16+

​Табу бу-бу…

Почему скандал с выставкой в «Порту» — это хорошо

Табу́ — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания. (Википедия)

Несколько дней назад на муниципальное учреждение «Порт» обрушилась долгожданная и заслуженная слава. Концептуальная выставка под незатейливым названием «Табу» по-настоящему всколыхнула передовую общественность, заставила горожан дискутировать на темы, доселе неслыханные — а именно о нравственности, эстетике и (пишу с придыханием, слегка закатив глаза), духовности. Скандалы, которые раньше могли себе позволить только культурные столицы, наконец-то пришли и к нам. И это, безусловно, свидетельствует о взрывообразном росте культурного уровня Сургута.

Склоки подобного рода происходят тогда, когда лучшие представители народа, движимые исключительно прекрасным нравственным порывом, не могут оставаться в стороне от тех безобразий (на их взгляд), которые творят представители творческой интеллигенции. И не то чтобы эти достойнейшие во всех отношениях дамы и господа являлись экспертами в области искусства — они с большим удовольствием простоят несколько дней в очереди, чтобы расцеловать кусочек старой ткани или фрагменты расчлененного трупа, чем будут ходить на выставки и спектакли, ими же критикуемые. Но кто как не они защитят Русь-Матушку от, на их взгляд, скверны, рождающейся в головах творческих людей?!

Почему же я так радуюсь этой возне и считаю, что она показатель культурного роста нашего города? Дело в том, что конфликт — это всегда столкновение как минимум двух сторон. Так складывается, что в городах провинциальных много простых, хороших и патриотично настроенных людей, готовых встать на защиту чувств верующих и действующей власти, которую они отождествляют с Родиной, а вот людей творческих маловато. Люди творческие по ряду причин засели в городах покрупней и делают там то, что считают нужным, будоража тем самым неугомонных поборников нравственности. И то, что в нашем северном провинциальном городишке случился скандал, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям, показывает, что у нас выросли и воспитались по-настоящему креативные творческие личности, способные создавать захватывающий творческий продукт.

А вообще конфликт — это хорошо. Только в форме конфликта, трудностей преодоления происходит рост чего бы то ни было, в том числе и развитие общества. Поэтому я хотел бы от всей души поблагодарить все стороны, участвующие в этой захватывающей истории.

В первую очередь организаторов и участников выставки «Табу». Считаю, что мне очень повезло, что я на ней побывал. Так точно, с тонкой иронией и с безупречным художественным вкусом раскрыть эту тему по силам только по-настоящему одаренным людям.

Во-вторых, ребят из РОО «Русский дух», которые как никто много сделали для раскрутки и популяризации выставки, разместив на своей странице фото картин, которые увидели тысячи людей. В том числе очень понравившуюся мне картину с мужчиной в длинной одежде с крестом на груди, который подглядывает под юбку девушке, а также этого наглого выскочку Навального.

В-третьих, властям. Они молодцы! Так точно почувствовать, что от них требуется, чтобы из обычной выставки превратить это в настоящий перформанс городского масштаба! А это можно было сделать, только запретив выставку. И они это сделали, добавив последний символический пазл в этот скандал, войдя в историю сургутской культуры как чиновники, запрещающие запрет или, вернее, табуирующие табу.

Как здорово, что они не пошли по пути здравого смысла, попытавшись рассуждать следующим образом: «Так-так, эти молодые художники совсем отбились от рук, вытворяя такое. Но они как молодые художники, видимо, выражают то, что интересует их поколение, причем молодых и, видимо, думающих людей. Так-так, а может быть, мы отстали от жизни и в их интернетах сидят люди, которые формируют мировоззрение молодежи, принципиально отличное от людей, сидящих в телевизорах и формирующих мировоззрение более взрослых людей?! Черт, а тут еще указание сверху — найти общий язык с молодежью, не пускать их на митинги, особенно перед выборами. Так-так, а может, мы не будем пороть горячку и попробуем взаимодействовать с этими молодыми художниками, которые не только выражают мировоззрение значительной части молодежи, но и являются их лидерами общественного мнения?..»

Ну и конечно, огромное спасибо жителям, принявшим участие в обсуждении на этот раз не бытовых вопросов, вопросов комфорта или благоустройства, а вопросов, относящихся к теме нравственности, искусства и свободы самовыражения.

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ruили на vk.com/siapress. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


25 мая 2017 в 11:40, просмотров: 2960, комментариев: 29



QR код


Комментарии:
Мудрец
Как я понял автора данной статьи - любой кто напишет на заборе популярное слово из трех букв - это уже художник, достойный того, чтобы его защищали. А как же иначе - свобода слова, свобода самовыражения. Не так ли, господин Глинских?
Сергей Глинских Мудрец
Если слово или забор будут претендовать на то, что это произведение искусства то безусловно ДА. Спасибо за господина, мне правда очень приятно.
Марина Соболевская
Сергей, спасибо Вам за статью!!! Полностью разделяю, хоть я и из другого поколения. Наши чиновники всё еще живут в прошлом веке с опаской - как бы чего не вышло!!! Стыдно и глупо поступили....
Мудрец Сергей Глинских
Не любое произведение искусства достойно защиты и охраны. А только лишь имеющее художественную ценность. Это вам любой специалист по искусствоведению скажет. А имеет хоть какую-то художественную ценность то, что было выставлено в "Порту". Большой вопрос....
Альберт Леонов
А как же не целевое?!
Значит можно тратить бюджетные деньги "по своему" усмотрению?
Сергей как всегда проходит поверхностно, он был на выставки, она ему понравилась, решил встать грудью на защиту искусства, коим он считает то, что было представлено в Порту.
Вобще не задевает то, что вызывает глубинные вопросы, нравственные, которые переступают черту, делающие пример для подражания, определенной категории извращенного сознания. Совсем недавно вся страна корила на чем свет стоит поведением «хабаровских живодерок». Но им в голову не пришло назвать свои деяния над животными - "работа над экспонатами", так бы художницами стали. Новое видение автора.
Суть претензий проста, ответов нет на них.
Сергей Глинских Альберт Леонов
Альберт, искренне хочу ответить на твои вопросы суть которых проста. Объясни еще раз по пунктам в развернутом виде.
Альберт Леонов
Конечно, это же весело, всего лишь чучело и не более того.
Вспомните "хабаровский живодерок", они ведь тоже начинали с безобидных шуток, веселые такие, пока не попались.
Сергея понять можно, встал грудью за новое искусство!
художники - они такие ранимые, их каждый может обидеть....
Не специалист в области современного искусства, не могу судить ценность той или иной работы "мастеров", но причем тут пропаганда насилия над животными? Это сейчас модно?
Надоело мне быть "ломом". Просто вспомни как вскрывал сам траты городского бюджета. И будь последователен.
Eugene Stallionov
"Ну и дуб ты, Василий Иванович!"
Повторяю: ни художники, ни организаторы выставки к плюшевому живодерству отношения не имеют.
Альберт, вот представь гипотетическую ситуацию: некий музей организовал, ну, предположим, выставку "50 оттенков Сталина" с портретами Отца всех народов, и пришел на эту выставку некий гражданин, где от избытка чувств начал рукоблудствовать на лик Вождя. Всё это попало в объективы фотографов, а потом и в соцсети, где вызвало возмущение озабоченных нравственностью масс. Так вот, скажи мне, как юрист — юристу, кто в данной ситуации виноват: организаторы выставки или несдержанный в проявлениях своей любви сталинист?
Дмитрий Крылов
В творчестве Константина Симонова есть такая пьеса под названием "Чужая тень":

https://mybook.ru/author/konstantin-simonov/chuzhaya-ten/

...написанная в духе искренних убеждений автора об опасности низкопоклонства перед Западом. Как пишет в воспоминаниях сам Константин Михайлович, тема "о вреде и духовной нищете низкопоклонства" в момент написания пьесы была ему "близка". Главный герой произведения ученый Трубников человек честный, но пытаясь напечатать свои труды за границей, неожиданно ставит себя в положение потенциального предателя своей страны. Согласно первоначальному замыслу финал пьесы не должен был оставлять сомнений у публики, что Трубниковым в конце концов займутся "органы".

Ознакомившись с пьесой, позвонил по телефону Сам лично и велел исправить концовку. Почему-то ему захотелось "простить" главного героя. "Как это практически сделать, вы знаете сами. Когда исправите, то пьесу надо будет пустить", - распорядился Он.

И как это связано с выставкой в "Порту"? - спросите вы.

Дело в том, что пьеса была номинирована на Сталинскую премию, и в связи с этим обсуждалась на секретариате Союза писателей. Соратники Симонова, не подозревая, что пьесу редактировал Великий и Ужасный лично, не могли удержаться и резко высказались против "капитулянтского конца", требуя, чтобы ученого арестовали прямо "на глазах у зрителя". Искусство же должно отражать реальность, не так ли?

Фадеев, другой советский писатель, узнав потом "тайну" от самого Симонова, "долго и заливисто хохотал и сразу после этого, без малейшей паузы, стал совершенно серьезен". "Да, посадил ты нас в лужу", и "...другой раз ты должен хотя бы мне сразу говорить о таких вещах. А я в свою очередь - тебе".

А как это связано с "Порту" сказал сегодня Владимир Владимирович, правда, высказавшись по другому поводу, но вполне подходит. "Да дураки" (с).
Dochimacho
Сергей, спасибо за статью. Все верно на мой взгляд.
Вчера разговаривала с представителем надзорного ведомственного органа по выставке. Меня сейчас волнует одно - возможные репрессии по отношению к администрации и сотрудников Порта. Обещали, что крови не будет. Но говорили, что и выставку демонтировать полностью не будут. Прихожу домой, а по Яндекс новостям идет информация, то выставку демонтируют. Фестиваль глупости, конечно.
Думаю, что темку читают ребята из Порта. Так вот, обращаюсь к ним. Ребята, вы молодцы и умницы. выставка состоялась, поздравляю. Теперь, особенно после такой рекламы Управлением по культуре, на нее пойдут. Есть смысл договориться об экспозиции с частными залами - Вавилон, Аквилон и пр. развлекательные центры. Попробуйте!!!
Dochimacho Альберт Леонов
Альберт, съездите в музей д. Русскинская.
И второе, Порт - автономное учреждение и потому выставка эта могла пройти и на заработанные деньги, а не бюджетные (да собственно как и у БУ). И цена вопроса по выставке не думаю, что высокая.
Для моралистов, ужасающихся обнаженки: посмотрите художников Возрождения (Даная Рембранта, к примеру), Кустодиевских красавиц, Зинаиду Серебрякову, Дали и Матис, т.е. тех авторов, кто уже признан миром искусства. Да, в конце концов, обратите внимание на искусство Древней Греции и Рима. И порассуждай дальше о морали.
Человек Творческий
Автор выразил свое мнение, но оно не есть правильное, у каждого оно свое. Можете спорить продолжать, а самое печальное, для всех вас, людишек, что всем вам жить на этой планетке вместе, до конца ваших жизней. Удачки.
Человек Творческий
Ой, да, кстати, проект "Человечество", гораздо интереснее чем ушедший в небытие проект "Табу".
Dochimacho Человек Творческий
А Вы с какой планеты? Неужто САМ?
444 Dochimacho
Ну вот! Так держать! "Ребята, вы молодцы и умницы. выставка состоялась, поздравляю." Полностью с вами солидарен! А то вчера...
Сергей Глинских
Зашел сейчас на Сиа-пресс, посмотрел количество дизлайков и обомлел. Испытал чувство настоящего отчаяния. Откуда? Откуда столько-то, а? Ведь еще пару часов назад когда просмотров было около 450 за было 23 против 3, а теперь больше 60-ти. Для нас блогеров каждый дизлайк это как серпом по...
в общем вы понимаете мое состояние... Но есть и положительные стороны. По крайней мере теперь мной точно установлено, что граждане терпимо относящимся к разным проявлениям в творчестве являются жаворонками и активно читают прессу в первой половине дня, а "скрепоносцы" совы и активизируются во второй половине дня. Иначе чем можно объяснить такой резкий рост дизлайков ума не приложу. Есть конечно версия, что я пишу всякую фигню, но я гоню такие мысли прочь. Хотя может быть есть и еще версии, а?
Швондер
Сережа, не млей. Ты же большой малчек
Surgutman
Эх , ребята! Вы не заметили как отреагировала официальная власть!?На сайте горадминистрация заклеймила выставку как " Несанкционированную"! По аналогии с митингами! Во как, может еще и срок кому впаяют?
Иван Иванов
Я ничего не понял, что написал этот странный человек, глинский вроде хотел за умного сойти, не получилось
Лапоть
Сколько негодующих комментаторов были на той выставке? Леонову рекомендую ознакомиться с творчеством художника Верещагина.
Альберт Леонов
спасибо за заботу о повышении моего культурного уровня.
для особ одаренных и думающих что "мне чуждо искусство", скажу:
у меня есть картины сургутских художников, мастеров художественной школы Омска, Бурятии, Екатеринбурга причем в оригиналах и не прячу эту красоту, она в свободном доступе, разные стили, разные техники.
И любой желающий может прийти и посмотреть, даже потрогать руками может.
http://artsalon55.wixsite.com вот тут выбирал часть полотен и привез в город.
444 Сергей Глинских
Сергей! Да одного единственного тролля достаточно, чтобы за пять минут накрутить дизлайков до бесконечности. И редакция СИАПРЕСС об этой уязвимости знает. Просто не обращайте внимание.
Альберт Леонов
Палачи у меня есть...
Альберт Леонов
Художница Эрин Эйнбендер запустила акцию «Конусы славы», с помощью которой она рассчитывает найти приют для собак-спасателей.
Лапоть Альберт Леонов
Сайт по ссылке не работает.
Альберт Леонов
http://artsalon55.wixsite.com/art-salon-omsk
а так
Саша Алексеев
Статья густо замешана на совершенно обоснованной иронии, только вот радости от внезапной "столичности" сургутской культурной среды я, всё таки, не почувствовал. Может быть потому, что проявились только самые нелепые и удручающе качества околокультурной сургутской администрации и обывателей. Абсолютно надуманных, нарочито параноидальных претензий, поступивших от сталинистов, хватило для срабатывания новомодного запретительного рефлекса властей.
А самое печальное, что, после всех имеющихся прецедентов, решение администрации не вызывает ни у кого ни малейшего удивления. Вектор официальных культурно-художественных приоритетов обозначен, а это страшно само по себе, куда бы этот вектор не указывал.
Потуги Леонова сотоварищи пожалеть плюшевую собачку и городской бюджет смешны. Но всю их демагогию мы обязаны принимать и уважать, как личное мнение, терпеть пафосные сентенции про скрепы и устои, дабы ненароком не задеть чьих то чувств и веры. Это обязанность человека, решивших считать себя культурным.
То, что обыватели и профаны отказывают любому мнению, кроме своего, в праве на существование, прямо указывает на их культурный уровень и глубину их художественной оценки. И всё это вполне можно пережить, даже находясь в явном меньшинстве, просто абстрагировавшись.
Но только до тех пор, пока определенные жизненные позиции совершенно личного характера не попадают в зону юридических норм и правил. Пока не вводятся официальные скрепы и казенные художественные ценности, с простой довольно таки целью - узаконенное насилие одних над другими, по нехитрому идеологическому принципу.
Вот чего стоило бы действительно опасаться, а, по нынешним временам, может быть уже и противостоять. Только вот универсальный способ для такого противостояния мне не известен, вероятней всего, что каждый вынужден определить его для себя сам.
nk-surgut@mail.ru
Что-то в этот раз Глинский перегнул. Вроде все верно сказанул, подтекстом про «экспертов» от искусства, которые «с дуба рухнули». Но тут же, сам прослыл офигенным «экспертом» в области религиозной культуры – «…они с большим удовольствием простоят несколько дней в очереди, чтобы расцеловать кусочек старой ткани или фрагменты расчлененного трупа…». Видимо тоже – «движимый исключительно прекрасным нравственным порывом». И тоже, наверное, в этот раз, сидя на дубе, том…
Человек Творческий
Сейчас я изложу факты, можете ставить дислайки, сути они не меняют.
"Сиапресс" - получают доход с рекламы, зарплата "сотрудников", начисляется исходя из прибыли. "Журналисты", которыми себя любят называть эти "сотрудники" - не аккредитованы, ка журналисты. По этому, в "Сиапресс" может "писать" и выражать свое мнение практически любой желающий, а не освещать то, или иное событие. По большему счету, все эти "сотрудники", пишут, о своем мнении, а не рассказывают, о событии.
Призвание журналиста, передавать информацию, о происходящем, а не выражать свое мнение.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

Юрий Нуреев

Полнейший непрофессионализм! Только вот чей — строителей? проектировщиков? администрации?

Кусок дороги в 500 метров (!!!) в нефтяной столице региона (если не страны) построить не могут в течение четырех лет даже при достаточном финансировании
Юрий Нуреев Сегодня в 12:04
228 1
​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

​Жители частных домов в Сургуте жалуются на завышенную цену за вывоз мусора

На решение этой проблемы понадобится минимум год
Анастасия Якупова Сегодня в 08:27
300 0
​Приговор

​Приговор

А с этими-то что делать? С лжесвидетелями-полицейскими, которые «своими глазами видели, как Павел скандировал неприличные лозунги, кем-то руководил и вообще ожесточенно сопротивлялся»? С их командирами? С судьей?
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 19 сентября в 09:25
533 3
​Правосудие – основа государства

​Правосудие – основа государства

Защите Устинова не дали возможности представить всю доказательную базу! Это действительно несправедливо
Ринат Айсин, депутат думы Югры 18 сентября в 21:13
1005 14
Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Жителей ветхих домов в центре Сургута расселяют в поселок на краю города

Некоторые потенциальные новоселы такому решению чиновников не рады
Полина Амирова 18 сентября в 09:23
7791 7
​Справедливая судебная система. Не для всех

​Справедливая судебная система. Не для всех

Все уже привыкли к новостям о том, что люди, своровавшие сотни миллионов, избегают уголовной ответственности, в то время как кого-то сажают за булку хлеба или брошенный в силовика пластиковый стаканчик
Сергей Большов, корреспондент siapress.ru 17 сентября в 16:19
1720 30
Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Как завершается ремонт дорог на улицах Республики, Рабочей и Сибирской // ФОТО

Рабочая группа думы Сургута провела очередную выездную проверку
Редакция СИА-ПРЕСС 17 сентября в 14:12
894 0
«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

«На матчах из зрителей только близкие люди, зеваки редко заходят»

Сургутский вратарь о футболе, детях, таланте и фарте
Илья Низовских 16 сентября в 18:00
956 1
История одной ямы

История одной ямы

О том, как лужа мешает жить целой улице
Алёна Кожевова 16 сентября в 11:09
684 0
​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

​Государство ответило на успех «Умного голосования» разгромом ФБК Навального

Накануне ранним утром по всей России прошла беспрецедентная полицейская операция с привлечением всех силовых структур
Александр Мазурин, читатель siapress.ru 13 сентября в 09:32
1210 15
Больше мнений