16+

​«Модерн» как аспект психиатрии

Что же все-таки стоит сделать с многострадальным жд-вокзалом в Сургуте?

Интересно наблюдать за дискуссией о сургутском железнодорожном вокзале. Дело в том, что все 50-80-е годы прошлого века — это сплошной модерн. Это великий период в мировой и советской, в том числе, архитектуре. Начиная от Ле Корбюзье с его Виллой Савой, продолжая Оскаром Нимейером с его Бразилией (столицей) и заканчивая Государственным Кремлевским дворцом Посохина... ТЮЗы, дома пионеров, речные и железнодорожные вокзалы, дворцы культуры — в каждом населенном пункте что бывшего СССР, что мира обязательно найдется образчик модерна или постмодерна. Архитектурное направление было настолько массовым, что современники не очень-то и обращали на него внимание: ну, модерн, и модерн, подумаешь... Еще бы! Ведь пресловутые пятиэтажки-«хрущевки», пришедшие к нам на самом деле из Франции (советские проектировщики элементарно слямзили типовой проект у «проклятых капиталистов»), — тоже модерн!

В Сургуте постмодернистких зданий много, уже хотя бы потому, что большинство производственных и офисных зданий того времени, а также школ, детсадов и больниц — все оттуда, из наследия старика Корбюзье... (СИА-ПРЕСС ЦЕНТР, кстати, мы строили по всем канонам постмодернизма, так что великий француз был бы доволен). Кубические формы, ленточное или панорамное остекление, атриумы, холлы и широкие лестницы... Архитектурный стиль настолько стал функциональным, что, как табуретка Тона или румынская стенка, перестал восприниматься, собственно, стилем.

Однако, несмотря на массовость и утилитарность, модерн рождал шедевры. Сургутский вокзал, брат-близнец павлодарского вокзала в Казахстане, — один из немногих шедевров настоящей модернистской архитектуры.

Павлодарский брат-близнец нашего вокзала

Сургутский вокзал красив. Функционален. Удобен. Архитектурно сбалансирован. Рассуждения о его красоте или уродстве, о соответствии времени, об удобстве — какой-то базарный шум, за которым прячутся некомпетентность, бесчувственность

и элементарное стремление поорать на любую тему, лишь бы был повод. На фоне унылой сургутской архитектуры это редкий образец выразительности и осмысленности. Более того, это ворота города, которыми пользуются десятки тысяч земляков и наших гостей.

Я даже не понимаю, зачем глава города Вадим Шувалов пустился в спор с каким-то «умником» относительно того, шедевр наш вокзал или г***но. Было бы куда практичнее дискутировать с собственными подчиненными из департамента архитектуры,

более чем благосклонно воспринявшими представленного общественности наряженного в ядовитые и несочетаемые краски монстра — именно так «зодчие» из Сибжелдорпроекта видят реконструкцию вокзала. Собственно,

проблема не в том, что обыкновенные граждане далеки от архитектурных стилей и нюансов, а в том, что именно архитектурные власти не понимают в этом ничего — отсюда и пугающие своей пошлостью и историческим нигилизмом проекты.

Ведь что предлагается?

Белоснежный мраморный фасад вокзала (много в Сургуте вы помните мраморных фасадов?) замуровать в керамо-гранитный или, что еще ужаснее, железный макинтош цвета, простите, обдриставшегося слона. Еще со времен маэстро Унжакова, бывшего главного архитектора Сургута, пошла эта странная мода «украшать» здания металлосайдингом самых ядовитых расцветок.

Не надо быть профессиональным психиатром, чтобы в нездоровой любви к симбиозу несочетаемых ярко-синего и буро-малинового обнаружить прямую взаимосвязь с тяжелыми неврологическими отклонениями.

Позвольте маленькое отвлечение.

Однажды Сургут в результате реконструкции уже лишился еще одного памятника модернистской архитектуры, которым являлся дворец культуры «Энергетик».

Как известно, подобное архитектурное решение для административных зданий, в том числе домов культуры, отечественные строители позаимствовали у… Третьего рейха. Есть множество свидетельств «конкуренции» гитлеровских и сталинских проектировщиков (например, см. здесь), что привело к поразительному сходству архитектурных подходов двух эпох, прозванному в итоге «тоталитарным стилем». Впрочем, великий Мис Ван дер Роэ от этого не стал «тоталитарным» архитектором, как и Алексей Щусев — архитектором «коммунистическим»; эпохи диктаторов, которым они рисовали проекты, давно минули, а их имена навсегда остались в галерее выдающихся модернистов.

Так вот, после смерти Сталина в СССР разработали типовой проект дома культуры — на основе подобного объекта в Германии. С теми или иными изменениями такие клубы строились во многих городах страны: менялись объемы, фасады, вместимость, но типичными оставались входная группа, служащая открытой сценой или трибуной для массовых уличных мероприятий и митингов, симметрия широких лестниц, кубические формы. Внутри сооружение тоже соответствовало канонам «тоталитарного модернизма», в частности, в холе предусмотрена антресоль, где как бы в общем помещении со всеми, но выше и изолированно могла находиться «элита»…

Широко известная карикатура английского автора Осбера Ланкастера (1930 г.) — одно из множества свидетельств заимствования архитектурных решений у Третьего рейха советскими проектировщиками, что привело к поразительному сходству архитектурных подходов двух эпох, прозванному в итоге «тоталитарным стилем»

ДК «Энергетик» был красивым зданием с фасадом из бело-розового мрамора с четкими пропорциями. Сегодня, после возникновения странных полукруглых пристроек и нелепого крыльца с фальш-колоннами из диснеевского мультика, облицованный пресловутым керамогранитом, он мало чем отличается от скопища подобных банальностей.

Слава богу, это не относится к его содержательной деятельности…

Но вернемся к вокзалу.

Сам он в результате «реконструкции», по подобию с ДК «Энергетик», должен лишиться своей архитектурной формы, напоминающей то ли нагромождение ледяных глыб, то ли всполохи северного сияния (в любом случае вызывающей осмысленные, а не рефлекторные эмоции) и превратиться в сине-малиновую кучу этого самого г***на. Проектировщики (некие архитекторы из РЖД, которым вокзал формально принадлежит) подумали, конечно, не только о форме, но и содержании. Должен быть реконструирован перрон, внутри появятся (внимание, 21-й век на дворе!) траволаторы.

Ну и, конечно же,

реконструкция совершенно не подразумевает комплексного подхода к преобразованию всей прилегающей территории. То есть весь хлам, окружающий сургутский вокзал во всех сторон, останется на своем месте.

А видится так.

Модерн — значит, модерн.

Отмойте фасад, замените окна на современные витражные системы, сделайте входы-выходы безбарьерными, организуйте логистику привокзальной площади. Внутри — то же самое: отскребите грязищу, приведите в элементарный порядок все помещения, сделайте качественное освещение, поставьте панорамные лифты, установите те же эскалаторы и траволатры, мебель… К перрону постройте остекленные тоннели (западный и восточный, распределяющие потоки пассажиров) с траволаторами, из которого на просторных лифтах и эскалаторах можно попасть к каждому пути.

Предложенный проект «реконструкции» что-то из этого предлагает, но как?! К путям добираться по лестницам, в тоннеле (который обыкновенный мостик) идти пешком, внутри — все тот же стандартный (примитивный) набор «холл-кассы-буфет-туалет». Такое ощущение, что разработчики не путешествуют по миру и не знают, как выглядят современные аэропортовые и вокзальные комплексы.

То есть

оставьте архитектуру, но придайте объекту современные смысл и наполнение. Но не уродуйте уникальное здание и целый район вокруг него своей серо-буро-малиновой депрессивной безвкусицей.

Иначе гости Сургута сразу с порога будут подозревать его жителей и властителей в психиатрических отклонениях.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


10 февраля в 10:52, просмотров: 2258, комментариев: 7



QR код


Комментарии:
L_zodchiy
Подписываюсь под каждым словом автора, 100% прав по всем пунктам! И насчет вокзала и насчет нелепой реконструкции ДК "Энергетик". Согласна и с тем набором минимальных мер по реконструкции, предложенных автором статьи. Ну есть же адекватные люди в Сургуте!
Маня
Я, наверное, около года назад еще писала, что для начала его капитально отмыть (особенно уголки ступенек), снаружи и внутри, заменить стекла на зеркальные либо тонированные, заменить двери, окна касс, поменять убогие замызганные витрины арендаторов (лучше вместе с арендаторами) - пусть на подобие KFC и "л"етуали", летом цветочки навтыкать снаружи по периметру, убрать этот убогий красный транспарант, "занеонить " буквы СУРГУТ и само строение - вложения минимальные, но уже видно будет - стОит сносить или пусть стоИт. Главное - отмыть.
Маня
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Швондер Маня
Там убогие замызганные витрины, а выставка о войне. Великой, вобщем то, Отечественной, Манюнечка
Правильно пишется ж.-д. вокзал или ж/д вокзал.
Правильно пишется "модернистСкой".
Швондер
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Аванес ceneka
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Швондер
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Ахаха. Смыслового наполнения хотите? У нас Культ-Карго, главное внешнее сходство, это ж чиновники. РЖД тоже чиновники. Они в Москве построить ничего не могут, а вы в Сургуте хотите? Закроют цветным сайдингом, откатят половину (по-божески) и забудут до следующего бюджетного процесса. Городом правят с СОВЕТСКИХ времен - одни и те же строители (те же самые люди). Оглянитесь - задумайтесь.
Surgutman
Текст писал не Тарас - 100%!!! Старшего работа! Про Нимейру это его конек! Не понимаю зачем скромничать? А "близнец " из Павлодара симпатичный! Может наш довести до полного сходства и внутрянку поменять! ? И ладушки!!!???


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Хочу – ругаю! Хочу – хвалю!

​Хочу – ругаю! Хочу – хвалю!

Увидела странное видео с мужчиной, который, запинаясь, читает мой комментарий в своем видео блоге. История настолько печальная, что я не знаю, как ему ответить, чтобы снова не обидеть.
Татьяна Малинина, журналист, писатель 16 октября в 09:08
1022 18
​АРХИ – важный вопрос

​АРХИ – важный вопрос

Уж если в XVI веке смогли составить стратегию всерьез и надолго, что мешает сделать это сейчас?
Сергей Антонов 15 октября в 14:21
517 4
​Уроки для всех

​Уроки для всех

Сургутян приглашают на занятия в армянскую воскресную школу
Лилия Сулейманова 15 октября в 10:50
537 0
​«Как-нибудь выкрутимся, Володя»

​«Как-нибудь выкрутимся, Володя»

Первая встреча с Александром Усольцевым предопределила дальнейшую судьбу Богданова
Людмила Захарова 14 октября в 14:12
2167 0
​Генералы нефтяного гиганта

​Генералы нефтяного гиганта

Сургутнефтегазом всегда руководили профессионалы, но так, как диктовало время
Людмила Захарова 14 октября в 10:23
1885 0
​Сургутская власть потратила 1,3 млн рублей, чтобы перепроектировать третий этаж администрации

​Сургутская власть потратила 1,3 млн рублей, чтобы перепроектировать третий этаж администрации

Слухи об «элитном ремонте» этой части Энгельса, 8, начинают подтверждаться
Артем Мазнев, Дмитрий Щеглов 13 октября в 17:24
2129 8
​Активисты ОНФ в Югре подвели итоги проекта «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог» в Сургуте

​Активисты ОНФ в Югре подвели итоги проекта «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог» в Сургуте

Сургут, всего за два года сумел сделать колоссальный рывок с 56 на 13 место
Александра Соснина 13 октября в 17:16
574 0
​Сургутнефтегаз для города — это...

​Сургутнефтегаз для города — это...

Мнения известных сургутян о том, что компания значит для Сургута
Артем Мазнев 13 октября в 16:16
1050 0
​Владимир Богданов: «Многие думают, что мы сидим на озёрах нефти и купаемся в деньгах»

​Владимир Богданов: «Многие думают, что мы сидим на озёрах нефти и купаемся в деньгах»

Интервью о том, какие цели и задачи ставил перед собой руководитель Сургутнефтегаза Владимир Богданов
Беседовала Ирина Ленькина 13 октября в 15:16
2978 1
​Строить и жить помогает

​Строить и жить помогает

От детских садов до дворца искусств: что подарил городу Сургутнефтегаз
Надежда Макаренко 13 октября в 14:49
429 1
​Рубль бережёт. Сургутнефтегаз как экономическое чудо России

​Рубль бережёт. Сургутнефтегаз как экономическое чудо России

В 2016 году Сургутнефтегаз стал единственной в мире (!) публичной нефтекомпа­нией, которая на фоне падения цен на сырье принесла инвесторам положительную доходность.
Дмитрий Щеглов 13 октября в 14:01
1964 0
Сургутнефтегаз вдохновляет на новые победы и свершения

Сургутнефтегаз вдохновляет на новые победы и свершения

Сердечно поздравляю Вас, коллектив и ветеранов ОАО «Сургутнефтегаз» с 40-летием со дня его создания!
Владимир Якушев, губернатор Тюменской области 13 октября в 13:17
398 0
Нефть и газ заложили мощный фундамент в промышленное освоение Сибири

Нефть и газ заложили мощный фундамент в промышленное освоение Сибири

Желаю Вам, Владимир Леонидович, и всему вашему огромному коллективу счастья, здоровья, успехов и исполнения самых смелых планов!
Надежда Красноярова, председатель думы г. Сургута 13 октября в 13:06
360 1
Работать в дружном коллективе «Сургтунефтегаза» всегда считалось большой честью и высокой привилегией

Работать в дружном коллективе «Сургтунефтегаза» всегда считалось большой честью и высокой привилегией

Здоровья вам и высоких профессиональных достижений!
Вадим Шувалов, глава города Сургута 13 октября в 12:58
585 0
Больше мнений