16+

​Ты нас бесишь

Травля в сургутских школах: её нет, или о ней молчат?

Кадр из к/ф "Rebecca of Sunnybrook Farm"
Кадр из к/ф "Rebecca of Sunnybrook Farm"

«Мой ребенок сейчас учится в шестом классе. Когда она была в третьем, в начальной школе Салаховки, произошла такая ситуация: ученики при классном руководителе решили, что завтра будут убивать мою дочь, они обсуждали, как это будут делать. Учитель все слышала. Когда я обратилась к ней, она сказала: «ну что вы нервничаете, это игра и ничего в этом нет плохого».

Мне пришлось позвонить лично Салахову, узнать, как мне отправлять дочь в школу в дальнейшем, кто будет отвечать за ее безопасность. Только тогда классный руководитель забегала. В итоге мальчика-зачинщика перевели в другой класс, а потом он и вовсе стал учиться в классе на год младше.

Дочь я перевела в Салмановку, так как отношения в старом классе были испорчены.

В той ситуации я говорила с ребенком, приводила в пример фильм и книгу «Чучело». Мы ходили к психологу. Но до сих пор дочка боится быть открытой и доверчивой, хотя с педагогами и учениками из новой гимназии отношения хорошие. Тут она начала писать сказки, рассказики, и ее начали публиковать в школьной газете. А в Салаховке над этим смеялись».

Эти СМС первыми пришли на мой телефон, после того, как в одной родительской группе в соцсети я опубликовала пост с призывом отозваться мам и пап, чьи дети подверглись или подвергаются травле в школе.

Буквально в течение двух часов со мной связались пять человек. Правда, трое обратившихся в последующем решили, что не хотят афишировать ситуацию, пусть даже и анонимно.

Буллинг = трагедия

Кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры психологии развития и педагогической психологии УрФУ им. Б.Н. Ельцина Рустам Муслумов в беседе со мной отметил, что в последнее время проблема буллинга в России становится все более актуальной в свете событий, которые произошли в Бурятии, Перми, Стерлитамаке и Керчи: «Очень часто родители детей-агрессоров говорят, что эти случаи — последствия травли в общеобразовательном учреждении».

Естественно, буллинг не всегда приводит к таким ужасным трагедиям. Однако на людей, ставших жертвой этого явления, накладывается отпечаток на долгие годы: «Если ребенок не ощущает себя комфортно в образовательном процессе, то, как результат, он не хочет учиться, реализовываться, идти в школу. В итоге не становится успешным и может не найти своего места в жизни», — говорит Муслумов.

Эксперт отмечает, что травля — это не то, что мы обычно видим в фильмах: когда одного человека физически мучают целой группой, вплоть до макания головой в унитаз. «На практике травля —больше психологическое насилие: когда ребенка игнорируют, обзывают, когда он через некоторое время начинает считать себя неполноценным, и у него формируются те комплексы, которые затем транслируются на протяжении всей жизни, — рассказывает Рустам Муслумов. — Ребенок, которого травили в детстве, не всегда может преодолеть свои комплексы во взрослой жизни, проблема взаимоотношений для него всегда остается актуальной. Он может стать успешным в жизни, все может быть в порядке, но все равно в ситуации конфликта или насилия он будет возвращаться в это детское состояние».

Сургут в норме

По данным чиновников, за три года с 2015 по 2018-й в департамент образования Сургута поступило 31 заявление от родителей о спорных ситуациях в школах: «Все обращения рассмотрены в установленные сроки, спорные ситуации урегулированы».

Также я случайным образом выбрала несколько школ и гимназий Сургута и спросила у их руководства, были ли у них за последние три года случаи травли детей.

В СОШ №1 мне не стали отвечать, отправив даже не в департамент образования, а к советнику главы города (есть что скрывать?).

Директора школ № 31, 20 и 44 сообщили, что жалобы от родителей за это время к ним не поступали.

В гимназии «Лаборатория Салахова» тоже все тихо и спокойно вот уже три года, хотя наша первая история говорит об обратном.

Лишь руководство гимназии имени Ф.К. Салманова безбоязненно отчиталось, что за 2015-2018 годы к ним поступило пять обращений с просьбой родителей разобраться в конфликтах между учащимися класса: «Каждая просьба была рассмотрена, принят ряд мер по урегулированию конфликтных ситуаций».

Отметим, что по информации департамента образования, для предупреждения конфликтов во всех образовательных учреждениях города реализуются комплексные планы мероприятий: проводятся педагогические совещания, советы, заседания, родительские собрания, классные часы и прочее. Созданы школьные службы медиации (примирения), центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Педагоги системно повышают уровень профессиональной квалификации на семинарах, курсах и практикумах. Некоторые из обучений направлены и на профилактику конфликтных ситуаций, в том числе буллинга. Например, «Технологии работы в ситуации буллинга» или «Буллинг как социально-педагогическая проблема».

Директор АНО ЦДПО «Веста», кандидат педагогических наук Наталья Киосе, чья организация проводит обучающие курсы для школьных психологов Югры, отмечает следующее: «Не столько нужно учить психологов, сколько классных руководителей. Иногда сами учителя неосознанно провоцируют появление буллинга. Например, когда кого-то постоянно хвалят или наоборот, ругают. Тогда одноклассники могут сгруппироваться против этих «особенных» детей».

В главной городской кузнице педагогов — СурГПУ мне сообщили, что сейчас будущие учителя уже со студенческой скамьи изучают ряд дисциплин по противодействию буллингу. Продолжительность курсов варьируется от 72 часов в зависимости от конкретного учебного плана.

«При изучении дисциплин акцент делается на характеристике возможных конфликтных ситуаций в школьной среде и их причинах, специфике взаимодействия школьников разного возраста, поднимаются проблемы организации взаимодействия с «трудновоспитуемыми» детьми» и так далее. Особое внимание уделяется технологии и методике педагогической поддержки обучающихся, специфике организации индивидуальной помощи в школьном классе», — отмечают в педвузе.

Бежать не надо

Сургутскую шестиклассницу Катю травят в школе. К сожалению, конкретизировать место обучения родители девочки не решились.

Катя получает высокие отметки, но ее отношения с классом с начала учебного года сильно испортились: мальчики дразнят, а девочки смеются над ней или вовсе игнорируют. Подростка обзывают «подлизой» из-за хороших отношений с учителями.

«Конфликт начался весной, когда лучшая подруга Кати решила, что у девочки не хватает «авторитета и связей с ребятами из других школ». Тогда же она настроила одноклассников против бывшей подружки, — рассказывает мама девочки. — Дочка не хочет ходить в школу из-за насмешек, из-за того, что может получить тетрадью по голове или толчок в спину. Но переводиться в другое образовательное учреждение отказывается (хотя мы предложили такой вариант), потому что ей нравятся преподаватели и качество образования».

Учителя и психологи в школе не в курсе ситуации (или делают вид, что не замечают). Целенаправленно задействовать кого-либо из сотрудников учреждения Катя запрещает, считает, что это усугубит ситуацию.

Действительно, родители часто видят выход из ситуации именно в переводе в другую школу. Но эксперты с ними не согласны — побег помогает не всегда. «Ребенок вновь станет жертвой. Во-первых, потому что у него уже сформировался такой стиль поведения: он горбится, сутулится, даже невинные разговоры трактует как нападение на себя и реагирует неадекватно. А дети сразу все замечают, — объясняет Рустам Муслумов. — Во-вторых, друзья жертвы все равно остаются в соцсетях: они начинают писать его новым одноклассникам. Уход из школы провоцирует агрессоров: мы все равно тебя достанем и накажем. Либо новые одноклассники сами через интернет быстро узнают, что ребенок был изгоем».

По данным городского департамента образования, в 2016 году сменил место обучения 241 ребенок, в 2017 году — 228 человек, а в этом году уже 181 школьник. К сожалению, выделить, сколько сургутских детей перевелись в другие школы города именно из-за буллинга, невозможно.

Бейся на месте

Все эксперты сходятся во мнении, что искоренять травлю нужно там, где она началась. И в процессе для его эффективности должны участвовать все стороны: ребенок, родители, сотрудники образовательного учреждения, ученики и родители агрессора.

Рустам Муслумов считает, что оптимальный способ — когда родитель приходит в школу и обсуждает ситуацию с лицом, которому доверяет: классным руководителем, завучем по воспитательной работе, психологом, в крайнем случае — директором: «Нужно выработать совместные меры. Так как основная выгода агрессора, который унижает ребенка, — поднятие собственного статуса, выходом может стать построение такой социальной среды взаимодействия, где унижение более слабых становится неприемлемым. Условно, в учреждениях можно запустить акции, типа «кто травит других, тот лох» или «кто обзывается, тот лох». Огласка ситуации в большинстве случаев сводит травлю на нет».

«В любом классе есть дети, незадействованные в конфликте, они могут вступиться за жертву, но не делают этого из-за страха. Поэтому надо разговаривать со всеми детьми, и благополучными в том числе», — говорит Наталья Киосе.

Если обращение в школу не помогает, родитель должен пойти вторым путем — через правоохранительные органы: «Для этого нужно собрать доказательства: если отправляют сообщения, сохранить скриншоты. Если портят одежду — зафиксировать повреждения. Если были побои — пойти и снять побои. Главное не оставлять ситуацию такой, как она есть», — утверждает Муслумов.

Яблоко от яблони

Как выяснилось, буллингу в Сургуте подвергаются не только дети, но и сами родители. Мне позвонила Юлия — многодетная мама. Сургутянка отметила, что она и сама столкнулась с травлей, и регулярно наблюдает ее в различных родительских чатах.

«Ежегодно перед какими-либопраздничными мероприятиями более обеспеченные родители травят менее обеспеченных. В чатах пишут, что ты плохой родитель, если не можешь позволить ребенку купить подарок за тысячу рублей, или сдать несколько тысяч на празднование. Те, у кого бюджет ограничен (многодетные, малоимущие), уже боятся возражать, так как тут же начинается давление. Мне, например, в прошлом году в Детской хореографической школе на ЖД задали такой вопрос: зачем вы нарожали столько детей? С намеком, что я не могу позволить себе скинуться на новогодний праздник. И не знаю, на дополнительные занятия деньги откладывать, или на такие вот сборы».

Но это уже другая история. Однако стоит помнить, что родители — главный пример для подражания своим детям.

Для справки:

По результатам современных исследований:

  • Более агрессивными в школе являются мальчики и они же чаще становятся жертвами травли.
  • Пики буллинга приходятся на подростковый возраст с шестого по девятый класс.
  • В младших классах более развита физическая агрессия, в старших — словесная и игнорирование.
  • В группе риска чаще всего оказываются физически слабые дети, гиперопекаемые родителями, ябеды, вундеркинды, играющие роль «шута», двоечники, любимчики учителей, болеющие заболеваниями, выделяющими их из коллектива и дети, не обеспеченные современными электронными новинками, или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям.

Кстати:

В некоторых школах Швеции есть специальные «антибуллинговые» отряды учеников. Их главная задача — защищать школьников с первого по девятый класс от агрессии и насилия со стороны одноклассников.

45% российских подростков в возрасте от 8 до 17 лет сталкиваются с травлей


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


08 ноября в 11:36, просмотров: 1694, комментариев: 15



QR код


Комментарии:
крокодил
Есть такая проблема. И всегда была.
Дети в этом возрасте очень жестоки. Стайка выбирает слабого, непонятного, издевается, остальные посматривают думая про себя - хорошо, что не со мной.
Осознание приходит потом, с возрастом.
Швондер
В салаховской это, вероятно, разновидность кайфа
Ринат Кадыров крокодил
ладно если смотрят, хуже когда пытаются самоутвердиться за счет другого
Будулай Алмазов
Раньше духовитость во дворах закалялась. А сейчас дети домашние. Из -за компьютера и сразу в коллектив, который не выбирают.
Моби
в 10 школе нормально всё - там и директор нормальная, и родители на собраниях быстро буллерам набуллят.
альберт леонов
Нашли проблему.. Она всегда была есть и будет в школах.. Психологи в школах есть, но они не работают, классным руководителям не дают работать, они то и делают что ненужные отчёты всем подряд пишут. Да и родители ябеды, жалуются по любому поводу. Хотя забывать начали свои прямые обязанности по воспитанию своих же детей. Думают в школу о дали и все? А вот не так, надо и уроки учить и заниматься детьми, а не перекладывать на школу.. В школе всегда были драки и группировки и не только у нас, они везде. И маменькинвз сыночков били всегда , это жизнь, реальность а не отчёт психолога о проделанной работе. Отчёты и слова они умеют красиво говорить, а с детьми кто работать будет? Правильно родители..
Моби альберт леонов
психологи бесполезные существа, причем не только школьные, это верно
Моби альберт леонов
"И маменькинвз сыночков били всегда , " - воувоу, ну попробуй в нормальной школе побей, огребешь быстро
Ринат Кадыров Моби
весь город в 10ой не поместится или другие есть?
Ни каких психологов никогда не было .Писали в дневник - "..без родителей не допускается ",Само собой неприятности у родителей на работе ,после чего следовали соответствующие методы вразумления дома.
И успеваемость детей сотрудников висела на видном месте и на ковер вызывали.Сейчас как-то всё самоустранилось.
Моби Ринат Кадыров
Ну я просто поделился опытом, не надо все туда, там нлрмальные дети учатся
Моби kosha
Женщина, при чем тут работа??? Какая успеваемость на какой работе висела, вы что несете??? И да, в нормальной школе попробуй правила нарушить, будут и родители в школе, и ИДН
Ринат Кадыров Моби
Радует что хоть гдето им нашлось место
Миледи
Травля одноклассников - это было и будет. С этим нужно либо бороться самостоятельно, либо просто пережить этот период. ИзС детьми все ясно. А вот у нас в школе любила маслица в огонь подбавить и наша классная руководительница. Прекрасно зная проблемы каждого ученика (по крайней мере, знать это - обязанность классного руководителя), она любила прилюдно, при всем классе, унизить, высмеять. У нас были ученики из сложных семей с проблемами, т.е после школы они продолжали испытывать стресс. Как они это все вынесли? Эта женщина работает в школе уже много лет, работает по сей день. Еще долго от более младших ее учеников я аналогичные истории слышала. Сейчас вроде строгос этим стало, может хоть сама изгаляться перестала над белыми воронами, которым и без того не сладко. И ведь наверняка она не одна такая.
kosha Моби
Вы наверное в советский период не жили.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Сургутяне жалуются на серьезные задержки выдачи документов в регпалате

Сургутяне жалуются на серьезные задержки выдачи документов в регпалате

Представители ведомства комментировать ситуацию без официального запроса отказались
Константин Шперлинг Сегодня в 19:35
19 0
​В Сургуте произошло редкое для нашего времени событие – рождение тройни

​В Сургуте произошло редкое для нашего времени событие – рождение тройни

По статистике один такой случай приходится на десять тысяч родов
Людмила Захарова Сегодня в 12:37
721 1
«Повышение цены - один из зарекомендовавших себя методов борьбы с любой проблемой»

«Повышение цены - один из зарекомендовавших себя методов борьбы с любой проблемой»

Главный врач Центра медицинской профилактики Югры Алексей Молостов о возможном подорожании колбасы
Анна Богдевич 19 ноября в 15:24
561 4
​Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда

​Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда

Сказочная история продолжается: фильм порадует несколькими новыми, но уже знакомыми персонажами. В этот раз история не стала ждать несколько частей, а помрачнела сразу со второго фильма. И получилась некая шипучая смесь
Светлана Мосендз, кинолюбитель 17 ноября в 21:50
840 1
Необходимо помнить, что в отлове единственный сценарий для попавших туда животных — мучительное ожидание смерти и убийство

Необходимо помнить, что в отлове единственный сценарий для попавших туда животных — мучительное ожидание смерти и убийство

Ответ зоозащитников на статью «Из 50 щенков выжили восемь»
Волонтеры группы «Помощь собакам усыпалки в Сургуте» 16 ноября в 10:18
687 3
Из 50 щенков выжили восемь

Из 50 щенков выжили восемь

В сургутском «приюте» из-за нехватки волонтеров умирают вызволенные из отлова животные
Лилия Сулейманова 15 ноября в 16:14
2341 6
​Детский сад — или камера хранения?

​Детский сад — или камера хранения?

Можно ли считать дошкольные учреждения Сургута образовательными
Анастасия Якупова 15 ноября в 08:16
801 9
​В Сургуте вырастут объемы вводимого жилья

​В Сургуте вырастут объемы вводимого жилья

Разбираемся — а нужно ли оно нам?
Лилия Сулейманова 14 ноября в 17:05
1029 4
Домой — переодеваться!

Домой — переодеваться!

Может ли учитель выгнать с урока за неуставной вид или яркие волосы, и каковы главные вопросы к школьной форме у родителей Сургута
Анастасия Якупова 13 ноября в 16:52
1029 27
Валерий Соловей: «Только 20 процентов граждан считают Россию великой державой. Остальные видят, что никакая она не великая»

Валерий Соловей: «Только 20 процентов граждан считают Россию великой державой. Остальные видят, что никакая она не великая»

Интервью с историком и профессором МГИМО о том, как пенсионная реформа сплотила население, какой главный принцип в российской политике и что важного произойдет в 2020-2021 годах
Артем Мазнев 11 ноября в 19:09
21587 26
Больше мнений