16+

​Евгений Князев: «Лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь?»

Интервью с народным артистом России, увлекшим сургутян «Живым русским словом»

Ярким событием, завершающим Год литературы в Сургуте, стал поэтический вечер «Дом из стихов» народного артиста России Евгения Князева. Актер (он же ректор театрального института им. Б.В. Щукина) выступил в Сургутской филармонии 18 декабря в рамках проекта «Живое русское слово». Нам удалось встретиться с артистом и узнать, зачем актерам необходимы гастроли, почему «Щука» до сих пор вызывает интерес у заграничных студентов, насколько важна (и нужна ли вообще?) профессия театрального критика.

Справка: Евгений Князев — российский актер театра, кино и телевидения, театральный педагог. В 1982 году окончилТеатральное училище им. Б. Щукина, в 2003 стал его ректором. На счету артиста более 30 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Пятый ангел», «Путешествие с домашними животными», «Дом с лилиями», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

- Вы актер, который достаточно активно гастролирует, притом не только с сольными концертами, а еще и в составе труппы театра имени Е.Б. Вахтангова. Исходя из своего опыта, можете объяснить, почему для театра и в частности для актера так важны гастроли?

- Приезжая в другой регион к людям, которые живут своей жизнью, театр может определить свой уровень. Здесь зрителя не обманешь. Либо это спектакль достойный того, чтобы смотреть и мы в очередной раз убеждаемся, что делать наш театр – это правильно и это нужно зрителям, либо это направление, которое не очень близко зрителям.

За этот год у меня было огромное количество сольных концертов по всей стране (при этом я играл в театре). Вот я недавно лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь? Во-первых, это дает мне ощущение, что во мне нуждаются. Эта востребованность показывает, что ты не напрасно занимаешься своей профессией. Во-вторых, всегда интересно как ты справишься со своими актерскими задачами и проявишь свое мастерство. Какими бы ты титулами не обладал, в нашей профессии нельзя выйти и схалтурить.

- Вы занимаете должность ректора Щукинского института более десяти лет. Как за это время изменился интерес молодежи к театральным профессиям в вашем вузе?

- Он не изменился и по-прежнему остается высоким. К нам продолжают приезжать и учиться очень много талантливых ребят со всей страны. Наше училище, кстати, закончила сургутянка Анна Антонова. Сейчас она актриса нашего театра имени Вахтангова.

- Но ведь не только российские студенты поступают к вам, еще и из-за границы стремятся. Как думаете, с чем связан интерес к Щукинскому институту?

- Не могу сказать, что это интерес именно к Щукинскому институту. Я бы сказал, что скорее к сильной русской театральной школе, основы которой заложил Константин Станиславский. Он попытался разложить игру талантливых артистов на составляющие и определил элементы школы актерского мастерства: это внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия, партнеру, оценка факта и другие. Евгений Вахтангов был прекрасным учеником Станиславского, и он все это привнес в нашу школу, которая стала традиционной. У нас есть совместная магистерская программа с Лондонской драматической школой Centre Drama, и в этой программе есть «русский семестр»: студенты из Лондона приезжают в Россию на два месяца учиться русской психологической школе. Некоторые ребята, закончив эту программу, становятся известными артистами в Лондоне. На днях директор этой программы прислал мне фотографию мальчика, который три года назад обучался в этой школе – он сейчас снимается в известных сериалах и очень прославился в Лондоне. Директор написал: «Это в том числе и благодаря тому, что мы сотрудничали с русской школой».

- Некоторые режиссеры и актеры не видят смысла в существовании театральных критиков. Как думаете, это профессия нужна? И насколько она важна?

- Театральный критик это по большому счету театровед. Сейчас театральная критика стала театральной журналистикой. То есть пришел журналист, описал, что происходит на сегодняшний день в данный момент и опубликовал в газете. Знаете, как вам скажу? Я даже не буду от себя отвечать. Соглашаюсь с мнением актера Александра Ленского, который работал в Малом театре. Его ученик Александр Остужев сыграл роль Ромео в «Ромео и Джульетте». Наутро молодой актер прочитал нелицеприятную критику (а Остужева хвалили, когда он репетировал). Так вот, когда он прибежал к Ленскому, тот сказал: «Я запрещаю тебе читать критику семь лет. А если сможешь, то и всю жизнь не читай».

- Неужели актер не должен отслеживать критику в отношении себя?

- Нет, не должен. Есть люди, которые за тобой следят: есть режиссер, который тебе говорит хорошо это или плохо, есть зрители, которые воспринимают спектакль или не воспринимают. Мы для них работаем, прежде всего. Если бы критика помогала, если бы она что-то такое могла подсказать, а то зачастую только развешивают ярлыки. Ну, как сейчас с «Золотой маской». Получилось, что критики определяют направления театрального искусства. А вы его разве делаете? Вы разве в этом процессе принимаете какое-то участие? Вы люди со стороны. Вы говорите, что вот это нам нравится. Но это не нравится другим, которых гораздо больше. Почему о некоторых спектаклях раструбили так, что в каждой газете написано? А почему про прекрасный спектакль, поставленный Иваном Поповским в Мастерской Петра Фоменко «Сон в летнюю ночь», ничего не пишут? Потому что он очень хороший, потому что там нет пошлости, там не ругаются матом, там нет перфомансев. Обязательно нужно что-нибудь чудовищное и бессмысленное? Нет, я за критиков, за театроведов. Конечно, должны театроведы оставить потомкам мнение о тех лучших спектаклях, которые они видели или об эпохе. Но хотелось бы, чтобы это было талантливо, как это в свое время делали Владимир Гиляровский, Павел Марков, Константин Рудницкий, Инна Вишневская, Борис Любимов, Алексей Бартошевич и еще много кого. Появляются сейчас талантливые критики? Безусловно, они есть. Марина Тимашева, Марина Токарева – они хорошие критики, я с удовольствием их читаю. Даже если это критические статьи, то они не вызывают у меня негодование.

- Вы упомянули про «Золотую маску». В этом году около 100 театральных деятелей выступили против экспертного совета этой премии: попросили его распустить и сформировать новый. Как вы считаете, этот протест, как-то отразится на авторитете главной российской театральной премии?

- Отразится, конечно. Люди увидят, что там бесконечные скандалы и отвернутся от нее. А я хочу, чтобы не отворачивались, потому что это очень хорошая достойная премия. Мне хотелось бы (задумывается)… Вот послушайте меня. Мне хотелось бы, чтобы лучшие спектакли со всей страны привозили в Москву, и там бы был конкурс лучших спектаклей. А вот как их определить эти лучшие спектакли – это задача не только критиков и экспертов одного направления, это должно быть достаточно широко. Я за «Золотую маску».

- 2014 год был у нас Годом культуры. Этот – год литературы. Следующий объявлен Годом российского кино. Почему интерес к искусству в последние три года формируется на таком государственном уровне?

- Человек должен развиваться. Он рожден для того, чтобы постигать что-то лучшее, хорошее, впитывать это в себя и пытаться это в себе взрастить и передать дальше. Если ты сможешь это передать поколению словами, то хорошо, а может быть, вот это лучшее закладывается в генетику и потом передается следующим поколениям. То что человек должен совершенствоваться – это безусловно. А как можно совершенствоваться без прекрасного? Литература, живопись, музыка – это то прекрасное, которое формирует нравственные качества человека, а без нравственности человек не сделает хороших поступков. Я думаю, что это правильное политическое направление. Люди будут оказываться в концертных залах, на выставках. Знаете, что творится сейчас на выставке Валентина Серова? (Выставка открыта в Третьяковской галерее и приурочена к 150-летию художника – прим. автора) Ее продлили еще на два месяца, потому что оказалось огромное количество желающих ее посмотреть. Я сам там был. Эта выставка до сих пор вызывает у меня восторг. Я был потрясен, что это сделано рукой человека. Тоже самое можно сказать и о поэзии, музыке, кино.

Кстати: 27 марта Евгений Князев выступит на крупнейшей филармонической площадке страны – в зале имени П.И.Чайковского. В прочтении артиста зрители услышат «Пиковую даму» Александра Пушкина.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 декабря 2015 в 10:38, просмотров: 1557, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​«Мы славим тех, кто готов в любую минуту встать на защиту Отечества…»

​«Мы славим тех, кто готов в любую минуту встать на защиту Отечества…»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Вадим Шувалов, глава города Сургута 23 февраля в 10:05
614 0
​«23 февраля – праздник настоящих мужчин»

​«23 февраля – праздник настоящих мужчин»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Надежда Красноярова, председатель Думы города Сургута 23 февраля в 10:04
593 4
​«Это праздник доблести…»

​«Это праздник доблести…»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Василий Юркин, директор СГМУП «Городские тепловые сети» 23 февраля в 09:59
343 0
​«Этот праздник наполнен глубоким содержанием и смыслом…»

​«Этот праздник наполнен глубоким содержанием и смыслом…»

Поздравление с Днем защитника Отечества
Рустем Юсупов, генеральный директор ООО «СветоДизайн-Югра» 23 февраля в 09:58
369 0
​Сами себе доктора // ИНФОГРАФИКА

​Сами себе доктора // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru предпочитает лечиться от гриппа самостоятельно — или не болеть вовсе
Юрий Нуреев 22 февраля в 15:07
316 0
​Перезагрузка США-Россия — дело не скорое… // АУДИО, ТЕКСТ

​Перезагрузка США-Россия — дело не скорое… // АУДИО, ТЕКСТ

Почему настроения у инвесторов далеки от предпраздничных, сможет ли рубль укрепиться сильнее, и на какие акции стоит обратить внимание?
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 22 февраля в 13:55
330 0
​Золотой наш капремонт // ИНФОГРАФИКА

​Золотой наш капремонт // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующих читателей siapress.ru уверены, что взносы на капитальный ремонт в округе слишком высоки
Юрий Нуреев 21 февраля в 14:45
579 5
Олег Владимиров

​Лапша по карточкам

Вы в курсе, что с любого магазина оператор вашего банковского «пластика» спишет пару-тройку процентов от ваших убытков – за обслуживание? Как вы думаете, в чем растворяются эти проценты? Правильно, в цене товара.
Олег Владимиров 21 февраля в 09:35
620 0
​До свиданья, Валентин // ИНФОГРАФИКА

​До свиданья, Валентин // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru не считает 14 февраля праздником
Юрий Нуреев 20 февраля в 16:43
453 0
​Захар Прилепин и запрещенный в России ИГИЛ

​Захар Прилепин и запрещенный в России ИГИЛ

Но, господа-товарищи, вы думаете, мессия Прилепин остановится на Донбассе? Даже не надейтесь: «Совершенно очевидно, что Донбасс — это зона ответственности не перед жителями Донбасса или Украины, а перед будущим России».
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 20 февраля в 11:04
1083 33
​Сургутская неделя. Почти как настоящее

​Сургутская неделя. Почти как настоящее

Рэп, пляж и почему не я выиграл 16 миллионов?
Олег Владимиров 18 февраля в 13:13
1233 8
Олег Владимиров

​Зачем бороться с коррупцией?

Я бы, если честно, бюджетникам зарплаты вовсе поотменял бы. Пусть государство на эти деньги Крымский мост достроит, еще один чемпионат мира проведет и космонавта на Марс запустит, не жалко!
Олег Владимиров 17 февраля в 09:18
980 6
​Мы долгое «Эхо» друг друга

​Мы долгое «Эхо» друг друга

Хотите стать «Эхом»? Будьте по отношению к своим читателям, в первую очередь, добрыми! Не требовательными. Не осуждающими. А просто-напросто добрыми.
Татьяна Малинина, журналист, писатель 16 февраля в 20:33
1138 3
Анастасия Семихатских

​Пляж без воды

Чиновники твердят, что в городе ни в коем случае нельзя оборудовать прибрежную зону, так как наша вода не предназначена для купания. Встречный вопрос: а при чем тут купание?
Анастасия Семихатских 16 февраля в 14:45
1090 6
​Валерий Санин: «Глаза боятся – руки делают»

​Валерий Санин: «Глаза боятся – руки делают»

26 февраля в 17:00 в Сургутской филармонии состоится юбилейный вечер «Виват, Маэстро!»
Оксана Малахова 16 февраля в 10:52
603 0
​Левосудие

​Левосудие

Евгения Чудновец. Воспитатель детского сада. Обнаружила видео с издевательствами над ребенком в детском саду, опубликовала это видео с призывом привлечь ответственных – и сама присела за распространение запрещенных материалов.
Александр Твардовский, блогер 16 февраля в 09:45
774 5
Больше мнений