16+

​Игорь Фёдоров: «До сих пор талантливые люди уезжают работать на Запад»

Игорь Федоров — один из редких исполнителей, который играет на кларнете сольно. Невероятные звуки и безграничные возможности духового инструмента уже успели услышать и оценить жители 25 стран мира. 17 апреля Игорь Федоров приедет в Сургут, чтобы вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной и скрипачом Евгением Стембольским дать концерт в рамках IV Молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум». Пообщавшись с музыкантом, мы узнали, что программа концерта будет эксклюзивной, а также не упустили возможности и поговорили о роли классической музыки в обществе, сегодняшнем состоянии культуры в России и необходимости поддержки искусства бизнесом.

Вы один из немногих в мире кларнетистов, который занимается сольной деятельностью. Почему кларнетисты редко выступают соло?

– Практически все музыканты-духовики стремятся играть в оркестре – это давняя, сложившаяся традиция. Замечательная работа, но совершенно иная специфика, даже в чем-то другая профессия. С самого детства мне хотелось сделать что-то экстраординарное на кларнете, вывести этот инструмент на ту эстраду, на которой уже сотни лет находятся рояль, скрипка, виолончель. Это очень трудный путь…

Почему тогда не выбрали для себя тот же рояль, который невероятно востребован?

– Я начинал играть на рояле. В мире огромное количество пианистов (в Китае их несколько миллионов!) и, чтобы не потеряться, быть востребованным по-настоящему, нужно иметь просто невероятный талант, врожденную приспособленность к инструменту. И когда в Гнесинской школе, в которой я учился с пяти лет, встал вопрос об окончательном выборе инструмента, знаменитый педагог Анна Павловна Кантор уговорила мою маму оставить рояль и перейти на кларнет. Я поступил к легендарному профессору Ивану Пантелеевичу Мозговенко, у которого учился потом много-много лет.

У вас есть проект с Сергеем Мазаевым «Классика без кодекса», в рамках которого вы даете концерты. В программе звучит разножанровая музыка, начиная от произведений Бетховена, Верди, Беллини, заканчивая джазом и современной музыкой. Этот проект – попытка сделать классическую академическую музыку более популярной?

– Этот проект призван скорее привлечь в филармонические залы очень разную публику: как любящую классику, так и любящую популярную музыку. В первом отделении мы играем только классику на кларнетах (Сергей не только знаменитый рокер, лидер группы «Моральный кодекс», но и хороший кларнетист). Многие поклонники Сергея Мазаева, которые приходят на концерт, чтобы послушать, как он поет, слушают классическую музыку может быть впервые в жизни. На них это производит впечатление. И наоборот, те слушатели, которые приходят послушать меня, понимают, насколько иначе качественно может быть исполнена популярная музыка.

Наш проект «Классика без кодекса» – это проект без тех рамок, которые смущают массового зрителя: люди думают, что классика – это очень сложно, что нужно быть специалистом для того, чтобы слушать эту музыку. В нашем проекте мы предлагаем немного другой формат. У нас уже есть три разные совместные программы. В этом году мы с Сергеем планируем записать дуэты Моцарта для двух кларнетов.

- Интересный взаимозачет получается: не только популярная музыка помогает классике, но и наоборот… То есть нельзя сказать что классика не востребована и ее нужно с каждым днем все больше и больше популяризировать?

– Популяризировать, конечно, нужно. Я бы вообще во всех городах провел вещание радио «Орфей» и нужно бы создать еще большое количество других станций классической музыки. На Западе их множество, на разных языках. Из всех станций, которые существуют в Москве, я слушаю в основном только «Орфей» и Радио Jazz.

Классика должна звучать в каждом доме или она должна быть несколько элитарной?

– Уверен, что она должна звучать в каждом доме в том или ином объеме. При прослушивании этой музыки мозг человека совершенно по-другому начинает работать, причем это не зависит от возраста. Даже если человек впервые начнет играть на каком-нибудь инструменте в зрелом возрасте, то он начнет мыслить, воспринимать мир по-другому – это подтверждают многочисленные исследования.

В Австрии в самом маленьком городке существует духовой оркестр. В городе Линц их около 50. Там люди после работы идут играть в духовые оркестры, причем большинство из них никогда в жизни не будет выступать на большой эстраде (у них даже нет стремления к этому). Этой традиции в Австрии уже сотни лет. И вы посмотрите, какая там культура, я уже не о том, что там концерты классической музыки собирают всегда полные залы.

А в России почему не так?

– Потому что начиная с Первой мировой войны у нас генофонд практически уничтожен. Вырезали целые города, уничтожали ученых, музыкантов – самых талантливых. Десятки миллионов человек были раскулачены, эмигрировали, расстреляны, погибли в войнах…

В 90-е годы много людей уехало из страны. До сих пор талантливые люди уезжают работать на Запад. Это огромные потери для страны. И вот на этом мизерном, чудом сохранённом богатстве мы существуем и наша культура. Почему у нас в России нет нормального бизнеса? Потому что у нас его и быть не может. У нас нет традиций бизнеса. У нас нет ни одного маленького кафе, которому было бы больше 50 лет. У нас практически нет семейного бизнеса, на котором основаны многие ведущие экономики мира.

В одном из интервью вы сказали, что в России в сфере музыке должен присутствовать частный бизнес и меценатство. Искусство не проживет без этой помощи?

– Не проживет. Концертные сезоны любого оркестра мира поддерживают крупнейшие корпорации. Сезон Нью-Йоркской филармонии поддерживает… ну, например, General Motors. Следующий сезон поддерживает какая-нибудь другая компания, скажем, Coca-Cola. Почему у нас нельзя дать крупным компаниям список филармоний и сказать: «Друзья, поддержите хорошее дело». Там не нужны сотни миллионов. Просто нужно, к примеру, оплатить переезд солистов в сезоне. Вы представляете, какая это вообще поддержка?

Это должна быть внутренняя потребность. У нас все это было, но ушло. У нас были частные театры, Русское музыкальное общество, которое поддерживалось меценатами. Нужно постепенно возрождать традицию такого рода поддержки. К сожалению, на это, мне кажется, уйдет не одно десятилетие.

17 апреля вы примете участие в молодежном фестивале искусств «Зеленый шум» и дадите концерт в Сургутской филармонии вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной и скрипачом Евгением Стембольским. Каким будет этот концерт?

– Мы будем у вас играть программу, которую исполняли на Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция) летом прошлого года. Однако в Сургуте программа будет более широкая. К примеру, прозвучат в версии для скрипки, кларнета и фортепиано Две песни И. Брамса. Это произведение никто и никогда не играл с кларнетом и скрипкой (в оригинале это музыка для рояля, альта и меццо-сопрано). Прозвучит скрипичная соната И. Брамса, мы сыграем очень забавную Сюиту Д. Мийо для скрипки, кларнета и фортепиано. Будет красивый концерт. Я очень люблю эту программу, уверен, что она никого не оставит равнодушным!

Справка: Игорь Федоров родился в 1978 году в Москве, в семье музыкантов. Выпускник Российской Академии музыки им. Гнесиных и аспирантуры Академии. Участник крупнейших международных фестивалей – В.Спивакова (Франция), М.Ростроповича («Эвианские встречи», Франция), Шведского королевского фестиваля, «Орфеум» (Швейцария), фестиваля Ю. Башмета, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивалей Д. Мацуева «Crescendo» и «Звезды на Байкале. Имя Федорова занесено в Золотую книгу молодых талантов России «ХХ век – ХХI веку».

Кстати: Музыкант дает рекордное для любого солиста-духовика количество концертов. Его сценическими партнерами были Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Квартет им.Бородина, Терем квартет, Готье Капюсон, Денис Мацуев, Александр Гиндин, Жерар Депардье, Михаил Ефремов, Сергей Мазаев и многие другие выдающиеся исполнители.

Кстати: Репертуар Игоря Федорова уникален. Он включает произведения разных эпох, стилей и направлений – от высокой классики до джаза.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


01 апреля 2016 в 13:54, просмотров: 2836, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Анна Богдевич

​Как все мерзко...

От новости об отставке правительства у меня аж дух захватило. В голове сразу: «Да ладно. Да неужели! Не может быть!» И прочая эмоциональность. Оказалось, я вполне права, и быть такого не может.
Анна Богдевич 15 января в 21:12
2655 4
А пообсуждать?

А пообсуждать?

Как принимали Конституцию в тоталитарной стране и в государстве эволюционирующей демократии
Людмила Осьминкина 16 января в 18:08
1886 16
Послание Президента является, по сути, руководством к действию на ближайшие годы

Послание Президента является, по сути, руководством к действию на ближайшие годы

Каждый человек еще раз убедился, что его жизнь, жизнь его детей и благополучие его семьи – самое ценное для нашего государства
Надежда Красноярова, председатель Думы города Сургута 16 января в 12:24
1045 5
Сергей Полукеев: «Правительство нужно было распустить еще в 2018 году»

Сергей Полукеев: «Правительство нужно было распустить еще в 2018 году»

Бывший замгубернатора Югры об уходе правительства России в отставку
Илья Низовских 16 января в 09:24
1407 5
Замена премьера сегодня – очень подходящее время, чтобы провести рокировку

Замена премьера сегодня – очень подходящее время, чтобы провести рокировку

Президент предлагает последовательную эволюционную траекторию движения в части расширения демократических возможностей
Анатолий Гагарин, политолог 16 января в 00:07
1443 2
​Сегодня в России начался ползучий конституционный переворот

​Сегодня в России начался ползучий конституционный переворот

Владимир Путин, в свою очередь, займет пост или усиленного премьер-министра, которому подконтрольная Госдума будет все согласовывать и переутверждать в должности, либо главы Госсовета, который не будет никому подчиняться
Федор Крашенинников, политолог 15 января в 21:38
3048 7
​Хорошее и плохое от Путина

​Хорошее и плохое от Путина

Плохо то, что за происходящим не прослеживается цельного плана по улучшению реальной эффективности государственной системы, это скорее подгонка под конкретные нужды конкретного транзита власти
Дмитрий Щеглов 15 января в 21:26
1565 6
​Сказали бы честно

​Сказали бы честно

Бесспорно, неожиданная отставка Дмитрия Медведева с его министрами тоже событие нешуточное. Хотя бы потому, что не должно было произойти назначение Дмитрия Анатольевича на пост премьер-министра в 2018-м. Так думало тогда и думает сейчас, наверное, 99,9 процентов населения России
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 15 января в 20:33
1341 5
Больше чем уверен, возглавит правительство Сергей Семенович Собянин

Больше чем уверен, возглавит правительство Сергей Семенович Собянин

И в кабинете министров в целом, полагаю и надеюсь, ряд фамилий поменяется на совершенно неожиданные
Эдуард Логинов, председатель МРОО инвалидов, ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Содружество» 15 января в 20:27
1396 8
Главное, что сказал президент в послании Федеральному Собранию

Главное, что сказал президент в послании Федеральному Собранию

Судьба России и ее историческая перспектива зависит от того, сколько будет россиян: сколько детей родится в семьях, какими они вырастут, кем станут и какие ценности будут для них опорой в жизни
Эдуард Исаков, член Совета Федерации от Югры 15 января в 20:21
946 3
Больше мнений