16+

Статья дня. Горбачев и второгодники

Люди как линзы: они собирают, фокусируют и позволяют рассмотреть рассеянный свет социальных процессов, тектонических сдвигов сознания, морали, общества. Оценка деятельности человека — не способ воздать ему по заслугам (да и какая награда скрасит старость, болезни, смерть близких и затем — собственную; какая кара накажет больше, чем проходящая мирская слава, забвение, усталость и пустота впереди?). Это — способ поговорить о ценностях, о подходах, договориться (или не договориться) о будущем: что принимаем, что нет, что делаем, что — не стоит.

В этом смысле юбилей Горбачева и порожденная им дискуссия весьма показательны. Обсуждать обвинения Горбачева в «развале СССР» и отступлении от принципов я считаю излишним — тут уж, как говорится, «кого Б-г хочет покарать, у того отнимает разум». Мне объяснять обвинителям, что СССР был мертв задолго до Горбачева и вообще он никогда жив не был, что ужас жизни даже в позднем, беззубом и впавшем в добродушный маразм СССР несравним с проблемами и бедами сегодняшней России, — все равно, что гимназистке в круглых очках читать лекцию алкоголикам о долгосрочных последствиях пьянства для организма.

Но обвинители Горбачева существуют и на другой стороне политического спектра. И в их филиппиках, гневно летящих последнему Генсеку КПСС вслед (ибо он ушел давно и бесповоротно), виден категорический отказ расти над советской привычкой мазать все густым слоем черно-белого, в котором белое — идеал, воспаряющий над реальностью, возможностями, логикой; ну а черное — все остальное. Такой подход вместо диалога и поиска прогресса вызывает к жизни лишь отвержение реального и требование невозможного. Последнее жаждущим с удовольствием обещают жулики и воры, ибо у других категорий претендентов нет куража сулить несбыточное. За разочарованием наступает жажда перемен и смены власти на нового жулика и вора, ибо кто же еще опять пообещает невозможное? Так, в вечном цикле, метко определенном нашими «вчера-братьями» украинцами как «зрада-ганьба-перемога-зрада», и мечется Россия, вместо того чтобы двигаться вперед.

Российский менталитет, надо заметить, часто не знает разницы между критикой и осуждением. Критика — важнейший компонент взаимоотношений с социумом. Без критики невозможно движение вперед, даже стояние на месте невозможно — потеря критического мышления ведет к регрессу. Критика всегда конкретна — она не о личности, а о действиях. Критика говорит: «Надо не так, а вот так». Критика направлена на возможность договориться и исправить.

Осуждение — оружие страшное и обоюдоострое, использовать его можно только профессионалам и то с осторожностью, только в отношении крайних ситуаций и личностей. Осуждение всегда личностно, всегда глобально. Осуждение нацелено на устранение, на неповторение, но отнюдь не на исправление. Осуждать можно и нужно чудовищ, которые на фоне своего века, своей морали, своих возможностей выглядели таковыми. Осуждение — дорога к забвению, не даром у евреев есть проклятие «Да сотрется его имя». Иногда, будучи неверно использовано, такое забвение приносит только ухудшение ситуации — тогда, когда еще может быть хуже.

Вот имея дело с неживой природой, человек не использует осуждение — и даже критику. Он принимает «как есть» и пытается защититься или приспособиться (приспособить — в том числе). Критика — метод одушевленного взаимодействия, она предполагает диалог, если не с критикуемым, то с теми, кто может повторить ошибки. Критика — продукт свободы воли, но ограниченности возможности; она предполагает человечность оппонента. Осуждение же в каком-то смысле в человечности отказывает, делает осуждаемого фигурой большего масштаба: ему приписывается такое могущество, какое вряд ли у человека есть — могущество делать как надо, без изъяна и ошибки.

А между тем, человек — всего лишь человек. Человек у власти, как правило, еще больше «всего лишь». «Тяжела ты, шапка Мономаха», особенно когда знаешь, что никакого она не Мономаха, а на самом деле то ли подарок монгольского начальника покорному царьку Руси, то ли — наоборот. Власть — тяжкое бремя и одновременно наркотик, от которого отказаться сложно, для кого-то — невозможно. Но кто-то должен править, без них — анархия, и потому властителей как минимум стоит еще и пожалеть: что бы они ни делали с нами, их собственная жизнь по определению сломана, и не только адским режимом и давящим чувством ответственности, не только отказом от человеческих взаимоотношений и отсутствием права на слабость. Власть — это всегда цепочка «моральных выборов», названных так по недоразумению, потому что «моральный выбор» — это оксюморон, мораль не знает выбора. Власть намного менее свободна даже в своей противоречивой морали, чем иногда кажется. Власть принимает мораль, диктуемую обществом, и судить власть с позиций морали другого времени и социума вообще бессмысленно — тогда мы осудим всех и вся без разбору, и Цезарь будет фашистом, и Вашингтон — сепаратистом, и Линкольн — поджигателем войны, и Черчилль — расистом. Если уж судить власть, то судить по тому, как изменилась жизнь и в первую очередь мораль за время ее властвования — сдвинулась к лучшему, ближе на миллиметр или сантиметр к общечеловеческим (они же — христианские по большому счету) моральным ценностям, или наоборот — мигрировала обратно по направлению к пещерно-примитивному состоянию.

С Горбачевым осуждение не задалось с самого начала. В конечном итоге наше осуждение Горбачева породило Путина. Как ни контринтуитивно это звучит, наше осуждение Путина (хотя очень хочется!) может породить химеру власти еще более страшную.

Осуждение в добавок еще и изменяет осуждающего. «Кто я, чтобы судить?» — не только правильный вопрос, но и способ защитить себя от ментальной трансформации. Вот уже и всемерно уважаемый мной православный священник Яков Кротов, чуть взявшись осудить Горбачева, моментально из христианина и правозащитника превращается в радикала, клеймящего эмиграцию (а разве есть для Христа разница — Греция или Иудея? А разве апостол Павел не был эмигрантом? А как же с пророком в своем отечестве?), отказывающего человеку в раскаянии и прощении («был генеральным секретарем ЦК КПСС — и этим все сказано»; а не был ли разбойник, распятый со Христом, разбойником? А не был ли апостол Павел в свое время активным работником местного КГБ и очень даже на хорошем счету?).

Горбачева не только не за что осудить — ему надо ставить памятник: приняв страну, живущую брежнево-андроповской агрессивно-тоталитарной моралью (густо замешанной на ленинско-сталинском людоедстве), он за какие-то 5 лет сдвинул ее далеко в сторону современной (ущербной, но все же) нормы — морали западного общества. Упрекать за то, что из тысячи километров дистанции между совком и идеальной моделью «западной» демократии (существующей только в головах «либералов») за 5 лет Горбачев смог вольно или невольно протащить страну всего на 100 километров — не просто несправедливо, но и глупо: а кто и когда смог больше?

Есть и еще одна деталь, за которую Горбачеву можно и нужно ставить памятник — если, конечно, их ставить за личное бескорыстное мужество, а не за попадание в правильное место в правильное время. Он сделал принципиально больше, чем делает лидер оппозиции, приходящий к власти под оппозиционными лозунгами и вынужденный им следовать впоследствии. Он был уже во власти, он сам стал властью, без обязательств что-то менять, зато с обязательствами быть лояльным к «своим», тем, кто сделал его властью. В кэмероновском «Аватаре» полковник, кровавый убийца и садист, возглавляющий процесс военной экспансии, спрашивает главного героя, вставшего на защиту туземцев: «Каково это — предать своих, сынок?» Горбачев точно знает, каково это. Встать на сторону добра — великое дело. Предать своих, потому что они на стороне зла — подвиг.

Много ли мог Горбачев? Нам не оценить, но, я думаю, — немного. Кое-кто кое-когда пытался преодолеть бессилие власти — сломать хребет обществу, насильно загнать всех в рай, совершить прыжок в новый мир. Артаксеркс, Александр, Цезарь, Шарлемань, Петр Ι, Ленин и Сталин, Гитлер, Муссолини, Перон и Видела, Мао, Полпот — мы знаем, как это происходит и чем заканчивается. Именно такие, поднявшиеся «над человечностью», и удостаиваются осуждения безоговорочно, и имени их не место в книге жизней. Кто упрекнет Горбачева в том, что он не пошел по такому пути? Но я, возможно, сказал бы и больше, особенно в диалоге со священником. Мы не имеем права ждать от человека богоподобности — мы видим, что человеческая попытка уподобиться божеству суть всегда дьявольское превращение, но еще в меньшей степени мы можем ждать от человека превосходства над Б-гом. Если Сын Божий, приходя в мир, не останавливает насилие, не возвращает человечество в рай, и даже не освобождает Израиль от римского гнета, философски заявляя «Кесарю кесарево», то как можем мы ждать от человека даже и малой доли подобных деяний? Сын Божий приходит чтобы дать человечеству путь к спасению. Человечеству принадлежит право выбора — следовать этим путем или нет. Сгоряча и не подумав как следует, человечество выбрало Сына Божьего распять, жить по-старому, а учение Христа использовать для оправдания убийств, обогащения, завоеваний и иного насилия над слабыми.

Горбачев никаким образом не сравним с Христом — он земной житель, ограниченный в физических возможностях и способностях видения истины, совсем не святой (хотя после канонизации Александра Невского или Николая ΙΙ я предпочитаю не святых), не пророк, грешный, как и все мы. На нем (хотя не только на нем) останется и изначальная ссылка Сахарова, и кровь Прибалтики и Тбилиси, и бесконечные промедления с реформами, и слабость, неспособность защитить начатый им процесс от мародеров. И тем не менее, именно Горбачев (вот это можно сказать уверенно, мы на основании документов знаем, что это именно он боролся с ближайшим же окружением, с обществом, с системой) дал СССР, России хоть какой-то, но путь к спасению. Он взломал лед, под которым задыхалась и уже гнила заживо крупнейшая империя мира. На свой страх и риск, так, как он это мог и понимал, коряво и с огрехами, стоящими жизни десяткам людей, он тем не менее предотвратил крах, голод, гражданскую войну, тотальную разруху, и возможно — массивную интервенцию, потерю независимости и в качестве финального аккорда — ядерный апокалипсис.

Можно ли было лучше? Наверное. Мог ли кто-нибудь лучше? Кто знает? Как Россия воспользовалась тем, что Горбачев сделал? Так же, как мир — учением Христа: постаралась по возможности жить по-старому, а символы перемен — «демократию», «либерализм», «свободу» — использовать сперва для убийств, обогащения, завоеваний и иного насилия, а потом — как пугало для борьбы с теми, кто хотел бы восстановить их истинный смысл. Нет, Горбачев, конечно, ни в каком смысле не сравним с Христом — и крест его человеческий: не бичевание и скорбное умирание на кресте в толпе скалящихся и плюющих солдат, чтобы затем воскреснуть к вечной жизни и славе, а «всего лишь» ранняя потеря любимого человека и долгая жизнь в одиночестве без любимой и без родины, пока, под улюлюканье всезнаек, ханжей и злобных идеалистов, все, что он лучше или хуже пытался сделать, превращается в пыль, и Россия уверенно марширует обратно в брежневское болото. Но непонимание даже сподвижниками, но предательство учеников, но тщетность усилий, но извращение и уничтожение идей и плодов труда теми, кто был призван развивать и защищать — очень похожи. Возможно в этом в частности и состоит «библейскость» сюжета про Христа — как и все, описанное в этой Книге, события Евангелий происходят с каждым и все время.

Эта «библейскость» все же дает надежду на подобие (слабое, как земное всегда лишь слабо подобно божественному) и в будущем. Спустя 2000 лет после распятия мир, кажется, начинает кое-где робко обращаться к настоящим идеалам христианской морали. Это внушает надежду на будущую (нескорую, конечно) победу любви над корыстью, всеобщности над разобщенностью, эмпатии над агрессией. Может быть, и Россия, переболев смутным временем и прожив свой ресентимент, когда-нибудь начнет возвращаться к тому, о чем думали Горбачев и его соратники в последние годы перед 1991-м. Может быть, даже история повторится — и снова из среды консерваторов-охранителей неожиданно появится лидер, который сможет пренебречь «скрепами» и свободой воровства в пользу будущего нашей страны. Если такое случится — этот период, поверьте, назовут «Perestroika». Кто так сказал? Так сказал Горбачев.

Я надеюсь, что обвинительные речи не слишком тревожат ушедшего на покой властителя — не потому, что я всегда согласен с его взглядами, и не потому, что считаю правильным все, что он делал. Просто то, что он сделал для всех нас, невероятно важно, и невероятно прочно — даже 25 лет настойчивого «стирания с пола» не могут вытравить кентервильское пятно открытости границ, свободы слова и доступности мировых СМИ, книг и фильмов, свободного товарного и валютного рынка, достатка в магазинах. Горбачев дал нам свободу (как уж мы ей пользуемся — наше дело), но, правда, не научил благодарности. Может, это и не его вина.

Нам же, оставив Михаила Сергеевича в покое (уверен, что по божественной мерке покой он заслужил), стоит подумать о себе. У нас было 25 лет, чтобы научиться критиковать, а не осуждать, благодарить вслед, а не плевать, сотрудничать, несмотря на разногласия, а не воевать даже с единомышленниками. Судя по реакции на юбилей — мы не сдаем экзамен. Значит нам — оставаться на второй год, и слово «перестройка» мы не скоро услышим.

Оригинал


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


08 марта 2016 в 10:40, просмотров: 1507, комментариев: 8



QR код


Комментарии:
РУССКИЙ МИР!? Русские впали в депрессию, их охватила злоба, зависть и ненависть.По данным чекистского Левада-Центр, началась настоящая эпидемия депрессии, злобы и зависти: в людях проявляются и крепнут агрессия, ожесточение, страх и обида по отношению к окружающему миру, а также астения, усталость, растерянность, отчаяние и одиночество, прокрастинация, паранояльная шизофрения, некрофилия и любовь к начальству....
Bastagruv
Довольно своеобразный подход - рассматривать судьбу и деятельность последнего советского коммунистического лидера через дымчатую призму христианских догм.
Горбачев объективно проиграл, потерял пост, не выполнил программ, ну и в финале - приснопамятный "развал империи" навсегда увязанный с его именем. Кого же, спрашивается, людям еще судить...
Да, удалось избежать глобальных гражданских волнений и международных конфликтов, земной поклон и ему за это. Да, подняли головы, расправили плечи, замерцал свет не только в конце идеологического тоннеля. Да, воспринимаем сегодня как должное вещи, о которых до его прихода к власти и подумать не могли. Спасибо.
Так или иначе, Горбачёв для меня остаётся адептом гуманности, готовым на многие жертвы, кроме кровавых. А гуманный лидер, и на тот, и на текущий момент, по определению обречен.
Ланд
Автор запутался в словах.
Горбачёв сдвинул нашу великую страну в сторону ущербной, аморальной, тоталитарно-агрессивной, людоедской Западной морали.
Пшолты Ланд
1 место на соревнованиях по идиотизму вам обеспечено. Только допинг не принимайте. Сейчас с этим строго.
prosto prohogii Пшолты
определенный резон в словах Ланда есть, дерьма натащили по самое никуда оттуда.
hunter prosto prohogii
Да, да. Вместо того что бы взять хорошее оттуда и скрестить с хорошим из совка, наши "подниматели с колен" то дерьмо, которое натащили оттуда, скрестили с гораздо большим количеством дерьма, которое перетащили из совка и получили это убожество, именуемое Россия. А теперь еще отдельные товарисчи предлагают эту смесь дерьма разбавить дерьмом из времен "усатого", что бы убожество стало еще страшнее.
Bastagruv prosto prohogii
Не сильно рассчитываю на серьёзный вменяемый ответ, но вдруг. Что же, конкретно, вы подразумеваете под "дерьмом оттуда"? Только чтобы непременно и именно оттуда.
Пшолты prosto prohogii
Центробанк Евросоюза снизил ставку по кредитам до 0%. Может нужно сюда тащить самое лучшее из Запада а не дерьмо оттуда.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​ТюмГУ учит тюменских имамов противостоять экстремизму

​ТюмГУ учит тюменских имамов противостоять экстремизму

Курсы прослушали священнослужители из всех населенных пунктов области
Никита Шаганенко Сегодня в 18:14
88 0
​Архитектура не мила // ИНФОГРАФИКА

​Архитектура не мила // ИНФОГРАФИКА

Сургутяне невысоко оценивают работу чиновников ДАиГ
Андрей Луговой 24 мая в 10:13
425 7
​Комфортная городская среда? Для кого как…

​Комфортная городская среда? Для кого как…

Очередная парковка на месте зеленой зоны появится в Сургуте
Дмитрий Кузин, председатель ТОС «Союз» Сегодня в 10:41
569 16
​Храм vs. Торговый центр: кто кого? // ИНФОГРАФИКА

​Храм vs. Торговый центр: кто кого? // ИНФОГРАФИКА

Пользователи siapress.ru с этим вопросом определились
Андрей Луговой Сегодня в 10:27
304 1
Лилия Сулейманова

Пешком не пойду

Ответ на блог Рината Айсина: почему я не пересяду на общественный транспорт
Лилия Сулейманова 24 мая в 15:19
937 28
​Азбучные истины

​Азбучные истины

Сегодня день святых славянских первоучителей, солунских братьев Кирилла и Мефодия
Атанас Атанасов 24 мая в 11:17
248 1
​Биография – врагу не пожелаешь

​Биография – врагу не пожелаешь

Что делать, когда и семьи, и дома вдруг больше нет...
Александр Оверчук, помощник главы Сургута 24 мая в 11:11
578 9
Вадим Шувалов: «Для инвестиций открыты все направления» // ВИДЕО

Вадим Шувалов: «Для инвестиций открыты все направления» // ВИДЕО

В приоритете на 2017 год — строительство в Сургуте автовокзала и реконструкция жд-вокзала
Ева Рудион 24 мая в 10:54
455 2
​Сургутянин, откажешься ли ты от авто?

​Сургутянин, откажешься ли ты от авто?

В город приходят крупнейшие сервисы такси, планируются платные парковки, увеличивается стоимость содержания машины…
Ринат Айсин, депутат Думы ХМАО-Югры 24 мая в 10:17
2000 51
​Дачи или газопровод?!

​Дачи или газопровод?!

Даже если ответчик сровняет свой дом с землей, угроза безопасности останется все равно. На этой земле (она ведь остается в собственности) ответчик будет сажать овощи, ягоды, деревья. Угроза жизни и здоровью для всех горожан так же не зависит от сноса дачных строений.
Татьяна Ушакова, Антон Дикманников, Павел Заикин, инициативная группа митинга 19 мая в 10:41
1143 3
На днях рубль может «сходить» к апрельским минимумам // АУДИО, ТЕКСТ

На днях рубль может «сходить» к апрельским минимумам // АУДИО, ТЕКСТ

Новости из мира экономики и финансов
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 23 мая в 14:57
472 0
Мы подали заявку на проведение еще одного митинга

Мы подали заявку на проведение еще одного митинга

20 мая в Сургуте прошел митинг, посвященный отмене части льгот за детские сады
Эдуард Логинов, председатель Межрегиональной общественной организации инвалидов, ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Содружество» 23 мая в 12:10
442 1
​«Табу» — в абсолютном разрыве

​«Табу» — в абсолютном разрыве

Хитрость этой выставки заключается в том, что если работы дико не понравились и вызвали неприятие, то ваш культурный уровень оставляет желать лучшего, если же очень понравились — тоже плохо…
Анастасия Малимон, сургутянка 23 мая в 11:51
922 20
Юрий Нуреев

​Это провал

На поводу у меньшинства охотно пошли чиновники — люди, которые просто обязаны обладать широким кругозором, ну, как минимум — не ставить под вопрос здоровье творца Афродиты…
Юрий Нуреев 23 мая в 11:31
1820 62
Больше мнений