16+

"Диверсификация экономики Сургутского района - дело будущего. Вопрос только, насколько далекого" // ВИДЕО

Онлайн-конференция с заместителем главы Сургутского района Максимом Нигматуллиным

В муниципалитетах округа наступила пора принятия бюджетов на следующий год. Чиновникам и депутатам предстоит определить финансовое состояние своих городов и районов на следующие двенадцать месяцев. Об экономических итогах года нынешнего и надеждах на будущий в Сургутском районе мы поговорим с заместителем главы администрации района и директором департамента финансов Максимом Нигматуллиным в ходе онлайн-интервью 29 ноября в 13:00. Свои вопросы читатели могут оставлять в комментариях.

Артём Мазнев: Здравствуйте уважаемые читатели портала siapress.ru и у нас очередной онлайн. Мы узнаем, как и чем живет Сургутский район. И сегодня у нас в гостях заместитель главы Сургутского района Максим Нигматуллин. Максим, здравствуйте.

Максим Нигматуллин: Добрый день.

А.М.: У меня первый вопрос. Летом стало известно, что бюджет Сургутского района оказался одним из самых прозрачных в России, был признан одним из самых прозрачным. Как это вообще удалось добиться?

М.Н.: Ну, скажем прозрачного бюджетного процесса определенной такой... точнее, знаете, прозрачный бюджетный процесс у нас бюджетным кодексом предусмотрен. Конечно, где определены принципы. Что подразумевается? То есть это есть публикации, размещение в интернете, увлечённость общественности в управление общественными финансами. Понятно, что за соблюдение законодательства номинаций не дают, я, конечно, не участник самого жюри, но как могу предполагать. То есть была проведена большая работа для того, чтобы информация, по бюджетному процессу которая идёт в Сургутском районе, была А- удобно размещена. Был понятен путь, где посмотреться. Во-вторых, работа проведена большая по формату предоставления информации, то есть, у нас на сайте размещена информация как для профессионалов, то есть это полная развертка, вы сами представляете, что это такая пачка бумаги. Кому это интересно, те могут постатейно посмотреть. Также был предоставлен формат, как именно для граждан, то есть упрощенная система в основном направлении, где они могли посмотреть куда распределяются средств бюджета. Также мы в том году, в таком ноу-хау себе ввели, а называется он «Голосуй за бюджет». Что он из себя представляет? Это фактически были определены основные направления наши расходные: ЖКХ, спорт, культура и прочие. Где человек мог зайти, скажем так из поселения, где он живет, соответственно, что его волнует, какое направление его большое волнует, поэтому он считает, что нудно больше вкладывать денег. На основание этого мы информацию, конечно, генерируем и действительно вовлекали эти вещи при формировании бюджетов 17 года и их использовали, доводили даже и депутатам показывали, что не просто так сами здесь что-то распределяем, а все-таки упираемся действительно на население. Общественность у нас активно в этом плане работает. Думаю, что вот такая совокупность факторов, наверное, создала эту возможность занять и получить эту номинацию.

А.М.: Это бюджет, получается, текущего года был признан?

М.Н.: 2016. Как бы прозрачность, то есть вот с 16-го на 17-ый приходили, когда утверждали, то есть они смотрели и нашу отчётность, как мы формируем отчётность по бюджету и как мы планируем бюджет 17-го года. То есть с какими инструментами доведения и вовлечение населения мы пользуемся.

А.М.: За 17-й год бюджет будет как-то участвовать в этом конкурсе?

М.Н.: Обязательно. Это наша инициатива, абсолютно наша инициатива. Мы чувствовали, что мы сильны, поэтому падали заявку, как бы в рассмотрение. Мы, конечно, подавали по всем направлениям, то есть он в целом оценивается, то есть там номинаций как бы довольно много, но вот вопрос в одной из номинации мы были признанием из лауреатов.

А.М.: А я знаю, что на сайте администрации есть отдельный раздел бюджета, где можно это все посмотреть, всем желающим, как я понимаю.

М.Н.: Да, он так и называется «Народный бюджет». Прям конкретно вкладка её видна, на первой странице можно зайти также во вкладку «Голосую за бюджет». То есть мы пытаемся всё-таки, чтобы население активно в этом участвовало и обратную связь тоже давать. У нас ещё, кроме того, есть портал, тоже как один из элементов, он тоже оценивался, где люди могут как бы в режиме online задать вопросы, высказаться по проблеме, проголосовать, поучаствовать в голосовании, оценить деятельность отдельных органов местного самоуправления. Действительно опять же с пожеланием и с голосованием при проектировании бюджета, скажем, главных распорядителей средств это учитывать.

А.М.: Перейдём к бюджету уже следующего года. Я смотрел прогноз социально-экономического развития района и обнаружил, что за основу, при формировании бюджета, взят базовый сценарий развития, такой консервативный, можно сказать. Почему был взят именно он? Вы реалистично смотрите на экономическое положение?

М.Н.: Ну, наверное, немножко по-другому объясню ситуацию. Здесь у нас минэкономразвития предлагает два варианта, то есть базовый, консервативный действительно, который учитывает, что у нас рост экономики имеет восстановительный характер, имеет определённые риски, соответственно и на основании этого мы строим бюджет. Понятно, что базовый мы рассматриваем сбалансировано бюджета, управляем дефицит бюджета, как бы отсутствие разрывов и максимально удовлетворения потребности населения района. Но сбалансированный остается для нас, с управлением риска, основной целью, целью и задачей. С точки зрения развития целевого, скажем, бюджета есть внешний фактор, как мы говорим с точки зрения рисков, но предусматриваются мероприятия в бюджете, направленные на то, чтобы создать условия для дальнейшего опережающего развития социально-экономического развития, инвестиционной активности, увлечение рабочей силы и прочее. Что мы подразумеваем под мероприятиями? Мы говорим о бюджете, а это деньги. Мероприятия подразумевают под собой то, что ну, скажем, Костромская область, это налоговые льготы, чтобы приходили инвесторы максимально сюда, это вложения в инфраструктуру. Мы понимаем какие это деньги, налоговые режимы и прочее. Что мы имеем? Какие налоговые льготы, какое имеет влияние в Сургутский район? По сути дела, никакого. Единственная налог, которым мы управляем - на землю. Налог на землю подразумевает под собой, что это фактически завершение инвестиционной фазы любого проекта. То есть когда земля выкупается, когда проект возникает, то есть все инструменты они в округе. Вопрос вложения в инфраструктуру, конечно, Сургутский район может. Давайте мы сейчас построим дорогу вот здесь, потом здесь будет застраиваться какой-то индустриальный парк, но мы как бы должны понимать, что значат опережающее темпы развития. То есть это опять же по налоговым поступлениям. Что имеет муниципалитет при развитии даже промышленности? Подоходный налог. То есть очень ограниченная база.

А.М.: НДФЛ, имеется в виду, да?

М.Н.: Да, подоходный налог НДФЛ. То есть очень ограниченное база. По сути дела, мы же, когда инвестиции осуществляем инфраструктурные, мы должны понимать, что они с периодом навернутся. То есть почему на займы идут, на какие-то вещи. Здесь мы понимаем, что мы очень ограничены в возврате. То есть по сути дела целевой бюджет — это всё-таки прерогатива субъектов, которые действительно концентрирует у себя налоговые поступления, налог на имущество, вот эти все вещи, налог на прибыль и так далее. В части своей, то есть это прерогатива больше. Я не скажу, что у нас нету этих элементов, ну, скажем, взять поддержку предпринимательства, да? То есть мы её из года в год увеличиваем и видим отдачу. Какую? Действительно у нас там доходы от по единому налогу, которой платит предприниматель, у нас опережающими темпами растёт 15 % в год. То есть элемент есть, но доля в бюджете, как вложения, так и отдачи, она настолько не значительна, что его нельзя назвать целевым. Ну, я здесь ответил на вопрос?

А.М.: Да, ответили. Вы, помимо прочего, возглавляете департамент финансов района при администрации и собственно вы формируете бюджет. А какие-то замечания уже поступали от депутатов, от специалистов? Я так понимаю, что обсуждения бюджета уже началось.

М.Н.: Понимаете обсуждение бюджета начинается в июле месяце.

А.М.: Публичное обсуждение...

М.Н.: Нет, но я просто говорю, что как бы начинается в июле месяце. То есть бюджет Сургутского района это, все равно должны понимать, это бюджеты 13 поселений. То есть мы как бы проводим, соответственно, рабочее совещание, как бы в рамках обсуждения каких-то проектов, в рамках очередного движения о том, что мы хотим сделать в 18-м году, то, что там поселения от поселения мы получаем какие-то там, я не знаю, наказы, просьбы. Мы всё это учитываем, соответственно, была проведена бюджетная комиссия при главе комиссии, при главе туда также входят депутаты, контролирующие органы, то есть мы сформировали и показали, всё обсуждается, что в приоритете, что не в приоритете. Показываем свои бюджетные возможности с точки зрения источников реализации, на основании этого выставляем приоритеты, то есть формируются эти вещи. То есть это такой режим постоянного обсуждения, то есть на текущий момент бюджет более-менее уже сформирован. Понятно, что будут ещё депутатские комиссии и вопросы, конечно, могут возникнуть, ещё какие-то вопросы в рамках депутатских комиссии, изменение каких-то там требований депутатов поселения. Всё возможно. Пока все идёт в рабочем порядке, в таком планомерном, без каких-то там, как вы говорите, замечаний. Замечаний у нас нет. Замечаний у нас нет, есть предложения, которые рассматриваются и принимаются.

А.М.: Возвращаясь к сценарию социально-экономического развития, базовые, назовём консервативные, и, скажем так, бюджет развития...

М.Н.: Целевой.

А.М.: Да, целевой. Я так понимаю, что если следовать целевому, то там вырастает дефицит бюджета?

М.Н.: Понимаете, я говорю ещё раз, цели и задачи. Дефицит бюджета можно и текущим бюджетом нарастить очень большой. То есть вопрос, как и куда, вкладывать, здесь нет такого понятия. Я ещё раз говорю, просто это очень капиталоемкие вещи, как целевой бюджет, какие-то там, я не знаю, вот с точки зрения целевого бюджета, мост построили через Обь. Да, мы понимаем, что мы получаем опережающее темпы социально-экономического развития в регионе, потому что этот мост, любая дорога, любой мост — это бизнес, вовлеченность земель, логистика. Много факторов развития промышленности, потому что всё это упирается в логистику, в транспорт. Вот это вот проект целевого бюджета, но капиталоемкость мы его понимаем. То есть муниципалитет просто, то есть мы какие-то всё-таки текущие задачи, конечно, закрываем инфраструктурные, но они всё-таки текущие. Я говорю, что нельзя это назвать, то есть мы больше проводим, так скажем, мероприятия, скажем в рамках целевого. Это создание комфортной инвестиционной среды в районе, но как создание комфортной инвестиционной среды, то есть эта работа с землёй — это предоставление, но его в деньгах измерить нельзя. То есть это потом отдача. То есть это не прямые вложения.

А.М.: То есть, по вашему мнению, как экономиста, для целевого бюджета ещё не пришло время?

М.Н.: Вопрос, ещё раз говорю. Целевой бюджет, по сути дела, это больше прерогатива, исходя из наличия инструментов, наличия ресурсов, ну, это, на мой взгляд, это именно субъекта федерации. То есть вот живой пример, Костромская область, вы понимаете, что там созданы зоны определённого опережающего развития, с определёнными налоговыми льготами, преференциями. Вы посмотрите, что в Костромской области сделано за год. Практически центром за это время стал. То есть, построены дороги к этим центрам, ну такие, я говорю, капиталоемкие вещи.

А.М.: Возвращаясь к развитию района. На пресс-конференции, которую давала Наталья Комарова, наш губернатор, она сказала, что брендом ближайших лет станет диверсификация экономики всего округа, говорила цифры, что доходы округа выросли на 30%, а нефтяные даже упали. Что делается в районе в рамках этого тренда?

М.Н.: Не, ну тренд правильный, конечно, и пути есть, но мы должны понимать, что, например, на текущий момент 97 % промышленного производства - это нефтегаз. Нефтегазовая отрасль 97 % в деньгах - это триллион рублей. Ну, давайте как бы вопрос смотреть. Остальные 3 % вот, чтобы себя не обманывать, насколько можно эту диверсификацию провести? Зависимость от нефтяной отрасли, 60 или 70 % населения, проживающие здесь, заняты в этой отрасли, но я не говорю, что это мы как бы делаем для этого много, то есть это реализации инвестиционных проектов, которые мы заводим в район. Это, скажем, у нас большой потенциал по развитию сельского хозяйства, рыболовства, туризма с точки зрения природных богатств наших культурных, но, в принципе, просто в объеме это не даст там такого скачка в ближайшие годы, чтобы прям диверсифицировать экономику Сургутского района, я вот к чему веду. Вы говорите, мы говорим о Сургутском районе, чтобы диверсифицировать экономику Сургутского района, это очень сложно, если учесть, что 40 % промышленного производства округа - это Сургутский район.

А.М.: Вам не кажется, что этим можно заниматься, во всяком случае?

М.Н.: Мы этим и занимаемся. Мы как бы очень много сейчас прилагаем усилий для того, чтобы именно приходили инвесторы по реализации инвестиционных проектов, то есть вы, наверно, знаете, что там у нас один из крупнейших инвестиционных проектов - это завод по производству моторных масел, который у нас заведён и будет реализовываться, промышленный парк на территории. На текущий момент мы активно занимаемся - это логистический центр, то есть он уже заявлен сейчас просто по организации, именно по земельному участку...

А.М.: Вы уже ездили в округ вместе с инвесторами с некоторыми?

М.Н.: С некоторыми. Это мусороперерабатывающий завод, который в целом, наверное, даже проект, не побоюсь этого слова, не только района, но и Сургута в принципе. Такой он очень капиталоемкий, но он в принципе интересен просто с точки зрения оборота твёрдо бытовых отходов, чтобы нам с вами свалку не формировать, поэтому сейчас вторую очередь у нас - фрезеровочный завод, который производит комплект под оборудование для повышения нефтеотдачи. То есть мы заводим эти проекты активно в этом районе, как бы внедряем, поэтому здесь мы прилагаем усилия. Просто вопрос, я говорю ещё раз, в реализации проектов, именно процент вот этой вот диверсификации по Сургутскому району. Ну, конечно, со временем мы придём -велосипед мы не изобретаем - придём к тому, что, как и во всём мире, малый и средний бизнес формирует 70% ВВП подоходной базы. Придём, просто это, наверно, всё-таки со временем будет происходить и как бы действительно со своей территории. Поэтому здесь-то шаги мы предпринимаем очень активно. Мы, например, ... сейчас приняли программу. Где-то до 2025 году мы ставим себе реализацию порядка 150 проектов инвестиционных, на сумму порядка 400 млрд. руб., то есть мы здесь активную работа ведём.

А.М.: Возвращаюсь к этим крупным инвестиционным проектам: с точки зрения бюджета именно налоговой базы будут какие-то послабления, льготы?

М.Н.: Ну, инвестиционные проекты, которые реализуется на территории района, скажем, которые мы проводим как через свой инвест. совет, так и инвест. совет округа, то есть они, во-первых, получают земельные участки без конкурса, у них снижена арендная ставка в периоды эти реализации. К тому же, есть механизм поддержки со стороны самого округа. Например, потом уже промышленному парку устанавливается пониженная ставка по налогу на имущество, по части отчисления по налогу на прибыль, тоже как бы там в рамках части, которую окружная установит пониженные ставки по налогу на прибыль. Могут воспользоваться, получается, льготой. Вот, например, про мусоросжигающие завод, о котором речь сейчас идёт, то есть вопрос в начале реализации, в последующем могут воспользоваться компенсациями процентной ставки по кредитам.

А.М.: То есть механизмы есть?

М.Н.: Механизмы существуют, то есть, да, ещё раз говорю, мы немножко ограничены, но округ очень активно сам стимулирует эти программы. К тому же, вот сейчас, например, появилось с 1 января 17-го года очень интересная, такая стимулирующая для инвесторов вещь - это то, что округ готов компенсировать, ну, субсидировать до 5 % затрат, принесённых на приобретение оборудования прочих материальных ресурсов, которые произвели на территории округа. То есть сумма этой субсидии до 50 млн. руб., очень интересно, и причём здесь смотрите в чем интерес этой субсидии: она по сути дела стимулирует производителей приходить в регионы, потому что тот, кто работает на территории региона по факту сразу будет получать конкурентные преимущества перед теми, кто находится за приделами региона. Потому что 5 % это сразу, то есть производитель может свою цену маневрировать при закупках. То есть это как раз вопрос по диверсификации экономики. То есть создается условия для того, чтобы производители, особенно те, что под нефтянку работают, они уже открывали производство здесь на месте.

А.М.: Это те инвесторы, которые уже обратились? То есть эти проекты, грубо говоря, заведены, они начинают реализовываться, а есть ли те, кто только начинают обращаться с предложениями, с проектами?

М.Н.: Есть у нас портфель вот этих заказов, я думаю, что говорить о них рано. Я думаю, что в следующем году их активно будем обсуждать. Я говорю, планы у нас грандиозные. Планируем до 2025 года, у нас там, говорю, 150 проектов будет, а не 10, как сейчас, то есть суммы будут...

А.М.: 150 проектов вы надеетесь реализовать к этому времени?

М.Н.: Это вот те, которые будут реализовываются. Мы не сами реализовываем, это инвесторы.

А.М.: Ну, вы же помогаете?

М.Н.: Конечно. Убедить инвестора, помогать ему во всём, что от нас зависит в плане земельных участков. Мы очень активно занимаемся формированием именно, скажем, базы инвестиционных площадок. То есть у нас очень большая направленность в этом направлении, то есть формирование этих участков, их декларирование как средство интернет СМИ, то есть мы представляем карты своих инвестиционных площадок на разных формах. То есть для того, чтобы инвестор рассматривает Ханты-Мансийский округ с точки зрения размещения своих производств, какого-то там бизнеса, просто как бы смог с ориентироваться, посмотреть и выбрать, скажем, Сургутский район, потому что Сургутский район предлагает множество площадок, которые ему интересны. Ну, то есть это мы все понимаем. Даже у муниципалитетов конкуренция есть, мы хотим быть конкурентоспособными в этом плане.

А.М.: А есть ли у администрации района какая-то стратегия инвестиционная на будущие годы? То есть, скажем, заводить определённые индустрии в районы, развивать как какие-то отдельные виды промышленности или всех?

М.Н.: Всех. Мы как бы здесь не ограничиваем. Инвестор тем и хорош, что он хочет прийти и вложить деньги, мы его рассматриваем в дальнейшем тоже, как источник своих доходов. Мы понимаем тоже, что, опять же говорю, о том, что основное производство, что здесь у нас находится - это нефтянка, но есть ещё большой плюс, что у нас есть большое количество земельных участков. Ну, как бы земли, которые можно сформировать в логистический центр. Логический центр Сургутского района - это туристический центр для округа.

А.М.: Возвращаясь к бюджету, вы как один из тех, кто составляет его, можете уже сейчас назвать предварительные параметры на следующий год?

М.Н.: Ну, скажем так, параметры бюджета они примерно схожи с этим годом, то есть это порядка 10 млрд. руб. Расходная часть единственное, что, конечно, мы структурно. Скажем, и по параметрам бюджета я могу сейчас озвучить, конечно, это обсуждение, что ну уже два года, с 2016 г., так скажем, используют такую целевую модель формирования бюджета. В чем она заключается, что были определены приоритетностью этих расходов, в которые мы приоритетные средства отправляем. Но мы все понимаем, что у нас до этого был бюджет текущих расходов, мы пытаемся его все-таки сместить на бюджет инвестицию. Что для этого было сделано? Я сейчас скажу это, скажем, спортивные сооружения, культура, ЖКХ, объекты ЖКХ, сети. Вот такие вот благоустройства работаю с аварийным жильем, с расселением. Могу сказать про тенденции. Если в 15-м году сумма составляла на эти статьи 150 млн. руб., в 16-м это уже 465 млн. руб., 650 в 17-м году, в следующем году млрд. То есть в рамках ограниченного уровня, то есть у нас такой гармоничный рост доходов, он небольшой - там 4 % собственных. То есть мы же понимаем, что проект реализует Сургутский район, то есть собственной доходной базы, а 10 млрд. руб.- это сводная доходная база собственно составляет из них 47 %.

А.М.: То есть остальные 53...

М.Н.: Это субвенций и субсидий, которые поступают из округа, в основном они поступают в область образования.

А.М.: То есть получается 50 на 50 практически?

М.Н.: Ну, мы увеличили свою долю, мы можем тоже здесь гордиться. То есть у нас в 16-м году это составляла 44 %, сейчас 47. То есть мы свою долю всё-таки повышаем, то есть для того, чтобы достичь этого, мы очень много сделали, то есть мы очень сильно перетряхнули наши расходы. Раз с точки зрения там обоснованности или необоснованности, приоритетности или не приоритетности, очень сильно с ними поработали, именно с текущими расходами, оптимизационных много мероприятия провели, там объединения, учреждения, ну, как бы сокращение, соответственно, управленческих аппаратов этих учреждений. То есть такие вещи, закупочную деятельность пересмотрели очень активно, то есть сократили количество конкурентных закупок, поменяли порядок, сроки проведения закупок, то есть с какой целью? Чтобы закупки прошли в период, скажем, первой половины года для того, чтобы экономика, которая образуется была вовлечена в оборот, а не оставалось просто на счёте. Знаете, если в ноябре провести, то с этими деньгами экономии не сделаешь, вот такими шагами. Ну, плюс, конечно же, роста доходов, но всё-таки по сокращению расходов большая работа была проведена. Вот так мы его в инвестиционную сферу бюджет от сферы текущих расходов очень сильно сдвинули.

А.М.: Сокращения произошло расходов, а дефицит от этого как-то изменился или он остался на прежнем уровне?

М.Н.: Ну, дефицит, конечно, у нас меняется, мы его регулируем. В этом году у нас будет рост дефицита бюджета, но это все управляемые вещи, как бы мы понимаем, что мы делаем.

А.М.: Это как раз за счёт инвестиций?

М.Н.: Ну, конечно, в том числе, но ещё раз говорю, мы прогнозируем, всеми этими вещам управляем. Да, дефицит бюджета, но мы понимаем, как будут закрываться источники формирования.

А.М.: Много говорилось в последнем месяце о том, что район получил большую сумму на ликвидацию балков. Как удалось получить или это инициатива округа была или ваша?

М.Н.: Ну, это же целая окружная программа. Это не только Сургутский район получил на ликвидацию балков, понятно, что округ запросил. Все понимают, что эта ситуация, статистика есть, то есть были определённые сигналы, они выделены для нас, получается, доведены. То есть исходя из расчётов, то есть мы предоставили расчёты, соответственно округом были признаны и обоснованными. Программа, в целом же, по округу идёт. Мы очень благодарны округу, что он так в этом направлении, как бы так приоритетно, выстроил, да и довёл средства, потому что действительно проблема существует, и она сейчас позволит эту проблему решить раз и навсегда, надеюсь в округе, у нас как минимум точно.

А.М.: Я так понимаю, что если деньги останутся, то они вернутся в окружной бюджет?

М.Н.: Ну, конечно, это же целевые получается. То есть вопрос, они, скажем, не пришли в бюджет, то есть это деньги, там система немножко другая, то есть это выделенное в рамках, там же получателем является уже какой-то реализатор жилья. Систему, я знаю, вы же брали эту систему, наверное, знаете. То есть вопрос получен, соответственно, признается, что он участник программы, получает сертификацию, а с сертификатом он идёт к застройщику. Находит квартиру, приносит нам все документы по реализации, мы эти документы округу, округ оплачивают, то есть после регистрации напрямую продавцу перечисляете средства. То есть деньги через бюджет района не проходят.

А.М.: Но и района есть своя программа по ликвидации ветхого жилья.

М.Н.: Да, аварийного.

А.М.: А там объем будет увеличиваться или останется на прежнем уровне?

М.Н.: На этот год мы пока этот вопрос оставили на прежнем уровне, а это в районе 300 млн. рублей. Год только начинается, вопрос формирования, мы не зря говорим, что мы активно работаем с закупочными процедурами, чтобы их усовершенствовать, чтобы повысить процент экономии от закупок.

А.М.: Мне всегда интересно было: бюджет, которые принимаются в начале года сильно отличается от того, который по итогу года формируется?

М.Н.: В абсолютном выражении имеете в виду?

А.М.: Пускай даже в абсолютном.

М.Н.: Ну, в абсолютном выражении, наверное, не сильно. То есть, конечно, понятно, что определенные, говорю о закупочных процедурах, возникают новые, но все-таки он не сильно корректируется. Для этого, скажем, подоходной части, для этого мы и сидим, чтобы планировать правильно и уходить на цифру, определенную с небольшим отклонением, иначе что это за прогнозирование. На сам размер бюджета во многом, здесь могу честно сказать, влияет уже целевое ассигнование со сторону округа и выше стоящего, скажем, федерации. То есть они вносят корректировку в увеличении. То есть когда дополнительное ассигнование доводят на определённую программу, то есть у нас могут меняться объекты, но не объём, так скажем, по сформированными на 1 января.

А.М.: На будущий год какая-то поддержка предпринимателей планируется, потому что я знаю, что в этом году много говорилось об инвестиционном портале, о том, какую помощь он оказывает предпринимателям, о том, какую поддержку администрация оказывает предпринимателям. А на будущий год что планируется?

М.Н.: Ну, действительно, у нас много программ, мы же идём в качестве со финансирования в части программ с округом, но объём ассигнования бюджета на этот год ещё на 30% увеличивается на поддержку нашей.

А.М.: Это в этом году или уже на следующий?

М.Н.: На 18-й. То есть до этого мы увеличили почти на 40%, в этот год мы ещё увеличили на 30% на развитие предпринимательства. То есть, ну, я не знаю, формы поддержки это со стороны округа и нашего со финансирования на различные субсидии и гранты. Ну, самые такие, наверное, востребованные и эффективные - это гранты. В Сургутском районе есть такте уникальные вещи, до миллиона, например, грант даём. Предприниматели, которые, так, скажем, хотят заниматься социально, скажем, ориентированным видом деятельности.

А.М.: (30:07???)

М.Н.: Нет, ну, как бы я не знаю. Организация в рамках образования, это не только. Он же предприниматель, ив же не говорим о форме, то есть это образование, культура, спорт.

А.М.: Отдельная программа для округа в своём районе?

М.Н.: Это наше. Это вот мы себе сделали этот грант, это наш грант, в округе такого ни у кого больше нет. То есть мы фактически размер поддержки, конечно, надеемся, что нам размер со финансирования со стороны округу утвердят, то есть общая сумма порядка 20 млн. руб., причём, знаете, уже второй год сумма со стороны района превышает сумму, которую выделяют округу. То есть если нам выделят 9, мы вкладываем 11. Я уже говорил, то есть про элементы целевого бюджета, вот этот элемент есть. То есть мы создаём условия для опережающего роста, для развития инвестиций, занятости в этой сфере, потому что действительно, ну, мы поддержку, то есть она не столь значительна может в общем объёме бюджета, но она свой эффект даёт. То есть у нас опережающие доходы ежегодно - это порядка 15%, то есть так никто не растёт по темпу роста собственной доходной базы района.

А.М.: А прогноз на следующий год по собственной доходной базе, имеется ввиду.

М.Н.: А по собственной. В целом, я говорю, у нас такой гармоничный рост - это порядка 3,4% закладываем собственной доходной базы на следующий год. В целом. Понимаем, что 74% - это НДФЛ, ну, соответственно, по собственным доходом там по разрядности, аренды земли - это 11%, а остальное это уже наборный вариант.

А.М.: Доходная часть будет увеличиваться за счёт увеличения НДФЛ, то есть увеличивать рабочие места в районе?

М.Н.: Ну, я про гармоничный не зря сказал, это индексация зарплаты, мы тоже это понимаем. Ну, и все-таки надеемся на вовлеченность малых предприятий, сейчас это 4.3%. Мы думаем, что это достигнет 5 с половиной, 6%.

А.М.: А крупные эти проекты они к 20-му году начнут открываться, да?

М.Н.: Понимаете, крупные проекты подразумевают учредительный срок проектирования и согласования, сейчас они находятся на проектной стадии, то есть, выделены земельные участки по них, соответственно, делаются проекты. То есть действительно вкладываются деньги, сейчас пока ещё даже период строительства не пройдёт. Инвестиционные проекты чем ещё хорошо - они как бы для нас. Отмесит если, ну, так скажем, основную часть доходов, выше стоящие бюджеты в виде налога на прибыль и на имущество, они будут давать, когда будут готовы, то в районы они будут давать свои доходы уже на стадии строительства. Почему? Потому что строители и есть люди, они присутствуют, они работают, им зарплату платят, подоходный налог они тоже платят. То есть у нас как бы так опережающие мы здесь уже начинаем получать свою доходную часть.

А.М.: Я не могу не спросить. В последнее время много говорится о развитии агломерации. Наталья Владимировна выступила на пресс-конференции, сказала, что за ними будущее, Сергей Собянин выступал, Алексей Кудрин, вот в Томской области соседи, Томская агломерация потихоньку развивается и в связи с этим разговор о Сургутской агломерации идёт. С вашей тоски зрения, как финансиста, как экономиста, какие тут сложности есть и какие перспективы?

М.Н.: Ну, что подразумевает агломерация, которая у нас форма принята, как Наталья Владимировна сказала, консолидация финансовых активов в рамках договорных взаимоотношений, то есть территориальная агломерациях никто пока не касается на рынке правильно. Ну, позитивные факторы, конечно, должны быть. Даже если взять вопрос реализации каких-то концепций, ну, хорошо инвестор там мусоросжигающий завод, но концепция, скажем, которая ещё территориальные затраты затрагивает какие-то взаимоотношения.

А.М.: Ну, логистика, скажем.

М.Н.: Логистика, ещё какие-то вещи, которые надо реализовывать действительно, скажем, они находятся на территории Сургутского района, но напрямую затрагивает интересы города Сургута, потому что, извинит, эта дорога кули идёт? В итоге туда. То есть не реализация этого проекта как бы затрагивает интересы сторон. Ну, посмотрим, как это будет развиваться, прокомментировать, если честно, не могу, все-таки это действительно на начальном этапе. То есть, как я понимаю, будут созданы векторные точки, мы их будем определять, в каких именно сферах направления эти взаимодействия будут осуществляться усилия, потому уже отсюда проекты какие-то, наверное, будут появляться. Поэтому здесь пока не готов прокомментировать, ну, думаю, что да, за этим, наверное, будущее, но вопрос в сроках будущего, когда это все будет реализовываться и вопрос эффективности, но думаю, что эффективность она сама по себе должна быть выше.

А.М.: А подводные камни, на ваш взгляд, какие тут могу быть, опять же с точки зрения финансов?

М.Н.: Ну, подводные камни, опять же, это вопрос с точки зрения, я так думаю, определения, скажем, кто, сколько должен вкладывать, это ж всегда вопрос двух субъектов, двух хозяйствующих. Сколько должен я, а сколько должен ты. Ну, не зря здесь, я думаю, такая мудрая политика со стороны округа, округ в данном случаем у нас тройственный, он как арбитр в данной ситуации выступает, это, я думаю, как раз и сделано для такого переходного периода, чтобы эта вся система приработалась, была понятна и уже в дальнейшем механизмы были уже настолько отточены, что просто реализация проектов формировалась на понятных, арифметических началах, как и финансистов, так и экономистов.

А.М.: Ну, и завершаем нашу беседу: такой прогноз от вас на будущий год. Вы с оптимизмом смотрите на все или с осторожностью?

М.Н.: Ну, любой финансист с осторожностью на все смотрит, поэтому здесь у нас же, как бы все не предсказуемо, поэтому мы и говорим, что, как вы говорите, почему такой у вас консервативный к тому же, мы ж должны учитывать все факты влияния, которые могу произойти, соответственно их закладывать, чтобы они у нас были управляемыми, то есть мы всегда должны иметь какую-то определённую подушку, манёвр, такой финансовый маневр, поэтому, ну, не насторожено, не оптимистично, а реалистично, так, скажем, смотрим.

А.М.: Что ж, спасибо, что пришли, пообщались с нами. Спасибо и вам читатели нашего портала. Ждите следующих анонсов, смотрите наши онлайны. До свидания.

М.Н.: До свидания.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


11 декабря 2017 в 11:01, просмотров: 1452, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Транспортная прокуратура не теряет надежды привлечь сургутский аэропорт к ответственности в деле о пьяных пилотах «Победы»

Транспортная прокуратура не теряет надежды привлечь сургутский аэропорт к ответственности в деле о пьяных пилотах «Победы»

Несмотря на то, что месяц назад арбитражный суд оказался именно на стороне аэропорта
Анастасия Семихатских 17 октября в 16:59
273 0
​В Сургуте озвучили список великих людей, чьими именами может быть назван местный аэропорт

​В Сургуте озвучили список великих людей, чьими именами может быть назван местный аэропорт

Топ-10 вариантов был сформирован из наиболее популярных предложений, поступивших от разных муниципалитетов Югры
Лилия Сулейманова 17 октября в 16:53
530 15
«До семи лет все дети — ангелы»

«До семи лет все дети — ангелы»

Интервью с сургутским воспитателем Людмилой Пистоль о воспитании нового поколения, родительской ответственности и современных педагогах
Анастасия Якупова 17 октября в 16:13
293 0

У жителей микрорайонов компании "Сибпромстрой" появился новый технологичный сервис

Он позволяет клиентам оплачивать счета за ЖКУ с мобильного телефона
Марина Романова 17 октября в 13:29
191 0
​Кредитные организации теперь обязаны защищать средства клиентов от кибермошенников и возвращать украденные деньги

​Кредитные организации теперь обязаны защищать средства клиентов от кибермошенников и возвращать украденные деньги

Интервью с замначальника отдела безопасности и защиты информации Отделения Тюмень Уральского ГУ Банка России Алексеем Нохриным
пресс-служба Отделения по Тюменской области Уральского ГУ Банка России 17 октября в 12:17
207 0
По запросу СИА-ПРЕСС администрация Сургута заблокировала доступ к недостроенному моргу

По запросу СИА-ПРЕСС администрация Сургута заблокировала доступ к недостроенному моргу

Использовав для этого доски и пару метров проволоки
Анастасия Семихатских 16 октября в 15:58
670 5
Как изменить жизнь отдаленного поселка за полтора месяца и 3,5 миллиона рублей?

Как изменить жизнь отдаленного поселка за полтора месяца и 3,5 миллиона рублей?

Отремонтировать Центр досуга и творчества. Ход работ в поселении Сытомино Сургутского района проинспектировал председатель муниципального парламента Анатолий Сименяк
Марина Романова 16 октября в 14:24
347 0
​Александр Маршал: «Мы все заточены на то, чтобы грешить» 

​Александр Маршал: «Мы все заточены на то, чтобы грешить» 

Эксклюзивное интервью с музыкантом — об искренности Шнура, хайпе народных артистов, всепрощающем Боге, испытаниях славой и «Парке Горького»
Надежда Макаренко 16 октября в 12:31
523 0
​Мурад Дибиров: «Некоторые приходят — щупленькие, слабенькие, техники у них нет. А проходит десять лет, и из них вырастают профессионалы»

​Мурад Дибиров: «Некоторые приходят — щупленькие, слабенькие, техники у них нет. А проходит десять лет, и из них вырастают профессионалы»

Руководитель клуба «Чемпион 86» рассказал, кто и почему приходит в ММА, и как этот спорт объединяет людей всех национальностей
Константин Шперлинг 16 октября в 11:51
432 0
В водохранилище ГРЭС я взял самую крупную свою рыбу — белого амура весом 11 килограмм // ФОТО, ВИДЕО

В водохранилище ГРЭС я взял самую крупную свою рыбу — белого амура весом 11 килограмм // ФОТО, ВИДЕО

Интервью с руководителем сообщества подводных охотников Югры «Подвохи Сибири» Игорем Михайловым
Лилия Сулейманова 16 октября в 11:04
635 0
​Комарова. Итоги

​Комарова. Итоги

Образ губернатора в моей голове, как и в головах тысяч югорчан — это результат публичного обаяния Комаровой и результат деятельности армии ее пиарщиков
Сергей Глинских, сургутянин 16 октября в 10:02
842 24
​Сургут без пробок // ИНФОГРАФИКА

​Сургут без пробок // ИНФОГРАФИКА

Читатели портала siapress.ru рассказали сколько времени у них занимает дорога до работы
Константин Шперлинг 15 октября в 17:38
430 0
​Отторжения между народами нет

​Отторжения между народами нет

Глубинное отношение в Украине к России испорчено на века, если не навсегда. Не только фактом войны и взятием Крыма, но и фундаментальной, мерзкой ложью.
Председатель РНКА «Украинцы Югры» Владимир Самборский 15 октября в 15:55
1225 46
​Шувалов - с бревном, Барсов - на стройке

​Шувалов - с бревном, Барсов - на стройке

Сургутский художник создал серию шаржей на известных бизнесменов и чиновников
Ева Рудион 15 октября в 14:16
679 1
Цены на недвижимость в Сургуте пошли в рост

Цены на недвижимость в Сургуте пошли в рост

На квартиры Сибпромстроя с сегодняшнего дня новые расценки
Марина Романова 15 октября в 11:19
611 0
Больше мнений