16+

​Пятидневка: упорствуют только директора школ

Почему?

В редакцию звонят родители школ с сообщением о том, что, как мы и предполагали в последней статье, многие директора активно «обрабатывают» родителей в рамках срочно созываемых заседаний школьных управляющих советов и родительских собраний. В некоторых учебных заведениях эти собрания уже прошли, информация оттуда сногсшибательная.

Например, в одной средней школе девять человек управляющего совета (от более чем тысячи родителей!) шли с твердым намерением голосовать за пятидневку, проголосовали – против. Своими руками (вернее, мозгами) могли облегчить жизнь собственных детей, но... доводы директора для них оказались важнее собственного разума.

Накануне их «обработали». Обработали – в смысле настоятельно «рекомендовали» высказаться против пятидневной системы обучения. И мотивировали это тем, что при переходе с шестидневки на пятидневку нагрузка на школьников только... увеличится. Что придется убрать некоторые важные предметы, например, часть русского и иностранного языков.

Вот оно, манипулирование: уберут-то именно дополнительные уроки того же английского языка или русского, именуемого «риторикой» (так как обязательную программу сократить невозможно по закону). Ну так и убирайте! Это же – дополнительное образование! О том-то и речь, что его можно спокойно перенести на субботу и все желающие могут им воспользоваться. А не желающие доберут дополнительное образование своим детям там, где считают нужным: в частных школах английского языка, в музыкальных и художественных студиях, в спортивных секциях... Еще пугают тем, что в средней школе детям будет тяжело из-за «слабой» подготовки в начальной.

Это все неправда. Ни о каком ухудшении школьных программ и тем более их сокращении не может быть и речи: все программы утверждены и стандартизированы министерством образования, переход на пятидневное обучение никак не влияет на их содержание. Опыт многих регионов это подтверждает. Директора в силу каких-то иррациональных причин упорствуют и для оправдания своей позиции прибегают к элементарному плутовству.

Что требуют родители Сургута и с чем принципиально или относительно согласен департамент образования администрации города?

Первое. Перевести все сургутские средние учебные заведения в соответствии с действующим федеральным законодательством на пятидневную систему обучения. Это означает, что учебная программа должна быть преподнесена не за счет шести учебных дней в неделю, а за счет пяти; физически количество обязательных учебных часов уменьшается, при этом финансирование школ не снижается, так как финансируются учебные программы, а не часы. Соответственно, не снижается и зарплата учителей.

Выполнение задачи обеспечивается тем, что снижается нагрузка на учителей по бессмысленной писанине-отчетности; высвобождающееся время направляется на педагогическую деятельность, а не на изматывающую канцелярщину. Кроме того, кто-то в состоянии привести пример того, что хоть по одному предмету за учебный год преподается 100 процентов определенной нормативами программы? Нет таких примеров – учителя то болеют, то на повышении квалификации, то вовсе не числятся даже в штате. Но ведь как-то администрации школ закрывают отчетные документы? Вот пусть и найдут внутренние резервы для оптимизации, связанной с переходом на пятидневку. Где же увеличивается нагрузка?!

Второе. Дополнительные платные и бесплатные, факультативные занятия в соответствии с новыми учебными планами и расписаниями вывести в субботу. Ученики и родители вправе самостоятельно решить – посещать в субботу свою же школу или получать дополнительное и развивающее индивидуальные способности ребенка образование в сторонних учреждениях. Где же здесь увеличивается нагрузка?! Разве только на директоров и завучей школ, которым необходимо поработать головой и разработать новый учебный план (в строгом соответствии со своими служебными обязанностями, оплачиваемыми государством!).

Третье. Отменить домашние задания на выходные. Не перераспределить, увеличив домашние задания в остальные дни, а именно отменить (в соответствии с законом, никакой отсебятины!). Где же здесь увеличение нагрузки?

Четвертое. Отменить отрицательные оценки и домашние задания в начальной школе. А здесь где увеличение нагрузки?

Пятое. Снизить объем домашних заданий или отменить их вовсе старшеклассникам, готовящимся к ЕГЭ, которые из-за этой подготовки испытывают колоссальную нагрузку во внеурочное время. Здесь тоже кто-то узрел увеличение нагрузки?

Шестое. Но не менее важное, чем все вышеперечисленное. Отдать, наконец, этот несчастный второй выходной день нашим учителям! Сколько администрации школ могут их, как рабов, эксплуатировать? Неужели не ясно, что затюканные, бесправные, зависимые от пресловутых часов и ставок, замордованные бесконечно тупой писаниной наши учителя стремительно, на глазах, деградируют, из педагогов превращаясь в бесцветных чинуш! Почему мы удивляемся тому, что учитель заставляет детей дома самостоятельно разбирать тему, о которой на уроке даже не обмолвился? Да потому что ему тоже жить хочется! А попробуй выживи в нашей школе, если у тебя всего один выходной, да и тот уходит на проверку тетрадей, писанину всевозможных отчетов, планов, методик, доказательство своей квалификации и пр. и пр.!

Так скажите: где вам мерещится увеличение нагрузки? Складывается ощущение, что вся проблема – в примитивном нежелании директоров и администраций школ что-либо менять в своей работе, шевелиться, посвящать себя истинной педагогике, а не созданию личной и никем не контролируемой вотчины, в которой «что хочу – то и ворочу». Как посмотришь на иные школы – оторопь берет. В одной завуч хронический алкоголик, в другой директор налево-направо заключает договоры с коммерсантами на сдачу в аренду имущества, в третьей поборы с родителей превратились в настоящий бизнес, в четвертой до одури экспериментируют с бесчисленными «новаторскими» программами...

Еще замечательное наблюдение. Родители, критикующие систему образования, часто слышат от директоров своих школ отрепетированный ответ: это все полномочия власти (министерства, депаратамента...), мы вынуждены только исполнять, мы бесправные. Но, оказывается, чтобы воспротивиться введению пятидневки, не такие уж и бесправные: и закон, тот же, который их «связывал по рукам и ногам» (какая неожиданность!), позволяет им самостоятельно, без оглядки на департамент, выбрать систему обучения и внедрить очередную слабую экспериментаторскую программу; и карманные управляющие советы наконец к месту пришлись (в самом деле, не все же утверждать «финансовые» отчеты о расходовании трех скрепок и пяти пачек бумаги!), и вообще – что это за давление на школы! Что за неуважение! Сколько можно нами понукать!

...На встрече с руководителями департамента образования я сказал: проведите объективный анонимный опрос учителей сургутских школ – 90 процентов выступят однозначно за пятидневку. Их не пугает эта система, они, в отличие от директоров, знают, как перестроить технологию преподавания. Откуда я это взял? В большинстве сургутских школ работают или мои бывшие учителя, или бывшие коллеги: все в один голос утверждают, что задыхаются от чрезмерной нагрузки, не связанной с педагогикой и являющейся канцелярской рутиной. Несколько раз в разных школах ко мне подходили педагоги (некоторых я видел впервые) и говорили, что горячо поддерживают пятидневку.

Поэтому - предложение к директорам учебных заведений и департаменту образования. Чтобы исключить манипуляции с решениями управляющих советов и родительских собраний школ, необходимо на сайте каждого сургутского учебного заведения открыть голосование учеников или их законных представителей по вопросу пятидневки.

Ведь наши школы так любят похвастать школьным самоуправлением - вот, пожалуйста, лучшего способа проявить это самоуправление не придумать. Опрос надо провести с 1 по 20 ноября. Только после этого организовывать заседания управляющих советов и родительские собрания. И вообще: как десять человек могут выражать мнение всех родителей и учеников? Это совершенно нелегитимно, принимать решение о пятидневке какими-то наспех собранными управляющими советами - курам на смех.

А департаменту надо цыкнуть, что ли, на директоров. А то ведь и впрямь губернатору придется заниматься еще и этой сургутской проблемой.

Наконец. Мне кажется, родители, заинтересованные в пятидневке, не должны паниковать из-за позиции директоров школ. Дело в любом случае тронулось с мертвой точки. Еще месяц назад никто и думать не смел о введении пятидневки в Сургуте, а теперь, смотрите – школы, хочется-не хочется, но проводят собрания по ее введению не то со второго полугодия (на что настроен департамент), не то с будущего учебного года. Это очевидное достижение родительской общественности. Теперь надо готовиться к изнурительной работе с администрациями школ: собирать собрания, выступать, доказывать свою позицию, призывать учителей на свою сторону. И не нужно бояться директоров. Ну что они выторгуют – лишние полгода шестидневки? домашние задания на выходные? Ради чего – ради своего принципа? из упрямства? из желания пофрондить? Так это по меньшей мере бесперспективно, потому что нет никаких сомнений в том, что пятидневка будет, рано или поздно.

Просто хочется разгрузить учеников и педагогов от чрезмерной нагрузки раньше, и тратить энергию и время на общение со своими детьми, а не на доказательство очевидного.

P.S. Просьба в комментариях к этой статье сообщать о фактах давления администрациями школ на мнение родителей в вопросе перехода на пятидневную систему обучения.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter


30 октября 2014 в 15:45, просмотров: 16438, комментариев: 26



QR код


Комментарии:
альберт леонов
Домашнее задание.... как давно это было, вспоминая свои школьные годы, было время...
только не могу понять: зачем отменять домашнее задание?
что плохого в том, что моя дочь Алевтина учит стихи наизусть или решает примеры по математике?
наверное, хуже всего когда она читает историю ...
или пишет сочинение...
вспоминая себя лично, скажу, что все, что не связано с правописанием и грамматикой мне давалось очень легко.
успевал решать примеры, читать историю и географию... причем вперед на несколько тем. это плохо?
смотрю на свою дочь и думаю: кто ей может помочь, как не родной тятя, понять пространственное мышление, помочь правильно сделать объемную фигуру, как увеличить размер...
вот кто скажет, что его не тому учили или не так: по математике, русскому языку, литературе...
неправильно делали, наверное, когда учили на логарифмической
линейкой высчитывать? или измерять величину угла транспортиром... нет, наверное, не надо было преподавать уроки труда?!!!!!
альберт леонов
ради общего понимания:
Вот если бы Тарас Владимирович в школьные годы учился на пятидневке - стал бы он ЖУРНАЛИСТОМ?
Тем кто излагает правильно свои мысли, пишет без ошибок?
Имеющим Свою позицию, которую может отстоять?
Сергей Степанов
Правильная мысль про голосование на сайтах школ: это будет объективно, отразит мнение самих школьников. Если, конечно, админы школы не научились накручивать голоса.
альберт леонов
И если с шестидневки вы переходите на пятидневку, то количество уроков каждый день будет увеличиваться примерно на один урок, может быть, меньше. (Олег Смолин)
вот скажи мне во сколько будет приходить ученик второй смены?
может сперва свой гнев обрушим на Власть? пусть строит новые школы, что б НАШИ дети учились в одну смену?
альберт леонов Елена
правильно я тоже за то что бы убрать часть ненужного из учебного плана. Информатика и английский язык, основы религии спорный вопрос, есть мнение что теологию должны рассказывать теологи: Буддисты, Христиане, Мусульмане и Иудеи. никто кто кроме них не сможет рассказать о своей религии лучше.
альберт леонов И?
Общество ОБЯЗАНО делать соцзаказ: сделали на детсады - начали худо-бедно строить...
про школы все молчат!!!!!!
строительство школы не на много дольше строительства дома или детсада! не надо помпезные строить, а скромнее. не на одну школы вбухивать миллиарды делать ее на большое количество учащихся!
альберт леонов
хочу заметить: когда все кричали : даешь детсады !!!!!!!!
я всегда был за строительство новых ШКОЛ!!!!!
hunter альберт леонов
Ну-ка, ну-ка, господин юрист, расскажите ка поподробнее про один дополнительный урок каждый день. Сколько уроков у школьников в день на шестидневке? Пять-шесть. Правильно? А сколько будет при пятидневке? Пять-шесть. Почему? А потому, что согласно СНиПа количество часов при шестидневке не может превышать 34 часа (34/6=5,6 часа в день), а при пятидневке - 28-ми (28/5=5,6 часа в день). (Я уже об этом писал). Все. О каком дополнительном уроке может идти речь?!
В чем с вами согласен, так это в том, что главная проблема это не пять или шесть дней, а вторая смена! Но это не повод для отмены пятидневки, и если люди требуют пять дней, дайте. Тем более, что это прописано законом!
Ну а недовольным, тем что школьные советы идут на поводу у директоров - переизбирайте представителей в совете. Кто вам в этом, кроме вас самих мешает!
Сургут Боевая-Русь
Директора по своей сути выполняют всего лишь установку Департамента образования в лице Османкиной. Только по одной мимике ее губ можно было понять , как недовольна данная мадам тем, что родители наконец то взяли бразды правления в свои руки.Да еще и данные действия вышли за пределы города. Главное сейчас родителям не идти на попятную,так как с данной дамой(Османкиной) будет бороться не так просто...это на Тв она вам мило улыбалась и говорила, что все измениться....Не тот это человек,чтоб вот так вот просто все было. Просто здесь личная обида.(человек эмоциональный, возраст пенсионный) .
альберт леонов
Вы все любите наводить "тень на плетень"
1. о каких классах идет речь? 1,2,3,4 .....
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 на него ориентируемся?
3. разброс идет: с 26 до 37 академчасов при 6 дневном
и 23 до 34 академчаса при 5 дневном. для каждого конкретного класса идет свой порядок цифр и разница между 5 дневном и 6 дневном образовании всего 3 часа.
4. 10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
5. 10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.
(чего то я дочери портфель считаю шибко тяжелым... взвеваю его)
альберт леонов
как я понял из всего этого как есть сейчас:
при 6 дневной недели мы имеем каждый день утрочное и внеурочное обучение
при 5 дневной только урочную нагрузку, вся внеурочна в субботу
правильно понял?
Billy Neubilly Редакция СИА-ПРЕСС
тарас стал тем кем стал не благодаря учёбе и грамотности) это половина успеха) ня)
альберт леонов
понять не могу, по что меня заминусили когда привет читать из выступления Смолина, на СИА-Пресс он это говорил.
чем неугоден вопрос : во сколько ученик второй смены будет приходить домой при пятидневки?
альберт леонов
я так понимаю:
наших детей от книжек не оторвать, нет у них времени на их чтение, они каждую свободную минуту читают и читают, а в перерывах занимаются спортом и изучают английский!
без владения языка - никуда не устроиться!
не сторожем не продавцом, а как иначе?! все же по анГлицки написано и по телевизору на нем говорят!
не с тем боимся если это не "моя борьба" (по немецки не написал)
наподобие Дон Кихот. если уж все болеют за следствие не замечая причину: ШКОЛ не хватает! что будет через год-два?!!!!!!
тут не только в 2 смены а во все ТРИ учиться будут дети и по 30 ребятишек в классе!!!!!!!!
Трижды мама
"Четвертое. Отменить отрицательные оценки и домашние задания в начальной школе. Пятое. Снизить объем домашних заданий или отменить их вовсе старшеклассникам, готовящимся к ЕГЭ, которые из-за этой подготовки испытывают колоссальную нагрузку во внеурочное время." Вот с этим категорически не согласна! У меня двое школьников: сын учится в первом (правда, у него пятидневка), дочь - в седьмом. Д/з задают и тому, и другому. Не могу сказать, что их выполнение занимает львиную долю свободного времени детей. Ну а повторение, как известно, мать учения: не может быть ребенок каждый день на каждом уроке максимально сосредоточен. К вопросу о ЕГЭ: к нему детей начинают готовить уже с 5 класса, и все домашние задания, контрольные и тесты учитывают ЕГЭ. Отменять д/з и платить деньги репетитору - разве это разумно?
Трижды мама
И еще: как-то режет глаз "пятидневная система обучения". Точнее, думаю, "пятидневная учебная неделя".
альберт леонов Елена
что бы решить вопрос между 5 и 6 днями обучения надо провести
Референдум. самый демократический способ узнать мнение жителей города. не может ведь меньшинство диктовать свою волю большинству. не все сторонники или противники высказываются открыто.
отвечая за на Ваш вопрос скажу так: я за 5 дневку в 1 классе и за 6 дневку далее.
но больше всего я ЗА строительство новых школ. даже готов выйти на митинг или может даже одиночный пикет с требованием строительства больше школ в городе чем в последние лет 10.
Любовь Путилова
А мне интересен следующий вопрос: уже очевидно, что директор "Прогимназии" нарушила "Закон об образовании", значит она должна понести наказание за превышение служебного положения, а также за подделку документов. На сайте "Прогимназии" изменены все документы: устав, протоколы собраний родительского комитета. На одном из заседаний профкома она заявила с ехидством:"...мы и коллективный договор перепишем..." Все решения принимаются без участия педагогов. И вообще, разве имеет право человек, нарушивший закон, возглавлять коллектив?! Вот ходить по туалетам, расспрашивать уборщиц и вахтеров, собирать сплетни у этого "директора" получается лучше.
Еще бы с поборами школ разобраться. Я не против "помогать" деньгами школе, в которой учится мой ребенок, но только пусть будут честными и перестанут говорить о бесплатном образовании и установят таксу.
RDK альберт леонов
Зачем референдум? Хотите дополнительно учиться в субботу - Ваше право. Оставьте нам Наше право самим решать как использовать этот день. Тем более это регулируется российским законодательством.
Суворова
Я никогда даже не задумывалась - пятидневка или шестидневка! И вот первые успехи в музыкальной школе, у меня действительно загорелись глаза. И только школьная программа, лишние часы на мой взгляд проведенные в школе, мало кому нужное православие в начальных классах, история напичканная враньем, информатика (учебник гуманитарных формулировок. Ведь дети в основном хорошо владеют компьютером). Возьмите учебник истории за 3 кл.. Там, только в целях опорочит советскую власть, написали "..при советской власти все получали зарплату одинаковую - и те кто работал и те кто не работал" Были недостатки при любой власти! Сейчас их нет? Конечно. русский язык, математика, чтение, окружающий мир. правдивая история это основа и о сокращении не должно быть и речи. Другие предметы ради субботы можно сократить до минимума. Если ребенок получает второе образование, или основательно занимается в какой-то спортивной секции, то надо ли ему посещать физкультуру в школе. Придется лишь только потому, что физкультура может быть вторым уроком и т. д. Все упирается в расписание, но и это вопрос времени. Каждый должен осознать, если получать образование, то оно должно быть таким. что бы действительно "горели глаза", а не портило настроение от бестолку проведенному времени. Я за то что бы была пятидневка в школах.
Суворова альберт леонов
Да, это самое необходимое в настоящее время - строительство школ. Но наши господа,распоряжаясь народным достоянием, находят средства (миллиарды!) на строительство храмов, чиновники увлеклись проталкиванием храмов. Это называется объединением, только вот кто с кем объединился и против кого? Почему с Киртбая детей мы должны вести в школы в другие микрорайоны и ведь еще пятилетку будем возить. Почему решили строить храм там, где должен быть спортивный комплекс? Уже не до митинга а хочется арматурой по мягкому месту тем. кто строит жилье, загнали нас в ипотеку. дерут в три шкуры, а о самом важном забыли , о детях! Живите в 90-х!!!
Суворова Суворова
Каждый должен понять, что в начальных классах закладывается успех. Долой то, что этому мешает!
Суворова Трижды мама
Да,да! Мне лично в субботу нужен ребенок дома, когда я смогу полностью посвятить себя ему. С утра активный отдых - коньки, лыжи, музей. И конечно, нагнать упущенное в школе, во второй половине дня. Кто как не родители, могут отследить это и решить проблему.Ну а повторение, как известно, мать учения: не может быть ребенок каждый день на каждом уроке максимально сосредоточен. А программа рассчитана на робота.
Всеми руками за пятидневку! Пусть лучше на 1 урок будет больше ежедневно, но зато ещё один ЦЕЛЫЙ день у ребенка будет свободный!
Сергей Б
Пусть лучше на 1 урок будет меньше и пять дней.
Ребенок будет здоровым.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться

​Владимир Богданов дал сургутским чиновникам завуалированный и неприятный сигнал

​Владимир Богданов дал сургутским чиновникам завуалированный и неприятный сигнал

На юбилейном вечере Сургутнефтегаза он сказал, с кем «создал этот город»
Дмитрий Щеглов 17 октября в 17:37
2150 8
Шанс получить травму в аэропорту примерно такой же, как и просто в обычной жизни

Шанс получить травму в аэропорту примерно такой же, как и просто в обычной жизни

Об инциденте в «Пулково», где полуторагодовалая девочка упала с трапа
Евгений Дьячков, генеральный директор ОАО «Аэропорт Сургут» 17 октября в 16:07
482 4
Как Сургутнефтегаз влияет на город? Читатели siapress.ru считают, что еще как! // ИНФОГРАФИКА

Как Сургутнефтегаз влияет на город? Читатели siapress.ru считают, что еще как! // ИНФОГРАФИКА

Голосующая аудитория полагает, что компания по-прежнему главенствует в Сургуте
Редакция СИА-ПРЕСС 17 октября в 15:00
306 0
​В случае возвращения анти-иранских санкций баррель Brent подорожает до $70-75

​В случае возвращения анти-иранских санкций баррель Brent подорожает до $70-75

Каких-то значительных факторов, которые бы позволили рынку резко пойти вниз, не просматривается. А вот в пользу вероятного роста говорят и наметившаяся динамика в нефти, и позитивный внешний фон в целом
Александр Игнатов, финансовый советник Сургутского филиала БКС Премьер 17 октября в 12:10
246 0
Статья дня. ​Дневники клерка

Статья дня. ​Дневники клерка

С чего офигевают свеженазначенные губернаторы-технократы
Ростислав Мурзагулов вице-мэр Красногорска, бывший замглавы администрации Башкирии 17 октября в 09:33
543 1
​Хочу – ругаю! Хочу – хвалю!

​Хочу – ругаю! Хочу – хвалю!

Увидела странное видео с мужчиной, который, запинаясь, читает мой комментарий в своем видео блоге. История настолько печальная, что я не знаю, как ему ответить, чтобы снова не обидеть.
Татьяна Малинина, журналист, писатель 16 октября в 09:08
1377 21
​АРХИ – важный вопрос

​АРХИ – важный вопрос

Уж если в XVI веке смогли составить стратегию всерьез и надолго, что мешает сделать это сейчас?
Сергей Антонов 15 октября в 14:21
607 4
​Уроки для всех

​Уроки для всех

Сургутян приглашают на занятия в армянскую воскресную школу
Лилия Сулейманова 15 октября в 10:50
633 1
​«Как-нибудь выкрутимся, Володя»

​«Как-нибудь выкрутимся, Володя»

Первая встреча с Александром Усольцевым предопределила дальнейшую судьбу Богданова
Людмила Захарова 14 октября в 14:12
2426 0
​Генералы нефтяного гиганта

​Генералы нефтяного гиганта

Сургутнефтегазом всегда руководили профессионалы, но так, как диктовало время
Людмила Захарова 14 октября в 10:23
2107 0
​Сургутская власть потратила 1,3 млн рублей, чтобы перепроектировать третий этаж администрации

​Сургутская власть потратила 1,3 млн рублей, чтобы перепроектировать третий этаж администрации

Слухи об «элитном ремонте» этой части Энгельса, 8, начинают подтверждаться
Артем Мазнев, Дмитрий Щеглов 13 октября в 17:24
2363 8
​Активисты ОНФ в Югре подвели итоги проекта «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог» в Сургуте

​Активисты ОНФ в Югре подвели итоги проекта «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог» в Сургуте

Сургут, всего за два года сумел сделать колоссальный рывок с 56 на 13 место
Александра Соснина 13 октября в 17:16
629 0
​Сургутнефтегаз для города — это...

​Сургутнефтегаз для города — это...

Мнения известных сургутян о том, что компания значит для Сургута
Артем Мазнев 13 октября в 16:16
1141 0
​Владимир Богданов: «Многие думают, что мы сидим на озёрах нефти и купаемся в деньгах»

​Владимир Богданов: «Многие думают, что мы сидим на озёрах нефти и купаемся в деньгах»

Интервью о том, какие цели и задачи ставил перед собой руководитель Сургутнефтегаза Владимир Богданов
Беседовала Ирина Ленькина 13 октября в 15:16
3268 1
Больше мнений