16+

​Режиссёр Александр Хант: «Наша проблема в том, что мы до сих пор не создали современное русское кино»

Интервью с создателем фильма «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» — о новой картине «Межсезонье», подростковом насилии и российском кинематографе

Фото из архива А. Ханта
Фото из архива А. Ханта

В 2016 году Россия содрогнулась от трагедии, произошедшей в Пскове: 15-летние Денис и Катя сбежали из дома с оружием, забаррикадировались на даче и покончили с собой, когда их пыталась взять штурмом полиция. Этот случай лег в основу приключенческой драмы «Межсезонье», над которой сейчас работает молодой режиссер родом из Югры — Александр Хант. В прошлом году он громко заявил о себе, сняв дебютную кинокартину «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

«Межсезонье» — это вызов общества на серьезный разговор о наболевшем: о подростковом насилии, об отцах и детях, о пропасти между поколениями. «Наша цель — дать подросткам высказаться и сделать так, чтобы их услышали», — говорится в описании будущего фильма.

Александр Хант рассказал siapress.ru о тонкостях кастинга в «Межсезонье» и о проблемах финансирования многообещающей кинокартины о подростках. Кроме того, режиссер поделился своим мнением о BadComedian, списком любимых фильмов детства и объяснил, что не так с соврменным российским кинематографом.

Герои нашего времени: кастинг «Межсезонья»

— На каком этапе сейчас находится кастинг на роли главных героев «Межсезонья»? Есть ли там кандидатуры из Сургута и вашего родного города Ханты-Мансийска?

— Кастинг в полном разгаре. Я по-прежнему собираю анкеты. Думаю, что только осенью у меня начнется следующий этап, когда мы с выбранными ребятами уже начнем двигаться дальше, и я проведу полноценные пробы. Наверное, это будет в октябре, а может — в ноябре. Я не спешу, потихоньку отсматриваю ребят, изучаю подростков. Они отвечают мне на разные вопросы в анкетах. Кому-то я отправляю дополнительно просьбу о том, чтобы они записали видео.

Ребята у нас со всех мест России. Получился полноценный охват. В том числе пишут подростки из нашего округа, из Сургута и Ханты-Мансийска тоже есть анкеты. География более чем широкая! Даже из Канады прислали анкеты русскоговорящие ребята. Они тоже как-то прослышали об этой истории. Получился по-настоящему большой срез поколения, поэтому у меня сейчас на руках огромный материал для изучения.

— В ходе анкетирования подростков у вас вырисовался какой-то единый портрет современного молодого поколения?

— У меня есть четко сформулированные характеры моих главных героев, есть понимание, какими они должны быть. Я сейчас ищу людей по принципу максимального совпадения с моими героями. Но я не раскрываю, что это за характеры, потому что не хочу, чтобы кто-то попытался подстроиться, соответствовать. Ребята мне нужны такими, какие они есть, — непосредственными.

«На всё нужны деньги»

— Чтобы снять новый фильм, вы прибегли к краудфандингу. Расскажите, какая еще работа ведется по поиску денег на новый фильм?

— Да, сейчас действительно ведется активная работа, чтобы найти деньги на наше кино. Как я считаю, на важное кино о подростковом насилии. Мы пошли на Планету.ру, на краудфандинг-площадку, где мы собираем деньги, по сути, только на подготовку фильма. Я бы даже сказал — на предподготовку, на то, чтобы исследовать тему, дописать сценарий, съездить в разные города, повстречаться с подростками.

Всех подростков, которых я выберу, хочу собрать в Москве для проб. Еще я ездил работать в детский лагерь в Анапе. На все нужны деньги, как ни крути. Мы живем в капиталистической системе, где за все надо платить.

Кроме того, когда я был на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске в 2018 году, я встретился с губернатором. Мы там получили приз зрительских симпатий за фильм про Витьку Чеснока. Глава округа Наталья Комарова тогда пообещала помочь финансово с нашим новым фильмом. Я очень рад, что она откликнулась. Надеюсь, в ближайшее время мы с ней свяжемся.

— Не планируете обратиться за спонсорской поддержкой в какие-то крупные градообразующие предприятия Югры?

— Да, сейчас есть цель выйти на людей и компании в нашем округе, которые бы могли поддержать нас. В том числе, может быть, благодаря этому интервью мы бы до кого-то достучались. Нам очень важно найти связующие нити, чтобы нас услышали, чтобы кто-то мог внести свой вклад в кино.

«Не хочу романтизировать эту историю»

В ваших последних интервью вы не отрицаете, что осознаете: после «Межсезонья» вам может прилететь обвинение в романтизации подросткового насилия. Готовность принять удар за свою правду — черта настоящего режиссера?

— У нас, видимо, не только опасность романтизации фильма возникает, но и в целом чувствуется какая-то романтизация профессии режиссера. Я вообще не мыслю такими категориями. Понимаю, что тема у меня непростая. И в том числе на мне лежит ответственность за то, чтобы не культивировать насилие в подростковой среде.

Наоборот — нужно вместе с подростками, их родителями погрузиться в эту тему и исследовать проблемы подросткового насилия. Я ставлю себе такую цель и не хочу романтизировать эту историю.

Рецепт «Межсезонья»: Гречка, просторы Сибири и сценарий от автора «Острова»

— Вопрос о будущей картинке и операторской работе. Фильм про Витьку Чеснока запомнился приятными глазу цветами и композициями. Эстетика вашего будущего фильма — пейзажи русской глубинки с серыми домами или нечто более яркое?

Не так давно мы с оператором Натальей Макаровой съездили в Екатеринбург на предмет поиска натуры. Также я присматриваю места в Югре и думаю, что где-то в наших краях я и буду снимать фильм. Мне интересно снять Север, сибирскую такую Россию — в ней рассказать эту историю. Я буду искать цвета, стилистику. Конкретного изображения сейчас пока нет. Мы в процессе поиска.

— В предыдущей картине были запоминающиеся и колоритные саундтреки. Каковы музыкальные планы относительно нового фильма? Есть ли уже какие-то имена, названия?

— Я составляю свой плейлист музыкантов. По сути, он весь состоит из современных русских исполнителей. И сказать, кто попадет наверняка, невозможно, потому что я для начала должен все же снять фильм и почувствовать, как сопрягаются изображение и музыка. А вообще, я слушаю Гречку, The Jack Wood, Хаски, Пошлую Молли, Монеточку, Дайте танк (!)…

— Важную часть в фильме играет сценарий. Его к вашей будущей картине написал Дмитрий Соболев, запомнившийся по работе над «Островом» Лунгина. Как вы с ним вообще познакомились и решили создать «Межсезонье»?

— С Дмитрием Соболевым меня познакомил, по сути, фильм про Чеснока. На показе ко мне подошла продюсер и предложила сценарий Дмитрия Соболева, от которого я отказался, но потом попросил почитать еще. И когда я ознакомился со всеми сценариями Дмитрия Соболева, которые мне отправили, то находился в состоянии восторга. Мне показалось, что я должен с ним что-то снять! Когда мы познакомились с ним лично, я просто предложил Диме идею про подростков. Мы за достаточно короткое время объединились вокруг нее. Я считаю, что мне сильно повезло, и я обрел своего сценариста.

Сценарист Дмитрий Соболев

«Ингмара Бергмана мне было тяжеловато в 9 классе смотреть…»

Александр Хант в подростковом возрасте

— Ваш фильм имеет все шансы стать культовым у молодежи. А вас в юности, когда вам было 15 лет, какие фильма и книги вдохновляли?

Это «Идиоты» Ларса фон Триера и фильм «Капли дождя на раскаленной крыше» Франсуа Озона. Это было в 9 классе…

— Какой у вас был тонкий вкус для девятиклассника!

— (смеется) Ну, Ингмара Бергмана мне было тяжеловато в 9 классе смотреть. В 11 классе я увидел классе на кинофестивале «Дух огня» Тарковского. Там была ретроспектива, и я пошел и посмотрел сразу все фильмы. Это важный и ценный опыт для меня.

Вообще, в какой-то момент у меня произошел слом в кинематографе. Когда-то я смотрел все развлекательные фильмы подряд: с Жан-Клодом Ван Даммом, Дольфом Лундгреном, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварцнеггером…Эти плакаты висели у моего брата в комнате. Все эти лица мне были более чем родными. Помню, в детстве я видел, как они шевелятся!

И в какой-то момент я открыл для себя совершенно новое кино. Это произошло, кстати, благодаря местному телевидению. По-моему, вечером по четвергам на канале «Югра» или «Югория» шло артхаусное кино. И там показывали потрясающие картины. В том числе и те, которые я назвал ранее. И эти четверги стали для меня возможностью увидеть кино вообще в каком-то другом ключе, где важны иные художественные ценности. Там зрителя заставляют больше общаться с экраном, нежели испытывать какие-то эмоции. А на канале «Культура» Кирилл Разлогов вел цикл передач, где он рассказывал про фильмы, а потом их показывали. И там была, например, картина «400 ударов» Франсуа Трюффо. Это стало для меня каким-то волшебством, о котором я даже не подозревал. С тех пор я начал смотреть на кино иначе.

— Это, видимо, и повлияло на то, что вы стали в итоге режиссером…

— Да, я думаю, что вот эти просмотры меня подтолкнули вообще заняться фотографией, театральным кружком, и я начал искать какие-то свои ходы, задумки и затеи.

— Кстати, а с земляками-режиссерами из Югры у вас не пересекались пути? Например, у нас есть известный слабовидящий режиссер Александр Монтов. Не было мысли создать некие общие проекты?

— Нет, мы не знакомы, к сожалению.

BadComedian и «устаревшие традиции» Звягинцева

— Сейчас модно ругать русское кино, хотя многие с ним знакомы, например, только по обзорам BadComedian. Вы сами как оцениваете состояние российского кинематографа и, собственно, сам проект BadComedian?

— По поводу BadComedian скажу следующее. Я считаю, что его обзоры порой лучше, чем сами фильмы! В плане зрелищности, например. Иногда их гораздо интереснее смотреть, чем кино, о котором он говорит. Это вполне объективная правда, мне кажется. Даже если взять количество просмотров этих фильмов и количество просмотров его обзоров, то нередко бывает перевес в его сторону. Конечно же, я не могу сказать, что Женя Баженов киновед и кинокритик. Думаю, что и сам он себя так не называет. Но в целом он несет сейчас функцию кинокритики, потому что кинокритика в ее классическом понимании сейчас просто отсутствует в нашем кинематографе. По сути, нет обратной связи у кино. Есть условные комментарии в YouTubeи мнения разных людей по поводу тех или иных фильмов. Но на это тоже невозможно ориентироваться. BadComedian дает актуальный ответ нашему кинематографу. Временами его замечания более чем объективны. Я считаю, что он делает замечательное дело, в том числе и на пользу нашей киноиндустрии, у которой вообще много проблем. Чтобы их перечислить, нужно делать отдельное интервью.

Если коротко: наша проблема в том, что мы до сих пор не создали современное русское кино. После Советского Союза мы, как кинематография со своими чертами, со своим лицом, — не сложились. И наша цель — это менять. Все российское кино сейчас — либо копия американских блокбастеров, либо попытка делать подобие советское кино на какие-то ура-патриотические темы, либо условное авторское кино, которое вообще не очень хочет о зрителях заботиться и позиционирует себя как кино не для зрителей. Все эти три варианта пока что проигрышные.

— Интересно, а куда бы вы отнесли, например, Андрея Звягинцева? Он сейчас как-то особенно активно звучит в мире русского кино.

Думаю, он, конечно, относится к авторскому кинематографу. Я не говорю, что это история без исключений. В нашем кино они есть. Хотя этого режиссера я бы исключением не назвал. Мне кажется, Звягинцев в канве устаревшей традиции, которая выдохлась. И нам нужно родить нечто новое. Думаю, это задача как раз и для меня в том числе.

— И еще немного о проблемах. Отныне без прокатного удостоверения можно показывать фильмы только на кинофестивалях с конкурсом и жюри, что означает полную отмену ретроспектив и фестивалей иностранного кино. Что думаете об этом нововведении?

— Честно говоря, мне непонятна позиция законодателей. Это какой-то абсурд. Они пытаются усложнить и без того сложную жизнь, когда нужно наоборот упростить многие законы, связанные с кинематографом. И даже написать больше законов, которые позволяют снимать кино и привлекать деньги. Давайте уж тогда лучше разбираться с пиратскими сайтами, которые отнимают львиную долю у русского кинематографа, и потом она не приходит в индустрию. А когда эти деньги не приходят в индустрию, мы снимаем кино меньше и хуже. Так что силы направлены не туда, мне кажется.

Справка: Александр Хант родился в 1985 году в Ханты-Мансийске. Окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (операторский факультет), затем ВГИК (мастерская Карена Шахназарова и Олега Шухера). В 2017 году дебютировал с полнометражной картиной «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», получившей премию «Ника» в номинации «Открытие года» и главный приз программы «К Востоку от Запада» на фестивале в Карловых Варах.


ПОДДЕРЖАТЬ ФИЛЬМ «МЕЖСЕЗОНЬЕ» МОЖНО
ЗДЕСЬ.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


20 августа 2018 в 15:18, просмотров: 1449, комментариев: 1



QR код


Комментарии:
Иван Меньшенин
Эт не с пиратскими сайтами надо разбираться, это киношникам надо менять бизнес-модель, делать русский Netflix. И тогда в борьбе с пиратством не будет смысла, хотя само оно все равно будет.

А так Саня молодец, знаю с детства парня.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

В центре Сургута деньги на благотворительность собирает фонд из Жигулевска. Можно ли ему доверять?

В центре Сургута деньги на благотворительность собирает фонд из Жигулевска. Можно ли ему доверять?

Организацию хвалят в медицинских учреждениях нашего города. Но есть вопросы
Лилия Сулейманова 18 апреля в 17:08
442 6
​Многие сургутяне предпочитают оставлять свой автотранспорт где угодно, только не в паркинге

​Многие сургутяне предпочитают оставлять свой автотранспорт где угодно, только не в паркинге

При этом тема парковок политизирована — ее в своих целях используют даже депутаты городской думы
Компания «Сибпромстрой» 18 апреля в 13:15
696 20
Почему Гринпис противостоит Сургутнефтегазу в борьбе за «Нумто»

Почему Гринпис противостоит Сургутнефтегазу в борьбе за «Нумто»

Бурение нефти на водно-болотных угодьях и связанное с ним строительство инфраструктуры разрушат места обитания большого количества редких и исчезающих животных и растений. Это противоречит Федеральным законам «Об охране окружающей среды» и «О животном мире».
Елена Сакирко, руководитель проектов энергетической программы Гринпис 17 апреля в 18:29
787 2
Рассказываем о самой дорогой и дешевой арендных квартирах в Сургуте

Рассказываем о самой дорогой и дешевой арендных квартирах в Сургуте

Разброс — от десяти до 85 тысяч рублей
Лилия Сулейманова 16 апреля в 16:54
923 0
Как законно отказаться от работы, если задерживают зарплату?

Как законно отказаться от работы, если задерживают зарплату?

Такая прерогатива дана не всем. Госслужащие, например, приостановить свою деятельность не могут
Анастасия Варвулева, старший помощник прокурора 16 апреля в 12:48
339 0
Олег Владимиров

​500 тысяч сургутян

Чтобы заманить к себе, на Север, еще добрую сотню-другую тысяч жителей, надо предложить им некие серьезные перспективы. Скажите, какие?
Олег Владимиров 15 апреля в 19:29
1251 7
Чужая рубашка ближе к телу

Чужая рубашка ближе к телу

Почему важно отказаться от масс-маркета, и где наши секонд-хенды?
Анна Антипина 13 апреля в 11:25
2001 21
Олег Владимиров

​Холода и Майданов

Итоги недели: новая схема размещения рекламных конструкций, переезд Сургутнефтегаза, обустройства Сквера торжеств возле ЗАГСа, изменение тарифов на мусор
Олег Владимиров 12 апреля в 20:09
1566 3
Без Сургутнефтегаза город выживет, но многие вопросы решать станет труднее

Без Сургутнефтегаза город выживет, но многие вопросы решать станет труднее

Дмитрий Пахотин, депутат думы Сургута 12 апреля в 16:33
3676 2
​Этот переезд сэкономит городскому бюджету миллионы рублей в год

​Этот переезд сэкономит городскому бюджету миллионы рублей в год

Администрация Сургута объяснила, зачем ее подразделениям переезжать в гостиницу «Кедр» и на Маяковского, 15
Редакция СИА-ПРЕСС 12 апреля в 10:54
1289 1
Олег Владимиров

​Держитесь, Дмитрий Валерьевич!

Ему в любом случае не помешает моральная поддержка тех, кто считает его честным человеком. Не по решению суда, а по жизни.
Олег Владимиров 11 апреля в 16:12
1970 13
Олег Владимиров

​Трамвай желаний

Еще одна трасса для трамвая – разделительная полоса улицы Мира. Например, от Киртбая по Ленина мимо Сургутнефтегаза, на Мира, оттуда на Пролетарский проспект. Что касается теплотрассы, идущей местами по центру улиц, то над ними как раз можно пустить эстакаду
Олег Владимиров 11 апреля в 09:26
1179 7
Сургутские бойцы поедут на чемпионат России по ММА

Сургутские бойцы поедут на чемпионат России по ММА

Команда Югры заняла первое место на первенстве УрФО по смешанным единоборствам
Иван Назаров 10 апреля в 16:15
913 2
Запрет пропаганды отказа от вакцинации — это не наступление на свободу слова, это реализация нашего с вами права на жизнь

Запрет пропаганды отказа от вакцинации — это не наступление на свободу слова, это реализация нашего с вами права на жизнь

Врач-терапевт, токсиколог и научный журналист Алексей Водовозов — о проекте Минздрава и вреде антипрививочников
Алексей Водовозов, врач, научный журналист 10 апреля в 15:59
1333 11
Больше мнений