16+

​Выхваченные головешки

Дмитрий Щеглов задал очевидные вопросы по поводу SSJ-100, во многом риторические. Но в катастрофе было кое-что еще – то, что превратило аварийную ситуацию именно в катастрофу.

Оговорюсь сразу – я, конечно же, никакой не эксперт, не свидетель и не пророк в своем отечестве, оперирую исключительно доступной информацией и здравым смыслом. И приглашаю вас принять участие в этих рассуждениях.

Итак, что мы знаем? В самолет после взлета ударила молния. Вырубилась вся электроника, самолет полностью перешел на ручное управление и визуальный контроль полета. В таком режиме летные качества сохраняются, но без электронного смягчения, судну сложнее сохранять плавность маневра – это как если новичка пересадить с автоматической коробки на механику. Машина неизбежно будет дергаться. Квалификация пилотов тут не при чем, это специфика управления.

Садились со скоростью, превышающей нормативную, и с массой, превышающей предельно допустимую при посадке (по некоторым данным, перевес составил 1 тонну). Что помешало выработать эту тонну горючего в небе – неизвестно, ведь самолет был управляем. Выработка горючего перед посадкой – это всеобщая норма.

Из-за высокой скорости первый заход на посадку не удался, со второй попытки самолет приземлился, сделав три прыжка по ВПП. На третьем приземлении подломилась стойка шасси, самолет завалился на бок, зацепив крылом асфальт. Из порванного крыла (там расположены запасы горючего) топливо попало на раскаленный двигатель, произошло возгорание.

Дальше вы знаете – пожар, эвакуация, гибель людей.

Но, возможно, вы не знаете, что аварийную посадку работники Шереметьево снимали с мониторов на телефоны в сопровождении смеха и комментариев: «Нормально он сел, с огоньком!». Видеозапись есть в сети, кто эти сотрудники – не знаю, насколько от них зависела судьба горящих людей – тоже. Но сам факт отношения к происходящему, конечно, выдает запредельный цинизм.

Что точно повлияло на спасение жизней – работа наземных служб. Насколько мне известно, в подобных ситуациях пожарные и медики заранее стягиваются к месту возможной остановки судна, а то и включаются в работу еще в процессе движения по ВПП. Это все должно быть прописано в соответствующих регламентах. По факту пожарные прибыли к горящему самолету спустя минуту после его остановки. Сколько можно было бы сделать за эту минуту, сколько жизней спасти? Достаточно сказать, что процесс эвакуации пассажиров и экипажа занял 55 секунд.

И кого попытались тут же сделать крайними? Самих пассажиров, которые стали доставать ручную кладь и помешали выходу людей с задних рядов! Как это укладывается в эвакуацию за 55 секунд при нормативе в 90 секунд, я не очень понимаю. Возможно, для погибших этих «нормативных» 35 секунд и не хватило… Но кто в этом виноват? Другие пассажиры, правда?!

Чтобы немного успокоиться, давайте вернемся собственно к самолету. К самым его истокам.

Мало кто сейчас вспомнит, что в начале нулевых был практически готов к вводу в эксплуатацию ближнемагистральный самолет Ту-334, его первые полеты планировались на 2003 год. Параллельно шли работы над региональным Ту-324, который с 2005 года должен был заменить Ту-134. Но внезапно летом 2002 года тогдашнее Российское авиационо-космическое агентство (нынче Роскосмос) объявило конкурс на создание перспективного регионального самолета.

Вот резолюция замминистра транспорта РФ Александра Нерадько на полях техзадания к этому конкурсу: «Представляется целесообразным вместо проведения конкурса и разработки нового регионального самолета сосредоточить усилия ограниченного бюджетного финансирования на завершении сертификации и развертывания производства Ту-334, а также развития производства семейства Ту-204 и Ту-214».

Тем не менее, конкурс состоялся, в нем победил проект RussianRegionalJet ОКБ «Сухого», практически готовые Ту-334 и Ту-324 не получили дальнейшего развития и были свернуты. По сути, Росавиакосмос волевым решением заменил вектор развития с проверенного временем и надежного туполевского семейства на красивую идею RRJ. Остается лишь добавить, что глава Росавиакосмоса в 2002 году Юрий Коптев по совместительству возглавлял совет директоров АО «ОКБ Сухого».

Ну и немного из технического описания возможностей SSJ-100: «Применение концепции HumanCenteredDesign позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации… В случае возникновения на борту серьезных отказов СДУ (система дистанционного управления) перейдет на резервный контур управления, обеспечивающий пилотажные характеристики на уровне неавтоматизированного (обычного) самолета… Отказобезопасная архитектура системы дистанционного управления позволила полностью отказаться от механического резервирования… На SSJ-100 впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом ВПП на случай ошибки летчика при взлете, что позволило отказаться от использования массивных механических амортизаторов, которыми оборудованы другие самолеты…».

Такая вот длинная история, от объявленного в 2002 году конкурса до горящего в 2019-м SSJ-100. Я выхватил из нее лишь детали, как головешки из костра по горячим следам. Возможно, когда-нибудь кто-нибудь напишет эту историю полностью, от начала до конца.

Искренние соболезнования родственникам и близким погибших…

P.S. Траур объявили только в Мурманской области, куда направлялся самолет. Очевидно, на этот счет в стране тоже существуют какие-то нормативы…

Читайте также разбор СИА-ПРЕСС о том, летает ли Sukhoi Superjet 100 из Сургута, и продолжит ли самолет эксплуатироваться после трагедии.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


06 мая в 15:24, просмотров: 1995, комментариев: 9



QR код


Комментарии:
Сергей Б
Да, все это сложно и страшно. Никто не хотел умирать и никто не хотел убивать. Но, может даже выяснится, что самолет поразила совсем не молния. Поэтому лучше не делать поспешных выводов гадая на кофейной гуще. Не тот случай.
444 Сергей Б
Да что вы ко всем цепляетесь со своим "гадает, не тот случай"? Говорят-то об очевидных фактах, а не о предположениях. Никто ни над кем не глумится. Все спокойно и взвешенно, без истерик. Никто следствие собой не подменяет. Вам делать нечего?
Не вина экипажа в том что у них практически отсутствует навык посадки самолетов в рукопашную.....
Если кто видел посадку этого борта к конкретным "козлом" и мал мал разбирается в процессах пилотирования поймет, что хотел сказать "йося", потому что "йося" летает! и знает о чем говорит!
очень жаль!
444 Сергей Б
Мощный ответ отвязного тролля.
Как пишут летчики в том режиме direct low да предельной посадочной массой посадить самолет не каждый летчик испытатель сможет. Вопрос, зачем поторопились, пробовали бы пока не добились успешной посадки. Ушли же в первый раз.. Всем погибшим соболезнования.
Брат старший диспетчер аэропорта города Х. На днях питерский борт летел: полная загрузка салона, экипаж не может машину поднять, прыгала и дергалась та бедная машина весь полет, еле посадили в городе Х. Вздохнули. Качество образования пилотов никакое, машины или старые, или вот SS теперь, наземные службы работают отвратно, т.к. аэропорт д.б. сверхэффективен, т.е. оптимизации. Вот вам и причины. Я давно на самолетах не летаю, боюсь, т.к. знаю изнанку. Ну могу на малой авиации прошвырнуться, если брат за штурвалом. Берегите себя и думайте, когда собираетесь небом перекинуть в пространстве свою тушку.
Александр Акопов в Стамбуле посадил самолёт через форточку в июле 2017 года, самолёт пострадал от града сразу после вылета из аэропорта. У меня вопрос почему нештатные ситуации отрабатываются после отказа приборов, только на тренажёре. Надо пилотов сажать в самолёт без пассажиров выключить им приборы, и пусть сажают самолет и таких трагедий будет в разы меньше.
Dochimacho Gopnik
сегодняшних пилотов в принципе не учат на ручке управлять и картами они пользоваться не умеют, все процессы автоматизированы, мозг не натренирован на нештатные ситуации

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Учет и контроль

​Учет и контроль

СИА-ПРЕСС – об итогах прошедшей недели
Олег Владимиров 17 мая в 22:24
1173 3
Для кампуса в Сургуте уже сделано очень много

Для кампуса в Сургуте уже сделано очень много

Но еще можно передать свои идеи и видение функционирования объекта разработчикам для анализа и учета в концепции
Артем Кириленко, зампредседателя думы Сургута 17 мая в 17:16
1455 12
​Александр Фокеев: «Некоторые выходят после спектакля со словами: «А кто такой анчар?»…

​Александр Фокеев: «Некоторые выходят после спектакля со словами: «А кто такой анчар?»…

Интервью с руководителем молодежной студии Сургутского театра и режиссером премьеры «В часы забав…» — об учениках и учителях, прогрессивном преподавании и о том, зачем хулиганить с Пушкиным
Надежда Макаренко 17 мая в 16:46
1416 0
​Артем Кириленко: Проблемы дольщиков ЖК «Уютный» не новы для Сургута и всегда находятся на особом контроле губернатора и правительства Югры

​Артем Кириленко: Проблемы дольщиков ЖК «Уютный» не новы для Сургута и всегда находятся на особом контроле губернатора и правительства Югры

Зампредседателя думы Сургута о вкладчиках «Северстроя», которые боятся остаться без квартир
Артем Кириленко, зампредседателя думы Сургута 16 мая в 17:09
1521 14
​Недострой в центре Сургута может стать социальным объектом

​Недострой в центре Сургута может стать социальным объектом

Городская администрация и застройщик обсуждают возможность выкупа или аренды здания на пересечении улиц Майская и Декабристов
Анастасия Якупова 16 мая в 15:37
5269 8
​Силиконовая пойма

​Силиконовая пойма

Техзадание разработано, торги разыграны, сто двадцать миллионов бюджетных денег выделено, и «Сколково» уже приступил к разработке концепции «Кампуса».Или не кампуса? Или все таки кампуса? Давайте разберемся.
Сергей Глинских, сургутянин 16 мая в 10:54
1209 11
Олег Владимиров

​Разговаривайте с нами

Большинство граждан в интернете, как и в жизни – хоть и пассивные, но все же адекватные, и они, поверьте, ценят, когда власть с ними общается
Олег Владимиров 15 мая в 21:14
1172 10
​Соучастники

​Соучастники

Денег нет в нефтяной столице России на самое необходимое, на детей, но ни слова о том, куда эти деньги исчезли, никто не проронит. Молчок. Омерта. Нету. Пропали куда-то, и все
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 15 мая в 17:23
1332 10
​Правда ли, что по полису ОМС теперь можно бесплатно поставить светоотражающие пломбы? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ

​Правда ли, что по полису ОМС теперь можно бесплатно поставить светоотражающие пломбы? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ

Информация об этом распространяется из-за публикации одного из федеральных СМИ
Лилия Сулейманова 13 мая в 15:41
1378 3
​Может ли работник увеличить время обеденного перерыва для кормления ребенка?

​Может ли работник увеличить время обеденного перерыва для кормления ребенка?

Также отвечаем, как в таком случае оплачиваются рабочие часы
Анастасия Варвулева, старший помощник прокурора 13 мая в 13:55
814 0
​Сталина повесили

​Сталина повесили

СИА-ПРЕСС – об итогах прошедшей недели
Олег Владимиров 13 мая в 09:30
674 5
​Чужая грязь

​Чужая грязь

Интервью с основателем группы «Я за Чистый город Сургут»
Анна Антипина 11 мая в 12:08
1839 2
Олег Владимиров

​Quod licet Jovi

Доренко был не нужен в сытые годы, но его качества бойца информационного фронта стали востребованы в нынешние неспокойные времена
Олег Владимиров 10 мая в 19:25
2470 7
Больше мнений