16+

​Евгений Князев: «Лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь?»

Интервью с народным артистом России, увлекшим сургутян «Живым русским словом»

Ярким событием, завершающим Год литературы в Сургуте, стал поэтический вечер «Дом из стихов» народного артиста России Евгения Князева. Актер (он же ректор театрального института им. Б.В. Щукина) выступил в Сургутской филармонии 18 декабря в рамках проекта «Живое русское слово». Нам удалось встретиться с артистом и узнать, зачем актерам необходимы гастроли, почему «Щука» до сих пор вызывает интерес у заграничных студентов, насколько важна (и нужна ли вообще?) профессия театрального критика.

Справка: Евгений Князев — российский актер театра, кино и телевидения, театральный педагог. В 1982 году окончилТеатральное училище им. Б. Щукина, в 2003 стал его ректором. На счету артиста более 30 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Пятый ангел», «Путешествие с домашними животными», «Дом с лилиями», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

- Вы актер, который достаточно активно гастролирует, притом не только с сольными концертами, а еще и в составе труппы театра имени Е.Б. Вахтангова. Исходя из своего опыта, можете объяснить, почему для театра и в частности для актера так важны гастроли?

- Приезжая в другой регион к людям, которые живут своей жизнью, театр может определить свой уровень. Здесь зрителя не обманешь. Либо это спектакль достойный того, чтобы смотреть и мы в очередной раз убеждаемся, что делать наш театр – это правильно и это нужно зрителям, либо это направление, которое не очень близко зрителям.

За этот год у меня было огромное количество сольных концертов по всей стране (при этом я играл в театре). Вот я недавно лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь? Во-первых, это дает мне ощущение, что во мне нуждаются. Эта востребованность показывает, что ты не напрасно занимаешься своей профессией. Во-вторых, всегда интересно как ты справишься со своими актерскими задачами и проявишь свое мастерство. Какими бы ты титулами не обладал, в нашей профессии нельзя выйти и схалтурить.

- Вы занимаете должность ректора Щукинского института более десяти лет. Как за это время изменился интерес молодежи к театральным профессиям в вашем вузе?

- Он не изменился и по-прежнему остается высоким. К нам продолжают приезжать и учиться очень много талантливых ребят со всей страны. Наше училище, кстати, закончила сургутянка Анна Антонова. Сейчас она актриса нашего театра имени Вахтангова.

- Но ведь не только российские студенты поступают к вам, еще и из-за границы стремятся. Как думаете, с чем связан интерес к Щукинскому институту?

- Не могу сказать, что это интерес именно к Щукинскому институту. Я бы сказал, что скорее к сильной русской театральной школе, основы которой заложил Константин Станиславский. Он попытался разложить игру талантливых артистов на составляющие и определил элементы школы актерского мастерства: это внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия, партнеру, оценка факта и другие. Евгений Вахтангов был прекрасным учеником Станиславского, и он все это привнес в нашу школу, которая стала традиционной. У нас есть совместная магистерская программа с Лондонской драматической школой Centre Drama, и в этой программе есть «русский семестр»: студенты из Лондона приезжают в Россию на два месяца учиться русской психологической школе. Некоторые ребята, закончив эту программу, становятся известными артистами в Лондоне. На днях директор этой программы прислал мне фотографию мальчика, который три года назад обучался в этой школе – он сейчас снимается в известных сериалах и очень прославился в Лондоне. Директор написал: «Это в том числе и благодаря тому, что мы сотрудничали с русской школой».

- Некоторые режиссеры и актеры не видят смысла в существовании театральных критиков. Как думаете, это профессия нужна? И насколько она важна?

- Театральный критик это по большому счету театровед. Сейчас театральная критика стала театральной журналистикой. То есть пришел журналист, описал, что происходит на сегодняшний день в данный момент и опубликовал в газете. Знаете, как вам скажу? Я даже не буду от себя отвечать. Соглашаюсь с мнением актера Александра Ленского, который работал в Малом театре. Его ученик Александр Остужев сыграл роль Ромео в «Ромео и Джульетте». Наутро молодой актер прочитал нелицеприятную критику (а Остужева хвалили, когда он репетировал). Так вот, когда он прибежал к Ленскому, тот сказал: «Я запрещаю тебе читать критику семь лет. А если сможешь, то и всю жизнь не читай».

- Неужели актер не должен отслеживать критику в отношении себя?

- Нет, не должен. Есть люди, которые за тобой следят: есть режиссер, который тебе говорит хорошо это или плохо, есть зрители, которые воспринимают спектакль или не воспринимают. Мы для них работаем, прежде всего. Если бы критика помогала, если бы она что-то такое могла подсказать, а то зачастую только развешивают ярлыки. Ну, как сейчас с «Золотой маской». Получилось, что критики определяют направления театрального искусства. А вы его разве делаете? Вы разве в этом процессе принимаете какое-то участие? Вы люди со стороны. Вы говорите, что вот это нам нравится. Но это не нравится другим, которых гораздо больше. Почему о некоторых спектаклях раструбили так, что в каждой газете написано? А почему про прекрасный спектакль, поставленный Иваном Поповским в Мастерской Петра Фоменко «Сон в летнюю ночь», ничего не пишут? Потому что он очень хороший, потому что там нет пошлости, там не ругаются матом, там нет перфомансев. Обязательно нужно что-нибудь чудовищное и бессмысленное? Нет, я за критиков, за театроведов. Конечно, должны театроведы оставить потомкам мнение о тех лучших спектаклях, которые они видели или об эпохе. Но хотелось бы, чтобы это было талантливо, как это в свое время делали Владимир Гиляровский, Павел Марков, Константин Рудницкий, Инна Вишневская, Борис Любимов, Алексей Бартошевич и еще много кого. Появляются сейчас талантливые критики? Безусловно, они есть. Марина Тимашева, Марина Токарева – они хорошие критики, я с удовольствием их читаю. Даже если это критические статьи, то они не вызывают у меня негодование.

- Вы упомянули про «Золотую маску». В этом году около 100 театральных деятелей выступили против экспертного совета этой премии: попросили его распустить и сформировать новый. Как вы считаете, этот протест, как-то отразится на авторитете главной российской театральной премии?

- Отразится, конечно. Люди увидят, что там бесконечные скандалы и отвернутся от нее. А я хочу, чтобы не отворачивались, потому что это очень хорошая достойная премия. Мне хотелось бы (задумывается)… Вот послушайте меня. Мне хотелось бы, чтобы лучшие спектакли со всей страны привозили в Москву, и там бы был конкурс лучших спектаклей. А вот как их определить эти лучшие спектакли – это задача не только критиков и экспертов одного направления, это должно быть достаточно широко. Я за «Золотую маску».

- 2014 год был у нас Годом культуры. Этот – год литературы. Следующий объявлен Годом российского кино. Почему интерес к искусству в последние три года формируется на таком государственном уровне?

- Человек должен развиваться. Он рожден для того, чтобы постигать что-то лучшее, хорошее, впитывать это в себя и пытаться это в себе взрастить и передать дальше. Если ты сможешь это передать поколению словами, то хорошо, а может быть, вот это лучшее закладывается в генетику и потом передается следующим поколениям. То что человек должен совершенствоваться – это безусловно. А как можно совершенствоваться без прекрасного? Литература, живопись, музыка – это то прекрасное, которое формирует нравственные качества человека, а без нравственности человек не сделает хороших поступков. Я думаю, что это правильное политическое направление. Люди будут оказываться в концертных залах, на выставках. Знаете, что творится сейчас на выставке Валентина Серова? (Выставка открыта в Третьяковской галерее и приурочена к 150-летию художника – прим. автора) Ее продлили еще на два месяца, потому что оказалось огромное количество желающих ее посмотреть. Я сам там был. Эта выставка до сих пор вызывает у меня восторг. Я был потрясен, что это сделано рукой человека. Тоже самое можно сказать и о поэзии, музыке, кино.

Кстати: 27 марта Евгений Князев выступит на крупнейшей филармонической площадке страны – в зале имени П.И.Чайковского. В прочтении артиста зрители услышат «Пиковую даму» Александра Пушкина.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 декабря 2015 в 10:38, просмотров: 1423, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​«Вопрос и к организации, и к персоналу, который занимается перевозкой детей…»

​«Вопрос и к организации, и к персоналу, который занимается перевозкой детей…»

Югорская трагедия: взгляд депутата
Ольга Леснова, депутат Думы Сургута Сегодня в 16:57
79 0
​«Транспортное средство, перевозящее опасный груз, отмечается яркими знаками. То же самое нужно сделать и с детскими перевозками…»

​«Транспортное средство, перевозящее опасный груз, отмечается яркими знаками. То же самое нужно сделать и с детскими перевозками…»

Югорская трагедия: комментарий сургутского перевозчика
Михаил Поида, владелец ИП «Пассажирские перевозки в Сургуте» Сегодня в 16:53
72 0
​Дети гибнут на дорогах

​Дети гибнут на дорогах

​Трагедия под Ханты-Мансийском – одна из самых масштабных автомобильных катастрофа с участием детей и, увы, далеко не первая за последние годы. За последние шесть лет произошло несколько резонансных происшествий, которые широко освещались в прессе.
Артем Мазнев Сегодня в 16:36
134 0
​Архитектурное недоразумение

​Архитектурное недоразумение

Как бы то ни было, но наш вокзал построен в стиле советского модернизма. А что предлагается взамен? Что это за направление в архитектуре?
Сергей Глинских, сургутянин Сегодня в 12:14
230 0
День траура в Югре

День траура в Югре

Всё, что известно о расследовании ДТП и состоянии пострадавших, фото и видео
Ева Рудион 04 декабря в 20:32
4835 0
​Страна выходит на новый этап развития. Но на какой?

​Страна выходит на новый этап развития. Но на какой?

У меня не сложилось впечатления, что в послании заложена стратегия. Оно достаточно эмоционально и в нем видно желание сделать что-то большое и хорошее. А вот что большое и хорошее? Непонятно.
Михаил Коробельников, политолог 02 декабря в 16:07
708 2
​Призвание — работа

​Призвание — работа

Сегодня отмечает свой юбилей ветеран педагогического труда, уроженка Сургута Альбина Голохвастова
Людмила Захарова 02 декабря в 13:13
1046 0
​Сургут за 32 года

​Сургут за 32 года

Как изменился город за три десятилетия, смотрим по спутниковым фотографиям
Ева Рудион 30 ноября в 22:42
1555 2
​Дети не в приоритете

​Дети не в приоритете

На сургутский кванториум выделили деньги, которых нет, и место, которое ему не подходит
Анастасия Семихатских, Дмитрий Щеглов 02 декабря в 11:21
897 3
​Строительный юбилей Сургута

​Строительный юбилей Сургута

Важнейшая для горожан отрасль — сквозь призму истории
Игорь Стась 01 декабря в 15:11
736 0
​Надо быть «Против всех»… // ИНФОГРАФИКА

​Надо быть «Против всех»… // ИНФОГРАФИКА

Большая часть голосующей аудитории siapress.ru не согласилась со взглядами депутатов Госдумы на состав избирательных бюллетеней
Редакция СИА-ПРЕСС 01 декабря в 14:34
381 0
​В преддверии рождественского ралли // АУДИО, ТЕКСТ

​В преддверии рождественского ралли // АУДИО, ТЕКСТ

Рынок снова на максимумах — надолго ли? Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 30 ноября в 10:14
371 0
​И снова о паркингах…

​И снова о паркингах…

При покупке квартиры ситуация находится в конкурентной среде — человек выбирает из множества предложений. При покупке только паркинга покупатель сталкивается с монополистом — владельцем паркинга.
Дмитрий Пахотин, Депутат думы города Сургута 29 ноября в 19:41
1240 31
​Убивать детей

​Убивать детей

«Какие расследования? Нечего копаться! Убили их при штурме? Правильно сделали! Так им! Таких и надо убивать!»
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 29 ноября в 11:44
2051 55
Как нам победить психологию «временщиков»

Как нам победить психологию «временщиков»

На месте вчерашних уютных дворов двухэтажных деревяшек вырастают многоэтажные бастионы, на месте таежного леса возводятся коробки гипермоллов, новые дороги меняют привычные тропинки. В этой гонке за этажами, квадратными метрами и парковочными местами зачастую теряется такая мелочь, как история.
Алексей Кучин, депутат думы Сургута 28 ноября в 11:38
867 1
Тарас Самборский

​Гоп-компания какая!

В чём проблема, которую выявило столкновение зама главы Сургута Александра Шатунова и предпринимателя с 20-летним стажем Елены Аксёновой?
Тарас Самборский 28 ноября в 10:19
3515 29
Больше мнений