16+

​Игорь Фёдоров: «До сих пор талантливые люди уезжают работать на Запад»

Игорь Федоров — один из редких исполнителей, который играет на кларнете сольно. Невероятные звуки и безграничные возможности духового инструмента уже успели услышать и оценить жители 25 стран мира. 17 апреля Игорь Федоров приедет в Сургут, чтобы вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной и скрипачом Евгением Стембольским дать концерт в рамках IV Молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум». Пообщавшись с музыкантом, мы узнали, что программа концерта будет эксклюзивной, а также не упустили возможности и поговорили о роли классической музыки в обществе, сегодняшнем состоянии культуры в России и необходимости поддержки искусства бизнесом.

Вы один из немногих в мире кларнетистов, который занимается сольной деятельностью. Почему кларнетисты редко выступают соло?

– Практически все музыканты-духовики стремятся играть в оркестре – это давняя, сложившаяся традиция. Замечательная работа, но совершенно иная специфика, даже в чем-то другая профессия. С самого детства мне хотелось сделать что-то экстраординарное на кларнете, вывести этот инструмент на ту эстраду, на которой уже сотни лет находятся рояль, скрипка, виолончель. Это очень трудный путь…

Почему тогда не выбрали для себя тот же рояль, который невероятно востребован?

– Я начинал играть на рояле. В мире огромное количество пианистов (в Китае их несколько миллионов!) и, чтобы не потеряться, быть востребованным по-настоящему, нужно иметь просто невероятный талант, врожденную приспособленность к инструменту. И когда в Гнесинской школе, в которой я учился с пяти лет, встал вопрос об окончательном выборе инструмента, знаменитый педагог Анна Павловна Кантор уговорила мою маму оставить рояль и перейти на кларнет. Я поступил к легендарному профессору Ивану Пантелеевичу Мозговенко, у которого учился потом много-много лет.

У вас есть проект с Сергеем Мазаевым «Классика без кодекса», в рамках которого вы даете концерты. В программе звучит разножанровая музыка, начиная от произведений Бетховена, Верди, Беллини, заканчивая джазом и современной музыкой. Этот проект – попытка сделать классическую академическую музыку более популярной?

– Этот проект призван скорее привлечь в филармонические залы очень разную публику: как любящую классику, так и любящую популярную музыку. В первом отделении мы играем только классику на кларнетах (Сергей не только знаменитый рокер, лидер группы «Моральный кодекс», но и хороший кларнетист). Многие поклонники Сергея Мазаева, которые приходят на концерт, чтобы послушать, как он поет, слушают классическую музыку может быть впервые в жизни. На них это производит впечатление. И наоборот, те слушатели, которые приходят послушать меня, понимают, насколько иначе качественно может быть исполнена популярная музыка.

Наш проект «Классика без кодекса» – это проект без тех рамок, которые смущают массового зрителя: люди думают, что классика – это очень сложно, что нужно быть специалистом для того, чтобы слушать эту музыку. В нашем проекте мы предлагаем немного другой формат. У нас уже есть три разные совместные программы. В этом году мы с Сергеем планируем записать дуэты Моцарта для двух кларнетов.

- Интересный взаимозачет получается: не только популярная музыка помогает классике, но и наоборот… То есть нельзя сказать что классика не востребована и ее нужно с каждым днем все больше и больше популяризировать?

– Популяризировать, конечно, нужно. Я бы вообще во всех городах провел вещание радио «Орфей» и нужно бы создать еще большое количество других станций классической музыки. На Западе их множество, на разных языках. Из всех станций, которые существуют в Москве, я слушаю в основном только «Орфей» и Радио Jazz.

Классика должна звучать в каждом доме или она должна быть несколько элитарной?

– Уверен, что она должна звучать в каждом доме в том или ином объеме. При прослушивании этой музыки мозг человека совершенно по-другому начинает работать, причем это не зависит от возраста. Даже если человек впервые начнет играть на каком-нибудь инструменте в зрелом возрасте, то он начнет мыслить, воспринимать мир по-другому – это подтверждают многочисленные исследования.

В Австрии в самом маленьком городке существует духовой оркестр. В городе Линц их около 50. Там люди после работы идут играть в духовые оркестры, причем большинство из них никогда в жизни не будет выступать на большой эстраде (у них даже нет стремления к этому). Этой традиции в Австрии уже сотни лет. И вы посмотрите, какая там культура, я уже не о том, что там концерты классической музыки собирают всегда полные залы.

А в России почему не так?

– Потому что начиная с Первой мировой войны у нас генофонд практически уничтожен. Вырезали целые города, уничтожали ученых, музыкантов – самых талантливых. Десятки миллионов человек были раскулачены, эмигрировали, расстреляны, погибли в войнах…

В 90-е годы много людей уехало из страны. До сих пор талантливые люди уезжают работать на Запад. Это огромные потери для страны. И вот на этом мизерном, чудом сохранённом богатстве мы существуем и наша культура. Почему у нас в России нет нормального бизнеса? Потому что у нас его и быть не может. У нас нет традиций бизнеса. У нас нет ни одного маленького кафе, которому было бы больше 50 лет. У нас практически нет семейного бизнеса, на котором основаны многие ведущие экономики мира.

В одном из интервью вы сказали, что в России в сфере музыке должен присутствовать частный бизнес и меценатство. Искусство не проживет без этой помощи?

– Не проживет. Концертные сезоны любого оркестра мира поддерживают крупнейшие корпорации. Сезон Нью-Йоркской филармонии поддерживает… ну, например, General Motors. Следующий сезон поддерживает какая-нибудь другая компания, скажем, Coca-Cola. Почему у нас нельзя дать крупным компаниям список филармоний и сказать: «Друзья, поддержите хорошее дело». Там не нужны сотни миллионов. Просто нужно, к примеру, оплатить переезд солистов в сезоне. Вы представляете, какая это вообще поддержка?

Это должна быть внутренняя потребность. У нас все это было, но ушло. У нас были частные театры, Русское музыкальное общество, которое поддерживалось меценатами. Нужно постепенно возрождать традицию такого рода поддержки. К сожалению, на это, мне кажется, уйдет не одно десятилетие.

17 апреля вы примете участие в молодежном фестивале искусств «Зеленый шум» и дадите концерт в Сургутской филармонии вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной и скрипачом Евгением Стембольским. Каким будет этот концерт?

– Мы будем у вас играть программу, которую исполняли на Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция) летом прошлого года. Однако в Сургуте программа будет более широкая. К примеру, прозвучат в версии для скрипки, кларнета и фортепиано Две песни И. Брамса. Это произведение никто и никогда не играл с кларнетом и скрипкой (в оригинале это музыка для рояля, альта и меццо-сопрано). Прозвучит скрипичная соната И. Брамса, мы сыграем очень забавную Сюиту Д. Мийо для скрипки, кларнета и фортепиано. Будет красивый концерт. Я очень люблю эту программу, уверен, что она никого не оставит равнодушным!

Справка: Игорь Федоров родился в 1978 году в Москве, в семье музыкантов. Выпускник Российской Академии музыки им. Гнесиных и аспирантуры Академии. Участник крупнейших международных фестивалей – В.Спивакова (Франция), М.Ростроповича («Эвианские встречи», Франция), Шведского королевского фестиваля, «Орфеум» (Швейцария), фестиваля Ю. Башмета, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивалей Д. Мацуева «Crescendo» и «Звезды на Байкале. Имя Федорова занесено в Золотую книгу молодых талантов России «ХХ век – ХХI веку».

Кстати: Музыкант дает рекордное для любого солиста-духовика количество концертов. Его сценическими партнерами были Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Квартет им.Бородина, Терем квартет, Готье Капюсон, Денис Мацуев, Александр Гиндин, Жерар Депардье, Михаил Ефремов, Сергей Мазаев и многие другие выдающиеся исполнители.

Кстати: Репертуар Игоря Федорова уникален. Он включает произведения разных эпох, стилей и направлений – от высокой классики до джаза.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


01 апреля 2016 в 13:54, просмотров: 2524, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Валерий Соловей: «Только 20 процентов граждан считают Россию великой державой. Остальные видят, что никакая она не великая»

Валерий Соловей: «Только 20 процентов граждан считают Россию великой державой. Остальные видят, что никакая она не великая»

Интервью с историком и профессором МГИМО о том, как пенсионная реформа сплотила население, какой главный принцип в российской политике и что важного произойдет в 2020-2021 годах
Артем Мазнев 11 ноября в 19:09
15964 19
Топ-10 предложений Сбербанка в самый выгодный день в году

Топ-10 предложений Сбербанка в самый выгодный день в году

​Сбербанк отмечает 177-й день рождения. В честь праздника банк запускает новую традицию — акцию «Зеленый день»
Ариадна Костюкова 10 ноября в 14:09
1448 7
​Новогодние утренники в Сургуте // БОЛЬШОЙ ОБЗОР СИА-ПРЕСС

​Новогодние утренники в Сургуте // БОЛЬШОЙ ОБЗОР СИА-ПРЕСС

Программы, стоимость, даты, продолжительность, афиши и прочее
Лилия Сулейманова 09 ноября в 16:33
1302 1
​Тина Канделаки хочет как в США

​Тина Канделаки хочет как в США

За восемнадцать лет, в том числе и усилиями Тины Канделаки, в России полностью вытоптано все политическое поле, где теперь может что-либо взойти исключительно с разрешения власти
Александр Мазурин, читатель СИА-ПРЕСС 09 ноября в 16:57
1002 26
​«Архипелаг ГУЛАГ» Леонида Габышева

​«Архипелаг ГУЛАГ» Леонида Габышева

Впечатление такое, что за те 50 лет, что прошли с момента описанных событий, в российской уголовно-исполнительной системе не изменилось ровным счетом ничего
Журналист, читатель СИА-ПРЕСС Андрей Маркин 09 ноября в 13:35
703 0
45 рублей за проезд

45 рублей за проезд

В Сургуте вырастут автобусные тарифы
Анастасия Семихатских 09 ноября в 12:43
1263 28
Мужчина, что вы себе позволяете?

Мужчина, что вы себе позволяете?

Каждая сотрудница редакции СИА-ПРЕСС хоть раз в жизни испытала на себе домогательства. Что делать, если вы тоже столкнулись с подобным
Анастасия Якупова 09 ноября в 12:26
1686 54
​Детский сад какой-то

​Детский сад какой-то

В СурГПУ прошёл финал городского конкурса «Юные знатоки олимпизма»
Елена Курилова, Центр информации и связи с общественностью СурГПУ 08 ноября в 17:54
711 0
Лифты на замену, старьё — под снос

Лифты на замену, старьё — под снос

Константин Карпеткин рассказал, о чем болит голова департамента городского хозяйства
Анастасия Семихатских 08 ноября в 16:18
429 0
​Ты нас бесишь

​Ты нас бесишь

Травля в сургутских школах: её нет, или о ней молчат?
Лилия Сулейманова 08 ноября в 11:36
1490 15
Подробности скандала с главой сургутского депспорта

Подробности скандала с главой сургутского депспорта

UPD: Глава города подтвердил СИА-ПРЕСС, что вскоре даст все необходимые комментарии о ситуации с Шамилем Лукмановым
Артем Мазнев 07 ноября в 19:44
1502 1
​Пятидневка не подойдет тем, кто находит свой внутренний кайф в результате внутреннего пополнения знаний

​Пятидневка не подойдет тем, кто находит свой внутренний кайф в результате внутреннего пополнения знаний

Депутат думы Югры, основатель гимназии-лаборатории в Сургуте рассказал, сколько дней в неделю нужно учиться современным школьникам
Валерий Салахов, депутат думы Югры 07 ноября в 17:15
974 16
​И в радости, и в печати: как издать книгу

​И в радости, и в печати: как издать книгу

Полезные советы издательств и авторов
Надежда Макаренко 07 ноября в 14:05
985 2
Больше мнений