16+

​Из песни мат не выкинешь?

Эксперты — об использовании обсценной лексики в музыке

«Я считаю, что за мат в публичных местах — как хайп — нужно штрафовать от 10 миллионов рублей. Не на 50 тысяч! Я ничего против Шнура не имею, но когда 80 тысяч лохов стоят и вместе с ним поют три буквы…» — рассуждает продюсер Иосиф Пригожин в интервью изданию «Говорит Москва». Собственно, с этого умозаключения и берет свое начало перепалка об уместности ненормативной лексики, возникшая между лидером «Ленинграда» и мужем певицы Валерии. К слову, она продолжается в соцсетях и по сей день.

Этот конфликт мировоззрений вкупе с последними гонениями рэперов и массовыми запретами концертов (и речь здесь не о случаях возрастного ценза) заставляет вновь обсуждать вечные этические вопросы.

Пост в инстаграм-аккаунте Сергея Шнурова

Где уместна нецензурная брань? Мат — это лингвистическое дно или высшая форма владения языком? Какие взаимоотношения у культуры и обсценной лексики? Можно ли считать любителей крепкого словца невоспитанными?

Насколько обоснованно предавать остракизму музыкантов, в чьих композициях не только «ух», но и «йух»?

Мы обратились к экспертам с просьбой рассказать, откуда есть пошел русский мат, для чего в частушках фигурируют ругательства, как мат регулируется российским законодательством, что музыканту дает использование ненормативной лексики в песнях, и как все это отражается на детской психике.

Мнение филолога о русском мате:

«80 процентов наших граждан осуждают использование мата в быту, СМИ и литературе, и у этого есть историческое объяснение…»

Александра Хадынская, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения СурГУ:

«Мат лежит за пределами даже разговорных форм языка, и такое отношение к нему обусловлено исторически. По самой распространенной теории, матерные слова (а лексическую основу мата составляют четыре всем известных слова, остальное — их производные) возникли в мифологические времена, были сакральными и использовались в земледельческом культе, то есть их не произносили «всуе», а только при обрядах. Позже запрет на них сохранялся, сначала церковью (до 1917 года Россия была православной страной), потом государством (запрет в школах, в печати и пр.).

Мат обладает мощным эмоциональным потенциалом и многофунциональностью, то есть годится для россиянина на все случаи жизни. Но, по современным статистическим опросам, более 80% наших граждан осуждают его использование в быту, СМИ и литературе, и у этого есть историческое объяснение. В фольклоре мат фигурировал только во «взрослых» жанрах и тоже был связан с обрядовой стороной (известные «Заветные сказки» Афанасьева были запрещены в России и даже впервые опубликованы были в Швейцарии). В русской классической литературной традиции, то есть в XIX веке, во времена Пушкина и Лермонтова, мат был также под запретом, хотя всем известны «веселые» стихи упомянутых авторов, но им и в голову не приходило их опубликовывать. Что касается одиозного И. Баркова, то он никогда не печатался легально и ходил в «самиздате».

Все изменилось в XX веке, когда Россия сменила вектор своего исторического развития: церковь перестала быть «заградительным механизмом», будучи отделенной от государства и сама подвергшись гонениям; искусство модернизма, пойдя по неклассическому пути, стало допускать обсценную лексику в «публичном формате» как знак чего-то нового и прогрессивного, а всякое новое, как известно, давно забытое старое — выйдя из «подворотни», где всегда было его естественное место, мат стал «завоевывать позиции» в искусстве, ориентированном на связь с жизнью, документальность и, чего греха таить, на коммерцию.

Современное искусство очень трудно оценить, находясь «внутри», еще недостаточна историческая дистанция, тем более, что появляются новые его формы, не имеющие аналогов с классическими — «новая драма» (новый документальный театр), неклассическая поэзия, перформансы, инсталляции и пр., тяготеющие к синтезу искусства и жизни. И если сейчас действительно в искусстве можно все (искусство не знает запретов, но оно знает традиции!), и любое явление может стать его предметом и может быть отрефлексировано автором, то мат встает в этот ряд авторских рефлексий, как «слово миру».

Но прелесть искусства в том, что в нем всему найдется место, тем более в нашем XXIвеке, взявшем курс на глобализацию. И тем, для кого мат в нем неприемлем (тогда не ходим на новую драму и смотрим академическую – хотя таких трактовок сейчас днем с огнем поискать!), и тем, для кого это единственная возможная форма самовыражения (объединяемся с себе подобными, так сказать, по уровню воспитания и развития). Но в воздухе пока повисает вопрос: последнее происходит от того, что современный автор, как Лев Толстой, «не может молчать», или ему просто «тупо хочется денег», а мат их приносит в лице простодушных, не отягощенных чтением поклонников? Как всегда в культуре, рассудит время. Поживем, увидим. Но мат, вобравший в себя весь многовековой опыт нашего народа и ставший частью «национального культурного кода», думается, и нас переживет…»

Мнение автора-исполнителя:

«Мат для меня — филейная часть русского языка»

Бранимир, музыкант:

«У каждого мероприятия свой формат. У меня вот бывают так называемые цензурные концерты. Хотя бы раз в год у меня есть такой концерт, когда я провожу мощную фильтрацию слов и гигиену собственного лексического пространства, поскольку это тоже жизненно необходимо, чтобы себя проверить, а не разучился ли я говорить легальным нормальным русским языком. Я могу общаться и с матом, и без, но мне больше нравится с матом! Делаю это с большим удовольствием. Мат — это мощное средство эмоционального выплеска. Порой это даже правильное средство коммуникации. Есть такие места, в которых люди могут тебя просто не понять, если ты будешь говорить фразами в духе «не соблаговолите ли, вы, сударь, сказать, в каком направлении мне двигаться». Ха! Вам тогда точно расскажут, куда двигаться!

В целом я понимаю, что мат — это вроде как плохо. Но мат для меня — филейная часть русского языка. В ней тоже, к слову, есть свои виртуозы. Например, прекрасный писатель и поэт Юз Алешковский. Или Михаил Елизаров — потрясающий писатель, который грамотно использует мат в своих песнях.

Виртуоз русского мата — не Сергей Шнуров! Самое дерьмовое, что есть в русском мате, — это песни группы «Ленинград». Там мат ради мата. А есть роскошный мат! Это Шура Каретный. Он прекрасный рассказчик, который выпускался на кассетах. Как выяснилось, он не зэк, а актер театра.

Мат делает речь более живой и хулиганистой, придает драйв.

Радуюсь, когда матерится Никита Борисович Джигурда.

А он очень крутой матершинник. Он делает это с любовью. У меня мат — неотъемлемая часть лексического пространства моих героев».

Мнение композитора:

«Борьба с «матом в искусстве» отдает лицемерием»

Сергей Зятьков, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин:

«Борьба с «матом в искусстве» отдает лицемерием. Нечего на зеркало пенять, как говорится. Художник всегда использует тот материал, который есть вокруг и который «работает» — давая понять, где мы и что мы. Например, читаю сейчас прекрасный роман Марины Степновой «Женщины Лазаря». Думаю, наконец-то красноармейцы матерятся, как в жизни (и это позволяет автору быстро и кратко обозначить многое в происходящем), а не говорят фразы в духе «мне неудобно вас об этом просить, но следуйте, пожалуйста, прочь от охраняемого мной объекта!»

Мнение психолога:

«Реакция взрослого, реакция чиновников формируют негатив в сторону абсолютно нейтрально окрашенных для ребенка понятий»

Татьяна Кургузова, клинический психолог:

«Если говорим о нравственном воспитании ребенка, то не стоит забывать о социальной ситуации развития. Она как таковая состоит в первую очередь из ближайшего окружения, родственников, садов, школ, одноклассников. Культура воспитания формируется там, способы социального взаимодействия, коммуникативные навыки, академический и эмоциональный интеллект, их ноги растут оттуда. Роль культуры и искусства в формировании личности несомненно высока.

Насколько голые тела на картинах и мат в песнях группы «Ленинград» формируют неадекватный профиль ребенка и взрослого человека? Лишь на столько, сколько внимания, чаще отрицательного, вы лично обращаете на это. Реакция взрослого, реакция чиновников формируют негатив в сторону абсолютно нейтрально окрашенных для ребенка понятий и форм выражения, а дальше происходит цепная реакция, закрепляющая нежелательное поведение, выражающаяся именно в этих, уже негативных, понятиях и формах.

Похабные выражения, нецензурная брань, злые слова, грязная речь — название мату в литературе и других видах искусства дает каждый взрослый для себя сам и передает это понимание ребенку. Грамотные взрослые научаются входить в продуктивный диалог с чадом и обрисовывать, объяснять, рассказывать, что к чему. Запрещать концерты ныне популярных реперов — выход действенный, суровый и беспощадный. Еще один выход — рассказать ребенку, что любые формы выражения мысли, даже самые непечатные, имеют более привычные и желаемые аналоги. Выход ли это? Выход. Но не такой простой, а требующей большей ответственности и осмысленности.

Выбор есть всегда: дешево и сердито или ответственно, сложно и более продуктивно. Знать и слышать мат — не всегда значит употреблять».

Мнение этномузыколога:

«Получалось, что матерится не Иван, сын бабы Марии, а черт, которым он нарядился…»

Кристина Руденченко, искусствовед, певица, этнофристайлер:

«В русском фольклоре есть жанры, в которых иногда встречается нецензурная брань. Но давайте разберемся в сути вопроса. Почему и в какое время такая лексика употреблялась? Для начала нужно внести ясность, что традиционная народная культура относится к области особенного — мифологического — мышления. В традиционной культуре также существует четкое разделение миров и бинарная оппозиция «свой-чужой» (свой — это люди, а чужой — все представители иного мира).

В народном календаре крестьянина существуют точки в году, которые допускают определенное поведение, в том числе и по отношению к лексике. Они совпадают с циклами сезонов. Зима-Святки — это ритуальные бесчинства молодежи (обходы дворов ряжеными). Весна-Масленица — это исполнение специальных корильных масленичных песен тем, кто не успел жениться до поста, и тексты там примерно такого характера: «Масленица — белый сыр, а кто не женился — сукин сын». Лето- русалии и день летнего солнцестояния (не во всех регионах России) — это опять же ритуальные бесчинства молодежи у водоемов и костров.

Мифологическое мышление человека традиционной культуры допускает нецензурную брань только в определенные моменты. Они никогда не будут совпадать с постовым периодом.
Так как человека невозможно все время держать в узде, то в моменты ритуальных бесчинств допускалось иное поведение. Крестьяне считали, что границы миров размыты, и в наш мир, где мы нормально говорим, ходим одетые и не делаем ничего, что выходит за рамки приличий, попадают представители мира, в котором все наоборот. Рядились представителями этого мира и таким образом объясняли все поступки. Маска на лице с одной стороны оберегала душу человека от нечисти, а с другой — оправдывала все совершаемые пакости и словоблудие. Получалось, что матерится не Иван, сын бабы Марии, а черт, которым он нарядился.

Вторая ситуация, в которой традиционная культура допускает нецензурную брань, связана с попаданием человека в иной мир. А он везде, где не обитает человек. Это река, поле, лес.

Всем знакомы выражения «леший водит» и «заблудился в трех соснах». Случаи, когда человек теряет географические ориентиры на местности, распространены и в XXI веке. У наших предков была поведенческая памятка. Народные исполнители в экспедициях сообщают: «Нужно встать на месте, раздеться, вывернуть одежду наизнанку и начать ругаться нецензурной бранью». Таким образом леший примет человека за своего и перестанет его водить в лесу.

Частушки «с картинками» (так народные исполнители именуют тексты, в которых встречается нецензурная брань), к которым так любят делать отсылку любители русского мата тоже относятся к жанрам, исполняемым в определенное время.
В повседневной жизни многие моменты можно объяснить с точки зрения рационального мышления, но мифологическое присутствует неизбежно. Думайте сами: что же лежит в основе современных текстов песен, которые изобилуют отборным матом? Авторами овладели представители иного мира и они пытаются спасти свою жизнь, или это просто неумение рифмовать по-другому?»

Мнение юриста:

«Список нецензурных слов нормативно не закреплён»

Вадим Лыков, адвокат:

«В 2014 году в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка в ряд федеральных законов были внесены изменения, касающиеся запрещения использования нецензурной брани. Законом «О государственном языке Российской Федерации» установили запрет на нецензурную брань при использовании русского языка как государственного языка РФ.
Законом «О государственной поддержке кинематографии» запретили выдавать прокатные удостоверения на показ фильма, если такой фильм содержит нецензурную брань.
Постановлением правительства приняты правила, согласно которым на фонограммы, аудиовизуальную и печатную продукцию должно быть нанесено текстовое предупреждение «содержит нецензурную брань».
Кодекс об административных правонарушениях дополнен двумя новыми статьями, которыми предусмотрена ответственность за:
1) организацию публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия;
2) распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения в виде словосочетания «содержит нецензурную брань».
За указанные правонарушения предусмотрен весьма символический штраф: максимальное наказание для граждан – штраф 2500 рублей, для организаций — 50000 рублей. В добавок к небольшим штрафам у правоприменителя могут возникнуть проблемы с привлечением к ответственности нарушителя. В каждом конкретном случае необходимо будет установить, относится ли слово к нецензурной брани. Для этого потребуется проводить лингвистическую экспертизу, так как список нецензурных слов нормативно не закреплен. Вероятно, из-за указанных сложностей практика привлечения к ответственности по этим статьям не сформировалась.
Есть в Кодексе об административных правонарушениях и еще одна статья — мелкое хулиганство. Однако для привлечения к ответственности за мелкое хулиганство виновному лицу мало просто выражаться нецензурной бранью, нужно при этом нарушать общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу. Наказание за мелкое хулиганство — либо штраф до 1000 рублей, либо арест до 15 суток.
Я не против использования нецензурной брани (ненормативной лексики) на концертах либо иных массовых мероприятиях, если на такие мероприятия будет запрещен вход для несовершеннолетних, а на билетах и афишах будет предупреждение «содержит нецензурную брань».


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


18 декабря 2018 в 09:00, просмотров: 1337, комментариев: 5



QR код


Комментарии:
Моби
Полагаю, эта заметка идет на волне «возмущений» концертами рэперов. Так вот хотелось бы заметить, что эти рассуждальщики пусть и дальше друг с дружкой меряются мнениями - тем, кто слушает вышеуказанных рэперов, на мнение этих доморощенных экспертов наложить чуть более, чем полностью.
Мат запретить, потом болезни и старость... и дураков
Dochimacho
Мат очень люблю и уважаю. Я на нем не ругаюсь, а разговариваю. Частенько и предлогов не проскакивает. Это не мешает мне иметь библиографию научных публикаций, немного публицистики, т.е. и литературной классикой с наукообразными оборотами вполне владею.
Невероятно красиво говорила на мате моя бабушка, редко такие знатоки встречаются. Была еще соседка с 4 этажа, т. Нина, прошла лагеря, всегда с беломориной в зубах, очень фактурный человек. Вот она ещё умела с матом обращаться.
Поэтому все это выпяченное лицемерие типа "ах... ах я не матерюсь" дурно пахнет и не говорит совсем о позитивных качествах личности данного человека.
И, да, Сергей Шнуров матькаться не умеет. Да и тексты писать не особо получается.
"Сергей Шнуров матькаться не умеет. Да и тексты писать не особо получается" Здравствуйте Иосиф Игоревич! Какими судьбами в наших краях?
Dochimacho beavis
ё-моё, а у меня в паспорте не "м", а "ж"...чо делать?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Сургутяне жалуются на слишком долгий ремонт лифтов

Сургутяне жалуются на слишком долгий ремонт лифтов

Обвиняют всех: подрядчиков, управляющие компании, Югорский фонд капремонта и даже администрацию Сургута
Анастасия Семихатских Сегодня в 09:31
215 0
​Сургут за неделю. Хочется материнства…

​Сургут за неделю. Хочется материнства…

Итоги недели от постоянного обозревателя СИА-ПРЕСС
Олег Владимиров 25 августа в 18:23
791 0
Наджа-Лига здорового футбола 5х5

Наджа-Лига здорового футбола 5х5

Анна Калугина 23 августа в 17:12
1048 0
​В Сургуте на месте шиномонтажки, где убили чиновников, возводят новое здание

​В Сургуте на месте шиномонтажки, где убили чиновников, возводят новое здание

Горожане считают, что строительство незаконное
Анастасия Якупова 23 августа в 11:48
1208 2
Не использовать новую технологию было бы преступлением

Не использовать новую технологию было бы преступлением

Применение холодного пластика увеличивает затраты на дорожную разметку в два раза, но при этом осмотр показал, что благодаря такому методу разметка остается в почти неизменном состоянии весь год
Рустем Юсупов, эксперт регионального штаба ОНФ в Югре 23 августа в 09:11
620 7
Выборы всякие нужны, выборы всякие важны

Выборы всякие нужны, выборы всякие важны

Если горожанам не интересна судьба своего двора, близлежайшего сквера, убогого ларька перед домом, то также горожанам будет не интересен и выбор нового главы, депутатов и других представителей, что в общем-то не раз показывала явка муниципальных выборов
Сергей Антонов, сургутянин 21 августа в 10:21
1722 44
Сургут за неделю. Очень много трэша

Сургут за неделю. Очень много трэша

Итоги недели от постоянного обозревателя СИА-ПРЕСС
Олег Владимиров 18 августа в 17:31
1915 2
​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

​Закон и порядок 5. Пятилетку за четыре года

Как это – работать четыре дня в неделю? Да еще без потери заработка, как обещают парламентарии
Олег Владимиров 18 августа в 09:06
1204 6
​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

​«Меня один рыбак убить грозился. Говорил, голову отсечет и в проруби утопит. У него немного не получилось этого сделать»

Руководитель Сургутской рыбоохраны Олег Раевский – о югорских браконьерах, вреде от нефтяников и о том, куда делась вся ценная рыба
Илья Низовских 17 августа в 10:13
1973 2
​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

​Больше пяти лет администрация Сургута не может демонтировать незаконное кафе с «блатным номером»

Продуктовый магазин за годы разросся до двухэтажного торгового комплекса
Анастасия Якупова 16 августа в 12:29
3522 17
Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Владислав Иноземцев: «Власти нужно бояться слияния экономического протеста с политическим»

Интервью с известным экономистом об отношениях между Москвой и регионами, закредитованности населения и причинах, почему люди со всей России уезжают в столицу
Артем Мазнев 15 августа в 16:00
2279 2
В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

В Сургуте дети купаются в реке, где разлиты нефтепродукты

Спецслужбы продолжают чистить Сайму, а прокуратура начала проверку из-за экологического происшествия
Анастасия Якупова 15 августа в 14:41
1015 6
Больше мнений