Памятник Губкину, который снесли, не успев поставить, в 1988-м, народ бы ласково называл «губки» — ну, или «глазки».
Жалко, что в конце 80-х «худсовет» перед открытием памятника продемонстрировал свою полную художественную некомпетентность и позволил тогдашнему главному коммуняке города за ночь снести бульдозерами произведение искусства, которое точно стало бы символом города.
Может быть, еще наступят времена, и город позволит себе восстановить памятник, проект которого, предполагаю, сохранился. Местный музей, надеюсь, сумел его (проект) получить от авторов.
Кубизм памятника человеку, определившему будущее этого города, и кубический памятник его строителям, спасенный и восстановленный у кубического здания СИА-ПРЕСС — очень символическая перекличка, основательная.
Но так получилось, что памятник Губкину снесли.
Если предположить невероятное и памятник Губкину удалось бы тогда отстоять и сохранить, как некогда их сургутскую «Мадонну» в аэропорту, то скорее всего памятник Губкину сегодня представлял бы «Объект культурного наследия регионального значения».
Потому что авторами памятника были выдающие мастера художники-монументалисты:
-Леонид Григорьевич Полищук (22 июня 1925- 23 октября 2022) - советский и российский художник- монументалист, народный художник России (2012), член-корреспондент Российской Академии художеств (2009), лауреат Премии Правительства РФ (2015), участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
- его супруга Светлана Ивановна Щербинина (1930-2017), художник-монументалист, народный художник России, член- корреспондент Российской Академии художеств.
Все основные работы выполнены двумя авторами- Полищуком Леонидом Григорьевичем и Щербининой Светланой Ивановной: скульптура, станковая живопись, монументально-декоративные произведения (роспись, витраж, мозаика) для крупных общественных зданий:
в Москве, Уфе, Ташкенте, Сургуте, Генуе (Италия).
Некоторые работы в советские годы были уничтожены (например памятник Губкину в Сургуте, роспись «Пушкин» (1962-1965) в Царском Селе).
Дуэт художников участвовал в выставках в России и за рубежом: персональные выставки состоялись в Москве (1999, 2010, 2013).
Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее (СПб), Музее Русского Искусства Рея Джонсона США TMORA (Миннеаполис) в частных коллекциях в России и за рубежом.
Избранные произведения:
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
- «Двое» (Первая премия на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве 1957 год);
- «Счастье» - 1958 (Находится в коллекции «Музей Русского Искусства);
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (совместно с С.И. Щербининой)
- 1998 - «Пирамида» (3x2, 16 метра);
- 1998- 1990 - «Плач по афганцу» (3x3 м);
- 2000-2004 - «Предательство» (2,8x3,1 м);
- 2006- 2010 - «Реквием по народу Союза Советских Социалистических Республик» (2,84x4,2 м);
- 1989-1997 - «Лабиринт» (2,84x4,2 м);
- 1989- 1995 - «Коляска» (Мерилин Монро)» (3.0x3,05 м);
- 2005- 2006 - «Такая разная женщина» (2,82x3,36 м);
ВИТРАЖИ (совместно с С.И.Щербининой)
- 1967-1968 - (Институт автоматики и телемеханики, Москва);
- 1970 - «Космос», «Земля в цвету», «Мужчина и женщина» (гостиница «Интурист» Москва), (Объект культурного наследия регионального значения), утрачены при сносе здания в 2002 году;
- 1971 - «Мир» (12 м2, гостиница «Интурист», Запорожье);
- 1970- 1973 - «Пегас», «Победа добра над злом» (Дворец культуры химиков, Уфа);
- 1977- 1978 - «Гидронавты» (74 м2, Институт океанологии, Москва) (Объект культурного наследия регионального значения).
МОЗАИКИ (совместно с С.И. Щербининой)
- 1968- «История человеческой культуры» (Дом знаний, Ташкент);
- 1973- 1979 - «Исцеление человека» - на здании библиотеки 2-го Московского медицинского института (Объект культурного наследия регионального значения);
- 1979 - «Сургутская Мадонна» - на фасаде аэропорта Сургут;
- 1976- 1977 - «Бегущая олимпийка (Ташкент);
РОСПИСЬ ( совместно с С.И. Щербининой)
- 1979- 1988 - «Консилиум» Темпера. 250 м2, Москва, учебный корпус 2-го медицинского института. Архитекторы В.Фурсов, Ю.Афанасьев.
На долгом творческом пути дуэту довелось пережить подлинную трагедию для художника- гибель своих работ, причём таких крупных, как мозаики в Москве и огромный витраж в Уфе: они были уничтожены по воле идеологов КПСС.
Сильная, но неожиданная образность, необычный пластический язык, заряд мощной художественной экспрессии не вписывались в стандартные «нормативы» и представления для искусства по версии партийно- советских функционеров и чиновников от искусства.
Созданный дуэтом Полищук- Щербинина памятник Губкину в Сургуте за ночь был снесён бульдозером.
По силе воздействия, символичности, точности эмоционального посыла и степени обобщения их работы не имеют аналогов.
Авторы были убеждены, что воплощения достойны только вечные темы: рождение, материнство, смерть, боль, милосердие.
Вместе с тем художники выступали жесткими критиками событий отечественной и мировой истории. Главный герой их произведений- противоречивый, мятущийся, полный страданий и героизма XX век.
Конечно, место установки памятника Губкину на площади- развязке двух главных магистралей города вызвал неоднозначную реакцию у партийных и советских чиновников. Многим не понравился перенос в словах «Академику Губкину». Кому-то не понравилась форма куба 7x 7 м. Памятник не укладывался в стандарты тоталитарного режима и конечно обогнал свое время. Главный архитектор города Сургута того времени Оболонин, определяя место данному памятнику, не учёл консерватизма партийных органов, хотя в стране уже вовсю бушевала Перестройка. Да и художественный Совет города эскизы памятника рассмотрел и похоже согласовал их, ибо: и земля, и все разрешения на установку памятника были. Да само строительство памятника Губкина было поручено сургутскому горкому ВЛКСМ. Был возведён для памятникам земляной пьедестал, выполнен строймонтаж и так далее. Проделана была по сути большая работа. Бывшие первые секретари Сургутского горкома комсомола Сергей Кандаков, занимавший этот пост с 1984 по март 1988 года и сменивший его Александр Байков наверняка помнят всю эту эпопею Сургутского комсомола с памятником Академику Губкину.
К сожалению памятник Губкина в Сургуте снесли через сутки после его установки. Так бывает.
Но память об учёном, предсказавшим нефть в Югре, сохранилась в названии улицы Губкина в Сургуте, в названии города Губкинский на Ямале, в котором всё-таки установили памятник Губкину.
И есть надежда, что Сургутский краеведческий музей получит от хранителей творческого наследия Художников- монументалистов Полищука- Щербининой чертежи, эскизы и все необходимое, чтобы возродить этот памятник в Сургуте.
В каком формате и в каких локациях быть реконструкции памятника Губкина должна решить ГА. Возможно этот памятник будет в камерном формате. Возможно будет на открытых пространствах: на площадях города, в том числе и на Центральной площади, в парках или на улицах города.
Хотелось бы, чтобы все это было приурочено к 430- летию Сургута.
Но главное, чтобы величайшее творение художников-монументалистов Полищук- Щербининой стало наконец-то визитной карточкой города.
В 1988 году была допущена ошибка, но «работу над ошибками делать никогда не рано и никогда не поздно.
Ошибку надо исправить, по крайней мере, как дань уважения и памяти к Леониду Григорьевичу Полищуку- участнику Великой Отечественной войны, участнику Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, награждённого боевыми наградами: орденом Славы, медалями «За отвагу», «За взятие Вены», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Но какой такой режим и какой такой «главный коммуняка» за несколько суток, на наших глазах, снес Сургутский железнодорожный вокзал, которой сам по себе представлял памятник архитектуры в стиле советского модернизма (как и памятник Губкина выполненный в стиле советского модернизма), но и нёс в себе высокохудожественные мозаики художника-монументалиста Германа Вячеславовича Черемушкина.
Давайте обратимся к личности этого человека, ибо он достоин того, чтобы «страна знала своего героя ».
Черемушкин Герман Вячеславович (18 марта 1932) - советский и российский художник, монументалист и график, народный художник России (2007), почётный член Российской академии художеств (2014), профессор кафедры «Искусство графики» Московского государственного художественно- промышленной академии им. С.Г. Строганова (2002). Член ряда творческих союзов и организаций, в том числе:
- Союза художников СССР (1960);
- Союза художников России (1967);
- Международной Ассоциации Изобразительных Искусств АИАП ЮНЕСКО;
- Международного Художественного Фонда;
- Творческого Союза Художников России;
- Московского Союза Художников.
В 1970-е-1980-е Герман Черемушкин создал целый ряд монументально-декоративных решений и работ для учреждений культуры и промышленных объектов в Западной Сибири, за что в 1988 году от имени Президиума Верховного Совета РСФСР был награждён медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
В 1990 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 2007 году он получил звание «Народный художник России».
ТВОРЧЕСТВО
Среди наиболее значимых художественно-монументальных работ художника в советский период:
- разработка художественных образов павильонов СССР на международных выставках в Лондоне, Париже и Брюсселе (1963-1965);
- комплекс монументальных работ в Пятигорске (витражи, фрески, сграффито, кованый металл, 1962-1965):
- 100-метровое космическое панно во Дворце культуры самолётостроителей в Новосибирске (1968);
- комплекс монументальных работ в зданиях, парках, бассейнах минеральных вод в г.Ессентуки (1974);
- монументально- декоративное решение комплекса железнодорожного вокзала г.Тобольск (1975);
- мозаика и скульптурные композиции «Труд. Цветок. Май» на железнодорожной станции «Юность Комсомольская» Тюменской области (1976);
- панно в Доме Дружбы «Москва-Хельсинки» (1977);
- комплекс монументальных работ в здании Усть-Илимской ГЭС и во Дворце Культуры Усть- Илимска (керамика, флорентийская мозаика, рельефы, гобелены, театральные занавесы, блюда, напольные вазы, 1979-80);
- 4 мозаики «Тайга», «Энергия», «Нефть» и «Вода» и интерьеры железнодорожного вокзала г. Сургут (1988);
- декоративные работы для Дворца Культуры «Синтез» г. Тобольск (керамическое панно, театральный занавес 6x18 м, 1987-88);
- декоративные скульптуры «Каравелла и Якорь» на мосту через Москва- реку в районе Братеево-Марьино (1989-90);
- декоративные работы в здании городской Думы «История города Тобольска» (роспись темперой и 56 картин на историческую тематику (1988-1992);
- комплекс декоративные работ в здании «Сургутгазпрома» (1999).
В 1976 году Герману Черемушкину была присуждена премия Ленинского Комсомола за комплексное решение монументальных произведений Тобольского Вокзала на трассе «Тюмень-Сургут-Уренгой».
Работы Германа Черемушкина ныне находятся в двадцати музеях по всему миру: в Югославии, в Чехословакии, Мексике, Пакистане, Индии, Финляндии, Дании, Франции, США.
Четырнадцать работ Черемушкина приобрела Государственная Третьяковская Галерея.
С 1958 года Герман Черемушкин являлся участником ряда Всесоюзных, Всероссийских, московских и международных выставок.
В том числе состоялись следующие персональные выставки:
- 1966 - в Москве,
- 1995 - в Доме Правительства РФ,
- 1996 - персональная выставка в Италии (в трёх городах);
- 2003 - в Варшаве,
- 2007 - в Москве.
За свои работы Герман Черемушкин удостоен советских, российских и международных наград.
По определению Германа Черемушкина искусство- это прежде всего, человеческое переживание.
Вот так.
Третьяковская Государственная Галерея приобретает работы Германа Черемушкина, а Сургуте его монументальные произведения ломают.
Можно бесконечно «заламывать руки» в надежде привлечь туристов в наш город, можно для этих целей за несколько миллиардов рублей даже построить международный отель «Хилтон», но с таким подходом властей к сохранения культурного наследия города к нам может заскочить на день-два лишь Илья Варламов (иноагент) для того, чтобы сделать антирекламу нашему городу (вернее все обо…ть), и никакого отеля «Хилтон» ему наверняка не понадобится.
Смотрите. На носу у нас 430-летие города. А историческое и культурное наследие величайших и признанных мировых художников России Леонида Полищука- Светланы Щербининой и Германа Черемушкина, которые оставили свои произведения городу снесены или «тоталитарными» и «либеральными» режимами по воле «главных коммуняк- мэров».
А отмечать то мы будем не исторический юбилей Сургута, а похоже фестиваль «Соцветие» с его «шашлыками и лезгинкой».