16+

Мизерные впечатления от «Мизери»

Почему столичная антреприза по роману Стивена Кинга оставляет в душе сургутского зрителя противоречивые чувства? Разбираем, что в спектакле хорошо, а что — не очень

Ужас! Ужас, как сильно нам всем хотелось попасть на спектакль по культовой книге Стивена Кинга. Момент настал. Страждущих и предвкушающих у гардероба Сургутской филармонии — сотни человек. Над головами проносятся норки и песцы. Скорее бы избавиться от шуб и пройти в зал — до жути хочется увидеть, как Современный театр антрепризы из Москвы адаптировал хоррор «Мизери» для театральных подмостков.

Коротко о сюжете

Напомним, история проста, но пробирает до косточек. Два главных героя, практически неизменное место действия, снежный апокалипсис и беспрецедентная жестокость.

Популярный писатель Пол Шелдон, автор слащавых романов о прекрасной Мизери, будучи подшофе, попадает в серьезную аварию, в результате которой сильно травмируется. Пострадавшему несказанно везет — его спасает и выхаживает бывшая медсестра Энни Уилкс. Просто чудо! Оказывается, она еще и преданная поклонница Шелдона. Однако в голове у восхищенной провинциальной читательницы зиждется чудовище с садистскими замашками, которому беспомощность кумира дает полный карт-бланш.

Плюсы и минусы спектакля

Итак, что же мы видим на сцене?

1. Интерактивный «заход» в спектакль главного героя в исполнении Даниила Спиваковского — это хорошо.

2. Депрессивные декорации, находка с кроватью-трибуной, отличные световые решения. Все это передает атмосферу произведения, которую мы помним если не по самой книге Кинга, то по ее знаменитой экранизации 1990 года, за роль в которой актриса Кэти Бэйтс, к слову, получила «Оскар». Это тоже хорошо.

Кэти Бэйтс в экранизации «Мизери» 1990 года

3. В начале диалога героев обнаруживается, что у Евгении Добровольской, играющей Элли, плохо работает микрофон. Зрители дальних рядов с трудом различают реплики актрисы. Это плохо. Несмотря на неловкую ситуацию, Добровольская продолжает играть, не выходя из роли. Ее партнер тоже держит марку. Это хорошо.

4. Из зала кричат: «Не слышно!» Невоспитанные вопли врезаются в сценическое действо и напрочь разрушают старательно создаваемое артистами кинговское настроение. Местами зрители вообще начинают хлопать. Спектакль начинается скомканно. «Тихий ужас» продолжается в течение первых 20 минут. Надо ли уточнять, что это плохо?

5. Как говорится — show must go on. И шоу действительно продолжается. Звук постепенно приходит в норму. Зритель снова пытается поймать фирменную мрачную волну короля ужасов. Но не может. Потому что вместо душераздирающего триллера нам показывают версию, в которой все острые моменты сведены к кукольной иносказательности, метафоричности и «а вот здесь представьте, что была бы жесть». Наверное, без карабас-барабасной постельной сцены с нарочитыми охами и вовсе можно было бы обойтись? Плохо. Но создателю, конечно, виднее.

6. У зрителей разных городов, судя по отзывам, возникают вопросы к музыкальному сопровождению. И сургутяне — не исключение. С одной стороны, хочется отметить наличие аудиовизуального контрапункта (например, мучения героя под веселую мелодию). Это хороший прием.

Но в целом звуковые решения спектакля способствуют превращению напряженной постановки в комедийное шоу, что плохо.

7. Кстати, о напряженности. Кажется удачным выбор Евгении Добровольской на роль Энни. Витиеватые перепады настроения, голосовые спады и подъемы, истерики и сумасшедшие выходки в ее исполнении очень даже хороши.

8. Любопытные режиссерские ходы часто сводит на нет процесс смены декораций на сцене. Да, он проходит при выключенном «большом» свете. Но при этом в зале есть таблички, дающие небольшое освещение. В итоге зритель видит то, чего не должен — как люди уносят и приносят предметы, как артисты занимают нужное положение и прочие «интимные» театральные моменты.

Итоги

Постановка Нины Орловской вызывает противоречивые чувства. В ней, безусловно, есть как слабые стороны, так сильные. И думается, режиссер, создавая ее, понимал, что попадет в капкан сравнений. А еще не будем забывать, что он все же имеет право на свое видение и прочтение.

Интересно, что «мизери» означает «мучение» или «страдание». Что ж, именно оно часто преследует тех, кто берется отеатралить этот роман Стивена Кинга. Так, в 2015 году на Бродвее состоялась премьера «Мизери», где роль писателя Пола Шелдона сыграл… Брюс Уиллис! Однако, переведя статьи в The New York Times или в The Hollywood Reporter, можно вдруг обнаружить, что «крепкого орешка» и саму постановку раскритиковали в пух и прах.

Так или иначе, пришедшие на «самое страшное произведение» Кинга в своем большинстве все-таки ожидают чего-то более откровенного, продуманного, нежели то, что нам показали на сцене Сургутской филармонии. Но полученные впечатления от «Мизери» — можно сказать, мизерны.

Как гласит народная мудрость: назвался груздем — полезай в кузов. А назвался груздем Стивена Кинга — полезай в инопланетный корабль томинокеров, который кровавая Кэрри припарковала на кладбище домашних животных.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


29 ноября в 16:49, просмотров: 1408, комментариев: 3



QR код


Комментарии:
Серж
Я, наверное, в связи с возрастом, уже не понимаю чего-то. Мне всегда казалось, что любое искусство должно приносить радость и духовное удовлетворение. А если ты выходишь из зала с дрожью в коленках от испуга и страха. И зачем это нужно, когда итак наша жизнь - одни стрессы? Не понимаю. И вот эти слова автора: мучение героя под весёлую музыку - это хороший приём. Это что? Ненормальность какая-то. Садизм в лучшем виде. Что это даёт зрителю?
444 Серж
Да, возраст... Вам фильм Иди и смотри радость принес? Может быть, духовное удовлетворение? По-вашему, это не искусство? А Сын Саула? Может, надо современному человеку иногда встряхнуться, как следует, от стрессов повседневности, вот и смотрят талантливое кино, книги захватывающие читают. Это же не вчера началось, а со страшных сказок, с Эдгара По. Разве это не искусство?
СургуT Серж
Ну-ка Серж, расскажите о радости чтения собрания сочинений Достоевского. Желательно в форме большого блога на сиа!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Пионер не готов

Пионер не готов

Единственное историческое здание Сургута вновь собираются реконструировать. Но денег на это по-прежнему нет
Артем Мазнев Сегодня в 07:02
339 2
Окружные чиновники рассказали, что будет, если Югра лишится единственного хосписа 

Окружные чиновники рассказали, что будет, если Югра лишится единственного хосписа 

Специалисты депздрава о ситуации с частной медорганизацией «Золотое сердце»
Анастасия Якупова 10 декабря в 18:14
572 0
Жительница Белого Яра боится, что чиновники через суд лишат ее квартиры

Жительница Белого Яра боится, что чиновники через суд лишат ее квартиры

Пенсионерка не соглашается на предложенные для расселения варианты из-за своего внука
Лилия Сулейманова 10 декабря в 17:14
644 7
Участки для многодетных семей, новые школы и дороги

Участки для многодетных семей, новые школы и дороги

Сургутские депутаты обсуждают бюджет департамента архитектуры
Редакция СИА-ПРЕСС 10 декабря в 15:54
681 1
Одним выстрелом — трёх зайцев

Одним выстрелом — трёх зайцев

О передаче пустующего здания ООО «Газпром переработка» Сургутскому госуниверситету
Атанас Атанасов, член Союза журналистов России, председатель Сургутского Болгарского землячества 10 декабря в 10:19
1127 30
Профессор Мальков: «Моя ЖИЗНЬ – в спасении»

Профессор Мальков: «Моя ЖИЗНЬ – в спасении»

В нашей стране ежегодно гибнет от внезапной остановки сердца 350 тысяч человек. Профессор, доктор медицинских наук Олег Мальков стремится изменить эту страшную статистику
Елена Курилова, Центр информации и связи с общественностью СурГПУ 09 декабря в 10:16
688 2
Рудион по пятницам: куда уходят деньги

Рудион по пятницам: куда уходят деньги

Ева Рудион 07 декабря в 18:26
890 0
Сильный мужчина, у которого есть семья и дети, не будет сидеть за видеоиграми

Сильный мужчина, у которого есть семья и дети, не будет сидеть за видеоиграми

Интервью с психологом Евгением Садовниковым о зависимости от видеоигр у взрослых людей: откуда берется, как распознать и бороться
Лилия Сулейманова 07 декабря в 15:22
921 3
​Ванда Болотнова: «На планерку я захожу со словами: что вы тут понаделали?»

​Ванда Болотнова: «На планерку я захожу со словами: что вы тут понаделали?»

Интервью с руководителем Городского культурного центра о работе в творческом коллективе, 50-летии учреждения и его планах
Анастасия Якупова 07 декабря в 12:57
997 0
Достойный уход // ФОТОРЕПОРТАЖ

Достойный уход // ФОТОРЕПОРТАЖ

Как коллектив единственного в Югре хосписа «Золотое сердце» оправдывает свое название
Анастасия Якупова 06 декабря в 17:51
1517 2
​Противоречивое очарование Зайчикова // ФОТО

​Противоречивое очарование Зайчикова // ФОТО

Смех, грех и бесконечное умиление — на выставке «Когда все отдыхают» в сургутской галерее «Стерх»
Надежда Макаренко 06 декабря в 11:37
370 0
​Люди голосуют за проекты по «картинке», а мы оцениваем их более детально

​Люди голосуют за проекты по «картинке», а мы оцениваем их более детально

Член «Народного совета» Сургута, председатель Молодежной палаты при городской думе Юрий Стрелец о том, как выбираются к финансированию общественные инициативы по благоустройству города
Лилия Сулейманова 06 декабря в 10:59
527 5
Больше мнений