16+

​«ЮТэйр» – подождем до понедельника?

У «ЮТэйр» проблемы, которые, возможно, будут решены весьма неожиданным образом и в самое ближайшее время. Но начнем, пожалуй, издалека.

Как это было

В так называемые «жирные» годы авиакомпания бурно развивалась, активно обновляла авиапарк и расширяла маршрутную сеть. Фактически тогда из регионального перевозчика под названием «Тюменьавиатранс» и появился федеральный «ЮТэйр» с базовым аэропортом во Внуково. Естественно, для роста были нужны кредиты – и компания их получала в большом объеме, ситуация на рынке была благоприятной и сулила всем – и «ЮТэйру», и банкам-кредиторам – светлое будущее.

Затем случился кризис. Рубль упал, соответственно резко увеличились лизинговые платежи за самолеты, стоимость керосина выросла, снизился пассажирооборот – ситуация известная. Тогда, в 2014-2015 годах, «ЮТэйр» ответил кризису сокращением авиапарка почти вдвое, резким сокращением международных полетов, а также реструктуризацией имеющихся долгов, в том числе в два новых кредита – на 24 и почти 19 млрд. руб.

И вот совсем недавно, под Новый Год, «ЮТэйр» объявил о приостановке обслуживания второго кредита – до лета 2019 года. Мотивация простая: керосин вновь дорожает, себестоимость перевозок растет, зима – низкий сезон, денег нет, подождите до лета.

Нюансы поют романсы

Дальше все сложно. Наиболее лояльно к идее «ЮТэйра» отнесся крупнейший его кредитор – «Сбербанк». Помимо крупной доли в синдицированном кредите с участием 11 банков, о котором идет речь, Сбербанк в свое время выдал авиакомпании еще 17 млрд. руб. – очевидно, что банк не заинтересован в заморозке операционной деятельности «ЮТэйра». А именно это произошло бы, если бы кредиторы консолидировано решили безакцептно снимать средства со счетов авиаперевозчика в счет своего долга – подобное развитие событий предложил «миноритарный» кредитор «Уралсиб», владелец всего 1,3% кредита. Понятно, что небольшой (относительно других) размер участия «Уралсиба» диктует ему тактику «верните деньги здесь и сейчас», банк даже предложил другим кредитным организациям попросту выкупить его долю.

К счастью, на совещании в Минтрансе 7 февраля представители других банков-кредиторов не поддержали идею «Уралсиба», так что операционная деятельность «ЮТэйра» пока что вне опасности. Также основные кредиторы примкнули к позиции Сбербанка и не станут подавать иски о банкротстве компании. Они ждут от нее новую бизнес-модель, в которой должен быть прописан маршрут выхода из создавшейся ситуации.

Угрозы и контрмеры

Но это еще не все. Один из крупнейших кредиторов – банк «Траст» (на его долю приходится 6,6 млрд. руб. долга) – получил целый ряд предложений о выкупе долга. Подобные телодвижения характеры для ситуации, когда кто-то желает консолидировать в одних руках большую часть долговых обязательств, чтобы запустить процедуру банкротства и получить большинство голосов в совете кредиторов. То есть фактически перехватить контроль над компанией. «Траст» от переуступки прав пока воздерживается, объясняя это невыгодностью сделки. «Вопрос цены», - говорят в банке.

При этом один из «миноритарных» кредиторов – «МТС-банк» – все же подал иск о банкротстве «ЮТэйр» на 8,6 млн. руб., а четыре контрагента авиакомпании объявили о желании сделать то же самое 1 марта. Там суммы исков – в районе 350 тыс. руб. каждый. Такие долги «ЮТэйр», естественно, может легко погасить, но в авиакомпании уже заявили, что не будут этого делать до окончания судебных разбирательств. При желании в этом можно увидеть акт самосохранения и своеобразное противоядие против вероятных поползновений крупного кредитора – обанкротиться, сохранив контроль над компанией, вовсе не так уж плохо.

Ход конем

Так что ситуация пока зависла в режиме ожидания – той самой бизнес-модели, обнародовать которую обещано в ближайший понедельник, 11 марта. Что будет содержаться в документе, понятное дело, нам неизвестно. Но один маршрут выхода из кризиса на днях подсказала губернатор ХМАО Наталья Комарова в своем общении с представителями окружных СМИ:

«…Мы как один из акционеров ищем возможности для того, чтобы авиакомпания имела объемы работ и на этом фоне, когда есть работа, заказы, ресурсы, должным образом выполнила свои обязательства перед кредиторами. Когда Президент заявил о возможности создания государственной компании, которая была бы базовой для межрегиональных перевозок, я как губернатор посчитала нашу авиакомпанию хорошо подготовленной к такого рода деятельности — в связи с тем, что компания располагает собственным самолетным и вертолетным парком, воздушными судами соответствующего класса, наработана уникальная маршрутная сеть. Такое предложение мы внесли. И сейчас по поручению Правительства Российской Федерации финансовые институты пытаются сформировать модель, как может быть создан такой государственный перевозчик».

Уж не эта ли модель – та самая заветная, которую так ждут банки-кредиторы? А это – совсем новый поворот в возможной истории развития авиакомпании.

«За» и «против»

В принципе, в нынешних экономических условиях вряд ли возможно прорисовать такую бизнес-модель, которая устроила бы всех – просто потому, что в мире бизнеса не существует волшебной палочки. Рынок, как минимум, стагнирует – а это значит, что выход из кризиса в любом, даже самом оптимистичном случае – это длительный постепенный путь, наверняка с привлечением новых финансовых ресурсов для очередной реструктуризации долга.

Пойдут ли на это кредиторы? Сбербанк, наверное, да – потому что ему попросту деваться некуда. Более мелкие участники имеют полное право бороться за свой кусочек пирога здесь и сейчас, последствия чего могут действительно привести к перехвату контроля над компанией, в которой самый лакомый кусок – это вертолетный кластер.

Нынешние владельцы, естественно, не желают подобного развития событий. Идея государственной межрегиональной компании, которая увела бы часть трафика от столичного авиаузла – отличный шанс сохранить статус-кво. И для государства это – идеальная модель с точки зрения оптимизации государственных расходов на исполнение государственных же обещаний.

Сегодня контроль над «ЮТэйром» (50,1% акций) – у «АК-Инвест», то бишь «Сургутнефтегаза». Консолидированная доля ХМАО и Тюменской области –47,2%. Очевидно, что небольшое перераспределение способно сдвинуть акцент в сторону государства, на что почти государственный в смысле исполнения федеральной политики «Сургутнефтегаз» сможет пойти за какие-нибудь дополнительные плюшки и/или преференции в других областях – таковых много.

Бонус для государства – при сохранении «Сургутнефтегаза» в качестве крупного акционера нет необходимости вкладывать в новую госкомпанию излишние бюджетные средства. Бонус для ХМАО – возможность регулировать социально значимые аспекты региональных авиаперевозок. Бонус для «Сургутнефтегаза» пока неизвестен, но наверняка будет найден в случае подобного развития событий.

Мы не сказали ничего против концепции превращения «ЮТэйр» в государственного межрегионального перевозчика. Между тем, аргументы имеются. Вернее один, основной аргумент: долговая нагрузка компании никуда не исчезнет и ляжет на плечи государства. Это основной мотив, который может остановить развитие ситуации по описанному сценарию. С другой стороны, сложно представить, чтобы кто-то вошел в этот статус без долговой нагрузки в виде все тех же затрат на приобретение/обновление авиапарка, налаживания маршрутной сетки, обустройства необходимой инфраструктуры. У «ЮТэйр», по крайней мере, многое уже есть, плюс опыт подобной работы.

Ждем-с

Итак, банки-кредиторы ждут в понедельник от «ЮТэйра» новую бизнес-модель, которая продемонстрирует им перспективы возврата средств. Или – перспективы столкнуться с новым государственным перевозчиком. А тем временем правительство ХМАО уже планирует выделить авиакомпании дополнительно миллиард рублей – на создание новой маршрутной сети в Югре…


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


06 марта в 15:57, просмотров: 2397, комментариев: 3



QR код


Комментарии:
Моби
шикарная работа в условиях рынка - работаешь неэффективно (откуда у эффективной компании проблемы с долгами) - в тебя вбухивают ещё.


Трансаэро в гробу вертится от такой работы.
Dochimacho
чудесно то как...пир на деньги налогоплательщков
Мономах
АрмянТрест чисто по-братски!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Наджа-Лига здорового футбола 5х5

Наджа-Лига здорового футбола 5х5

Анна Калугина 23 августа в 17:12
667 0
​В Сургуте на месте шиномонтажки, где убили чиновников, возводят новое здание

​В Сургуте на месте шиномонтажки, где убили чиновников, возводят новое здание

Горожане считают, что строительство незаконное
Анастасия Якупова 23 августа в 11:48
879 1
Не использовать новую технологию было бы преступлением

Не использовать новую технологию было бы преступлением

Применение холодного пластика увеличивает затраты на дорожную разметку в два раза, но при этом осмотр показал, что благодаря такому методу разметка остается в почти неизменном состоянии весь год
Рустем Юсупов, эксперт регионального штаба ОНФ в Югре 23 августа в 09:11
500 7
Выборы всякие нужны, выборы всякие важны

Выборы всякие нужны, выборы всякие важны

Если горожанам не интересна судьба своего двора, близлежайшего сквера, убогого ларька перед домом, то также горожанам будет не интересен и выбор нового главы, депутатов и других представителей, что в общем-то не раз показывала явка муниципальных выборов
Сергей Антонов, сургутянин 21 августа в 10:21
1668 44
Сургут за неделю. Очень много трэша

Сургут за неделю. Очень много трэша

Итоги недели от постоянного обозревателя СИА-ПРЕСС
Олег Владимиров 18 августа в 17:31
1853 2
​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

Как это – работать четыре дня в неделю? Да еще без потери заработка, как обещают парламентарии
Олег Владимиров 18 августа в 09:06
1164 6
​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

Руководитель Сургутской рыбоохраны Олег Раевский – о югорских браконьерах, вреде от нефтяников и о том, куда делась вся ценная рыба
Илья Низовских 17 августа в 10:13
1922 2
​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

Продуктовый магазин за годы разросся до двухэтажного торгового комплекса
Анастасия Якупова 16 августа в 12:29
3421 17
Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Интервью с известным экономистом об отношениях между Москвой и регионами, закредитованности населения и причинах, почему люди со всей России уезжают в столицу
Артем Мазнев 15 августа в 16:00
2250 2
В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

Спецслужбы продолжают чистить Сайму, а прокуратура начала проверку из-за экологического происшествия
Анастасия Якупова 15 августа в 14:41
988 3
Обращение к депутатам и главе Сургута

Обращение к депутатам и главе Сургута

За последние полтора года я опубликовал более пятнадцати предложений по решению тех или иных вопросов, часть из них адресована главе города. И никакого ответа
Атанас Атанасов, председатель Сургутского Болгарского землячества,. член Союза журналистов России с 1995 года 14 августа в 15:01
1404 8
​Про 2021 год

​Про 2021 год

Что может потребовать от федерального центра победившая оппозиция? Много чего по мелочи, но главное – денег. И если какой-то регион выступит с таким требованием, и ему сойдет это с рук, присоединятся другие. Возможно, в массовом порядке
Сергей Белановский, социолог, директор по исследованиям Центра стратегических разработок 13 августа в 14:29
1145 8
Больше мнений