16+

Игорь Кутьков: «Хорошо создать город с домашней атмосферой…»

Фото Виталия Ветрова
Фото Виталия Ветрова

Брать интервью - это всегда ответственное мероприятие, и я к нему подошла со всей строгостью. Вопросы написала на листочке. Бегу в Городской культурный центр - с минуты на минуту должна встретиться с Игорем Кутьковым, режиссёром, руководителем театральной студии "Кулисы" Городского культурного центра. Раз уж такое дело, то вопрос нужно задать самый важный, самый серьезный.

- Добрый день, Игорь Ремович, тема патриотизма довольно интересная, хотелось бы поговорить с вами о ней. Что для Вас “патриотизм”?

- Ну и вопросы у вас с утра!..

Есть три круга понимания.

Первый круг, когда патриотизм понимается в широком смысле слова, всеобъемлющий, и я к нему с пониманием отношусь - я оголтелый патриот.

Есть средний круг - когда реализуется твоя профессиональная принадлежность. Для меня это театр. Здесь я тоже патриот - с 12 лет на сцене. Все, что я умею делать и исповедую как религию, - связано с театральной средой. И мне не важно в каком виде будет оно проявляться - детская ли студия, кукольный театр, драматический или еще как-нибудь. В этом весь, я и это бесконечный процесс:

учиться театру можно всю жизнь, как учиться иностранному языку.

Ну, и наконец, существенное – ГДЕ и КАК Ты можешь приносить пользу, максимально.

Единственное, что не нравится в этой профессии - крохоборство, своеобразное «отщипывание» денег на искусство. Нельзя сказать, что к примеру градообразующие предприятия не выделяет денег на культуру.

Выделяет, и очень много, но после этого начинают диктовать, что может называться культурой...

Другой пример: когда КВН был передачей на телевидении, мне она нравилась. Когда эта полноводная река «дарований» вышла из берегов и хлынула из каждого утюга, и теперь люди, которые не умеют играть, называют себя актерами КВН. Мне, как патриоту театра, становится обидно и больно, что человек выходит на сцену, начинает кривляться, и его при этом называют артистом “Камеди Клаб”.

Я представитель петербургской театральной школы. Рос и учился в северной столице, но в силу того, что мой отец военный - привыкал с детства к переездам. Колеса меня не пугают, в этом смысле я становлюсь каким-то “передвижником”.

Истинные петербуржцы рождаются на Васильевском острове и там же должны умереть. Видимо, я слишком любопытствующий - мне интересно путешествовать.

Первый раз я оказался в Сургуте в 2000-м году и сразу понял, что очень люблю Север, люблю мороз. В Питере снега нет, после той слякоти приезжаешь, а тут бело! Все на машинах ездят, двери не закрываются от гостеприимства!

У людей есть потребность во мне, в моих мастер-классах. Очень любопытно. Тем более, этот процесс обучения важен и для меня - я тоже расту и реализовываюсь.

Блог-поход в городской культурный центр. Фото Галины Романовой

- Что означает реализация в Сургуте?

- Первое образование у меня актерское. Мне просто необходимо выходить на сцену - это помогает быть в форме, поэтому, когда начинается работа над спектаклем, я оставляю себя одну из ролей.

Когда я приехал в Сургутский государственный университет, меня поразило, что вуз с техническими профессиями открывает кафедру режиссуры и ребята могут получать образование по программам театральной школы.

Это был мой первый преподавательский опыт в не театральном вузе. (я преподавал и в Театральном институте – там я заканчивал и аспирантуру, и в колледжах, и в школе искусств) Насколько мы смогли адаптировать образовательные программы под местных ребят, (исходя из специализации – режиссура,) и как они выросли в среде - покажет время.

Если в театр обычно все проходят сложный отбор, то тут, конечно, такого не было. Все, кто хотел учится, здесь учился. В этом главный минус.

Я всегда говорю студентам: “Вы себе отдаете отчет, что если вы себя этому посвящаете, то вы вынуждены этим заниматься?” Не стоит идти по пути наименьшего сопротивления и надеяться, что если не нужно сдавать математику и физику, то не нужно и работать.

Когда тебе 20 лет - кажется, что можно тратить время на ненужное образование. У нас много людей из-за этого осталось за бортом, работают по специальности не много. Кто-то сменил сферу деятельности, кто-то открыл себя в школах и студиях, кто-то устроился по смежной специальности.

Очень интересно, но уехали немногие. Как правило, люди, которые хотят состояться в профессии, после обучения уезжают из города, например, в Москву, чтобы повысить квалификацию. Это нормальное явление для молодости, но наши, видимо, исповедуют собственную необходимость в родных пенатах.

- Театральный зритель Сургута – какой он?

Зритель Сургута - неискушенный, искренний.

Вот ему нравится - он хохочет, ему не нравится - он зевает и уходит. Мало знает о театральной эстетике. Можно частенько увидеть “сельскохозяйственные миниатюры”. Особенно хорошо это было видно, когда я ставил спектакли в театре актера и куклы “Петрушка” в “Геологе”. Люди приводили детишек на спектакль и даже не снимали шапки.

Хотя, возможно, это больше имеет отношение к общечеловеческим качествам, а не к этике. Надеюсь.

В итоге и получается невзыскательный ребенок, не приученный к восприятию работы театральной труппы, к театру, в целом.

Я помню, часто бывали с Петербургским театром на гастролях в Шадринске.

По сути, этот город - большой поселок, заброшенный, неухоженный, но у них есть театр и все жители благоговеют перед ним.

Его организовал купец еще в XIX веке и все знают эту историю. В нем же организован музей.

Видно, что горожане ходят в театр как в храм - надевают самое красивое, переобуваются в гардеробе… В Сургуте, конечно, ничего такого нет. Народ не относится к театру как к чему-то сакральному. Возможно, потому что сюда приезжают какие-то малоизвестные труппы, привозят не самое лучшее.

Люди приходят в театр уже с недоверием. Если нравится - смотрят дальше, а не нравится - смачно плюют и уходят. В этом плане реакция получается очень живая. Если спектакль не угодил - могут и БДТ (Большой драматический театр) освистать.

Решительно не понимаю,

почему такой город, как Сургут, со своими влиятельными промышленными монстрами всероссийского масштаба за время своего 420-летнего существования не может себе позволить построить собственные здания для театров (и драматического, и кукольного)

– это вот первое, что бросается в глаза. А в этом разве не патриотическое начало?

- Если возвращаться к вопросу о патриотизме: что может быть лучше собственной труппы?

- Только собственная труппа! У городского зрителя сложились своеобразные отношения с драматическим театром. Если зал полупустой, то это о чем-то должно говорить. Да и само здание театра находится на задворках города. На мой взгляд, театр должен находиться в центре города, рядом со зданием думы.

Это как в старой петербургской хохме:”Самое нелепое место страны - это Красная площадь Москвы”.

Сами подумайте, собраны в одном месте: храм, рынок, кладбище, охотный ряд, торговые ряды, церковь, ГУМ, Кремль. Храм – собор Василия Блаженного, ГУМ (торговые ряды), Исторический музей (истории Революции раньше), Кремлевская стена с кладбищем советских партайгеноссе, мавзолей (с Лениным в склепе), ну и Лобное место…. А еще там парады проходят. Это же модель нашей страны - двуглавое состояние. Как, например, рядом с кладбищем могут находиться все культовые места? - А в Москве могут!

Жители Санкт-Петербурга за это издеваются над москвичами. ведь не зря говорят, что это два города-антипода.

- На сайте siapress.ru отсутствие культурной среды объясняется довольно просто: у нашего брата психология временщика. Скажите, эта психология – миф, который любят использовать, или на самом деле чувствуется, что она есть?

- Я с этим согласен, но ваши предки славно потрудились на благо этого города. Люди, которые строили дома, прокладывали дороги и месили грязь, оставили слой под названием ”коренные сургутяне”. Если предыдущее поколение и было приезжим, а при малейшей возможности ехали на Родину, то тут уже появилось поколения, которые считают это место своей Родиной.

Дети тех временщиков, по большому счету, не собираются уезжать и им не безразлична судьба города. Да, тут есть свои минусы, например “холодно”.

Новое поколение сургутян не хочет кататься по городам, оно хочет тут ходить в супермаркеты кинотеатры, и качаться тоже тут.

Здесь есть общественное мнение, есть проблемы, но это везде. Как говорится - хорошо там, где нас нет.

Я истинный патриот Петербурга, мне кажется, нет лучше города на земле, но и там не все так гладко.

Мне кажется фальшивым патриотизмом, когда человек любит один город, в котором он родился, например, а город, в котором живет - не любит.

- Есть ли различия в патриотизме сургутян и петербуржцев?

- Патриотизм един, но у жителей разных городов он отличается. Об этом можно судить даже по некоторым мелочам. Петербуржец знает свой город, всегда готов подсказать приезжему, помочь, провести экскурсию. Все знают историю и географию этого места. И это не дутый патриотизм, это нормальный патриотизм.

Наши театры - самые лучшие, наш футбольный клуб - “Зенит”, наш - СКА (хоккейный клуб из Санкт-Петербурга). Я не очень интересуюсь хоккеем, но считаю своим долгом, из солидарности, знать счет матчей. Все очень переживают, когда в городе что-то новое строится. Например, в Москве установили неоднозначные памятники Церетели, в Питере же просчитываются, в том числе и рядовыми жителями, риски изуродования исторической местной архитектуры…. Не все однозначно приняли ультрасовременные постройки от одного из крупнейших предприятий нашей страны и статуи Шемякина. Народ, в целом, негативно высказывался об установке: “Да не нужно этого, уберите. Они уродуют наш город!”

В Санкт-Петербурге даже есть поговорка: “Великий город с областной судьбой”. Причем петербуржцы искренне счастливы, что город не стал столицей, потому что, в отличие от Москвы, он сохранился в своей первозданности. Он сам себе столица и жителей это вполне устраивает.

- Театр, живопись, музыка, кино - искусство может ли иметь ценность для понимания патриотизма?

- Кино не может - это точно. Уже не может.

Я не приверженец массового кино. Смотрю все фильмы кинофестивалей. Люблю кино, после которого можно уйти и ломать себе голову над тем, что увидел. Меня так научили. Премьеры вообще игнорирую, если не слышу положительные отзывы от авторитетных для меня людей.

Не хочу смотреть что-то, во что вложили огромные деньги зря. Я потребитель, но очень взыскательный и хочу видеть интересный продукт.

Наверное, театр больше отвечает вопросу патриотизма, потому что там, чаще всего, только фанатики работаю. Людям могут даже не платить, а они все равно с тремя стульями сделают хорошую постановку. По крайней мере, такие прецеденты были. В кино на трех стульях сделать что- то - невероятно сложно. Нужны хорошие вливания.

- Блогер Александр Твардовский в одной из своих статей на siapress.ru затронул такую тему, как единение народа на городских праздниках. Мол, День города, День нефтяника и 9 мая – этого недостаточно. А вы как думаете, ушли в прошлое массовые собрания или их нужно возрождать?

- У меня принцип - если я приезжаю в новое место, то про него все старюсь узнать. Я же здесь могу остаться надолго.

Я про День нефтяника вообще не знал до того, как приехал сюда. В Санкт-Петербурге его не отмечают, а тут он всем праздникам праздник! Удивляет, что День города с Днем России соединили. Это, видимо, решение местных властей, но вообще это разные события: город - городом, Россия - Россией. Исторически они не совпадают. Больше удивляет, что многих жителей города это и не интересует.

Я любопытствующий человек. Мы с отцом путешествовали по городам и весям и как-то, приехав в Украину, он отправил меня учить украинский язык, хотя дети военных освобождались от его изучения.

Он тогда сказал хорошую фразу: “Ты сюда приехал жить, и неважно, сколько ты тут будешь, но ты должен учить культуру земли, которая тебя кормит”.

У меня истерика тогда была с этим украинским языком - приехали ведь туда и я сразу пошел в седьмой класс. Не знал ни грамматики, ни фонетики! В первый же день попал на диктант и мне поставили КОЛ, потому что я писал на русском. В первый раз получил кол! Я от обиды порвал все украинские книжки, но отец сказал: “Нет, ты будешь учить украинский! Мы тут будем жить!”

Никогда не знал раньше про праздник Сабантуй. У меня не было знакомых татар, а тут их много, и это хорошо. Праздник интересный! Недавно проходила “Ночь в музее” - пришел, а там выставка фотографии Исландии. Очень люблю Исландию, были красивые работы, но почему она в Сургуте? Немного непонятно.

Фото Анастасии Польшиной

Знаете как я в Сургут второй раз приехал?

Мне нужно было, к сожалению, по семейным обстоятельствам, покинуть Петербург. Когда решался вопрос “Куда ехать из Питера?” - мне знакомые шепнули: “Езжай в Пензу! Там нужен режиссер местному театру, конкурс нужно пройти, но ты справишься!”.

Пензу я не смог найти на карте. Честно - долго искал и не смог! Это притом, что по географии имел всегда пятерку. Зато нашел Сургут.

“А чего бы и нет? Сургут знаком, я там жил. Поеду-ка я в Сургут!”

Город воспринимается с самого начала по архитектуре. Первое, что видит приезжий человек, - вокзал, общественные туалеты, исторический центр. Это все культовые места, с которыми путешественник знакомится в первую очередь и составляет себе первое впечатление.

Никто мне до сих пор не объяснил, где в Сургуте находится центр.

Тут мне вспомнилось, как говорили люди, которые себя не чувствовали местными: “Центр там, где ты живешь!”

Позвольте. Центр все же должен быть сформированным. Исторически в городах он находился вокруг церкви. Напротив городской управы строилась церковь, оттуда все шло к полицейскому участку и рынку. Сургут в этом плане очень интересный. Все районы - как отдельные поселки, которые были соединены дорогами, поэтому и выраженного центра нет.

Фото Тины Гончаровой

- Возвращаясь к искусству, можно ли рассматривать поход в театр как некое совместное объединяющее действие?

- В царской России были сословия: дворяне, мещане, купцы, студенты, крестьяне. Советская власть все это упразднила: остались рабочие, крестьяне и интеллигенция. Сейчас появились бизнесмены как некая прослойка (от бывшего купечества, наверное). Интеллигенция поделилась на техническую и творческую: гуманитарии, служащие и безработные. А еще появилось хорошее сословие, которое не хочет работать, в некотором смысле, мне даже немного они симпатичны.

Ко мне приходят в студию разные люди. Я как раз сейчас набрал взрослую группу. Многие не были связаны с театром, например, к нам в студию ходят и инженер из “Сургутнефтегаза”, и программист из ЗСК - таких обычно относят к технической интеллигенции; и мы договорились, что я потихонечку буду превращать их в творческую интеллигенцию, хотя бы по образу мысли, раз у них пробудилась любовь к театру.

Это очень важно - чтобы человек представлял, к какой прослойке он себя относит. Это тоже к слову о патриотизме.

Фото Андрея Косова

- Расскажите о проекте “Театральный выходной”.

- Проект был придуман, чтобы затянуть зрителя в театр. Есть разные театры: государственные - солидные, есть маленькие крохотные, где ставятся спектакли разного уровня. Все хотят показать свои работы. Так почему бы и не показать всем? Люди смогут увидеть спектакли самых разных коллективов.

На каждый спектакль найдется свой зритель: на один могут прийти мамы с папами, на другой - соседи, а на третьем окажется более широкая аудитория. А еще есть критики, партнеры и спонсоры, которые могут прийти и сказать: “Какой у вас хороший спектакль! А давайте мы вас пригласим и вы выступите на нашей сцене?”

Насколько я знаю, Сургутский музыкально-драматический театр тоже предпринимал попытки показать на своей сцене победителей фестиваля “Театральной весны”, но сейчас уже и не вспомнить, чем это все закончилось. Хорошо, что мы организовали этот проект и можем предоставить площадку для театральных коллективов. По большому счету, им как раз и не хватает бесплатной сцены для выступлений.

Мы установили минимальную стоимость входного билета, народ должен валом валить, а он не валит. Это для меня загадка.

Только у меня прошло уже три премьеры, а половина моих знакомых даже не видят информации об этом. Наверное, дело в том, что я не знаю, как народ развлекается. Такое ощущение, что люди в Сургуте приходят домой и ложатся спать, дома ведь хорошо, тепло, уютно… А если выйти куда-то или посидеть с друзьями, то либо дорого, либо шумное караоке, либо ресторан китайской кухни. Это как предположение.

Хорошо, я человек, который постоянно репетирует…Меня тянет куда-то постоянно, есть у меня информационный вакуум. С утра встал - в театр сходил. Интернета недостаточно.

Из Сургута было бы хорошо создать город с домашней атмосферой. Пока что получается, что домашняя атмосфера - только для местных жителей, но ведь приезжие составляют большую часть населения.

Тут очень чувствуется расслоение народа, и это бросается в глаза.

Точкой пересечения их всех должна стать культура. Места культуры - это именно те места, где могут люди собраться. Например, банкир, магнат и простой служащий могут встретиться на выставке картин или в театр сходить. Это хорошо - когда у людей находятся множество точек пересечения. В них обычно и находится патриотизм.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


29 ноября 2016 в 11:31, просмотров: 919, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Большой сказочный торт

​Большой сказочный торт

В Сургуте пышным цветом цветет «Студвесна»
Мария Арутюнян, молодежный МедиаЦентр 22 марта в 14:54
254 0
​Комментируй, если хочешь быть здоров // ИНФОГРАФИКА

​Комментируй, если хочешь быть здоров // ИНФОГРАФИКА

Почти половина голосующей аудитории siapress.ru не занимается спортом
Редакция СИА-ПРЕСС 22 марта в 09:44
193 0
​Статья дня. Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть

​Статья дня. Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть

Мэрия должна развивать общественный транспорт, обновлять подвижной состав, делать удобные маршруты, чтобы человек, садясь в автобус, трамвай или троллейбус, не испытывал боль и унижение.
Илья Варламов 21 марта в 20:29
578 3
​Елена Никитина: «Карта «МИР» - это надежность и безопасность»

​Елена Никитина: «Карта «МИР» - это надежность и безопасность»

О действии карт новой платежной системы
Андрей Луговой 21 марта в 15:06
319 0
​Атанас Атанасов: «За 27 лет после свержения коммунистического режима в Болгарии ни разу правящая партия не выигрывала выборы»

​Атанас Атанасов: «За 27 лет после свержения коммунистического режима в Болгарии ни разу правящая партия не выигрывала выборы»

Болгары Сургута выбирают депутатов в болгарский парламент
Андрей Луговой 21 марта в 14:59
328 3
​Феномен слишком свободного

​Феномен слишком свободного

До последнего момента мало кто был уверен, что киносеанс состоится, Немцов даже мертвый грозен для власти — а иначе зачем ей с таким остервенением «зачищать» его мемориалы в разных городах…
Вадим Демидов 27 февраля в 11:50
1672 3
​Не делать плохих дел

​Не делать плохих дел

Честно говоря, тема волонтерства, благотворительности для меня сложна в том смысле, что говорить про это считаю не очень правильным. Лучше совершать пускай и маленькие, но дела. И чаще.
Наталья Тименкова, начальник отдела по развитию внутрикорпоративных отношений АО «Тюменьэнерго», участник проекта «Я – волонтер» 21 марта в 12:08
310 1
​Попытки весеннего роста

​Попытки весеннего роста

Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 21 марта в 10:35
217 0
​Просыпайтесь! // ИНФОГРАФИКА

​Просыпайтесь! // ИНФОГРАФИКА

Увы, но большая часть голосующей аудитории siapress.ru не высыпается
Редакция СИА-ПРЕСС 21 марта в 09:33
252 0
​Геннадий Чех: «Чтобы взыскать сумму до 500 тысяч, в суд должника не позовут»

​Геннадий Чех: «Чтобы взыскать сумму до 500 тысяч, в суд должника не позовут»

Как с неплательщиков могут снять долги по коммуналке — объясняет судья городского суда
Лилия Сулейманова 20 марта в 14:46
639 0
​Пока этот вопрос отодвигается. Сроки обозначить сложно

​Пока этот вопрос отодвигается. Сроки обозначить сложно

Главный архитектор Сургута Алексей Фокеев – о сносе старого тубдиспансера
Алексей Фокеев, директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута 20 марта в 14:00
558 1
​Платим по счетам // ИНФОГРАФИКА

​Платим по счетам // ИНФОГРАФИКА

Большинство аудитории siapress.ru предпочитает не копить долги по коммуналке
Юрий Нуреев 20 марта в 10:21
280 0
Юрий Нуреев

​Кострома — наша!

Мы третий год радуемся вхождению Крыма в состав России: но есть много других поводов для счастья
Юрий Нуреев 19 марта в 11:56
1096 7
Сургутская неделя. ​О сколько нам открытий чудных!..

Сургутская неделя. ​О сколько нам открытий чудных!..

Середина марта для Сургута оказалась богата на всевозможные новинки и презентации
Олег Владимиров 19 марта в 10:21
591 0
​«Чиновники должны догадываться?» — обязаны!!!

​«Чиновники должны догадываться?» — обязаны!!!

Я допускаю, что люди НЕ понимают, что с ними кто-то работает. Ну, они-то инвалиды, им разрешается не понимать, а вот вы вроде как здоровые, а работаете с людьми так, что те не понимают, что с ними работают. Как так?
Iriska, пользователь siapress.ru 17 марта в 09:31
1038 5
Огайо-Сургут: диалог на равных вне политики

Огайо-Сургут: диалог на равных вне политики

Студенты «Лингва-центра» примут у себя американских коллег
Ирина Калугина 18 марта в 15:04
634 0
Больше мнений