16+

​Улётная еда

Как и откуда в самолётах берется бортовое питание? Репортаж из Сургутского сервисного центра аэропорта

Фото А. Андронова
Фото А. Андронова

— Вот вам халат и шапочка. Надевайте, пожалуйста! Волосы обязательно уберите, — дают напутствие работники Сургутского сервисного центра.

Мы послушно выполняем указания. Цель нашего визита — рассказать и показать, как создается хлеб наш воздушный — ланч-боксы с самолетной едой.

— А на бороду тоже шапочку дадите? — шутит фотограф.

— Еще как дадим! Вот, маску наденьте, — отвечает начальник центра Татьяна Журавкина.

Ну что ж, пойдемте...

Транспортировка и распределение

Обстановка — словно в операционной. Вокруг кафель. Стерильные коврики. Бахилы. Раковины с антибактериальными средствами — каждые десять метров. Кодовое слово — СанПиН.

Первый этаж — по большей части административно-логистический. Тут отвечают за транспортировку и распределение. Приемка и хранение продуктов, выгрузка телег в самолеты с помощью специальных автолифтов — все это происходит именно здесь. Кстати, все телеги опечатываются и пломбируются. Сотрудники службы безопасности аэропорта регистрирует номера пломб в журнале.

«Согласно регламенту, мы должны загрузить бортовое питание за час до вылета», — рассказывает Татьяна Журавкина.

«Для каждого борта прописывается отдельный ярлык на телеге, — продолжает руководитель Сургутского сервисного центра. — Тут и вода, и соки, и касалетки (Те самые алюминиевые коробочки, в которых подают горячее в самолете. — Прим. ред.),и одноразовая продукция могут храниться. Все зависит от комплектации. У всех авиакомпаний собственные предпочтения».

Спустя пару минут мы встречаемся со старшим агентом Ириной, она контролирует сбор информации о бортах, собирает заявки и направляет их повару-бригадиру, а он в свою очередь раздает задания по конкретным цехам. Бригадир сидит на втором этаже, где располагается основное производство. Именно туда мы вот-вот направимся, но сначала заглянем в цехи, где продукты проходят начальную обработку.

Предпроизводство

— Ой!

Мимо нас проносится человек в белом с большим подносом в руках. Что в сервисном центре бросается в глаза — так это не прекращающаяся ни на минуту бурная деятельность. Никто не сидит без дела. За одним бортом прилетает другой. Производственные цехи обслуживают порядка 26 авиакомпаний. Кроме того, бизнес-зал

и точки общепита в аэропорту тоже находятся под крылом у Сургутского сервисного центра.

«Цех не останавливается ни на минуту. Он единственный в Сургуте работает круглосуточно,»— поясняет заместитель начальника Сургутского сервисного центра Ирина Шадрина.

В центре 223 сотрудника. Работа по сменам. Пост сдал — пост принял. Только представьте — за год сервисный центр кормит около миллиона пассажиров!

Холодный цех

Мы заглядываем в прохладное помещение. Здесь хранятся заготовки и овощи, нуждающиеся в определенном температурном режиме.

«Как и все предприятия общественного питания, мы получаем продукцию от наших поставщиков. Они заходят через управление закупок, — поясняют работники Сургутского сервисного центра. — Все входит отдельными ингредиентами. Овощи попадают в овощной цех, мясо — соответственно, в мясной. Все проходит обработку и заходит в горячий цех. В свою очередь цех бортового питания готовит для самолетов, а ресторанный — в торговые точки», — объясняет Татьяна Журавкина.

Овощной цех

Затем мы следуем в небольшой овощной цех. К слову, за каждым из цехов закреплены свои сотрудники. Овощной — вотчина Патимат. Она работает здесь семь лет — моет и чистит овощи. За смену через ее руки проходит около 70-80 кг картофеля! Звучит дико, но не пугайтесь за Патимат: она вырезает из корнеплодов «глазки», а всю остальную очистительную работу проводит специальная картофелечистка. Все автоматизировано.

Мясо-рыбный цех

В мясо-рыбном цехе мы спрашиваем: «А какая рыба самая популярная на бортах самолета?»

— Сорта идут по согласованию с заказчиком. Авиакомпании предпочитают хек — рыбу среднего экономического класса, а вот, например, в ресторан предпочитают брать красную форель, — объясняют нам.

— Какое мясо лучше давать пассажирам?

— Ну, это, конечно, курица, свинина, говядина, — говорит заместитель начальника центра Ирина Викторовна и добавляет, что, например, кролик «не заходит». Кролик — это только по индивидуальному спецзаказу.

Кто придумывает меню?

Итак, овощи, рыба и мясо приведены в должный вид. А что из них будет приготовлено? Кто составляет меню?

Этим в Сургутском сервисном центре занимаются инженер-технолог Кристина Литвинцева, заместитель начальника центра Ирина Викторовна, шеф-повар Егор Королев и заведующий производством Людмила Кравцова.

Есть так называемые ходовые блюда. Для ресторана — это классический цыпленок табака. А в самолетах всегда и везде — макароны и сосиски. По словам сотрудников центра, «это такое блюдо, которое нельзя отменить и убрать, потому что оно востребовано». Ну и еще популярны, конечно, рыба, мясо, рис и гречка.

Вся еда свежая. Тем более надо учитывать, что на борту процесс брожения происходит иначе — пища портится гораздо быстрее. Есть жесткие ограничения по питанию, накладывающие свой отпечаток на составление меню.

Поэтому, по словам Ирины Шадриной, в самолете никогда не предложат картофельное пюре или рубленые котлеты. «Это запрещает СанПиН», — отмечает заместитель начальника центра.

Сургутский сервисный центр реализует проекты совместного платного питания. С каждой авиакомпанией заключен договор на предоставление бортового питания. Сотрудники центра делают отдельный акцент на том, что рационы разрабатываются для каждой из компаний отдельно. А еще в центре придумали специальный детский ланч-бокс, в который включены сэндвич, сок и «Киндер-сюрприз» — этакий самолетный «Хэппи Мил».

Есть в сургутском аэропорту и еще одно ноу-хау: в стерильной зоне накопителя работает бортовая тележка с горячим питанием, где можно купить еду в самолет. Нетрудно догадаться, что ее наполнением тоже занимается Сургутский сервисный центр.

Горячее производство

Горячий цех

Жарко и суетливо. Горячий цех работает на полную мощность.

— Правда, что в основном все повара — мужчины? Какое вообще у вас соотношение полов?

— Ну, вообще-то так и есть. Шеф-повара — это мужчины, а вот на выпечке у нас женщины, — делится начальник Сургутского сервисного центра Татьяна Владимировна.

Все строго. Все повара — с соответствующим образованием. Работа тяжелая.

Кстати, к различным праздникам (Пасха, Новый год и так далее) в Сургутском сервисном центре готовят тематические блюда и специальные предложения.

Отметим, что в цехах идут в ногу со временем — в подспорье у поваров и их помощников — современное новое оборудование.

Кондитерский цех

Мы продолжаем наш обзор и идем в «самый вкусный цех» — так назвала кондитерский отдел Татьяна Журавкина.

Здесь пахнет ванилином и теплым хлебом.

Булочки — самая многочисленная продукция: она уходит и в торговые точки, и на борта самолетов.

Никаких кремовых тортов вы в кондитерском цехе не найдете (помните про СанПиН), а вот симпатичные пирожные для бизнес-зала — запросто!

— Здравствуйте, а как вас зовут? Давно здесь работаете? — интересуемся у одного из кондитеров.

— Ольга. Да, думаю, что давно, — отвечает сотрудница, не прекращая ни на минуту раскатывать тесто.

— А что сложнее всего выпекать?

— Если любишь свою работу, то ничего не сложно! В основном мы булочки печем. Бывает, что и хлебушек. Вот — чиабатта за вами!

— Здорово. Сколько у вас за смену получается испечь?

— Примерно 2000-2500 булочек!

Цех ресторанного питания

Насмотревшись на хлебобулочные изделия, мы оказываемся в еще одном аппетитном цехе: здесь готовят ресторанные блюда.

Затем кулинарные шедевры повар передает в специальное окно.

Впоследствии этот роскошный рыбный стейк окажется в какой-нибудь из точек питания Сургутского аэропорта.

Например, в ресторанчике «Таверна».

Цех бортового питания

В свою очередь цех бортового питания занимается едой для самолетов.

Здесь наполняются касалетки и делаются бутерброды. Кстати, разогреваются касалетки уже на бортах с помощью спецоборудования.

Комплектовочный цех

Далее всю получившуюся снедь для пассажиров комплектуют в ланч-боксы.

Упаковкой заняты два сотрудника, а один старший агент координирует все действия, выписывает документы и отправляет коробочки в место назначения.

Сколько ланч-боксов нужно для одного самолета? Говорят, все строго по договору. А как же запасные? Раньше авиакомпании могли положить на запас около десяти процентов от общего количества ланч-боксов. Но во время финансового кризиса все стали чуть экономнее — теперь дополнительная заявка включает в себя всего две порции на случай, если кто-то, например, уронит свой ланч-бокс.

Кстати, вы знали, что для экипажа самолета предусмотрена отдельная еда? К ней предъявляются другие требования. Это могут быть только определенные продукты питания. Например, экипажу нельзя грибы, а пилоты не могут есть одинаковые блюда.

Куда деваются остатки самолетной еды?

Логичный вопрос: куда же поступают остатки еды с бортов и точек общепита ОАО «Аэропорт Сургут»? Их утилизацией занимается ОАО «Аэропорт Сургут». В нем есть печь для сжигания пищевых отходов.

Правильно в народе говорят: поел — убери за собой.

***

Ну а тем временем корреспондентам siapress.ru тоже пора ретироваться из пищеблоков и перестать отвлекать очень занятых людей. Благодарим за вкусную экскурсию и пищу для ума Сургутский сервисный центр ОАО «Аэропорт Сургут»!


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


29 декабря 2018 в 11:45, просмотров: 966, комментариев: 0



QR код


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Сургут за неделю. Очень много трэша

Сургут за неделю. Очень много трэша

Итоги недели от постоянного обозревателя СИА-ПРЕСС
Олег Владимиров 18 августа в 17:31
1175 2
​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

Как это – работать четыре дня в неделю? Да еще без потери заработка, как обещают парламентарии
Олег Владимиров 18 августа в 09:06
967 4
​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

Руководитель Сургутской рыбоохраны Олег Раевский – о югорских браконьерах, вреде от нефтяников и о том, куда делась вся ценная рыба
Илья Низовских 17 августа в 10:13
1635 1
​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

Продуктовый магазин за годы разросся до двухэтажного торгового комплекса
Анастасия Якупова 16 августа в 12:29
2891 16
Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Интервью с известным экономистом об отношениях между Москвой и регионами, закредитованности населения и причинах, почему люди со всей России уезжают в столицу
Артем Мазнев 15 августа в 16:00
2067 2
В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

Спецслужбы продолжают чистить Сайму, а прокуратура начала проверку из-за экологического происшествия
Анастасия Якупова 15 августа в 14:41
876 3
Обращение к депутатам и главе Сургута

Обращение к депутатам и главе Сургута

За последние полтора года я опубликовал более пятнадцати предложений по решению тех или иных вопросов, часть из них адресована главе города. И никакого ответа
Атанас Атанасов, председатель Сургутского Болгарского землячества,. член Союза журналистов России с 1995 года 14 августа в 15:01
1254 8
​Про 2021 год

​Про 2021 год

Что может потребовать от федерального центра победившая оппозиция? Много чего по мелочи, но главное – денег. И если какой-то регион выступит с таким требованием, и ему сойдет это с рук, присоединятся другие. Возможно, в массовом порядке
Сергей Белановский, социолог, директор по исследованиям Центра стратегических разработок 13 августа в 14:29
1042 8
​Бывший куратор имущественного комплекса в Сургуте за месяц успел вернуться в администрацию и снова уволиться

​Бывший куратор имущественного комплекса в Сургуте за месяц успел вернуться в администрацию и снова уволиться

А также переехать в другой город
Анастасия Якупова, Дмитрий Щеглов 13 августа в 12:14
1413 0
Олег Владимиров

​Пакетное соглашение

Во Франции уже довольно давно в магазинах нет пластиковых пакетов – только матерчатые или бумажные. Примерно та же картина в Дании, Великобритании, Ирландии. В Финляндии в магазинах вы найдете аппараты, принимающие старые пакеты на переработку – из них делают новые
Олег Владимиров 13 августа в 08:50
883 9
​Собирайте пожелания горожан до начала дизайна. Если, конечно, они есть

​Собирайте пожелания горожан до начала дизайна. Если, конечно, они есть

Каждый раз горожанам предлагается выбрать только один дизайн из двух-трех уже имеющихся. Мне же хочется не просто выбирать порой из нескольких плохих проектов, наименее плохой, а изначально самому написать свои «хотелки»
Сергей Антонов, сургутянин 12 августа в 12:37
953 3
Что делать, если вы стали очевидцем ДТП

Что делать, если вы стали очевидцем ДТП

До прибытия экстренных служб не стойте без дела, позаботьтесь о пострадавших. Если пострадавших в машине нет, то осмотрите кюветы, ближайший кустарник и траву
Пресс-служба МЧС России по Югре 11 августа в 13:42
766 0
Больше мнений