16+

Игорь Кутьков: «Хорошо создать город с домашней атмосферой…»

Фото Виталия Ветрова
Фото Виталия Ветрова

Брать интервью - это всегда ответственное мероприятие, и я к нему подошла со всей строгостью. Вопросы написала на листочке. Бегу в Городской культурный центр - с минуты на минуту должна встретиться с Игорем Кутьковым, режиссёром, руководителем театральной студии "Кулисы" Городского культурного центра. Раз уж такое дело, то вопрос нужно задать самый важный, самый серьезный.

- Добрый день, Игорь Ремович, тема патриотизма довольно интересная, хотелось бы поговорить с вами о ней. Что для Вас “патриотизм”?

- Ну и вопросы у вас с утра!..

Есть три круга понимания.

Первый круг, когда патриотизм понимается в широком смысле слова, всеобъемлющий, и я к нему с пониманием отношусь - я оголтелый патриот.

Есть средний круг - когда реализуется твоя профессиональная принадлежность. Для меня это театр. Здесь я тоже патриот - с 12 лет на сцене. Все, что я умею делать и исповедую как религию, - связано с театральной средой. И мне не важно в каком виде будет оно проявляться - детская ли студия, кукольный театр, драматический или еще как-нибудь. В этом весь, я и это бесконечный процесс:

учиться театру можно всю жизнь, как учиться иностранному языку.

Ну, и наконец, существенное – ГДЕ и КАК Ты можешь приносить пользу, максимально.

Единственное, что не нравится в этой профессии - крохоборство, своеобразное «отщипывание» денег на искусство. Нельзя сказать, что к примеру градообразующие предприятия не выделяет денег на культуру.

Выделяет, и очень много, но после этого начинают диктовать, что может называться культурой...

Другой пример: когда КВН был передачей на телевидении, мне она нравилась. Когда эта полноводная река «дарований» вышла из берегов и хлынула из каждого утюга, и теперь люди, которые не умеют играть, называют себя актерами КВН. Мне, как патриоту театра, становится обидно и больно, что человек выходит на сцену, начинает кривляться, и его при этом называют артистом “Камеди Клаб”.

Я представитель петербургской театральной школы. Рос и учился в северной столице, но в силу того, что мой отец военный - привыкал с детства к переездам. Колеса меня не пугают, в этом смысле я становлюсь каким-то “передвижником”.

Истинные петербуржцы рождаются на Васильевском острове и там же должны умереть. Видимо, я слишком любопытствующий - мне интересно путешествовать.

Первый раз я оказался в Сургуте в 2000-м году и сразу понял, что очень люблю Север, люблю мороз. В Питере снега нет, после той слякоти приезжаешь, а тут бело! Все на машинах ездят, двери не закрываются от гостеприимства!

У людей есть потребность во мне, в моих мастер-классах. Очень любопытно. Тем более, этот процесс обучения важен и для меня - я тоже расту и реализовываюсь.

Блог-поход в городской культурный центр. Фото Галины Романовой

- Что означает реализация в Сургуте?

- Первое образование у меня актерское. Мне просто необходимо выходить на сцену - это помогает быть в форме, поэтому, когда начинается работа над спектаклем, я оставляю себя одну из ролей.

Когда я приехал в Сургутский государственный университет, меня поразило, что вуз с техническими профессиями открывает кафедру режиссуры и ребята могут получать образование по программам театральной школы.

Это был мой первый преподавательский опыт в не театральном вузе. (я преподавал и в Театральном институте – там я заканчивал и аспирантуру, и в колледжах, и в школе искусств) Насколько мы смогли адаптировать образовательные программы под местных ребят, (исходя из специализации – режиссура,) и как они выросли в среде - покажет время.

Если в театр обычно все проходят сложный отбор, то тут, конечно, такого не было. Все, кто хотел учится, здесь учился. В этом главный минус.

Я всегда говорю студентам: “Вы себе отдаете отчет, что если вы себя этому посвящаете, то вы вынуждены этим заниматься?” Не стоит идти по пути наименьшего сопротивления и надеяться, что если не нужно сдавать математику и физику, то не нужно и работать.

Когда тебе 20 лет - кажется, что можно тратить время на ненужное образование. У нас много людей из-за этого осталось за бортом, работают по специальности не много. Кто-то сменил сферу деятельности, кто-то открыл себя в школах и студиях, кто-то устроился по смежной специальности.

Очень интересно, но уехали немногие. Как правило, люди, которые хотят состояться в профессии, после обучения уезжают из города, например, в Москву, чтобы повысить квалификацию. Это нормальное явление для молодости, но наши, видимо, исповедуют собственную необходимость в родных пенатах.

- Театральный зритель Сургута – какой он?

Зритель Сургута - неискушенный, искренний.

Вот ему нравится - он хохочет, ему не нравится - он зевает и уходит. Мало знает о театральной эстетике. Можно частенько увидеть “сельскохозяйственные миниатюры”. Особенно хорошо это было видно, когда я ставил спектакли в театре актера и куклы “Петрушка” в “Геологе”. Люди приводили детишек на спектакль и даже не снимали шапки.

Хотя, возможно, это больше имеет отношение к общечеловеческим качествам, а не к этике. Надеюсь.

В итоге и получается невзыскательный ребенок, не приученный к восприятию работы театральной труппы, к театру, в целом.

Я помню, часто бывали с Петербургским театром на гастролях в Шадринске.

По сути, этот город - большой поселок, заброшенный, неухоженный, но у них есть театр и все жители благоговеют перед ним.

Его организовал купец еще в XIX веке и все знают эту историю. В нем же организован музей.

Видно, что горожане ходят в театр как в храм - надевают самое красивое, переобуваются в гардеробе… В Сургуте, конечно, ничего такого нет. Народ не относится к театру как к чему-то сакральному. Возможно, потому что сюда приезжают какие-то малоизвестные труппы, привозят не самое лучшее.

Люди приходят в театр уже с недоверием. Если нравится - смотрят дальше, а не нравится - смачно плюют и уходят. В этом плане реакция получается очень живая. Если спектакль не угодил - могут и БДТ (Большой драматический театр) освистать.

Решительно не понимаю,

почему такой город, как Сургут, со своими влиятельными промышленными монстрами всероссийского масштаба за время своего 420-летнего существования не может себе позволить построить собственные здания для театров (и драматического, и кукольного)

– это вот первое, что бросается в глаза. А в этом разве не патриотическое начало?

- Если возвращаться к вопросу о патриотизме: что может быть лучше собственной труппы?

- Только собственная труппа! У городского зрителя сложились своеобразные отношения с драматическим театром. Если зал полупустой, то это о чем-то должно говорить. Да и само здание театра находится на задворках города. На мой взгляд, театр должен находиться в центре города, рядом со зданием думы.

Это как в старой петербургской хохме:”Самое нелепое место страны - это Красная площадь Москвы”.

Сами подумайте, собраны в одном месте: храм, рынок, кладбище, охотный ряд, торговые ряды, церковь, ГУМ, Кремль. Храм – собор Василия Блаженного, ГУМ (торговые ряды), Исторический музей (истории Революции раньше), Кремлевская стена с кладбищем советских партайгеноссе, мавзолей (с Лениным в склепе), ну и Лобное место…. А еще там парады проходят. Это же модель нашей страны - двуглавое состояние. Как, например, рядом с кладбищем могут находиться все культовые места? - А в Москве могут!

Жители Санкт-Петербурга за это издеваются над москвичами. ведь не зря говорят, что это два города-антипода.

- На сайте siapress.ru отсутствие культурной среды объясняется довольно просто: у нашего брата психология временщика. Скажите, эта психология – миф, который любят использовать, или на самом деле чувствуется, что она есть?

- Я с этим согласен, но ваши предки славно потрудились на благо этого города. Люди, которые строили дома, прокладывали дороги и месили грязь, оставили слой под названием ”коренные сургутяне”. Если предыдущее поколение и было приезжим, а при малейшей возможности ехали на Родину, то тут уже появилось поколения, которые считают это место своей Родиной.

Дети тех временщиков, по большому счету, не собираются уезжать и им не безразлична судьба города. Да, тут есть свои минусы, например “холодно”.

Новое поколение сургутян не хочет кататься по городам, оно хочет тут ходить в супермаркеты кинотеатры, и качаться тоже тут.

Здесь есть общественное мнение, есть проблемы, но это везде. Как говорится - хорошо там, где нас нет.

Я истинный патриот Петербурга, мне кажется, нет лучше города на земле, но и там не все так гладко.

Мне кажется фальшивым патриотизмом, когда человек любит один город, в котором он родился, например, а город, в котором живет - не любит.

- Есть ли различия в патриотизме сургутян и петербуржцев?

- Патриотизм един, но у жителей разных городов он отличается. Об этом можно судить даже по некоторым мелочам. Петербуржец знает свой город, всегда готов подсказать приезжему, помочь, провести экскурсию. Все знают историю и географию этого места. И это не дутый патриотизм, это нормальный патриотизм.

Наши театры - самые лучшие, наш футбольный клуб - “Зенит”, наш - СКА (хоккейный клуб из Санкт-Петербурга). Я не очень интересуюсь хоккеем, но считаю своим долгом, из солидарности, знать счет матчей. Все очень переживают, когда в городе что-то новое строится. Например, в Москве установили неоднозначные памятники Церетели, в Питере же просчитываются, в том числе и рядовыми жителями, риски изуродования исторической местной архитектуры…. Не все однозначно приняли ультрасовременные постройки от одного из крупнейших предприятий нашей страны и статуи Шемякина. Народ, в целом, негативно высказывался об установке: “Да не нужно этого, уберите. Они уродуют наш город!”

В Санкт-Петербурге даже есть поговорка: “Великий город с областной судьбой”. Причем петербуржцы искренне счастливы, что город не стал столицей, потому что, в отличие от Москвы, он сохранился в своей первозданности. Он сам себе столица и жителей это вполне устраивает.

- Театр, живопись, музыка, кино - искусство может ли иметь ценность для понимания патриотизма?

- Кино не может - это точно. Уже не может.

Я не приверженец массового кино. Смотрю все фильмы кинофестивалей. Люблю кино, после которого можно уйти и ломать себе голову над тем, что увидел. Меня так научили. Премьеры вообще игнорирую, если не слышу положительные отзывы от авторитетных для меня людей.

Не хочу смотреть что-то, во что вложили огромные деньги зря. Я потребитель, но очень взыскательный и хочу видеть интересный продукт.

Наверное, театр больше отвечает вопросу патриотизма, потому что там, чаще всего, только фанатики работаю. Людям могут даже не платить, а они все равно с тремя стульями сделают хорошую постановку. По крайней мере, такие прецеденты были. В кино на трех стульях сделать что- то - невероятно сложно. Нужны хорошие вливания.

- Блогер Александр Твардовский в одной из своих статей на siapress.ru затронул такую тему, как единение народа на городских праздниках. Мол, День города, День нефтяника и 9 мая – этого недостаточно. А вы как думаете, ушли в прошлое массовые собрания или их нужно возрождать?

- У меня принцип - если я приезжаю в новое место, то про него все старюсь узнать. Я же здесь могу остаться надолго.

Я про День нефтяника вообще не знал до того, как приехал сюда. В Санкт-Петербурге его не отмечают, а тут он всем праздникам праздник! Удивляет, что День города с Днем России соединили. Это, видимо, решение местных властей, но вообще это разные события: город - городом, Россия - Россией. Исторически они не совпадают. Больше удивляет, что многих жителей города это и не интересует.

Я любопытствующий человек. Мы с отцом путешествовали по городам и весям и как-то, приехав в Украину, он отправил меня учить украинский язык, хотя дети военных освобождались от его изучения.

Он тогда сказал хорошую фразу: “Ты сюда приехал жить, и неважно, сколько ты тут будешь, но ты должен учить культуру земли, которая тебя кормит”.

У меня истерика тогда была с этим украинским языком - приехали ведь туда и я сразу пошел в седьмой класс. Не знал ни грамматики, ни фонетики! В первый же день попал на диктант и мне поставили КОЛ, потому что я писал на русском. В первый раз получил кол! Я от обиды порвал все украинские книжки, но отец сказал: “Нет, ты будешь учить украинский! Мы тут будем жить!”

Никогда не знал раньше про праздник Сабантуй. У меня не было знакомых татар, а тут их много, и это хорошо. Праздник интересный! Недавно проходила “Ночь в музее” - пришел, а там выставка фотографии Исландии. Очень люблю Исландию, были красивые работы, но почему она в Сургуте? Немного непонятно.

Фото Анастасии Польшиной

Знаете как я в Сургут второй раз приехал?

Мне нужно было, к сожалению, по семейным обстоятельствам, покинуть Петербург. Когда решался вопрос “Куда ехать из Питера?” - мне знакомые шепнули: “Езжай в Пензу! Там нужен режиссер местному театру, конкурс нужно пройти, но ты справишься!”.

Пензу я не смог найти на карте. Честно - долго искал и не смог! Это притом, что по географии имел всегда пятерку. Зато нашел Сургут.

“А чего бы и нет? Сургут знаком, я там жил. Поеду-ка я в Сургут!”

Город воспринимается с самого начала по архитектуре. Первое, что видит приезжий человек, - вокзал, общественные туалеты, исторический центр. Это все культовые места, с которыми путешественник знакомится в первую очередь и составляет себе первое впечатление.

Никто мне до сих пор не объяснил, где в Сургуте находится центр.

Тут мне вспомнилось, как говорили люди, которые себя не чувствовали местными: “Центр там, где ты живешь!”

Позвольте. Центр все же должен быть сформированным. Исторически в городах он находился вокруг церкви. Напротив городской управы строилась церковь, оттуда все шло к полицейскому участку и рынку. Сургут в этом плане очень интересный. Все районы - как отдельные поселки, которые были соединены дорогами, поэтому и выраженного центра нет.

Фото Тины Гончаровой

- Возвращаясь к искусству, можно ли рассматривать поход в театр как некое совместное объединяющее действие?

- В царской России были сословия: дворяне, мещане, купцы, студенты, крестьяне. Советская власть все это упразднила: остались рабочие, крестьяне и интеллигенция. Сейчас появились бизнесмены как некая прослойка (от бывшего купечества, наверное). Интеллигенция поделилась на техническую и творческую: гуманитарии, служащие и безработные. А еще появилось хорошее сословие, которое не хочет работать, в некотором смысле, мне даже немного они симпатичны.

Ко мне приходят в студию разные люди. Я как раз сейчас набрал взрослую группу. Многие не были связаны с театром, например, к нам в студию ходят и инженер из “Сургутнефтегаза”, и программист из ЗСК - таких обычно относят к технической интеллигенции; и мы договорились, что я потихонечку буду превращать их в творческую интеллигенцию, хотя бы по образу мысли, раз у них пробудилась любовь к театру.

Это очень важно - чтобы человек представлял, к какой прослойке он себя относит. Это тоже к слову о патриотизме.

Фото Андрея Косова

- Расскажите о проекте “Театральный выходной”.

- Проект был придуман, чтобы затянуть зрителя в театр. Есть разные театры: государственные - солидные, есть маленькие крохотные, где ставятся спектакли разного уровня. Все хотят показать свои работы. Так почему бы и не показать всем? Люди смогут увидеть спектакли самых разных коллективов.

На каждый спектакль найдется свой зритель: на один могут прийти мамы с папами, на другой - соседи, а на третьем окажется более широкая аудитория. А еще есть критики, партнеры и спонсоры, которые могут прийти и сказать: “Какой у вас хороший спектакль! А давайте мы вас пригласим и вы выступите на нашей сцене?”

Насколько я знаю, Сургутский музыкально-драматический театр тоже предпринимал попытки показать на своей сцене победителей фестиваля “Театральной весны”, но сейчас уже и не вспомнить, чем это все закончилось. Хорошо, что мы организовали этот проект и можем предоставить площадку для театральных коллективов. По большому счету, им как раз и не хватает бесплатной сцены для выступлений.

Мы установили минимальную стоимость входного билета, народ должен валом валить, а он не валит. Это для меня загадка.

Только у меня прошло уже три премьеры, а половина моих знакомых даже не видят информации об этом. Наверное, дело в том, что я не знаю, как народ развлекается. Такое ощущение, что люди в Сургуте приходят домой и ложатся спать, дома ведь хорошо, тепло, уютно… А если выйти куда-то или посидеть с друзьями, то либо дорого, либо шумное караоке, либо ресторан китайской кухни. Это как предположение.

Хорошо, я человек, который постоянно репетирует…Меня тянет куда-то постоянно, есть у меня информационный вакуум. С утра встал - в театр сходил. Интернета недостаточно.

Из Сургута было бы хорошо создать город с домашней атмосферой. Пока что получается, что домашняя атмосфера - только для местных жителей, но ведь приезжие составляют большую часть населения.

Тут очень чувствуется расслоение народа, и это бросается в глаза.

Точкой пересечения их всех должна стать культура. Места культуры - это именно те места, где могут люди собраться. Например, банкир, магнат и простой служащий могут встретиться на выставке картин или в театр сходить. Это хорошо - когда у людей находятся множество точек пересечения. В них обычно и находится патриотизм.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


29 ноября 2016 в 11:31, просмотров: 1353, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Константин Карпеткин: «Дети приходили разные, были и трудные подростки, которые состояли на учете. Вносили смуту в коллектив!»

​Константин Карпеткин: «Дети приходили разные, были и трудные подростки, которые состояли на учете. Вносили смуту в коллектив!»

Мы продолжаем публиковать серию интервью, посвященных юбилейному году учреждения «Наше время»
Дарья Евдокова, Медиацентр 21 апреля в 11:15
677 0
Эльмира Мухтарова: «МТО» - знакомы ли вам эти три буквы? Если вы рождены в 70-х и 80-х годах, то наверняка знаете о молодежных трудовых отрядах не понаслышке».

Эльмира Мухтарова: «МТО» - знакомы ли вам эти три буквы? Если вы рождены в 70-х и 80-х годах, то наверняка знаете о молодежных трудовых отрядах не понаслышке».

Мы продолжаем публиковать серию интервью, посвященных юбилейному году учреждения «Наше время»
Дарья Евдокова, Медиацентр 21 апреля в 10:36
486 3
Ежедневно в Югре регистрируется до шести случаев инфаркта миокарда

Ежедневно в Югре регистрируется до шести случаев инфаркта миокарда

В операционно-реанимационный корпус Окружного кардиодиспансера за первый год работы поступило 6 655 пациентов
Анастасия Якупова 20 апреля в 17:15
414 0
​«Тебе должно быть не меньше 15 лет. Ты должен выглядеть не старше 16 лет»

​«Тебе должно быть не меньше 15 лет. Ты должен выглядеть не старше 16 лет»

Сотни подростков со всей страны участвуют в кастинге режиссера Саши Ханта
Сергей Степанов 20 апреля в 16:20
572 0
Где ребёнка научат выговаривать «ррр»? // БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Где ребёнка научат выговаривать «ррр»? // БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Откорректировать речь с логопедом в Сургуте можно по полису ОМС и платно
Лилия Сулейманова 20 апреля в 15:52
393 0
Есть решения суда, по которым администрация не имеет права сносить наши гаражи

Есть решения суда, по которым администрация не имеет права сносить наши гаражи

Уже 15 лет чиновники формируют удобное им общественное мнение
Инициативная группа ПГСК «Нефтяник-1», председатель Н. Музалева 20 апреля в 13:06
928 20
Непреодолимая дистанция

Непреодолимая дистанция

Вопрос с устранением замечаний на объекте олимпийского значения не двигается уже 4 месяца
Александра Соснина 19 апреля в 15:18
1002 5
Решение проблемы аптечной наркомании в Сургуте не пошло дальше слов

Решение проблемы аптечной наркомании в Сургуте не пошло дальше слов

До сих пор ни одной аптеке не выписали штрафы или предписания
Эдуард Гиниатуллин, руководитель РОО «Страна без наркотиков. Югра» 19 апреля в 14:04
839 7
Счет в иностранном банке за пределами России: что потребует налоговая? // КОНСУЛЬТАЦИЯ

Счет в иностранном банке за пределами России: что потребует налоговая? // КОНСУЛЬТАЦИЯ

За нарушение закона выпишут штраф
Лилия Сулейманова 19 апреля в 13:04
337 0
​Татьяна Османкина: «Это наша, эксклюзивная символика!»

​Татьяна Османкина: «Это наша, эксклюзивная символика!»

...Здесь и цвет, и красота, и высокий полет, и природные богатства
Редакция СИА-ПРЕСС 19 апреля в 12:06
520 7
​Телеграм – самолетик бумажный

​Телеграм – самолетик бумажный

Знаете, после этого я по-настоящему почувствовал себя в несвободной стране. И вот почему.
Альберт Исмагилов, сургутянин 19 апреля в 12:05
922 37
​Быть беде? // ИНФОГРАФИКА

​Быть беде? // ИНФОГРАФИКА

Подавляющее большинство голосующей аудитории siapress.ru уверены, что в Сургуте возможен инцидент подобный Кемеровскому
Редакция СИА-ПРЕСС 19 апреля в 11:01
270 1
​Анастасия Гонта: «Почему не фигурное катание? В нем нет драйва!»

​Анастасия Гонта: «Почему не фигурное катание? В нем нет драйва!»

Капитан сургусткой женской сборной по хоккею «Югорчанка», рабочие будни проводит за окошком больничной регистратуры. Но вне работы...
Ярослава Абакумова 19 апреля в 09:57
724 0
Больше мнений