16+

​Сбербанк хочет взлететь на Utair?

Фото авиакомпании Utair
Фото авиакомпании Utair

Мы недавно подробно разбирали проблемы Utair, связанные с приостановкой выплат по синдицированному кредиту на 19 млрд руб., выданного авиакомпании 11-ю банками. Развитие событий остановилось тогда на предоставлении кредиторам новой бизнес-модели Utair, из которой стало бы видно, как компания собирается жить дальше. Кредиторы, в свою очередь, должны этот план финансового оздоровления всесторонне изучить и вынести свой вердикт из разряда «казнить нельзя помиловать».

Что предложила Utair?

На данный момент документ презентован банкам, те его изучают. Официальных комментариев нет, они предположительно появятся совсем скоро, в двадцатых числах марта, после проведения встречи менеджмента Utair с представителями банков-кредиторов. Но кое-что о содержании предложенной концепции уже известно.

Во-первых, в документе не обозначен немедленный возврат к обслуживанию долга, но идет речь о необходимости привлечения новых заемных средств для финансирования оборотного капитала. Что или кто может послужить источником нового займа – вопрос открытый. Во-вторых, говорится о реструктуризации лизинговых соглашений. В-третьих, указана модель поведения на рынке, которая должна стимулировать рост прибыли – это агрессивная конкуренция в сегменте лоукост-перевозок, где основным игроком является «Победа».

Отдельно заметим, что Utair не отказывается от планов покупки крупной партии самолетов из проблемного семейства Boeing-737 Max, разве что общее число лайнеров сократилось с 30 до 20.

Про деньги и процессы

Пока официальные представители сторон заняты анализом и переговорами, давайте попробуем сами понять, что хорошо и что не очень для небезразличного нам перевозчика. Начнем с того, что компания не хочет немедленно возобновить платежи – это как раз нормально. Прекратив обслуживание части долга в декабре, Utair обещал возобновить процесс летом, когда дела в авиаперевозках сезонно пойдут в гору. Теперь это – предмет переговоров, и было бы странно заранее сдавать позиции.

Привлечение новых заемных средств – также очевидное решение для гарантий бесперебойного обеспечения операционной деятельности. Вопрос лишь в том, где их взять и на каких условиях. Нынешние кредиторы делятся на крупных и мелких. Мелким интересней вернуть средства максимально быстро (например, «Уралсиб» предлагал партнерам по синдицированному кредиту выкупить свою долю), крупным важнее сохранить принципиальную возвратность средств – и тут тоже есть поле для переговоров.

Основной кредитор «ЮТэйра» – Сбербанк, ему авиакомпания должна 30 из 56 млрд. руб. общего долга. Ситуация напоминает ту, когда охотник поймал медведя, который его не отпускает. Элегантный выход для банка – обменять долги на акции. В начале года такой план точно был в разработке и укладывался в историю о том, как Сбербанк и ВТБ взялись за реализацию идеи Владимира Путина о создании межрегиональной авиакомпании, способной отвлечь воздушный траффик от столичного авиаузла. Даже называлась цифра, которую банки были готовы потратить на создание такой авиакомпании – 1 млрд. долларов, что вполне созвучно с долгами Utair.

Однако, позже идею создания государственного перевозчика на базе Utair перехватила (по крайней мере, в медиа-пространстве) губернатор ХМАО Наталья Комарова. Это сигнал, что нынешние акционеры авиакомпании – Сургутнефтегаз, ХМАО и Тюменская область – не хотят расставаться с этим активом, пусть и обремененным долгами. Соответственно, реализация допфинансирования так или иначе ложиться на их плечи.

Если только все заинтересованные стороны – Utair, СНГ, ХМАО, Тюменская область, Сбербанк, ВТБ – не играют на одном поле, что вполне может быть с учетом того, что об этом их могли попросить в Кремле. Это чистой воды наше допущение, но оно вполне укладываются в существующую логику бизнес-процессов, когда частный бизнес переходит в статус государственного при поддержке крупнейших банков, берущих на себя финансовые риски.

Победить «Победу»

Впрочем, о смене статуса и/или акционеров в новой бизнес-модели, кажется, не сказано ни слова. Зато там сделана ставка на конкуренцию с «Победой» за рынок дешевых перелетов. Отсюда становится понятно, почему Utair не спешит отказываться от покупки новых Boeing 737 Max – это идеальный вариант для достижения максимальной эффективности полетов. Если их безопасность будет гарантирована, можно даже попытаться добиться от американцев приличной скидки, поскольку часть авиакомпаний все равно уйдет к семейству AirbusNEO. И в сокращении издержек наземного обслуживания Utair и «Победа» вполне могут конкурировать на равных.

Но в плане финансового демпинга возможности «дочки» «Аэрофлота», не отягощенной столь серьезными долговыми обязательствами, куда выше. Другими словами, если на рынке станет по-настоящему горячо, «Победа» может включить демпинговый механизм, лишь бы только выкинуть конкурента из борьбы. Это серьезный аргумент, о котором наверняка вспомнят во время предстоящих (или уже идущих) переговоров.

Последнее, что наверняка известно из содержания плана финансового оздоровления – это попытка реструктуризации лизинговых платежей. Тут в дело вступает все те же Сбербанк («Сбербанк-лизинг») и ВТБ («ВТБ-лизинг»), с которыми Utair подписывал соглашения еще в докризисные времена. Очевидно, что у лизинговых компаний есть весьма действенный инструмент воздействия на неплательщика – это банальное изъятие принадлежащего им имущества, так что и тут маневр авиакомпании на переговорах весьма ограничен.

Сбербанк решает?

В общем и целом, как ни крути, основные карты на руках у крупнейшего кредитора – Сбербанка. Перебить их может разве что заинтересованная позиция государства (напомним, что основной акционер Сбербанка – Центробанк РФ). Очевидно, что правительство ХМАО в желании сохранить статус кво пытается воздействовать именно на эту позицию. Или же – повторюсь – все крупнейшие участники переговоров заинтересованы в одном и том же. Так ли это, и в чем именно выражается интерес переговорщиков, надеюсь, скоро узнаем.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


20 марта в 07:35, просмотров: 1241, комментариев: 2



QR код


Комментарии:
Припоминаю слоган СССР -"Летайте самолетами аэрофлота!" и "Храните деньги в Сбербанке!".
Мудрец
"нынешние акционеры авиакомпании – Сургутнефтегаз, ХМАО и Тюменская область – не хотят расставаться с этим активом, пусть и обремененным долгами. Соответственно, реализация допфинансирования так или иначе ложиться на их плечи." Не совсем так. Они бы с удовольствием избавились от акций этой крайне проблемной компании, но! Кто их сейчас купит? Да и дадут ли этим нынешним акционерам избавиться от акций - большой вопрос. Но самое интересное не это. А вот то, что на очередном годовом общем собрании акционеров 30 июня будут переизбирать гендиректора! Неужели всё тот же Мартиросов останется у руля?! Если так, то лучше не будет, и ЮТэйр всё так же будет катится неуклонно вниз. Если назначат кого-то нового -шансы появятся.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Зеленский – Россия – надежда

​Зеленский – Россия – надежда

Почему мы не хотим верить, что на Украине победил честный молодой политик, который вполне демократическим путем пришел на смену коррупционной власти Порошенко?
Эдуард Иваницкий, депутат думы Сургута 24 апреля в 12:52
561 5
Насвай не только опасен сам по себе — он может привести ребенка к тяжелым наркотикам

Насвай не только опасен сам по себе — он может привести ребенка к тяжелым наркотикам

Что делать сургутским родителям, учителям и правоохранителям, чтобы побороть эту проблему в школах
Дмитрий Валюков, член Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации 24 апреля в 11:13
497 1
​Район Геологов в трехлетней перспективе

​Район Геологов в трехлетней перспективе

Андрей Матыцин, генеральный директор ООО «Среда комфорта» 24 апреля в 09:57
470 2
Плохой Варламов

Плохой Варламов

Непонятно, почему Сургут не может превратиться по аналогии с Дубаем в туристический центр, что ему мешает? Но Илья уверенно отвечает: «Тут ужасный климат», хотя бывал в Сургуте только два раза по одному дню.
Сергей Антонов, сургутянин 24 апреля в 09:45
562 5
Я не согласен с Варламовым — у Сургута есть будущее

Я не согласен с Варламовым — у Сургута есть будущее

Илья написал: «тысячи нефтяников, бригадиров, вахтовиков, настоящих сибирских мужиков — это прошлое». Я уверен, что здесь Варламов не прав. От слова совсем!
Вадим Шувалов, глава Сургута 23 апреля в 12:45
2376 14
Может ли один из супругов взять кредит без согласия второго?

Может ли один из супругов взять кредит без согласия второго?

​Также разъясняем, как в случае развода будет делиться этот долг
Анастасия Варвулева, старший помощник прокурора 23 апреля в 11:41
382 0
​Зачем нужен Варламов?

​Зачем нужен Варламов?

Вадим Николаевич, вам самому не неловко и не горестно, что вы принимаете известного московского тусовщика с распростертыми объятиями, а он потом пишет о том, как умело вы перепрыгиваете лужи, всячески тыкает вас в городскую грязь?
Филипп Солдатенков, сургутянин 23 апреля в 11:13
1169 13
​Зеленский – победа – Украина

​Зеленский – победа – Украина

Если получится у Зеленского, значит, у всех нас есть реальный шанс, что можно вот так, без революций и кровавых потрясений изменить казалось бы незыблемое
Эдуард Иваницкий, депутат думы Сургута 22 апреля в 22:11
1036 23
Школьникам Сургута в открытую продают насвай

Школьникам Сургута в открытую продают насвай

Проблема для города не нова, но решить ее не получается много лет. Рассказываем, как уберечь ребенка от этой напасти
Лилия Сулейманова 22 апреля в 17:40
9883 7
За эти полчаса в суде мы узнали больше, чем за предыдущие три года

За эти полчаса в суде мы узнали больше, чем за предыдущие три года

Дмитрий Попов, экс-глава Сургута 22 апреля в 16:42
1327 4
Олег Владимиров

​Меньше работы, больше кабинетов

Все больше и больше различных дел, проектов и затей власти делегируют общественности и бизнесу. Но почему тогда у нас столько чиновников?
Олег Владимиров 22 апреля в 16:40
941 9
Илья Варламов: «Это нормально, что некоторые моногорода умирают после потери донора. Это может случиться и с Сургутом»

Илья Варламов: «Это нормально, что некоторые моногорода умирают после потери донора. Это может случиться и с Сургутом»

Интервью с известным урбанистом и блогером Ильей Варламовым о том, чего не хватает Сургуту
Артем Мазнев 22 апреля в 14:52
1387 3
​Варламов, прости!

​Варламов, прости!

Почему на встречу с известным урбанистом не смогли попасть многие сургутяне?
Сергей Глинских, сургутянин 22 апреля в 12:18
1152 26
​О предоставлении жилья инвалидам

​О предоставлении жилья инвалидам

Гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, соответствующее жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно
Адвокат Оксана Рудик 22 апреля в 09:46
478 0
Больше мнений