16+

​Выхваченные головешки

Дмитрий Щеглов задал очевидные вопросы по поводу SSJ-100, во многом риторические. Но в катастрофе было кое-что еще – то, что превратило аварийную ситуацию именно в катастрофу.

Оговорюсь сразу – я, конечно же, никакой не эксперт, не свидетель и не пророк в своем отечестве, оперирую исключительно доступной информацией и здравым смыслом. И приглашаю вас принять участие в этих рассуждениях.

Итак, что мы знаем? В самолет после взлета ударила молния. Вырубилась вся электроника, самолет полностью перешел на ручное управление и визуальный контроль полета. В таком режиме летные качества сохраняются, но без электронного смягчения, судну сложнее сохранять плавность маневра – это как если новичка пересадить с автоматической коробки на механику. Машина неизбежно будет дергаться. Квалификация пилотов тут не при чем, это специфика управления.

Садились со скоростью, превышающей нормативную, и с массой, превышающей предельно допустимую при посадке (по некоторым данным, перевес составил 1 тонну). Что помешало выработать эту тонну горючего в небе – неизвестно, ведь самолет был управляем. Выработка горючего перед посадкой – это всеобщая норма.

Из-за высокой скорости первый заход на посадку не удался, со второй попытки самолет приземлился, сделав три прыжка по ВПП. На третьем приземлении подломилась стойка шасси, самолет завалился на бок, зацепив крылом асфальт. Из порванного крыла (там расположены запасы горючего) топливо попало на раскаленный двигатель, произошло возгорание.

Дальше вы знаете – пожар, эвакуация, гибель людей.

Но, возможно, вы не знаете, что аварийную посадку работники Шереметьево снимали с мониторов на телефоны в сопровождении смеха и комментариев: «Нормально он сел, с огоньком!». Видеозапись есть в сети, кто эти сотрудники – не знаю, насколько от них зависела судьба горящих людей – тоже. Но сам факт отношения к происходящему, конечно, выдает запредельный цинизм.

Что точно повлияло на спасение жизней – работа наземных служб. Насколько мне известно, в подобных ситуациях пожарные и медики заранее стягиваются к месту возможной остановки судна, а то и включаются в работу еще в процессе движения по ВПП. Это все должно быть прописано в соответствующих регламентах. По факту пожарные прибыли к горящему самолету спустя минуту после его остановки. Сколько можно было бы сделать за эту минуту, сколько жизней спасти? Достаточно сказать, что процесс эвакуации пассажиров и экипажа занял 55 секунд.

И кого попытались тут же сделать крайними? Самих пассажиров, которые стали доставать ручную кладь и помешали выходу людей с задних рядов! Как это укладывается в эвакуацию за 55 секунд при нормативе в 90 секунд, я не очень понимаю. Возможно, для погибших этих «нормативных» 35 секунд и не хватило… Но кто в этом виноват? Другие пассажиры, правда?!

Чтобы немного успокоиться, давайте вернемся собственно к самолету. К самым его истокам.

Мало кто сейчас вспомнит, что в начале нулевых был практически готов к вводу в эксплуатацию ближнемагистральный самолет Ту-334, его первые полеты планировались на 2003 год. Параллельно шли работы над региональным Ту-324, который с 2005 года должен был заменить Ту-134. Но внезапно летом 2002 года тогдашнее Российское авиационо-космическое агентство (нынче Роскосмос) объявило конкурс на создание перспективного регионального самолета.

Вот резолюция замминистра транспорта РФ Александра Нерадько на полях техзадания к этому конкурсу: «Представляется целесообразным вместо проведения конкурса и разработки нового регионального самолета сосредоточить усилия ограниченного бюджетного финансирования на завершении сертификации и развертывания производства Ту-334, а также развития производства семейства Ту-204 и Ту-214».

Тем не менее, конкурс состоялся, в нем победил проект RussianRegionalJet ОКБ «Сухого», практически готовые Ту-334 и Ту-324 не получили дальнейшего развития и были свернуты. По сути, Росавиакосмос волевым решением заменил вектор развития с проверенного временем и надежного туполевского семейства на красивую идею RRJ. Остается лишь добавить, что глава Росавиакосмоса в 2002 году Юрий Коптев по совместительству возглавлял совет директоров АО «ОКБ Сухого».

Ну и немного из технического описания возможностей SSJ-100: «Применение концепции HumanCenteredDesign позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации… В случае возникновения на борту серьезных отказов СДУ (система дистанционного управления) перейдет на резервный контур управления, обеспечивающий пилотажные характеристики на уровне неавтоматизированного (обычного) самолета… Отказобезопасная архитектура системы дистанционного управления позволила полностью отказаться от механического резервирования… На SSJ-100 впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом ВПП на случай ошибки летчика при взлете, что позволило отказаться от использования массивных механических амортизаторов, которыми оборудованы другие самолеты…».

Такая вот длинная история, от объявленного в 2002 году конкурса до горящего в 2019-м SSJ-100. Я выхватил из нее лишь детали, как головешки из костра по горячим следам. Возможно, когда-нибудь кто-нибудь напишет эту историю полностью, от начала до конца.

Искренние соболезнования родственникам и близким погибших…

P.S. Траур объявили только в Мурманской области, куда направлялся самолет. Очевидно, на этот счет в стране тоже существуют какие-то нормативы…

Читайте также разбор СИА-ПРЕСС о том, летает ли Sukhoi Superjet 100 из Сургута, и продолжит ли самолет эксплуатироваться после трагедии.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


06 мая в 15:24, просмотров: 2213, комментариев: 9



QR код


Комментарии:
Сергей Б
Да, все это сложно и страшно. Никто не хотел умирать и никто не хотел убивать. Но, может даже выяснится, что самолет поразила совсем не молния. Поэтому лучше не делать поспешных выводов гадая на кофейной гуще. Не тот случай.
444 Сергей Б
Да что вы ко всем цепляетесь со своим "гадает, не тот случай"? Говорят-то об очевидных фактах, а не о предположениях. Никто ни над кем не глумится. Все спокойно и взвешенно, без истерик. Никто следствие собой не подменяет. Вам делать нечего?
Не вина экипажа в том что у них практически отсутствует навык посадки самолетов в рукопашную.....
Если кто видел посадку этого борта к конкретным "козлом" и мал мал разбирается в процессах пилотирования поймет, что хотел сказать "йося", потому что "йося" летает! и знает о чем говорит!
очень жаль!
444 Сергей Б
Мощный ответ отвязного тролля.
Как пишут летчики в том режиме direct low да предельной посадочной массой посадить самолет не каждый летчик испытатель сможет. Вопрос, зачем поторопились, пробовали бы пока не добились успешной посадки. Ушли же в первый раз.. Всем погибшим соболезнования.
Брат старший диспетчер аэропорта города Х. На днях питерский борт летел: полная загрузка салона, экипаж не может машину поднять, прыгала и дергалась та бедная машина весь полет, еле посадили в городе Х. Вздохнули. Качество образования пилотов никакое, машины или старые, или вот SS теперь, наземные службы работают отвратно, т.к. аэропорт д.б. сверхэффективен, т.е. оптимизации. Вот вам и причины. Я давно на самолетах не летаю, боюсь, т.к. знаю изнанку. Ну могу на малой авиации прошвырнуться, если брат за штурвалом. Берегите себя и думайте, когда собираетесь небом перекинуть в пространстве свою тушку.
Александр Акопов в Стамбуле посадил самолёт через форточку в июле 2017 года, самолёт пострадал от града сразу после вылета из аэропорта. У меня вопрос почему нештатные ситуации отрабатываются после отказа приборов, только на тренажёре. Надо пилотов сажать в самолёт без пассажиров выключить им приборы, и пусть сажают самолет и таких трагедий будет в разы меньше.
Dochimacho Gopnik
сегодняшних пилотов в принципе не учат на ручке управлять и картами они пользоваться не умеют, все процессы автоматизированы, мозг не натренирован на нештатные ситуации

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Юрий Нуреев

Полнейший непрофессионализм! Только вот чей — строителей? проектировщиков? администрации?

Кусок дороги в 500 метров (!!!) в нефтяной столице региона (если не страны) построить не могут в течение четырех лет даже при достаточном финансировании
Юрий Нуреев Сегодня в 12:04
441 2
​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

На решение этой проблемы понадобится минимум год
Анастасия Якупова Сегодня в 08:27
342 0
​Приговор

​Приговор

А с этими-то что делать? С лжесвидетелями-полицейскими, которые «своими глазами видели, как Павел скандировал неприличные лозунги, кем-то руководил и вообще ожесточенно сопротивлялся»? С их командирами? С судьей?
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 19 сентября в 09:25
541 3
​Правосудие – основа государства

​Правосудие – основа государства

Защите Устинова не дали возможности представить всю доказательную базу! Это действительно несправедливо
Ринат Айсин, депутат думы Югры 18 сентября в 21:13
1089 25
Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Некоторые потенциальные новоселы такому решению чиновников не рады
Полина Амирова 18 сентября в 09:23
7815 7
​Справедливая судебная система. Не для всех

​Справедливая судебная система. Не для всех

Все уже привыкли к новостям о том, что люди, своровавшие сотни миллионов, избегают уголовной ответственности, в то время как кого-то сажают за булку хлеба или брошенный в силовика пластиковый стаканчик
Сергей Большов, корреспондент siapress.ru 17 сентября в 16:19
1733 30
Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Рабочая группа думы Сургута провела очередную выездную проверку
Редакция СИА-ПРЕСС 17 сентября в 14:12
899 0
«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

Сургутский вратарь о футболе, детях, таланте и фарте
Илья Низовских 16 сентября в 18:00
961 1
История одной ямы

История одной ямы

О том, как лужа мешает жить целой улице
Алёна Кожевова 16 сентября в 11:09
690 0
​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

Накануне ранним утром по всей России прошла беспрецедентная полицейская операция с привлечением всех силовых структур
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 13 сентября в 09:32
1216 15
Больше мнений