16+

«Изучение иностранного языка может замедлить процесс старения» // ВИДЕО

Как язык помогает достигать жизненных целей? Онлайн-конференция с экспертами Владимиром Кузовлевым и Татьяной Трифоновой

Зачем учить иностранные языки? Для ЕГЭ? Для туризма? Или это инструмент для более важных целей? Почему спустя несколько лет после школы, человек зачастую не может связать и двух слов, хотя в школе имел твердую пятерку? Что вообще представляет из себя результат изучения иностранного языка?

Родители, да и сами учителя теряются в современной системе образования: новые стандарты, новые требования, новые законы. Задания в учебниках иногда непонятны ни ребенку, ни родителю. Отсюда сложности, начиная с выполнения домашнего задания, и заканчивая успеваемостью и образовательным результатом. Помочь ребенку могут только родители и педагоги. Учитель вынужден успевать внедрять все новшества и обеспечивать качество, соответствовать ФГОС, успешно управлять образовательным процессом и удается это не всегда. Родители из семей российской интеллигенции уже осознали, что ребенку нужно помогать и развивать его личность, а не просто зубрить английские слова.

Итак, зачем же, в принципе, учить иностранный? Только ли для того, чтобы сдать этот самый ЕГЭ?

Об этом мы поговорили в очередной онлайн-конференции siapress.ru. У нас в гостях эксперт федерального уровня, автор учебников английского языка издательства «Просвещение», профессор Владимир Кузовлев и заведующая кафедрой повышения квалификации учителей учреждения дополнительного профессионального образования «Лингва», эксперт службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО, кандидат педагогических наук Татьяна Трифонова.

Кстати: 25-27 ноября Ученым Советом Частного учреждения дополнительного профессионального образования Центр гуманитарного образования Lingua для учителей школ города Сургута организованы семинары с профессором В.П. Кузовлевым по следующим тематикам:

- федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в ООУ на 2015-2016 учебный год;

- эффективные средства для реализации личностных, метапредметных и предметных результатов;

- новые возможности системы подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

Учителя смогут повысить профессиональную квалификацию, получить практические советы по реализации стандартов ФГОС, и успешному управлению образовательным результатом учащихся. Справки по тел.: 8(3462)355-265, 355-205

Программа мероприятий

Для заявок: lingua.science@mail.ru

25 и 26 ноября с 14.30 до 15.30 будут работать ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ, где можно будет задать свои вопросы и лично пообщаться с профессором Кузовлевым Владимиром Петровичем

тел.: 355-265, 355-231

-

Юрий Нуреев: Добрый день, уважаемые пользователи сайта siapress.ru! Мы продолжаем серию онлайн-конференций, которые посвящены проблемам образования. На этот раз поговорим о развитии ученика, человека, который изучает иностранные языки. У меня сегодня в гостях 2 эксперта, причем очень серьезные и квалифицированные. У нас в гостях профессор Владимир Кузовлев. Здравствуйте!

Владимир Кузовлев: Здравствуйте!

Ю.Н.: Чем Владимир Петрович знаменит? Он является экспертом не просто федерального уровня, но еще и автором учебников английского языка издательства «Просвещение». Возможно, вы как раз учитесь по одному из них. Это первый наш гость. И второй гость – представитель нашего города, кандидат педагогических наук Татьяна Трифонова. Здравствуйте, Татьяна!

Татьяна Трифонова: Здравствуйте!

Ю.Н.: Татьяна Трифонова является и заведующей кафедрой повышения квалификации учителей частного учреждения дополнительного профессионального образования центра гуманитарного образования «Лингва». Вот с экспертами сегодня поговорим о том, как же нужно учить иностранные языки и главное, зачем? Давайте начнем издалека, еще с советских времен, может быть, из обучения наших отцов и дедов. В чем все-таки был смысл тогда изучения иностранного языка в школе, если большинство из наших сограждан тогда не представляли, что они когда-то выедут за рубеж и смогут навыками. На ваш взгляд, это какие цели преследовало?

В.К.: Прежде всего, были особые условия изучения иностранного языка. Количество часов, отводимое на его изучение, в советской школе было не меньше практически, чем отводится сейчас. За исключением того факта, что сейчас иностранный язык изучается не с 5 класса, как в советских школах, а со 2 класса. Он там раньше тоже был, только в школах с углубленным изучением иностранного языка или в классах углубленного изучения языка. А сейчас изучают иностранный язык со 2 класса, как обязательный предмет. Но проблема заключалась в том, что иностранный язык не был реально востребованным средством. Мы в начале 80-х годов проводили социологическое исследование, которое зафиксировало следующие результаты. Это исследование заключалось в следующем: мы предлагали ученикам открыть дневнички на последней страничке и ранжировать предметы, которые они изучали в средней школе, по степени их значимости. Иностранный язык в рейтинге занимал, как вы думаете, какое место?

Ю.Н.: Почетное предпоследнее.

В.К.: Предпоследнее, вы точно угадали. Ниже были только две дисциплины: НВП и физкультура.

Ю.Н.: Я думал, рисование.

В.К.: То есть он не был реально востребованным средством, и рассматривался как довесок интеллигентности. А сейчас условия кардинально изменились. Аналогичное исследование показывает, что иностранный язык сейчас входит в пятерку топовых предметов. То есть он реально востребованное средство. И если раньше, бывая на практике или работая в школе, меня родители расстреливали вопросами, зачем их Ване или Маше иностранный язык, им было трудно объяснить. Потому что я тогда писал диссертацию. Для того, чтобы попасть в зал специальной литературы на английском языке, мне приходилось спрашивать специально разрешение у соответствующих органов. Сейчас ситуация изменилась, и жизнь современного человека не представляется без знания иностранного языка. Поэтому это одно из главных условий. Поэтому и мотивация разная. Тогда она практически отсутствовала. А сейчас мотивация довольна значительная. Это отличительная особенность.

Ю.Н.: Но можно сказать, что тогда можно было, так, скажем, отшутиться ответом, что для общего развития, да? Но к общему развитию мы чуть позже вернемся. Но вот вы говорите, что сейчас мотивация более очевидная: туризм, поездки и так далее. Опять же, если нет стремления куда-то ехать, а в школе заставляют учить английский или немецкий язык. Все-таки туризм - это единственная мотивация, которая сейчас возникла, или есть какие-то еще вопросы, которые в будущем могут возникнуть, в решении которых понадобится знание любого иностранного языка?

В.К.: Знаете, без мотива трудно чему-либо научиться. В идеале, как показывает практика, научить иностранному языку невозможно, невозможно добиться хороших результатов, если ученик того сам не желает. Более того, говорят, что иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Это фактор очень важный. Но правильно организованный образовательный процесс, в ходе которого человек овладевает иностранным языком, он может быть как развивающим, в случае, если он правильно организован, так может быть и отупляющим. Вот мы часто ссылаемся на опыт гимназий в дореволюционное время, где изучали и мертвые языки и были хорошие результаты, но при этом не говорим, сколько учеников заканчивало жизнь самоубийством, потому что вот эта муштра и так далее. Если процесс действительно строится как развивающий, то тогда вклад нашего предмета в развитие личности ребенка трудно переоценить. Поэтому вся проблема заключается в том, как организовать этот образовательный процесс, процесс иноязычного образования в школе, дома или в дополнительных центрах, например, в таких, которым у вас является Центр "Лингва". От этого многое зависит. А вообще нужно понимать, что сейчас изменился и стандарт, введен новый стандарт.

В начальной школе на новый государственный образовательный стандарт уже перешли, в этом году переходит основная школа. И там есть прямое требование, что мы должны не только овладевать предметными результатами. В данном случае развиватькомпетенции, научить ученика до определенного уровня общаться на иностранном языке. Но внести вклад в развитие общеучебных умений, так называемых, метопредметных результатов, и самое главное, личностных результатов. Поэтому сейчас будут оцениваться только развивающие методики. Потому что, если школа только обучает иностранному языку, но не вносит вклада в развитие личности гражданина России духовно-нравственного, умеющего использовать иностранный язык в разных ситуациях, то цель, конечно, не будет достигнута. Я был у вас лет 10 назад, не знаю, как сейчас обстоят дела, но вот в сфере дополнительного образования мне импонирует то, что тот Центр, в который меня пригласили, и я сегодня знакомился с работой этого Центра, там наряду с правлением недостатков, ликвидацией пробелов, то есть чему не доучили в школе, а приходится исправлять в ходе дополнительного образования, они ставят задачу значительно шире: развить личность ребенка и воспитать его. Вот это очень важно.

Ю.Н.: Хорошо. Вы говорите о том, что сейчас у нас есть такая мотивация. Вопрос к вам, как к представителю нашего города. "Лингва" у нас в городе работает уже продолжительное время. На ваш взгляд, сейчас наблюдается какой-то наплыв людей, которые хотят подучить, развить свое знание английского или любого другого иностранного языка, или это какая-то стабильная всегда цифра?

Т.Т.: На самом деле, Юрий, вы правильно отметили, что наплыв есть, и он повышается с каждым годом. Люди хотят изучать иностранный язык. Но здесь нужно подходить очень тщательно и внимательно к тем потребностям и целям, которые ставят родители и дети. Чтобы определить эти потребности, и понять цель, с которой пришел к нам студент, мы должны провести приемную комиссию либо собеседование, и определить внутренний мотив, который поможет нам сформировать цель. Говоря о нашем учреждении дополнительного профессионально образования "Лингва", нужно подчеркнуть, что мы действительно ставим целью не изучение иностранного языка, а развитие личности. Мы, во-первых, работаем по концепции Ефима Изральевича Пасова "Развитие индивидуальности в диалоге культур" и Людмилы Витальевны Журавлевой "Развитие потенциала педагога". Это значит, что иностранный язык является лишь инструментом для достижения основной цели: быть успешным человеком, состояться нравственно и духовно в жизни, быть гражданином страны, быть творцом своей жизни, уметь думать, уметь анализировать, делать выбор, выступать там, где другие не могут, проявлять инициативу.

Ю.Н.: Это вы говорите, как представитель учреждения дополнительного образования, да? Вот вопрос такой: а школа с этим никак не может справиться без привлечения каких-то дополнительных ресурсов? Например, у человека в аттестате за английский "5", но он при этом не может ничего сказать по-английски. Обязательно какие-то дополнительные меры принимать? Или же сам школьный курс может при желании ученика взрастить нормального хорошего человека, который будет изъясняться на иностранном языке более-менее хорошо?

В.К.: Если кратко отвечать на этот вопрос, то надо сказать, что если школа не может справиться, ее нужно лишать аккредитации. То есть она не выполняет те задачи, ради которых эта образовательная организация была учреждена. Она обязана справляться с этими задачами. Другое дело, что это нелегко, и многим учителям сложно. Потому что последние 20 лет мы были ориентированы на достижение определенного уровня коммуникативной компетенции. То есть до определенного уровня овладения иностранным языком. А когда в начале 90-х годов нам внушили, что образование вне идеологии, цель сузилась. Сейчас, благодаря новому стандарту, она расширилась. Со школы уже будут спрашивать достижения личностных результатов. Какой вклад внесли предметы, в том числе и наша образовательная дисциплина - иностранный язык - в развитие личности. Каким на выходе должен быть выпускник, это все прописано в стандартах, в портретах выпускников. Поэтому не только нужно овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но нужно научиться использовать их в реальной жизни, нужно научить учиться. И школа должна готовить учеников к самообразованию, в том числе и к самообучению в плане дальнейшего изучения иностранного языка. И конечно, каждый урок должен еще и воспитывать учеников. Это требование нового стандарта. Изменилась структура. Были одни предметные результаты и ЕГЭ их проверяло по разным предметам. А сейчас метапредметные, цель которых - подготовить учеников к самообучению. И личностные - это внести определенный вклад в развитие ребенка, как будущего гражданина России, в соответствии с национально-воспитательным идеалом. Он, кстати, существовал во все времена, и во всех странах он существует. Вот эта совокупность сейчас будет замеряться и оцениваться в связи с введением нового образовательного стандарта. Хочу сказать, что образовательный и воспитательный потенциал иностранного языка не может сравниться ни с каким другим, потому что, понимаете, здесь ученик знакомится с новой культурой, на уроке может быть организован диалог культур, и он воспитывается в рамках этого диалога культур. Если процесс строится как процесс решения речемыслительных задач, у него развиваются речемыслительные способности, у него языковые способности развиваются, у него память, мышление, коммуникативные способности, умение работать в коллективе. То есть потенциал очень большой. Нужно только научиться этот потенциал использовать. Что мешает, чтобы учитель добился хороших результатов? Тут есть 3 слагаемых. Во-первых, чтобы у ученика была мотивация. Но у него есть мотивация к изучению одних предметов, и нет мотивации к изучению других предметов. Поэтому в классе у нас разные дети: которые считают, что иностранный язык им нужен, а рядом сидят, которые считают, что иностранный язык им не нужен. И способности разные у детей: у одних хорошие, а рядом менее способные ученики. И все они должны учиться вместе, в одном классном коллективе. Самое главное, что мы детей должны обучать в одном режиме. А проходит определенное время, и мы замечаем, что определенная часть учеников не может заниматься в одном режиме с классом. Почему? Потому что когда ученик к нам пришел, мы не определили, насколько он способный, какие способности у него западают, какие у него критические точки, на каком уроке будут. И мы должны обязательно ему помогать. Остальные ученики справятся сами. Без индивидуализации ученики теряют мотивацию. И сейчас трагедия в том, что на выходе из начальной школы, как показал вот этот переход, многие ученики (от 45% до 50%) теряют интерес к дальнейшему изучению иностранного языка, и самое главное, веру в свои способности. Возникает вопрос: а зачем мы пришли в начальную школу с иностранным языком, если такой результат печальный? Или мы используем неправильную цель и стратегию, когда хотим добиться каких-то сиюминутных результатов, а в результате платим за это потерей интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка. Возникает вопрос, что же делать с этими учениками до 11 класса, где их в 22-м году ожидает обязательный ЕГЭ по иностранному языку?

Т.Т.: Владимир Петрович, я абсолютно поддерживаю вашу позицию. Но, я думаю, что с введением государственных федеральных образовательных стандартов, не была создана концепция повышения квалификации учителей. Стандарты ввели для детей, но, к сожалению, учителей не подготовили. Считаю, что и здесь кроется яма. Поэтому хорошо, что наше государство обратило внимание на дополнительное образование. Вот в законе "Об образовании", который вступил в 2013-м году, есть статья, посвященная дополнительному образованию, которая говорит, что оно уже становится неотъемлемой частью общего образования, именно оно направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка и взрослого человека на интеллектуальное и нравственное самосовершенствование. Поэтому считаю, что необходимо думать, во-первых, и о учителях, которым необходимо знакомиться с новыми подходами, с правильными подходами, которые учитывают законы речепорождения. Это наикратчайший путь, чтобы ребенок овладел иностранным языком правильно, быстро и на хороших образовательных результатах.

Ю.Н.: Хорошо. Мы видим, что усложняется система. Но при этом, как вы говорите, действительно у нас ЕГЭ, который, в первую очередь, оценивает знания по предмету, а не уровень развития, скажем так. Как же он тогда будет интегрирован в эту новую систему?

В.К.: Вы знаете, если изменилась структура целей, а она изменилась, ведь она расширилась, мы поняли, что у нас не только низкий уровень иноязычной грамотности, что мешает, скажем, даже такой новой проблеме, как импортозамещение, как мешает модернизировать нашу экономику, безъязыкие специалисты этого ничего не могут сделать, это понятно. Поэтому иностранный язык в началку или иностранный язык хотят сделать обязательным предметом. Это именно для того, чтобы уровень иноязычной грамотности поднять. Мы сейчас находимся на 34-м месте. Это, конечно, плохо. С другой стороны, стандарт заставляет задуматься, в чьи уста мы вкладываем иностранный язык. Ведь иностранный язык - это средство. А средство может использоваться во благо личности, семье, государству, обществу, а может и во вред. Поэтому вот эти задачи сейчас равнозначны. Если поставить вопрос так: какой больше сейчас нужен гражданин России, который не очень хорошо знает иностранный язык, но духовно-нравственный, не может переступить через моральные ценности. А последний опрос "Левада-центра" показал, что 55% молодых людей готовы переступить через любую моральную ценность. И это мы игнорировать не должны. У нас духовный Чернобыль, разруха в голове. И вот те вызовы, с которыми сталкивается сейчас Россия, они не могут решаться, если в школе вот эти цели не будут ставиться, достигаться на каждом уроке, хотя бы маленький вклад, но в достижение общей цели не будет совершаться. Поэтому, что получается. За те же 45 минут мы должны достигать более объемные цели овладения определенным уровнем языка. Никто этого не отменял, и это очень правильно.

Но если мы теперь будем воспитывать гражданина России и развивать его универсально-учебные действия за счет достижения предметных результатов, за счет того, что мы хуже и меньше по времени будем обучать иностранному языку, это абсолютно неправильная задача. Поэтому новая цель не всегда может достигаться старыми средствами. Нужны новые методики, которые б позволяли достигать за ту же единицу времени вот эти 3 цели, которые сейчас очень значимы для России. Вот одна из целей моего приезда в Центр "Лингва", как раз познакомить с такими методиками, благо, что они еще сами хорошо знают концепцию, которую Татьяна Александровна назвала "Развитие индивидуальности ученика в диалоге культур". Но и дальше они сейчас смогут, познакомившись, еще лучше транслировать это во время переподготовки, повышения квалификации ваших сургутских учителей. И вот тогда можно надеяться, что планируемые результаты образовательные будут достигаться, и не за счет снижения баллов на ЕГЭ. Это родитель не поймет, потому что эту задачу никто не снимал. И я вам объясняю, что должны совершенствоваться технологии обучения иностранным языкам, и они должны закладываться в учебники, которые вошли в федеральный перечень, и на который государство выделяет деньги, они бесплатно приходят в школы. И надо очень внимательно смотреть, когда эксперты оценивают учебники, есть там такие новые технологии, помогают ли они учителю. Если таких технологий нет, если есть такие книги для учителя, в которых даже воспитательные цели не ставятся или достижения мето-предметных результатов или личностных, все это на откуп учителю и на плечи учителя переложили. Это абсолютно неправильно. Тогда вот этого прорыва в качестве образования у нас не произойдет. Поэтому когда учитель выбирает учебник, он должен внимательно посмотреть, все ли там есть для достижения не только предметных результатов, но и всех остальных. Тогда можно надеяться, что на выходе будет ученик, который сейчас востребован Россией.

Ю.Н.: Тогда вопрос в том, почему, собственно, есть такие учебники, в которых такие цели не прописаны, не указаны? Они же все рекомендованы государством.

В.К.: Они рекомендованы, но до последнего времени на экспертные оценки принимались сами учебники, без методических рекомендаций. А стандарт ставит новые цели, которые согласованы с обществом, семьей, государством. Но он ничего не говорит о технологиях. Дабы не запрещать инициативу учителя, он на этот уровень передает технологии, с помощью которых образовательное учреждение собирается достигать эти результаты. И до недавнего времени книга для учителя не принималась на экспертную оценку. Оценивался только учебник. Теперь принимается и книга для учителя. Я надеюсь, там эти цели появятся, и они за собой потянут средства, потому что учителю надо объяснить, как эти цели достигать. Более того, сейчас электронные формы учебников появляются. И их цель заключается в том, чтобы расширить возможности печатных учебников. Это тоже новые технологии, новые средства, с которыми ученик может работать дома. Ведь сейчас он выходит из класса и попадает в русскоязычную среду. А с помощью цифровых образовательных ресурсов он может создавать себе индивидуальную иноязычную среду. И это одна из целей для авторов, а потом и для учителей, чтобы на выходе ученик знал, как можно самостоятельно работать над иностранным языком. Потому что проходит 2-3 года, и он его забывает. Его надо поддерживать. Вот 85% наших соотечественников, отвечая на вопрос, почему не продолжили изучение иностранного языка, если он им нужен сейчас, отвечают, что не знали, как. Вот перед авторами сейчас стоит задача создать такие учебники, которые вот эту цель бы решали, чтобы на выходе был ученик, знающий как реанимировать утраченные навыки, как продолжить самообразование, какими мультимедийными курсами воспользоваться, самоучителями, сайтами и так далее.

Ю.Н.: Что касается родителей, вы говорите о том, что сейчас новая программа, которая предполагает изучение иностранного языка уже со 2 класса, и параллельно везде мы слышим о импортозамещении, о том, что не особо-то Запад нам и сдался и так далее. Такой вопрос: как принимают родители новую программу? Это ведь и на них ложится каким-то грузом. Нужно, в конце концов, уроки помогать делать. Вот это положительный отклик от родителей или отрицательный? Это вопрос вам обоим.

В.К.: Понимаете, в вашем вопросе идет речь о роли родителей. Замечена такая тенденция: чем младше ребенок, тем больше интереса со стороны родителей к изучению иностранного языка. И они очень хотят помочь ученикам, когда вот они в 1-2-3-4-м классах, в 6-7-м уже родители меньше интересуются. Но проблема здесь вот в чем: они или не знают языка, или не тот язык изучали, или у них иной опыт овладения иностранным языком. И они тогда сразу говорят, что ничего не понятно, учебник плохой, потому что нас учили по-другому. Вот прошло 20 уроков, а ребенок не знает алфавит. А какая тут беда, что ребенок не знает алфавит? Алфавит-то, зачем нужен? Чтобы быстро искать слова в словаре. А они, например, наивно полагают, что знание алфавита способствует обучению чтению. Никак не способствует. Потому что у нас послоговое обучение. Даже слово "мама" мы читаем по слогам "ма-ма", а не "м-а-м-а". Первое, когда родителей приглашают и рассказывают о новом предмете, что будет изучаться, нужно обязательно рассказывать особенности этого учебно-методического комплекса. И ничего страшного, если он новый, и идет обучение иностранному языку по-другому. Но тут сразу родителям нужно объяснить, как, если они хотят помогать своим детям. Вот я сейчас готовлю вебинар на платформе издательства "Просвещение" всероссийский, который сейчас имеет условное название "Как не мешать своим детям изучать иностранный язык?". Потому что если опыт не совпадает, родитель уже высказывает свое негативное отношение к учебнику, они могут присылать письма и авторским коллективам. Поэтому одновременно сейчас издательство "Просвещение" попросило написать книгу для родителей, если дети занимаются по нашим учебникам, и хотят помогать. Вообще очень хороший учебный комплект не должен привлекать родителей. Учебник - это книга, которая учит. И если домашнее задание вызывает трудности у ученика, значит, мы где-то на уроке не доработали, они должны уметь учиться сами. Ведь беда еще в том, что родитель начинает выполнять за ребенка задания, и процесс обучения на этом заканчивается. Поэтому нужно четко сказать родителям, что можно, и это пользу приносит ученику, и что делать не желательно даже с самыми благими намерениями. Сама родительская инициатива помочь понятна и приветствуется. Как следует приветствовать и обращение к дополнительным образовательным услугам. Хорошо, если родитель озабочен, хочет ликвидировать какие-то пробелы или получить более высокий уровень знаний иностранного языка, это хорошо.

Т.Т.: Именно для таких заинтересованных родителей мы и создали горячую линию. Кто хочет задать вопросы профессору Владимиру Петровичу Кузовлеву на тему образования, помощи в выполнении домашнего задания и как эту помощь нужно оказывать, 25 и 26 ноября с 14:30 до 15:30 по телефону 35-52-65 можно задать вопрос напрямую. Я хотела бы добавить, что родители при выборе образовательного учреждения (общего или дополнительного образования), в первую очередь, должны обращать внимание на наличие всей правовой документации. Есть ли лицензия у образовательного учреждения, есть ли образовательная программа, прописаны ли образовательные результаты? Нужно обращать внимание на профессорско-преподавательский состав: кто эти преподаватели, каков их опыт работы. Необходимо обращать внимание и на материальную базу. Вот сегодня Владимир Петрович много говорил о технических ресурсах, о вебинарах, о новых технологиях. Они тоже должны использоваться в образовательном процессе, потому что образование должно идти в ногу со временем. Нужно обращать внимание на научные разработки. Например, в Центре гуманитарного образования «Лингва» на базе ученого совета разрабатываются учебные пособия. И как можно реализовать образовательный результат, хочу показать вам на примере буквально первого урока. Это книга по чтению, то есть это завершается тема чтением, эта тема посвящена домам. Мы воспитываем уважительное отношение к разным типам домов, мы знакомим с бытом России. Давайте вот так покажу (прим.ред.: демонстрирует книгу). И вот это большие объемные тексты. То есть мы знакомим не только с нашей культурой, но и сопоставляем эти дома с домами других стран. А после этого ребята идут на социальную практику в усадьбу Клепикова, где они знакомятся с бытом 19-го века. Поэтому все эти моменты очень важны в образовании. Если ребенка не воспитывать, не развивать, не знакомить с культурой собственной страны, то на одном и том же тексте можно воспитать, либо патриота, либо фашиста.

Ю.Н.: Интересно очень. Кстати говоря, по поводу общего развития. Поскольку иностранный язык, действительно, влияет на уровень развития человека, есть такая точка зрения, что чем раньше начать его учить, тем лучше. Я знаю, что у нас в Сургуте и Центр «Лингва» учит детей с 5 лет, если я не ошибаюсь. А есть некоторые родители, которые говорят, что чуть ли не с 2 лет начинают учить иностранному языку свое чадо, которое еще и по-русски не может ничего сказать. На ваш взгляд, оптимальный возраст для дошкольника для начала обучения, каков?

В.К.: На этот взгляд есть разные точки зрения. Я не сторонник теории, что чем раньше, тем лучше. Хотя, психологи выделяют наиболее синзетивные периоды для овладения иностранным языком. Каждый возраст имеет свои плюсы и минусы. Поэтому эффективно можно обучать в любом возрасте, только методики должны разниться, и учитывать возрастные особенности. Если у ребенка в раннем возрасте развито непроизвольное запоминание, если ему интересно, он много запоминает непроизвольно, как в случае с родным языком. А у взрослого уже акцент на сознательное овладение языком. С какого возраста изучать? По моему мнению, надо изучать тогда, когда у ребенка уже сформировалась система родного языка, когда он научился его использовать, произошло становление речевого механизма, и уже он начинает понимать, как устроен родной язык. Зачем нужно дождаться этого момента? Чтобы при изучении иностранного языка не произошла интерференция, то есть отрицательный перенос. Когда ребенок не знает других иностранных языков, он полагает, что все они устроены одинаково, а они устроены по-разному. И чтобы вот этой интерференции избежать, избежать отрицательного переноса, надо начинать учить, понимая, что сформирован речевой механизм, есть осознание строя родного языка, конечно, он потом продолжается в школе, но вот тут и надо начинать. Но это происходит, как правило, к 3,5-4-м годам. Я думаю, что надо, и опыт показывает нашего обучения в раннем возрасте, что не надо начинать раньше 4-х лет. Причем, надо понимать, что это мы – взрослые дяди и тети – понимаем, что чем раньше начнет ребенок изучать иностранный язык и лучше овладеет, тем будет успешнее. Карьерный рост и так далее. Но он-то этого не понимает. И ему иностранный язык, если изучается английский как иностранный в искусственной среде, негде использовать в этом возрасте. Вот он вышел с детсада или из группы, и…

Ю.Н.: И поговорить не с кем.

В.К.: Не с кем поговорить. И он не начинает его ощущать, как очень нужный предмет. Чаще всего в погоне за сиюминутными результатами мы убиваем интерес, а сиюминутный результат требуют родители. Им хочется, чтобы ребенок быстро чем-то овладел. Поэтому обучение в раннем возрасте очень тонкий и деликатный процесс. У меня самого трое детей и уже есть внуки. Я раньше 4-х лет не стал бы этого делать. Потому что я видел билингвов, которые начинают предложение на русском языке, а заканчивают на иностранном. И в этом тоже ничего хорошего нет.

Ю.Н.: Хорошо. В завершение онлайн-конференции такой вопрос: объективно, кому все-таки проще выучить иностранный язык – взрослому или ребенку? Есть какие-то признаки, по которым можно сразу сказать, что можно начать учить язык со школьной скамьи, чем вот сейчас, например?

В.К.: Я бы как-то ответил на этот вопрос так. Конечно, с возрастом способности к овладению иностранным языком не увеличиваются, они постепенно угасают.

Ю.Н.: Деликатно сказано.

В.К.: В то же время опыт полиглотов показывает, последние исследования показывают то, что процесс изучения иностранного языка даже замедляет процесс старения, потому что мозг не стареет, активизируются новые нейронные популяции, и они включаются. Вы понимаете, что активность мозга – это препятствие для старения. Еще раз повторю свою мысль, что в каждом возрасте есть свои плюсы и свои минусы. Если ребенок находится в языковой среде, он непроизвольно быстро овладевает иностранным языком. А если он в России изучает язык, то у него этих условий нет. Хорошо, когда ребенок может сам вывести какое-то языковое правило, закономерность. Это ускоряет процесс. Здесь просто нужно применять различные методики. Это очень важно.

Ю.Н.: А по вашему опыту, что можете сказать? У вас контингент, какого возраста больше всего преобладает: совсем молодые или уже старшеклассники, те, кто закончил школу и даже вуз?

Т.Т.: У нас разнообразие в контингенте: это дошкольники, школьники, старшеклассники, взрослые. Но я хочу подчеркнуть последнюю мысль Владимира Петровича, что нужно отдавать себе отчет, кого ты выбираешь сотрудником во владении иностранным языком. То ли это репетитор, который надрилит на какие-то фразы или сдачу того же ЕГЭ, либо это серьезное образовательное профессиональное учреждение, которое сможет создать среду иноязычного образования, и где легко, за короткие сроки можно овладеть иностранным языком с профессионалами.

Ю.Н.: На этой ноте будем завершать. Я благодарю вас за беседу. У нас в студии сегодня были 2 гостя: это профессор, автор федеральной линии учебников издательства «Просвещение» Владимир Кузовлев, учебники по иностранному языку. Спасибо!

В.К.: Спасибо, что пригласили!

Ю.Н.: Да, приходите еще! И кандидат педагогических наук Татьяна Трифонова, которая еще является заведующая кафедрой повышения квалификации учителей учреждения дополнительного профессионального образования Центр гуманитарного образования «Лингва». Такое длинное название, да? Можно призвать всех начать срочно иностранные языки. Оказывается, это способствует замедлению процессов старения. Что, кстати говоря, наши гости своим видом и доказывают. Спасибо вам.

Т.Т.: Спасибо!

Ю.Н.: До свидания!


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


19 ноября 2015 в 15:03, просмотров: 2668, комментариев: 25



QR код


Комментарии:
Лошадь Ильича
даааа язык он такой.... целей можно достичь разных скажу я вам
Точка-тире
Как родитель может помочь ребенку с выполнением домашних заданий, если сам не знает языка?
Илья Пальянов
К учебнику кузовлева уже выпустили учебник как заниматься по учебнику кузовлева? Этот вопрос интересует всех учителей английского языка, преподающих по этому шедевральному опусу)).
Илья Пальянов
Таня умница)))
Анна Бондарева Илья Пальянов
Понимаю вас, Илья - сама являюсь преподавателем. Но хочу вам сказать, что в 2020 году все наши дети будут сдавать ЕГЭ по английскому и там выявятся все проблемы существующих УМК по английскому. На сегодняшний день УМК Кузовлева ВП - единственный для реализации личностных, метапредметных и предметных результатов. Ни один другой УМК не решает ФГОС (государственного запроса) в настоящий момент!
ElenGrig Илья Пальянов
Уважаемый Илья,
не позорьте сургутскую систему образования!!! Неужели в Вашей школе преподавали по учебнику Кузовлева без книги для учителя, которая существует с 2002 года? А Вы об этом до сих пор не знаете...
Илья Пальянов
Господа оппоненты, фамилия кузовлева традиционно считается именем нарицательным для наихудшего варианта учебника среди практически всех учителей Сургута, и книга для учителя очень слабо спасает ситуацию. Слава богу, в школе где учились и учатся мои дети педагоги внимательно относятся к выбору учебников. Реализация фгос и выбор учебника очень слабо коррелируют в отношении навыковых предметов, к коим в первую очередь относится английский. Я не позорю систему образования в Сургуте, я не хочу, чтобы она была опозорена применением вышеназванного УМК, как бы усердно его не распиаривали.
Илья Пальянов
Ещё хочется добавить в противовес мнению эксперта) о билингвальности в раннем возрасте. Моч дочь в возрасте двух лет постоянно путала русские и английские наименования, и что? Легкий конфуз в детстве с попаданием в детский сад все расставляет на свои места в считанные дни. Зато ребёнок на ранней стадии имеет в своём мировоззрении представление о разных языковых кодах, что делает изучение иностранного ящыка более осмысленным и результативным. Кроме эстетического невосприятия эксперт ничего не смог предметно выразить, к сожалению. Вообще у профессора нет степени доктора наук? Эксперт работал хоть один год в школе, или склонен только к непринужденному теоретизированию?
Илья Пальянов
Бедные учителя и так мучаются с БАРСами и прочими увеселительными) занятиями по выходным, счас ещё их кузовлевым добьют, чтобы они вообще преподавать забыли как)).
Илья Пальянов
То, что многоуважаемый и настоящий профессор Е.И. Пассов проталкивает в министерстве учебники своего зятя Кузовлева (да будут они все счастливы) ещё не говорит о том, что он единственный и тп. Существует множество вариантов. Как бы не пугали фгосом и метапредметностью и тп. Ученикам предметных знаний на ЕГЭ не хватает, что решает из судьбу и баллы. А метапредметность легче решать не за счёт скудных часов иняза и исключительно, и уж точно не ставить во главу угла все околопредметное. В противном случае у адептов метапредметности выходят ученики с короной на голове, и страстным желанием в последние годы в школе приобрести нормальные знания на нормальных курсах, где интенсивно и результативно готовят к ЕГЭ. Вот в чем ещё вопрос.
Анна Бондарева
О, Боже сколько в вас злости, Илья? У вас что личностные претензии к Кузовлеву ВП??? Откуда столько гнева? Я работала по Кузовлеву столько лет и подтвердить вышесказанное не могу. И вообще, какую школу вы представляете, мне стало интересно.
Анна Бондарева
Кстати, личностные результаты, которые вы отвергаете, и есть человечность, которая проявляется в культуре диалога.
Илья Пальянов
Анна, говорите за себя и не переходите на личности, тем более не приписывание мне мнений, которые я не высказывал. Лучше проведите опрос среди учителей, перечислить все умк по предмету и попросите выбрать худший. Думаю, вы знаете какой вариант выберут учителя. Мне не нравится проталкивает учебника вопреки воле учителя, если учебник не оптимизирует, а угнетает учителя, страдают дети. Ещё посмотрите разницу в значениях слов личный и личностный, иначе я не совсем вас понимаю. И, заметьте, ничего не отвергаю, просто указывают на место, достойное для метапредметных связей, которое определено фгосом (его тоже почитайте). Я не представляю никакую школу, я представляю себя лично и мнение пед общественности, с которой интенсивно общаюсь.
ElenGrig Илья Пальянов
Я - представитель педагогической общественности. Не говорите от моего имени, пожалуйста. А комментировать мне больше нечего... Не услышите Вы, к сожалению.
Анна Бондарева
Уважаемый Илья, от имени пед.общественности, думаю, не надо говорить. Общественность - это большое количество человек, которое вам не дало право это говорить. Я поняла, что вы настроены агрессивно, в связи с чем завершаю наш диалог. А я положительно настроена, потому что и иностранный, и русский язык и другие языки созданы для того, чтобы жить в мире.
Илья Пальянов
Под псевдонимом можно написать что угодно. Почитайте внимательно текст "от имени пед общественности, с которой интенсивно общаюсь", не с Вами, господа работники лингуы, расслабьтесь уже, пиарьте кузовлева.
ElenGrig Илья Пальянов
Пишу без псевдонима. Я - Елена Григоревская. Горжусь, что работаю в Лингве 20 лет. И выражаю СВОЮ гражданскую и учительскую позицию. Рада, что обновленный федеральный стандарт поднимает вопросы воспитания, развития и умения общаться, что близко "Лингве".
А Вы - создатель Effective English, и Ваша идея как руководителя ясна из выше написанного. Приходите на беседу с профессором Кузовлевым. Проведите диалог. А я с удовольствием его запишу и выложу на суд общественности. Пусть люди сформируют СОБСТВЕННОЕ мнение.
Илья Пальянов
Очень приятно, Елена. Федеральный стандарт и ранее поднимал эти вопросы. С какой целью буду общаться с Ефимом Израеливичем? Мне достаточно знания его работ с 70 годов. Диалог о чем и зачем? Прошу прощения, но причинно-следственные связи слишком слабы в вашем сообщении, чтобы я смог понять его смысл))).
Илья Пальянов
Не думаю, что у Ефима Израилевича будут какие то вопросы к безработному Илье Петровичу. Помню его очень внятную книгу, которая была на мой взгляд наилучшей в методике тех лет под названием "Урок английского языка" у него фантастическая способность к систематизации. Но можете мои комплименты передать и на расстоянии. Лучше буквально ))
Илья Пальянов
Вау вы сказали с Кузовлевым? Простите. Если пригласят на беседу, то с удовольствием конечно. Но с Ефимом Израилевич было бы гораздо интереснее. Хотите спарринг? Я бы на вашем месте не рисковал, честное слово.
ElenGrig
Уважаемый Илья Петрович,
на многое хочется прореагировать. Но пусть общественность, наблюдающая за нами, рассудит сама, кто есть Еffective English, а кто - Лингва. Мы пригласили Вас к диалогу, а Вы предлагаете битву. Мы хотели мира. Не вижу необходимости продолжать дискуссию.
До свидания.
Илья Пальянов
Елена, вы меня смешите откровенно. У вас запрошена тема диалога и не получено ответа. Согласие на диалог получено.причём здесь разные школы и Кузовлев не понятно. Кузовлев не является работником лингвы я не являюсь работником Эффеетив Инглиш. Спарринг и битва может и синонимы, но в синонимическом ряду не близко, увы. Подаваемая информация видится мне очень сумбурной, простите. Хотели мира и показать кто есть кто как то дисгармонируют. Вы уже третий раз прощаетесь, когда диалог не окончен, это выглядит забавно.
ElenGrig
До свидания.
Илья Пальянов
Если у вас сложности с формулировкой темы диалога, я к вашим услугам. Можете задействовать мой скромный интеллектуальный потенциал совершенно бесплатно)).
Если же нет, так всего самого доброго!
Я вас очень уважаю, Елена, учителя 2 гимназии и родители ваших учеников отзываются о Вас совершенно превосходно! Нам не о чем спорить. Простите, если мой тон показался Вам резким))
Очень жаль, что отдельные педагоги не понимают разницы между "урокодательством" и иноязычным образованием!На уровне государства заложена идея воспитание патриота своей страны, способного к иноязычному общению на иностранном языке. Поработав по нескольким УМК могу сказать, что достижение метапредметных и личностных результатов наряду с предметными четко прослеживается именно в учебниках В.П.Кузовлева. Все познается в сравнении. Чтобы достичь успеха нужно трудиться!!! А многие сетуют на учебники!Важно создать на уроке такую атмосферу, чтобы ребенок захотел учиться!Ведь языку не возможно научить, можно только научиться.И именно в становлении личности, которая готова учиться в дальнейшем, помогает УМК. Все УМК акцентируют свое внимание на достижении предметных результатов, но единицы тех, которые позволяют достигнуть личностных и метапредметных результатов, которые лежат в основе новых стандартов и Концепции духовно-нравственного воспитания!Учебник Кузовлева позволяет учителю выполнить задачу, которую в современных условиях поставило государство.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Нет дефициту эритроцитов!

​Нет дефициту эритроцитов!

Учёные совершили прорыв в решении проблемы нехватки и совместимости крови
Инна Воробей 24 июля в 13:46
228 0
​Лето — чудная пора

​Лето — чудная пора

Как проводят ее воспитанники сургутского детского сада № 25 «Родничок»?
Татьяна Невьянцева, заведующий МБДОУ № 25 «Родничок» 24 июля в 11:44
211 0
​Романтика она и в тайге романтика

​Романтика она и в тайге романтика

Зачем отправлялись на север девчата
Людмила Захарова 24 июля в 10:01
528 1
Глобальная цепь

Глобальная цепь

Новая разработка ученых заселит в виртуальную реальность не только людей, но и их вещи
Инна Воробей 23 июля в 12:03
201 0
Светлана Капанина: «Я смотрю на сургутских лётчиков, и мне хочется сказать: «Государство, ты где? Почему не помогаешь?»

Светлана Капанина: «Я смотрю на сургутских лётчиков, и мне хочется сказать: «Государство, ты где? Почему не помогаешь?»

Газета «Новый Город» взяла интервью у лучшей летчицы мира и узнала, как Сургут будет связан с грядущим Чемпионатом Европы по самолетному спорту.
Дмитрий Щеглов 22 июля в 11:50
370 0
​Обременены долгами // ИНФОГРАФИКА

​Обременены долгами // ИНФОГРАФИКА

У большей части голосующих читателей siapress.ru есть хотя бы один кредит
Редакция СИА-ПРЕСС 22 июля в 10:50
184 0
​Статья дня. Газированный гной с сиропом

​Статья дня. Газированный гной с сиропом

Если страна живет настоящим и будущим, то ложность или уродливость истории не является для нее проблемой. Многие государства легко признали свое прошлое диким и без сожаления с ним расстались. И лишь Россия, как заведенная, твердит о своей «самобытности» и пытается прошлым корректировать реальность.
Александр Невзоров 21 июля в 15:06
733 3
​Николай Булгаков: «В округе созданы очень хорошие условия для тренировок параспортсменов»

​Николай Булгаков: «В округе созданы очень хорошие условия для тренировок параспортсменов»

В ответ на интервью спортсмена Дмитрия Фролова
Ольга Колегова, начальник отдела инноваций и информационного обеспечения 21 июля в 15:02
232 0
Статья дня. Проигранная Олимпиада

Статья дня. Проигранная Олимпиада

Сочинский триумф оказался такой же унизительной фальшивкой, такой же гэбэшной спецоперацией, как медведевская модернизация, как наша Силиконовая долина в Сколково, как наша демократия, как все наше возрождение из пепла.
Дмитрий Глуховский, писатель 20 июля в 17:43
898 8
​Сургутская дума после выборов обновится более чем наполовину

​Сургутская дума после выборов обновится более чем наполовину

Кто уйдёт, кто останется и кто на новенького — в обзоре «Нового Города»
Дмитрий Щеглов 20 июля в 17:19
992 4
​Позитивная динамика на фоне глобального оптимизма // АУДИО, ТЕКСТ

​Позитивная динамика на фоне глобального оптимизма // АУДИО, ТЕКСТ

Что в экономистов вселяет оптимизм, что ждет рубль и акции в ближайшее время и на какие инвестиционные решения стоит обратить внимание? Еженедельные новости из мира финансов и экономики
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 20 июля в 14:54
303 0
​Турки и путчи

​Турки и путчи

Эрдоган получил карт-бланш на закручивание гаек и проведение конституционной реформы, позволяющую ему сосредоточить в своих руках значительную власть. После выведения из игры офицерства процесс ползучей исламизации турецкого общества продолжится.
Артем Мазнев 20 июля в 12:00
355 0
Олег Владимиров

​Нас подставили

Министр спорта Виталий Мутко заявляет, что ответственность должна быть персональной. С ним нельзя не согласиться: сыграл нечестно, нарушил правила – будь добр, освободи место. Я бы на его месте подал пример, уйдя в отставку.
Олег Владимиров 20 июля в 11:11
621 4
​Виктор Мучник: «Надо о будущем страны говорить. А в общественном дискурсе то и дело всплывает архаика вроде Сталина»

​Виктор Мучник: «Надо о будущем страны говорить. А в общественном дискурсе то и дело всплывает архаика вроде Сталина»

Главный редактор ныне закрытого томского независимого телеканала «ТВ-2» поговорил с СИА-ПРЕСС о журналистике в России, сбалансированной редакционной политике и репутации СМИ.
Артем Мазнев 19 июля в 15:18
1696 0
​Ислам Рамазанов: «Кудо, несмотря на внешнюю агрессию, вдвое безопаснее, чем любое другое боевое искусство»

​Ислам Рамазанов: «Кудо, несмотря на внешнюю агрессию, вдвое безопаснее, чем любое другое боевое искусство»

А когда ты прекращаешь этим заниматься, начинает не хватать эмоций, соревнований, побед. И тогда все приходит к тому, что ты сам себе говоришь: «Нет, я еще многое могу, и я это сделаю». Возвращаешься и делаешь.
Анастасия Семихатских 19 июля в 13:54
591 1
Больше мнений