16+

«Инициативы неформальных арт-объединений в Сургуте есть, но они не поддерживаются городскими властями…» // ТЕКСТ, ВИДЕО

Онлайн-конференция с арт-группой «Прорубь» (Юрий Семенков, Татьяна и Анастасия Кургузовы)

Начало июля Сургут отметил культурно — на Арт-пикнике, который вот уже второй год подряд готовит арт-группа «Прорубь», причем, можно сказать, на одном энтузиазме.

О том, как готовится культурное мероприятие при отсутствии поддержки кого бы то ни было (за исключением заинтересованных художников и представителей творческой молодежи) — шеф-редактор siapress.ru Юрий Нуреев говорит с организаторами — участниками арт-группы «Прорубь» Юрием Семенковым и Татьяной и Анастасией Кургузовой.

Один из проектов Арт-пикника — «Лес лис». Фото Ирины Швец

Юрий Нуреев: Добрый день, уважаемые пользователи сайта siapress.ru. Начало июля Сургут встретил, можно сказать, очень культурно, было очень много культурных мероприятий, и об одном из них мы сегодня будем разговаривать. Это «Арт-пикник», который проходил 2 июля. Его организовала арт-группа «Прорубь», уже во второй раз — первый был в прошлом году. Собственно, о нюансах подготовки такого действа мы и поговорим с участниками группы. Сегодня у нас в студии Юрий Семенков. Здравствуйте!

Юрий Семенков: Здравствуйте!

Ю. Н.: И Анастасия и Татьяна Кургузовы. Добрый день!

Татьяна Кургузова: Добрый день!

Анастасия Кургузова: Добрый день!

Ю. Н.: Давайте начнём прямо с итогов «Арт-пикника». Насколько мероприятие оказалось успешным, сколько людей заявилось на мероприятие, сколько людей посетило — какая-то статистика ведётся?

Ю. С.: Конечно, мы подсчитываем все эти моменты. И я хочу сказать, что в этом году нам повезло с погодой, поэтому мероприятие прошло практически идеально, как мы его задумывали уже давно. В прошлом году погода внесла свои коррективы, а в этом году получилось идеальное мероприятие. Мы собрали гораздо больше участников, и посетителей пришло пусть ненамного, но больше. Притом что в прошлом году в связи с холодом, ветром и дождём многие приходили и быстро уходили, в этом большинство людей оставались надолго, и наполненность площадки была гораздо более заметна, чем в прошлом, хотя, повторюсь, посетителей было ненамного больше.

Ю. Н.: Некоторые мероприятия, насколько мы понимаем, будут продолжены — тот же «Лес лис» — его создавали специально для «Арт-пикника», но тем не менее сейчас в «Порту» открывается выставка. Давайте подробнее немного про этот проект — почему лисы, примерно понятно, а что с ними будет дальше? Выставятся в «Порту», и…

А. К.: И потом мы планируем презентовать лис в разных учреждениях города. Это могут быть какие-то торговые центры, музеи, «Старый Сургут», библиотеки…

Ю. С.: То есть в различных учреждениях будет представлено по одной лисе из проекта. И горожанину или гостю города будет предоставлена возможность обойти всё и найти их всех. Мы сделаем сайт, где…

А. К.: …подробно напишем про каждую лису — кто автор, описание, технику. Можно будет зайти на этот сайт и прочитать про любую лису. И даже купить.

Ю. Н.: То есть это практически Pokemon Go по-сургутски: «Собери их всех». Хорошо. А из площадок «Арт-пикника» какие-то площадки были более востребованы? Мне, например, многие организаторы всевозможных мероприятий с горечью говорят, что на фуд-кортах всё-таки народу побольше. А вот у вас фудкорт был на самом «Арт-пикнике», и где больше всего народу «толпилось»?

Т. К.: У нас мероприятие было очень хорошо расписано по программе, поэтому очень удачно получилось. Люди переходили от одной площадки к другой, и нельзя сказать, что какая-то площадка пустовала. То есть одно время была наполнена площадка-граффити, другое — площадка возле сцены, где была детская программа. Мыльные пузыри собрали вокруг себя и детей, и взрослых, и даже организаторов. То есть нельзя сказать, что фудкорт собрал всех людей, и люди пришли просто поесть. Нет, все пришли развлекаться, смотрели весь контент, который у нас был на «Арт-пикнике».

А. К.: Я скажу, что в этом году большой популярностью пользовались мастер-классы. В прошлом нам не удалось их провести из-за погоды. Мастер-класс по флористике — это просто было что-то потрясающее. Была такая толпа девочек, радостных, с этими цветочками и веночками. Плюс, как ни странно, рисование очень и очень понравилось людям. Ну и наша группа — хэдлайнеры из Екатеринбурга — собрали очень много людей, слушателей.

Т. К.: Ещё хочу отметить площадку арт-баттла, которая на время проведения собрала вокруг себя всю аудиторию «Арт-пикника». Это тоже было очень удачно, что мы его провели.

Ю. Н.: То есть больше интерактива, хорошего и разного.

Ю. С.: Ещё хочу отметить, что специфика площадки накладывает свой отпечаток — она не очень большая, достаточно уютная, компактная, и в принципе сложно представить, чтобы кто-то в один угол залез и в другие углы не залезал. Любой посетитель так или иначе обошёл всё, всё посмотрел, везде поучаствовал. То, что вы говорили про фудкорты — это, видимо, имеются в виду торговые центры, День молодёжи — конечно, когда это удалённые друг от друга места, люди могут просто уйти, скажем, в «Макдоналдс», бросив культурную программу.

Ю. Н.: Променять пищу духовную на пищу телесную.

Ю. С.: Да, а у нас, собственно, всё в одном месте, поэтому мы в выигрыше.

Ю. Н.: Кстати, следующий вопрос у меня заботливо заготовлен как раз по поводу площадки. Дом Фармана Салманова выбран вами ещё в прошлом году. Туда довольно сложно добираться, район, прямо скажем, не самый презентабельный и удобный. Но тем не менее вы в нём уже «застолбили» своё мероприятие — это настолько удачная сама площадка, или в Сургуте очень мало мест, где можно провести такие вещи?

Ю. С.: Во-первых, конечно, в Сургуте мало мест, где можно провести такие вещи. Мы коллективно считаем, что подобные мероприятия должны быть платными — во-первых, это ограничивает какой-то нежелательный контингент людей, во-вторых, это как-то приучает жителей города, что за хороший контент, хорошую программу нужно платить, пусть какие-то и небольшие деньги, как в прошлом году. Это с одной стороны. А с другой стороны, именно эта площадка нам кажется очень интересной. Во-первых, она красивая, она с историей. Она очень приятная, позитивная, и при этом про неё практически никто не знает в городе, потому что это структурное подразделение краеведческого музея, и оно работает только по заявкам, туда нельзя просто так приехать, постучаться и посмотреть, нужно формировать группу, делать заявку — а это, естественно, мало кто считает для себя комфортным. И именно посетители «Арт-пикника», приходя на эту площадку, для себя её открывали. И впечатления от неё были очень положительные, мне кажется, у всех. То есть сама площадка играет большую роль. А местоположения, в принципе, мне кажется. Что в городе большинство людей автомибилизированы, и доехать куда-то не составляет проблем. Плюс, в тот район ходит много городского транспорта. Ну и. финальный, так сказать, плюс этой площадки — что она находится вдали от городской суеты. То есть если проводить мероприятие в «Старом Сургуте», то эта магистраль, где ездят машины, создаёт другую атмосферу.

Ю. Н.: Ну, в ущерб атмосфере, конечно, но, мне кажется, трафик был бы побольше.

Ю. С.: Может быть, но там площадка проходимая, её нельзя перекрыть и сделать платный вход. Большинство площадок, которые находятся в центре города, нам не подходят.

А. К.: Да, а тут забор, и это для нас очень удобно. Плюс, свежий воздух, сосны, кедры. Плюс на территории есть животные.

Ю. Н.: Кстати говоря, сам Дом Салманова, как структурное подразделение Сургутского краеведческого музея, как я понимаю, оказывает вам поддержку каким-то образом?

Ю. С.: Нет, мы просто арендуем площадку, оплачиваем её. Такие, обычные коммерческие отношения.

Ю. Н.: Понятно. А то, о чём мы говорили в анонсе, и «ВКонтакте» нас упрекали. Речь о поддержке властей города Сургута. На баннерах ничего особо не указано, что вас поддерживает департамент или комитет по культуре. На первом «Арт-пикнике» тоже ничего такого не было, и можно было понять — может быть, чиновники «присматриваются» к вам, думают — стоит ли или нет. Сейчас вы себя уже зарекомендовали, а поддержки особой так и нет. Собственно, вопрос — а вы как-то налаживаете отношения с чиновниками? Приходите к ним, или они к вам приходят? Есть вообще какой-то диалог между вами?

Ю. С.: Мы с ними согласовываем это мероприятие, потому что оно проходит на муниципальной площадке. Взаимоотношения, конечно, есть, но в принципе мы полностью проводим это мероприятие сами, на собственные средства.

Т. К.: Конечно, мы даём администрации знать, что у нас проходит такое культурное мероприятие, но к моему большому сожалению и удивлению, ни один представитель администрации не пришёл на наше мероприятие, хотя, в принципе, они знали заранее, что в городе проходит масштабное культурное мероприятие для всей семьи, и странно, почему для них это оказалось неинтересным.

Ю. Н.: Может быть, вы как-то недостаточно намекаете? А стоит прийти и сказать: «У нас есть идея провести такое замечательное мероприятие, пригласить тех-то и тех-то, это стоит столько-то, нам бы не помешала ваша поддержка»? Прозрачно намекнуть, так сказать.

Ю. С.: На самом деле, мы участвовали в нескольких конкурсах. Один из них — на лучший проект в сфере развития внутреннего и въездного туризма в Сургуте, несколько лет назад ещё. То есть в принципе мы эту идею вынашивали давно, года четыре, много где заявляли о ней. И изначально пытались найти какие-то средства со стороны, после чего уже решили делать это самостоятельно. В том конкурсе мы ничего не выиграли. Мы заявлялись в этом году на форум «УТРО».

Т. К.: И почему-то даже не прошли на него, хотя, как известно, туда проходят почти все, кто заявляется. Но нам не удалось. Мы куда ни подавали свой проект, почему-то его обходят стороной, аккуратненько, или абсолютно игнорируют, поэтому мы подумали, что будем делать сами.

Ю. С.: В принципе, я что хочу сказать, что у нас в городе именно каких-то конкурсов по поддержке частных инициатив нет. Есть окружные конкурсы, но там выигрывают в основном из Ханты-Мансийска. В Сургуте есть проекты по поддержке предпринимательства, по финансированию общественных организаций, социальных проектов, а именно такие просто частные культурные инициативы, которые, как мне кажется, дают возможность городу считаться по-настоящему культурным, чтобы культурой занималась не только власть. То есть можно в каком-нибудь Мегионе потратить весь бюджет города на культуру, привозить балет Мариинского театра и выставки Айвазовского хоть каждый месяц, но это не будет показателем того, что уровень культуры поднялся. А именно когда в городе появляются люди, которые сами начинают что-то делать — а за последние годы помимо нас появился ряд таких людей — это и проект «Гаражи» Максима Ярового, и арт-группа Black&White Булата Сайфуллина, который проводит различные мероприятия, — то есть есть люди, которые вкладывают свои деньги в развитие культуры города. И я уверен, что никто из них особо ничего не зарабатывает, но это является показателем того, что культура в городе развивается. И мне кажется важным поддерживать именно такие проекты. Я понимаю, что в структуре администрации не предусмотрено — она же очень жёстко регламентирована — таких бюджетов, чтобы человек пришёл, а ему дали, но можно было бы просто сделать конкурс, и раз в год кому-то одному из всех перечисленных нами людей, на основе комиссии, выдавать какую-то сумму на реализацию. Причём мы оперируем бюджетами небольшими. Можно к конкурсу допускать только тех, кто уже что-то организовал — чтобы это были не люди со стороны, а именно состоявшиеся представители в культурной среде города. Мне кажется, это было бы очень хорошо и имело бы очень большой позитивный эффект, а много ресурсов на это не надо.

Ю. Н.: Кстати говоря, могу подтвердить, потому что беседовал со многими представителями и вами названных организаций, и действительно, многие из них очень дипломатично говорят, что администрация обещает помочь, но дальше разговора дело не идёт. Опять же — можно ли это связать с какими-то переменами в департаменте по делам молодёжи, культуры и спорта, который сейчас расформировывается? Это временные может быть явления? На ваш взгляд, какие-то подвижки можно ждать от городских чиновников?

Ю. С.: Я, честно говоря, не знаю. Мне кажется, можно надеяться, а насчёт ждать — не знаю. Пока что, я так понимаю, новые люди не появились в этой структуре, то есть основные изменения произойдут где-то в конце лета или осенью.

Ю. Н.: Мы вместе говорим про формализованность и регламентированность. Тут опять же возможен камень преткновения в статусе. Насколько я понимаю, арт-группа «Прорубь» официально никак не зарегистрирована? Не могу сказать наверняка того же про «Гаражи» и Black&White, но поскольку это свободные художники, люди неформальные, скорее всего они не являются даже индивидуальными предпринимателями. Может быть в этом какой-то камень преткновения? Не думали ли вы о том, чтобы официально себя как-то заявить на уровне городском?

Ю. С.: Мы поскольку в организации «Арт-пикника» всё достаточно бюрократизировано, там много документов, и аренда, и соглашение, и паспорт безопасности, мы действуем от лица ИП. Насколько я знаю, и у «Гаражей», и у Булата тоже какие-то юридические лица есть. В любом случае, на тех конкурсах, где предполагалась какая-то финансовая поддержка, куда мы подавались, всё идёт от лица организаций, потому что иначе деньги не выделяются. То есть в принципе это всё есть. Не знаю, может быть стоит это регистрировать как общественную организацию…

Т. К.: Ну тогда будут свои нюансы.

Ю. Н.: Естественно, всё будет сложнее и масштабнее.

Ю. С.: Просто мы являемся представителями творческой среды. Никто из нас в экономические, юридические и прочие дебри лезть не хочет, и некоторые даже очень сильно нервничают, при необходимости это делать, — это я про себя. А привлечь какого-то человека, которому было бы интересно это сделать за нас, тоже, мне кажется, достаточно сложно, потому что мы не отличная бизнес-идея и на нас денег не сделаешь. Поэтому всё как-то так.

Ю. Н.: А не думали об объединении? Взять несколько таких же людей, которых раздражает сама мысль о том, чтобы себя как-то «узаконить» — те же «Гаражи» и так далее — создать какую-то ассоциацию. Найти среди вас какого-то человека, который внезапно может заняться всякими юридическими тонкостями. Или вообще в принципе культурных людей вместе не пересажать никак?

Т. К.: Нет, культурных людей вместе можно пересажать…

Ю. С.: И это скоро начнёт происходить…

Т. К.: Но мы же творческие люди, у нас у всех порывы души разные — то в одну сторону, то в другую. Наверное, будет немного сложно, когда все будут тянуть в свою.

А. К.: Хотя идея неплохая, мне кажется.

Ю. Н.: Ну в творческом плане вы будете в разные стороны, главное, чтобы как юридическое лицо, чтобы подавать различные заявки на проекты. Опять же, тут нужно видимо как-то сильно деликатно подходить к этому вопросу, потому что мы помним прекрасно скандалы на официальном уровне, связанном с теми же «Портом», «Стерхом» и подобными. Вот та же самая ситуация, когда всех культурных людей пытались собрать под одну крышу и получилось довольно-таки кривовато. Собственно, опять же, по поводу летней городской жизни. У меня было такое ощущение, что июнь у нас в этом году был очень богатым на различные массовые мероприятия — и по-моему такой у нас каждый июнь. Но потом начинается июль, и всё потихонечку заканчивается, на выходных никто горожан не развлекает. На ваш взгляд, насколько это замечание корректно? Может быть, я что-нибудь не вижу, и вам, как представителям культурной сферы, известно больше?

А. К.: Наверное, да, в этом что-то есть. Потому что так заведено, что в июне проходит много мероприятий — та же администрация проводит ряд мероприятий — фестиваль красок, День молодёжи, День города. А июль — многие в отпусках.

Ю. Н.: То есть, это объективная причина?

Ю. С.: Да, мне кажется, это специфика города.

А. К.: Мы даже когда приглашали участников, многие отказывались, потому что в отпусках.

Ю. С.: Да, вот о чём я и говорил. У нас вся культура в основном муниципальная. В филармонии закончился сезон — все музыканты сразу разъехались. А хорошие музыкальные коллективы, которые у нас в городе существуют и которые к филармонии никак не относятся, при этом являются музыкантами филармонии, они играют там в симфоническом оркестре, в «Сургут Экспресс-бэнде». И вроде как сезон закончился официальный, а независимые коллективы должны остаться, но так как они являются сотрудниками официальных структур, то разъезжаются. В этом году нам было достаточно проблематично с подбором музыкантов, потому что 2 июля, и в городе практически никого не было — из тех музыкальных коллективов, кого мы хотели привлечь. Но зато мы привезли хэдлайнера из Екатеринбурга и постарались летнюю жизнь в городе разбавить чем-то.

А. К.: Весёленьким, интересным и позитивным.

Ю. Н.: Хорошо, в рамках этого лета более-менее понятно: в июне — много, в июле — чуть-чуть, а что будет в августе, ещё непонятно. А в разрезе так скажем годового цикла, в течение нескольких лет что можно сказать о массовой культуре города Сургута? Она сейчас переживает возрождение, или восхождение, или становится всё меньше и меньше, сужается? С вашей, опять же, точки зрения, как представителей культурной сферы?

Ю. С.: Как мне кажется, она развивается именно благодаря тем людям, которые начинают что-то делать сами.

А. К.: Но таких людей немного всё-таки. Их становится больше, но хотелось бы ещё больше.

Т. К.: У нас администрация ежегодно проводит какие-то фиксированные мероприятия — День города, проходят крупные мероприятия типа Дня нефтяников и Дня газовиков, но как бы и всё. А сейчас, мне кажется, начали набирать обороты именно частные инициативы, такие группы, как мы, как Сайфуллин Булат и все вышеперечисленные. Они начинают разбавлять эту обстановку своими мероприятиями, их становится больше, насыщенность становится больше. И конечно, мне кажется, что сейчас это всё поинтереснее проходит в городе.

Ю. Н.: Ещё один такой немаловажный вопрос, как взаимоотношения со спонсорами. Мы «ВКонтакте» разместили анонс, и нам тут же мудро ответили, что тут нельзя вести речь о том, что тот же «Арт-пикник» ведётся без какой-либо поддержки, потому что есть поддержка спонсоров. Этот вопрос насколько для вас лёгок или тяжёл, насколько хорошо находятся спонсоры на такие мероприятия — я даже не говорю о градообразующих предприятиях, но среди бизнеса?

А. К.: Найти спонсоров очень сложно. По крайней мере, у меня это плохо получается. Может быть, проблема в том, что я не очень хорошо работаю с ними. Как-то вот неинтересно людям. Вроде говорят — «да, хорошо», но тут же: «но денег у нас нет, денег не дадим». Даже если соглашаются, что детский и семейный досуг — это их «территория», но тем не менее.

Ю. Н.: Если не секрет, как вы их вообще ищете?

Ю. С.: Мы рассылаем предложения коммерческие, а потом названиваем и всё это рассказываем. Многих наш формат интересует, они готовы размещать у нас свои баннеры, машины, но «денег нет, вы там держитесь, хорошего настроения».

А. К.: Да, а ещё говорят, чтобы мы обратились через полгода — «вот мы как раз формируем бюджеты, сейчас мы с вами поговорим, и выделим вам денег», но через полгода то же самое.

Т. К.: Мы, конечно, запоминаем, что нам надо через полгодика обратиться, обращаемся, но… «Нет».

Ю. С.: Но в этом году, я хочу сказать, нашёлся один достойный представитель сферы бизнеса, я даже, извините, назову их — это жилой комплекс «Новые ключи» и компания «Новые бизнес-технологии», которые стали нашим генеральным партнёром и выделили определённый бюджет. Я ещё хочу сказать для всех будущих партнёров, которые у нас, возможно, появятся в дальнейшем, что мы предлагаем не просто разместить логотип, повесить баннер и раздать листовочки. Мы делаем совместно с партнёром либо сами определённую интерактивную площадку, где люди могут заинтересованно поучаствовать, а не просто увидеть баннер и пойти дальше. Людям интересно. Площадка жилого комплекса «Новые ключи» была сделана в виде больших картонных домов, которые можно было разрисовывать, дети в них могли залазить, фотографироваться, и она пользовалась огромной популярностью на протяжении всего мероприятия. Поэтому я всех призываю — обращайтесь к нам! Мы сделаем отличную презентацию.

А. К.: Это очень хороший метод рекламы на самом деле, гораздо более прогрессивный, чем все эти листовки и баннеры, нанесение логотипов на афишу. Тут просто пришёл, поучаствовал в площадке — сам принял участие, увидел, какая она хорошая, интересная, и подумал: «Молодцы, какая хорошая компания».

Ю. Н.: Действительно, это достаточно перспективное дело. Я недавно побывал в Казани, и там организовали очень неплохую площадку под названием «Цветочный фестиваль». Она уже работает без каких-либо дополнительных мероприятий, просто там очень организованное пространство, люди приходят, смотрят на различные арт-объекты. И там среди прочего на некоторых арт-объектах указаны названия предприятий, которые якобы выдумали и разместили этот объект. Люди фотографируются, и как-то ненавязчиво в кадр попадает и логотип. Вполне так неплохо, я даже пару названий запомнил. Правда, потом забыл. Но ладно, неважно.

Судя по тому, что вы говорите, чтобы спонсоры учли на будущее, видимо, есть какие-то планы по проведению следующего «Арт-пикника»? Или вы ещё от этого пока не отошли и про третий не думаете?

Ю. С.: Мы думаем, на самом деле.

А. К.: Конечно, думаем. Всё так здорово было.

Ю. С.: Вообще, у нас есть разные мнения. Одно из них — моё, например, — что мне кажется, не очень интересно делать из года в год одно и то же. Мне бы хотелось что-нибудь поменять, например, площадку. То есть, если бы у нас была большего размера площадка, можно было бы поинтереснее что-то там сделать или придумать. Привлечь больше участников, развести звук со сцены с остальным. Потому что когда идёт детская программа с пузырям и медитация в йоге — это не очень комфортно. Ну, и ещё такой момент, что это достаточно сложно — организовывать такие опен-эйры, когда ты можешь сделать всё на сто процентов, но подует ветер или пойдёт дождь — и всё пойдёт коту под хвост. То есть человек может сделать всё корявенько, у него на мероприятии пойдёт дождь, и он скажет — «Ну, дождь, извините». А выглянуло солнце, отличная погода — «Ну, и так хорошо». А меня, как перфекциониста, не устраивает, что от меня на сто процентов всё не зависит. Поэтому это сложновато. Опять-таки, если говорить о другой площадке — если там будет больше крытых зон, то может быть, может быть.

Ю. Н.: А бренд развивать, «филиалы» Арт-пикника? У нас, например, предстоит День работников нефтяной и газовой промышленности. Организовать там на тех же площадках, где идёт празднование, свои шатры, буквально с двумя-тремя зонами?

Ю. С.: У нас был такой опыт. Мы на День газовиков на Газпроме представляли выставку «Осязаемый город». Она пользовалась популярностью достаточно хорошо.

Ю. Н.: Но это как «Прорубь», а не как «Арт-пикник»?

Т. К.: Да, но «Арт-пикник» — это проект «Проруби», так что мы рады участвовать и представлять свои арт-объекты и выставки и другие разные вещи от «Проруби».

А. К.: Представлять «Арт-пикник» на таком мероприятии — это, мне кажется, немного не то. Потому что это другой формат. «Арт-пикник» — это само по себе мероприятие.

Ю. С.: По сути, День нефтяника или День газовика — это сам по себе «Арт-пикник», только другого формата. Они также привлекают разных партнёров, ставят точки питания, организовывают развлекательную программу — по сути, занимаются тем же самым, просто по-другому.

А. К.: Да, а «Арт-пикник» должен проходить сам, отдельно, потому что суть этого формата в том, что ты приходишь, и чувствуешь какой-то праздник, хотя вроде праздника и нет. А так всё весело и здорово, и так много всего.

Ю. Н.: Хорошо, ладно. Ну давайте на этом и закончим. Мы сегодня беседовали с организаторами, так сказать, праздника на пустом месте. Это арт-группа «Прорубь»: Юрий Семенков, Анастасия и Татьяна Кургузовы. Хочется вам пожелать дальнейших успехов, развития, ну и чтобы ваша группа становилась больше. До новых встреч!


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


29 июля 2016 в 10:31, просмотров: 3465, комментариев: 1



QR код


Комментарии:
Просто мы не умеем правильно просить )

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Главные новости Сургута за неделю

Главные новости Сургута за неделю

Торговые центры эвакуировали, свидетелей Иеговы арестовали, нефтяников оставили без парковки, у города юбилей
Олег Владимиров Сегодня в 10:35
550 5
Подработка в Сургуте — реальность или лохотрон? // ВИДЕО

Подработка в Сургуте — реальность или лохотрон? // ВИДЕО

Корреспондент СИА-ПРЕСС обзвонил объявления о найме c городских остановочных комплексов
Лилия Сулейманова Сегодня в 16:01
319 4
В Сургуте выбирают территории под благоустройство

В Сургуте выбирают территории под благоустройство

На голосование вынесены главная площадь города, исторический парк, парк «Кедровый Лог» и мост в сквере у СОКБ
Лилия Сулейманова 21 февраля в 13:37
761 13
Сургут не получит федеральные деньги, потому что власти не считают его моногородом

Сургут не получит федеральные деньги, потому что власти не считают его моногородом

Все из-за нефтяников и газовиков
Олег Владимиров 20 февраля в 16:20
1330 0

Ставка по ипотеке вырастет в ближайшие месяцы

Активно инвестировать в недвижимость стали сотрудники самих строительных компаний
Анна Калугина 20 февраля в 15:55
818 0
Неоценённый пророк. Почему стоит посмотреть «Ван Гог. На пороге вечности»

Неоценённый пророк. Почему стоит посмотреть «Ван Гог. На пороге вечности»

Знаковым является разговор с пастором почти в самом конце, где Ван Гог упоминает и невольно сравнивает самого себя с Иисусом Христом. Думаете, слишком высокомерно? Мне так не кажется
Ирина Бойко, сургутянка 20 февраля в 12:29
574 1
Сколько стоит жить в городах Югры? // ОБЗОР СИА-ПРЕСС

Сколько стоит жить в городах Югры? // ОБЗОР СИА-ПРЕСС

Считаем, какую сумму нужно заработать семье из трех человек, чтобы жить в Сургуте, Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Когалыме и Нефтеюганске
Лилия Сулейманова 19 февраля в 17:47
1037 24
​Анна Черепанова: «В последние часы жизни ребенку очень больно. Облегчить эту боль — главная задача паллиативной помощи»

​Анна Черепанова: «В последние часы жизни ребенку очень больно. Облегчить эту боль — главная задача паллиативной помощи»

Интервью с женщиной, у которой неизлечимая болезнь отняла двух маленьких сыновей. О том, зачем жертвовать деньги тем, кто все равно умрет, и о том, как наслаждаться жизнью, даже когда самое страшное уже произошло
Анна Богдевич 19 февраля в 12:56
1501 1
Рафаиль Ульбеков: Время отключения горячей воды в Сургуте и так минимизировано

Рафаиль Ульбеков: Время отключения горячей воды в Сургуте и так минимизировано

Директор УК «ДЕЗ ЦЖР» — о сокращении до трех дней срока отключения горячего водоснабжения
Рафаиль Ульбеков, директор УК «ДЕЗ ЦЖР» 19 февраля в 10:42
704 3
Олег Владимиров

Вопросы к строительству школы в Сургуте

Например,1,2 млрд рублей – это не много для корпуса на 550 учеников? Для сравнения: в Омске за миллиард рублей собираются построить сразу две школы – одну на 1122 мест, другую – на 550. Согласитесь, есть о чем призадуматься.
Олег Владимиров 18 февраля в 10:38
1499 31
Свидетели Иеговы опасны для тех, кто внутри секты

Свидетели Иеговы опасны для тех, кто внутри секты

Если у человека нет возможности реализовать себя в социальных рамках, то он выбирает путь асоциальный
Кирилл Акинцев, сургутянин 16 февраля в 16:40
3503 60
Больше мнений