16+

​Евгений Князев: «Лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь?»

Интервью с народным артистом России, увлекшим сургутян «Живым русским словом»

Ярким событием, завершающим Год литературы в Сургуте, стал поэтический вечер «Дом из стихов» народного артиста России Евгения Князева. Актер (он же ректор театрального института им. Б.В. Щукина) выступил в Сургутской филармонии 18 декабря в рамках проекта «Живое русское слово». Нам удалось встретиться с артистом и узнать, зачем актерам необходимы гастроли, почему «Щука» до сих пор вызывает интерес у заграничных студентов, насколько важна (и нужна ли вообще?) профессия театрального критика.

Справка: Евгений Князев — российский актер театра, кино и телевидения, театральный педагог. В 1982 году окончилТеатральное училище им. Б. Щукина, в 2003 стал его ректором. На счету артиста более 30 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Пятый ангел», «Путешествие с домашними животными», «Дом с лилиями», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

- Вы актер, который достаточно активно гастролирует, притом не только с сольными концертами, а еще и в составе труппы театра имени Е.Б. Вахтангова. Исходя из своего опыта, можете объяснить, почему для театра и в частности для актера так важны гастроли?

- Приезжая в другой регион к людям, которые живут своей жизнью, театр может определить свой уровень. Здесь зрителя не обманешь. Либо это спектакль достойный того, чтобы смотреть и мы в очередной раз убеждаемся, что делать наш театр – это правильно и это нужно зрителям, либо это направление, которое не очень близко зрителям.

За этот год у меня было огромное количество сольных концертов по всей стране (при этом я играл в театре). Вот я недавно лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь? Во-первых, это дает мне ощущение, что во мне нуждаются. Эта востребованность показывает, что ты не напрасно занимаешься своей профессией. Во-вторых, всегда интересно как ты справишься со своими актерскими задачами и проявишь свое мастерство. Какими бы ты титулами не обладал, в нашей профессии нельзя выйти и схалтурить.

- Вы занимаете должность ректора Щукинского института более десяти лет. Как за это время изменился интерес молодежи к театральным профессиям в вашем вузе?

- Он не изменился и по-прежнему остается высоким. К нам продолжают приезжать и учиться очень много талантливых ребят со всей страны. Наше училище, кстати, закончила сургутянка Анна Антонова. Сейчас она актриса нашего театра имени Вахтангова.

- Но ведь не только российские студенты поступают к вам, еще и из-за границы стремятся. Как думаете, с чем связан интерес к Щукинскому институту?

- Не могу сказать, что это интерес именно к Щукинскому институту. Я бы сказал, что скорее к сильной русской театральной школе, основы которой заложил Константин Станиславский. Он попытался разложить игру талантливых артистов на составляющие и определил элементы школы актерского мастерства: это внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия, партнеру, оценка факта и другие. Евгений Вахтангов был прекрасным учеником Станиславского, и он все это привнес в нашу школу, которая стала традиционной. У нас есть совместная магистерская программа с Лондонской драматической школой Centre Drama, и в этой программе есть «русский семестр»: студенты из Лондона приезжают в Россию на два месяца учиться русской психологической школе. Некоторые ребята, закончив эту программу, становятся известными артистами в Лондоне. На днях директор этой программы прислал мне фотографию мальчика, который три года назад обучался в этой школе – он сейчас снимается в известных сериалах и очень прославился в Лондоне. Директор написал: «Это в том числе и благодаря тому, что мы сотрудничали с русской школой».

- Некоторые режиссеры и актеры не видят смысла в существовании театральных критиков. Как думаете, это профессия нужна? И насколько она важна?

- Театральный критик это по большому счету театровед. Сейчас театральная критика стала театральной журналистикой. То есть пришел журналист, описал, что происходит на сегодняшний день в данный момент и опубликовал в газете. Знаете, как вам скажу? Я даже не буду от себя отвечать. Соглашаюсь с мнением актера Александра Ленского, который работал в Малом театре. Его ученик Александр Остужев сыграл роль Ромео в «Ромео и Джульетте». Наутро молодой актер прочитал нелицеприятную критику (а Остужева хвалили, когда он репетировал). Так вот, когда он прибежал к Ленскому, тот сказал: «Я запрещаю тебе читать критику семь лет. А если сможешь, то и всю жизнь не читай».

- Неужели актер не должен отслеживать критику в отношении себя?

- Нет, не должен. Есть люди, которые за тобой следят: есть режиссер, который тебе говорит хорошо это или плохо, есть зрители, которые воспринимают спектакль или не воспринимают. Мы для них работаем, прежде всего. Если бы критика помогала, если бы она что-то такое могла подсказать, а то зачастую только развешивают ярлыки. Ну, как сейчас с «Золотой маской». Получилось, что критики определяют направления театрального искусства. А вы его разве делаете? Вы разве в этом процессе принимаете какое-то участие? Вы люди со стороны. Вы говорите, что вот это нам нравится. Но это не нравится другим, которых гораздо больше. Почему о некоторых спектаклях раструбили так, что в каждой газете написано? А почему про прекрасный спектакль, поставленный Иваном Поповским в Мастерской Петра Фоменко «Сон в летнюю ночь», ничего не пишут? Потому что он очень хороший, потому что там нет пошлости, там не ругаются матом, там нет перфомансев. Обязательно нужно что-нибудь чудовищное и бессмысленное? Нет, я за критиков, за театроведов. Конечно, должны театроведы оставить потомкам мнение о тех лучших спектаклях, которые они видели или об эпохе. Но хотелось бы, чтобы это было талантливо, как это в свое время делали Владимир Гиляровский, Павел Марков, Константин Рудницкий, Инна Вишневская, Борис Любимов, Алексей Бартошевич и еще много кого. Появляются сейчас талантливые критики? Безусловно, они есть. Марина Тимашева, Марина Токарева – они хорошие критики, я с удовольствием их читаю. Даже если это критические статьи, то они не вызывают у меня негодование.

- Вы упомянули про «Золотую маску». В этом году около 100 театральных деятелей выступили против экспертного совета этой премии: попросили его распустить и сформировать новый. Как вы считаете, этот протест, как-то отразится на авторитете главной российской театральной премии?

- Отразится, конечно. Люди увидят, что там бесконечные скандалы и отвернутся от нее. А я хочу, чтобы не отворачивались, потому что это очень хорошая достойная премия. Мне хотелось бы (задумывается)… Вот послушайте меня. Мне хотелось бы, чтобы лучшие спектакли со всей страны привозили в Москву, и там бы был конкурс лучших спектаклей. А вот как их определить эти лучшие спектакли – это задача не только критиков и экспертов одного направления, это должно быть достаточно широко. Я за «Золотую маску».

- 2014 год был у нас Годом культуры. Этот – год литературы. Следующий объявлен Годом российского кино. Почему интерес к искусству в последние три года формируется на таком государственном уровне?

- Человек должен развиваться. Он рожден для того, чтобы постигать что-то лучшее, хорошее, впитывать это в себя и пытаться это в себе взрастить и передать дальше. Если ты сможешь это передать поколению словами, то хорошо, а может быть, вот это лучшее закладывается в генетику и потом передается следующим поколениям. То что человек должен совершенствоваться – это безусловно. А как можно совершенствоваться без прекрасного? Литература, живопись, музыка – это то прекрасное, которое формирует нравственные качества человека, а без нравственности человек не сделает хороших поступков. Я думаю, что это правильное политическое направление. Люди будут оказываться в концертных залах, на выставках. Знаете, что творится сейчас на выставке Валентина Серова? (Выставка открыта в Третьяковской галерее и приурочена к 150-летию художника – прим. автора) Ее продлили еще на два месяца, потому что оказалось огромное количество желающих ее посмотреть. Я сам там был. Эта выставка до сих пор вызывает у меня восторг. Я был потрясен, что это сделано рукой человека. Тоже самое можно сказать и о поэзии, музыке, кино.

Кстати: 27 марта Евгений Князев выступит на крупнейшей филармонической площадке страны – в зале имени П.И.Чайковского. В прочтении артиста зрители услышат «Пиковую даму» Александра Пушкина.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 декабря 2015 в 10:38, просмотров: 1514, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Трамп будет «снижать» доллар

​Трамп будет «снижать» доллар

Что значат слова нового президента США о курсе национальной валюты
Александр Пурышев, политолог Сегодня в 09:42
186 1
​Не курю — и вам не дам // ИНФОГРАФИКА

​Не курю — и вам не дам // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru поддержало бы запрет на продажу сигарет
Юрий Нуреев 22 января в 11:48
304 0
​Статья дня. Барак номер один

​Статья дня. Барак номер один

Но остается вопрос: кого теперь россиянам ругать за грязные подъезды? Куда девать тысячи таких популярных у российских автомобилистов-«патриотов» стикеров «Обама — чмо»? Кем пугать в телевизионных ток-шоу и выпусках новостей?
gazeta.ru 21 января в 13:00
543 2
​Новоселье против желания

​Новоселье против желания

Сургутской семье инвалидов… насильно дают квартиру. В чем подвох — разбирался «Новый Город»
Лилия Сулейманова 21 января в 11:05
828 3
​Газета как в «Гарри Поттере»! «Новый Город» теперь вставляет в свои страницы видео и интерактив

​Газета как в «Гарри Поттере»! «Новый Город» теперь вставляет в свои страницы видео и интерактив

Листайте первый номер прямо здесь
Редакция СИА-ПРЕСС 20 января в 12:41
598 0
​Мера временная, не лучшая // ИНФОГРАФИКА

​Мера временная, не лучшая // ИНФОГРАФИКА

Сургутяне — о назначении Алексея Усова замглавы администрации города
Юрий Нуреев 20 января в 10:35
679 0
​Статья дня. Наследие Обамы: упущенные шансы для России

​Статья дня. Наследие Обамы: упущенные шансы для России

Политолог Александр Габуев о том, что Барак Обама был самым удобным президентом для Москвы
Александр Габуев, руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги 20 января в 09:34
539 6
​Экстремальному купанию — нет? // ИНФОГРАФИКА

​Экстремальному купанию — нет? // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующих читателей siapress.ru окунаться в ледяные купели не стремится
Редакция СИА-ПРЕСС 19 января в 14:50
519 0
​Греки в нокауте

​Греки в нокауте

Матч в Сургуте наша команда выиграла не легко, но уверенно. Получалось практически все – даже те элементы, которые в последнее время вызывали обоснованные опасения. «Газпром-Югра» справился – прежде всего, с самим собой, с собственной психологией.
Олег Владимиров 19 января в 09:00
621 0
​Крепни, рубль! // ИНФОГРАФИКА

​Крепни, рубль! // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru хранит свои сбережения в родной валюте
Редакция СИА-ПРЕСС 18 января в 14:07
399 0
Дмитрий Щеглов

​Дайте людям город!

Одни и те же фонарики и гирляндочки, из года в год появляющиеся на одних и тех же местах (немногочисленных), а в целом город что в октябре, что в ноябре, что в декабре — не отличается.
Дмитрий Щеглов 18 января в 09:58
1116 26
​Купайтесь правильно!

​Купайтесь правильно!

Крещение: советы бывалым и новичкам ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ
Владимир Пидзамкив, руководитель Сургутского филиала Центра медицинской профилактики 18 января в 09:56
632 0
​Праздники прошли. Рынки приходят в себя

​Праздники прошли. Рынки приходят в себя

Упадет ли рубль? Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 17 января в 11:48
424 0
Олег Владимиров

​Греческий интернационал в Сургуте

Очень многое в матче, который состоится в среду, 18 января в зале «Премьер-Арены», будет зависеть от болельщиков – мы призываем сургутян прийти и поддержать свою команду!
Олег Владимиров 16 января в 21:21
621 0
Пять уголовных дел за аварию

Пять уголовных дел за аварию

​Прокуратура подвела предварительные итоги расследования автокатастрофы под Ханты-Мансийском
Ева Рудион 16 января в 17:43
1140 3
Больше мнений