16+

«В городе катастрофически мало кружков технического творчества, их должно быть в разы больше: в каждом районе и дворе» // ВИДЕО, ТЕКСТ

Онлайн-конференция с руководителем Центра молодежного инновационного творчества «Навигатор» Алексеем Ивановым.

Анастасия Семихатских: Добрый день уважаемые читатели, слушатели и зрители портала siapress.ru. Меня зовут Анастасия Семихатских. Сегодня в этой студии мы будем разговаривать о дополнительном образовании детей. Сегодня у меня в гостях присутствует руководитель центра молодежного инновационного творчества "Навигатор" Алексей Иванов. Здравствуйте, Алексей.

Алексей Иванов: Здравствуйте.

А.С.: Когда я готовила к онлайну, посмотрела сайт вашего центра и обнаружила, что вы работаете вместе с агентством стратегических инициатив, под руководством, я так понимаю, Минэкономразвития, вместе с СурГУ, СПК. Мне хотелось узнать, что из себя представляет "Навигатор", кому он может быть интересен и давно ли он был образован.

А.И.: Замечательно. ЦМИТ - это уже наша аббревиатура стала. ЦМИТовцы - это кружковое движение по Российской Федерации. В рамках реализации национально-технологической инициативы запущенно агентством стратегических инициатив совместно с министерством экономического развития и фондом Бортника. Есть такое кружковое движение ЦМИТы - центр молодежного инновационного творчества, можно еще их называть Фаблабы (фабрика лабораторий). Это цифровые площадки Минэкономразвития, субсидирует МСП (малые и средние предприятия), в части создания центров молодежного инновационного творчества. На эти субсидии мы приобретаем оборудование. Ну, соответственно, мы, конечно, сначала готовим целый проект, бизнес-план, смету, а потом утверждаем и участвуем в конкурсах, проходим все этапы и процедура, а дальше, при получении субсидии, мы приобретаем оборудование согласно документам и организовываем площадку свободного доступа для посещения всех желающих. Это открытая площадка, но у нас сфокусированные целевые аудитории - это школьники, студенты, молодые предприниматели и специалисты профильных предприятий. Это вот широкая картина от ЦМИТа. Мы открылись 17 марта 2017 года, то есть у нас открытие было, но до этого большая подготовительная работа была. Начинали мы, если совсем в предысторию уходить, со своих квартир, 3D принтерами покупали, разбирались, в них ковырялись, как они устроены. Таким образом, мы собирали-собирали, и собралась команда инженеров, конструкторов, которые очень хорошо уже разбираются в аддитивных технологиях. Аддитивные технологии - это сканирование от 3D принтера. Мы с этого начали. Вступили в ассоциацию трейд образования в 2015 году и приступили к организациям олимпиад. Дальше в 2015 году мы вступили в партнерскую сеть - школа, ССУЗ, ВУЗ, предприятия. Например, МБОУ СОШ №7 - ресурс центра технологического образования, СПК, СурГУ и предприятия, как партнеры, такие как УБР-1, Сургутнефтегаз, Ростелеком, группа компаний "ИнТек", индустриальный парк, который сейчас... тоже о нем расскажу более подробно. Вот в этой сетевой структуре, на партнерских началах мы выступали и в качестве предприятия, и как координаторы в проведении 3D олимпиад в округе. Ну, значит, вот такая краткая предыстория. Если об организационной стороне, то безусловно, я хотел бы благодарность сказать в первую очередь губернатору Наталье Владимировне Комаровой, она поддержала. Мы обратились к ней, то есть о создании центра. Мы первый и единственный центр молодежного инновационного творчества в округе, Наталья Владимировна нас поддержала. Спасибо департаменту экономического развития Павлу Петровичу Сидорову, команде, ведь они тоже поддержали нас и совместно мы довели этот проект до логического завершения. Это с точки зрения нас, как предприятия. С точки зрения образовательных услуг, то, конечно, спасибо департаменту образования Анне Николаевне Томазовой и всей команде. Они поддерживают нас, сопровождают и помогают нам пройти все процедуры и этапы в получении сертификатов. Мы только в самом начале своего пути. Ну, конечно, партнерам. Директору школы №7 Елене Георгиевне Кондрашкиной, директору Политехнического колледжа Вадиму Николаевичу Шутову и ректору Сургутского Государственного университета Сергею Михайловичу Косенок. Всем спасибо огромное, потому что в такой команде большое дело делаем.

А.С.: Вы знаете, вопрос прислал один из читателей, он как раз спрашивает о том, самостоятельное вы учреждение или зависимое от школы №7. Раз вы благодарность объявляете директору этой школы, то хотелось бы узнать, каким образом вы взаимодействуете.

А.И.: Мы партнеры. У нас соглашение о сотрудничестве. Здесь мы только дополняем, мы являемся индустриальными партнерами в системе чемпионатов "Молодых профессионалы и JuniorSkills, по компетенции мультимедийная журналистика, прототипирование. Прототипирование с нами еще в партнерстве группа компании "ИнТек" Руслан Ярославович Гусар, ему отдельное спасибо. Поэтому мы выступаем в качестве партнеров, подготавливаем также команды с оборудованием, с экспертной оценкой, техническим заданием, ну, то есть, принимаем полноценное участие. В данном случае мы партнеры. Мы располагаемся в школе №7.

А.С.: Это вовсе не значит, что основной контингент учащихся именно ученики школы №7?

А.И.: Нет, конечно.

А.С.: То есть к вам приходят со всего города?

А.И.: Абсолютно. Да, абсолютно со всего города. Это не только школьники, но и студенты. Мы с Сургутским Государственным университетом работаем, поэтому к нам студенты приходят. Также предприниматели приходят. У нас же площадка для стартапов, то есть на нашем оборудовании реализовывают, и могу реализовывать проекты. Мы проводим экспертную оценку, помогаем, упаковываем, проводим маркетинговые исследования и вводим продукты на рынок.

А.С.: Хорошо, а расскажите, пожалуйста, чему обучают ребят? Мне вот это в первую очередь интересно. То есть, какие программы вы реализуете?

А.И.: Если говорить о подготовке детей, и в каких направлениях, то мы, так или иначе, будем ссылаться на национально технологическую инициативу. Для многих зрителей, может быть, незнакомо, что это такое.

А.С.: Объясните.

А.И.: Да. Национально технологические инициативы, все желающие могут в поисковике набрать и узнать более подробную информацию. Ну, она, так называемая НТИ, тоже аббревиатура, - это, так скажем, модернизация, подготовка к... Как бы сформулировать так, чтоб понятно было.

А.С.: Да, чтобы просто, понятно и без излишеств.

А.И.: Да. Ну, тогда это модернизация экономики и подготовка кадров на новых принципах, так называемых, в том числе и цифровая экономика. Есть рынки будущего, есть профессии будущего, есть новые технологии, есть инфраструктура, которая реализовываться. Новые профессии, ну, например, оператор беспилотных управляемых аппаратов, в будущем будет такая профессия. Например, специалист по прототипированию, архитектор нейроинтерфейсов и в таком духе. Вот такие профессии, их нет еще, они планируются, внедряются, исследуются. Это новые технологии, здесь и научные сообщества, технопарки, академии, индустриальные парки, то есть в совокупности все решают ряд сложных технологических задач для внедрения их на рынок, чтоб Россия была конкурентная на мировой арене.

А.С.: По сути, вы готовите специалистов по профессиям, которые только должны появиться?

А.И.: Да, совершенно верно.

А.С.: Хорошо. Скажите, пожалуйста, все-таки с какого возраста вас можно посещать и кому это наиболее интересно?

А.И.: Ну, посещать можно хоть с первого класса, по большому то счету. Другое дело, что требуется длительная подготовка ребят. Вот приходят абсолютно, это же такие уникальные технологии: 3D принтер, программное обеспечение. Ну, в первую очередь, безусловно, цифровое направление, где вся линейка программных решений, не буду их называть, но они требуют в современном сообществе, знаете, как знали Word и Excel. Возьмем, к примеру, 10-15 лет назад в любом резюме, когда соискатель устраивался на работу, подчеркивали уверенный пользователь ПК, знание Word и Excel, требования были к тем, кого принимают на работу. Сейчас это, как, само собой разумеется. Если вы не умеете пользоваться этим, то это...

А.С.: Как-то странно.

А.И.: Как-то странно, да. Вы, наверное, не по адресу пришли, может вам куда-нибудь в другое место. То сейчас эта линейка расширяется, например, в фотошопе. Это уже программа, которая не должна требовать отдельной профессии. Каждый должен уметь зайти в программное обеспечение, в фотошопе, я не знаю, там, в Sony Vegas сделать монтаж. Тем более, сейчас настолько все унифицировалось, вот смартфон, тут же он снимает, тут же заходим в программу и монтируем у себя какой-то "день рождение" ролик, который монтажно-презентационный и вот продукт. Умение в этом работать формирует качество, которое востребовано на рынке, именно это и просит работодатель.

А.С.: Скажите, а вот получается для того, чтобы стать учащимся вашего центра, тем же школьникам, им необходимо иметь высокий уровень знаний, например, по физике, математике, информатике или вы не выставляете таких требований?

А.И.: Нет, конечно. Таких требований мы абсолютно не выставляем, выясняется это в процессе, ведь какова цель деятельности обучить тем или иным компетенциям - это проект, например, наш последний проект - изготовление макета и мультимедийного сопровождения индустриального парка Югра, соответственно с Русланом Ярославовичем Гусаром. У нас практически 2 месяца на этом проекте сошлось 8 компетенций: электроника, прототипирование, лазерные технологии, фрезерные и токарные работы на ЧПУ, стопочные работы, промышленный дизайн, графический дизайн и мультимедийная журналистика, где мы готовили презентационный анимационный ролик. Эти компетенции сошлись на одном проекте, у нас стояла задача подготовить макет в определенные сроки. Мы собрали команду, ребята под руководством наших преподавателей, учителей технологии школы, преподавателей с университетов, технопарк высоких технологий тоже нам способствовал, ну и специалисты с предприятия группа компании "ИнТек", совместно мы реализовывали проект. Мы его готовили к иннопрому и поехали в составе делегации правительства ХМАО-Югры на "Иннопром", где презентовали концепцию индустриального парка Югра. Сам этот проект объедений компетенции и для решения "лучший показатель подготовки" оценил заказчик. Руслан Ярославович пришел, посмотрел макет и говорит: " Вот это вы молодцы, ребят. Вот это вы сделали". Это показатель того, что мы ребят научили, специалисты у нас соответствующие, и мы сделали нужный продукт. Он не из воздуха выдуманное какое-то техническое задание.

А.С.: Конкретная задача.

А.И.: Да, конкретная задача. Самых активных участников мы наградили путевками в детский лагерь "Смена" в Анапе, там было открытие этим летом парка будущего - это всероссийский учебно-методический центр профориентации, где на "Иннопроме" мы подписали тройное соглашение: ЦМИТ "Навигатор", индустриальный парк Югра и всероссийский центр о подготовки детей, целая программа у нас, направленная на развитие.

А.С.: Очень любопытно. Расскажите мне то, как все получается. То есть пришел к вам ученик, неважно мальчик или девочка, пришел и говорит: "Хотим у вас заниматься". Дальше каким-то образом проходит распределение по интересам или как? Какого размера группа, каким образом ведется преподавание?

А.И.: Ага. Что касается образовательной деятельности, то мы ее с 1 сентября будем запускать, мы ее структурируем, мы прошли рецензирование, поэтому сейчас проходит этап сертификации.

А.С.: Подождите, можно я уточню. То есть, если вы образовательную деятельность запускаете с сентября, а вы же уже работаете с марта и какие-то проекты уже успели запустить, то, что это тогда были за ребята?

А.И.: Да. Мы подготовительную деятельность и проектную деятельность в рамках системы чемпионатов "Молодые профессионалы" и JuniorSkills, и проведение 3D олимпиад.

А.С.: Все, хорошо.

А.И.: И вот чемпионат, как некого этапного среза подготовки наших ребят. Мы в прошлом году прошли все этапы: региональную олимпиаду, вывезли ребят на всероссийскую 3D олимпиаду в Артек с командой из четырех человек с Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, где мы привезли 2 место с всероссийской олимпиады, где, кстати, было 7 стран членов Евросоюза, в том числе и Германия. Это как один из показателей. Есть уже ребята, которые к нам ходили, и ходят, и реализуют свои проекты.

А.С.: Понятно. Так, хорошо. Хотелось бы услышать ответ на вопрос одного из наших читателей. Он спрашивает: "Как вы планируете делить детей с другими учреждениями, такими как "Технополис" и будущий "Кванториум", когда он заработает?". Надеемся, что заработает.

А.И.: Ну, знаете, конечно, может быть, провокационная формулировка, но делить, конечно, никто никаких детей не собирается. Во-первых, выбирают родители. Родители сами выбирают, для этого и создавались сертификаты. Организация проводит сертификацию, чтобы была конкуренция и те организации дополнительного образования, коммерческие, такие, как и мы, кто выступает, кто вообще вступает в эту программу по сертификатам, это конкурентная среда, сейчас мы столкнулись и понимаем насколько это действительно высокие критерии оценки эффективности, то есть, есть показатели, которым надо соответствовать. Это и квалифицированные сотрудники, это и хорошо проработанные образовательные программы, это и хорошо оборудованная инфраструктура, это и качественно отложенная организационная работа. Это действительно те критерии, по которым стоит равняться, поэтому это вот эта часть. Никто никого не делит. Дальше, вы знаете, Ханты-Мансийский автономный округ один из молодых регионов, где очень высокая рождаемость, очень много молодых детей и вы знаете, здесь катастрофически, я бы сказал, не хватает кружков. У нас задача стоит, у нас, как у предприятия, и у департамента экономического развития, и в целом у кружкового движения, и у агентства стратегических инициатив, ведь это кружки шаговой доступности, они должны быть в каждом дворе. Может быть не во дворе пока, но в каждом районе, микрорайоне такие доступные кружки должны быть. Ребенок вышел на улицу, и он должен размышлять о том, пойти ли ему футбол погонять, на велосипедах покататься или пойти провести время с конструированием робота, попечатать на 3D принтере и окунуться в мир высоких технологий. Такая поэтому задача и стоит. Здесь работать и работать, место всем хватит, но еще надо и найти желающих, кто хотел бы взять на себя социальную ответственность, потому что это тяжелая работа.

А.С.: Мне кажется, что сейчас прям, навязывается вопрос с моей стороны к вам. Вообще как вы оцениваете сферу дополнительного технического образования в Сургуте. Понятно, что ее недостаточно, но как вы считаете, в какую сторону стоит двигаться?

А.И.: Да, конечно, вопрос не простой. Вообще в сфере образования здесь компетентны сотрудники департамента образования, они больше скажут, потому что вы статистика собирается у них.

А.С.: Ну, ваше личное мнение, как человека, который в этом.

А.И.: То, что касается того, куда мы движемся, то есть Сургут и Ханты-Мансийский автономный округ, то мы движемся по направлению распоряжения президента, указа президента, где необходимо 85% детей охватить в сынов дополнительного образования. Ну, это не обязательно должно быть научно-техническое, это и спорт, творчество, музыкальное и прочее. Что касается научно-технического и инновационного, я уже, наверное, сказал, это такие, как не только ЦМИТ, необязательно ЦМИТ, просто кружки, их мало, надо их гораздо больше, так, чтобы в каждом дворе.

А.С.: А сколько их сейчас? Помимо вашего центра, куда могут еще ходить ребята вам известно?

А.И.: Есть "Технополис".

А.С.: Так, "Технополис". Это уже два.

А.И.: Есть кружки робототехники, их на самом деле не так много. Их очень не много, потому здесь целый ряд проблем. Одна из самых главных проблем - эксперты. Это именно инженеры, технологи, молодые ребята, которые разбираются в современных технологиях, программных обеспечениях, электронике. Это эксперты. Вторая часть - инфраструктура. Инфраструктура подразумевает под собой оборудование: станки ЧПО, 3D принтеры, 3D сканеры, беспилотники и все возможное, что связано с электроникой. Да и просто с программным обеспечением. Это денежные, какие-то дорогие вещи, то есть здесь надо вкладываться. Одна из программ, которую реализует ЦМИТ, она очень эффективно показала в том отношении, что здесь это, можно сказать, государственно-частное партнерство, что у нас команда, мы готовы выполнять социальную функцию, социальную задачу. Государство при этом нам помогает, оно способствует приобретению всего необходимого оборудования, а мы отчитываемся по показателям, у нас тоже есть свои показатели, которые нам необходимо выполнять, закрывать, а мы реализуем программу нашими экспертами.

А.С.: Хорошо, спасибо. Тоже хотелось бы спросить. Я видела у вас на сайте информацию о том, что одна из задач, которую вы ставите перед своим центром - взаимодействие и обмен опытом с аналогичными центрами в других городах России и зарубежья. С какими городами вы уже взаимодействуете, с какими планируете в долгосрочной перспективе работать? Расскажите.

А.И.: У нас уже есть процесс, который очень интересный, ЦМИТ академия Москва, он является одним из самых первых ЦМИТов, самых таких опытных. Мы совместно реализуем из коммерческой структуры, то есть у нас тройной проект: Био-Макс - коммерческая структура, ЦМИТ академия и мы. Это бионический протез. Мы, совместно с правительством Югры, встречали Южно Корейскую делегацию, презентовали этот проект Южной Кореи и сейчас, наверное, с сентября, каникулы закончились, мы проступаем реализации. Это очень такой глобальный проект, бионический протез - реальный протез, который, если сравнить с мировыми аналогами, как минимум в 5 раз дешевле. Его рыночная стоимость около 500-600 тысяч. Она реагирует на мышцу, то есть, нет руки, надевается протез и, практически как Терминатор, можно брать, разжимать, писать, просто этот материал нужно показывать, потому что очень интересный проект. В нем заключен целый набор компетенций: электроника, программирование, мехатроника, прототипирование, дизайн. То есть целый набор, который необходимо совместно реализовать в проект. Безусловно, что единственная оценка качества этого продукта, заключается в рынке. Если он будет востребован на рынке, будут его покупать, он будет устраивать и по цене, и по качеству, то это показатель эффективности и правильности действия.

А.С.: Я правильно понимаю, что в этом проекте задействованы тоже дети, дети-подростки?

А.И.: Да, конечно.

А.С.: Вот это да.

А.И.: Ну, для них это, безусловно, как этап подготовки, то есть если говорить о конечном продукте, который на рынке, его, безусловно, в крайней степени очень тяжело реализовать с первого раза. Для начала нужно прототип создать, потом прошлифовать, поучится. Когда 10 руку делают уже, то только тогда начинают приближаться к оригиналу. Это интересно, потому что это проект, который необходим, нужен и здесь, в этом отношении, задача у России стоит - экспортно ориентироваться. Россия должна конкурентной быть на мировой арене. Необходимо формировать мировой стереотип, что Россия не только может делать танки, ракеты. Россия может делать товар народного потребления, высокотехнологичные, красивые и качественные товары, доступные по цене. Сервис тоже должен быть на уровне, а это и качество самих людей, отношение к жизни, отношение к деятельности, отношение к миру и взаимодействие с миром.

А.С.: Получается, что проект, над которым вы сейчас работаете, вы его уже показали представителям из Южной Кореи?

А.И.: Да.

А.С.: То есть это уже такая заявка, что это не просто проект, который разработали и забыли, а это уже обязательно будет реализовано.

А.И.: Обязательно.

А.С.: Просто потребуется время.

А.И.: Совершенно верно. Мы в этом направлении работаем. Мы работаем, как над развитием внутреннего рынка, так и параллельно ориентируемся на экспорт. Конечно это очень сложная задача. Это все-таки люди, это здоровье людей и оно требует тщательного подхода: сертификации, оценки экспертной и много этапов экспертиз, проверок и тестирования. Это действительно сложная работа, но эта работа учит нас, мы становимся лучше благодаря такому труду, поэтому все у нас получится.

А.С.: Хочется в это верить, точнее я верю в вас. Знаете, Алексей, я очень рада, что мы поговорили с вами, обсудили эту тему, потому что это очень серьезно дополнительное образование, особенно техническое. Это отрадно, что у нас Югра становится важной для России не только, как регион, в котором важны нефть и газ, но также и нано-технологии, которые позволяют двигать страну вперед. Спасибо вам большое за то, что вы делаете. Я желаю вам успешного начала учебного года. Я надеюсь, что вы наберете хороших ребят, которые смогут разрабатывать очень интересные проекты. Думаю, мы о вас еще услышим.

А.И.: Спасибо. И вам огромное спасибо, и зрителям. Я с удовольствием буду гостем вашей программы и более подробно рассказать о национально технологической инициативе, о тех Российских масштабных проектах, о нейротехнологиях, о беспилотной технологии. Их столько много, они интересные. Дать самую свежую информацию, с фронта, я с удовольствием приду к вам, приходите и вы к нам. Будем работать.

А.С.: Спасибо вам большое за то, что навестили нас. А я напоминаю, что у нас в гостях студии сиа-пресс был руководитель центра молодежного инновационного творчества "Навигатор" Алексей Иванов. Спасибо вам большое за то, что были с нами. Всего хорошего. До свидания.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


17 августа в 10:47, просмотров: 2615, комментариев: 5



QR код


Комментарии:
mrak lexx
Как планируете делить детей с другими учреждениями, такими как технополис и будущим кванториумом?
mrak lexx
Вы самостоятельное учреждение или зависимое от 7 школы?
mrak lexx
Образовательный сертификат положительно повлияет на сферу дополнительного образования или негативно?
mrak lexx
Как вы думаете на сколько конкурентоспособны учреждения дополнительного образования по сравнению со школами на базах которых реализуются программы дополнительного образования. Набор обучающихся, финансирование через учреждения через сертификат, ну и естественно зарплата педагогов ДО. Не приведет ли сертификат к оттоку специалистов из учреждений ДО , в последствии утери условий для реализации программ на базе учреждений ДО (не школ)
Альберт Леонов
Интересно, квадрокоптер и самолет используете?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Виктор Проскуряков: «Хвалят нас — значит хвалят Россию»

Виктор Проскуряков: «Хвалят нас — значит хвалят Россию»

Театр пластики и пантомимы «Гротеск» СурГУ триумфально выступил на Всемирном фестивале любительских театров в Монако
Надежда Макаренко 23 сентября в 12:10
307 6
Тюмени пророчат судьбу Хьюстона

Тюмени пророчат судьбу Хьюстона

Регион может стать международным экспертным нефтегазовым центром.
Никита Шаганенко 23 сентября в 11:00
297 1
Приоткрывая завесу. «НГ» побывал в гостях у семьи Куванаевых — участников городского конкурса «Семья года — 2017»

Приоткрывая завесу. «НГ» побывал в гостях у семьи Куванаевых — участников городского конкурса «Семья года — 2017»

В Сургуте уже много лет проходит конкурс «Семья года», организованный Дворцом торжеств при поддержке администрации города
Лилия Сулейманова 23 сентября в 10:40
235 0
​Сургутская неделя. Кросс эвакуации

​Сургутская неделя. Кросс эвакуации

Бежим и паникуем: Сургут не отстаёт от российских тенденций
Олег Владимиров 22 сентября в 16:30
376 0
Эти несчастные ДПСники, которые задерживали попа, боялись...

Эти несчастные ДПСники, которые задерживали попа, боялись...

Этот пьяный поп знает всех руководителей местного УВД, который абсолютно обоснованно и веско объяснял этим ребятам, что завтра с них сорвут погоны
Александр Невзоров, публицист (из эфира на «Эхо Москвы») 22 сентября в 15:27
3171 27
Цифровые баталии

Цифровые баталии

Финал Кубка главы Сургутского района по киберспорту может стать для муниципалитета началом нового направления в молодёжной политике
Артем Мазнев при поддержке администрации Сургутского района 22 сентября в 14:50
216 0
Тюменские инженеры вошли в список 100 лучших специалистов России

Тюменские инженеры вошли в список 100 лучших специалистов России

Финал всероссийского конкурса прошел в Тюменском индустриальном университете.
Никита Шаганенко 22 сентября в 14:35
213 0
Тревожные звоночки. До Сургута докатилась волна массовых эвакуаций. Почему молчат ответственные структуры?

Тревожные звоночки. До Сургута докатилась волна массовых эвакуаций. Почему молчат ответственные структуры?

Вечером 17 октября, когда спокойные выходные уже подходили к концу, Сургут накрыл вал сообщений об эвакуациях из крупных магазинов и гостиниц
Артем Мазнев 22 сентября в 14:30
507 1
Начинай сначала. Депутаты сургутской думы вернулись с летних каникул

Начинай сначала. Депутаты сургутской думы вернулись с летних каникул

Самой важной темой повестки дня ожидаемо стала готовность образовательных учреждений города к новому учебному году
Артем Мазнев 22 сентября в 11:07
524 5
​Две «Югры» сыграют субботним вечером

​Две «Югры» сыграют субботним вечером

23 сентября состоится матч Газпром-Югра (Сургут) - Югра-Самотлор (Нижневартовск)
Олег Владимиров 22 сентября в 10:12
234 0
Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Как в Советском Союзе, так и сейчас в России, это называется «патриотическое воспитание»: непомерное восхваление, гипертрофированное превознесение нашей силы и нашей роли в мировой истории
Атанас Атанасов, председатель Сургутского Болгарского землячества 21 сентября в 15:16
510 6
​Рома Зверь: «С каждой песней мне все меньше хочется писать…»

​Рома Зверь: «С каждой песней мне все меньше хочется писать…»

Интервью с лидером одной из самых популярных российских рок-групп
Юрий Нуреев 21 сентября в 10:34
563 1
Глава в районе // ВИДЕО

Глава в районе // ВИДЕО

Глава сургутского района Андрей Трубецкой стал видеоблогером. Первое видео посвящено киберспорту
Константин Шперлинг 20 сентября в 17:44
935 14
​Привет от Pussy Riot

​Привет от Pussy Riot

Скандал с «Матильдой» вышел нешуточный. Забыли, какую истерику устроили наши пропагандисты по поводу панк-молебна девчонок из Pussy Riot?
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 20 сентября в 11:46
767 25
​На собственном примере

​На собственном примере

Депутат Думы города Сургута Елена Яценко стала инициатором проведения экологической акции на территории прогимназии
Татьяна Калугина 20 сентября в 09:22
502 10
Больше мнений