16+

​Вася Ложкин: «За всю страну не скажу, я не Солженицын. Могу сказать только за себя. Мне хорошо»

Интервью о жизни, России и творчестве

Фото Ростислава Красноперова
Фото Ростислава Красноперова

Не все в курсе, кто такой Вася Ложкин, но абсолютное большинство людей мгновенно узнает его картины. Будучи мастером сатиры, он буквально разбомбил интернет хлесткими мазками своих беспощадных работ. Впрочем, плакать и смеяться довелось не только пользователям Сети: за плечами у Ложкина несколько успешных персональных выставок в Москве и Санкт-Петербурге. Корреспонденты «Нового Города» поговорили с художником о жизни, России и творчестве, а в конце беседы бесповоротно влюбились в Васю.

Надежда Макаренко: Предпосылки к изобразительному искусству у вас с детства? Или это случилось, когда вы, согласно одному интервью, нашли в 1996 году ватман на помойке и начали рисовать «пытки и поножовщину»?

Вася Ложкин: Ну, знаете, все дети любят рисовать. Потом они перестают рисовать почти все, но кто-то не перестает. Так как я всегда занимался какой-то творческой деятельностью, поэтому рисование картинок для меня было всегда частью целого. Для меня это совершенно органично. Не было такого, типа молния меня в голову стукнула или событие какое-то произошло. Что касается ватмана, то да, был у меня такой большой рулон, я рисовал на нем. Это было здорово.

Н.М.: В каком году вы плотно и всерьез проникли в художественную сферу?

В.Л.: В 2008-2009 годах.

Кстати: Вася Ложкин входит в общество «Колдовские художники», в народе известное как «КОЛХУи». Художники придумали свой основной творческий стиль и назвали его мульт­реализмом. Помимо изобразительного искусства, «Колдовские Художники» занимаются музыкой (группа НОМ), кино и литературой. Также в объединение входят Андрей Кагадеев, Николай Копейкин, Владимир Медведев, Кирилл Миллер, Николай Васильев и другие.

Н.М.: На многих ваших картинах фигурирует рыжий кот. У вас дома какие-то питомцы живут?

В.Л.: У меня кот, зовут его Мурчелло, потому что у него там какое-то хитрое имя сложносочиненное, он породистый. Полное имя я не помню, это мы так сократили. Но вообще в основном называем его тварью или гнидой.

Про медиков, скучные заказы и рептилоидов

Юрий Нуреев: Вы же наверняка пишете не только для вдохновения, для себя, но и для каких-то других целей. Есть ли у вас коммерческое предложение? Может, заказы какие-то есть?

В.Л.: Ну, конечно. Я вот сейчас, например, делаю тут серию картин для одного медицинского учреждения. На тему медицины. И рекламой я занимался, и другими вещами…

Ю.Н.: Помнится, на «РЕН ТВ» были заставки.

В.Л.: Да-да.

Ю.Н.: Кстати, один из самых интересных моментов в эфире этого канала…

В.Л.: Да ладно вам!

У них там про инопланетян такие передачи, или про этих, про рептилоидов. Чего вы?

Н.М.: Ага, пришелец Алешенька…

Ю.Н.: Как вы относитесь к тому, что ваши картины могут копировать?

В.Л.:Я никак к этому не отношусь. Кто-то вышивает картины и еще какие-то штучки делает. Заняты люди — и прекрасно. Людям нравится рисовать, так пусть рисуют.

Ю.Н.: Кстати, о заказах. А существуют ли такие, которые вы совершенно точно не возьмете?

В.Л.: Конечно. Обращались ко мне недавно и просили календарь на тему, по-моему, бухучета. Мне это не очень интересно. Есть вещи, которые в художественном смысле не являются каким-то привлекательными. Вот с медиками всегда интересно! Там много можно напридумывать. А в юриспруденции, например, все достаточно скучно.

Ю.Н.: Есть какие-то политические или идеологические мотивы, которые могут вами двигать при приеме или отказе?

В.Л.: У человека, у которого есть деньги или он, допустим, руководитель организации, и он хочет сделать календарь: у него не будет никаких политических мотивов…

А у кого в голове политика, у тех денег нет.

Про политику и запрещённую картину

Н.М.: Хотелось бы узнать судьбу запрещенной картины «Великая прекрасная Россия», которую признали экстремистской. Она сейчас у вас? Может быть, кто-то ее купил, или вы ее уничтожили?

В.Л.: Если честно, не знаю, про какую картину речь. Дело в том, что в интернете много картинок на основе сделанных мною, которые бродят туда-сюда. Но там какие-то подписи к ним приделываются, коллажи. И все это приписывается мне. Не всегда понятно, действительно я это сделал или нет. Если мы говорим о картине «Шестая часть суши», то она уже давно черт знает где, и у меня ее давно на сайте и нигде нет.

Ю.Н.: Вы отслеживаете судьбу своих картин, или они ушли в народ — и все?

В.Л.: Не отслеживаю, нет. Кстати, о политических вещах. Вот я заключаю с кем-то договор на рекламный календарь. Видели ли вы хоть один политический календарь у нас в пространстве?

Ю.Н.: Есть «12 настроений президента», который пользовался какой-то популярностью. По крайней мере, в медиа его часто форсили.

В.Л.: Не видел, честно говоря. Может, потому что я мало этой темой интересуюсь…

Н.М.: Кобылозаводск — придуманное вами место, в котором происходят события на картинах, — это некий собирательный образ провинциального русского города?

В.Л.: Ну да, только для меня это уже не актуально давно. Это была какая-то забава, а сейчас мне это уже неинтересно, поэтому тема в прошлом.

Про зелёный период и авторов, мучающих котят

Н.М.: У художников бывают разные периоды: например, золотой, перламутровый. А у вас сейчас какой? Пишется больше котиков, бабок или мужиков?

В.Л.: У меня это больше по цветам распределяется.

Сейчас у меня зеленый период. Для медиков делаю целую кучу картинок, там все зеленого цвета. Не знаю, с чем это связано.

Бывает, что хочется все в голубом цвете делать, бывает, что в сером. По сути-то ничего не меняется. Может, только появляются технические навыки. Просто руку набил. Периодами это сложно назвать. Я не так давно этим занимаюсь.

Н.М.: Ваши картины в одном экземпляре или бывают повторы?

В.Л.: Бывает по-разному. Иногда возникает переосмысление. Сюжет хороший, а ты его уже как-то иначе видишь. Бывает, какую-то картину делаешь большего размера.

Ю.Н.: Сколько времени уходит на одну картину с котиком?

В.Л.: Сложно не нарисовать, а придумать. А рисовать что там… один день.

Ю.Н.: Кстати, не собираетесь ли что-нибудь рисовать на компьютере?

В.Л.: У меня был планшет для рисования на компьютере. Я рисовал в Photoshop. Хорошо его знаю. Там и книгу можно сверстать. Понятно, что это как кариес удалять через задний проход. Но мне просто ближе эта программа. Конечно, она не рисовательная, но мне было сподручно. Да и зачем вообще рисовать на компьютере, если можно рисовать красками? Я же не занимаюсь каким-то вебдизайном. Все мои картинки висят за спиной, на стене. Это как бы такие штуки осязаемые, их можно потрогать, повесить, перевесить, сжечь в печке. А в интернете — это совсем другая тема, это для других целей. Моя цель — рисовать, чтобы люди могли пощупать руками.

Ю.Н.: Другими словами, котики останутся на холсте. И это очень хорошо.

В.Л. (показывает фигурку с котами из картины «Ватничек» из стеклопластика): Не только на холсте, но и в 3D!

Н.М.: Здорово. Читала, что вы не подписываете работы. Почему? Не надумали еще начать?

В.Л.: Иногда сзади подписываю, когда меня просят, а спереди нет. Мне кажется, это как-то не очень, когда картину человек подписывает. С одной стороны, он ее написал, это логично. С другой, это мое субъективное восприятие: я, например, никогда не запоминаю режиссеров, художников, авторов книг, фамилии актеров. Мне это совершенно неинтересно. Мне никогда не была интересна личная жизнь писателя. Вот я послушал музыку, и мне все равно, что ее автор может мучить котят, быть сатанистом, поклоняться Гитлеру у себя на кухне, изобретать химическое оружие. Но есть его произведение, которое само по себе.

Меня личность автора совершенно не волнует. И я себя от своих произведений отделяю.

Нарисована картинка — вот она картинка. Я это делаю, чтобы это было здесь и сейчас, а не чтобы через 100 лет мои картины где-то висели в музее. Это мне не надо.

Про конституцию и цензуру

Н.М.: Нет ли у вас ощущения, как у художника, что сейчас в искусстве стараются ввести цензуру? Какое у вас к этому отношение?

В.Л.: Ой, ну тут сложно очень. У нас, во-первых, есть конституция, и там написано, что цензуры у нас нет.

Н.М.: Как бы да.

В.Л.: Но есть законы, которые запрещают пропаганду насилия, гомосексуализма, педофилии. Если речь идет о театре, там же не дураки работают, они могут себя контролировать. Если речь про изобразительное искусство, то, скажем так, есть выставочные залы государственные и частные, которые должны сами решать, что хорошо, что плохо, но все в рамках закона. Просто как эту цензуру можно реализовывать на практике? Создать комитет по цензуре, состоящий из наиболее уважаемых граждан? Ну не знаю… Есть закон. Вот, например, запретили ругаться матом в песнях, фильмах, книжках, но люди как-то все равно его обходят.

Про «Крики лысого дурака» и брянь-брянь

Н.М.: Поскольку вы музыкант, хочется расспросить вас и на эту тему тоже. Долго организовывались, чтобы записать «Крики лысого дурака» в 2016 году?

В.Л.: Не то чтобы долго организовывался. У всех свои дела, записывали в свободное время. На это ушло примерно три месяца.

Н.М.: Вы сами исполняете песни и пишете тексты?

В.Л.: Ну да, и на гитаре там брянь-брянь.

Ю.Н.: Если говорить о той музыке, которую вы слушаете, она сильно контрастирует с той, которую вы записываете, или вы примерно в одном стиле остаетесь в своих предпочтениях?

В.Л.: Сложно сказать. Вот смотрите. Нравится мне, например, Егор Летов, или Том Уэйтс.

Я бы хотел делать что-то подобное, но в силу того, что у меня нет ни ума, ни таланта, получается то, что получается.

Н.М.: Вась, вы всегда занимаетесь самобичеванием. На вашем сайте тоже написано: рисовать я не умею, петь я не умею. Но на самом деле вы ведь чувствуете народную любовь? Она вас не переубеждает?

В.Л.: Конечно, чувствую. Но никто меня не переубеждает. Потому что тут дело не в том, как это нарисовано, а скорее в том, что нарисовано. Технически умений никаких нет. Важна некая идея рисунка.

Н.М.: Мне кажется, у вас уже выработался свой художественный стиль.

В.Л.: Это случилось в силу объективных причин, потому что я по-другому просто не умею.

Ю.Н.: Недавно вышел альбом «Ноль+30» Федора Чистякова (солиста группы «Ноль». — Прим. авт.), там ваша обложка. Часто поступают такие заказы? Мол, нарисуйте нам котика на обложку.

В.Л.: Нет, нечасто. Бывает, что обращаются какие-то группы, которые совсем мало известные, присылают какую-то музыку. Она совершенно чудовищная, и мне это просто неинтересно.

Ю.Н.: Вы делаете обложки только для тех, чья музыка вам понравилась?

В.Л.: Конечно, я же не беру за это деньги.

Про НТВ и суровых мужиков

Ю.Н.: Мы тут нарыли интересный факт, что вы находите любопытной передачу «Модный приговор»…

Н.М.: Сейчас поменялись предпочтения? Какие у вас нынче в тренде передачи?

В.Л.: У меня сейчас нет времени смотреть телевизор, не знаю, что там показывают. Я иногда только вечером смотрю смешное что-то, когда ем.

Н.М.: Ну вот, а мы ожидали услышать что-то типа «Давай поженимся»…

В.Л.: Это днем! А я в это время в мастерской. Вечером много лет подряд, уже лет 10 как минимум, я по вечерам смотрю телесериал «След». Он мне очень нравится. Он такой волшебный, психоделический. Такой сказочный сериал, медитативный. А еще когда есть возможность, люблю посмотреть НТВ. Его можно включить в любое время в любой день. Там всегда показывают мужиков с такими суровыми лицами. И одни мужики плохие, а другие хорошие. И они всячески сражаются между собой. Причем это уже тоже много лет. «Возвращение какого-нибудь слепо-глухонемого», «Псевдоним португалец». Эта эстетика мне нравится. Несколько минут посмотреть можно.

Про современную действительность

Ю.Н.: Сарказм ваш известен достаточно. Если говорить серьезно, что вам нравится в нашей современной действительности? Что вы можете назвать хорошим, здоровым?

В.Л.: Мне много чего нравится. Мне сложно с чем-либо сравнивать. Но если сравнивать с временными периодами, то мне нравится больше жить сейчас, чем в 90-е. По-моему, стало лучше. Но в моей жизни точно лучше.

Н.М.: Почему, если не секрет? Потому что пришел художественный успех, или это больше связано с личной жизнью?

В.Л.: Это связано с возрастом. Да, семья, успех, крыша над головой и так далее. Материальная, может, какая-то обеспеченность. По сравнению с тем, что было. И, конечно, научно-технический прогресс не стоит на месте. Мне нравится смартфоны, автомобили, компьютеры, которых не было раньше. Но это такие общемировые вещи. Можно часами рассуждать о том, что хорошо, что плохо. И мы все это прекрасно знаем.

За всю страну я сказать не могу, потому что я не Солженицын. Я могу сказать только за себя. Мне хорошо.

Справка: Вася Ложкин (по паспорту — Алексей Куделин) — российский художник и музыкант. Родился в 1976 году в Солнечногорске. Окончил вуз по специальности «юрист», но по профессии не работал. С 2013 года живет в Ярославле.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


17 февраля в 15:16, просмотров: 1098, комментариев: 1



QR код


Комментарии:
Саша Алексеев
Ну так то да, очень много чего на свете теперь лучше, чем в Солнечногорске девяностых. И вокруг по прежнему достаточно абсурда, чтоб производить парадоксальное искусство.
Основной плюс мультреализма - его практически мгновенная доходчивость, возможность в краткий миг охватить весь образ целиком и понять, о чем он. Кроме того, это очень утилитарный стиль, позволяющий через небольшой набор фирменных образов выразить самые разные идеи, обыграть любую злободневную ситуацию.
С другой стороны, карикатуристов много, но серьёзного внимания добиваются единицы, и, как правило, не очень надолго. Остаётся пожелать художнику, чтоб независимо от конъюнктуры он оставался таким же цельным, независимым, здравомыслящим человеком, каким себя позиционирует.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​В Усманове уверены // ИНФОГРАФИКА

​В Усманове уверены // ИНФОГРАФИКА

Больше половины принявших участие в опросе siapress.ru считают, что бизнесмен выиграет суд у оппозиционера
Редакция СИА-ПРЕСС 24 апреля в 18:23
156 1
​Туристический кластер Ялуторовска в 2017 году пополнится «Торговыми рядами»

​Туристический кластер Ялуторовска в 2017 году пополнится «Торговыми рядами»

Новый музей позиционируется как место семейного отдыха, в котором с интересом можно провести несколько часов
Никита Шаганенко 24 апреля в 17:42
140 1
«Перезапуск» Сургута в действии

«Перезапуск» Сургута в действии

Давайте не будем слишком строги к новой команде, у которой фактически первые полгода ушли на то, чтобы разобраться в ситуации и переформатировать работу аппарата.
Алексей Кучин, депутат думы Сургута 24 апреля в 16:50
374 7
Больше ​90 процентов сургутских родителей, освобожденных от оплаты детсада, лишатся льготы

Больше ​90 процентов сургутских родителей, освобожденных от оплаты детсада, лишатся льготы

С 1 июля 2017 года льготы на оплату детских садов будут начисляться по федеральному стандарту
Лилия Сулейманова 24 апреля в 12:47
656 16
​Превратности судьбы

​Превратности судьбы

Кто помогал в делах Сургутскому уездному исправнику
Людмила Захарова 22 апреля в 14:19
1223 0
​Сургутская неделя. Переходящий бюст Сталину

​Сургутская неделя. Переходящий бюст Сталину

С его помощью можно «пугать» долгострои
Олег Владимиров 22 апреля в 09:00
637 7
В Сургуте стартует благотворительный проект по подсветке храмов

В Сургуте стартует благотворительный проект по подсветке храмов

В городе сегодня насчитывается более десятка сооружений религиозного назначения – мест особого почитания, трепетного отношения и притяжения тысяч прихожан...
Александра Ипполитова 21 апреля в 19:43
680 7
​Статья дня. Пустое здание на улице Энергетиков: что нужно инвестору, чего хотят чиновники и в чём реально нуждается город?

​Статья дня. Пустое здание на улице Энергетиков: что нужно инвестору, чего хотят чиновники и в чём реально нуждается город?

«Новый Город» — о ситуации вокруг пустующего стеклянного здания возле СОКБ
Артем Мазнев 21 апреля в 12:02
1899 18
​Я не представляла, сколько в Сургуте озлобленных людей

​Я не представляла, сколько в Сургуте озлобленных людей

Знаю, что нельзя помочь всем. Но помогла уже многим. А вы?
Вероника Шитова, волонтер ОД «Дай лапу», оператор «горячей линии» 21 апреля в 11:24
1672 0
​Автовокзалу там не место // ИНФОГРАФИКА

​Автовокзалу там не место // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория siapress.ru полагает, что размещать транспортный узел на Грибоедовской развязке не стоит
Редакция СИА-ПРЕСС 20 апреля в 18:33
590 1
Ялуторовск привлек по 100 тыс. рублей инвестиций на одного жителя

Ялуторовск привлек по 100 тыс. рублей инвестиций на одного жителя

С 2012 года инвестиции в экономику Ялуторовска, расположенного в 75 км в юго-востоку от Тюмени, составили около 4 млрд рублей
Никита Шаганенко 20 апреля в 17:48
473 0
​Семь раз отмерь, прежде чем резать

​Семь раз отмерь, прежде чем резать

Поддержите нашу идею – дайте городу транспортный узел, достойный называться современным.
Атанас Атанасов, председатель Сургутского болгарского землячества 20 апреля в 09:44
727 3
​Нефть и геополитика // АУДИО, ТЕКСТ

​Нефть и геополитика // АУДИО, ТЕКСТ

Чего ждать от рынка на этой неделе? Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 20 апреля в 08:20
350 0
​Городская бессмыслица // ИНФОГРАФИКА

​Городская бессмыслица // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория siapress.ru не видит пользы от прошедшего в Сургуте урбанистического форума
Редакция СИА-ПРЕСС 18 апреля в 17:12
721 3
«Нефть выросла на геополитических новостях, поэтому не обольщайтесь...» // АУДИО

«Нефть выросла на геополитических новостях, поэтому не обольщайтесь...» // АУДИО

Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 18 апреля в 11:26
417 0
​Предложение, от которого нельзя отказаться

​Предложение, от которого нельзя отказаться

В «Дай Лапу» мне предложили попробовать себя в роли оператора «горячей линии». Казалось, что в этом нет ничего сложного – бери телефон и отвечай на звонки. На самом же деле всё не так просто.
Александр Побережный, главный редактор портала «О, Сургут!» 18 апреля в 10:15
599 3
Больше мнений