16+

​Евгений Князев: «Лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь?»

Интервью с народным артистом России, увлекшим сургутян «Живым русским словом»

Ярким событием, завершающим Год литературы в Сургуте, стал поэтический вечер «Дом из стихов» народного артиста России Евгения Князева. Актер (он же ректор театрального института им. Б.В. Щукина) выступил в Сургутской филармонии 18 декабря в рамках проекта «Живое русское слово». Нам удалось встретиться с артистом и узнать, зачем актерам необходимы гастроли, почему «Щука» до сих пор вызывает интерес у заграничных студентов, насколько важна (и нужна ли вообще?) профессия театрального критика.

Справка: Евгений Князев — российский актер театра, кино и телевидения, театральный педагог. В 1982 году окончилТеатральное училище им. Б. Щукина, в 2003 стал его ректором. На счету артиста более 30 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Пятый ангел», «Путешествие с домашними животными», «Дом с лилиями», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

- Вы актер, который достаточно активно гастролирует, притом не только с сольными концертами, а еще и в составе труппы театра имени Е.Б. Вахтангова. Исходя из своего опыта, можете объяснить, почему для театра и в частности для актера так важны гастроли?

- Приезжая в другой регион к людям, которые живут своей жизнью, театр может определить свой уровень. Здесь зрителя не обманешь. Либо это спектакль достойный того, чтобы смотреть и мы в очередной раз убеждаемся, что делать наш театр – это правильно и это нужно зрителям, либо это направление, которое не очень близко зрителям.

За этот год у меня было огромное количество сольных концертов по всей стране (при этом я играл в театре). Вот я недавно лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь? Во-первых, это дает мне ощущение, что во мне нуждаются. Эта востребованность показывает, что ты не напрасно занимаешься своей профессией. Во-вторых, всегда интересно как ты справишься со своими актерскими задачами и проявишь свое мастерство. Какими бы ты титулами не обладал, в нашей профессии нельзя выйти и схалтурить.

- Вы занимаете должность ректора Щукинского института более десяти лет. Как за это время изменился интерес молодежи к театральным профессиям в вашем вузе?

- Он не изменился и по-прежнему остается высоким. К нам продолжают приезжать и учиться очень много талантливых ребят со всей страны. Наше училище, кстати, закончила сургутянка Анна Антонова. Сейчас она актриса нашего театра имени Вахтангова.

- Но ведь не только российские студенты поступают к вам, еще и из-за границы стремятся. Как думаете, с чем связан интерес к Щукинскому институту?

- Не могу сказать, что это интерес именно к Щукинскому институту. Я бы сказал, что скорее к сильной русской театральной школе, основы которой заложил Константин Станиславский. Он попытался разложить игру талантливых артистов на составляющие и определил элементы школы актерского мастерства: это внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия, партнеру, оценка факта и другие. Евгений Вахтангов был прекрасным учеником Станиславского, и он все это привнес в нашу школу, которая стала традиционной. У нас есть совместная магистерская программа с Лондонской драматической школой Centre Drama, и в этой программе есть «русский семестр»: студенты из Лондона приезжают в Россию на два месяца учиться русской психологической школе. Некоторые ребята, закончив эту программу, становятся известными артистами в Лондоне. На днях директор этой программы прислал мне фотографию мальчика, который три года назад обучался в этой школе – он сейчас снимается в известных сериалах и очень прославился в Лондоне. Директор написал: «Это в том числе и благодаря тому, что мы сотрудничали с русской школой».

- Некоторые режиссеры и актеры не видят смысла в существовании театральных критиков. Как думаете, это профессия нужна? И насколько она важна?

- Театральный критик это по большому счету театровед. Сейчас театральная критика стала театральной журналистикой. То есть пришел журналист, описал, что происходит на сегодняшний день в данный момент и опубликовал в газете. Знаете, как вам скажу? Я даже не буду от себя отвечать. Соглашаюсь с мнением актера Александра Ленского, который работал в Малом театре. Его ученик Александр Остужев сыграл роль Ромео в «Ромео и Джульетте». Наутро молодой актер прочитал нелицеприятную критику (а Остужева хвалили, когда он репетировал). Так вот, когда он прибежал к Ленскому, тот сказал: «Я запрещаю тебе читать критику семь лет. А если сможешь, то и всю жизнь не читай».

- Неужели актер не должен отслеживать критику в отношении себя?

- Нет, не должен. Есть люди, которые за тобой следят: есть режиссер, который тебе говорит хорошо это или плохо, есть зрители, которые воспринимают спектакль или не воспринимают. Мы для них работаем, прежде всего. Если бы критика помогала, если бы она что-то такое могла подсказать, а то зачастую только развешивают ярлыки. Ну, как сейчас с «Золотой маской». Получилось, что критики определяют направления театрального искусства. А вы его разве делаете? Вы разве в этом процессе принимаете какое-то участие? Вы люди со стороны. Вы говорите, что вот это нам нравится. Но это не нравится другим, которых гораздо больше. Почему о некоторых спектаклях раструбили так, что в каждой газете написано? А почему про прекрасный спектакль, поставленный Иваном Поповским в Мастерской Петра Фоменко «Сон в летнюю ночь», ничего не пишут? Потому что он очень хороший, потому что там нет пошлости, там не ругаются матом, там нет перфомансев. Обязательно нужно что-нибудь чудовищное и бессмысленное? Нет, я за критиков, за театроведов. Конечно, должны театроведы оставить потомкам мнение о тех лучших спектаклях, которые они видели или об эпохе. Но хотелось бы, чтобы это было талантливо, как это в свое время делали Владимир Гиляровский, Павел Марков, Константин Рудницкий, Инна Вишневская, Борис Любимов, Алексей Бартошевич и еще много кого. Появляются сейчас талантливые критики? Безусловно, они есть. Марина Тимашева, Марина Токарева – они хорошие критики, я с удовольствием их читаю. Даже если это критические статьи, то они не вызывают у меня негодование.

- Вы упомянули про «Золотую маску». В этом году около 100 театральных деятелей выступили против экспертного совета этой премии: попросили его распустить и сформировать новый. Как вы считаете, этот протест, как-то отразится на авторитете главной российской театральной премии?

- Отразится, конечно. Люди увидят, что там бесконечные скандалы и отвернутся от нее. А я хочу, чтобы не отворачивались, потому что это очень хорошая достойная премия. Мне хотелось бы (задумывается)… Вот послушайте меня. Мне хотелось бы, чтобы лучшие спектакли со всей страны привозили в Москву, и там бы был конкурс лучших спектаклей. А вот как их определить эти лучшие спектакли – это задача не только критиков и экспертов одного направления, это должно быть достаточно широко. Я за «Золотую маску».

- 2014 год был у нас Годом культуры. Этот – год литературы. Следующий объявлен Годом российского кино. Почему интерес к искусству в последние три года формируется на таком государственном уровне?

- Человек должен развиваться. Он рожден для того, чтобы постигать что-то лучшее, хорошее, впитывать это в себя и пытаться это в себе взрастить и передать дальше. Если ты сможешь это передать поколению словами, то хорошо, а может быть, вот это лучшее закладывается в генетику и потом передается следующим поколениям. То что человек должен совершенствоваться – это безусловно. А как можно совершенствоваться без прекрасного? Литература, живопись, музыка – это то прекрасное, которое формирует нравственные качества человека, а без нравственности человек не сделает хороших поступков. Я думаю, что это правильное политическое направление. Люди будут оказываться в концертных залах, на выставках. Знаете, что творится сейчас на выставке Валентина Серова? (Выставка открыта в Третьяковской галерее и приурочена к 150-летию художника – прим. автора) Ее продлили еще на два месяца, потому что оказалось огромное количество желающих ее посмотреть. Я сам там был. Эта выставка до сих пор вызывает у меня восторг. Я был потрясен, что это сделано рукой человека. Тоже самое можно сказать и о поэзии, музыке, кино.

Кстати: 27 марта Евгений Князев выступит на крупнейшей филармонической площадке страны – в зале имени П.И.Чайковского. В прочтении артиста зрители услышат «Пиковую даму» Александра Пушкина.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 декабря 2015 в 10:38, просмотров: 1226, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Михаил Батенев: «В России прибыльной можно назвать лишь свадебную фотографию»

​Михаил Батенев: «В России прибыльной можно назвать лишь свадебную фотографию»

В Сургуте жанр ню, к сожалению, не приживается никаким образом, наши девушки боятся и переживают, что их будут после таких съемок оскорблять и вешать клеймо падших женщин. А как же Мила Йовович, Анжелина Джоли и другие звезды мирового масштаба, которые снимались в таких жанрах? На что ответ всегда один — они же звезды...
Валерия Самусева 25 августа в 15:55
331 0
​Продолжаем «благоухать». Владимиров vs Мазурин: взгляд со стороны

​Продолжаем «благоухать». Владимиров vs Мазурин: взгляд со стороны

В России все 100 процентов спортсменов принимают запрещенные препараты? Нет, не 100 процентов, именно поэтому российскую сборную допустили в Рио. В России все 100 процентов паралимпийцев принимают запрещенные препараты? Нет, не 100 процентов. И тем не менее, всю сборную, целиком (!), в Рио не пустили.
Николай Епифанов, сургутянин 25 августа в 15:26
350 5
Тарас Самборский: «Мы должны воспринимать нелюбовь к нам как нечто само собой разумеющееся…» // ВИДЕО

Тарас Самборский: «Мы должны воспринимать нелюбовь к нам как нечто само собой разумеющееся…» // ВИДЕО

О том, как было создано и чем живет сегодня агентство СИА-ПРЕСС, рассказал его учредитель
СургутинформТВ 25 августа в 14:52
373 2
​Дмитрий Ларкович: «Средняя и старшая школа сегодня – это не подготовка, но натаскивание на сдачу итогового экзамена»

​Дмитрий Ларкович: «Средняя и старшая школа сегодня – это не подготовка, но натаскивание на сдачу итогового экзамена»

О состоянии системы образования в Сургуте мы побеседовали с деканом филологического факультета СурГПУ
Анастасия Семихатских 25 августа в 11:25
284 2
​Глава Сургута выяснил, почём хлеб и с какими проблемами сталкиваются товаропроизводители

​Глава Сургута выяснил, почём хлеб и с какими проблемами сталкиваются товаропроизводители

Существующие проблемы действительно решаемы, но для их обсуждения нужно с периодичностью собираться за круглым столом. Вот только вспоминать об этому нужно не только тогда, когда к власти приходит новый мэр или на горизонте начинает брезжить свет очередных думских выборов.
Анастасия Семихатских 24 августа в 17:18
791 2
​Нефть как источник позитива // АУДИО, ТЕКСТ

​Нефть как источник позитива // АУДИО, ТЕКСТ

Что способно вернуть индекс ММВБ на рекордно высокие уровни? Еженедельные новости из мира финансов и экономики
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 24 августа в 11:55
225 0
​За плохую дорогу — штраф // ИНФОГРАФИКА

​За плохую дорогу — штраф // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующих читателей siapress.ru с удовольствием бы призвали к ответу чиновников из-за колеи и колдобин под колесами родного автомобиля
Редакция СИА-ПРЕСС 24 августа в 11:38
210 1
​Вонючий цинизм

​Вонючий цинизм

В стране раскрыт не какой-то там «допинг», а государственная система принятия допинга ведущими спортсменами и сокрытия его следов, тщательно планировавшаяся и действовавшая в течение многих лет...
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 24 августа в 09:35
931 51
​Увидели положительную динамику – решили отказаться от дотаций…

​Увидели положительную динамику – решили отказаться от дотаций…

Выбирая налоговые поступления мы в то же время стимулируем ответственность и инициативность муниципальных властей, ведь они могут косвенно влиять на фискальные сборы…
Анна Шерстнева, заместитель главы города 23 августа в 18:06
673 7
Олег Владимиров

​Циничная вонь

По паралимпийцам бьют сплошь, бездоказательно и цинично. Это травля по признаку государства. У вас в России допинг, следовательно, вы его можете употреблять. Всё. Логика чудовищная. У вас в Америке оружие, следовательно, вы можете убивать...
Олег Владимиров 23 августа в 18:00
756 18
​Децл, краски, хит-уикенд

​Децл, краски, хит-уикенд

Как Сургут встретил одну из первых российких рэп-звезд
Валерия Самусева 23 августа в 14:09
522 0
​Сургут открыл рот

​Сургут открыл рот

Артем Злобин, только успев покорить публику своим великолепным выступлением, окинул взглядом текст и вынужден был… покинуть мероприятие со словами: «Простите, ничего не могу поделать, там люди женятся!»
Алиса Анисимова 23 августа в 13:50
674 0
​Мы скажем ипотеке «Нет». Несмотря на Путина // ИНФОГРАФИКА

​Мы скажем ипотеке «Нет». Несмотря на Путина // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория siapress.ru осталась глуха к риелторским советам президента
Редакция СИА-ПРЕСС 23 августа в 12:15
410 2
Олег Владимиров

​Съедобная Беларусь

Глобализация делает из еды месиво. Мировым гигантам начхать на качество своей продукции на многих локальных рынках, где не понимают, что такое настоящий продукт.
Олег Владимиров 23 августа в 09:56
435 14
​Медведев разозлил! // ИНФОГРАФИКА

​Медведев разозлил! // ИНФОГРАФИКА

Большинство аудитории siapress.ru уверено, что предложение премьера учителям зарабатывать на стороне — это позор
Юрий Нуреев 22 августа в 15:23
509 2
​Парень, рождённый для Сургута

​Парень, рождённый для Сургута

А знаете, что более всего убеждало Александра Леонидовича в том, что тот или иной человек перестал ощущать себя временщиком в Сургуте? Когда люди с Большой земли стали привозить сюда на постоянное место жительства своих стареньких родителей…
Людмила Захарова 22 августа в 13:01
1400 21
Больше мнений