16+

​«Рай» как соблазн совпадения с властью

Картина Андрея Кончаловского — манерная, притворная, но… хорошая

«Рай», прошлогодняя картина Андрея Кончаловского (он получил за нее Серебряного льва» в Венеции) наконец-то добралась до торрентов — и настало время о ней поговорить.

Первое, что сразу понимаешь: сюжет здесь чисто служебный. Он нужен лишь для того, чтобы режиссер мог донести некоторые свои мысли. Но вот если взять, например, венгерский фильм «Сын Саула» (режиссер Ласло Немеш) на ту же тему холокоста — там сюжет не служебный, а художественный вполне.

Извините, но для такой страшной темы фильм «Рай» слишком манерный, притворный, что ли. Но это совсем не отменяет того, что это хороший фильм.

Второе, что хочется сказать в связи с «Раем»: цель художника (в данном случае – режиссера) не в том, чтобы быть нравственным образцом, ориентиром, а в том, чтобы вобрать в себя некие тенденции времени (в том числе и пороки, и изъяны) и выпукло их представить в своем произведении. Если, к примеру, художник заблуждается, то он нам все свои аберрации в своем произведении и покажет. Чтобы все это поглядели и не повторяли его ошибок. Или чтобы повторяли, если кому-то вдруг хочется.

Третье. Как я уже сказал, в «Раю» все персонажи — немножко не люди, а схемы, транслирующие то, что Кончаловский хочет сегодня сказать. Это минимум две вещи, и они связаны. Первая вещь — это фраза нациста: «Если бы я жил в СССР, я стал бы коммунистом», — то есть эти режимы если не тождественны, то подобны. Вторая мысль такова: просвещенный патриот легко попадается в капкан властной идеологии. А уж понимает Кончаловский, что это он про себя проговаривается, или не понимает, в общем-то, неважно.

Для нас, зрителей, ценно, что мы можем поглядеть на разрушительный эффект этих заблуждений и не повторять ошибок. Или повторять.

В картине три персонажа. Русская княгиня, спасающая в оккупированном Париже еврейских детей, — ее арестовывают, она попадает в концлагерь. Коллаборационист Жюль — французский обыватель, прислуживающий нацистам, он ведет допрос княгини, ее вожделея. И нацистский офицер — славист, поклонник Чехова, до войны он был знаком с княгиней, любил ее, он встретит ее в концлагере, когда приедет туда с проверкой. Похоже, этот рефлексирующий офицер навеян романом «Благоволительницы» Джонатана Литтелла.

Важное место в фильме занимают исповеди персонажей — посмертные, адресованные Богу. Все трое по очереди рассказывают нам о своих мотивациях, о своих искушениях. И если в самом фильме герои скупы на эмоции, то перед Богом они «расчехляются».

В одном из последних интервью Кончаловский говорит буквально следующее: «Русская культура — огромная архаическая плита, которая лежит во всю Евразию и восходит даже не к славянству, а к праславянству, к самой языческой древности. В наследство от Византии нам досталось Православие, но не досталось ни иудейской схоластики, ни греческой философии, ни римского права. И в этом — как наш недостаток, так и наше преимущество». Ну и дальше — про то, что русская ментальность лишена буржуазного накопительского инстинкта. Что Россия всегда будет выбирать архаизацию. Что русский народ создает в своем обществе власть согласно своему представлению о власти, а не вследствие победы той или иной партии на выборах. И наконец — что мудрость Путина именно в том и заключается, что он улавливает эти гравитационные волны, и Россия при Путине стала одним из центров глобальной политики.

Как вы заметили, исподволь делается упор на имманентные признаки: мы вот такие исключительные, у нас особый путь, и поэтому мы правы и не перед кем отвечать не обязаны. Да, мы не всегда хорошие, но ни у кого нет права нас учить, над нами нет никаких общих, универсальных критериев, законов.

Я бы назвал такой дискурс трагедией русского сознания.

Впрочем, всего три года назад режиссер говорил совершенно иное: «Россия не может двигаться вперёд, потому что не хочет понять, как далеко она отстала в своём цивилизационном развитии от Европы». И далее: «Только искреннее слово (лидера России) может стать поводом для национального пробуждения от феодальной спячки». От феодальной!

Деятели культуры — они ведь все понимают. И для тех, кто претендует на власть над умами, близка стратегия власти политической. А отстаивать точку зрения, не совпадающую с мейнстримовой, не совпадающую с той, которую транслируют кремлевские политтехнологи, порой ой как непросто. Вообще трудно противостоять соблазну совпадения с большинством. Легче совпадать. И через годы сторониться исторической ответственности, изворачиваясь: «А в чем моя вина? Нам с высоких трибун врали…»

А ведь кино-то ровно об этом…


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


20 марта в 11:22, просмотров: 691, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Сургутские депутаты не смогли получить от чиновников внятных ответов про РКЦ ЖКХ

​Сургутские депутаты не смогли получить от чиновников внятных ответов про РКЦ ЖКХ

Они, собственно, и не очень настойчиво спрашивали
Дмитрий Щеглов Сегодня в 15:51
416 5
​Основные новости с рынка нефти // АУДИО, ТЕКСТ

​Основные новости с рынка нефти // АУДИО, ТЕКСТ

Обзор итогов недели на фондовом рынке, важных событиях на рынке нефти, перспективах рубля до конца года и о том, стоит ли сейчас покупать доллары и евро
Пятина Валерия финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер Сегодня в 12:33
146 0
​Молодежь в России – это будущая рабочая сила с мутным представлением о своем будущем

​Молодежь в России – это будущая рабочая сила с мутным представлением о своем будущем

Что, соответственно, и вызывает протест в любой форме.
Сергей Бражников, читатель siapress.ru Сегодня в 10:16
378 6
​Сургутские депутаты заблокировали попытку городских чиновников взять думу под контроль

​Сургутские депутаты заблокировали попытку городских чиновников взять думу под контроль

А сейчас парламентарии обсуждают тему «РКЦ ЖКХ» на фракции «Единой России»
Дмитрий Щеглов 20 ноября в 15:43
936 3
​Парад народов

​Парад народов

Что читают в Республике Марий Эл, о чём писал Чингиз Айтматов и кто такой Ижик — расскажут на выставке в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина
Надежда Макаренко 19 ноября в 09:49
568 5
«Порт» Шрёдингера

«Порт» Шрёдингера

Ни жив ни мёртв? С чем встречает свой первый юбилей главная молодежная площадка Сургута
Надежда Макаренко 17 ноября в 11:00
800 5
«Не прогибаться ни под какие обстоятельства»

«Не прогибаться ни под какие обстоятельства»

Заведующий КЦ «Порт» Юрий Семенков рассказал, с какими успехами и проблемами культурный центр встречает первый юбилей
Надежда Макаренко 17 ноября в 11:56
738 2
«Канцелярия поработила здравый смысл»

«Канцелярия поработила здравый смысл»

Автор создания и куратор деятельности КЦ «Порт», бывший начальник учреждения Сергей Нестеров — о том, как возник культурный центр и какие у него перспективы
Надежда Макаренко 17 ноября в 11:38
878 3
​Наталья Куксенко: «Если перерасчёт не выгоден для пенсионера, мы его не делаем»

​Наталья Куксенко: «Если перерасчёт не выгоден для пенсионера, мы его не делаем»

По большей части обработанных нами заявлений пенсии увеличились
Лилия Сулейманова 18 ноября в 11:11
762 1
​Сила противодействия

​Сила противодействия

Борьба с экстремизмом стала одной из главных тем форума «Югра многонациональная»
Артем Мазнев 18 ноября в 10:16
451 1
​Сургутская неделя. За всё хорошее

​Сургутская неделя. За всё хорошее

И против газопроводов, пробок и мусора
Василий Мирский 17 ноября в 18:12
795 4
​Владимир Якушев: «Наше большое преимущество – преемственность в управлении регионом»

​Владимир Якушев: «Наше большое преимущество – преемственность в управлении регионом»

О жилищном строительстве, молодежи, межбюджетных отношениях и главной проблеме Тюменской области — в эксклюзивном интервью СИА-ПРЕСС
Дмитрий Щеглов 17 ноября в 14:10
892 1
​Не дайте в детях погубить веру в справедливость

​Не дайте в детях погубить веру в справедливость

Но…Нам дали утешительный приз – чайный сервиз на 12 персон для 17 детей и двоих взрослых!
Эльмира Гатауллина, сургутянка 17 ноября в 10:21
1842 64
Больше мнений