16+

Сергей Зятьков: СтерхФест появился из желания делать проекты самим, развивать творческие связи, поддерживать профессиональное искусство в городе

Невероятный концерт «Canto mistico» состоялся в галерее современного искусства «Стерх» в рамках VIII СтерхФеста - программа уникальная не столько для Сургута, сколько для мира современной академической музыки в принципе.

7 и 8 апреля новосибирский вокальный квинтет Павла Шаромова и ансамбль музыкантов Сургутской филармонии под руководством Станислава Дятлова представили программу из произведений современных композиторов – Арво Пярта (Эстония), Романа Столяра (Новосибирск) и Сергея Зятькова (Сургут). Квартет «Fratres» Пярта - одного из самых исполняемых на сегодняшний день авторов, музыку которого можно услышать и в качестве саундтреков (фильмы Звягинцева, Гас Ван Сента и др.).

Роман Столяр – интереснейший музыкант-экспериментатор, тяготеющий к смешению стилей, представил прогрессив-рок мессу. Куратор проекта и композитор Сергей Зятьков подготовил три премьеры своих сочинений: «Месса без слов», «Песнопения в темноте» и «Сир Галевин» – театральная музыка на сюжет средневековой легенды о рыцаре Галевине, своим заколдованным пением сводящем с ума последнюю красавицу на равнине.

Мы поговорили с куратором проектов, композитором Сергеем Зятьковым о СтерхФесте и проекте «Canto mistico».

- Сергей, уже который год Вы не устаете удивлять сургутскую публику «другой музыкой», делая невероятно пронзительные концерты. У СтерхФеста есть некая единая концепция или каждый год она рождается заново?

- С. З.: Программа не форматной (не клубной, не филармонической и проч.) - композиторской, новой и редкой музыки - в галерее "Стерх" продолжается 10-й год. "Другие концерты" обычно проходят в СтерхФест, День музеев и Ночь искусств. Представлено уже около 50 концертов - "авангардные" программы московских ансамблей МАСМ и ГАМ, выступления "средневекового" ансамбля Flos Florum, ансамбля тибетской музыки Phurpa, бурятского сказителя Виктора Жалсанова, премьеры российских и украинских композиторов, проекты театральной музыки с сургутскими музыкантами. Миссия программы - развитие музыкальной культуры в городе, профессионального композиторского и исполнительского творчества.

СтерхФест появился из желания делать проекты самим, развивать творческие связи, поддерживать профессиональное искусство в городе. В.О. Назанский и Л.Н. Гурова курируют выставочные проекты, я - музыкальные. В первые годы привозили сложную, интересную музыку, когда ощущалось, что происходит рост, набирает силу современное искусство в России. Затем показалось правильным делать проекты с музыкой, побуждающей остановиться, прислушаться к себе. В последние годы привлекает масштаб и эмоциональность обращения к слушателю - большие ансамбли и театральная музыка. Наверное, эти этапы имеют и социальные основания, и совпадения с моим композиторским путем.

- Программа концерта «Canto mistico» посвящена новой духовной музыке – были и две современные мессы, Вашего авторства и новосибирского композитора и фри-джазового музыканта Романа Столяра. Почему такой жанр-атавизм как месса до сих пор волнует композиторские умы?

- С.З.: "Месса" - многоголосная молитва, поиск важных ощущений в представлении мироздания, себя, социума - через магию звука. Она даёт ощущения масштаба композитору, возможность ощутить свою музыку в общем культурном пространстве. Новая жизнь требует

новых песен, и, может, в данном случае, я дописываю старые песни. Ещё нужно возвращаться и дописывать ХХ век - ту музыку, которая не смогла появиться вовремя.

- Что для вас «духовность» и «мистика»?

- С.З.: Сейчас в современной музыке "духовность" чаще упоминается в связи с "сакральным минимализмом", который мне близок. Музыка, помогающая остановиться в суете и побыть с собой, ощутить вечность. "Мистика" не раз была нужна мне в театральной музыке, которую писал давно. При подготовке проекта "Canto mistico" понял, что театральность мистики, бессознательного ужаса - это моё, нужно это развивать, что я и попытался сделать в музыке "Сира Галевина".

- Мне кажется, как у композитора у Вас особый талант к театральной музыке: к ярким и «живым» музыкальным образам. Так было всегда?

- С.З.: В 20 лет я стремился писать сложную, внутреннюю музыку и начал параллельно работать на заказ для театра. Эта двойственность осталось - музыка "прогулок во внутреннем пространстве" и музыка "чтобы проняло". Какая-то всегда уходила в тень, потом возвращалась. В итоге уже лет 10 у меня длится свой "композиторский" театр - сказки для оркестра (исполнялись в разных филармониях), "Окассен и Николет", "Исса в стране предков" и др. Этим музыкальным представлениям, наверное, не нужны сцены театров и филармоний, нужны малые экспериментальные площадки (которые нужны уже давно, но не появляются). Парадокс - но у галереи больше свободы, чем у театров, которые не могут себе позволить регулярно делать камерные некоммерческие постановки.

- Как Вы познакомились с сюжетом о Сире Галевине?

- С.З.: Сюжет "Сира Галевина" подсказал директор санкт-петербургского театра "Зазеркалье" А.В. Петров на конференции музыкальных театров в Москве, гдя я показывал "Окассена и Николет" (тоже средневековая тема). Жуткая история, совершенно не в моем вкусе. Но прошел год-два, почитал разные литературные версии легенды и понял, что "Сир Галевин" очень хорош для эффектной музыкальной драматургии. И вообще, если ужасов сейчас много - то пусть лучше будут хорошие, музыкальные "ужасы".

- Мне показалось, что именно идея «песнопений в темноте» оказалась концептообразующей - полумрак сцены, черные костюмы музыкантов. Отсутствие визуальных раздражителей влияет на восприятие музыки?

- С.З.: "Песнопения в темноте" - больше метафора, общее ощущение композитора, чем концепция проекта или моей пьесы. Для облегчения погружения в звук мы в последние годы делаем в галерее концерты с минимумом света. От экрана на концерте тоже последовательно отказываемся - зрительной информации очень много и так, мы разучаемся слышать.

- Как Вы познакомились с новосибирским ансамблем Павла Шаромова? Многие пишут музыку специально для этого коллектива, сразу рассчитывали на их исполнение?

- С.З.: Ансамбль П. Шаромова я узнал лет 20 назад, они сотрудничали с сургутским центром "Классика". Мы не пересекались. Задумался я о нём несколько лет назад, когда искал исполнителей для менестрельной сказки "Окассен и Николет". В итоге мы сделали проект в

"Стерхе" из музыкальных сказок и фрагментов Мессы детей. Потом они пели в новосибирской филармонии следующую премьеру - "Исса в стране предков". "Сир Галевин" уже писался специально для них. Павел Шаромов - музыкант огромного опыта, очень внимательный к авторскому тексту. Руководит ансамблем, сочетающим разные жанры, 25 лет. Постоянно востребован вне новосибирской филармонии - это высокий класс, я рад сотрудничать с ними, есть новые идеи.

- Не жаль, что музыку услышали столь немногие слушатели?

- С.З.: Если бы не было звукозаписи (с нами, кстати, сотрудничает очень хороший звукорежиссер Александр Сидоров), интернета - то это бы огорчало. Чтобы была больше аудитория, то должен быть больше зал "Стерха" и в разы больше плотность подобных событий, не только на нашей площадке. Новая музыка российских и зарубежных композиторов в городе и округе практически не звучит. А музыканты в Сургуте есть высокого класса, мне нравится работать с ними, делать новые музыкальные миры. И вовлекать в них слушателей.

- Эффект от концертов оказался именно таким, как Вы ожидали?

- С.З.: Для галереи "Стерх" эффект есть - укрепляется имидж площадки современного искусства, фестиваля СтерхФест. Музыкантам у нас нравится заниматься творчеством, наши проекты, по многим признаниям - отдушина. Слушатели приходят, будто зная, что будет что-то необычное, расспрашивают про следующий проект (кстати - "Обское дикое барокко", театральная музыка про обских пиратов 1745 года, премьера 12 мая). Они говорят, что на таких проектах перестают ощущать город провинцией (к слову, премьеры композиторов и в городах-миллионниках сейчас редкость), спрашивают про дальнейшую судьбу проектов. Бывают повторы наших совместных проектов в других городах, и в этот раз ряд наших премьер повторят в Москве (в мае) и Новосибирске (в декабре). Арт-процесс идёт, и здорово, что у нас есть возможность в нём участвовать.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


15 апреля в 13:18, просмотров: 745, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Разговор ни о чем

Разговор ни о чем

Администрация Сургута все еще не представила депутатам города стратегию развития РКЦ ЖКХ
Артем Мазнев 19 мая в 17:58
1019 1
​День жестянщика в Сургуте // ОБЗОР СОЦСЕТЕЙ 

​День жестянщика в Сургуте // ОБЗОР СОЦСЕТЕЙ 

Почему городские сообщества заполнены снегом и грудами металла 
Анастасия Якупова 18 мая в 15:53
1990 1
На извилистой тропе больше находок

На извилистой тропе больше находок

Почему не надо мешать ребенку самоопределяться
Юлия Дементьева, адекватная мать четверых детей с тьютерским взглядом на воспитание 17 мая в 15:15
720 5
«Разве это допустимо?!»

«Разве это допустимо?!»

Может ли псориаз закрыть двери в медицину
Анастасия Якупова 18 мая в 12:57
657 2
​Отказ сотрудников UTair посадить на борт ребенка с инвалидностью – вопиющий случай. Что дальше?

​Отказ сотрудников UTair посадить на борт ребенка с инвалидностью – вопиющий случай. Что дальше?

Через месяц мы будем встречать иностранных гостей на ЧМ по футболу, среди которых могут быть и инвалиды. Им нужно заранее ознакомиться с правилами Воздушного кодекса РФ?
Эдуард Исаков, член Совета Федерации от Югры 18 мая в 09:16
910 11
Мало кто из жителей поселков рядом с газопроводом обратился в суд

Мало кто из жителей поселков рядом с газопроводом обратился в суд

У наших людей до сих пор есть уверенность, что все проблемы решатся сами собой. Неистребима еще с советских времен вера в «волшебника на голубом вертолете, который прилетит и бесплатно покажет кино»
Дмитрий Пахотин, депутат думы Сургута 17 мая в 18:08
961 3
Плюсы и минусы повышения пенсионного возраста

Плюсы и минусы повышения пенсионного возраста

Повышения пенсионного возраста, вероятнее всего, россиянам не миновать. Представители рынка негосударственного пенсионного страхования этого уже не скрывают. Причем видят в этом и минусы, и плюсы.
Редакция СИА-ПРЕСС 17 мая в 16:51
810 3
Перед гимназией стоит новая экспериментальная задача

Перед гимназией стоит новая экспериментальная задача

Ответ родителям учащихся гимназии «Лаборатория Салахова» основателя учебного заведения, депутата думы ХМАО, народного учителя РФ Валерия Салахова
Валерий Салахов 17 мая в 13:35
956 0
Предоставление сертификатов ПФДО предусмотрено по мере их высвобождения

Предоставление сертификатов ПФДО предусмотрено по мере их высвобождения

Анна Томазова, директор департамента образования Сургута 17 мая в 12:41
551 0
​Сидим и ждём: дачникам, попавшим в конфликт с Газпромом, рекомендуют затаиться

​Сидим и ждём: дачникам, попавшим в конфликт с Газпромом, рекомендуют затаиться

Ответить на вопросы: что делать и куда бежать? — не может никто
Лилия Сулейманова 16 мая в 14:32
1414 3
Если дом снесут, то идти ему просто некуда

Если дом снесут, то идти ему просто некуда

В зону минимальных расстояний газопровода «Газпром Трансгаз Сургута» попадают десятки жилых построек. Люди готовы дойти до Европейского суда по правам человека, чтобы сохранить их
Василий Птицын, депутат думы Сургута 16 мая в 09:16
1013 3
Без понятных правил муниципалитеты утонут в горах мусора

Без понятных правил муниципалитеты утонут в горах мусора

​Основной итог этой встречи – это начало диалога.
Дмитрий Пахотин, предприниматель 16 мая в 08:52
719 0
Потерь нам не избежать

Потерь нам не избежать

Тектонические изменения в системе управления коммунальными отходами серьезно отразятся не только на бизнесе, участвующем в цепочке под названием «обращение ТКО», но и на простых гражданах.
Анна Чурманова, генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты 16 мая в 08:47
532 0
В Сургуте на торце дома «выросло» 30-метровое дерево // ФОТО

В Сургуте на торце дома «выросло» 30-метровое дерево // ФОТО

Кто стоит за появлением одного из самых масштабных граффити в городе?
Редакция СИА-ПРЕСС 15 мая в 15:33
1303 2
Детям в школах надо давать более глубокое финансовое образование

Детям в школах надо давать более глубокое финансовое образование

Многие ребята сегодня получают кредитные карточки сразу, как только окончат школу, но они плохо знают, как правильно пользоваться ими
Ксения Зимина, зампредседателя РОО «Зарница» 15 мая в 13:56
1399 31
Больше мнений