16+

Игорь Кутьков: «Хорошо создать город с домашней атмосферой…»

Фото Виталия Ветрова
Фото Виталия Ветрова

Брать интервью - это всегда ответственное мероприятие, и я к нему подошла со всей строгостью. Вопросы написала на листочке. Бегу в Городской культурный центр - с минуты на минуту должна встретиться с Игорем Кутьковым, режиссёром, руководителем театральной студии "Кулисы" Городского культурного центра. Раз уж такое дело, то вопрос нужно задать самый важный, самый серьезный.

- Добрый день, Игорь Ремович, тема патриотизма довольно интересная, хотелось бы поговорить с вами о ней. Что для Вас “патриотизм”?

- Ну и вопросы у вас с утра!..

Есть три круга понимания.

Первый круг, когда патриотизм понимается в широком смысле слова, всеобъемлющий, и я к нему с пониманием отношусь - я оголтелый патриот.

Есть средний круг - когда реализуется твоя профессиональная принадлежность. Для меня это театр. Здесь я тоже патриот - с 12 лет на сцене. Все, что я умею делать и исповедую как религию, - связано с театральной средой. И мне не важно в каком виде будет оно проявляться - детская ли студия, кукольный театр, драматический или еще как-нибудь. В этом весь, я и это бесконечный процесс:

учиться театру можно всю жизнь, как учиться иностранному языку.

Ну, и наконец, существенное – ГДЕ и КАК Ты можешь приносить пользу, максимально.

Единственное, что не нравится в этой профессии - крохоборство, своеобразное «отщипывание» денег на искусство. Нельзя сказать, что к примеру градообразующие предприятия не выделяет денег на культуру.

Выделяет, и очень много, но после этого начинают диктовать, что может называться культурой...

Другой пример: когда КВН был передачей на телевидении, мне она нравилась. Когда эта полноводная река «дарований» вышла из берегов и хлынула из каждого утюга, и теперь люди, которые не умеют играть, называют себя актерами КВН. Мне, как патриоту театра, становится обидно и больно, что человек выходит на сцену, начинает кривляться, и его при этом называют артистом “Камеди Клаб”.

Я представитель петербургской театральной школы. Рос и учился в северной столице, но в силу того, что мой отец военный - привыкал с детства к переездам. Колеса меня не пугают, в этом смысле я становлюсь каким-то “передвижником”.

Истинные петербуржцы рождаются на Васильевском острове и там же должны умереть. Видимо, я слишком любопытствующий - мне интересно путешествовать.

Первый раз я оказался в Сургуте в 2000-м году и сразу понял, что очень люблю Север, люблю мороз. В Питере снега нет, после той слякоти приезжаешь, а тут бело! Все на машинах ездят, двери не закрываются от гостеприимства!

У людей есть потребность во мне, в моих мастер-классах. Очень любопытно. Тем более, этот процесс обучения важен и для меня - я тоже расту и реализовываюсь.

Блог-поход в городской культурный центр. Фото Галины Романовой

- Что означает реализация в Сургуте?

- Первое образование у меня актерское. Мне просто необходимо выходить на сцену - это помогает быть в форме, поэтому, когда начинается работа над спектаклем, я оставляю себя одну из ролей.

Когда я приехал в Сургутский государственный университет, меня поразило, что вуз с техническими профессиями открывает кафедру режиссуры и ребята могут получать образование по программам театральной школы.

Это был мой первый преподавательский опыт в не театральном вузе. (я преподавал и в Театральном институте – там я заканчивал и аспирантуру, и в колледжах, и в школе искусств) Насколько мы смогли адаптировать образовательные программы под местных ребят, (исходя из специализации – режиссура,) и как они выросли в среде - покажет время.

Если в театр обычно все проходят сложный отбор, то тут, конечно, такого не было. Все, кто хотел учится, здесь учился. В этом главный минус.

Я всегда говорю студентам: “Вы себе отдаете отчет, что если вы себя этому посвящаете, то вы вынуждены этим заниматься?” Не стоит идти по пути наименьшего сопротивления и надеяться, что если не нужно сдавать математику и физику, то не нужно и работать.

Когда тебе 20 лет - кажется, что можно тратить время на ненужное образование. У нас много людей из-за этого осталось за бортом, работают по специальности не много. Кто-то сменил сферу деятельности, кто-то открыл себя в школах и студиях, кто-то устроился по смежной специальности.

Очень интересно, но уехали немногие. Как правило, люди, которые хотят состояться в профессии, после обучения уезжают из города, например, в Москву, чтобы повысить квалификацию. Это нормальное явление для молодости, но наши, видимо, исповедуют собственную необходимость в родных пенатах.

- Театральный зритель Сургута – какой он?

Зритель Сургута - неискушенный, искренний.

Вот ему нравится - он хохочет, ему не нравится - он зевает и уходит. Мало знает о театральной эстетике. Можно частенько увидеть “сельскохозяйственные миниатюры”. Особенно хорошо это было видно, когда я ставил спектакли в театре актера и куклы “Петрушка” в “Геологе”. Люди приводили детишек на спектакль и даже не снимали шапки.

Хотя, возможно, это больше имеет отношение к общечеловеческим качествам, а не к этике. Надеюсь.

В итоге и получается невзыскательный ребенок, не приученный к восприятию работы театральной труппы, к театру, в целом.

Я помню, часто бывали с Петербургским театром на гастролях в Шадринске.

По сути, этот город - большой поселок, заброшенный, неухоженный, но у них есть театр и все жители благоговеют перед ним.

Его организовал купец еще в XIX веке и все знают эту историю. В нем же организован музей.

Видно, что горожане ходят в театр как в храм - надевают самое красивое, переобуваются в гардеробе… В Сургуте, конечно, ничего такого нет. Народ не относится к театру как к чему-то сакральному. Возможно, потому что сюда приезжают какие-то малоизвестные труппы, привозят не самое лучшее.

Люди приходят в театр уже с недоверием. Если нравится - смотрят дальше, а не нравится - смачно плюют и уходят. В этом плане реакция получается очень живая. Если спектакль не угодил - могут и БДТ (Большой драматический театр) освистать.

Решительно не понимаю,

почему такой город, как Сургут, со своими влиятельными промышленными монстрами всероссийского масштаба за время своего 420-летнего существования не может себе позволить построить собственные здания для театров (и драматического, и кукольного)

– это вот первое, что бросается в глаза. А в этом разве не патриотическое начало?

- Если возвращаться к вопросу о патриотизме: что может быть лучше собственной труппы?

- Только собственная труппа! У городского зрителя сложились своеобразные отношения с драматическим театром. Если зал полупустой, то это о чем-то должно говорить. Да и само здание театра находится на задворках города. На мой взгляд, театр должен находиться в центре города, рядом со зданием думы.

Это как в старой петербургской хохме:”Самое нелепое место страны - это Красная площадь Москвы”.

Сами подумайте, собраны в одном месте: храм, рынок, кладбище, охотный ряд, торговые ряды, церковь, ГУМ, Кремль. Храм – собор Василия Блаженного, ГУМ (торговые ряды), Исторический музей (истории Революции раньше), Кремлевская стена с кладбищем советских партайгеноссе, мавзолей (с Лениным в склепе), ну и Лобное место…. А еще там парады проходят. Это же модель нашей страны - двуглавое состояние. Как, например, рядом с кладбищем могут находиться все культовые места? - А в Москве могут!

Жители Санкт-Петербурга за это издеваются над москвичами. ведь не зря говорят, что это два города-антипода.

- На сайте siapress.ru отсутствие культурной среды объясняется довольно просто: у нашего брата психология временщика. Скажите, эта психология – миф, который любят использовать, или на самом деле чувствуется, что она есть?

- Я с этим согласен, но ваши предки славно потрудились на благо этого города. Люди, которые строили дома, прокладывали дороги и месили грязь, оставили слой под названием ”коренные сургутяне”. Если предыдущее поколение и было приезжим, а при малейшей возможности ехали на Родину, то тут уже появилось поколения, которые считают это место своей Родиной.

Дети тех временщиков, по большому счету, не собираются уезжать и им не безразлична судьба города. Да, тут есть свои минусы, например “холодно”.

Новое поколение сургутян не хочет кататься по городам, оно хочет тут ходить в супермаркеты кинотеатры, и качаться тоже тут.

Здесь есть общественное мнение, есть проблемы, но это везде. Как говорится - хорошо там, где нас нет.

Я истинный патриот Петербурга, мне кажется, нет лучше города на земле, но и там не все так гладко.

Мне кажется фальшивым патриотизмом, когда человек любит один город, в котором он родился, например, а город, в котором живет - не любит.

- Есть ли различия в патриотизме сургутян и петербуржцев?

- Патриотизм един, но у жителей разных городов он отличается. Об этом можно судить даже по некоторым мелочам. Петербуржец знает свой город, всегда готов подсказать приезжему, помочь, провести экскурсию. Все знают историю и географию этого места. И это не дутый патриотизм, это нормальный патриотизм.

Наши театры - самые лучшие, наш футбольный клуб - “Зенит”, наш - СКА (хоккейный клуб из Санкт-Петербурга). Я не очень интересуюсь хоккеем, но считаю своим долгом, из солидарности, знать счет матчей. Все очень переживают, когда в городе что-то новое строится. Например, в Москве установили неоднозначные памятники Церетели, в Питере же просчитываются, в том числе и рядовыми жителями, риски изуродования исторической местной архитектуры…. Не все однозначно приняли ультрасовременные постройки от одного из крупнейших предприятий нашей страны и статуи Шемякина. Народ, в целом, негативно высказывался об установке: “Да не нужно этого, уберите. Они уродуют наш город!”

В Санкт-Петербурге даже есть поговорка: “Великий город с областной судьбой”. Причем петербуржцы искренне счастливы, что город не стал столицей, потому что, в отличие от Москвы, он сохранился в своей первозданности. Он сам себе столица и жителей это вполне устраивает.

- Театр, живопись, музыка, кино - искусство может ли иметь ценность для понимания патриотизма?

- Кино не может - это точно. Уже не может.

Я не приверженец массового кино. Смотрю все фильмы кинофестивалей. Люблю кино, после которого можно уйти и ломать себе голову над тем, что увидел. Меня так научили. Премьеры вообще игнорирую, если не слышу положительные отзывы от авторитетных для меня людей.

Не хочу смотреть что-то, во что вложили огромные деньги зря. Я потребитель, но очень взыскательный и хочу видеть интересный продукт.

Наверное, театр больше отвечает вопросу патриотизма, потому что там, чаще всего, только фанатики работаю. Людям могут даже не платить, а они все равно с тремя стульями сделают хорошую постановку. По крайней мере, такие прецеденты были. В кино на трех стульях сделать что- то - невероятно сложно. Нужны хорошие вливания.

- Блогер Александр Твардовский в одной из своих статей на siapress.ru затронул такую тему, как единение народа на городских праздниках. Мол, День города, День нефтяника и 9 мая – этого недостаточно. А вы как думаете, ушли в прошлое массовые собрания или их нужно возрождать?

- У меня принцип - если я приезжаю в новое место, то про него все старюсь узнать. Я же здесь могу остаться надолго.

Я про День нефтяника вообще не знал до того, как приехал сюда. В Санкт-Петербурге его не отмечают, а тут он всем праздникам праздник! Удивляет, что День города с Днем России соединили. Это, видимо, решение местных властей, но вообще это разные события: город - городом, Россия - Россией. Исторически они не совпадают. Больше удивляет, что многих жителей города это и не интересует.

Я любопытствующий человек. Мы с отцом путешествовали по городам и весям и как-то, приехав в Украину, он отправил меня учить украинский язык, хотя дети военных освобождались от его изучения.

Он тогда сказал хорошую фразу: “Ты сюда приехал жить, и неважно, сколько ты тут будешь, но ты должен учить культуру земли, которая тебя кормит”.

У меня истерика тогда была с этим украинским языком - приехали ведь туда и я сразу пошел в седьмой класс. Не знал ни грамматики, ни фонетики! В первый же день попал на диктант и мне поставили КОЛ, потому что я писал на русском. В первый раз получил кол! Я от обиды порвал все украинские книжки, но отец сказал: “Нет, ты будешь учить украинский! Мы тут будем жить!”

Никогда не знал раньше про праздник Сабантуй. У меня не было знакомых татар, а тут их много, и это хорошо. Праздник интересный! Недавно проходила “Ночь в музее” - пришел, а там выставка фотографии Исландии. Очень люблю Исландию, были красивые работы, но почему она в Сургуте? Немного непонятно.

Фото Анастасии Польшиной

Знаете как я в Сургут второй раз приехал?

Мне нужно было, к сожалению, по семейным обстоятельствам, покинуть Петербург. Когда решался вопрос “Куда ехать из Питера?” - мне знакомые шепнули: “Езжай в Пензу! Там нужен режиссер местному театру, конкурс нужно пройти, но ты справишься!”.

Пензу я не смог найти на карте. Честно - долго искал и не смог! Это притом, что по географии имел всегда пятерку. Зато нашел Сургут.

“А чего бы и нет? Сургут знаком, я там жил. Поеду-ка я в Сургут!”

Город воспринимается с самого начала по архитектуре. Первое, что видит приезжий человек, - вокзал, общественные туалеты, исторический центр. Это все культовые места, с которыми путешественник знакомится в первую очередь и составляет себе первое впечатление.

Никто мне до сих пор не объяснил, где в Сургуте находится центр.

Тут мне вспомнилось, как говорили люди, которые себя не чувствовали местными: “Центр там, где ты живешь!”

Позвольте. Центр все же должен быть сформированным. Исторически в городах он находился вокруг церкви. Напротив городской управы строилась церковь, оттуда все шло к полицейскому участку и рынку. Сургут в этом плане очень интересный. Все районы - как отдельные поселки, которые были соединены дорогами, поэтому и выраженного центра нет.

Фото Тины Гончаровой

- Возвращаясь к искусству, можно ли рассматривать поход в театр как некое совместное объединяющее действие?

- В царской России были сословия: дворяне, мещане, купцы, студенты, крестьяне. Советская власть все это упразднила: остались рабочие, крестьяне и интеллигенция. Сейчас появились бизнесмены как некая прослойка (от бывшего купечества, наверное). Интеллигенция поделилась на техническую и творческую: гуманитарии, служащие и безработные. А еще появилось хорошее сословие, которое не хочет работать, в некотором смысле, мне даже немного они симпатичны.

Ко мне приходят в студию разные люди. Я как раз сейчас набрал взрослую группу. Многие не были связаны с театром, например, к нам в студию ходят и инженер из “Сургутнефтегаза”, и программист из ЗСК - таких обычно относят к технической интеллигенции; и мы договорились, что я потихонечку буду превращать их в творческую интеллигенцию, хотя бы по образу мысли, раз у них пробудилась любовь к театру.

Это очень важно - чтобы человек представлял, к какой прослойке он себя относит. Это тоже к слову о патриотизме.

Фото Андрея Косова

- Расскажите о проекте “Театральный выходной”.

- Проект был придуман, чтобы затянуть зрителя в театр. Есть разные театры: государственные - солидные, есть маленькие крохотные, где ставятся спектакли разного уровня. Все хотят показать свои работы. Так почему бы и не показать всем? Люди смогут увидеть спектакли самых разных коллективов.

На каждый спектакль найдется свой зритель: на один могут прийти мамы с папами, на другой - соседи, а на третьем окажется более широкая аудитория. А еще есть критики, партнеры и спонсоры, которые могут прийти и сказать: “Какой у вас хороший спектакль! А давайте мы вас пригласим и вы выступите на нашей сцене?”

Насколько я знаю, Сургутский музыкально-драматический театр тоже предпринимал попытки показать на своей сцене победителей фестиваля “Театральной весны”, но сейчас уже и не вспомнить, чем это все закончилось. Хорошо, что мы организовали этот проект и можем предоставить площадку для театральных коллективов. По большому счету, им как раз и не хватает бесплатной сцены для выступлений.

Мы установили минимальную стоимость входного билета, народ должен валом валить, а он не валит. Это для меня загадка.

Только у меня прошло уже три премьеры, а половина моих знакомых даже не видят информации об этом. Наверное, дело в том, что я не знаю, как народ развлекается. Такое ощущение, что люди в Сургуте приходят домой и ложатся спать, дома ведь хорошо, тепло, уютно… А если выйти куда-то или посидеть с друзьями, то либо дорого, либо шумное караоке, либо ресторан китайской кухни. Это как предположение.

Хорошо, я человек, который постоянно репетирует…Меня тянет куда-то постоянно, есть у меня информационный вакуум. С утра встал - в театр сходил. Интернета недостаточно.

Из Сургута было бы хорошо создать город с домашней атмосферой. Пока что получается, что домашняя атмосфера - только для местных жителей, но ведь приезжие составляют большую часть населения.

Тут очень чувствуется расслоение народа, и это бросается в глаза.

Точкой пересечения их всех должна стать культура. Места культуры - это именно те места, где могут люди собраться. Например, банкир, магнат и простой служащий могут встретиться на выставке картин или в театр сходить. Это хорошо - когда у людей находятся множество точек пересечения. В них обычно и находится патриотизм.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


29 ноября 2016 в 11:31, просмотров: 1067, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Кристина Полежай: «Шеф-повар попробовал мои кексы и пригласил на работу»

Кристина Полежай: «Шеф-повар попробовал мои кексы и пригласил на работу»

Индивидуальный подход, в отличие от массового производства, очень ценится. В каждый торт, кекс, круассан я вкладываю свои душу и настроение. Стараюсь всю выпечку приготовить максимально вкусно и красиво оформить. На мой взгляд, выпечка ручной работы вне конкуренции.
Виктория Платунова 20 июля в 15:37
4255 1
Должников за ЖКУ мы очень быстро вразумляем через суд

Должников за ЖКУ мы очень быстро вразумляем через суд

Директор УК «Северстрой» — о том, как справляться с гигантскими долгами населения
Анатолий Мотычак, директор УК "Северстрой" 20 июля в 10:00
338 1
​Каким должно быть военно-патриотическое воспитание

​Каким должно быть военно-патриотическое воспитание

Доносится ли до воспитанников ежедневно мысль, что война – это ужасно и недопустимо, что, в случае развязывания глобального конфликта погибнут девять из десяти, что вся история человечества омрачена и опорочена постоянными войнами?
Саша Алексеев, читатель siapress.ru 19 июля в 13:05
638 30
Статья дня. ​Почему «образ будущего» не придумывается

Статья дня. ​Почему «образ будущего» не придумывается

Нельзя руководить движением страны в направлении цифровой экономики или внедрения прорывных технологий в биоинженерии, неделями пропадая на Валааме. Если будущее построено на прочной основе консерватизма, оно обязательно окажется прошлым.
Владислав Иноземцев, экономист, gazeta.ru 19 июля в 12:36
517 8
Леонид Волков рассказал siapress.ru о судьбе штабов Навального в Югре

Леонид Волков рассказал siapress.ru о судьбе штабов Навального в Югре

Пока с ними всё очень непросто
Артем Мазнев 19 июля в 11:50
744 2
​Справедливый курс доллара составляет примерно 62 рубля // АУДИО, ТЕКСТ

​Справедливый курс доллара составляет примерно 62 рубля // АУДИО, ТЕКСТ

Еженедельные новости из мира экономики и финансов на siapress.ru
Валерия Пятина, финансовый советник Сургутского филиала «БКС Премьер» 19 июля в 09:21
378 2
Памятнику Ивану Захарову — 5 лет // ФОТО

Памятнику Ивану Захарову — 5 лет // ФОТО

18 июля 2012 года возле СИА-ПРЕСС ЦЕНТРа был торжественно открыт памятник нашему земляку и краеведу
Редакция СИА-ПРЕСС 18 июля в 09:41
1000 1
​Чёрти что!

​Чёрти что!

Приезжают разработчики, а им и говорят: «Не обращайте внимания на эту жирную полосу посередине парка, представьте, что ее просто нет. Ведь путепровод построится не раньше 2030, а может и вообще не построится».
Сергей Глинских, сургутянин 17 июля в 16:20
981 4
​Время вернуть Сайму в город

​Время вернуть Сайму в город

Уверен, что в парке, где сейчас организовали пляж, должно быть сделано место для купания, а по другим рукавам Саймы должны ездить катера вплоть до ЗАГСа. Это было бы очень красиво – из ЗАГСа по реке.
Сергей Антонов, сургутянин 17 июля в 14:30
1045 6
Эстакаду прочь от парка! // ИНФОГРАФИКА

Эстакаду прочь от парка! // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория siapress.ru высказалась против путепровода над парком «За Саймой»
Редакция СИА-ПРЕСС 17 июля в 09:10
716 2
Губернаторская уха. Глава Тюменской поделился рецептом своего блюда на фестивале "Сибирский разносол" // РЕЦЕПТ

Губернаторская уха. Глава Тюменской поделился рецептом своего блюда на фестивале "Сибирский разносол" // РЕЦЕПТ

"Нужно сварить бульон из трех видов рыбы - например, муксуна, стерляди и окуня".
Никита Шаганенко 16 июля в 20:03
948 1
​Уличная реклама плодится, а должна уменьшаться // ИНФОГРАФИКА

​Уличная реклама плодится, а должна уменьшаться // ИНФОГРАФИКА

Аудитория siapress.ru считает, что рекламных конструкций в городе слишком много, и становится только больше
Константин Шперлинг 16 июля в 13:53
794 0
Сургутский Кандинский

Сургутский Кандинский

Водка, бабы, два холста: как живёт и о чём мечтает противоречивый художник-абстракционист Виктор Романов
Надежда Макаренко 14 июля в 12:06
1329 0
«Кстати, меня нельзя фотографировать». «Новый Город» публикует интервью с борцом против наркотиков

«Кстати, меня нельзя фотографировать». «Новый Город» публикует интервью с борцом против наркотиков

«Судя по всему, ваш рабочий день начинается очень рано?» — «С восьми утра и порой на несколько дней. Изматывает, но работа затягивает».
Анастасия Семихатских 16 июля в 11:38
857 1
​Президенты бранятся – только тешатся // ИНФОГРАФИКА

​Президенты бранятся – только тешатся // ИНФОГРАФИКА

Аудитория siapress.ru считает, что переговоры Путина и Трампа на высшем уровне не имеют большой значимости для России
Константин Шперлинг 15 июля в 15:09
950 0
Больше мнений