16+

Сергей Зятьков: СтерхФест появился из желания делать проекты самим, развивать творческие связи, поддерживать профессиональное искусство в городе

Невероятный концерт «Canto mistico» состоялся в галерее современного искусства «Стерх» в рамках VIII СтерхФеста - программа уникальная не столько для Сургута, сколько для мира современной академической музыки в принципе.

7 и 8 апреля новосибирский вокальный квинтет Павла Шаромова и ансамбль музыкантов Сургутской филармонии под руководством Станислава Дятлова представили программу из произведений современных композиторов – Арво Пярта (Эстония), Романа Столяра (Новосибирск) и Сергея Зятькова (Сургут). Квартет «Fratres» Пярта - одного из самых исполняемых на сегодняшний день авторов, музыку которого можно услышать и в качестве саундтреков (фильмы Звягинцева, Гас Ван Сента и др.).

Роман Столяр – интереснейший музыкант-экспериментатор, тяготеющий к смешению стилей, представил прогрессив-рок мессу. Куратор проекта и композитор Сергей Зятьков подготовил три премьеры своих сочинений: «Месса без слов», «Песнопения в темноте» и «Сир Галевин» – театральная музыка на сюжет средневековой легенды о рыцаре Галевине, своим заколдованным пением сводящем с ума последнюю красавицу на равнине.

Мы поговорили с куратором проектов, композитором Сергеем Зятьковым о СтерхФесте и проекте «Canto mistico».

- Сергей, уже который год Вы не устаете удивлять сургутскую публику «другой музыкой», делая невероятно пронзительные концерты. У СтерхФеста есть некая единая концепция или каждый год она рождается заново?

- С. З.: Программа не форматной (не клубной, не филармонической и проч.) - композиторской, новой и редкой музыки - в галерее "Стерх" продолжается 10-й год. "Другие концерты" обычно проходят в СтерхФест, День музеев и Ночь искусств. Представлено уже около 50 концертов - "авангардные" программы московских ансамблей МАСМ и ГАМ, выступления "средневекового" ансамбля Flos Florum, ансамбля тибетской музыки Phurpa, бурятского сказителя Виктора Жалсанова, премьеры российских и украинских композиторов, проекты театральной музыки с сургутскими музыкантами. Миссия программы - развитие музыкальной культуры в городе, профессионального композиторского и исполнительского творчества.

СтерхФест появился из желания делать проекты самим, развивать творческие связи, поддерживать профессиональное искусство в городе. В.О. Назанский и Л.Н. Гурова курируют выставочные проекты, я - музыкальные. В первые годы привозили сложную, интересную музыку, когда ощущалось, что происходит рост, набирает силу современное искусство в России. Затем показалось правильным делать проекты с музыкой, побуждающей остановиться, прислушаться к себе. В последние годы привлекает масштаб и эмоциональность обращения к слушателю - большие ансамбли и театральная музыка. Наверное, эти этапы имеют и социальные основания, и совпадения с моим композиторским путем.

- Программа концерта «Canto mistico» посвящена новой духовной музыке – были и две современные мессы, Вашего авторства и новосибирского композитора и фри-джазового музыканта Романа Столяра. Почему такой жанр-атавизм как месса до сих пор волнует композиторские умы?

- С.З.: "Месса" - многоголосная молитва, поиск важных ощущений в представлении мироздания, себя, социума - через магию звука. Она даёт ощущения масштаба композитору, возможность ощутить свою музыку в общем культурном пространстве. Новая жизнь требует

новых песен, и, может, в данном случае, я дописываю старые песни. Ещё нужно возвращаться и дописывать ХХ век - ту музыку, которая не смогла появиться вовремя.

- Что для вас «духовность» и «мистика»?

- С.З.: Сейчас в современной музыке "духовность" чаще упоминается в связи с "сакральным минимализмом", который мне близок. Музыка, помогающая остановиться в суете и побыть с собой, ощутить вечность. "Мистика" не раз была нужна мне в театральной музыке, которую писал давно. При подготовке проекта "Canto mistico" понял, что театральность мистики, бессознательного ужаса - это моё, нужно это развивать, что я и попытался сделать в музыке "Сира Галевина".

- Мне кажется, как у композитора у Вас особый талант к театральной музыке: к ярким и «живым» музыкальным образам. Так было всегда?

- С.З.: В 20 лет я стремился писать сложную, внутреннюю музыку и начал параллельно работать на заказ для театра. Эта двойственность осталось - музыка "прогулок во внутреннем пространстве" и музыка "чтобы проняло". Какая-то всегда уходила в тень, потом возвращалась. В итоге уже лет 10 у меня длится свой "композиторский" театр - сказки для оркестра (исполнялись в разных филармониях), "Окассен и Николет", "Исса в стране предков" и др. Этим музыкальным представлениям, наверное, не нужны сцены театров и филармоний, нужны малые экспериментальные площадки (которые нужны уже давно, но не появляются). Парадокс - но у галереи больше свободы, чем у театров, которые не могут себе позволить регулярно делать камерные некоммерческие постановки.

- Как Вы познакомились с сюжетом о Сире Галевине?

- С.З.: Сюжет "Сира Галевина" подсказал директор санкт-петербургского театра "Зазеркалье" А.В. Петров на конференции музыкальных театров в Москве, гдя я показывал "Окассена и Николет" (тоже средневековая тема). Жуткая история, совершенно не в моем вкусе. Но прошел год-два, почитал разные литературные версии легенды и понял, что "Сир Галевин" очень хорош для эффектной музыкальной драматургии. И вообще, если ужасов сейчас много - то пусть лучше будут хорошие, музыкальные "ужасы".

- Мне показалось, что именно идея «песнопений в темноте» оказалась концептообразующей - полумрак сцены, черные костюмы музыкантов. Отсутствие визуальных раздражителей влияет на восприятие музыки?

- С.З.: "Песнопения в темноте" - больше метафора, общее ощущение композитора, чем концепция проекта или моей пьесы. Для облегчения погружения в звук мы в последние годы делаем в галерее концерты с минимумом света. От экрана на концерте тоже последовательно отказываемся - зрительной информации очень много и так, мы разучаемся слышать.

- Как Вы познакомились с новосибирским ансамблем Павла Шаромова? Многие пишут музыку специально для этого коллектива, сразу рассчитывали на их исполнение?

- С.З.: Ансамбль П. Шаромова я узнал лет 20 назад, они сотрудничали с сургутским центром "Классика". Мы не пересекались. Задумался я о нём несколько лет назад, когда искал исполнителей для менестрельной сказки "Окассен и Николет". В итоге мы сделали проект в

"Стерхе" из музыкальных сказок и фрагментов Мессы детей. Потом они пели в новосибирской филармонии следующую премьеру - "Исса в стране предков". "Сир Галевин" уже писался специально для них. Павел Шаромов - музыкант огромного опыта, очень внимательный к авторскому тексту. Руководит ансамблем, сочетающим разные жанры, 25 лет. Постоянно востребован вне новосибирской филармонии - это высокий класс, я рад сотрудничать с ними, есть новые идеи.

- Не жаль, что музыку услышали столь немногие слушатели?

- С.З.: Если бы не было звукозаписи (с нами, кстати, сотрудничает очень хороший звукорежиссер Александр Сидоров), интернета - то это бы огорчало. Чтобы была больше аудитория, то должен быть больше зал "Стерха" и в разы больше плотность подобных событий, не только на нашей площадке. Новая музыка российских и зарубежных композиторов в городе и округе практически не звучит. А музыканты в Сургуте есть высокого класса, мне нравится работать с ними, делать новые музыкальные миры. И вовлекать в них слушателей.

- Эффект от концертов оказался именно таким, как Вы ожидали?

- С.З.: Для галереи "Стерх" эффект есть - укрепляется имидж площадки современного искусства, фестиваля СтерхФест. Музыкантам у нас нравится заниматься творчеством, наши проекты, по многим признаниям - отдушина. Слушатели приходят, будто зная, что будет что-то необычное, расспрашивают про следующий проект (кстати - "Обское дикое барокко", театральная музыка про обских пиратов 1745 года, премьера 12 мая). Они говорят, что на таких проектах перестают ощущать город провинцией (к слову, премьеры композиторов и в городах-миллионниках сейчас редкость), спрашивают про дальнейшую судьбу проектов. Бывают повторы наших совместных проектов в других городах, и в этот раз ряд наших премьер повторят в Москве (в мае) и Новосибирске (в декабре). Арт-процесс идёт, и здорово, что у нас есть возможность в нём участвовать.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


15 апреля в 13:18, просмотров: 976, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Евровидение в масштабах Сургута

Евровидение в масштабах Сургута

Как Городской культурный центр готовится ко Дню народного единства
Анастасия Якупова Сегодня в 18:12
110 0
У каждой империи свой процесс разрушения

У каждой империи свой процесс разрушения

Изменения культурной и образовательной политики России я считаю диверсией
Даниил Крамер, народный артист России Сегодня в 15:25
189 1
​Это - нож с двумя лезвиями

​Это - нож с двумя лезвиями

Председатель Сургутского Болгарского землячества прокомментировал законопроект об адаптации мигрантов
Атанас Атанасов, председатель Сургутского Болгарского землячества 21 октября в 15:40
743 21
Суд над ханты

Суд над ханты

Суду, прокуратуре, а также администрации округа и лично губернатору стоит внимательно разобраться в сложившейся ситуации и прекратить дело из-за отсутствия состава преступления в действиях охотников-ханты. Хватит позорить округ на всю Россию
Атанас Атанасов, председатель Сургутского болгарского землячества 19 октября в 14:32
2016 3
Как Навальный ответил на вызов главы Росгвардии на дуэль?

Как Навальный ответил на вызов главы Росгвардии на дуэль?

Спойлер: позвал его на телевидение
Артем Мазнев 19 октября в 19:51
547 0
Не верю! // ИНФОГРАФИКА

Не верю! // ИНФОГРАФИКА

Аудитория siapress.ru усомнилась в заявлении вице-премьера Дмитрия Козака, о том что новые тарифы на электроэнергию не приведут к росту платежей за ЖКХ
Константин Шперлинг 19 октября в 17:43
476 0
Для нас возможен только шестидневный режим работы.

Для нас возможен только шестидневный режим работы.

Директор лицея им. Хисматулина — о переходе на пятидневку
Семен Фисун, директор лицея им. Хисматулина  19 октября в 15:23
565 1
Родители учеников старшей школы готовы, чтобы их дети чуть ли не по воскресеньям ходили на занятия

Родители учеников старшей школы готовы, чтобы их дети чуть ли не по воскресеньям ходили на занятия

Директор Сургутского естественно-научного лицея — о переходе на пятидневку
Наиля Ялчибаева, директор Сургутского естественно-научного лицея 19 октября в 15:09
607 1
«Русские язык и литература - основа для диалога и приезжих, и местного населения»

«Русские язык и литература - основа для диалога и приезжих, и местного населения»

Сургутские ученые – о проблемах адаптации мигрантов и методах их решения, уже доказавших свою эффективность
Маргарита Стройнова 19 октября в 11:59
471 0
От стойбищ оленеводов до культурных «якорей»

От стойбищ оленеводов до культурных «якорей»

Сургутский район будет развивать новые направления туризма
Артем Мазнев 19 октября в 11:29
229 0
​Пятидневка в сургутских школах: да или нет

​Пятидневка в сургутских школах: да или нет

А если нет, то с чего ради?
Анастасия Семихатских 18 октября в 16:42
1471 49
​В Сургуте открыли памятник жертвам политических репрессий

​В Сургуте открыли памятник жертвам политических репрессий

Воплощение идеи длилось 15 лет
Редакция СИА-ПРЕСС 18 октября в 16:40
847 26
​СурГУ занялся допобразованием школьников

​СурГУ занялся допобразованием школьников

Университет открыл 16 новых программ для детей с пятого по одиннадцатый класс
Константин Шперлинг 18 октября в 12:43
486 0
Сибпромстрой удостоен премии RREF AWARDS - престижной награды в сфере недвижимости

Сибпромстрой удостоен премии RREF AWARDS - престижной награды в сфере недвижимости

Сегодня у покупателя в цене надежность вложенных средств и репутация застройщика
Игорь Свинков 18 октября в 09:19
306 0
Транспортная прокуратура не теряет надежды привлечь сургутский аэропорт к ответственности в деле о пьяных пилотах «Победы»

Транспортная прокуратура не теряет надежды привлечь сургутский аэропорт к ответственности в деле о пьяных пилотах «Победы»

Несмотря на то, что месяц назад арбитражный суд оказался именно на стороне аэропорта
Анастасия Семихатских 17 октября в 16:59
441 0
Больше мнений