»

​Анна Черепанова: «В последние часы жизни ребенку очень больно. Облегчить эту боль — главная задача паллиативной помощи»

Интервью с женщиной, у которой неизлечимая болезнь отняла двух маленьких сыновей. О том, зачем жертвовать деньги тем, кто все равно умрет, и о том, как наслаждаться жизнью, даже когда самое страшное уже произошло
Анна Богдевич 19 февраля в 12:56
1581 1
Рафаиль Ульбеков: Время отключения горячей воды в Сургуте и так минимизировано

Рафаиль Ульбеков: Время отключения горячей воды в Сургуте и так минимизировано

Директор УК «ДЕЗ ЦЖР» — о сокращении до трех дней срока отключения горячего водоснабжения
Рафаиль Ульбеков, директор УК «ДЕЗ ЦЖР» 19 февраля в 10:42
731 3
Больше мнений