16+

​Евгений Князев: «Лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь?»

Интервью с народным артистом России, увлекшим сургутян «Живым русским словом»

Ярким событием, завершающим Год литературы в Сургуте, стал поэтический вечер «Дом из стихов» народного артиста России Евгения Князева. Актер (он же ректор театрального института им. Б.В. Щукина) выступил в Сургутской филармонии 18 декабря в рамках проекта «Живое русское слово». Нам удалось встретиться с артистом и узнать, зачем актерам необходимы гастроли, почему «Щука» до сих пор вызывает интерес у заграничных студентов, насколько важна (и нужна ли вообще?) профессия театрального критика.

Справка: Евгений Князев — российский актер театра, кино и телевидения, театральный педагог. В 1982 году окончилТеатральное училище им. Б. Щукина, в 2003 стал его ректором. На счету артиста более 30 ролей в фильмах и сериалах, среди которых «Пятый ангел», «Путешествие с домашними животными», «Дом с лилиями», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

- Вы актер, который достаточно активно гастролирует, притом не только с сольными концертами, а еще и в составе труппы театра имени Е.Б. Вахтангова. Исходя из своего опыта, можете объяснить, почему для театра и в частности для актера так важны гастроли?

- Приезжая в другой регион к людям, которые живут своей жизнью, театр может определить свой уровень. Здесь зрителя не обманешь. Либо это спектакль достойный того, чтобы смотреть и мы в очередной раз убеждаемся, что делать наш театр – это правильно и это нужно зрителям, либо это направление, которое не очень близко зрителям.

За этот год у меня было огромное количество сольных концертов по всей стране (при этом я играл в театре). Вот я недавно лечу в самолете и думаю: а зачем ты это делаешь? Во-первых, это дает мне ощущение, что во мне нуждаются. Эта востребованность показывает, что ты не напрасно занимаешься своей профессией. Во-вторых, всегда интересно как ты справишься со своими актерскими задачами и проявишь свое мастерство. Какими бы ты титулами не обладал, в нашей профессии нельзя выйти и схалтурить.

- Вы занимаете должность ректора Щукинского института более десяти лет. Как за это время изменился интерес молодежи к театральным профессиям в вашем вузе?

- Он не изменился и по-прежнему остается высоким. К нам продолжают приезжать и учиться очень много талантливых ребят со всей страны. Наше училище, кстати, закончила сургутянка Анна Антонова. Сейчас она актриса нашего театра имени Вахтангова.

- Но ведь не только российские студенты поступают к вам, еще и из-за границы стремятся. Как думаете, с чем связан интерес к Щукинскому институту?

- Не могу сказать, что это интерес именно к Щукинскому институту. Я бы сказал, что скорее к сильной русской театральной школе, основы которой заложил Константин Станиславский. Он попытался разложить игру талантливых артистов на составляющие и определил элементы школы актерского мастерства: это внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия, партнеру, оценка факта и другие. Евгений Вахтангов был прекрасным учеником Станиславского, и он все это привнес в нашу школу, которая стала традиционной. У нас есть совместная магистерская программа с Лондонской драматической школой Centre Drama, и в этой программе есть «русский семестр»: студенты из Лондона приезжают в Россию на два месяца учиться русской психологической школе. Некоторые ребята, закончив эту программу, становятся известными артистами в Лондоне. На днях директор этой программы прислал мне фотографию мальчика, который три года назад обучался в этой школе – он сейчас снимается в известных сериалах и очень прославился в Лондоне. Директор написал: «Это в том числе и благодаря тому, что мы сотрудничали с русской школой».

- Некоторые режиссеры и актеры не видят смысла в существовании театральных критиков. Как думаете, это профессия нужна? И насколько она важна?

- Театральный критик это по большому счету театровед. Сейчас театральная критика стала театральной журналистикой. То есть пришел журналист, описал, что происходит на сегодняшний день в данный момент и опубликовал в газете. Знаете, как вам скажу? Я даже не буду от себя отвечать. Соглашаюсь с мнением актера Александра Ленского, который работал в Малом театре. Его ученик Александр Остужев сыграл роль Ромео в «Ромео и Джульетте». Наутро молодой актер прочитал нелицеприятную критику (а Остужева хвалили, когда он репетировал). Так вот, когда он прибежал к Ленскому, тот сказал: «Я запрещаю тебе читать критику семь лет. А если сможешь, то и всю жизнь не читай».

- Неужели актер не должен отслеживать критику в отношении себя?

- Нет, не должен. Есть люди, которые за тобой следят: есть режиссер, который тебе говорит хорошо это или плохо, есть зрители, которые воспринимают спектакль или не воспринимают. Мы для них работаем, прежде всего. Если бы критика помогала, если бы она что-то такое могла подсказать, а то зачастую только развешивают ярлыки. Ну, как сейчас с «Золотой маской». Получилось, что критики определяют направления театрального искусства. А вы его разве делаете? Вы разве в этом процессе принимаете какое-то участие? Вы люди со стороны. Вы говорите, что вот это нам нравится. Но это не нравится другим, которых гораздо больше. Почему о некоторых спектаклях раструбили так, что в каждой газете написано? А почему про прекрасный спектакль, поставленный Иваном Поповским в Мастерской Петра Фоменко «Сон в летнюю ночь», ничего не пишут? Потому что он очень хороший, потому что там нет пошлости, там не ругаются матом, там нет перфомансев. Обязательно нужно что-нибудь чудовищное и бессмысленное? Нет, я за критиков, за театроведов. Конечно, должны театроведы оставить потомкам мнение о тех лучших спектаклях, которые они видели или об эпохе. Но хотелось бы, чтобы это было талантливо, как это в свое время делали Владимир Гиляровский, Павел Марков, Константин Рудницкий, Инна Вишневская, Борис Любимов, Алексей Бартошевич и еще много кого. Появляются сейчас талантливые критики? Безусловно, они есть. Марина Тимашева, Марина Токарева – они хорошие критики, я с удовольствием их читаю. Даже если это критические статьи, то они не вызывают у меня негодование.

- Вы упомянули про «Золотую маску». В этом году около 100 театральных деятелей выступили против экспертного совета этой премии: попросили его распустить и сформировать новый. Как вы считаете, этот протест, как-то отразится на авторитете главной российской театральной премии?

- Отразится, конечно. Люди увидят, что там бесконечные скандалы и отвернутся от нее. А я хочу, чтобы не отворачивались, потому что это очень хорошая достойная премия. Мне хотелось бы (задумывается)… Вот послушайте меня. Мне хотелось бы, чтобы лучшие спектакли со всей страны привозили в Москву, и там бы был конкурс лучших спектаклей. А вот как их определить эти лучшие спектакли – это задача не только критиков и экспертов одного направления, это должно быть достаточно широко. Я за «Золотую маску».

- 2014 год был у нас Годом культуры. Этот – год литературы. Следующий объявлен Годом российского кино. Почему интерес к искусству в последние три года формируется на таком государственном уровне?

- Человек должен развиваться. Он рожден для того, чтобы постигать что-то лучшее, хорошее, впитывать это в себя и пытаться это в себе взрастить и передать дальше. Если ты сможешь это передать поколению словами, то хорошо, а может быть, вот это лучшее закладывается в генетику и потом передается следующим поколениям. То что человек должен совершенствоваться – это безусловно. А как можно совершенствоваться без прекрасного? Литература, живопись, музыка – это то прекрасное, которое формирует нравственные качества человека, а без нравственности человек не сделает хороших поступков. Я думаю, что это правильное политическое направление. Люди будут оказываться в концертных залах, на выставках. Знаете, что творится сейчас на выставке Валентина Серова? (Выставка открыта в Третьяковской галерее и приурочена к 150-летию художника – прим. автора) Ее продлили еще на два месяца, потому что оказалось огромное количество желающих ее посмотреть. Я сам там был. Эта выставка до сих пор вызывает у меня восторг. Я был потрясен, что это сделано рукой человека. Тоже самое можно сказать и о поэзии, музыке, кино.

Кстати: 27 марта Евгений Князев выступит на крупнейшей филармонической площадке страны – в зале имени П.И.Чайковского. В прочтении артиста зрители услышат «Пиковую даму» Александра Пушкина.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


22 декабря 2015 в 10:38, просмотров: 1183, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Паралимпийцы под ударом

​Паралимпийцы под ударом

Югорские атлеты могут не поехать на Паралимпиаду в Рио
Анастасия Семихатских Сегодня в 12:24
172 0
Лунный заговор как тест на профпригодность

Лунный заговор как тест на профпригодность

Это и наша победа. Хоть следы в пыли оставили американцы, но без полетов Гагарина и Леонова не было бы шагов Армстронга и Сернана. Это была гонка, а она невозможна, если бежит кто-то один.
Виталий Егоров, астроблогер Сегодня в 11:33
156 0
​Несвободный пакет // ИНФОГРАФИКА

​Несвободный пакет // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru негативно оценило «закон Яровой»
Редакция СИА-ПРЕСС Сегодня в 10:55
115 0
​«Газпром-Югра» будет жить вне зависимости от возможного переезда «Газпром переработки»

​«Газпром-Югра» будет жить вне зависимости от возможного переезда «Газпром переработки»

Редакции «НГ» из достоверных источников стало известно, что болельщикам не о чем беспокоиться. Как рассказали нам знакомые с ситуацией эксперты, бюджет волейбольного клуба формируется на несколько лет вперед, и на данный момент он проработан и утвержден до 2018 года включительно.
Ася Егубцева 28 июля в 17:55
642 2
​За Навальным — следим // ИНФОГРАФИКА

​За Навальным — следим // ИНФОГРАФИКА

Большинство аудитории siapress.ru продолжает читать публикации оппозиционера, а часть от них отключилась
Юрий Нуреев 28 июля в 12:22
314 3
​В Сургуте научились проводить капитальный ремонт школ за один учебный год // ФОТО

​В Сургуте научились проводить капитальный ремонт школ за один учебный год // ФОТО

Глава города лично проинспектировал подготовку учебных заведений к работе
Анастасия Семихатских 28 июля в 11:59
387 1
​Салманов в Сургуте

​Салманов в Сургуте

Его пытались отстранить от работы и судить, однако неукротимый Фарман продолжал бурение. Чтобы не нагнетать обстановку, начальство подписало задним числом приказ о переброске его партии в Сургут.
Людмила Захарова 28 июля в 10:48
1038 1
Олег Владимиров

​Большая разница

В России мы, во-первых, видим реальную борьбу за власть не на партийных съездах, а в стычках силовых ведомств и, во-вторых, несмотря на обыски и аресты, самоочищения не происходит. Нет для этого условий, климат не тот.
Олег Владимиров 27 июля в 15:05
551 2
Долгая жизнь после смерти

Долгая жизнь после смерти

Процесс упразднения сургутского департамента культуры, молодежной политики и спорта затянулся
Артем Мазнев 27 июля в 14:20
706 2
Юрий Нуреев

​Утопающие, не беспокойте

Практика показывает, что чиновникам нет дела до жизней, но чрезвычайно интересны цифры. Судя по отсутствию каких-либо телодвижений, даже этот интерес носит чисто созерцательный характер.
Юрий Нуреев 27 июля в 14:00
639 10
​Франция аукнется // ИНФОГРАФИКА

​Франция аукнется // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория siapress.ru уверена, что теракт в Ницце прорастет новыми запретами в российском законодательстве
Редакция СИА-ПРЕСС 27 июля в 13:02
293 0
Вторая загадка Марса

Вторая загадка Марса

Пока ученые думали, откуда метан появился на Марсе, он пропал. То есть практически совсем. Не рассеялся в атмосфере, до какого-то усредненного значения, а просто исчез, оставив совсем уж ничтожные концентрации, которые едва регистрировались доступными на тот день приборами.
Виталий Егоров, астроблогер 27 июля в 10:32
376 0
​В Тюмени проходит эксперимент с платными парковками

​В Тюмени проходит эксперимент с платными парковками

Эффективен ли этот опыт и возможно ли его повторение в Сургуте — разбирался СИА-ПРЕСС.
Артем Мазнев 26 июля в 13:31
568 3
​Антоний Исаков: «Распространять на 11 лет только «Основы православной культуры» не будут»

​Антоний Исаков: «Распространять на 11 лет только «Основы православной культуры» не будут»

Курс преподается уже несколько лет, и многие учителя говорят, что отведенных в рамках программы часов недостаточно, поскольку объем знаний богатый.
Юрий Нуреев 26 июля в 12:58
611 10
Олег Владимиров

​Добровольный Мутко

Но Мутко предпочел рассказывать, как ему тяжело работается на столь ответственном посту, как мало он спит и как мудро принимает решения. Обнять и плакать. Я так понял, что наше главное достижение во всей этой эпопее – что Мутко остался с нами.
Олег Владимиров 25 июля в 17:51
543 0
​«Вышка» — нужна // ИНФОГРАФИКА

​«Вышка» — нужна // ИНФОГРАФИКА

Большинство голосующей аудитории siapress.ru не сомневается в необходимости диплома
Редакция СИА-ПРЕСС 25 июля в 11:38
258 0
Больше мнений