16+

​Елена Пахнюк: «Хор — самый хрупкий инструмент»

Хоровой капелле «Светилен» — профессиональному хоровому коллективу Югры — исполняется 25 лет. В преддверии юбилея мы решили подвести некий итог творческой жизни Капеллы с его руководителем — заслуженным деятелем культуры ХМАО Еленой Пахнюк. В интервью Елена Алексеевна рассказала, какие тонкости скрыты в профессии дирижера, насколько духовная и классическая музыка сейчас интересна слушателю, почему за рубежом так любят русское хоровое искусство, а также мы поговорили о приоритетах профессионального творческого коллектива: что важнее — участие в конкурсах или гастроли.

— Вы бессменный руководитель «Светилена» уже 25 лет. Чем вас так привлекает пост художественного руководителя и дирижера?

— Правильнее, наверное, задать вопрос: «Чем вас привлекает профессия дирижерахорового коллектива», а не пост. Такой пост, как пост художественного руководителя, это всегда кредит большого доверия и ответственность. Это огромный труд, постоянное и системное вложение, прежде всего творческих усилий.

А вот хоровой дирижер — это исполнитель, инструментом для которого является хор. И только прежде, чем начать играть на нем, его нужно создать. Хор — самый сложный исполнительский инструмент. Никакой другой исполнительский коллектив не может сравниться с хоровым коллективом, прежде всего, трудностью и сложностью настройки. Хор — самый хрупкий инструмент, такой же, как голос человека. Необходимо научить певцов различным техническим и ансамблевым премудростям, с тем, чтобы обеспечить качество и художественную целостность исполнения. Сам процесс такой кропотливой работы для меня чрезвычайно увлекателен.

Коллектив начинал как ансамбль духовной музыки. Духовные песнопения вы исполняете и по сей день. Насколько сегодня востребована эта музыка?

— Да, вы правы. В течение 17 лет, с начала образования коллектива основой репертуара была русская духовная хоровая музыка. Хоровой ансамбль собственно и создавался для изучения и исполнения именно русского духовного музыкального наследия. И действительно, какое-то время мы исполняли «духовные песнопения», написанные специально для исполнения во время службы в храме. Но только на начальном этапе нашего творчества. Сейчас мы песнопения не поем. Сегодня в репертуаре авторские произведения, которые написаны на духовные тексты, но в церкви, во время службы они, как правило, не исполняются. У этой музыки просветительские и художественные задачи. Она звучит на концертных площадках. Надо сказать, что русская духовная музыка в России стала активно изучаться и исполняться только в последнюю четверть ХХ столетия. Духовные концерты Дмитрия Бортнянского, Александра Архангельского, «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, литургия Петра Чайковского и Павла Чеснокова — этот огромный пласт русской духовной музыки был совершенно неизвестен широкому слушателю. Эти выдающиеся произведения и мы открывали для себя и для нашего сургутского слушателя. Духовный ансамбль «Светилен» был и просветительский, и образовательный, и миссионерский проект одновременно. Мы пели службы и концерты в храмах в Сургуте и округе, пели духовные концерты в лучших концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, выезжали за рубеж. Именно в номинации «Русская духовная музыка» мы получили золотую медаль на Всемирной хоровой олимпиаде в Южной Корее в 2002 году.

Что касается востребованности духовной музыки сегодня. Духовная музыка — это величайшее достояние культуры человечества. Мне кажется, что именно через духовную музыку искусство выполняет свое главное предназначение — совершенствование человека. Когда мы слушаем духовную музыку, происходит некий обряд очищения. Мы получаем эмоции, которые не можем объяснить, что-то заставляет нас плакать, что-то блаженно улыбаться... Вы знаете, слушатели пишут стихи! Мне кажется, что это музыка для думающего слушателя, который приходит в концертный зал не с целью развлечения, которую большинство средств массовой информации выполняют с лихвой, а за эмоциями другого рода. Востребованность классической музыки и духовной в том числе, как мне кажется, сегодня чрезвычайно низка. Очень мало людей, для которых это — потребность. Печально. Классическую музыку и духовную в том числе, просто необходимо учиться слушать и понимать всем. Это то, что сделает нас лучше. К нам на концерты ходит именно такой слушатель, который способен слушать и слышать.

Кстати: Имя коллектива «Светилен» происходит от названия молитвы, которая поется на утрени по окончании канона.

А вообще, как думаете, какая музыка сейчас интересна людям?

— Слушатели хотят слушать музыку разную. И это выбор каждого. Все зависит от образования и интересов. Начинать воспитывать слушателя необходимо в раннем возрасте и большую роль в вопросе выбора, на мой взгляд, играют родители. Важно, чтобы родители предоставляли своим детям возможность слушать музыку разную, и поверьте, ребенок всегда выберет «правильную», свою.

Слушатель сегодня в большинстве своем предпочитает слушать, как правило, легкую музыку, музыку настроения и драйва. То, что является приоритетным в масс-медиа последние лет двадцать пять. Жизнь, как принято считать, у нас сегодня настолько трудна и сложна, что глубокому размышлению слушатели предпочитают не напряженное созерцание. Слушатель с удовольствием идет на развлекательный концерт и готов отдать сумасшедшие деньги за «сомнительного» качества продукт, главное, чтобы не скучать, не напрягаться. На концерты классической музыки сегодня лучшие концертные залы России с трудом набирают слушателя, если конечно, это не звезда мирового уровня.

К сожалению, классическая музыка сейчас мало интересна даже тем, кто ее изучает. Я имею в виду учащихся музыкальных школ и студентов музыкальных колледжей. Музыку любить не просто, и чтобы стать настоящим слушателем классической музыки ее необходимо научиться понимать. А чтобы научиться понимать, надо слушать. Кстати сказать, в вопросе воспитания подрастающего слушателя, как мне кажется, Сургутская филармония делает достаточно. Музыка звучит самая разная, на любой, даже самый изысканный вкус. Надо только дойти до концертного зала.

В Сургуте сегодня мы наблюдаем приток зрителя на классические концерты, и на концерты Капеллы в частности. Приходят люди разного возраста, в том числе, дети. Что не может не радовать.

Вы выступали на сценах Парижа (IV Международный фестиваль славянской культуры), Греции (Международный фестиваль «Photos»), Кореи (Вторая Всемирная хоровая Олимпиада), Италии (VII Международный фестиваль хоровых коллективов). Чем русского хоровое искусство отличается от зарубежного?

— Русскую хоровую музыкуочень любят за рубежом. Прежде всего, за необыкновенную глубину и выразительность. В нашей музыке много драматического, как и в нашей истории. Русская музыка с потрясающей чувственностью и искренностью говорит о человеческих переживаниях, понятных каждому, независимо от национальности. В русской музыке много от нашей веры. Именно вера позволяла нашим русским композиторам создавать величайшие творения всех времен и народов. Размеренное повествование и глубокая философия мысли, в то же время необычайная простота и ясность мелодии, пожалуй, то главное, что отличает русскую хоровую музыку. Концерты Капеллы за рубежом всегда вызывали восторженный отклик и интерес слушателей. Исполнительская манера русских хоровых коллективов так же очень отличается от зарубежных аналогов. Прежде всего, своим высочайшим уровнем исполнительства — профессиональным, искренним и душевным.

Как в последние несколько лет у «Светилена» обстоят дела с гастролями? Часто ли выступаете в Югре и заявляетесь на зарубежных конкурсах?

— В течение последних пяти лет, кроме как в столицу нашего округа, мы никуда не выезжали. Наш выезд на Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева в Москву случился в 2010 году.

Что касается конкурсов, могу сказать, что в период становления коллектива мы часто подавали заявки, но съездить удалось только на Всемирную хоровую Олимпиаду (мировой конкурс хоров!) Теперь, в статусе филармонического коллектива имеет смысл ездить не на конкурсы, а на гастроли. Я считаю, что хоровые конкурсы — во-первых, это очень дорогое удовольствие, во-вторых, для профессионального хорового коллектива качественное исполнение произведений является нормой, а участие в конкурсе, который дает такую оценку, может быть на начальном и учебном этапе работы, или когда коллектив имеет статус любительского.

Конечно, любой выезд на гастроли должен быть частью концертной жизни коллектива. Это и просветительская миссия, и привлечение к хоровому искусству новых слушателей. Для коллектива — возможность приобрести опыт исполнительства на различных концертных площадках с различной акустикой. Пока выездных сольных концертов Капелла не имеет. Думается, руководители культуры округа и города понимают, что имея такой мощный инструмент воспитания музыкальной культуры населения, необходимо начинать его использовать.

Что касается Сургута, то вас можно услышать только на сцене филармонии? Поете ли вы в храмах?

— Концерты Капеллы регулярно проходят в филармонии, с периодичностью, как правило, один в месяц, с новой программой.

В храмах на регулярной основе не поем. Но если приглашают, принимаем участие в праздничной службе и, как правило, по окончании службы исполняем концерт духовной музыки из произведений русских композиторов. Для службы в храме специально разучивается программа, которая не является постоянным репертуаром Капеллы. Пение в храме обусловлено глубоким духовным состоянием певцов, как мне кажется, более осмысленно-молитвенным. Естественное и ясное звучание голосов в изумительной храмовой акустике помогает качественному исполнению, а слушатель получает необыкновенные впечатления.

Как во время концерта вы понимаете, принимает зритель программу или нет?

— Я слышу спиной дыхание нашего слушателя. Когда в зале звенящая тишина, то знаю, что они дышат вместе с певцами, боясь разрушить хрупкость создаваемого шедевра. И все знают, что повторить это невозможно. Голос — это чудо, не каждый исполнитель, управляя им, может достигнуть души слушателя. А когда хором, в едином порыве, все вместе и в то же время каждый исполнитель со своим глубочайшим переживанием, тогда мы достигаем души наших слушателей и получаем признание и любовь.

Есть ли у вас в коллективе соперничество? К примеру, за исполнение сольных партий.

— Да, думаю, здоровая конкуренция существует в каждом творческом коллективе. Новыбор солистов всегда делаю я. Считаю, что каждая сольная партия имеет своего гениального интерпретатора. Иногда я поручаю изучение материала двум исполнителям, и кто будет убедительнее, тот и получает сольный эпизод или партию. Иногда альтернативы нет.

Сколько человек в коллективе на сегодняшний день, и если сравнивать с предыдущими годами это больше или меньше?

— Сегодня в коллективе 30 артистов. В течение ряда лет Капелла имеет стабильный состав.

На сегодняшний день наш статус «капелла» предполагает большее количество, как минимум до 40 артистов. Нас никогда не было больше, чем есть сегодня. А начинался ансамбль с семи певцов.

Справка: Первое выступление «Светилена» состоялось 7 января 1991 года в селе Тундрино на освящении церкви святого Пантелеимона (этот день считается днем рождения ансамбля), а уже через несколько дней, 11 января, епископ Тобольско-Тюменской епархии Димитрий благословил коллектив. В 1995 году ансамбль получил статус муниципального коллектива. С января 2003 года «Светилен» становится творческим коллективом Сургутской филармонии.

На ваш взгляд, какой эксперимент за все время существование капеллы был самым смелым?

— Я не думаю, что программы, которые мы создаем, могут попасть под определение «эксперимент». Эксперимент это опыт, шаг в неизвестность, который неизвестно чем может закончиться. Мы же стараемся исполнять для наших слушателей наиболее яркие и выдающиеся произведения русской, зарубежной и современной хоровой классики, проверенные временем и поколениями слушателей.

Но отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мы гордимся победой на всемирной хоровой олимпиаде в 2002 году в Южной Корее, своим участием в фестивалях в Париже, Греции и Италии, Москве и Санкт-Петербурге, Кургане и Суздале.

Когда мы вспоминаем нашу историю, мы помним, что пели с великой Ириной Архиповой и Артуром Эйзином, Александром Ведерниковым, Ольгой Кондиной и Маквалой Касрашвили. Мы сотрудничали с оркестром Светланы Безродной, органистами Олегом Янченко и Олегом Киняевым. А совсем недавно мы приняли участие в концерте оперного певца Дмитрия Хворостовского. Это были не только одни из самых удачных концертов нашей творческой жизни, но и то, что оставило глубокий след в биографии Капеллы. Все эти проекты, а также запись диска в Большом зале Московской консерватории, запись концерта для радио «Орфей» — все это достаточно амбициозные и исключительные программы нашего хорового коллектива. А работа с выдающимися хоровыми дирижерами нашего времени Львом Константиновичем Сивухиным и Борисом Григорьевичем Тевлиным? Как можно забыть исключительное мастерство и уроки этих гениальных современников?

Наша концертная жизнь — это продуманные и взвешенные творческие проекты, которые мы стараемся осуществлять на высоком профессиональном уровне.

Как будете отмечать 25-летие?

— Свой 25-летний юбилей мы отметим концертом, в котором исполним лучшие произведения из наших последних и наиболее ярких программ. Наших слушателей ждет сюрприз. Это будет необычный концерт, в котором будет царить вдохновение.

Чего еще ждать слушателям от вас в течение юбилейного года?

— Сегодня все виды искусств, и хоровое, в том числе, переживают определенного рода кризис. На первый взгляд происходит смешение известных жанров и не за горами рождение новых, отвечающих потребностям современного слушателя и зрителя. Творческий поиск привел нас к пониманию этого процесса, и мы сейчас активно творим в этом направлении. Наш слушатель в юбилейном году может ожидать разнообразных, ярких и интересных концертов: русская духовная музыка, русский мюзикл, камерная хоровая музыка, русская песня и романс, современная русская и зарубежная музыка.

Кстати: Юбилейный концерт хоровой капеллы «Светилен» «25 лет на волне вдохновения» состоится 12 февраля в 19.00 на сцене большого зала Сургутской филармонии.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


11 февраля в 09:40, просмотров: 1137, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Вечерняя Рудион. Сегодня ничего не произошло

​Вечерняя Рудион. Сегодня ничего не произошло

Медики запрещают сургутянам курить, а бизнес — соблазняет; самые стойкие отказываются: изучают афишу «Арт-пикника» и пытаются рассмотреть в туманной дали будущего очертания нового сургутского моста… Ждать его придется долго
Редакция СИА-ПРЕСС 31 мая в 16:42
245 3
​Добрые дела «Сити Мебели»

​Добрые дела «Сити Мебели»

Предприниматели-арендаторы мебельного центра оказали поддержку малообеспеченной семье
Анна Рекке 31 мая в 15:55
160 0
Май: нефть укрепилась // АУДИО, ТЕКСТ

Май: нефть укрепилась // АУДИО, ТЕКСТ

Еженедельные новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 31 мая в 14:00
148 0
​Здоровье и семья — наше всё // ИНФОГРАФИКА

​Здоровье и семья — наше всё // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория siapress.ru расставила жизненные приоритеты
Редакция СИА-ПРЕСС 31 мая в 10:27
173 0
​Отец Антоний: «Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, нужно знакомить детей с традиционной культурой»

​Отец Антоний: «Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, нужно знакомить детей с традиционной культурой»

Что общество может противопоставить «рекламе» экстремизма?
Ася Егубцева 31 мая в 10:21
191 1
​Вечерняя Рудион. The Show Must Go On!

​Вечерняя Рудион. The Show Must Go On!

В Сургуте стартуют забеги кандидатов в градоначальники, Наталья Комарова ничего не сказала про Попова, но убралась в Барсово, а кучка сургутян активно обсуждает чудесные сталинские времена: добро пожаловать в сегодня
Редакция СИА-ПРЕСС 30 мая в 16:58
699 1
​О бюсте Сталина и не только

​О бюсте Сталина и не только

Лично я проголосовал бы «ЗА». Вообще, мы странно относимся к своим памятникам: памятник В.И.Ленину снесли, а болгарскому Ленину — Георгию Димитрову в Сургуте оставили, хотя в Болгарии его мавзолей давно уже взорвали, и имя забыли. И Карлу Марксу бюст в Сургуте есть...
Сергей Лагерев, член Союза журналистов России 30 мая в 10:11
1256 128
​Зарплата — только белая // ИНФОГРАФИКА

​Зарплата — только белая // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории получает за свои труды законные деньги
Редакция СИА-ПРЕСС 29 мая в 10:26
401 0
​«Каждый год приезжает. Ходит в лес, на рыбалку…»

​«Каждый год приезжает. Ходит в лес, на рыбалку…»

Как Владимир Богданов стал почётным жителем села Суерка
Людмила Захарова 28 мая в 16:28
1481 0
​«Консультант посмотрел на меня с сочувствием и объяснил, что Богданов вообще не даёт интервью»

​«Консультант посмотрел на меня с сочувствием и объяснил, что Богданов вообще не даёт интервью»

Главный редактор газеты «Ведомости» Татьяна Лысова рассказала «НГ» о том, как добивалась встречи с главой Сургутнефтегаза
Татьяна Лысова, главный редактор газеты «Ведомости», — специально для «НГ» 28 мая в 15:27
900 0
​«С Богдановым ругаться нельзя…»

​«С Богдановым ругаться нельзя…»

Леонид Рокецкий — о том, что оберегает Сургутнефтегаз
Людмила Захарова 28 мая в 13:30
1808 1
​«Сургутнефтегаз — это не шараш-монтаж!»

​«Сургутнефтегаз — это не шараш-монтаж!»

Экс-журналист «Нового Города» Ирина Ленькина вспомнила, как летала с Владимиром Богдановым на вертолёте
Ирина Ленькина 28 мая в 12:18
816 0
«Я верю в это, Володя»

«Я верю в это, Володя»

Первая встреча с Александром Усольцевым предопределила дальнейшую судьбу Богданова
Людмила Захарова 28 мая в 12:07
1553 0
​Кадровое управление // ИНФОГРАФИКА

​Кадровое управление // ИНФОГРАФИКА

Все заметные отставки и назначения в администрации Сургута за время работы Дмитрия Попова
Редакция СИА-ПРЕСС 27 мая в 15:28
950 3
​Подлецы остались подлецами

​Подлецы остались подлецами

Уважаемые телезрители живут в специально созданном лживыми государственными пропагандистами телевизионном аду. Этот ад циничные подлецы создают буквально за считанные минуты. Ад, в котором французы во Франции стали людьми второго сорта, где пожилых людей выкидывают на пенсию, а вместо них берут не говорящих по-французски иностранцев.
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 27 мая в 14:05
1131 36
​Статья дня. Песок — дело тонкое

​Статья дня. Песок — дело тонкое

Почему Дмитрий Попов подал в отставку и что будет дальше?
Дмитрий Щеглов 27 мая в 11:31
1350 2
Больше мнений