16+

​Сбербанк хочет взлететь на Utair?

Фото авиакомпании Utair
Фото авиакомпании Utair

Мы недавно подробно разбирали проблемы Utair, связанные с приостановкой выплат по синдицированному кредиту на 19 млрд руб., выданного авиакомпании 11-ю банками. Развитие событий остановилось тогда на предоставлении кредиторам новой бизнес-модели Utair, из которой стало бы видно, как компания собирается жить дальше. Кредиторы, в свою очередь, должны этот план финансового оздоровления всесторонне изучить и вынести свой вердикт из разряда «казнить нельзя помиловать».

Что предложила Utair?

На данный момент документ презентован банкам, те его изучают. Официальных комментариев нет, они предположительно появятся совсем скоро, в двадцатых числах марта, после проведения встречи менеджмента Utair с представителями банков-кредиторов. Но кое-что о содержании предложенной концепции уже известно.

Во-первых, в документе не обозначен немедленный возврат к обслуживанию долга, но идет речь о необходимости привлечения новых заемных средств для финансирования оборотного капитала. Что или кто может послужить источником нового займа – вопрос открытый. Во-вторых, говорится о реструктуризации лизинговых соглашений. В-третьих, указана модель поведения на рынке, которая должна стимулировать рост прибыли – это агрессивная конкуренция в сегменте лоукост-перевозок, где основным игроком является «Победа».

Отдельно заметим, что Utair не отказывается от планов покупки крупной партии самолетов из проблемного семейства Boeing-737 Max, разве что общее число лайнеров сократилось с 30 до 20.

Про деньги и процессы

Пока официальные представители сторон заняты анализом и переговорами, давайте попробуем сами понять, что хорошо и что не очень для небезразличного нам перевозчика. Начнем с того, что компания не хочет немедленно возобновить платежи – это как раз нормально. Прекратив обслуживание части долга в декабре, Utair обещал возобновить процесс летом, когда дела в авиаперевозках сезонно пойдут в гору. Теперь это – предмет переговоров, и было бы странно заранее сдавать позиции.

Привлечение новых заемных средств – также очевидное решение для гарантий бесперебойного обеспечения операционной деятельности. Вопрос лишь в том, где их взять и на каких условиях. Нынешние кредиторы делятся на крупных и мелких. Мелким интересней вернуть средства максимально быстро (например, «Уралсиб» предлагал партнерам по синдицированному кредиту выкупить свою долю), крупным важнее сохранить принципиальную возвратность средств – и тут тоже есть поле для переговоров.

Основной кредитор «ЮТэйра» – Сбербанк, ему авиакомпания должна 30 из 56 млрд. руб. общего долга. Ситуация напоминает ту, когда охотник поймал медведя, который его не отпускает. Элегантный выход для банка – обменять долги на акции. В начале года такой план точно был в разработке и укладывался в историю о том, как Сбербанк и ВТБ взялись за реализацию идеи Владимира Путина о создании межрегиональной авиакомпании, способной отвлечь воздушный траффик от столичного авиаузла. Даже называлась цифра, которую банки были готовы потратить на создание такой авиакомпании – 1 млрд. долларов, что вполне созвучно с долгами Utair.

Однако, позже идею создания государственного перевозчика на базе Utair перехватила (по крайней мере, в медиа-пространстве) губернатор ХМАО Наталья Комарова. Это сигнал, что нынешние акционеры авиакомпании – Сургутнефтегаз, ХМАО и Тюменская область – не хотят расставаться с этим активом, пусть и обремененным долгами. Соответственно, реализация допфинансирования так или иначе ложиться на их плечи.

Если только все заинтересованные стороны – Utair, СНГ, ХМАО, Тюменская область, Сбербанк, ВТБ – не играют на одном поле, что вполне может быть с учетом того, что об этом их могли попросить в Кремле. Это чистой воды наше допущение, но оно вполне укладываются в существующую логику бизнес-процессов, когда частный бизнес переходит в статус государственного при поддержке крупнейших банков, берущих на себя финансовые риски.

Победить «Победу»

Впрочем, о смене статуса и/или акционеров в новой бизнес-модели, кажется, не сказано ни слова. Зато там сделана ставка на конкуренцию с «Победой» за рынок дешевых перелетов. Отсюда становится понятно, почему Utair не спешит отказываться от покупки новых Boeing 737 Max – это идеальный вариант для достижения максимальной эффективности полетов. Если их безопасность будет гарантирована, можно даже попытаться добиться от американцев приличной скидки, поскольку часть авиакомпаний все равно уйдет к семейству AirbusNEO. И в сокращении издержек наземного обслуживания Utair и «Победа» вполне могут конкурировать на равных.

Но в плане финансового демпинга возможности «дочки» «Аэрофлота», не отягощенной столь серьезными долговыми обязательствами, куда выше. Другими словами, если на рынке станет по-настоящему горячо, «Победа» может включить демпинговый механизм, лишь бы только выкинуть конкурента из борьбы. Это серьезный аргумент, о котором наверняка вспомнят во время предстоящих (или уже идущих) переговоров.

Последнее, что наверняка известно из содержания плана финансового оздоровления – это попытка реструктуризации лизинговых платежей. Тут в дело вступает все те же Сбербанк («Сбербанк-лизинг») и ВТБ («ВТБ-лизинг»), с которыми Utair подписывал соглашения еще в докризисные времена. Очевидно, что у лизинговых компаний есть весьма действенный инструмент воздействия на неплательщика – это банальное изъятие принадлежащего им имущества, так что и тут маневр авиакомпании на переговорах весьма ограничен.

Сбербанк решает?

В общем и целом, как ни крути, основные карты на руках у крупнейшего кредитора – Сбербанка. Перебить их может разве что заинтересованная позиция государства (напомним, что основной акционер Сбербанка – Центробанк РФ). Очевидно, что правительство ХМАО в желании сохранить статус кво пытается воздействовать именно на эту позицию. Или же – повторюсь – все крупнейшие участники переговоров заинтересованы в одном и том же. Так ли это, и в чем именно выражается интерес переговорщиков, надеюсь, скоро узнаем.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


20 марта в 07:35, просмотров: 1569, комментариев: 2



QR код


Комментарии:
Припоминаю слоган СССР -"Летайте самолетами аэрофлота!" и "Храните деньги в Сбербанке!".
Мудрец
"нынешние акционеры авиакомпании – Сургутнефтегаз, ХМАО и Тюменская область – не хотят расставаться с этим активом, пусть и обремененным долгами. Соответственно, реализация допфинансирования так или иначе ложиться на их плечи." Не совсем так. Они бы с удовольствием избавились от акций этой крайне проблемной компании, но! Кто их сейчас купит? Да и дадут ли этим нынешним акционерам избавиться от акций - большой вопрос. Но самое интересное не это. А вот то, что на очередном годовом общем собрании акционеров 30 июня будут переизбирать гендиректора! Неужели всё тот же Мартиросов останется у руля?! Если так, то лучше не будет, и ЮТэйр всё так же будет катится неуклонно вниз. Если назначат кого-то нового -шансы появятся.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Еще несколько вопросов о возможной концессии теплосетей

Еще несколько вопросов о возможной концессии теплосетей

Получается, нужно вложить больше 12 млрд.руб. Однако потенциальный концессионер предлагает вложить только 5,6 млрд.руб. Так этим концессионным соглашением мы позволяем городу развиваться или быстро ставим точку?
Артем Кириленко, зампредседателя думы Сургута 20 сентября в 17:25
663 4
Юрий Нуреев

Полнейший непрофессионализм! Только вот чей — строителей? проектировщиков? администрации?

Кусок дороги в 500 метров (!!!) в нефтяной столице региона (если не страны) построить не могут в течение четырех лет даже при достаточном финансировании
Юрий Нуреев 20 сентября в 12:04
1064 4
​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

На решение этой проблемы понадобится минимум год
Анастасия Якупова 20 сентября в 08:27
420 0
​Приговор

​Приговор

А с этими-то что делать? С лжесвидетелями-полицейскими, которые «своими глазами видели, как Павел скандировал неприличные лозунги, кем-то руководил и вообще ожесточенно сопротивлялся»? С их командирами? С судьей?
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 19 сентября в 09:25
580 3
​Правосудие – основа государства

​Правосудие – основа государства

Защите Устинова не дали возможности представить всю доказательную базу! Это действительно несправедливо
Ринат Айсин, депутат думы Югры 18 сентября в 21:13
1252 30
Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Некоторые потенциальные новоселы такому решению чиновников не рады
Полина Амирова 18 сентября в 09:23
7907 8
​Справедливая судебная система. Не для всех

​Справедливая судебная система. Не для всех

Все уже привыкли к новостям о том, что люди, своровавшие сотни миллионов, избегают уголовной ответственности, в то время как кого-то сажают за булку хлеба или брошенный в силовика пластиковый стаканчик
Сергей Большов, корреспондент siapress.ru 17 сентября в 16:19
1800 30
Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Рабочая группа думы Сургута провела очередную выездную проверку
Редакция СИА-ПРЕСС 17 сентября в 14:12
939 0
«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

Сургутский вратарь о футболе, детях, таланте и фарте
Илья Низовских 16 сентября в 18:00
999 1
История одной ямы

История одной ямы

О том, как лужа мешает жить целой улице
Алёна Кожевова 16 сентября в 11:09
737 0
​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

Накануне ранним утром по всей России прошла беспрецедентная полицейская операция с привлечением всех силовых структур
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 13 сентября в 09:32
1253 15
Больше мнений